Требования к уровню освоения содержания дисциплины. Учебно-методический комплекс

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра менеджмента

 

О.В. Челомбицкая, Ю.А. Дрыгина

 

 

ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ

Учебно-методический комплекс

 

Ростов-на-Дону


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

 

Кафедра менеджмента

 

Челомбицкая О.В., Дрыгина Ю.А.

Тайм-менеджмент: Учебно-методический комплекс. – Ростов-на-Дону: ЮРИУ РАНХиГС, 2014. – 27 с.

 

 

Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический план, программу курса, планы семинарских занятий, вопросы для подготовки к экзамену, список основной и дополнительной литературы, тесты и глоссарий.

Предназначен для студентов всех форм обучения по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация «Бакалавр»).

 

 

Печатается по решению кафедры.

Протокол № __ от _____________ 20__ г.

Общие сведения о курсе

Целями освоения дисциплины (модуля) «Тайм-менеджмент» являются:

· системное изложение методологии проблемы тайм-менеджмента и практическое усвоение методов, повышающих эффективность деятельности руководителя и организации в целом;

· овладение понятием эффективного использования рабочего времени;

· изучение методических и организационных основ тайм-менеджмента;

· получение учащимися опыта использования широкого диапазона инструментов организации времени;

· изучение теоретических и практических основ целепологания, планирования и исполнения намеченных действий.

Цели и задачи дисциплины

В экономике XXI века в связи с возрастанием темпов изменения и степени неопределенности экономической среды увеличивается потребность в повышении адаптивности организации, скорости ее реакции на изменения. Эта адаптивность становится одним из важнейших факторов конкурентоспособности организации как сложной системы. Одним из инструментов повышения адаптивности является корпоративное внедрение технологий тайм – менеджмента в качестве элемента системы менеджмента. Поэтому одним из требований к современному менеджеру является умение грамотно и рационально распоряжаться временем.

12 стр., 5842 слов

Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного ...

... компетентности, такие как обобщенные способы решения учебных задач (формулировка вопроса, наблюдение, фиксация и организация данных, их первичная интерпретация, презентация результатов),умение ... современной педагогической практике характеризуются вариативностью психолого-педагогических концепций, программ, методических систем, учебников. Это положение создает надежные предпосылки для решения ...

Основными целями изучения дисциплины «Тайм–менеджмент» являются:

– формирование у студентов общих знаний об основных понятиях, проблемах, методах, типах, принципах и составляющих современного тайм – менеджмента в условиях стремительно развивающейся рыночной экономики;

– формирование навыков в применении на практике современных технологий тайм – менеджмента с целью эффективного использования времени.

 

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

— стремлением к личностному и профессиональному саморазвитию (ОК-10);

— умением критически оценивать личные достоинства и недостатки (ОК-11);

— осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12);

— способностью анализировать социально значимые проблемы
и процессы (ОК-13);

— владеть одним из иностранных языков на уровне, обеспечивающем эффективную профессиональную деятельность (ОК-14);

— использовать его результаты для подготовки управленческих решений (ПК-47).

 

В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

· сущность и понятие времени как важнейшего стратегического ресурса организации;

· типы современного тайм – менеджмента;

· структуру индивидуального фонда времени;

· категории временных затрат современного менеджера;

· сущность целеполагания в системе управления временем

· основные методы инвентаризации;

· принципы календарного планирования;

· методы контроля в системе тайм – менеджмента;

· современные принципы деловых коммуникаций;

· основные программные продукты тайм – менеджмента;

· современные технологии управления временем;

уметь: применять в профессиональной деятельности полученные в ходе изучения дисциплины теоретические знания, а именно:

· применять методы инвентаризации с целью определения временных затрат;

· использовать на практике современные технологии для эффективной постановки организационных целей и планирования;

иметь представление:

· об исторических этапах развития тайм-менеджмента;

· об основных проблемах в процессе исследования в области тайм- менеджмента в системе управления бизнесом;

· об основных методах инвентаризации времени.

 

 

Тема 2.2 Постановка целей как основа эффективного управления временем

Понятие и сущность целеполагания. Система целей организации, ее свойства и структура. Ценностные аспекты организационных целей. Понятие целевой перспективы организации. Основные способы поиска и формирования целей. SMART- технология постановки целей. Методика Тони Бьюзена.

Тема 2.3 Планирование в системе тайм – менеджмента: принципы и правила планирования времени

Сущность календарного планирования. Основные признаки календарного планирования. Основные правила эффективного планирования. Система планов в сфере тайм – менеджмента. Система ежедневного планирования «Альпы». «Планировщик»: технология работы.

Тема 2.4 Контроль: обеспечение запланированного результата

Понятие контроля, его важность в системе управления временем. Основные виды контроля. Этапы контроля в системе тайм – менеджмента. Методы контроля.

Тема 2.5 Факторы, снижающие эффективность работы руководителя

Основные группы факторов, снижающих эффективность работы руководителя. Принцип Парето. Персональные правила эффективного рабочего дня менеджера.

 

Тема 2.6 Рациональная организация коммуникаций в системе корпоративного тайм — менеджмента

Деловое общение и принципы деловых коммуникаций. Построение эффективной системы коммуникации в организации. Формализация информации в бизнесе. Система межличностных коммуникаций руководителя. Основные цели и типы деловых совещаний. Планирование и подготовка совещаний. Правила проведения деловых переговоров. Процесс отслеживания «конструктивного тона» деловых совещаний.

 

Тема 2.7. Совершенствование рабочего места. Использование технических средств

Сущность понятия «эффективный рабочий стол». Современные методы совершенствования рабочего места менеджера. Система правил работы с деловой информацией и корреспонденцией. Правила использования технических средств с целью совершенствования рабочего места менеджера. Электронный органайзер MS Outlook. Компьютерная программа управления временем Time Assist. Инструментарий ТМ.

 

Тема 2.8 Фактор времени и современные управленческие технологии.

Время в высокотехнологической отрасли. Профессиональные стандарты и тайм – менеджмент для менеджера. «Лайф – менеджмент» как технология комплексного управления собственной жизнью и деятельностью. Теория решения изобретательских задач. Технология «ОТПАД». Система Дэвида Алена Getting Things Done. Программа Life Balance.

 

Практические задания для самостоятельной работы

Номер раздела дисциплины Наименование лабораторных (практических) работ
1. 1.3 Определение временных затрат индивидуального фонда времени сотрудника организации.
2. 2.2 Построение интеллект-карт по методики Тони Бьюзена для формулирования личных целей и задач, определения оптимальных путей их достижения.
3. 2.3 Формирование системы планов на день по технологии «Альпы».

 

 

Планы семинарских занятий

Целью проведения семинарских занятий является закрепление изученного на лекциях и в процессе самостоятельной работы материала, углубление знаний по основным разделам курса, промежуточный контроль знаний, а также развитие творческого мышления и навыков работы с периодической и специальной литературой при подготовке сообщений по актуальным и проблемным вопросам управления временем.

Цель проведения практических занятий – выработка практических навыков анализа и оценки различных методов управления временем руководителя. Подготовка к занятиям основана на изучении лекционного материала, обязательной учебной и научной литературы. Преподавателем оказывается консультационная помощь в подборе литературы, так как приведенный список литературы может быть расширен по усмотрению преподавателя.

Семинар 1.Понятие и виды времени. Индивидуальный фонд времени

Методические рекомендации по изучению темы. Изучение данной темы должно базироваться на теоретических основах управления временем, то есть включать рассмотрение следующих определений: «значение фактора времени», «фонд времени».

Рекомендуется проанализировать взаимосвязь качества продукции, качества работы и качества труда, выявить роль качества в повышении конкурентоспособности продукции.

 

 

Вопросы для обсуждения

1. Производительные и непроизводительные траты времени каждого человека.

2. Переструктурирование личного времени.

3. Основные элементы индивидуального фонда времени.

 

Терминологический словарь: индивидуальный фонд времени, рабочее время, внерабочее время, свободное время, время фактической работы, регламентированные рабочие перерывы.

 

Задание для самостоятельной работы:

Начертите диаграмму индивидуального фонда времени, разделив ее на сектора в зависимости от того, сколько в среднем времени в день вы тратите на работу и восстановление сил. Проанализируйте диаграмму и определите, насколько эффективно используется личное время.

Темы докладов:

1. Понятие времени как важнейшего стратегического ресурса.

2. Основные атрибуты времени.

3. Индивидуальный фонд времени и его структура.

Основная литература

1. Калинин С.И. Тайм – менеджмент. – СПб: Речь, 2006.

2. Новак Б.В. Тайм – менеджмент на компьютере. Как управлять своим временем эффективно. – СПб: Питер, 2007. – 128 с.

 

Дополнительная литература

1. Практическое руководство для решения повседневных проблем. –
М.: Приор-издат, 2003. – 272 с.

2. Друкер П. Эффективное управление / Пер. с англ. – М.: Гранд, 2002. – 272 с.

3. Зайверт Л. Если спешишь – не торопись: новый тайм-менеджмент
в ускорившемся мире. Семь шагов к эффективности и независимости
в использовании времени. – М.: АСТ, 2007. – 255 с.

Семинар 2. Фонд времени организации и стратегии управления временем

Методические рекомендации по изучению темы. При изучении данной темы следует опираться на основные составляющие фонда времени организации, понятия основных стратегий управления временем.

Рекомендуется рассмотреть понятие номинального фонда времени.

 

Вопросы для обсуждения

1. Общий фонд времени организации. Понятие номинального фонда времени.

2. Виды перерывов в работе.

3. Время полезной работы.

4. Явные и скрытые потери внутри рабочего дня.

5. Стратегии управления времени.

 

Терминологический словарь: скрытые резервы времени, табельный фонд времени, совокупное время работы, фонд времени, полезный фонд времени.

 

Темы докладов

1. Факторы, снижающие эффективность использования рабочего времени.

2. Структуру фонда времени организации.

3. Учет затрат рабочего времени.

4. Карточка времени А.К. Гастева.

 

Задание для самостоятельной работы: определить номинальный фонд времени, время полезной работы, регламентированные и нерегламентированные перерывы в работе, потери внутри рабочего дня на примере конкретной ситуации.

Основная литература

1. Калинин С.И. Тайм – менеджмент. – СПб: Речь, 2006.

2. Новак Б.В. Тайм – менеджмент на компьютере. Как управлять своим временем эффективно. – СПб: Питер, 2007 – 128 с.

 

Дополнительная литература

1. Друкер П. Эффективное управление / Пер. с англ. – М.: Гранд, 2002. – 272 с.

2. Зайверт Л. Если спешишь – не торопись: новый тайм-менеджмент в ускорившемся мире. Семь шагов к эффективности и независимости в использовании времени. – М.: АСТ, 2007. – 255 с.

3. Иголкина И.Н. Делегирование – способ повышения эффективности труда // Менеджмент сегодня. – 2013. – № 2. – С. 102-108.

4. Практическое руководство для решения повседневных проблем. –
М.: Приор-издат, 2003. – 272 с.

 

 

Семинар 3 Основные методы инвентаризации личного
и организационного времени

Методические рекомендации по изучению темы. Основой изучения темы является методы инвентаризации, их сущность и содержание. Необходимо обратить внимание студентов на сущность хронометража и технологию его выполнения, а также технологию проведения сложного анализа времени.

 

Вопросы для обсуждения

1. Понятие инвентаризации.

2. Современные методы инвентаризации личного и организационного времени.

3. Сущность хронометража и технология его выполнения.

4. Фотография рабочего времени (расчет нормального баланса).

5. Этапы инвентаризации времени.

6. Сущность простого анализа.

7. Технология проведения сложного анализа времени.

8. Качественные категории временных затрат менеджера.

9. Основные факторы и причины влияющие на сокращение полезного времени.

 

Терминологический словарь: понятие инвентаризации времени; основные методы инвентаризации; основные этапы инвентаризации и анализа времени, качественные категории кодификаторов (временных затрат).

 

Задание для самостоятельной работы:

Вычислять абсолютные и относительные затраты времени на примере конкретной ситуации. Определять причины возникновения факторов влияющих на сокращение полезного времени.

Основная литература

1. Захаренко Г.В. Тайм-менеджмент. – СПб: Питер, 2004. – 128 с.

2. Калинин С.И. Тайм-менеджмент: практикум по управлению временем. – СПб: Речь, 2006. – 341 с.

3. Кинан К. Управление временем. – М.: Эксмо, 2006. – 80 с.

Дополнительная литература

1. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М.: Издательский центр Академия, 2002. – 264 с.

2. Вронский А.И. Как управлять своим временем. – Ростов н/Д: Феникс, 2007, – 224 с.

3. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник. – М., 2000. – 450 с.

4. Горбачев А.Г. Тайм-менеджмент. Время руководителя: 24+2. –
М.: ДМК-пресс, 2007. – 128 с.

Семинар 4 Тайм – менеджмент как элемент системы управления. Постановка целей как основа эффективного управления временем

 

Методические рекомендации по изучению темы. Основой изучения темы является постановка целей как основа эффективного управления временем. Необходимо обратить внимание студентов на элементы системы управления.

 

Вопросы для обсуждения

1. Роль и место тайм – менеджмента в системе управления.

2. Сущность и понятие корпоративного тайм-менеджмента.

3. Классификация основных проблем в области корпоративного тайм – менеджмента.

4. Современные методы корпоративного тайм-менеджмента.

5. Диагностика тайм-менеджмента в организации.

6. Система целей организации, ее свойства и структура.

7. Ценностные аспекты организационных целей.

8. Понятие целевой перспективы организации.

9. Основные способы поиска и формирования целей.

10. SMART- технология постановки целей.

11. Методика Тони Бьюзена.

Терминологический словарь: корпоративный тайм-менеджмент, SMART- технология, методика Тони Бьюзена, система целей организации.

 

Задание для самостоятельной работы:

Заполните таблицы «Временной ряд для нахождения личных целей». Разделите свои жизненные цели по временным критериям в соответствии с таблицей.

Год Собственный возраст Возраст окружающих Особые события
               
               

Основная литература

1. Калинин С.И. Тайм-менеджмент: практикум по управлению временем. – СПб.: Речь, 2006. – 341 с.

2. Кинан К. Управление временем. – М.: Эксмо, 2006. – 80 с.

3. http://www.improvement.ru/glossary/gloss02.shtm

Дополнительная литература

1. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М.: Издательский центр Академия, 2002. – 264 с.

2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник. – М., 2000. – 450 с.

3. Вронский А.И. Как управлять своим временем. – Ростов н/Д: Феникс, 2007, – 224 с.

4. Горбачев А.Г. Тайм-менеджмент. Время руководителя: 24+2. – М.: ДМК-пресс, 2007. – 128 с.

5. Денисова Д. Повесть о потерянном времени // Эксперт. – 2010. – № 23. – С. 73. – Рецензия на книгу: Креншоу Д. Миф о многозадачности: к чему приводит стремление успеть все. – М.: Эксмо, 2010. – 176 с.

6. Карасев Е. Топ-менеджеры о тайм-менеджменте // Управление персоналом. – 2013. – № 18 (316).

– С. 70-76.

7. Милюков Е.С.Тайм-менеджмент как инструмент управления производительностью // Экономические науки. – 2011. – № 4. – С. 100-105.

8. Пшенишнюк И.А. Основные принципы рационального использования времени в современных условиях // Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология. – 2011. – № 2. – С. 14-22.

Семинар 5 Планирование в системе тайм – менеджмента: принципы и правила планирования времени

 

Методические рекомендации по изучению темы. Основой изучения темы является принципы и правила планирования времени.

Необходимо обратить внимание студентов на основные правила эффективного планирования, систему планов в сфере тайм-менеджмента.

 

Вопросы для обсуждения

1. Сущность календарного планирования.

2. Основные признаки календарного планирования.

3. Основные правила эффективного планирования.

4. Система планов в сфере тайм – менеджмента.

5. Система ежедневного планирования «Альпы».

6. «Планировщик»: технология работы.

Терминологический словарь: календарь планирования, система ежедневного планирования «Альпы», «Планировщик».

 

Задание для самостоятельной работы: сформируйте систему планов на день по технологии «Альпы».

Основная литература

1. Калинин С.И. Тайм-менеджмент: практикум по управлению временем. – СПб: Речь, 2006. – 341 с.

2. Зайверт Л. Если спешишь – не торопись: новый тайм-менеджмент
в ускорившемся мире. Семь шагов к эффективности и независимости
в использовании времени. – М.: АСТ, 2007. – 255 с.

Дополнительная литература

1. Девяткин А.С., Прокофьев Т.Н. Как эффективно планировать время, зная свой ТИМ, или Некоторые аспекты применения соционики в тайм-менеджменте // Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология. – 2010. – № 10. – С. 7-11.

2. Прентис С. Интегрированный тайм-менеджмент. – М.: Добрая книга, 2007. – 145 с.

3. Тики Кюстенмахер М., Тики Кюстенмахер В. Упростите свою жизнь. Наконец-то у нас стало больше свободного времени. – СПб: ДИЛЯ, 2006. – 53 с.

4. Ягер Д. Творческое управление временем в новом веке. – М.: Альпина-паблишер, 2005. – 174 с.

Семинар 6 Контроль: обеспечение запланированного результата

 

Методические рекомендации по изучению темы. Основой изучения темы является подходы к организации контроля использования времени.

Необходимо обратить внимание студентов на методы контроля, и этапы его реализации, а также важность обеспечения эффективности достижения запланированного результата.

 

Вопросы для обсуждения

1. Понятие контроля, его важность в системе управления временем.

2. Основные виды контроля.

3. Этапы контроля в системе тайм – менеджмента.

4. Методы контроля.

Терминологический словарь: контроль времени, этапы контроля, методы контроля.

 

Задание для самостоятельной работы: на основе конкретной ситуации разработайте систему внутреннего контроля с целью минимизации временных затрат.

 

Основная литература

1. Калинин С.И. Тайм-менеджмент: практикум по управлению временем. – СПб: Речь, 2006. – 341 с.

2. Зайверт Л. Если спешишь – не торопись: новый тайм-менеджмент в ускорившемся мире. Семь шагов к эффективности и независимости в использовании времени. – М.: АСТ, 2007. – 255 с.

Дополнительная литература

1. Прентис С. Интегрированный тайм-менеджмент. – М.: Добрая книга, 2007. – 145 с.

2. Тики Кюстенмахер М., Тики Кюстенмахер В. Упростите свою жизнь. Наконец-то у нас стало больше свободного времени. – СПб: ДИЛЯ, 2006. – 53 с.

3. Ягер Д. Творческое управление временем в новом веке. –
М.: Альпина-паблишер, 2005. – 174 с.

 

Семинар 7 Факторы, снижающие эффективность работы руководителя

 

Методические рекомендации по изучению темы. Основой изучения темы является факторы, снижающие эффективность работы руководителя, основные мероприятия по выявлению «поглотителей» времени.

 

Вопросы для обсуждения

1. Основные группы факторов, снижающих эффективность работы руководителя.

2. Принцип Парето.

3. Персональные правила эффективного рабочего дня менеджера.

Терминологический словарь: принцип Парето, эффективность работы, персональные правила рабочего дня.

 

Задание для самостоятельной работы:

Определить факторы, снижающие эффективность работы руководителя, на примере конкретной ситуации, и предложить свои варианты решения данной проблемы.

Основная литература

1. Калинин С.И. Тайм-менеджмент: практикум по управлению временем. – СПб.: Речь, 2006. – 341 с.

2. Зайверт Л. Если спешишь – не торопись: новый тайм-менеджмент
в ускорившемся мире. Семь шагов к эффективности и независимости
в использовании времени. – М.: АСТ, 2007. – 255 с.

Дополнительная литература

1. Прентис С. Интегрированный тайм-менеджмент. – М.: Добрая книга, 2007. – 145 с.

2. Тики Кюстенмахер М., Тики Кюстенмахер В. Упростите свою жизнь. Наконец-то у нас стало больше свободного времени. – СПб.: ДИЛЯ, 2006. – 53 с.

3. Ягер Д. Творческое управление временем в новом веке. –
М.: Альпина-паблишер, 2005. – 174 с.

 

Семинар 8 Рациональная организация коммуникаций в системе корпоративного тайм-менеджмента

 

Методические рекомендации по изучению темы. Основой изучения темы является деловые коммуникации в рамках организации и за ее пределами, управление временем при осуществлении деловых коммуникаций.

 

Вопросы для обсуждения

1. Деловое общение и принципы деловых коммуникаций.

2. Построение эффективной системы коммуникации в организации.

3. Формализация информации в бизнесе.

4. Система межличностных коммуникаций руководителя.

5. Основные цели и типы деловых совещаний.

6. Планирование и подготовка совещаний.

7. Правила проведения деловых переговоров.

8. Процесс отслеживания «конструктивного тона» деловых совещаний.

Терминологический словарь: деловые переговоры, деловые совещания, коммуникации.

 

Задание для самостоятельной работы: составить план проведения делового совещания на примере конкретной ситуации.

Практическое задание. Кейс «150 писем в день,
или как найти время на работу»

Описание проблемы

Наш герой (НГ) был принят на должность руководителя департамента в достаточно крупную фирму. Ранее он работал заместителем директора в существенно более скромной по размерам и известности компании того же профиля.

За первые две недели работы поток электронной корреспонденции вырос до 100 — 150 и более писем в день. А на прежней работе у НГ было в среднем не более десятка писем в день, и то казалось, что много…

Возник сначала немой вопрос, а потом и осторожные обращения к еще мало знакомым коллегам сопоставимого менеджерского положения, в чем тут дело, сколько писем получают они, и в целом, почему такие электронные сквозняки гуляют по компании. Ответы были примерно одинаковые: все получают много писем. Что тут такая корпоративная культура. Что, наверное, это полезно с точки зрения эффективности менеджмента, и подобные расплывчатые комментарии, которые, однако, заканчивались кивком на самый верх, что это установка первого лица и спорить бесполезно.

Первое лицо с недавних пор запретило всю бумажную переписку внутри компании. И одновременно дало команду на «снятие информационных барьеров» внутри и между подразделениями, что выразилось, в конечном итоге, в стремительном росте электронных писем по схеме, ведущей в пределе к связям «каждый с каждым». То есть, любой клерк имел право (это как бы даже поощрялось в соответствующем положении) написать любому начальнику, хотя бы и генеральному директору. Чем уже начинали пользоваться отдельные сотрудники с инициативой. И наоборот, тоже можно было, когда большой начальник пишет меморандум на самый низ, что однако еще никак не наблюдалось на практике, в основном между начальством сохранялся режим обычного обмена на смежных уровнях.

Как понял НГ, все делалось ради перехода к продекларированной в компании системе управления знаниями (на разработку была привлечена дорогая компания от гендиректора), для чего начали внедрять единое информационное пространство. А чтобы знаниями менеджмент мог управлять (извлекать и употреблять) самостоятельно и без посредников, был выпущен соответствующий приказ, работа с компьютерами была включена в основные требования к начальствующим должностям на всех уровнях, было проведено экспресс-обучение компьютерным основам всех руководителей подразделений.

Одновременно были значительно сокращены штаты секретарей. Их совсем убрали из департаментов и централизовали у топ-менеджмента, сделав корпоративным ресурсом, когда несколько секретарей, как бы в режиме общего пользования, выполняли поручения прежних подразделенческих начальников, что они делали, естественно, уже без прежнего энтузиазма…

На глазах возникала сулящая много всякого безбумажная технология работ самого передового уровня…

В период становления на должности, в течение своих «первых 100 дней», наш герой и без того имел массу проблем и вопросов в своей повседневной деятельности, пожирающих рабочее время, а этот мутный электронный поток писем, казалось, делал ситуацию с продолжительностью рабочего дня и с выходными практически неразрешимой. Не знаешь, за что хвататься.

НГ решил бороться с этой рутиной. Сначала он все письма прочитывал и на все отвечал, хотя бы чем-то вроде, «получил, спасибо», засиживаясь до глубокой ночи. Потом стал читать, но не отвечать ряду ниже по должности стоящих абонентов. Наконец, перестал и прочитывать письма, от тех, как ему казалось, бесполезных адресатов. Но на регулярных совещаниях (а их было, по крайней мере, четыре вида: у гендиректора, с заказчиками, со своими сотрудниками и с коллегами из смежных департаментов) он стал иногда попадать в ситуации, когда участники совещания ссылались, что по такому-то вопросу они (или их клерки) всех проинформировали рассылкой, а НГ был не в курсе, на чем стал терять очки.

Путь прямого действия (противодействия) не помог. Поэтому он решил более четко проанализировать и структурировать свою электронную переписку. НГ обнаружил и классифицировал источники, понял, что в основном письма идут от HR и других обеспечивающих подразделений, от топ-менеджмента, от заказчиков, от руководителей других департаментов, начальников служб, от руководителей проектов (своих и чужих), от собственных подчиненных руководителей и рядовых. Характерно, что писем «точка – точка» было довольно мало, все, казалось, специально старались уведомить о своих проблемах, да и просто поделиться информацией с возможно большим числом адресатов, типа «I am open для всех» (политика открытости поощрялась)…

Значительный объем возникал по линии внешней переписки с заказчиками, письмами из системы электронного документооборота, которые порождали собственные «струи» в этом электрическом гольфстриме, особенно когда надо было подготовить письмо по согласованию с несколькими подразделениями. В почту попадали также письма, связанные с существенными управленческими событиями из кадровой, плановой, финансовой и других корпоративных подсистем. Среди них приятной мелочью поначалу выглядели автоматические письма о днях рождения сотрудников с их ФИО, должностью и фотографиями (полезно оказалось для знакомства с коллективом), со стандартными текстами поздравлений.

Не забывала система напомнить и о праздниках, об отпусках, о рождении детей, о свадьбах сотрудников, о поощрениях и повышениях в должности и т.д. Венчали этот корпоративный электронный фонтан регулярные рассылки обзоров по тематике фирмы, в форме информационных подборок от PR-службы, новостей и аналитики. Кроме того, НГ сохранял (уже с трудом) давнюю привычку регулярно смотреть по подписке технические, экономические и политические интернет-новости из доверенных источников. В общем, читай — не хочу, скучать НГ не приходилось.

Однако НГ хладнокровно собрал данные, овладел фактурой, хорошо обдумал положение и продолжил борьбу, сформулировав для себя ряд задач для сокращения объема электронной переписки, приходящей в его адрес. В рамках своих полномочий, проведя необходимые подготовительные технологические и административные мероприятия, он через несколько месяцев добился значительного, в 2-3 раза, сокращения числа поступающих писем с перспективой дальнейшего уменьшения потока, без потери в качестве работы и выигрыше заметного личного времени, меньшей загрузки мозгов информационным шумом и соответствующего снижения невосполнимых затрат нервной энергии.

 

Вопросы по кейсу:

– Что можно сказать о корпоративной культуре данной компании?

– Как вы оцениваете инициативу (замысел и реализацию) первого лица по переходу к безбумажным технологиям и управлению знаниями?

– Какой перечень мероприятий на месте НГ предусмотрели бы вы для сокращения объема электронной переписки?

– Как правильно, на ваш взгляд, следовало бы организовать переход к безбумажным технологиям и управлению знаниями в компании?

Основная литература

1. Калинин С.И. Тайм-менеджмент: практикум по управлению временем. – СПб: Речь, 2006. – 341 с.

2. Зайверт Л. Если спешишь – не торопись: новый тайм-менеджмент в ускорившемся мире. Семь шагов к эффективности и независимости в использовании времени. – М.: АСТ, 2007. – 255 с.

Дополнительная литература

1. Прентис С. Интегрированный тайм-менеджмент. – М.: Добрая книга, 2007. – 145 с.

2. Тики Кюстенмахер, М., Тики Кюстенмахер, В. Упростите свою жизнь. Наконец-то у нас стало больше свободного времени. – СПб: ДИЛЯ, 2006. – 53 с.

3. Ягер Д. Творческое управление временем в новом веке. –
М.: Альпина-паблишер, 2005. – 174 с.

Семинар 9 Совершенствование рабочего места. Использование технических средств

Методические рекомендации по изучению темы. Основой изучения темы является технические средства, с помощью которых осуществляется совершенствование рабочего места и передачи информации.

 

Вопросы для обсуждения

1. Сущность понятия «эффективный рабочий стол».

2. Современные методы совершенствования рабочего места менеджера.

3. Система правил работы с деловой информацией и корреспонденцией.

4. Правила использования технических средств с целью совершенствования рабочего места менеджера.

5. Электронный органайзер MS Outlook.

6. Компьютерная программа управления временем Time Assist.

7. Инструментарий ТМ.

Терминологический словарь: деловые переговоры, деловые совещания, коммуникации.

 

Задание для самостоятельной работы: составить план работы с помощью электронного органайзера MS Outlook. Распечатать составленный план и представить на проверку.

Основная литература

1. Калинин С.И. Тайм-менеджмент: практикум по управлению временем. – СПб: Речь, 2006. – 341 с.

2. Зайверт Л. Если спешишь – не торопись: новый тайм-менеджмент в ускорившемся мире. Семь шагов к эффективности и независимости в использовании времени. – М.: АСТ, 2007. – 255 с.

Дополнительная литература

1. Прентис С. Интегрированный тайм-менеджмент. – М.: Добрая книга, 2007. – 145 с.

2. Тики Кюстенмахер М., Тики Кюстенмахер В. Упростите свою жизнь. Наконец-то у нас стало больше свободного времени. – СПб: ДИЛЯ, 2006. – 53 с.

3. Ягер Д. Творческое управление временем в новом веке. –
М.: Альпина-паблишер, 2005. – 174 с.

Вопросы для подготовки к зачету

1. Анализ «цель-средство». Основные принципы создания личных стандартов.

2. Анализ в профессиональной и личной сферах.

3. Анализ основных методов инвентаризации личного и организационного времени

4. Дифференциация целей по временным критериям.

5. Значение постановки целей. Нахождение целей.

6. Инвентаризация целей

7. Метод структурирования внимания.

8. Мышление, направленное на эффективность.

9. Неоднородность времени и ограниченность внимания.

10. Нормирование, планирование и контроль исполнения проектов.

11. Определение самоменджмента.

12. Организационные приемы вхождения в деятельность. Преодоление стартовых препятствий. Значение времени.

13. Основные способы повышения личной и корпоративной эффективности

14. Построение аналитики: способы оценки личной эффективности.

15. Потери времени

16. Правило ежедневного анализа времени

17. Предпосылки возникновения тайм-менеджмента

18. Принципы и правила планирования времени. Система планирования времени: долгосрочные, годовые, квартальные, месячные, недельные и дневные планы.

19. Принципы управления временем.

20. Принятие решений и контроль в тайм-менеджменте

21. Природа стратегического решения и роль обзора в его принятии.

22. Проведение хронометража: цели и результаты

23. Развитие консалтинговых услуг в области тайм-менеджмента

24. Развитие теории об эффективной организации времени в ½ ХХ века в западном менеджменте

25. Развитие теории об эффективной организации времени в ½ ХХ века в отечественной науке

26. Разработка ясных целей и задач.

27. Разработки «классического» тайм-менеджмента советских ученых

28. Рационализаторство и понятие «творческой лени». Метод ограниченного хаоса.

29. Рекомендации по рациональной организации труда менеджера.

30. Ресурсно-календарный график планирования времени.

31. Семь базовых способов планирования и целеполагания.

32. Сильные и слабые стороны личной организации труда.

33. Система Брайана Трейси по целеполаганию и планированию.

34. Способы инвентаризации времени.

35. Становление «классического» тайм-менеджмента в 50–90-е гг. ХХ века на Западе

36. Схематическое обобщение: основные направления личного ТМ-развития

37. Технологии и методы современного тайм-менеджмента, направленные на повышение эффективности деятельности коммерческих организаций

38. Тотальное управление качеством: стандарты, системы, модели.

Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Архангельский Г.А. Корпоративный тайм-менеджмент. –
М.: Альпина бизнес бук, 2010. – 288 с.

2. Архангельский Г.А. Организация времени. – СПб: Питер. – 2006. – 448 с.

3. Архангельский Г.А. Организация времени: от личной эффективности к развитию фирмы. – М.: АиСТ-М, 2003. – 190 с.

4. Атаманчук Г.В. Управление – фактор развития (размышления об управленческой деятельности).

– М., 2002. – 374 с.

5. Добротворский И.Л. Самоменеджмент: эффективные технологии. Практическое руководство для решения повседневных проблем. –
М.: Приор-издат, 2003. – 272 с.

6. Друкер П. Эффективное управление / Пер. с англ. – М.: Гранд, 2002. – 272 с.

7. Зайверт Л. Если спешишь – не торопись: новый тайм-менеджмент
в ускорившемся мире. Семь шагов к эффективности и независимости
в использовании времени. – М.: АСТ, 2007. – 255 с.

8. Захаренко Г.В. Тайм-менеджмент. – СПб: Питер, 2004. – 128 с.

9. Калинин С.И. Тайм-менеджмент: практикум по управлению временем. – СПб: Речь, 2006. – 341 с.

10. Кинан К. Управление временем. – М.: Эксмо, 2006. – 80 с.

11. Мерзлякова Е.Н. Эффективный тайм-менеджмент для офисного работника. – СПб: Речь, 2007. – 240 с.

12. Моргенстерн Д. Технология эффективной работы. 9 ключевых навыков самоорганизации. – М.: Добрая книга, 2008. – 336 с.

13. Прентис С. Интегрированный тайм-менеджмент. – М.: Добрая книга, 2007. – 145 с.

14. Тики Кюстенмахер М., Тики Кюстенмахер В. Упростите свою жизнь. Наконец-то у нас стало больше свободного времени. – СПб: ДИЛЯ, 2006. – 53 с.

15. Ягер Д. Творческое управление временем в новом веке. –
М.: Альпина-паблишер, 2005. – 174 с.

Дополнительная литература

 

1. Адамс Б. Время: секреты управления. – М.: АСТ Астрель, 2004. – 304 с.

2. Азарова О.Н. Тайм-менеджмент за 30 минут. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 160 с.

3. Аллен Д. Как привести дела в порядок: искусство продуктивности без стресса. – М.: Вильямс, 2007. – 368 с.

4. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М.: Издательский центр Академия, 2002. – 264 с.

5. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник. – М., 2000. – 450 с.

6. Вронский А.И. Как управлять своим временем. – Ростов н/Д: Феникс, 2007, – 224 с.

7. Горбачев А.Г. Тайм-менеджмент. Время руководителя: 24+2. –
М.: ДМК-пресс, 2007. – 128 с.

8. Гупалов В.К. Управление рабочим временем на предприятии. –
М.: Полярис, 2001. – 192 с.

9. Девяткин А.С., Прокофьев Т.Н. Как эффективно планировать время, зная свой ТИМ, или Некоторые аспекты применения соционики в тайм-менеджменте // Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология. – 2010. – № 10. – С. 7-11.

10. Денисова Д. Повесть о потерянном времени // Эксперт. – 2010. – № 23. – С. 73. – Рецензия на книгу: Креншоу Д. Миф о многозадачности: к чему приводит стремление успеть все. – М.: Эксмо, 2010. – 176 с.

11. Иголкина И.Н. Делегирование – способ повышения эффективности труда // Менеджмент сегодня. – 2013. – № 2. – С. 102-108.

12. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. – СПб: Питер, 2003. – 455 с.

13. Карасев Е. Топ-менеджеры о тайм-менеджменте // Управление персоналом. – 2013. – № 18 (316).

– С. 70-76.

14. Кови С. Семь навыков высокоэффективных людей. – М.: Омега-Л, 2005. – 114 с.

15. Милюков Е.С.Тайм-менеджмент как инструмент управления производительностью // Экономические науки. – 2011. – № 4. – С. 100-105.

16. Пшенишнюк И.А. Основные принципы рационального использования времени в современных условиях // Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология. – 2011. – № 2. – С. 14-22.

17. Тики Кюстенмахер М., Тики Кюстенмахер В. Упростите свою жизнь. Мастер-класс по организации рабочего дня. – СПб: ДИЛЯ, 2006. – 65 с.

18. Фрай Р. Стань организованным. – СПб: ДИЛЯ, 2006. – 128 с.

Материально-техническое обеспечение дисциплины. Помещение для проведения лекционных занятий укомплектованное специализированной мебелью, техническими средствами для представления учебной информации

Помещение для проведения лекционных занятий укомплектованное специализированной мебелью, техническими средствами для представления учебной информации студентам. Программное обеспечение: справочно-правовая система «Консультант плюс», Интернет.

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

 

В рамках дисциплины предусмотрены: лекции, семинарские занятия, во время которых обсуждаются вопросы, проводятся контрольные и самостоятельные работы, делаются устные сообщения по теме занятий, проводятся деловые игры и т.д. Самостоятельная работа студентов включающая усвоение теоретического материала, подготовку к практическим занятиям, выполнение индивидуальных заданий, рефератов, работа с учебной и учебно-методической литературой, подготовка к текущему контролю успеваемости, к зачету и экзамену, тестирование по отдельным темам дисциплины, НИРС, консультирование студентов по вопросам учебного материала, написание тезисов, статей, докладов на конференцию.

На основе анализа индивидуальных результатов выполнения методик и прослушанного материала студенты должны письменно подготовить эссе на тему «Моя временная компетентность» или «Инвентаризация компонентов временной компетентности» по результатам которого выставляется зачет.

Структура эссе включает следующие разделы:

субъективное восприятие времени (анализ индивидуальной временной перспективы и персональной концепции времени);

тип личностной организации/практической регуляции времени (оценка t-шага);

оценка индивидуальных временных затрат времени (анализ временных затрат);

анализ персональной системы управления временем (временные потери или характерные поглотители времени, особенности стиля и ритмов работоспособности);

качественная характеристика полученных результатов, анализ проблемных областей и индивидуальный план оптимизационных мероприятий.

Тесты

 

1. Составляя план на день, Вы обычно руководствуетесь следующим принципом:

a) прийти на работу минут за 15 до начала рабочего дня и при планировании закладывать 20% резерва времени на непредвиденные обстоятельства, руководствуясь правилом Парето;

b) заранее распланировать день поминутно, т.к. обычно точно известно, что предстоит сделать;

c) накануне вечером написать план дел на следующий день в порядке убывания их приоритетности, оставив в резерве 40% свободного времени;

d) написать желаемый список дел, которые необходимо сделать сегодня, не привязывая ко времени, т.к. следовать четкому плану все равно невозможно.

 

2. Хронометраж в работе используется для:

a) установления временных затрат на ту или иную операцию;

b) определения «поглотителей» времени;

c) личной мотивации на эффективное выполнение дел/задач;

d) предотвращения личной неорганизованности.

 

3. Личный настрой на работу – важный компонент эффективной работы. Как Вы поступите, чтобы восстановиться, если утром Вам испортили настроение (нахамил Клиент, повздорили с коллегой, вызвал «на ковер» начальник):

a) выделите себе 5-10 минут, выпьете кофе/чай;

b) найдете предлог, чтобы выйти на улицу и подышать, переключиться;

c) все важные дела перенесете на вторую половину дня, а сейчас будете выполнять рутинную, несрочную работу;

d) позвоните и расскажите тому, кто Вас поддержит и поможет настроиться на работу.

 

4. Если предстоит сложная работа, которая требует сосредоточенности, Вы:

a) все остальные дела передадите коллегам, чтобы на них не отвлекаться;

b) закроете на ПК все неиспользуемые окна и электронную почту;

c) ничего не измените, будете работать в прежних условиях;

d) уберете все отвлекающие предметы с рабочего стола.

5. Что Вы предпримите, если в течение рабочего дня ощущается нехватка времени, что проявляется в задержках после работы, работе в выходные, не выполнении дел к сроку:

a) проведете хронометраж дня, а лучше недели;

b) проанализируйте прошедший рабочий день и расставите приоритеты и на их основе напишите план на следующий день;

c) проведете хронометраж дня и сопоставите с хронометражем выполнения аналогичных дел коллегами;

d) проведете хронометраж дня, обнаружите поглотители времени и примените способы повышения эффективности.

 

6. Представьте себе, что Ваш рабочий стол располагается таким образом, что ни один сотрудник не может пройти мимо, не поболтав с Вами. Это Вас очень отвлекает. Что Вы предпримете, чтобы избежать отвлечений:

a) не будете поднимать голову, когда кто-то проходит мимо;

b) переставите стол в другое место;

c) подходящим сотрудникам будете отвечать односложно и не поддержите разговор;

d) притворитесь глухим и немым и не будете реагировать на коллег.

 

7. Если Вы выполняете важную работу, и Вас отвлекают постоянные телефонные звонки, то Вы:

a) выключите и рабочий и мобильный телефон, чтобы ничего не отвлекало от работы;

b) переведете все звонки на сотрудника-коллегу, который в курсе всех ваших дел;

c) переведете все звонки на секретаря, попросив, чтобы Вас соединяли только с конкретным перечнем людей;

d) будете отвечать сами на звонки, а потом переводить на тех коллег, которые могут решить конкретный запрос.

 

8. Представьте, что на планерке Вам выдали огромный список дел, которые необходимо выполнить. Вы не можете сориентироваться и решить, что делать в первую очередь, а что можно отложить. Что вы предпримите?:

a) почитаете специальную литературу по постановке приоритетов;

b) посоветуетесь с коллегой как поступить в такой ситуации;

c) спросите у руководителя, какие дела стоит выполнять в первую очередь;

d) выделите из списка наиболее важные и срочные и именно их начнете выполнять. А после их завершения по той же схеме будете разбираться с остальными.

 

9. Специфика Вашей работы предполагает частые разъезды по городу и ожидания (пробки на дорогах, ожидание в приемной).

Чем Вы обычно занимаетесь в это время?

a) используете это время как возможность позвонить другим клиентам, проконтролировать поставки/отгрузки;

b) смотрите в окно автомобиля или изучаете информацию на стендах в приемной;

c) всегда найдется, о чем поговорить с попутчиками или с сотрудниками компании клиента;

d) используете возможность отдохнуть от напряженного ритма и переключиться.

 

10. К Вам как квалифицированному специалисту за помощью постоянно обращаются коллеги. Вам это, безусловно, приятно, однако подобные отвлечения отрывают у Вас много времени, и Вам для завершения своих дел приходится оставаться после работы или работать в авральном режиме. Как Вы поступите, чтобы изменить сложившуюся ситуацию?:

a) перестанете помогать коллегам, объяснив, что не успеваете выполнять свою работу. Они Вас поймут;

b) будете помогать только тем, у кого действительно сложная ситуация;

c) будете в двух-трех словах/пунктах отвечать на их вопросы, а во время своего перерыва проконсультируете подробнее;

d) подумаете, как увеличить свою эффективность, чтобы подобные обращения не мешали Вашей работе.

 

11. К жесткому планированию относится:

a) расписание рабочего дня;

b) выделение приоритетов методом «окно» Эйзенхауэра;

c) задачи, которые имеют дату начала и дату конца;

d) ответ 1 и 2.

 

12. «Слоновьи задачи» решаются при помощи метода:

a) равномерного распределения времени на задачу;

b) декомпозиции целей с назначением сроков;

c) «приготовления бифштексов»;

d) все перечисленное верно.

 

13. Задачи «лягушки» это:

a) неприятные и короткие во времени задачи;

b) задачи, которые не относятся к Вашим ключевым областям деятельности;

c) важные и неприятные задачи;

d) верны ответы 1 и 3.

 

14. Кайрос это:

a) люди и места;

b) удобный момент;

c) люди, места, обстоятельства;

d) категории в MS Outlook.

 

15. Ключевых областей рабочей деятельности должно быть:

a) одна;

b) две;

c) от 5 до 7;

d) до 10.

Глоссарий

Альтернативная стоимость времени (по аналогии с альтернативной стоимостью денег в экономике) – это стоимость тех благ, которые вы могли получить в единицу времени, но от которых вы отказались, приобретя на эту единицу времени что-то еще.

Органайзер – средство фиксации и структурирования целей и задач, привязки их к времени выполнения. Кроме классических бумажных и электронных органайзеров, возможны нетривиальные варианты, напр. разграфленный каким-либо содержательным образом лист ватмана на стене, на который прикрепляются стикеры с задачами.

Планирование / Привязка задач ко времени. Планирование предполагает создание модели будущих действий (как правило в форме их последовательности с привязкой к более или менее точному времени исполнения) и максимальное следование этой модели. Привязка задач ко времени – более широкое понятие, включающее в себя способы реагирования на неожиданно возникающие обстоятельства, в частности – технологии выбора в ходе деятельности оптимального времени выполнения для задач, по своей специфике ни к какому точному времени (заранее) не привязанных.

Поглотители времени – обстоятельства (люди, задачи, особенности внешней среды, и т.п.), приводящие к неэффективной трате времени. Важно понимать, что как определение эффективности использования времени, так и отнесение каких-либо обстоятельств к поглотителям, является субъективным и зависящим от системы ценностей конкретного лица, анализирующего свою деятельность.

Ежедневник – органайзер, основным элементом которого является система бланков планирования на календарный год (как правило, одна страница на день либо один разворот на неделю).

Обычно не содержит механизмов работы с целями и по этой причине удобен только для оперативного и тактического планирования, при наличии большого количества задач, привязанных к точному времени исполнения (напр. встреч).

Задача / проблема. Различные формы описания исходной ситуации, задающего направление движения. Различаются уровнем конкретности и точности; задача эквивалентна SMART-цели, проблема – надцели.

Задачная / проблемная ситуации. Отличаются степенью понимания субъектом желаемого результата. Задачная ситуация – четко понятно, чего необходимо достигнуть и как это сделать; проблемная ситуация – нет четкого понимания ни того, ни другого.

Командный тайм-менеджмент. Дисциплина на пересечении личного тайм-менеджмента и общего менеджмента, рассматривающая вопросы взаимосвязи систем личного тайм-менеджмента работников, не находящихся в отношении подчиненности, т.е. командный тайм-менеджмент отличается от корпоративного меньшей возможностью применения инструментов принуждения и большей необходимостью применения инструментов согласования планов.

Контекстное планирование – структурирование списка дел в соответствии с оптимальными для их выполнения контекстами; отслеживание в ходе деятельности «появления» или «приближения» различных контекстов и выполнение в эти моменты соответствующих дел.

Концентрация внимания. На оперативном уровне – сосредоточение психологического внимания на какой-либо задаче; на стратегическом уровне – уделение задаче или проекту значительной доли ресурсов времени.

Концентрируемость задачи во времени – отношение необходимых на выполнение задачи затрат времени к календарной длительности ее выполнения (количеству дней от начала до завершения).

Как правило чем выше «проблемность», интеллектоемкость задачи, тем ниже ее «концентрируемость», т.к. любым сильным мыслям и нетривиальным решениям требуется некоторое время на «вызревание». Учет концентрируемости задач во времени – один из возможных шагов от механистического планирования к органическому.

Корпоративный тайм-менеджмент. В широком смысле слова – любые комплексные технологии организации деятельности фирмы, тесно связанные с оптимизацией временных ресурсов. Например, управление проектами, тотальное управление качеством. В узком смысле слова – дисциплина на пересечении личного тайм-менеджмента и общего менеджмента, рассматривающая связь личного тайм-менеджмента работников с системой управления фирмой.

Ресурсно-календарное планирование – технология планирования и бюджетирования расходов времени, заключающаяся в «раскройке» бюджета времени, представленного в виде поля (дни по горизонтали, часы по вертикали), с учетом календарных привязок (deadlines) и приоритетности задач (на более приоритетные ресурс времени «выкраивается» в первую очередь).

При этом ресурсно-календарный график задает не время выполнения задач в течение дня, но количество времени, которое необходимо на них выделить, являясь таким образом скорее инструментом бюджетирования времени, чем планирования. График является примером перенесения в личную работу инструментов управления проектами (календарного и ресурсного графиков, объединенных в один график), упрощенных с учетом отличий организации личной работы от корпоративной деятельности.

Учебный органайзер – инструмент обучения тайм-менеджменту, состоящий из органайзера (набора готовых ТМ-бланков и пустографок) с распределенными в нем теоретическими блоками и практическими заданиями на несколько недель самостоятельного обучения тайм-менеджменту. Позволяет достигнуть более высокой «внедряемости» ТМ-методов, за счет распределения практических упражнений по времени, их основанности на реальном, а не учебном материале, а также за счет наличия готового прототипа системы личной работы в виде органайзера.

Фокус внимания – область органайзера или любой его части (при этом в качестве «органайзера» может выступать рабочее пространство), в которой сосредоточены указатели на задачи, на которых необходимо концентрировать внимание в данный момент времени.

Функционирование / развитие – два основных режима осуществления деятельности, соответственно стабильного, предсказуемого получения известных результатов, и нестабильного, трудно предсказуемого, скачкообразного выхода деятельности на новый качественный уровень.

 

Содержание

 

Общие сведения о курсе ………………………………………………………………
Программа курса……………………………………..…………….…….………….
Планы семинарских занятий……………………………….……………………….
Вопросы для подготовки к зачету……………………………………………………………….
Рекомендуемая литература…………………….………..………………………….
Материально-техническое обеспечение дисциплины………………………….
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины…………..
Тесты………………………………………………………………………………….
Глоссарий……………………………………………………………………………..

 

Учебное издание