Методические рекомендации по курсу «Профессиональная этика в работе психолога»

Белорусский государственный университет

Факультет философии и социальных наук

Кафедра философии культуры

Зеленкова И. Л.

(учебно-методическое пособие для студентов

отделения психологии ФФСН)

Минск –2010

УДК 17(075.83)

ББК (87.7)

Рекомендовано к изданию

Ученым советом факультета философии и социальных наук

(Протокол № 6 от 11.05.2010)

Р е ц е н з е н т ы:

старший преподаватель кафедры философии культуры С. П. Жукова,

доцент кафедры философии и методологии науки А. В. Барковская

Зеленкова И. Л.

Методические рекомендации по курсу «Профессиональная этика в работе психолога» (учебно-методическое пособие для студентов отделения психологии ФФСН).

– Мн., БГУ, 2010.

Данное учебно-методическое пособие содержит комплекс информационных и методических материалов, необходимых для целенаправленной организации процесса изучения студентами отделения психологии курса «Профессиональная этика в работе психолога». Представленная концепция преподавания ориентирована на современный уровень образовательных технологий в соответствии со спецификой специальности и содержит разнообразные возможности для творческого освоения студентами данного учебного курса.

Работа адресована студентам отделения психологии факультета философии и социальных наук Белгосуниверситета.

УДК 17(075.83)

6 стр., 2777 слов

Отделение срочного социального обслуживания

... и муниципальных учреждений»     Отделение срочного социального обслуживания Отделение срочного социального обслуживания является структурным подразделением КОГАУСО «Зуевский центр социальной помощи семье и детям» создается и ... детей» 22. Положение о службе практической психологии в системе министерства образования РФ 23. Закон КО «О социальном обслуживании граждан в Кировской области» 24. ...

ББК (87.7)

©Зеленкова И.Л. 2010

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Предисловие

Раздел 1. Теоретико-методические основания преподавания курса «Профессиональная этика в работе психолога»

  1. Целевые и концептуальные ориентации преподавания курса
  2. Примерная программа курса
  3. Тематический план

Раздел 2. Организационно-методическое обеспечение стратегии

преподавания курса «Профессиональная этика в работе психолога»

  1. Рейтинговая система: формальные и содержательные компоненты

2.2. Семинарские занятия

  1. Контролируемая самостоятельная работа студентов

Раздел 3. Вспомогательные материалы

3.1. Вопросы для подготовки к зачету

3.2. Основная и дополнительная литература по курсу

П Р Е Д И С Л О В И Е

Уважаемые студенты! Преподавание и, соответственно, изучение гуманитарных курсов может осуществляться различными способами в зависимости от конкретных реалий учебного процесса (количество часов, предписанная субординация отдельных форм учебной работы, специализация, особенности студенческой аудитории, ваши индивидуальные предпочтения и т. п.).

Эффективность концепции преподавания, стимулирующего адекватное освоение вами данного курса, определяется множеством факторов, важнейшими из которых следует признать ее сущностное и формальное соответствие специфике этического знания в целом, а также субъект-субъектный характер взаимодействия преподавателя и студентов. Именно такие установки предопределяли процесс создания теоретико-методической модели преподавания этики на ФФСН, которая в настоящее время реализуется на практике в относительно целостном виде, что, разумеется, не исключает ее постоянной коррекции и совершенствования. В данном случае предлагается адаптация данной модели применительно к специфике курса «Профессиональная этика в работе психолога» и, естественно, к специфике обучения студентов отделения психологии ФФСН в контексте нового образовательного стандарта, заданного предписаниями Министерства образования РБ. Поскольку этот стандарт не предусматривает отдельного преподавания курса «Этика», в данном учебном курсе предполагается совмещение необходимой информации по этическому знанию в целом и по его использованию в профессиональной деятельности психолога.

Необходимость краткой характеристики главных компонентов этой модели в специальном учебном пособии связана с обязательностью предоставления вам четко фиксированной информации относительно тех «правил игры», которые будут определять ваше приобщение к этическому знанию. Пользуясь этой информацией, вы сможете индивидуально планировать свои образовательные усилия, осознавая их целесообразность и результативность. Другими словами, данная методичка ориентирована на ваши интересы, поэтому советуем вам внимательно ее изучить.

9 стр., 4211 слов

Основы медицинской этики, психологии, деонтологии, прогресс

... заложенные «отцом медицины» Гиппократом (460-377гг. до н.э.), лежат у истоков врачебной этики как таковой. В своей знаменитой «Клятве», Гиппократ сформулировал обязанности врача перед ... для информированного согласия. Под информированным согласием понимается добровольное принятие па­циентом курса лечения или терапевтической процедуры после предоставления врачом адекватной информации. Можно условно ...

Кроме того, наличие такого пособия целесообразно с позиции экономии учебного времени, которое пришлось бы тратить на разъяснение организационных особенностей преподавания курса.

Данное учебное пособие структурировано по достаточно простому принципу содержательной и методической взаимосвязи трех основных разделов: в первом обозначаются важнейшие стратегические установки преподавания данного курса; во втором описывается «технология» их осуществления; в третьем размещены некоторые вспомогательные материалы, конкретизирующие предыдущую информацию. В соответствии с этим, вы имеете возможность заранее узнать, как будет «устроено» преподавание курса; какие у вас есть варианты работы для «накопления» приличного рейтинга; какие источники нужно изучить при подготовке к практическим занятиям.

И еще одна «вводная» рекомендация: при изучении данной методички обращайте, пожалуйста, внимание на различные выделения в тексте (курсив, жирный шрифт, подчеркивание), поскольку эта формальная символика имеет неформальное, существенное значение, привлекая ваше внимание к самому важному.

Раздел 1. Теоретико-методические основания преподавания курса «профессиональная этика в работе психолога»

Уважаемые студенты! Несмотря на то, что данный раздел методички может показаться вам достаточно формальным, рекомендуем все же обратить на него внимание в самом начале ознакомления с курсом, поскольку он фиксирует совокупность целевых установок, учет которых способен придать вашим образовательным усилиям некоторую целостность. Кроме того, информация, размещенная в данном разделе, поможет вам понять, на что будет ориентирован преподаватель при оценке вашей деятельности.

  1. Целевые и концептуальные ориентации в преподавании курса.

Основная цель данного курса — представить студентам систематизированную информацию по фундаментальным аспектам этического знания в его историческом, теоретическом и прикладном (в том числе – профессиональном) преломлении, которая сущностно необходима в деятельности психолога.

Фундаментальной установкой стратегии преподавания данного курса является единство информационного и ценностно-ориентирующего аспектов этического знания в целом, что предопределяет ряд задач более конкретного характера, т.е. приобщение студентов к проблематике курса предполагает:

  • осмысление преемственных связей в развитии этических представлений, осознание значимости этического идейного потенциала в психологической деятельности;
  • понимание своеобразия этического знания, специфики морали и последствий нарушения моральной автономии, а также способность адаптировать проблемное поле этого знания к практическим реалиям, включая профессиональную сферу;
  • формирование потребности перевода этической информации в личностные смыслы (определение собственных ценностных позиций, рефлексия над поступками и их мотивацией и т.п.);
  • осознание самоценности человека не только в своем лице, но и в лице другого, формирование способности толерантного отношения к «иным» ценностным установкам.

В результате изучения курса студенты должны знать:

12 стр., 5738 слов

Тема1. Понятие этики. Этика в системе гуманитарного знания. Значение этики

... множество аспектов: историю этических учений, философский анализ морали, вопросы социологии и психологии морали, общие методологические проблемы профессиональной и прикладной этики. Знания о морали формируются в результате ... Культура и этикет деловых встреч, переговоров Внешний облик человека Особенности национальной этики 1. Этика. Этикет. Этические принципы в деловых отношениях. В начале ХУШ века ...

  • закономерности, важнейшие направления и школы в развитии этической мысли, основные идеи ключевых персоналий;
  • стратегии решения фундаментальных проблем теории морали;
  • специфику взаимосвязи этики, профессиональной этики, профессиональной этики психолога;
  • возможности и особенности практической адаптации этического знания.
  • фундаментальные нравственные основания профессиональной деятельности психолога.

В результате изучения курса студенты должны уметь:

  • ориентироваться в различных концепциях обоснования проблем этического комплекса;
  • формулировать и обосновывать собственную позицию относительно нравственных ценностей, в том числе – применительно к профессиональной деятельности;
  • анализировать оригинальные этические тексты с целью их практической адаптации;
  • осуществлять этическую экспертизу актуальных проблем нравственной и психологической сфер современного бытия.

На изучение данной дисциплины в соответствии с типовым учебным планом отводится 68 ­ аудиторных часов, которые распределяются по следующим видам учебных занятий: лекции — 38, семинарские занятия — 16, контролируемая самостоятельная работа студентов — 14. Форма отчетности студентов – зачет.

Примерная программа курса

    Данная авторская программа разработана в соответствии со следующими директивными документами: «Образовательный стандарт. Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин». Утвержден и введен в действие постановлением Министерства образования РБ от 01.09.2006 г. №89; «Этика». Учебная программа для вузов. Утверждена Министерством образования РБ 24.01.2000 г. Регистрационный №ТД-71/тип.

    Фиксируя достаточно большой объем материала, программа содержит благоприятные возможности для конкретной корректировки в зависимости от реалий учебного процесса, специфики получаемой студентами специальности и их предпочтений.

    I. Введение

    Тема №1. Специфика курса и особенности его преподавания.

    Целевая направленность, структурная организация курса. Концептуальные и организационно-методические ориентиры его преподавания. Рейтинговая система оценки знаний студентов.

    Предмет этики. Этика как «практическая философия». Понятия «мораль», «нравственность». Особенности этического знания. Взаимосвязь понятий «этика», «профессиональная этика», «профессиональная этика психолога».

    6 стр., 2768 слов

    Психология и этика профессиональной деятельности

    ... этих факторов ребенок растет спокойным или неуравновешенным (психические особенности), здоровым или больным (физические особенности), красивым или с дефектами (внешние особенности).Четвертый этап - ... культуре. С ее развитием и совершенствованием многие связывают преодоление социально-экономических проблем, совершенствование процесса управления в экономической сфере, уменьшение напряженности в ...

    I I. Основы этического знания

    I I. 1. И с т о р и я э т и ч е с к и х у ч е н и й

    Тема №2. Этическая мысль Древнего мира.

    Особенности формирования философско-этического мировоззрения на Востоке и на Западе. Предфилософский комплекс. Этические представления в культурах Вавилонии, Древнего Египта, Древнего Ирана. Своеобразие древнеиндийского и древнекитайского этического сознания

    Специфика возникновения и развития античной этики. Предэтика. Этический релятивизм софистов (Протагор, Горгий).

    Сократ и сократические школы. Теория морали Платона. Этика Аристотеля. Позднеантичная этика (эпикуреизм, стоицизм).

    Возможности использования идейного потенциала этической мысли Древнего мира в современной психологической практике.

    Тема №3. Этическое сознание эпохи Средневековья.

    Супранатурализм, теоцентризм, антирационализм христианской этики. Особенности средневековой этической мысли. Патристика и схоластика. Проблема теодицеи. Аврелий Августин. Фома Аквинский. Оппозиция (ереси, Пьер Абеляр).

    Основания религиозного типа нравственного сознания и их корреляции с современными психологическими представлениями.

    Тема №4. Этическая мысль Возрождения и Нового времени.

    Гуманизм, натурализм, рационализм. Мишель Монтень. Бенедикт Спиноза. Принцип «разумного эгоизма» в мировоззрении французских материалистов 18 века (П.Гольбах, К.-А.Гельвеций, Д.Дидро).

    Теория морали в немецкой философской классике. И. Кант (постулаты, категорический императив, специфика морали).

    Г.В.Ф.Гегель (проблема свободы, учение о морали, учение о нравственности).

    Эвдемонистическая ориентация этических представлений Л. Фейербаха.

    Теоретическая и практическая значимость идей мыслителей этого периода (автономия морали, самоценность личности, «разумный эгоизм», взаимосвязь личного и общественного интереса и др.) в современных условиях.

    Тема №5. «Неклассическая» этика.

    Особенности и главные новации в области этического знания. Антинормативный поворот. Этические представления А.Шопенгауэра, Ф.Ницше. Основоположения марксистской этики.

    Основные идеи, предопределившие последующий этап развития этических и психологических представлений.

    Тема №6. Этика в ХХ веке.

    Общая характеристика, особенности. Этические параметры экзистенциальной философии. Проблемы этики в прагматизме. Этическая проблематика в психоаналитической традиции. Поиск универсальных этических ориентиров: этика «благоговения перед жизнью», «Живая Этика», этика ненасилия. Становление современной прикладной этики.

    Этический потенциал, имеющий существенное значение в настоящее время, в том числе – применительно к деятельности психолога.

    I I. 2. О с н о в н ы е т е о р е т и ч е с к и е п р о б л е м ы э т и к и

    и и х п с и х о л о г и ч е с к а я с о с т а в л я ю щ а я

    Тема №7. Структурно-функциональный анализ и проблема исторической реконструкции морали.

    Специфика этического знания и морали как его предмета. Главные особенности морали. Антиномии в морали. Психологические основания морали. Смысл морали и ее конкретно- исторические значения.

    Мораль как предмет исторической реконструкции. Различные гипотезы генезиса и исторического изменения морали. Проблема нравственного прогресса. Мораль в современных условиях (многоаспектность и противоречивость, негативные и позитивные изменения в сфере нравственности, их зависимость от социокультурных и психологических факторов, моральные коллизии глобального характера).

    Различные варианты классификации функций морали. Регулятивная, воспитательная, гносеологическая функции морали. Специфика, механизм и психологические особенности моральной регуляции.

    Проблема структурирования морали. Своеобразие нравственной деятельности, нравственного сознания, нравственных отношений. Поступок как понятие этики.

    Гуманизм и толерантность как наиболее значимые ориентиры нравственного сознания, нравственной деятельности, нравственных отношений. Этическая экспертиза феномена ксенофобии.

    Эмоционально-психологические контексты функционирования морали.

    Тема №8. Проблема свободы в этике.

    Свобода и необходимость. Свобода «от» и свобода «для». Нравственная свобода и условия ее реализации («моральная вменяемость», выбор, «трагедия свободы», интериоризация моральной необходимости, психологические «признаки»).

    Моральная ответственность личности.

    Стратегия моральной оценки поступка. Взаимосвязь цели и средств в нравственной деятельности. Моральные конфликты. Специфика морально-оценочной деятельности в контексте психологических стереотипов.

    Тема №9. Проблема добра и зла.

    Интерпретация проблемы добра и зла в этической традиции. Добро и благо. Диалектика добра и зла. Проблема критерия различения добра и зла. Феномен персонификации добра и зла. Проблема борьбы со злом. Психологические особенности восприятия добра и зла. Нравственный статус ксенофобии и толерантности.

    Конкретизация представлений о добре и зле на уровне категорий «справедливость», «долг», «совесть», «честь», «достоинство».

    Тема №10. Проблема смысла жизни в этике.

    Имманентные и трансцендентные концепции смысла жизни. Смысл жизни как нравственная ценность. Понятийное поле проблемы смысла жизни. Психологический контекст смысложизненного поиска. Этический и психологический аспекты проблемы смерти. Феномен смыслоутраты.

    Тема №11. Проблема счастья.

    Эвдемонистическая традиция в этике. Счастье как нравственная ценность. Оценочный, мотивирующий, императивный аспекты понятия «счастье». Счастье и страдание. Несчастье. Антиномии счастья. Условия счастья. Психологические контексты восприятия феномена счастья.

    I I. 3. П р и к л а д н а я э т и к а: «т р а д и ц и о н н ы е» и

    с о в р е м е н н ы е п р о б л е м ы.

    Тема №12. Проблема общения.

    Содержание и формы, структура и функции общения. Общение как нравственная ценность. Количественные и качественные параметры общения. Дружба и любовь как нравственные ценности. Проблема одиночества. Психологические аспекты переживания общения и одиночества.

    Тема №13. Нравственно- психологические параметры семейно-брачных отношений.

    Сущность, функции брака и семьи, их историческое развитие, социокультурные определители. «Факторы риска» в семейной жизни. Нравственные и психологические ориентиры в сфере семейно-брачных отношений. Проблема «отцов и детей».

    Тема №14. Этикет и мораль.

    Особенности и историческое развитие этикетной культуры. Взаимосвязь нравственности и этикета. Психологические контексты этикетной культуры. Конкретные нормы этикета в бытовом и деловом общении.

    Тема №15. «Открытые проблемы» современной прикладной этики.

    Статус «открытых проблем», сложность их правовой и этической квалификации. Психологические особенности восприятия «открытых проблем».

    Новации современного уровня этической интерпретации проблем жизни и смерти, нравственной ценности личности. Постановка проблемы смертной казни. Типы аргументации «за» и «против».

    Особенности современной биоэтики и возможности этической экспертизы ее главных проблем (эвтаназия, оказание психиатрической помощи, психологическое манипулирование и др.).

    I I I. Профессиональная этика

    Тема №16. Специфика профессиональной этики.

    Статус профессиональной этики в современном этическом знании: исследовательские подходы. Взаимосвязь общего и особенного в профессиональной морали как основа интерпретации сущности профессиональной этики.

    Генезис и развитие профессиональной этики. Теоретико-методологические основания современной профессиональной этики: этика утилитаризма, этика ответственности, этика дискурса, этика добродетели.

    Разновидности профессиональной этики. Философско-этический и нормативно-организационный уровни профессиональной этики.

    Функции и предназначение современной профессиональной этики.

    Тема №17. Феномен профессии: этическая интерпретация и психологические контексты.

    Морально-этические параметры профессии. Профессиональное призвание и профессиональный долг. Моральный и психологический смысл профессионализма (профессионализм как ценность, проблема цели и средств, проблема свободы, проблема оценки корпоративности, проблема профессиональной успешности).

    Проблема выбора профессии: нравственные, психологические, социокультурные детерминанты.

    Возможности нравственной саморегуляции профессиональных сообществ. Значение профессионально-этических экспертиз и профессионально-этических кодексов.

    IV. Профессиональная этика в психологической деятельности

    Тема №18. Специфика профессиональной деятельности психолога: этический аспект.

    Смысл и особенности деятельности психолога как основание профессиональной этики. Основные виды деятельности в практической психологии и характерные для них морально-этические проблемы.

    Главные типы отношений в деятельности практического психолога (отношение к себе, взаимоотношения в профессиональном сообществе, отношение к «клиенту»), их нравственная составляющая.

    Особенности морального выбора специалиста-психолога. Личная, социально-нравственная и профессионально-этическая ответственность психолога.

    Профессионально-этический конфликт в деятельности психолога: причины, нравственные ориентиры и способы разрешения.

    Тема №19. Профессионализм как основание деятельности психолога.

    Феномен профессионализма в деятельности психолога: специфика интерпретации. Профессионализм, профессиональная компетентность, профессиональная репутация.

    Выбор профессии психолога как моральный выбор; моральные и иные мотивы выбора профессии и профессиональной деятельности.

    Личностная составляющая профессионализма: система мировоззрения, ценностные ориентиры, морально-психологические качества, жизненный опыт специалиста. Уровень специального образования, системное знание, профессиональный опыт как основание мастерства психолога.

    Профессионализм как процесс: непрерывное образование, профессиональная деятельность, нравственное самосовершенствование.

    Тема №20. Морально-правовая регуляция профессиональной деятельности психологов.

    Правовые механизмы регуляции профессиональной деятельности психологов и социально-нравственные ориентиры; взаимодействие институтов права и профессионально-этических институтов. Значение правовой регуляции деятельности психологов.

    Нравственные параметры регуляции профессиональной деятельности психологов: этико-нормативная и этикетная формы. Принципы непричинения вреда, гуманизма, толерантности и другие современные моральные императивы; их значение в деятельности психолога.

    Специфика этических кодексов профессиональной деятельности психологов. Проблема создания и реализации этического кодекса психолога: должное и сущее.

    Значимость саморегуляции. Нравственное самоопределение психолога: проблемы и противоречия.

    Тема №21. Этические контексты кризисной психологии.

    Индивидуальная и общественная мораль как факторы, влияющие на возникновение кризисных ситуаций и состояний. Объективные и субъективные детерминанты кризисных состояний (травматические, темпоральные, моральные, экзистенциальные факторы, личностные акцентуации, индивидуальные психологические особенности и т.д.).

    Кризисные ситуации и состояния личности: возможности этической экспертизы.

    Этические и психологические возможности адаптации к кризисным ситуациям и их преодоления.

    1. 3. Тематический план

    Предлагаемый расклад часов не рассматривается в качестве исключительно жесткой структуры, т.е. предполагается возможность его адаптации к конкретным обстоятельствам учебного процесса и интересам студенческой аудитории.

    Темы, не обозначенные в тематическом плане, предлагаются для самостоятельной работы студентов (в ее неконтролируемом формате).

    №№

    Тема

    Лекции

    Семинары

    К.с.р.

    1

    Специфика курса и особенности его преподавания.

    2

    2

    Этическая мысль Древнего мира.

    10

    3

    Этическое сознание эпохи Средневековья

    4

    4

    Этическая мысль Возрождения и Нового времени

    4

    5

    «Неклассическая» этика

    1

    6

    Этика в ХХ в.

    1

    4

    7

    Структурно-функциональный анализ и проблема исторической реконструкции морали

    4

    2

    8

    Проблема свободы в этике

    4

    9

    Проблема добра и зла

    2

    10

    Проблема смысла жизни в этике

    2

    11

    Проблема счастья

    2

    12

    Проблема общения

    4

    13

    Нравственно-психологические параметры семейно-брачных отношений

    14

    Этикет и мораль

    2

    15

    «Открытые проблемы» современной прикладной этики

    6

    16

    Специфика профессиональной этики

    1

    17

    Феномен профессии: этическая интерпретация и психологические контексты

    1

    18

    Специфика профессиональной деятельности психолога: этические аспекты

    2

    19

    Профессионализм как основание деятельности психолога

    2

    20

    Морально-правовая регуляция профессиональной деятельности психологов

    2

    21

    Этические контексты кризисной психологии

    2

    «Свободные семинары»

    4

    Всего

    38

    16

    14

    Раздел 2. Организационно-методическое обеспечение стратегии преподавания курса «профессиональная этика в работе психолога»

    Технология осуществления обозначенных в первом разделе целевых ориентиров опирается на следующие главные установки:

    — акцентуация значимости активных форм приобщения студентов к проблематике курса и индивидуализация процесса обучения, поскольку именно это создает благоприятные возможности для творческого усвоения информации;

    — развитие навыков самостоятельной исследовательской работы и культуры письменного и устного выражения ее результатов;

    — практическая адаптация получаемой информации.

    В качестве основного механизма реализации данной стратегии выступает рейтинговая система аттестации работы студентов.

    Уважаемые студенты! Еще раз хочется привлечь ваше внимание к тому обстоятельству, что преподавание данного курса прямо ориентировано на вашу инициативу и вашу самостоятельную творческую работу, поэтому обратите особое внимание на данный раздел методического пособия.

    2.1. Рейтинговая система: формальные и содержательные компоненты

    Рейтинговая система потенциально содержит в себе множество достоинств, связанных со стимулированием целенаправленных образовательных усилий студентов (и в финальной, и в промежуточных формах).

    Кроме того, выступая в своем «универсализующем» качестве, она способна придавать определенную целостность различным методикам (классического и инновационного статуса), подчиняя их целевым ориентирам преподавания. Однако эти и другие позитивные свойства рейтинговой системы актуализируются только при условии ее корректного содержательного и методического наполнения, определяемого спецификой учебной дисциплины. В противном случае ее применение чревато формализацией преподавания, особенно опасной в сфере этического знания. Предотвращение этой опасности зависит как от преподавателя, предлагающего формальную и содержательную «начинку» рейтинговой системы, а также «правила игры» внутри нее, так и от студентов, более или менее эффективно реализующих эти правила.

    Предлагаемая рейтинговая система представляет собой гибкую, постоянно корректирующуюся в учебном процессе модель оценки всех проявлений активности студентов, которая адаптируется к особенностям отделения психологии и индивидуальным предпочтениям студентов. Вместе с тем, ее формальная основа, фиксирующая определенное количество баллов за конкретный вид работы, достаточно устойчива, что позволяет студентам «просчитывать» (перспективно и ситуативно) целесообразность своих образовательных опытов. Различные формы работы дифференцированы как обязательные и добровольные, а отражающая их шкала баллов определяется специально оговариваемыми критериями. Предусмотрены также способы погашения задолженностей, возможность регулярного консультирования с преподавателем, поощрения для набравших наибольшее количество баллов.

    Элемент формализации, содержащийся в такой модели организации преподавания, компенсируется содержательным наполнением ее компонентов: каждый из них предполагает (как в отношении целевой направленности, так и по критериям оценки) творческую работу студентов в соответствии со спецификой курса.

    Существенную роль в реализации данной образовательной технологии выполняет адекватное ей методическое обеспечение, которая способствует проявлению позитивных потенций рейтинговой системы. Основу такого методического обеспечения составляет целый ряд учебных и учебно-методических пособий по курсу этики, обозначающих не только «пространство» этического знания, но и возможности его адаптации к прикладной сфере, включая ее профессиональную составляющую (Зеленкова И.Л. Основы этики. Мн., 2001; Зеленкова И.Л. Этика. Мн., 2009; Зеленкова И.Л. Этика: тексты, комментарии, иллюстрации. Мн.,2001; Прикладная этика. Под ред. Зеленковой И.Л. Мн., 2002; Этическая мозаика. Под ред. Зеленковой И.Л. Мн., 2001; Зеленкова И.Л. Методические рекомендации по курсу «Этика» для студентов отделения психологии ФФСН. Мн., 2007 и др.).

    Организованная таким образом рейтинговая система позволяет осуществлять «внутри себя» различные инновационные внедрения. Некоторые из них связаны с непредсказуемостью конкретных проявлений студенческих предпочтений в проблемном поле этического знания, что, например, придает «свободным семинарам» новаторский характер, позволяя расширять и «оживлять» информационное поле. Другие в большей мере касаются преподавательской инициативы и требуют серьезной предварительной работы.

    Данная рейтинговая система, в ее различных вариациях, довольно успешно апробирована при преподавании курса этики на всех отделениях факультета и получила одобрение преобладающего количества студентов, что позволяет рассматривать ее в качестве весьма конструктивной модели преподавания.

    Формальное выражение рейтинговой системы применительно к данному учебному курсу выглядит следующим образом:

    • посещаемость (проверка проводится на практических занятиях постоянно, на лекциях – избирательно) – за пропуск (-3) балла;
    • интерактив на лекциях (содержательные реплики, ответы на вопросы преподавателя, самостоятельные примеры, краткая интерпретация идей и т.п.) – до (+4) баллов;
    • практические занятия: краткое выступление или совокупность реплик – (+3) балла, специальный доклад или развернутое сообщение – (+5) баллов, отказ отвечать – (- 2) балла;
    • конспект 5 первоисточников (по желанию) – до (+15) баллов;
    • индивидуальное творческое задание (по желанию) – до (+25) баллов;
    • участие в студенческой конференции по секции этики (по желанию) – до (+15) баллов;
    • погашение задолженностей (по желанию) в устной форме на индивидуальных консультациях – до (+3) баллов за каждую отрабатываемую тему, в письменной форме – коллоквиум (по согласованию с преподавателем).

    Общее количество баллов, набранное студентом в течение семестра, обязательно учитывается и составляет основу для возможности получения «автоматического зачета».

    2. 2. Семинарские занятия

    Практические занятия по данному курсу включают обязательные семинары и различные формы КСР («свободные семинары», коллоквиумы, «дебаты»).

    Комбинация этих видов практических занятий определяется конкретными обстоятельствами учебного процесса и вашими, уважаемые студенты, личными предпочтениями. В любом случае тематика практических занятий не дублирует, а дополняет проблемное поле курса, представленное в лекционном изложении, расширяя тем самым круг объектов этического знания.

    Тематика семинарских занятий

    Уважаемые студенты! При подготовке к семинарским занятиям обратите особое внимание на краткую «расшифровку» вопросов, размещенную в скобках, поскольку именно на такую последовательность и содержательное наполнение будет ориентировано обсуждение этих вопросов.

    Рекомендуем вам также в процессе подготовки прежде всего изучать справочную и учебную литературу, чтобы составить начальное представление о той или иной проблеме. Это облегчит вам приобщение к первоисточникам и обоснование собственной позиции. Очень полезно постоянно заглядывать в соответствующие рубрики очень хорошей книги: Этика: Энциклопедический словарь. М., 2001.

    Тема 1 . «Этика в хх веке» (4 часа)

    1. Этические параметры экзистенциальной философии (разновидности, социокультурные детерминанты, понятие «экзистенция», основополагающие этические идеи, новации, противоречия, значение).
    2. Проблемы этики в прагматизме (статус утилитаристской ориентации в этическом знании ХХ века, особенности постановки и интерпретации этической проблематики в прагматизме, идеи «инструментализма» и «ситуационности», противоречия, значение).
    3. Интерпретация этической проблематики в психоаналитической традиции (новации фрейдизма и неофрейдизма, основные идеи «гуманистической этики» Э. Фромма, значение).

    Л и т е р а т у р а

    Мур Дж. Природа моральной философии. М., 1999.

    Сумерки богов (Ф. Ницше, Э. Фромм, А. Камю, Ж.-П. Сартр – тексты).

    М.,

    1989.

    Войтыла Кароль Основания этики. // Вопросы философии. 1991. № 1.

    Его Святейшество Далай-лама. Этика в новом тысячелетии. М., 2004.

    Джемс У. Этическая философия и моральная жизнь. //Джеймс У. Воля к вере. М., 1998.

    Фромм Э. Человек для себя. М., 1992.

    Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993.

    Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

    Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М.,1992.

    Лейбин В.М. История и теория психоанализа. М., 2000.

    История этических учений. Под ред. А.А.Гусейнова. М., 2003. С. 696-770.

    Зеленкова И.Л. Этика. Мн., 2009. С. 76-115.

    Тема 2. «Высшие нравственные ценности и их психологические контексты» (6 часов)

    1. «Полярные» этические категории: добро и зло; справедливость и несправедливость (проблема определения, добро и благо, диалектика добра и зла, критерий различения добра и зла, феномен персонификации, проблема борьбы со злом); справедливость и несправедливость (определение, специфика этического аспекта феномена справедливости, проблема морального равенства и воздаяния).
    2. «Кондициональные» этические категории: долг, совесть, честь, достоинство (определение, взаимосвязь объективных и субъективных компонентов, своеобразие проявления императивного, оценочного, мотивирующего характера в каждой категории, общность и специфика данных категорий).
    3. Смысл жизни как этическая категория и высшая нравственная ценность (трансцендентные и имманентные концепции смысла жизни, проблема определения понятия «смысл жизни», понятийное поле проблемы смысла жизни, структурирование смысложизненной проблематики, проблема реализации смысла жизни, смыслоутрата, этический контекст проблемы смерти).
    4. Счастье как этическая категория и высшая нравственная ценность (проблема определения понятия «счастье», понимание счастья в эвдемонистической традиции, понятийное поле проблемы счастья, счастье и страдание, несчастье, условия достижения счастья).

    Л и т е р а т у р а

    Моральные ценности и личность. М., 1994.

    Скрипник А.П. Моральное зло в истории этики и культуры. М., 1992.

    Смысл жизни (тексты).

    М., 1994.

    Голубчик В.М., Тверская Н.М. Человек и смерть: поиски смысла. М., 1994.

    Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995.

    Рикер П. Справедливое. М., 2005.

    Милтс А.А. Совесть. // Этическая мысль. М.,1991.

    Малахов В.А. Стыд. (Философско-этический очерк).

    М., 1989.

    Орлов Ю.М. Стыд. Зависть. М., 2005.

    Матюшин Г.Г. Стыд и совесть как формы моральной самооценки. М.,

    1998.

    Фромм Э. Человек для себя. М., 1992.

    Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

    Нешев К. Этика счастья. М., 1982.

    Сабиров В.Ш. Проблема жизни и смерти: анализ семи парадигм // Школа мысли: Альманах гуманитарного знания. Новосибирск, 2002.

    Светланин Р. Смысл жизни. М., 2009.

    Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М., 1981.

    Аргайл М. Психология счастья. М., 1990.

    Шлеман Р. Основные понятия морали. М., 1998.

    Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М.,1998. С.336-348; 295-309; 241-266.

    Этика. Под ред. А.А.Гусейнова, Е.Л. Дубко. М., 1999. С. 33 – 156.

    Зеленкова И.Л. Этика. Мн., 2009. С. 171-213.

    Тема 3. «Открытые проблемы» современной прикладной этики» (6 часов)

    1. Особенности современной прикладной этики. Статус «открытых проблем», сложность их правовой и этической квалификации.

    2. Проблема смертной казни (статус проблемы смертной казни, история ее интерпретации, этическая экспертиза аргументации «за» и «против» смертной казни).

    3. Современная биоэтика: особенности постановки и интерпретации актуальных проблем. Проблема эвтаназии (понятие эвтаназии, история обсуждения проблемы, нравственный аспект проблемы самоубийства, этическая экспертиза аргументации «за» и «против» легализации эвтаназии).

    4. Другие проблемы биоэтики (проблема психологического манипулирования, проблема абортов, проблема клонирования, проблема трансплантации органов и др.).

    Л и т е р а т у р а

    Камю А. Размышления о гильотине. // Камю А. Изнанка и лицо. М., 1998.

    Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 1998. С. 425-443.

    Этика. Под ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. М., 1999. С.393 – 486.

    Кёстлер А., Камю А. Размышления о смертной казни. М., 2003.

    Михлин А.С. Высшая мера наказания: история, современность, будущее.

    М., 2000.

    Назаров В.Н. Прикладная этика. М., 2005.

    Прикладная этика. Под ред. И.Л.Зеленковой. Мн., 2002.

    Введение в биоэтику. М., 1998.

    Биоэтика и гуманитарная экспертиза. Проблемы геномики, психологии

    и виртуалистики. Под ред. Ф.Г.Майленовой. М., 2008.

    Философия биомедицинских исследований. Под ред. Б.Г.Юдина. М., 2004.

    Бондаренко Л.И., Мамонтова Т.В. Проблема ценности жизни:

    биоэтический аспект. // Вестник Санкт-Петербургского университета.

    Серия 6. – 2005. Вып. 4.

    Королева Е.Г. Деонтология в психиатрии. Гродно, 2009.

    Этика психиатрии. Киев, 1998.

    2.3. Контролируемая самостоятельная работа студентов

    Термин «контролируемая самостоятельная работа» (КСР) можно использовать как в широком, так и в узком значении. В широком смысле под рубрику «КСР» можно подвести любой вид учебной работы, предполагающий самостоятельные образовательные усилия студентов под контролем преподавателя (курсовые проекты, экзамены, даже лекции с элементами интерактива и т.д.).

    В узком значении КСР связывают с выделением специального, нетрадиционного вида образовательных методик, которые наделяются особым организационным статусом (фиксируются тематическим планом учебной дисциплины, планируются расписанием) и нацелены на первостепенную значимость процесса самообразования студентов. Именно такое понимание КСР используется в данном случае.

    В преподавании курса этики на различных отделениях ФФСН реализуются разнообразные формы КСР: работа с этическим Практикумом, интерпретация оригинальных и художественных текстовых фрагментов, устные и письменные коллоквиумы, презентация ИТЗ, «свободные семинары», анкетирование, практические эксперименты и др. Некоторые из них входят в программу данного курса, отражены представленной выше рейтинговой системой и, соответственно, требуют специальных пояснений.

    Письменные коллоквиумы выполняются по вашему желанию: для увеличения рейтинга или погашения задолженностей. Этот вид работы предполагает самостоятельное изучение обозначенной темы и краткое (2-3 печатные страницы) изложение его результатов.

    Критерии оценки коллоквиумов:

    • знание и понимание проблемы;
    • умение систематизировать и анализировать материал, четко и обоснованно формулировать выводы;
    • «трудозатратность» (объем изученной литературы, добросовестное отношение к анализу проблемы);
    • самостоятельность, способность к определению собственной позиции по проблеме и к практической адаптации материала, недопустимость (!) плагиата;
    • аккуратность оформления (ссылки на использованную литературу, точность цитирования и т.п.).

    Уважаемые студенты! Предлагаемые вам далее виды коллоквиумов являются ориентировочными, т.е. вы можете выбрать какой-то из них, а можете сами предложить тему. В любом случае необходимо согласовать ваши намерения с преподавателем.

    Коллоквиум № 1: «Принцип разумного эгоизма в истории этики»

    Основные задачи:

    * кратко описать основные этические идеи: а) французских материалистов 18 века (П.Гольбах, К.-А.Гельвеций), б) русских революционных демократов (Н.Г.Чернышевский, В.Г.Белинский, А.И.Герцен), в) Л.Фейербаха;

    * сравнить понимание и значение «разумного эгоизма» во французской, русской и немецкой этических традициях, представители которых указаны выше;

    * (по желанию) обосновать собственную оценку идеи «разумного эгоизма и возможности ее использования в современных условиях.

    Литература: а) первоисточники – Гельвеций К.А. О человеке. // Соч.: В 2 т. Т.2. М., 1974; Фейербах Л. Эвдемонизм. // Избр. филос. произв. Т.1. М., 1955; Белинский В.Г. Опыт системы нравственной философии. // Собр. Соч. Т.1. М., 1976; или см. фрагменты первоисточников в хрестоматии: Зеленкова И.Л. Этика: тексты, комментарии, иллюстрации. Мн., 2001; б) исследовательская – История этических учений. Под ред. А.А.Гусейнова. М.,2003; в) справочная – Этика: энциклопедический словарь. М., 2001. С.559-561.

    Коллоквиум № 2: «Этические представления А.Шопенгауэра и Ф.Ницше»

    Основные задачи:

    * кратко изложить главные этические идеи А.Шопенгауэра (понятие воли, представления о человеческом характере, проблема страдания и сострадания, пессимистическая ориентация);

    * кратко изложить главные этические идеи Ф.Ницше (понятие воли, «переоценка ценностей», развитие морали, идея «сверхчеловека», «эстетический имморализм»);

    * сравнить этические ориентации Шопенгауэра и Ницше;

    * определить значение этических представлений данных мыслителей в истории этических учений;

    * обосновать собственную оценку этических идей данных мыслителей.

    Литература: а) первоисточники – Шопенгауэр А. Две основные проблемы этики. Афоризмы житейской мудрости. Мн., 1997. С. 43-333; Ницше Ф. Так говорил Заратустра. По ту сторону добра и зла. К генеалогии морали. // Соч.: В 2 т. Т.2. М., 1996; или см. фрагменты первоисточников в хрестоматии: Зеленкова И.Л. Этика: тексты, комментарии, иллюстрации. Мн., 2001; б) исследовательская – История этических учений. Под ред. А.А.Гусейнова. М., 2003; в) справочная – Этика: энциклопедический словарь. М.,2001. С.578.

    Коллоквиум № 3: «Практическое значение этики»

    Цель: убедительно обосновать собственную позицию (используя все свои знания в области этического знания) по главному вопросу: имеет ли этика в настоящее время практическую значимость?

    Основные задачи:

    * кратко, системно описать специфические особенности этического знания;

    * выявить этический потенциал, который наиболее актуален для современного нравственного бытия;

    * определить зависимость/независимость практической значимости того или иного этического феномена от времени его возникновения;

    * выделить те фрагменты этического знания (отдельные идеи, конкретные концепции, методологические этические ориентиры и т.п.), которые имеют личностное (персональное) значение.

    Литература: Этика. Под ред. А.А.Гусейнова, Е.Л.Дубко. М., 1999. С. 28 -31.; Зеленкова И.Л. Специфика этического знания и возможности его «оживления». // Учебно-методический комплекс по курсу «Этика». Мн., 2001. С.17-40.

    Индивидуальная творческая работа (ИТР) выполняется по вашему желанию в установленные преподавателем сроки и предполагает следующие этапы:

    • выбор темы (актуальной, практически значимой, интересной для данной студенческой аудитории, выходящей за пределы обязательного программного материала) и жанра ИТЗ (перечень основных жанров см. ниже), которые необходимо своевременно согласовать с преподавателем;
    • представление текста в обозначенный преподавателем срок;
    • выступление на «свободном семинаре» с кратким изложением результатов исследования, адаптированным к теме семинара (в том случае, если ваша работа будет включена в тематику «свободных семинаров).

    Критерии оценки текста ИТР:

    • наличие этического контекста (ИТР должна быть результатом специального изучения этики, а не набором суждений на уровне обыденного сознания);
    • «трудозатратность» (ИТР требует добросовестного, а не легковесного отношения);
    • обоснованность собственных суждений и выводов;
    • целостность работы (содержательная, структурная, стилистическая);
    • практическая адаптация темы к современным жизненным реалиям;
    • самостоятельность, оригинальность, недопустимость (!) плагиата;
    • аккуратность оформления (точность цитирования, ссылки на использованную литературу и т.п.).

    О с н о в н ы е ж а н р ы ИТР

    1. Создание собственной концепции «правильной жизни».
    2. Исследование особой («своей») этической проблемы.
    3. Этико-психологический «этюд» (создание «нравственно-психологического портрета»: собственного, своего друга, своего «врага», своего «героя» и т.п.).
    4. Мини-социологическое исследование этической проблемы.
    5. Реклама этической идеи.
    6. «Ролевое письмо» (или переписка).
    7. «Я и Другой» (диалог с другом).
    8. Этико-психологический анализ ситуации морального конфликта.
    9. Интервью на этические темы с авторитетной личностью.
    10. Создание морального кодекса будущей профессии.
    11. Создание нравственно-психологического имиджа (исторической или реальной персоналии).
    12. Практический эксперимент: «Жизнь по «рецептам» идеальной морали», «Помощь ближнему» и др. (Для выполнения этого вида работы можно использовать специально разработанные преподавателем схемы).

    Внимание! Избираемый жанр корректируется в соответствии с вашими профессиональными и личными интересами (не исключено даже создание новых жанров) и в контексте «расшифровки» его особенностей преподавателем. При выполнении определенных видов ИТР (№ 4, 5, 10, 12) возможно создание небольших творческих коллективов.

    Интересные опыты творческих студенческих работ различных жанров можно найти в книге: Этическая мозаика. Под ред. И.Л.Зеленковой. Мн., 2001. Разумеется, эти опыты не должны рассматриваться в качестве образцов для копирования.

    Уважаемые студенты! Как уже отмечалось, тема и жанр ИТР избираются вами самостоятельно в соответствии с обозначенными требованиями и собственными предпочтениями. Вместе с тем, для облегчения вашей ориентации в этой сфере работы, можно предложить начальный перечень возможных проблем для ИТР, который, разумеется, не является обязательным и должен рассматриваться в качестве «информации к размышлению».

    Примерная тематика ИТЗ

    1. Феномен сострадания: этический аспект.
    2. Нравственная значимость милосердия.
    3. Индивидуализм и коллективизм: этическая экспертиза.
    4. Нравственные и психологические последствия деятельности СМИ.
    5. Уровни нравственной регуляции (страх, стыд, совесть) и их

    психологические особенности.

    1. Какие факторы предопределяют отрицательную нравственную оценку

    работы психолога?

    1. Нравственный статус иронии и психологические особенности ее

    проявлений.

    1. Этика «должна быть шаловливой»?
    2. Феномен насилия: возможность/невозможность этического

    оправдания.

    1. Возрастные особенности нравственной жизни.
    2. Проблематичность этического новаторства в современных условиях.
    3. «Философы учат не тому, как сами живут…»?
    4. Роль здравого смысла в нравственной жизни и в этической рефлексии.
    5. Патриотизм и национализм: этическая экспертиза.
    6. Этический кодекс деятельности психолога.
    7. «Если бога нет, то все дозволено»?
    8. Нравственный статус интеллигенции.
    9. Нравственные параметры и нравственная значимость

    психологической деятельности.

    1. «Тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий обман»?
    2. Студент и преподаватель: нравственные и психологические

    параметры взаимоотношений.

    1. Современному человеку этика не нужна (нужна?).
    2. Этический аспект проблемы «отцов и детей».
    3. Мысль, слово, деяние: нравственная субординация.
    4. Профессиональные, нравственные и психологические ориентации

    студенчества: точки соприкосновения.

    1. Особенности нравственной составляющей современного белорусского

    общества.

    1. «Многоликий» плагиат: особенности нравственной оценки.
    2. Зависть – универсальная ориентация морального бытия (?)
    3. Эстетизация безобразного: нравственные и психологические

    следствия.

    1. Любовь превыше морали?
    2. Как должны соотноситься установки «хочу» и «надо»?
    3. Дружбу следует беречь при любых условиях?
    4. Как нужно относиться к так называемым «отбросам общества»

    (следует ли дифференцировать моральную оценку в условиях

    социального расслоения)?

    33. Если тебе никто не нужен, какой нравственной оценки ты

    заслуживаешь?

    34. Как нужно наказывать за безнравственный поступок? Кто имеет

    право это делать?

    Уважаемые студенты! Индивидуальная творческая работа имеет весьма большое сущностное значение в процессе вашего приобщения к этическому знанию, кроме того, она «выгодна» для вас с прагматической точки зрения, поскольку позволяет внести в вашу рейтинговую оценку значительный вклад. Этот вклад можно увеличить дополнительными баллами в том случае, если ваша ИТР включается преподавателем в проблематику «свободных семинаров». Важно отметить, что при выступлении на «свободном семинаре» вы не только, конечно, зарабатываете баллы, но и имеете возможность публично представить собственную позицию.

    «Свободные семинары» (4 часа) организуются на основании выполненных студентами ИТР, поэтому их тематика заранее непредсказуема и определяется ситуативно. Составление планов «свободных семинаров» связано с подбором таких проблем, которые охватывают содержание нескольких студенческих исследований (или соприкасаются с теми или иными их гранями).

    Авторам этих исследований даются специальные рекомендации относительно адаптации их выступлений к главной проблеме «свободного семинара», а студенческая группа заранее информируется о плане, целевых установках «свободного семинара» и литературе, которой можно воспользоваться при подготовке.

    Форма проведения «свободного семинара» — дискуссия по проблеме, варианты осуществления которой могут быть достаточно разнообразными («противостояние» альтернативных позиций по проблеме с соответствующим способом организации студенческой группы, использование процедуры защиты диссертации и др.).

    Оценка участия студентов в «свободных семинарах» (в баллах) осуществляется преподавателем.

    «Дебаты» по актуальным этическим проблемам (10 часов) представляют собой особую форму контролируемой самостоятельной работы студентов, которая предполагает проведение дискуссии по практически значимым вопросам современного этического знания. Форма проведения «дебатов» строится по аналогии с процедурой защиты диссертации: обоснование основным докладчиком своей позиции по проблеме, выступления «оппонентов», обсуждение представленных точек зрения, подведение итогов группой «аналитиков». Группа «фактологов» (основных докладчиков) определяется заранее, по согласованию с преподавателем, формирование состава групп «оппонентов» и «аналитиков» может быть как заблаговременным, так и ситуативным. Предлагаемый сценарий «дебатов» может корректироваться в соответствии с пожеланиями студентов.

    Примерная тематика «дебатов»

    Тема №1: «Ксенофобия и толерантность: этическая экспертиза» (2 часа)

    • Смысл ксенофобии, ее причины и формы проявления, психологические основания, спектр оценок, специфика этической аттестации.
    • Этический анализ отдельных видов ксенофобии как негативного отношения к «иному», «чужому»: национальности (национализм, антисемитизм), культуре, полу, возрасту, сексуальной ориентации, ценностным установкам (религиозным, политическим, нравственным, эстетическим) и т.п.
    • Толерантность: определение, смысловые значения, этическая аттестация. Значение принципа толерантности в деятельности практического психолога.

    Возможный «сценарий»: «микрогруппы» студентов представляют альтернативные позиции по проблемам ксенофобии и толерантности, которые обсуждаются всей группой, а «эксперты» подводят итоги.

    Литература

    Этика: Энциклопедический словарь М., 2001. С.493-494.

    Зеленкова И.Л. Проблема плюрализма: некоторые аспекты исследования. // Философия и социальные науки. №3, 2009.

    Зеленкова И.Л. Феномен толерантности в восприятии студентов. // Принцип толерантности и его применение в образовательном процессе. Мн., 2009.

    Беляева Е.В. Патриотизм как феномен социальной морали. // Беляева Е.В., Мишаткина Т.В. Этика гражданственности. Мн., 2006. С.27-57.

    Толерантность и интолерантность в современном обществе. Материалы конференции. СПб., 2005.

    Уолцер М. О терпимости. М., 2000.

    См. подборку текстов в журнале: Философские науки – 2008 — №4.

    См. материалы в электронной версии на кафедре философии культуры.

    См. материалы на сайте: www.tolerance.ru.

    Тема №2: «Этико-психологические аспекты проблемы общения» (4 часа)

    • Нравственный статус и психологические особенности феномена общения (определение общения, его виды, специфика моральной оценки).
    • Нравственный статус и психологические особенности феномена одиночества (определение, виды, моральная аттестация, способы компенсации).
    • Любовь и дружба как особые способы общения и нравственные ценности.

    Возможный «сценарий»: полемика по проблеме нравственной аттестации предложенных для анализа феноменов.

    Литература

    Этика: Энциклопедический словарь М., 2001. С. 127-129; 241-245.

    Каган М.С. Мир общения. М., 1988.

    Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. СПб., 1992.

    Майленова Ф.Г. Гуманистическое общение: в поисках гармонии: Нравственно-

    психологические свойства межличностного общения. М., 1995.

    Майленова Ф.Г. Два лика одиночества. // Человек. 2002. №2.

    Сафьянов В.И. Этика общения. М., 1991.

    Альберони Ф. Дружба и любовь. М., 1991.

    Фромм Э. Искусство любви. М., 1990.

    Лабиринты одиночества. М., 1989.

    Демидов А.Б. Феномены человеческого бытия. Мн., 1997.

    Основы конструктивного общения. Под ред. Усольцевой Т.Г. М., 1997.

    Кон И.С. Дружба. Этико-психологический очерк. М., 1987.

    Льюис К.С. Любовь. Страдание. Надежда. М., 1992.

    Психология и психоанализ любви. Хрестоматия. Самара, 2007.

    Тема №3. «Этический кодекс профессиональной деятельности практического психолога» (2 часа).

    • Специфика и значение профессиональных этических кодексов. Главные этические основания профессиональных кодексов.
    • Презентация модели этического кодекса профессиональной деятельности практического психолога и ее обсуждение.

    «Сценарий»: «микрогруппа» студентов проводит предварительное исследование (ИТР) по теме, представляет проект этического кодекса, который обсуждается всей группой, «эксперты» подводят итоги).

    Литература

    Этика: Энциклопедический словарь. М., 2001. С. 388-391.

    Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Этика профессии: миссия, кодекс, поступок. Тюмень, 2005.

    Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности. М., 2009.

    Крылов А.А., Юрьев А.И. Этические принципы и правила работы психологов. // Практикум по по общей и экспериментальной психологии. М., 2000. С. 545-553.

    Агеенкова Е.К. Актуальные проблемы современного психологического консультирования и психотренинга. Мн., 2008. С. 73-81.

    Этический кодекс и Стандарты практики // Коттлер Дж., Браун Р. Психотерапевтическое консультирование. СПб., 2003.

    Этический кодекс университета. // Ведомости. Вып. 34. Тюмень, 2009.

    Профессиональный кодекс этики для психологов. ФРГ, 1986. // Вопросы психологии. №2. 1990.

    Этические принципы скандинавских психологов // Вопросы психологии. — 1990. — №1.

    Этические стандарты для психолога. Испания, 1987 // Вопросы психологии. — 1990. — №5.

    Капто А.С. Профессиональная этика. М., Ростов-на-Дону, 2006.

    Найманн Э. Глубинная психология и новая этика. СПб., 1999

    Психолог: введение в профессию: учебное пособие для вузов. М., 2007.

    Психология и этика: опыт построения дискуссии. Самара, 1999.

    См. материалы в электронной версии на кафедре философии культуры.

    Тема №4. «Этические и психологические аспекты кризисных ситуаций» (2 часа).

    • Характеристика понятий «конфликт», «моральный конфликт», «кризисные ситуации». Особенности кризисной психологии и ее этические контексты.
    • Психологические и нравственные ресурсы преодоления кризисных ситуаций.
    • Этическая экспертиза: эмоциональных состояний личности; конкретных проявлений кризисных ситуаций.

    «Сценарий»: краткое обсуждение первого и второго вопросов рассматривается в качестве основы для презентации студентами (по результатам из ИТР) экспертиз конкретных разновидностей кризисных ситуаций).

    Литература

    Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М.,1999.

    Моральный выбор. М., 1980.

    Рациональное и эмоциональное в морали. М.,1983.

    Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2006.

    Кризисная психология. М., 2007.

    Соловьева С.Л. Психология экстремальных состояний. СПб., 2003.

    Ясперс К. Общая психопатология. М., 1997. Часть V1, параграфы 3, 5.

    Дубко Е.Л. Природа морального конфликта. М., 1985.

    Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2008.

    Раздел 3. Вспомогательные материалы

    3.1. Вопросы для подготовки к зачету

    1. Особенности формирования философско-этического мировоззрения на

    Востоке и на Западе. Предэтика. Древнеиндийские и древнекитайские

    этические представления (краткая характеристика).

    2. Становление античной этики (софисты, Сократ, сократические школы).

    3. Теория морали Платона.

    4. Этическая концепция Аристотеля.

    5. Этика эллинизма (эпикуреизм, стоицизм).

    6. Особенности этики Средневековья. Патристика (Августин Блаженный) и

    схоластика (Фома Аквинский).

    7. Особенности этических представлений Нового времени (Мишель Монтень,

    Бенедикт Спиноза, французские материалисты 18 века).

    8. Этическая теория Иммануила Канта.

    9. Учение Гегеля о морали и нравственности.

    10. Марксистские основоположения этики.

    11. Этическая проблематика в экзистенциализме.

    12. Проблемы этики в прагматизме.

    13. Интерпретация этической проблематики в психоаналитической традиции:

    Э. Фромм.

    14. Специфика этического знания. Различные аспекты этики. Этика и

    психология.

    15. Смысл морали и ее функции.

    16. Проблема специфики морали.

    17. Проблема структурирования морали.

    18. Нравственная свобода: условия реализации, психологические контексты.

    19. Моральная ответственность личности.

    20. Стратегия моральной оценки поступка. Психологические стереотипы

    оценки.

    21. Взаимоотношение цели и средств в нравственной деятельности.

    22. Специфика моральных конфликтов и их психологические особенности.

    23. Проблема добра и зла.

    24. Проблема смысла жизни. Значение смысложизненной тематики в

    психологической практике.

    25. Счастье как этическая категория.

    26. Категория справедливости: этический аспект.

    27. «Кондициональные» категории этики (совесть, долг, честь, достоинство).

    28. Феномен толерантности и его значение в деятельности психолога.

    29. Общение и одиночество как нравственные ценности. Виды общения, их

    этическая аттестация и психологические особенности.

    30. Этикет и мораль.

    31. Проблема смертной казни: этическая экспертиза.

    32. Статус и проблемы современной биоэтики. Проблема эвтаназии:

    этическая экспертиза.

    33. Специфика профессиональной этики.

    34. Этические основания профессиональной деятельности практического

    психолога.

    35. Социокультурные и философско-этические основания профессиональной

    этики.

    36. Этические и психологические аспекты кризисных ситуаций.

    37. Эмоционально-психологические состояния личности: возможности

    этической оценки.

    38. Этические кодексы профессиональной деятельности практического

    психолога: сущее и должное.

    39. Моральные и правовые параметры регуляции профессиональной

    деятельности психолога.

    40. Анализ работы из списка обязательной литературы, т.е. характеристика

    Одного из пяти обязательных первоисточников.

    41. Вопросы из тематики «свободных семинаров».

    3.2. Основная и дополнительная литература по курсу этики

    У ч е б н а я и с п р а в о ч н а я л и т е р а т у р а

    — Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 1998 , 2000.

    — Этика. Под ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. М., 1999.

    — Зеленкова И.Л. Этика. Мн., 2004, 2009.

    — Зеленкова И.Л. Этика: тексты, комментарии, иллюстрации. Мн., 2001.

    — Этика: Энциклопедический словарь. М., 2001.

    — Прикладная этика. Под ред. И.Л.Зеленковой. Мн., 2002.

    — Назаров В.Н. Прикладная этика. М., 2005.

    — Профессиональная этика. Под ред. М.Н.Росенко. СПб., 2006.

    — Кризисная психология. Справочник практического психолога. М., 2007.

    — Новая философская энциклопедия. В 4-х томах./ Под ред. В.С. Степина. М.,

    2000-2001.

    О с н о в н ы е п е р в о и с т о ч н и к и

    * Платон. Пир. // Соч.: В 2т. Т.2. М., 1983.

    * Аристотель. Никомахова этика. // Соч. Т.4. М., 1983.

    * Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. М., 1977.

    * Августин Блаженный. Исповедь. М., 1992.

    * Монтень М. Опыты. М., 1980.

    * Кант И. Основы метафизики нравственности. // Кант И. Критика

    Практического разума. СПб., 1995.

    * Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990.

    * Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. // Соч.: В 2 т. Т.2. М., 1996.

    * Шопенгауэр А. Две основные проблемы этики. Мн., 1997.

    * Соловьев В.С. Оправдание Добра. // Соч.: В 2 т. Т.1. М., 1990.

    * Мур Дж. Принципы этики. М., 1984.

    * Швейцер А. Культура и этика. М., 1992.

    * Фромм Э. Человек для себя. М., 1992.

    * Сумерки богов. (З.Фрейд, Э.Фромм, А.Камю, Ж.-П. Сартр – тексты).

    М., 1989.

    * Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

    Уважаемые студенты! Первоисточники, выделенные курсивом, составляют обязательный минимум для вашего изучения.

    Д о п о л н и т е л ь н а я л и т е р а т у р а

    (по разделам программы)

    К разделу I. Введение.

    Тема №1.

    Гартман Н. Этика. СПб., 2002.

    Гусейнов А.А. О статусе этики в современном обществе. // Философские науки. 1996. №1-4.

    Дробницкий О.Г. Моральная философия. Избранные труды. М., 2002.

    Этика: новые и старые проблемы. М., 1999.

    Этика. Под ред. А.А.Гусейнова, Е.Л.Дубко.М., 1999. С. 28 – 32.

    Зеленкова И.Л. Этика. Мн., 2009.

    К разделу II. Основы этического знания.

    II.1. И с т о р и я э т и ч е с к и х у ч е н и й

    Тема №2.

    Платон. Горгий. // Соч.: В 2 т. Т.2. М., 1983.

    Аристотель. Никомахова этика. // Соч.: В 4 т. Т.4. М., 1984.

    Сенека Луций Анней. Философские трактаты. СПб., 2000.

    Марк Аврелий Антонин. Размышления. Л., 1985.

    Цицерон Марк Туллий. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1993.

    Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.

    Соловьев В.С. Жизненная драма Платона. // Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1992.

    Гусейнов А.А. Античная этика. М., 2003.

    Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1987.

    История этических учений. Под. ред. А.А.Гусейнова. М., 2003.

    Иванов В.Г. История этики Древнего мира. Л., 1980.

    Тема №3.

    Библия.

    Августин Блаженный. Творения. В 4 т. СПб., 1998.

    Абеляр П. Теологические трактаты. М., 1995.

    Боэций. Утешение философией. М., 1990.

    Иванов В.Г. История этики средних веков. Л., 1984.

    Майоров Г.Г. Этика в средние века. М., 1986.

    Средневековье в свидетельствах современников. М., 1984.

    Тема №4.

    Монтень М. Опыты. М., 1980.

    Спиноза Б. Этика. // Избр. произв. В 2 т. Т. 1. М., 1957.

    Кант И. Критика практического разума. СПб., 1995.

    Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990.

    Фейербах Л. Эвдемонизм. // Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1995.

    Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. М., 1991.

    Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1987.

    Мамардашвили М.К. Кантианские вариации. М.,1997.

    Этика Канта и современность. Рига, 1989.

    Тема №5.

    Шопенгауэр А. Две основные проблемы этики. Мн., 1997.

    Ницше Ф. К генеалогии морали. // Соч.: В 2 т. Т.2. М., 1996.

    Фишер К. Артур Шопенгауэр. СПб., 1998.

    Свасьян К.А. Фридрих Ницше: мученик познания. // Ницше Ф. Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1990.

    Энгельс Ф. Анти-Дюринг. // К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. Т. 20.

    Кропоткин П.А. Этика. М., 1990.

    Гароди Р. Марксизм ХХ века. М., 1994.

    Арон Р. Мнимый марксизм. М., 1993.

    Фритцханд М. Марксизм, гуманизм, мораль. М., 1976.

    Смоленцев Ю.М. Проблемы гуманизма в марксистской этике. М., 1984.

    Тема №6.

    Мур Дж. Природа моральной философии. М., 1999.

    Сумерки богов (З.Фрейд, Э.Фромм, А.Камю, Ж.-П.Сартр – тексты).

    М.,

    1989.

    Витгенштейн Л. Лекция по этике. // Историко-философский ежегодник.

    М., 1989.

    Войтыла К. Основания этики. // Вопросы философии. 1991. №1.

    Маритен Ж. Знание и мудрость. М., 1999.

    Джеймс У. Этическая философия и моральная жизнь. // Джеймс У. Воля к вере. М.,1997.

    Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992.

    Живая Этика. Избранное. М., 1992.

    Его святейшество Далай-Лама. Этика в новом тысячелетии. М., 2004.

    Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

    Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993.

    Кинг М.Л. Паломничество к ненасилию. // Этическая мысль. М., 1991.

    Аналитическая философия. Избр. тексты. М., 1993.

    Христос и культура. Избр. труды Ричарда и Рейнхольда Нибуров. М., 1996.

    Камю А. Творчество и свобода. М., 1990.

    Ненасилие. Философия, этика, политика. М., 1993.

    Этика ненасилия. М., 1990.

    Хюбшер А. Мыслители нашего времени. М., 1994.

    История этических учений. Под ред. А.А.Гусейнова. М., 2003.

    II. 2. Основные теоретические проблемы этики их психологическая составляющая

    Тема №7.

    Адорно Т. Проблемы философии морали. М., 2000.

    Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.,

    2000.

    Максимов Л.В. Проблема обоснования морали. М., 1991.

    Бахтин М.М. Философия поступка. М.,1990.

    Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб., 2001.

    Тульчинский Г.Л. Разум, воля, успех: о философии поступка. Л., 1990.

    Кон И.С. Психология доброго поступка. // Этическая мысль. М., 1988.

    Конфликтология. СПб., 1999.

    Рациональное и эмоциональное в морали. М., 1983.

    Что такое мораль? М., 1988.

    Общественная мораль. М., 2009.

    Этика. Под ред. А.А.Гусейнова, Е.Л. М., 1999. С. 289 – 393.

    Фрезер Д. Золотая ветвь. М., 1983.

    Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Т. 1-3. М., 1993-1994.

    Бородай Ю.М. От фантазии к реальности. Происхождение нравственности.

    М., 1995.

    Смоленцев Ю.М. Мораль и нравы: диалектика взаимодействия. М., 1989.

    Титаренко А.И. Нравственный прогресс. М., 1969.

    Степин В.С., Гусейнов А.А., Межуев В.М., Толстых В.И. От классовых

    критериев к общечеловеческим. // Квинтэссенция. Философский альманах.

    1991. М., 1992.

    Авраменко В.Н. Техника и мораль: грани взаимодействия. М., 1998

    Волков А.И. Человеческое измерение прогресса. М., 1990.

    Канетти Э. Человек нашего столетия. М., 1990.

    Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985.

    Диагноз нашего времени. М., 1994.

    Этика. Под ред. А.А.Гусейнова, Е.Л.Дубко. М., 1999. С. 157 – 287.

    Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика. Мн., 2001.

    Тема №8.

    Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

    Камю А. Творчество и свобода. М., 1990.

    Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

    Левицкий С.А. Трагедия свободы. М., 1995.

    Киреев Р.Н. Сущность насилия. М., 1990.

    Моральный выбор. М., 1980.

    Свобода и справедливость. Н.Новгород, 1993.

    Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М.,1998. С. 266 – 281.

    Прокофьев А.В. Справедливость и ответственность. Социально-этические

    проблемы в философии морали. Тула, 2006.

    Йонас Г. Принцип ответственности: Опыт этики для технологической

    цивилизации. М., 2004.

    Канке В.А. Этика ответственности. Теория морали будущего. М., 2000.

    Гусейнов А.А. Свобода воли и ответственность. Курс лекций. Саранск,

    2001.

    Тема №9.

    Аристотель. Никомахова этика. // Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1984.

    Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990.

    Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991.

    Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М., 1997.

    Свендсен Ларс. Философия зла. М., 2008.

    Кьеркегор С. Наслаждение и долг. М., 2000.

    Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995.

    Скрипник А.П. Моральное зло в истории этики и культуры. М., 1992.

    Моральные ценности и личность. М., 1994.

    Милтс А. А. Совесть. // Этическая мысль. М., 1991.

    Малахов В.А. Стыд. Философско-этический очерк. М., 1989.

    Хвостов В.М. Этика человеческого достоинства. М., 1998.

    Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика: истоки и проблемы. Ростов-на-Дону, 2000.

    Тема №10.

    Смысл жизни (тексты).

    М., 1994.

    Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

    Мень А. Тайна жизни и смерти. М., 1992.

    Сабиров В.Ш. Этический анализ жизни и смерти. М., 1987.

    Смерть как феномен культуры. М., 1994.

    Голубчик В.М., Тверская Н.М. Человек и смерть: поиски смысла (этические аспекты) М., 1994.

    Жизнь. Смерть. Бессмертие. СПб., 1993.

    Тема № 11.

    Нешев К. Этика счастья. М., 1982.

    Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М., 1981.

    Аргайл М. Психология счастья. М., 1990.

    Соловьева Г.Г. Загадка счастья: опыт философского размышления. Алма-Ата, 1983.

    Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 1998. С. 295 – 308.

    II.3. Прикладная этика: « традиционные» и современные проблемы

    Темы №12, 13.

    Каган М.С. Мир общения. М., 1988.

    Сафьянов В.И. Этика общения. М., 1991.

    Лабиринты одиночества. М., 1989.

    Фромм Э. Искусство любви. М., 1990.

    Альберони Ф. Дружба и любовь. М., 1991.

    Кон И. Дружба. М., 1989.

    Докучаев И.И. Введение в историю общения. Исторические типы общения.

    СПб., 2004.

    Мишаткина Т.В., Яскевич Я.С. Феномен общения в философии и культуре

    ХХ в. Мн., 2000.

    Янкелевич В. Ирония. Прощение. М., 2004.

    Рюриков Ю.Б. Мед и яд любви (семья и любовь на сломе времен).

    М.,

    1989.

    Узы брака, узы свободы. Проблема семьи и одиночества глазами ученых. М., 1990.

    Розин В.М. Любовь в зеркалах философии, науки и литературы. М., 2007.

    Тема № 14.

    Основы этикета и искусство общения. СПб., 1993.

    Моральные ценности и личность. М., 1994.

    Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Л., 1990.

    Пост П. Деловой этикет. Персональные коммуникации для

    профессионального успеха. М., 2008.

    Тема №15.

    Камю А. Размышления о гильотине. // Камю А. Изнанка и лицо. М., 1998.

    Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. М., 2002.

    Кьеркегор С. Болезнь к смерти. // Этическая мысль. М., 1990.

    Чхартишвили Г. Писатель и самоубийство. М., 2000.

    Биоэтика: принципы, правила, проблемы. М., 1998.

    Введение в биоэтику. М., 1998.

    Назаров В.Н. Прикладная этика. М., 2005.

    Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 1999. С. 391 – 460.

    Прикладная этика. Под ред. И.Л.Зеленковой. Мн., 2002.

    Лопатин П.В., Карташов О.В. Биоэтика: Учебник для вузов. М., 2006.

    Философия биомедицинских исследований. Под ред. Б.Г.Юдина. М. 2004.

    К разделу III. Профессиональная этика.

    Темы №16, 17.

    Профессиональная этика. Под ред. М.Н.Росенко. СПб., 2006.

    Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Этика профессии: миссия, кодекс,

    поступок. Тюмень, 2005.

    Капто А.С. Профессиональная этика. М., Ростов-на-Дону, 2006.

    Назаров В.Н. Прикладная этика. М., 2005.

    Протанская Е.С., Косых М.П. Профессиональная этика специалиста и

    перспективы ее развития. //Вестник Санкт-Петербургского университета.

    Серия 6. — 2005. Вып. 4.

    К разделу IV. Профессиональная этика в психологической

    деятельности.

    Братусь Б.С. Психология и этика. Опыт построения дискуссии. Самара, 1999.

    Протанская Е.С. Профессиональная этика психолога. СПб., 2008.

    Майленова Ф.Г. Этические проблемы психологических исследований и психологической практики. //Человек. №5, 2002.

    Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности. М., 2007.

    Этические стандарты для психолога. – Мадрид, 1987.// Вопросы психологии. №5.1990.

    Профессиональный кодекс этики для психологов. – Бонн, 1986. // Вопросы психологии. №6. 1990.

    Этический кодекс и Стандарты практики. //Коттлер Дж., Браун Р. Психотерапевтическое консультирование. СПб., 2001.

    Этические стандарты психологов (утверждены Министерством образования Республики Беларусь).

    Психологическая служба. №1. 2002.

    Учебно-методическое пособие

    Зеленкова Инесса Львовна

    Методические рекомендации

    по курсу «Профессиональная этика в работе психолога»

    (учебно-методическое пособие для студентов

    отделения психологии ФФСН)

    В авторской редакции

    Ответственный за выпуск ………………….

    Формат 60+84 /16. Бумага офсетная.

    Гарнитура Таймс. Усл. печ. л. 1, 7. Тираж 50 экз.

    Белорусский государственный университет.

    Лицензия на осуществление издательской деятельности

    №0230/ 0056804 от 02.03.2004.

    220050, Минск, проспект Франциска Скорины,4.

    Отпечатано на копировально-множительной технике

    Факультета философии и социальных наук

    Белорусского государственного университета

    220004, Минск, ул. Кальварийская, 9.