Учебно-методический комплекс практика в педагогическом колледже

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

      ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

      «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. М.Е. ЕВСЕВЬЕВА»

 

Кафедра специальной и

прикладной психологии

      УТВЕРЖДЕНО УТВЕРЖДАЮ

Председатель учебно- Проректор по учебной работе

методической комиссии

_____________________ __________________________

«___» __________ 2011 г. «___» _____________ 2011 г.

   

специальности 031000.00 (050706.65) «Педагогика и психология» с дополнительной специальностью 031700 «Олигофренопедагогика»

         

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от « 30 » августа 2011 г.     

Саранск 2011

Пояснительная записка

В подготовке педагогов-психологов особое внимание уделяется формированию профессиональных компетенций, включающих не только познавательный компонент — развитие способности к освоению теоретических знаний, необходимых в педагогической деятельности, но и практико-ориентированный компонент — развитие способности участвовать в реальном педагогическом процессе, решать реальные педагогические задачи, проблемные ситуации, принимать ответственные решения. Так как изучение курса «Педагогика и психология» включено в образовательные стандарты большинства специальностей среднего и высшего профессионального образования, при подготовке педагогов-психологов предусмотрена практика в педагогическом колледже.

Программа педагогической практики разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом 3-ого поколения. Практика в педагогическом колледже проходит в 9 семестре в течение трех недель. Основная цельданного вида практики – формирование умений и навыков, необходимых в преподавательской деятельности педагога.

Основными задачами практики являются:

  • углубление теоретических знаний, полученных в ходе изучения блока психолого-педагогических дисциплин;
  • овладение формами, методами и средствами преподавательской, научно-исследовательской и методической деятельности;
  • закрепление практических умений и навыков воспитательной и психопрофилактической работы.

Основными направлениями работы студентов на практике в педагогическом колледже являются: преподавательская, методическая, воспитательная и психопрофилактическая. Учитывая специфичность данной практики, студентам предлагаются следующие виды деятельности:

9 стр., 4334 слов

Лекция на тему: «Особенности и содержание воспитательной работы ...

... в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство. Виды ... это такое учебно-воспитательное учреждение, которое на практике, с высокой результативностью и устойчивостью осуществляет ... исследования, становится воспитательная система регионального многопрофильного колледжа, а предметом — молодежная среда как ...

  • разработка и проведение лекций, семинаров или лабораторно-практических занятий (по выбору студента) по педагогике и психологии;
  • освоение традиционных и внедрение инновационных методов и форм обучения в педагогическом колледже.
  • участие в методической работе преподавателей педагогического колледжа;
  • проведение воспитательных мероприятий.
  • проведение психопрофилактических мероприятий,
  • проектирование и реализация научного исследования.

Отчетнаядокументация.

  1. Дневник практики в педагогическом колледже.
  2. Анализ задач, содержания и организации образовательной деятельности в педагогическом колледже, работы педагогического совета, методических объединений.
  3. Конспекты проведенных занятий (лекции, семинара, лабораторно-практического занятия, комплексного урока) с последующим анализом (не менее 4-х).
  4. Конспекты и психолого-педагогический анализ просмотренных занятий (не менее 4-х) с последующим анализом.
  5. Конспекты воспитательного и психопрофилактического мероприятий с последующим анализом (по одному).
  6. Конспект представления результатов психолого-педагогического исследования (тема определяется по запросу учреждения) на методическом объединении или педагогическом совете колледжа / научно-исследовательский проект (по выбору студента).
  7. Конспект педагогического совета или заседания методического объединения / анализ портфолио преподавателя педагогического колледжа.
  8. Характеристика с места прохождения практики в педагогическом колледже (для студентов заочной формы обучения подтверждение с места прохождения практики с указанием сроков).
  9. Отчет с приложением фото- и видеоматериалов.

По итогам прохождения практики в педагогическом колледже студенты должны

знать:

— формы, методы и средства преподавательской деятельности в педагогическом колледже;

— особенности подготовки и проведения лекционных, семинарских и лабораторно-практических занятий в педагогическом колледже;

— особенности организации и проведения воспитательных и психопрофилактических мероприятий с учащимися педагогического колледжа;

— виды научно-исследовательских проектов;

— основные формы методической работы преподавателя.

уметь:

— осуществлять текущее и перспективное планирование преподавательской деятельности;

— готовить и проводить различные формы занятий (лекции, семинары, лабораторно-практические занятия) с учащимися педагогического колледжа, используя современные технологии;

— осуществлять воспитательные и психопрофилактические мероприятия с учащимися педагогического колледжа, используя различные формы взаимодействия и общения, учитывая индивидуальные личностные качества учащихся;

— анализировать и оценивать собственные занятия и мероприятия;

— обобщать и систематизировать опыт образовательной, исследовательской, методической, воспитательной, профориентационной деятельности педагогического колледжа;

— планировать и реализовывать научное исследования в области педагогики и психологии;

— осуществлять различные формы методической работы.

План прохождения практики в педагогическом колледже

Неделя

практики

Вид работы

1 НЕДЕЛЯ

Заезд, знакомство с администрацией и педагогическим коллективом колледжа, экскурсия по колледжу, распределение по студенческим группам, планирование работы.

Анализ образовательной, исследовательской, методической, воспитательной, профориентационной деятельности педагогического колледжа.

Утверждение групповым руководителем плана проведения пробных и открытых занятий.

Посещение учебных занятий педагогов колледжа по педагогике и психологии с последующим анализом.

2 НЕДЕЛЯ

Подготовка и проведение пробных и открытых уроков по педагогике и психологии с их последующим анализом. Взаимопосещение занятий, проводимых студентами, их психолого-педагогический анализ.

Изготовление наглядности и психодиагностических методик.

Проведение психолого-педагогического исследования.

Анализ различных форм методической деятельности в педагогическом колледже, изучение портфолио педагогов.

3 НЕДЕЛЯ

Подготовка и проведение воспитательных и психопрофилактических мероприятий в студенческих группах с их последующим анализом.

Анализ и представление результатов психолого-педагогического исследования.

Участие в работе методического объединения, педагогического совета колледжа.

Заключительная конференция. Оформление документации. Отъезд.

Задания и методические рекомендации к проведению практики в педколледже

ЗАДАНИЕ 1: Ознакомление с основными направлениями работы педагогического колледжа.

ЦЕЛЬ: изучение задач, содержания и организации образовательной деятельности в педагогическом колледже.

Методические указания к выполнению задания

1) Изучите содержание и организацию учебно-воспитательной работы в педагогическом колледже по следующей программе:

  1. Тип и статус учебного заведения.
  2. Материальная база учебного заведения:
  3. Здание: типовое, специальный проект, приспособленное помещение; предметные кабинеты, компьютерные классы, кино- актовый залы; библиотека, читальный зал; спортивный комплекс; технические средства обучения; медицинский блок; столовая; оформление и озеленение учебного заведения.
  4. Педагогический коллектив: количество, стаж, образование.
  5. Учебные планы и программы: название специальности, время обучения, квалификационные требования, учебные курсы, их задачи.
  6. Основные направления учебно-воспитательной работы в педагогическом колледже.

2) Для получения необходимых данных используйте следующие методы:

  • Беседа с директором колледжа и его заместителями о задачах учебно-педагогической работы колледжа, ее содержании, организации, о требованиях к студентам-практикантам.
  • Знакомство с документацией (планами учебной и воспитательной работы, образовательными программами, расписанием занятий и др.).
  • Экскурсия по колледжу (кабинеты администрации колледжа, предметные кабинеты, актовый зал, библиотека, музей и др.).

3) Результаты изучения отразите в дневнике практики.

ЗАДАНИЕ 2: Психолого-педагогический анализ занятий в педагогическом колледже.

ЦЕЛЬ: изучить методику преподавания в педагогическом колледже, закрепить навыки психолого-педагогического анализа.

Содержание работы

  • Посещение не менее 6 занятий по педагогике и психологии, проводимых преподавателями колледжа и студентами, находящимися на практике (в том числе лекций, семинарских, лабораторно-практических и комплексных уроков), письменное оформление протоколов просмотренных занятий по предложенной ниже схеме.
  • Составление психолого-педагогического анализа не менее 4-х просмотренных занятий (по одному занятию каждого типа) по предложенной ниже схеме.

Методические указания к выполнению задания

  1. Законспектируйте открытые занятия преподавателей педагогического колледжа по педагогике и психологии (не менее 6) по следующей схеме:

Дата ________

Преподаватель _____________________________________

Тема ______________________________________________

Тип занятия _______________________

Цель занятия _________________________________________________

Время

Основные этапы занятия

Методы

Примечания

2) Проведите психолого-педагогический анализ данных уроков с целью изучения особенностей методики преподавания в педагогическом колледже, используя следующую схему:

  1. Цель занятия. Реализация цели и задач в процессе занятия.
  2. Тип занятия. Его место в системе других занятий.
  3. Основные этапы занятия. Взаимосвязь этапов занятия друг с другом.
  4. Рациональное использование времени на каждом этапе занятия.
  5. Реализация дидактических принципов в процессе занятия.
  6. Эффективность используемых в процессе занятия методов обучения; целесообразность их выбора:
  • методы введения нового материала (объяснение, рассказ, беседа, демонстрация, работа с книгой, ТСО и др.);
  • методы контроля (индивидуальный, фронтальный, комбинированный, взаимоконтроль);
  • методы формирования и закрепления умений и навыков (беседа, письменные и устные упражнения, работа со справочным материалом, учебными пособиями и др.).
  • Стиль занятия
  • Соответствие содержания и структуры урока принципам развивающего обучения:

а) соотношение воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;

б) соотношение усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, учебника, пособия и т. д.) и самостоятельного поиска;

в) какие звенья проблемно-эвристического обучения выполняются педагогом и какие – учащимися (кто ставит проблему, кто формулирует ее, кто решает);

г) соотношение контроля, анализа и оценки деятельности, осуществляемых педагогом, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;

д) соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевое усилие к преодолению трудностей и т. д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации);

е) педагогический такт преподавателя;

ж) психологический климат в группе (умение поддержать атмосферу радостного, искреннего общения, деловой контакт или другие настроения).

  • Особенности самоорганизации преподавателя:

а) подготовленность к уроку (степень овладения содержанием и структурными компонентами занятия, степень осознания психологической цели и внутренней готовности к её осуществлению);

б) рабочее самочувствие в начале занятия и в процессе его осуществления (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.).

  1. Организация познавательной деятельности учащихся
  • В какой мере обеспечивались условия для продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

а) как достигались осмысленность, целостность восприятия учащимися изучаемого материала;

б) какие использовались установки и в какой форме (убеждение, внушение);

в) как достигались сосредоточенность и устойчивость внимания учащихся;

г) какие использовались формы работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала (индивидуальный опрос, собеседование, упражнения по повторению и др.)

  • Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений:

а) на каком уровне формировались знания учащихся (конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», выведения формул и т.д.)

б) какие психологические закономерности учитывались при формировании представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов;

в) какими приемами стимулировалась активность, самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, проблемно-эвристические задачи различного уровня, задачи с недостающими и излишними данными, поисковая исследовательская работа на занятии и др.);

г) каков уровень достигнутого понимания (описательное, сравнительное, объяснительное, обобщающее, оценочное, проблемное); как преподаватель руководил формированием убеждений и идеалов;

д) какие виды творческих работ использовались на уроке, и как учитель руководил творческим воображением учащихся (объяснение темы и целей работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы).

  • Закрепление результатов работы:

а) формирование навыков с помощью упражнений;

б) предупреждение интерференции и обучение переносу ранее усвоенных навыков на новые условия работы.

3) Конспекты просмотренных занятий и их анализ оформите в дневнике.

ЗАДАНИЕ 3. Проведение занятий по педагогике и психологии в педагогическом колледже.

ЦЕЛЬ: формирование и развитие умений и навыков преподавательской деятельности в процессе самостоятельной подготовки и проведения занятий в педагогическом колледже.

Содержание работы:

  • Подготовка и проведение не менее 4-х занятий (по 1 занятию каждого типа, 2 из которых по педагогике, 2 — по психологии) по предложенной ниже структуре, письменное оформление конспектов проведенных занятий.
  • Подготовка средств наглядности к проводимому студентом занятию.
  • Краткий самоанализ проведенных занятий.

Методические указания к выполнению задания

  1. Определите совместно с преподавателем педагогического колледжа тему и задачи занятия.
  2. Подберите из описанных ниже форм организации учебного процесса наиболее адекватную с учетом специфики темы и поставленных задач. В соответствии с выбранной формой определите методы и средства обучения.

Основными формами организации учебного процесса в педагогическом колледже являются: лекция, семинарские и практические занятия, комплексные занятия.

Лекция

Виды лекций:

  • вводная лекция: знакомит студентов с целью и назначением курса, с его ролью и местом в системе учебных дисциплин;
  • обзорно-повторительная лекция: читается в конце раздела или курса и отражает все основные положения;
  • обзорная лекция: систематизирует знания на более высоком уровне обобщения;
  • проблемная лекция: побуждает студентов к поиску решения проблемы;
  • лекция пресс-конференция: ответы преподавателя на вопросы студентов по конкретной теме.

Критерии оценки качества лекции:

  1. Содержание лекции: научность, соответствие современному уровню развития науки, выдвижение проблемных вопросов, показ различных концепций и истории проблемы, связь с предыдущим и последующим материалом, внутри- и межпредметные связи, связь с практикой.
  2. Методика чтения лекции: четкая структура и логика изложения, сообщение литературы к лекции, доступность, разъяснение новых терминов и понятий, доказательность, аргументированность, использование приемов закрепления (повторение, вопросы на проверку внимания и усвоения, использование наглядных пособий, ТСО), применение опорных материалов – текст, конспект и пр.
  3. Руководство работой студентов: требование конспектировать и контроль за выполнением, обучение методике конспектирования, просмотр конспектов, использование приемов поддержания внимания, общение во время лекции (диалоги, вопросы).
  4. Лекторские данные: знание предмета, эмоциональность, дикция, культура речи, внешний вид.
  5. Результативность лекции: информационная ценность, достижение дидактических и воспитательных целей.

Семинарские и практические занятия

Основные виды семинарских занятий:

  • семинар с целью углубленного изучения конкретных тем курса;
  • семинар для проработки наиболее важных методологических проблем темы или курса;
  • семинар исследовательского типа или лабораторно-практическое занятие с целью разработки отдельных практических вопросов.

Формы семинара: развернутая беседа по заранее известному плану, доклады студентов с последующим обсуждением участниками семинара, групповая дискуссия, семинар-исследование, деловая игра («мозговой штурм»).

Критерии оценки семинарского занятия:

  1. Целенаправленность: постановка проблемы, связь теории с практикой, использование материалов в будущей профессиональной деятельности студентов.
  2. Планирование: выделение главных вопросов, подготовка списка литературы.
  3. Организация семинара: организация групповой работы студентов, умение поддержать дискуссию, конструктивный анализ ответов и выступлений, насыщенность учебного времени.
  4. Стиль проведения семинара: оживленный, с постановкой острых проблемных вопросов или вялый, не возбуждающий интереса.
  5. Работа студентов на семинаре: активное участие большинства, наличие записей, подготовленность.

Комплексное занятие

Данные виды занятий включают в себя сочетание различных форм и методов обучения.

Структура комплексного занятия

  1. Организационный этап.
  2. Подготовка учащихся к изучению учебного материала: сообщение темы занятия, целевая установка на изучение нового материала. На этом этапе важно стимулировать положительную мотивацию учения и развивать познавательные интересы к материалу предстоящего задания.

Приемы: создание ситуации новизны, организация бесед и дискуссий, в ходе которых учащиеся убеждаются в недостатке имеющихся знаний и осознают необходимость их пополнения.

  1. Актуализация имеющихся знаний и умений учащихся. На этом этапе важно выяснить, что знают учащиеся по теме, насколько глубоки и прочны их знания.

Приемы: фронтальный опрос по предыдущей теме, индивидуальные задания для учащихся, терминологический диктант и т. п.

  1. Сообщение нового материала. Этот этап, как правило, проходит по типу лекции. Учащиеся записывают новые термины, факты и т. д.
  2. Самостоятельное усвоение учащимися новых знаний: работа с учебными пособиями, первоисточниками, периодическими изданиями.
  3. Первичное закрепление и текущее повторение изучаемого на занятии материала. На этом этапе важно понять, что учащиеся усвоили хорошо, а что им не понятно.

Приемы: фронтальный опрос, составление схем, заполнение таблиц, выполнение практических заданий, работа с дидактическим материалом, наглядными пособиями.

  1. Упражнения и самостоятельная работа (может быть организована на этапе 6).
  2. Обобщающее повторение: подводится итог занятия, подчеркивается наиболее важное, значимое.
  3. Контроль и оценка знаний и умений (может быть организован на этапах 6, 7, 8).
  4. Домашнее задание.
  1. Подготовьте конспекты разных типов занятий: лекции, семинара, практического и комплексного занятий.
  2. Проведите психолого-педагогический анализ проведенного занятия совместно с преподавателем педагогики и психологии.
  3. Конспекты занятий и их анализ оформите в дневнике практики.

ЗАДАНИЕ 4. Проведение воспитательного и психопрофилактического мероприятий в педагогическом колледже.

ЦЕЛЬ: Развитие и закрепление умений и навыков воспитательной и психопрофилактической работы.

Методические указания к выполнению

1) Определите цели, задачи, тематику, форму организации воспитательного мероприятия в педколледже. Тематика воспитательных и психопрофилактических мероприятий представлена в приложении 1.

  1. Составьте план-конспект воспитательного (психопрофилактического) мероприятия с учетом возможностей образовательного учреждения, пожеланий учащихся и администрации колледжа и т. п.; распределение поручений между учащимися; подбор оборудования, изготовление наглядных пособий; разработка сценария воспитательного (психопрофилактическое) мероприятия и пр. по следующей схеме:
    1. Название мероприятия.
    2. Цель и задачи.
    3. Место проведения.
    4. Необходимое оборудование.
    5. План мероприятия.
    6. Ход мероприятия
    7. Использованная литература.
    8. Автор(ы) мероприятия.
  2. Проведите воспитательное (психопрофилактическое) мероприятие с его последующим анализом по следующей схеме:
  1. Организация подготовки учащихся к данному мероприятию (способы организации и руководства учащихся на этапе подготовки воспитательного мероприятия, наглядное оформление, использование ТСО).
  2. Содержание и методика проведения мероприятия:
  • Соответствие содержания поставленным целям и задачам;
  • Познавательная и воспитательная ценность подобранного материала;
  • Эмоциональная насыщенность, интерес учащихся, их активность;
  • Приемы и методы организации деятельности учащихся, использование методов активного обучения.
  1. Анализ собственного поведения при подготовке и проведении воспитательного мероприятия (организационные способности, контакт с учащимися, убежденность, эмоциональность и т.д.).
  2. Замечания, предложения.
  1. Оформите конспект воспитательного (психопрофилактического) мероприятия и его анализ в дневнике практики.

Задание 5. Разработка и оформление научно-исследовательского проекта

Цель: освоение проектной деятельности в области научного исследования.

Задачи:

— знакомство с проектами разного типа в разных областях знания;

— овладение терминологическим аппаратом проекта;

— освоение правил оформления научно-исследовательского проекта.

Содержание работы

  1. Разработать и реализовать научно-исследовательский проект в области педагогики и психологии с учетом запросов педагогического колледжа.
  2. Обобщить результаты исследования в виде статьи, реферата, постера и пр.
  3. Представить результаты исследования на педагогическом совете, методическом объединении или научном студенческом мероприятии.

Методические указания к выполнению

  1. Термин «проект» понимается сегодня в самых различных смыслах. В самом общем смысле, проект (от лат. рrojectus, букв.- брошенный вперед), 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия. 2) Предварительный текст какого-либо документа. 3) Замысел, план.

Особое значение получает этот термин в системе образования.

Проект — это метод обучения, который может применяться на уроке и во внеурочное время, он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

Проектирование — это содержание обучения. Он может быть частью предмета, самостоятельным предметом, лечь в основу профильных спецкурсов.

Проект — это форма организации учебного процесса и может стать альтернативой классно-урочному обучению

Проект — это особая философия образования: философия цели и деятельности, философия результатов и достижений.

2. Структура и виды проектов.

По содержанию

Учебные, образовательные, исследовательские, социальные

По времени реализации

Кратковременные, долговременные (урок, неделя, четверть, год, несколько лет)

По количеству участников

персональные или групповые проекты

ПРЕИМУЩЕСТВА РАЗНЫХ ВИДОВ ПРОЕКТОВ

Преимущества персональных проектов

  • план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью,
  • у исполнителя проекта формируется чувство ответственности,
  • исполнитель приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта.

Преимущества групповых проектов

  • в проектной группе формируются навыки сотрудничества,
  • проект получит больших объем поддержки, финансирования,
  • проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне,
  • в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения.

Любой проект, вне зависимости от его специфики имеет примерно одинаковую структуру: Проблема, Проектирование (планирование), Поиск информации, Продукт (результат), Презентация, Портфолио. Любой проект реализуется посредством следующих этапов, которые условно могут быть представлены в виде таблицы:

Этапы выполнения проекта

Этап

Содержание деятельности

Поисковый

Определение тематического поля и темы проекта. Поиск и анализ проблемы. Постановка цели и задач проекта.

Аналитический

Анализ имеющейся информации. Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности. Пошаговое планирование.

Практический

Выполнение запланированных действий по реализации проекта.

Презентационный

Подготовка и проведение презентации.

3. Специфика научно-исследовательского проекта.

Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.

Исследовательская деятельность – деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Виды исследовательских проектов

Экспериментальные, обобщающие, поисковые, проект научных мероприятий, проект полевых исследований и экспедиций

4. Глоссарий проекта.

Научно-исследовательский проект – как специфический вид деятельности предполагает использование научной терминологии. Познакомимся с ней на примере конкретного проекта, выполненного нами в последнее время.

(идет знакомство с электронной версией проекта и определение основных терминов и этапов проекта).

Гипотеза (от греч. hypothesis – основание, предположение) – предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений.

Задачи – конкретизированные или более частные цели.

Исследование (научное) – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью; имеет два уровня – эмпирический и теоретический.

Метод (от греч. methodos – путь исследования, теория, учение) – способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

Модель – некоторое упрощенное подобие реального объекта; воспроизведение предмета в уменьшенном или увеличенном виде (макет); схема, физический или информационный аналог объекта.

Объект – категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности.

Проблема (от греч. problema – задача) – в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных событий в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.

Предмет – конкретная часть объекта или процесс в нем происходящий или аспект проблемы.

Тема (от греч. thema, букв. – то, что положено в основу) — предмет описания, изображения исследования, разговора и т.д.

Цель – идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. Содержание цели зависит от объективных законов действительности, реальных возможностей субъекта и применяемых средств.

5. Критерии оценки проектов

Любой проект, прежде чем он получит поддержку и будет реализован, проходит экспертизу.

Экспертиза – исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, с последующим представлением мотивированного заключения.

Экспертные оценки – количественные и (или) порядковые оценки процессов или явлений, не поддающихся непосредственному измерению. Основываются на суждениях специалистов в конкретной области знания.

Наиболее распространенные критерии оценки проектов

  • Соблюдение структуры проекта.
  • Новизна научной, образовательной и др. идеи, лежащей в основе проекта (не может быть использован ранее разработанный проект).
  • Актуальность проблемы, на решение которой направлен проект.
  • Научная/практическая значимость потенциальных результатов проекта.
  • Возможность реализации (реальность практического применения) результатов проекта.
  • Глубина разработки проблемы (содержательность, многоаспектность, обоснованность).
  • Экологичность проекта (не нанесение вреда людям и окружающей среде в ходе его реализации).
  • Своевременность представления проекта, наличие основных элементов, их соответствие содержанию и структуре проекта.
  • Оригинальность представления проекта.

6. Формы представления проекта.

Формы представления проектов весьма разнообразны (Web-сайт, архив данных, атлас, карта, учебное пособие, видеофильм, выставка, газета, журнал, справочник, модель, коллекция, мультимидийный продукт, музыкальное или художественное произведение и пр.).

Часто используемой формой представления являются постер и портфолио, статья или монография.

Содержание портфолио проекта: дневник работы над проектом, полученный в ходе проекта продукт, отчет (тема, цели, задачи, планирование, результаты, исполнители), рецензии и отзывы, презентационные материалы.

Однако в науке наиболее часто принят стандартизированный подход к представлению проекта по определенным формам, которые содержат четко определенные компоненты. Среди них обязательными являются:

Тема проекта, проблема, на решение которой направлен проект, объект, предмет, гипотеза, цель, задачи, методы и подходы к реализации, их оригинальность и новизна, этапы реализации, предполагаемые результаты проекта, их научное/образовательное/ практическое и др. значение, список участников проекта, их опыт в подобной деятельности. Наиболее разработанной является форма заявки проекта Российского гуманитарного научного фонда.

Задание 6. Участие студентов в методической работе преподавателей педагогического колледжа

ЦЕЛЬ задания: освоение методической деятельности преподавателя педагогического колледжа.

Содержание работы

1. Изучение методической документации преподавателей колледжа (учебно-методические комплексы дисциплин, технологические карты, рабочие программы и др.);

2. Знакомство с различными формами методической работы преподавателей колледжа;

3. Участие в одной из форм методической работы преподавателей колледжа.

Методические указания к выполнению

1. Понятия «методическая деятельность», «методическая работа».

Методическую деятельность обычно определяют как деятельность по обобщению и распространению педагогического опыта.

Под методической работой понимают целостную, основанную на достижениях науки, передового опыта и конкретном анализе затруднений педагогов, систему взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства преподавателя, на обобщение и развитие творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а, в конечном счете — на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития конкретных учащихся.

Педагогам необходимы специальная дополнительная подготовка и постоянная методическая поддержка, чтобы грамотно и осознанно строить целостный учебно-воспитательный процесс, учитывая в практике обучения и воспитания многообразие интересов и возможностей детей.

Цель методической службы: обеспечение профессионального развития педагогических кадров, построение открытого пространства для развития, самообразования, апробации инноваций.

Задачи:

— обеспечение условий повышения профессиональных компетенций, роста педагогического мастерства и развития творческого потенциала преподавателей;

— создание единого информационного пространства (методического банка), обеспечивающего своевременное поступление, обобщение и пропаганду лучшего педагогического опыта, продуктивных педагогических технологий и опыта их использования, методических рекомендаций и разработок, способствующих повышению качества образовательного процесса;

— программно-методическое и научное обеспечение образовательного процесса;

— организация проведения диагностических, консультативно-методических, экспертных и аттестационных процедур для объективного анализа, планирования, коррекции содержания и результатов образовательного процесса;

— создание условий стимулирования творческого саморазвития педагогов

— обеспечение непрерывного профессионального образования педагогов;

— обеспечение своевременной переподготовки кадров;

Основными направлениями методической деятельности являются:

— информационное;

— диагностико-прогностическое;

— инновационное и экспериментальное;

— совершенствование содержания образования;

— повышения квалификации, аттестации преподавателей.

Таким образом, методическая служба является важнейшим компонентом образовательной инфраструктуры. Она призвана поддерживать нормальный ход образовательного процесса, содействовать его обновлению.

2. Типы методической работы

1) Исследовательский тип – обеспечивает инновационные процессы.

2) Экспериментальный тип – обеспечивает переход от режима развития в режим функционирования.

3) Коррекционный тип – обеспечивает исправление недостатков функционирования.

Исследовательский тип методической работы предполагает изучение используемых методов, технологий в практике, наблюдение, описание, сравнение, выявление закономерностей, экспертное заключение о значимости и т.д.

Экспериментальный тип предполагает информирование, обучение, распространение опыта, организацию опытно-экспериментальной работы и воспроизведение данного метода или технологии.

Коррекционный тип методической работы подразумевает контроль за реализацией основных положений и коррекцию данной методики, технологии.

3. Критерии оценки качества методической работы.

Первый критерий – критерий результативности методической работы. Он связан с повышением успеваемости учащихся, результативностью учащихся в учебной деятельности и научно-исследовательской работе, с качеством реализации образовательного процесса, с качеством результатов образования.

Второй критерий – критерий рациональных затрат времени. Экономичность методической работы достигается там, где рост мастерства педагогов происходит при разумных затратах времени и усилий на методическую работу и самообразование, во всяком случае, без перегрузки педагогов этими видами деятельности.

Третий критерий – критерий стимулирующей роли методической работы. Он заключается в том, что в коллективе наблюдается улучшение психологического микроклимата, рост творческой активности педагогов в их удовлетворенности результатами своего труда.

Важно помнить, что истинная оценка эффективности методической работы дается по конечному результату, а не по числу разнообразно проведенных мероприятий.

4. Формы организации методической работы в педагогическом колледже.

По количеству участников:

Коллективные (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры и т.д.);

Индивидуальные (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т.д.).

По времени реализации:

Постоянные;

Временные.

Характеристика некоторых форм методической работы.

Методический совет является одной из главных форм методической работы в педагогическом колледже. Методический совет как высший орган руководства всем образовательным процессом ставит и решает конкретные проблемы педагогического колледжа. Методический совет не только определяет стратегию проведения методической работы в колледже, но и дает рекомендации по планированию, содержанию, формам работы с преподавателями, готовит аттестационные материалы, координирует деятельность предметно-цикловых комиссий, регулярно проводит методические совещания.

Предметно-цикловые комиссии – призваны осуществлять работу по совершенствованию профессионально-педагогического мастерства преподавателей. Предметно-цикловые комиссии объединяют преподавателей дисциплин одного блока. Например, в колледже могут быть созданы предметно-цикловые комиссии преподавателей гуманитарного и социально-экономического цикла, преподавателей педагогики и психологии, преподавателей частных методик и др. Основные направления работы предметно-цикловых комиссий: самообразовательная работа с целью повышения качества подготовки специалистов; методическое и дидактическое обеспечение дисциплин с целью реализации образовательных стандартов; разработка методических пособий, рекомендаций и указаний для самостоятельной деятельности студентов; активизация исследовательской деятельности преподавателей; работа по совершенствованию планирующей документации, разработка программной документации, совершенствование учебно-методических комплексов.

Семинары и семинары-практикумы являются одной из наиболее эффективных и распространенных форм методической работы в педагогическом колледже. В годовом плане колледжа определяются темы семинаров и составляется подробный план работы. К проведению занятий, мастер-классов, уроков в рамках семинара можно привлекать учителей, воспитателей, специалистов, медицинских работников и т. д. Главной задачей семинаров-практикумов является совершенствование практических умений педагогов, поэтому важно, чтобы в содержании семинара рассматривались практикоориентированные вопросы и использовались активные методы и формы работы. В ходе работы семинара-практикума предусматривается возможность обсуждения различных точек зрения, развертывания дискуссий, создания проблемных ситуаций, которые позволяют в итоге вырабатывать единые позиции в решении проблемы. Важно, чтобы итоги семинаров оформлялись в виде конкретных и реально выполнимых рекомендаций, а их реализация находилась под контролем.

Большую роль в результативности семинара играет правильно организованная подготовка к нему. Тематика семинара должна быть актуальна для конкретного учреждения и учитывать новую научную информацию. Если семинар длительный, то необходимо подготовить программу семинара, в которой указать тему, место и порядок проведения, перечень вопросов, которые будут рассматриваться. Важно продумать методы и формы включения всех участников семинара в активное обсуждение темы. Для этого используются ситуативные задачи, обсуждение двух противоположных точек зрения, работа с нормативными документами, методы игрового моделирования и др. Руководитель семинара должен четко продумать задания по каждой теме и оценку их выполнения. По окончании работы семинара можно оформить выставку работ педагогов.

Демонстрация открытых занятий. У каждого педагога свой педагогический опыт, педагогическое мастерство. Для организации открытого показа выделяют работу преподавателя, добивающегося наилучших результатов, его опыт называют передовым, его изучают, на него «равняются». Передовой педагогический опыт помогает изучить новые подходы к работе со студентами, выделить их из массовой практики. В то же время он пробуждает инициативу, творчество, способствует совершенствованию профессионального мастерства. В силу такой особой роли передового опыта ежегодно в рамках методической работы проводятся открытые показы, на которых и представляется лучший опыт работы преподавателей, внедряющих в совей практике инновационные образовательные технологии.

Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы. Показ помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию педагога, стать свидетелем процесса педагогического творчества.

После просмотренного занятия важно интересно организовать обсуждение увиденного, выработать единое мнение коллектива.

Деловые игры. В настоящее время деловые игры нашли широкое применение в методической работе. Деловая игра является сильным инструментом формирования личности профессионала, она помогает наиболее активизировать участников для достижения цели.

Деловая игра — это метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятия управленческих решений в различных ситуациях, путем игры по заданным или вырабатываемым самими участниками игры правилам. Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических проблем. В целом игры, с их многосторонним анализом конкретных ситуаций, позволяют связывать теорию с практическим опытом.

Сущность деловых игр в том, что они имеют черты как учения, так и труда. При этом обучение и труд приобретают совместный, коллективный характер и способствуют формированию профессионального творческого мышления. Существуют теоретически обоснованные методики конструирования и проведения деловых игр. Если деловая игра используется с целью обучения, то необходимо помнить, что она не может предварять семинары и спецкурсы, практические занятия. Она должна проводиться в конце обучения.

Непосредственная разработка материалов деловой игры включает в себя следующие этапы:

— создание проекта деловой игры;

— описание последовательности действий;

— описание организации проведения игры;

— составление задания для участников;

— подготовка оборудования.

«Круглый стол» — это одна из форм общения педагогов. При обсуждении любых вопросов воспитания и обучения учащихся круговые педагогические формы размещения участников позволяют сделать коллектив самоуправляемым, позволяет поставить всех участников в равное положение, обеспечивает взаимодействие и открытость. Роль организатора «круглого стола» состоит в продумывании и подготовке вопросов к обсуждению, нацеленных на достижение конкретной цели.

Оформление «педагогической газеты», методических стендов – это интересная форма работы, объединяющая сотрудников. Цель: показать развитие творческих возможностей преподавателей, а также студентов. Газета может быть литературной, когда педагоги и студенты пишут статьи, рассказы, сочиняют стихи, оцениваются личностные и профессиональные качества, необходимые в работе со студентами. В методическом кабинете могут быть оформлены тематические стенды, например «В помощь начинающему преподавателю», «Личностно-ориентированное обучение», «В помощь аттестующимся» и др.

Творческие микрогруппы. Такие группы создаются на исключительно добровольной основе, когда необходимо освоить какой-то новый передовой опыт, новую методику или разработать идею. В группу объединяются несколько педагогов на основе взаимной симпатии, личной дружбы или психологической совместимости. В группе могут быть один-два лидера, которые как бы ведут за собой, берут на себя организационные вопросы.

Каждый член группы сначала самостоятельно изучает опыт, разработку, затем все обмениваются мнениями, спорят, предлагают свои варианты. Важно, чтобы все это реализовалось в практике работы каждого. Члены группы посещают друг у друга занятия, обсуждают их, выделяют лучшие методы и приемы. Если обнаруживается какой-то пробел в понимании знаний или умениях педагога, то идет совместное изучение дополнительной литературы. Совместное творческое освоение нового идет в 3-4 раза быстрее. Как только поставленная цель достигнута — группа распадается. В творческой микрогруппе неформальное общение, главное внимание здесь уделяется поисковой, исследовательской деятельности, с результатами которой в последующем знакомится весь коллектив учреждения.

Работа над единой методической темой. При правильном выборе единой методической темы для всего учреждения эта форма делает целостными все другие формы работы по повышению мастерства педагогов. Если единая тема действительно способна увлечь, захватить всех педагогов, то она выступает и как фактор сплочения коллектива единомышленников. Существует ряд требований, которые необходимо учитывать, выбирая единую тему. Эта тема должна быть актуальной и действительно важной для учреждения, с учетом достигнутого им уровня деятельности, интересов и запросов педагогов. Должна быть тесная связь единой темы с конкретными научно-педагогическими исследованиями и рекомендациями, с педагогическим опытом, накопленным практикой работы других учреждений. Эти требования исключают изобретение уже созданного и позволяют внедрять и развивать все передовое в своем коллективе. Единая методическая тема должна проходить красной нитью через все формы методической работы и сочетаться с темами самообразования педагогов.

Публикация методической литературы – одним из показателей методической оснащенности той или иной дисциплины является наличие авторских методических пособий, учебно-методических пособий, сборников тестовых заданий и ситуационных задач, программ и методических рекомендаций по дисциплинам, электронных методических пособий и др.

Школа молодого специалиста организуется с целью оказания помощи начинающим преподавателям в период их адаптации в педагогическом колледже для достижения эффективности и качества образовательного процесса.

5. Внедрение портфолио как формы аттестации и мониторинга деятельности преподавателей

Аттестация преподавателей педагогического колледжа, как правило, включает три этапа:

— экспертиза документально зафиксированных результатов деятельности;

— экспертиза уровня профессиональной компетентности;

— экспертиза результативности практической деятельности.

Одной из форм аттестации педагогических работников, в том числе и преподавателей педагогического колледжа, является экспертиза аттестационного портфолио педагога.

Портфолио – собрание различных материалов, документов и иных свидетельств достижений и прогресса в педагогической деятельности работника и способ фиксации и оценки индивидуальных достижений работника за определенный отрезок времени.

Портфолио формируется, хранится и предъявляется на бумажном носителе.

Портфолио предназначен для:

— Оценивания квалификационного уровня и качества профессиональной деятельности (во время аттестации, при устройстве на работу, прохождении конкурса на вакантную должность, других ситуациях карьерного движения и при определении размеров стимулирующих надбавок и поощрительных выплат);

— Самооценки профессиональной деятельности работников образования.

Особенностью портфолио является сбалансированность формализованных свидетельств достижений работника и рефлексивно-аналитических продуктов предъявления результатов собственной профессиональной деятельности. Портфолио также содержит результаты аналитической работы (педагогического мониторинга) самого работника.

Содержания портфолио педагогических работников:

1) Образовательный ценз работника (уровень образования, полученная квалификация, ученые звания, степени и т. д.).

2) Профессиональный статус.

3) Характеристики деятельности педагога:

— результативность (для педагогов – в области академической успешности, воспитания и здоровьесбережения обучающихся; для руководящих работников – в области организации, руководства и управления образовательного учреждения);

— профессиональные действия и средства;

— отношение к профессиональной деятельности педагогического работника детей и их родителей (для руководящих работников – оценка деятельности местным сообществом, профессиональной общественностью).

4) Рефлексивно-аналитическая записка – самооценка аттестуемым профессиональных норм поведения.

В портфолио приводятся результаты, подтверждающие компетентность работника и эффективность его труда, индивидуальные достижения за три предыдущих года работы в разнообразных видах учебно-методической, научно-исследовательской и управленческой деятельности.

Список литературы

Основная литература

  1. Загвязинский, В. И. Исследовательская деятельность педагога : учеб. пособие / В. И. Загвязинский. – М. : Академия, 2008. – 176 с.
  2. Дубровина, И. В. Практическая психология образования : учеб. пособие / И. В. Дубровина. – СПб. : Питер, 2009. – 592 с.
  3. Карандышев, В. Н. Методика преподавания психологии : учебное пособие / В. Н. Карандышев. – СПб. : Питер, 2007. – 250 с.
  4. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение : учеб. пособие / А. П. Панфилова. – М. : Академия, 2011. – 192 с.
  5. Пурин, В. Д. Педагогика среднего профессионального образования: учеб. пособие / В. Д. Пурин. – Ростов-на-Дону, 2006. – 249 с.

Дополнительная литература

  1. Гусев, А. Н. Психологические измерения: Теория. Методы : учеб. пособие для студ. вузов / А. Н. Гусев, И. С. Уточкин. – М. : Аспект Пресс, 2011. – 319 с.
  2. Ефремов, О. Ю. Профессионально-ориентированное общение как гуманитарная технология подготовки и деятельности преподавателя вышей школы : учеб пособие / О. Ю. Ефремов. – СПб. : Академия Исследования Культуры, 2008. – 184 с.
  3. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование : учеб. пособие / И. А. Колесникова. – М. : Академия, 2005. – 75 с.
  4. Корнетов, Г. Б. Учитель-воспитатель в пространстве демократической педагогики: подготовка педагога для общественно-активной жизни : учеб. пособие / Г. Б. Корнетов. – М. – Тверь : Научная книга, 2009. – 64 с.
  5. Коробкина, З. В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи : учеб. пособие. – М. : Академия, 2005. – 90 с.
  6. Коротаева, Е. В. Качество подготовки будущего педагога / Е. В. Коротаева // Педагогика. – 2006. – № 9. – С. 61-66.
  7. Левина, М. М. Технологии профессионального педагогического образования : учеб пособие / М. М. Левина. – М. : Академия, 2001. – 271 с.
  8. Матяш, Н. В. Методы активного социально-психологического обучения : учеб. пособие / Н. В. Матяш, Т. А. Павлова.– М. : Академия, 2010. – 96 с.
  9. Морева, Н. А. Педагогика среднего профессионального образования: учеб. пособ. / Н. А. Морева. – М. : Академия, 2001. – 272 с.
  10. Пахомова, Н. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М. : АРКТИ, 2009. – 111 с.
  11. Пидкасистый, П. И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов / П. И. Пидкасистый. – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 142 с.
  12. Рубцов, В. В.   Психолого-педагогическая подготовка учителя для  «Новой школы» / В. В. Рубцов  // Психологическая наука и образование.  – 2010. – №1. – С. 5-13.
  13. Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования / С. Д. Смирнов. – М. : Академия, 2005. – 394 с.
  14. Скороходова, Н. Ю. Психология ведения урока / Н. Ю. Скороходова. – СПб. : Питер, 2002. – 140 с.
  15. Технология обучения проектной деятельности // [Электронный ресурс] : http://proekt-volzsky.ucoz.ru
  16. Электронный учебник по курсу «Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства» // [Электронный ресурс] : http://bg-prestige.narod.ru/proekt

Примерная шкала балльно-рейтинговой системы оценивания деятельности студентов по итогам практики в педагогическом колледже Паспорт по практике в педагогическом колледже

  1. Название практики: Практика в педагогическом колледже.
  2. Кафедра: специальной и прикладной психологии
  3. Руководитель практики: Ключко О. И.
  4. Факультет: психологии и дефектологии
  5. Специальность: 050607.65 Педагогика и психология с дополнительной специальностью 050714 Олигофренопедагогика
  6. Семестр: IX
  7. Группа: ДДП – 107, ДДП — 207
  8. Объем практики: 3 недели
  9. Вид семестровой аттестации: дифференцированный зачет.
  10. Техническое средство реализации учета результатов балльно-рейтинговой системы оценки студентов – электронные таблицы книги в редакторе Microsoft Excel.
  11.  Объем и структура оценки: в соответствии с требованиями Положения о балльно-рейтинговой системе контроля знаний студентов в IX семестре по практике в педагогическом колледже максимальная сумма (100 баллов), набираемая студентом V курса факультета психологии и дефектологии, включает две составляющие: I – оценка групповым и факультетским руководителями в течение всего срока практики учебно-практических видов работы (оценка в сумме не более, чем 70 баллов), II – оценка групповым руководителем и преподавателями педагогики и психологии отчетной психолого-педагогической документации студента и ее защита (в сумме не более, чем 30 баллов), в том числе:

Показатели оценки

Дисциплина завершается экзаменом

Шкала оценки

Относительный объем

Оценки за текущие виды деятельности в период практики

5

30

Посещение практики

3

10

Оценки за зачетные мероприятия

100

15

Оценки за методическую и пропедевтическую работу

5

15

Итоговый контроль

5

30

12. Шкала оценки различных видов текущего контроля

№ п/п

Виды учебной работы

Относительный объем

Сроки

выполнения

Шкала оценки

(в электронной таблице количественный балл автоматически переводится в относительный балл)

1.

Оценки за текущие виды работ:

— составление и реализация индивидуального плана практики;

— проведение текущих видов работ:

— знакомство с образовательным учреждением, педагогическим коллективом, системой работы в учреждении;

— посещение занятий по педагогике и психологии (не менее 4-х);

— проведение пробных занятий по педагогике и психологии;

— разработка психопрофилактического и воспитательного мероприятий.

30

Проведение учебно-практической работы за весь

период практики

по «5 баллов» – за методически правильную организацию и выполнение соответствующих видов деятельности психолога;

по «4 балла» – за незначительные неточности при организации и выполнении соответствующих видов деятельности психолога;

по «3 балла» – за ошибки при организации и выполнении соответствующих видов деятельности психолога;

по «2 балла» – за грубые методические ошибки при организации и выполнении соответствующих видов деятельности психолога;

по «1 баллу» – с организацией и выполнение соответствующих видов деятельности психолога студент не справился.

2.

Посещение практики

10

За весь

период практики

«3 балла» за соблюдение практикантом правил внутреннего распорядка учебного заведения, требований администрации и руководителя практики, ежедневная деятельность в стенах школы не менее 6 часов, отсутствие пропусков и опозданий без уважительной причины, систематическое ведение необходимой документации;

по «2 балла» — наличие пропусков и опозданий по уважительной причине, несвоевременное представление отчетной документации;

«1 балл» – наличие замечаний от администрации учреждения, руководителя практики по соблюдению практикантом правил внутреннего распорядка учебного заведения, предоставление необходимой отчетной документации после окончания практики с опозданием;

«0 баллов» — пропуски без уважительной причины.

3.

Оценки за зачетные мероприятия:

— проведение открытого занятия по педагогике или психологии;

— проведение психопрофилактического (профориентационного) мероприятия;

— проведение воспитательного мероприятия;

— представление научно-исследовательского проекта.

15

В соответствии с графиком открытых зачетных мероприятий

100 баллов, в том числе:

от 80 до 100 баллов – мероприятие выполнено на отметку «5» по пятибалльной шкале;

от 60 до 80 баллов мероприятие выполнено на отметку «4» по пятибалльной шкале;

от 40 до 60 баллов – мероприятие выполнено на отметку «3» по пятибалльной шкале;

от 20 до 40 баллов – мероприятие выполнено на отметку «2» по пятибалльной шкале;

от 0 до 20 баллов мероприятие выполнено на отметку «1» по пятибалльной шкале.

3.

Оценки за методическую работу:

— оформление конспектов занятий и мероприятий;

— проведение и оформление психолого-педагогического анализа просмотренных и проведенных занятий и мероприятий;

— оформление наглядности к занятиям, информационных стендов;.

15

Проведение методической и пропедевтической работы за весь период практики

«5 баллов» – за методически правильное проведение и подготовку мероприятий, их анализ;

«4 балла» – за незначительные неточности при подготовке и проведении мероприятий, их анализе;

«3 балла» – за ошибки при подготовке и проведении мероприятий, в их анализе;

«2 балла» – за грубые методические ошибки при подготовке и проведении мероприятий, их анализе;

«1 балл» – с подготовкой и проведением мероприятий студент не справился.

5.

Итоговый контроль (защита документации по практике)

30

В конце практики

Если набранное количество баллов по итогам практики составляет 60 и выше, студент может быть освобожден от защиты документации.

Итого

100

За весь

семестр

Приложение

Примерные темы воспитательных мероприятий

  • Тематический вечер: «В жизни всегда есть место подвигу».
  • Конкурсная программа: «Мне о России надо говорить».
  • Вечер хорошего вкуса: «Возраст и мода».
  • «Судьбы великих творений» (о шедеврах мировой культуры)
  • «Подвиг в искусстве» (о выдающихся художниках, актерах, композиторах, режиссерах).
  • Юмористический вечер: «От серьезного до смешного один шаг».
  • Тематический вечер: «Все мы родом из детства»
  • Конкурсная программа: «Поэтическая (музыкальная, театральная) гостиная».
  • Защита проекта: «Школа через 50 лет», «Школьный двор моих внуков».
  • Открытый микрофон: «Бросьте природе спасательный круг».
  • Разговор при свечах: «Мои слабости и моя сила», «Ошибки моей жизни», «Конфликт поколений».
  • День здоровья: «Спорт для всех и каждого», «В здоровом теле здоровый дух».
  • Педагогическая олимпиада: «Психолого-педагогическое наследие К.Д.Ушинского».
  • Организация выставки: «Наглядные пособия и дидактический материал в обучении школьников».

Примерные темы психопрофилактических мероприятий

  • Групповая дискуссия «Мужчины и женщины – какие мы?» (о формировании и влиянии гендерных стереотипов)
  • Психологический тренинг «Спасибо – нет!» (формирование способности преодолевать групповое давление и отказываться от употребления алкоголя, никотина, наркотиков).
  • Ролевая игра «Семья будущего» (освоение знаний о разных типах современной семьи, ролевых ожиданиях супругов, этапах развития семьи, ее функциях, профилактике конфликтов в семье).
  • Психолого-педагогическая олимпиада «Современные дети – какие они?» (развитие профессиональной направленности студентов – будущих учителей).
  • Психологический практикум «Как мы общаемся?» (диагностика и развитие коммуникативных умений).
  • Методический коллоквиум «Психологическая готовность к школе» (обсуждение различных подходов к диагностике и формированию школьной готовности).
  • Социально-психологический тренинг «Психология личностного роста» (развитие самопознания и рефлексии).

Примерные темы психолого-педагогических исследований / проектов

  • Особенности учебной мотивации студентов разных курсов педагогического колледжа.
  • Межличностные отношения в студенческой группе.
  • Психологические барьеры педагогического общения студентов разных курсов.
  • Инновационые педагогические технологии в деятельности преподавателя педагогического колледжа.
  • Исследовательский компонент педагогической деятельности.
  • Здоровьесберегающие технологии в в деятельности преподавателя педагогического колледжа.
  • Психологические проблемы внедрения инновации в образовании.

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………………….3

План прохождения практики ……………………………………………………….4

Задания и методические рекомендации к прохождению практики в

педагогическом колледже……………………………………………………………5

Список литературы ………………………………………………………………….22

Примерная шкала балльно-рейтинговой системы оценивания

деятельности студентов по итогам практики в педагогическом колледже….…24

Приложение ………………………………………………………………………….27

32