СЕМИНАР 1
Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение т.к обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения развития и воспитания учащихсяъ Долгое время одними из важнейших проблем дидактики являются каким образом активизировать учащихся на уроке какие методы обучения необходимо применять чтобы повысить активность учащихся на занятиях Активизация познавательной деятельности школьников–актуальная проблема современной педагогической науки Её актуальность обусловлена поиском и необходимостью разработки оптимальных методических приёмов и средств обучения Одной из проблем волнующей учителей является вопрос как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске Решение этих задач опирается на мотивационно-потребностную сферу ребенка Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса Ребенку должна нравиться его деятельность и она должна быть ему доступна.
Отношение учащихся к учению преподавателя обычно характеризуется активностью. АктивностьĊĒученияĖĊосвоенияĖĊсодержания и т.пĘēĊопределяет степеньĊĒинтенсивностьĖĊ прочностьēĊ ƕсоприкосновенияƥĊ обучаемого с предметом его деятельностиĘĊ В структуре активности выделяются следующие компонентыĤĊ
· готовность выполнять учебные заданияĥĊ
· стремление к самостоятельной деятельностиĥĊ
· сознательность выполнения заданийĥĊ
· систематичность обученияĥĊ
· стремление повысить свой личный уровень и другиеĘĊ
С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения учащихся это самостоятельностьĖĊ которая связана с определением объектаĖĊ средств деятельностиĖĊ её осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителейĘĊ Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от другаĤĊ более активные школьникиĖĊ как правилоĖĊ и более самостоятельныеĥĊ недостаточная собственная Ģ активность учащегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности
Управление активностью учащихся традиционно называют активизациейĘĊ Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичномуĖĊ целенаправленному учениюĖĊ преодоление пассивной и стерео типичной деятельностиĖĊ спада и застоя в умственной работеĘĊГлавная цель активизацииĊƀĊформирование активности учащихсяĖĊповышение качества учебно-воспитательного процессаĘĊ
Психическая деятельность человека. Учение иИ.П.Павлова
... и точное изучение как нормальной, так и патологической деятельности больших полушарий. Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности заложило основу для всестороннего изучения и понимания ... психиатрии и экспертная практика в нашей стране опираются на данные учения о высшей нервной деятельности, психиатрической клиники, психологии, юридической науки и основные положения биологии. Безусловные ...
Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуацииĖĊ в которых учащиеся сами должныĤĊ ü отстаивать свое мнениеĥĊ ü принимать участие в дискуссиях и обсужденияхĥĊ ü ставить вопросы своим товарищам и преподавателямĥĊ ü рецензировать ответы товарищейĥĊ ü оценивать ответы и письменные работы товарищейĥĊ ü заниматься обучением отстающихĥĊ ü объяснять более слабым учащимся непонятные местаĥĊ ü самостоятельно выбирать посильное заданиеĥĊ ü находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачиĊĒпроблемыēĥĊ ü создавать ситуации самопроверкиĖĊ анализа личных познавательных и практических действийĥĊ ü решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения
Структура познавательной активности включает следующие уровниĤĊ Первый уровеньĊƀĊвоспроизводящая активностьĘĊ Характеризуется стремлением учащегося понятьĖĊ запомнить и воспроизвести знанияĖĊ овладеть способом его применения по образцуĘĊЭтот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьникаĖĊ отсутствием у учащихся интереса к углублению знанийĖĊотсутствие вопросов типаĤĊƕПочемуĩƥĊ
Второй уровеньĊƀĊинтерпретирующая активностьĘĊ Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержанияĖĊ стремлением познать связи между явлениями и процессамиĖĊовладеть способами применения знаний в измененных условияхĘĊ Характерный показательĤĊ большая устойчивость волевых усилийĖĊ которая проявляется в томĖĊчто учащийся стремится довести начатое дело до концаĖĊпри затруднении не отказывается от выполнения заданияĖĊа ищет пути решенияĘĊ
Третий уровеньĊƀĊтворческийĘĊ Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязейĖĊ но и найти для этой цели новый способ
2 вопрос
а) дискуссионные методы (групповая дискуссия, разбор казусов из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.);
б) игровые методы: дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие) игры: ролевые игры (поведенческое научение, игровая психотерапия, психодраматическая коррекция); контригра (трансактный метод осознания коммуникативного поведения);
в) сензитивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства).
— различные формы лекций (проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция вдвоём, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-пресс-конференция, лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций [4]);
— различные техники организации групповой работы (упражнения, нацеливающие учащихся на обмен информацией по типу “мозаики”, “мозговой штурм”, составление семантической карты);
— различные методы (дискуссия – учебная дискуссия, направляемая дискуссия, свободная дискуссия; игровое моделирование – ролевые игры, “воображаемые ситуации”).
Лекция, метод. как наука
... полученные на уроках украинского языка; - проблемный (поисковый): метод приобретения знаний путем решения проблемных задач; б) методы приобретения речевых умений, и навыков (тренировочные): имитационный ... обучения»: - содержание изучаемого; - деятельность учителя, организующего процесс обучения; - деятельность учащихся, овладевающих новыми знаниями и умениями; - результат усвоения [Львов М.Р. и др. ...
- коммуникативного метода, в частности, таких его приемов, как: информационный разрыв (information gap), перекодирование информации, интервью (парное, групповое, заочное) и др.;
- игровой методики, главным образом различных ролевых игр, построенных на аутентичных ситуациях;
- проблемной методики, в частности приемов мозговой атаки (brainstorming), дискуссии, дебатов и др.
- обучения в сотрудничестве, в различных его вариантах.
Опыт обучения в сотрудничестве представляется наиболее интересным как общедидактический концептуальный подход, особенно если учесть тот факт, что данная технология вполне органично вписывается в классно-урочную систему, позволяет наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого учащегося. Учитывая специфику предмета «иностранный язык», эта технология может обеспечить необходимые условия для активизации познавательной деятельности и речевого взаимодействия учащихся в рамках парной, групповой и командной работы, предоставляя каждому из них возможность осознать, осмыслить новый языковой материал, получить достаточный объем устной практики на уроке для формирования и развития необходимых навыков и умений.
Основная идея технологии – создать условия для активной совместной деятельности учащихся, учитывая индивидуальные особенности каждого из них. Как и любой другой методический подход, обучение в сотрудничестве можно реализовать только при условии четкого соблюдения соответствующих принципов, для данной технологии они следующие:
- группы учащихся формируются учителем до урока, разумеется, с учетом психологической совместимости учащихся;
- учитель дает одно задание на всю группу, но при его выполнении происходит распределение ролей между членами группы;
- оценивается работа не одного ученика, а всей группы;
- учитель сам выбирает учащегося группы, который должен отчитаться за задание [Error: Reference source not found].
3 вопрос
Классификация АМО
Дискуссионные методы (свободные и направленные дискуссии, совещания специалистов, обсуждение жизненных и профессиональных казусов и т.п.), построенные на живом и непосредственном общении участников, при пассивно отстраненной позиции ведущего, выполняющего функцию организации взаимодействия, обмен мнениями, при необходимости управление процессами выработки и принятия группового решения.
Так дискуссионные методы в основном используются для развития элементов коммуникативной компетентности участников. Но вместе с тем в них могут отрабатываться не только умения спорить, но и находить компромисс, принимать совместные решения, учитывающие точки зрения и интересы разных людей и групп.
Игровые методы (деловые, организационно-деятльностные, имитационные, ролевые игры, психодрама, социадрама и др.), использующие все или несколько важнейших элементов игры (игровой ситуации, роли, активном проигрывании, реконструкции реальных событий и т.п.) и направленные на обретение нового опыта, недоступного человеку по тем или иным причинам.
Методические рекомендации по интегрированному обучению учащихся ...
... -педагогическое сопровождение учащихся с ЗПР обеспечивается как в условиях дифференцированного (специального или коррекционного), так и интегрированного обучения. Приоритетным направлением ... образования: • ограниченность нормативно-правовой базы, обеспечивающей условия организации интегрированного обучения; • отсутствие необходимого числа квалифицированных специалистов и педагогов, владеющих ...
Игровые методы позволяют наработать новый опыт, не нанося ущерба окружающим, не требуя существенных временных и финансовых затрат. Вместе с тем, ряд видов игр (учебные, ОДИ и т.п.) используют приемы ведения дискуссии, а потому решают задачи, аналогичные выше описанным. Есть игры, оказывающие психотерапевтическое воздействие на участников (психодрама), а потому этот метод или его варианты часто используются в тренингах.
Рейтинговые методы (рейтинги эффективности, рейтинги популярности), активизурующие деятельность учащихся за счет эффекта соревнования, корректировки потребности достижения.
Рейтинговые методы направлены на поддержание и развитие учебной, учебно-профессиональной и профессионально-деятельностной мотивации, развитие их субъектных характеристик (активности, ответственности, пристрастности, осознанности и др.).
Тренинговые методы (поведенческие и личностно ориентированные тренинги), направленные на оказание стимулирующего, корректирующего, терапевтического, развивающего воздействия на личность и поведение участников.
Тренинговые методы в основном имеют коррекционно- развивающую и психотерапевтическую направленность, но могут использоваться и для оттачивания соответствующих умений и навыков, осознания причин неудач в жизни и деятельности, самопознания и самопринятия. Они могут включать в себя в качестве процедур практически все выше перечисленные группы АМО, и потому, относятся некоторыми авторами к основным методам социально-психологического обучения.
Активные методы обучения на современном уроке сопровождаются использованием различных информационных технологий. Информационные компьютерные технологии мной используются уже давно, есть определенная система работы.
Существуют различные формы организации активного обучения: — различные формы лекций (проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция вдвоём, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-пресс-конференция, лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций);
— различные техники организации групповой работы (упражнения, нацеливающие учащихся на обмен информацией по типу «мозаики», «мозговой штурм», составление семантической карты);
— различные методы (дискуссия – учебная дискуссия, направляемая дискуссия, свободная дискуссия; игровое моделирование – ролевые игры, «воображаемые ситуации»).
СЕМИНАР 2
1 вопрос
Дискуссия от латинского «discussion» (рассмотрение, исследование):
· способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе;
· метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность процесса восприятия за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины.
План введение Основной принцип человеческого общения > Личность ...
... сторон личности с одновременным торможением лучших личностных устремлений. 2. ЛИЧНОСТЬ И ГРУППА. ПРОБЛЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В самом общем виде развитие личности можно представить как процесс ... кой общностью, т.е. позволяют каждому ее члену идентифицировать себя с группой. 4. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Социальная психология пользуется определением личности, которое дает общая психология, ...
Групповая дискуссия относится к методам групповой психокоррекции. Наряду с термином «групповая дискуссия» употребляются такие понятия, как «свободная дискуссия», «неструктурированная дискуссия», и др. Традиционно групповую дискуссию относят к вербальным методам, так как основным средством взаимодействия здесь является вербальная коммуникация, а в центре анализа находится преимущественно вербальный материал. Подобное деление несколько условно, так как анализ невербального поведения согласованности или противоречивости вербальной и невербальной коммуникации составляет существенный аспект групповой дискуссии.
Дискуссия — это один из эффективных способов активизации группы для решения многих других задач, достижение иных аффектов и результатов.
Применяется этот метод в целях обучения, развития, установления взаимоотношений в группе, а также в психотерапевтических целях.
По процедуре групповая дискуссия представляет собой коллективное обсуждение какой-либо проблемы, конечной целью которого является достижение определенного общего мнения по ней. В ходе дискуссии происходит коллективное сопоставление мнений, оценок, информации по обсуждаемой проблеме. Психологическая ценность дискуссии состоит в том, что благодаря принципу обратной связи и мастерству руководителя каждый участник получает возможность увидеть, как по-разному можно подойти к решению одной и той же проблемы, как велики индивидуальные различия людей в восприятии и интерпретации одних и тех же ситуаций.
(Осипова А.А. )
2 вопрос.
Дискуссия хорошо вовлекает как участников, так и зрителей, сильный мотиватор и момент групповой динамики.
Дискуссия — хороший способ познакомиться со взглядами и позициями разных людей, удобный повод отточить навыки публичного выступления.
Дискуссия обеспечивает активное включение учащихся в поиск истины; создает условия для открытого выражения ими своих мыслей, позиций, отношений к обсуждаемой теме и обладает особой возможностью воздействия на установки ее участников в процессе группового взаимодействия.
Обучающий эффект дискуссии определяется предоставляемой участнику возможностью получить разнообразную информацию от собеседников, продемонстрировать и повысить свою компетентность, проверить и уточнить свои представления и взгляды на обсуждаемую проблему, применить имеющиеся знания в процессе совместного решения учебных задач.
Развивающая функция дискуссии связана со стимулированием творчества обучающихся, развитием их способности к анализу информации и аргументированному, логически выстроенному доказательству своих идей и взглядов, с повышением коммуникативной активности учащихся, их эмоциональной включенности в учебный процесс.
Трудности:
Вовлечение всех участников;
Подбор темы, которая может заинтересовать всех;
Стеснение некоторых участников, психологический фактор
Тонкая грань между дискуссией и спором/базаром/оскорблениями
3 вопрос
Круглый стол
Дискуссия направлена на обсуждение какой-либо актуальной темы, требующей всестороннего анализа. Как правило, перед участниками не стоит задача полностью решить проблему, они ориентированы на возможность рассмотреть ее с разных сторон, собрать как можно больше информации, осмыслить ее, обозначить основные направления развития и решения, согласовать свои точки зрения, научиться конструктивному диалогу. Поскольку дискуссия организуется в прямом смысле за круглым столом, в ней могут принять участие 15 — 25 чел.
Проблемы женского спорта
... Подчеркивая важность вышесказанного, можно говорить о том, что сложности в решении многих проблем женского спорта связаны с узкой трактовкой полученных результатов исследования спортсменок. А между ...
Дебаты
Дискуссия в ролевой форме дебатов представляет собой разновидность дискуссии-спора и применяется для обсуждения сложной и противоречивой проблемы, по которой существуют резко противоположные точки зрения.
Цель дискуссии — научить студентов аргументировано и спокойно отстаивать свою точку зрения и постараться убедить оппонентов, используя имеющуюся информацию по проблеме.
Этапы дебатов:
1) Ведущий предлагает участникам (на выбор) две или несколько возможных точек зрения на проблему. Позиции могут иметь ролевой характер и имитировать разнообразные подходы к решению данной проблемы. Это могут быть представители разных профессиональных и социальных групп, политических партий и объединений и т.д.
2) Студенты выбирают, какую точку зрения они будут отстаивать и объединяются в микрогруппы (МГ), численный состав которых может быть разным.
3) Определяются правила дискуссии, продолжительность обсуждения в группах и регламент выступлений группы в дебатах (каждая группа имеет право на 3 выступления);
4) Организуется обсуждение проблемы в микрогруппах МГ:
- распределяются роли между членами каждой группы; выстраивается система аргументов для убеждения оппонентов;
- продумываются ответы на возможные вопросы;
- решается вопрос о том, как распорядиться предоставленным временем.
5) Ведущий по очереди предоставляет группам слово, определяя регламент выступления;
6) В завершение дебатов проводится совместный анализ результатов дискуссии.
Эстафета
Дискуссия направлена на организацию последовательного обсуждения предложенных вопросов и аспектов одной темы в малых группах с последующими анализом и согласованием различных подходов и принятием коллективного решения.
Алгоритм дискуссии «Эстафета»:
- группы располагаются в пространстве аудитории по кругу. Каждой группе выдается лист бумаги с вопросом, проблемой и дается время на обсуждение данной проблемы. Дискуссия в микрогруппе заканчивается записью общего решения на листе бумаги с вопросом (проблемой);
- затем каждый такой лист передается по часовой стрелке следующей группе, которая обсуждает новый вопрос, также фиксируя свое мнение на этом листе. Процедура повторяется столько раз, сколько предложено вопросов, проблем и сколько создано групп;
- по окончании работы каждой группе возвращается выданный первоначально лист и дается время на анализ и консолидацию (согласование) записанных на нем точек зрения или решений;
- группы озвучивают результаты своей работы;
- подводятся итоги, анализируется работа групп студентами и преподавателем.
Аквариум
Тема 3 личность в группе как проблема социальной психологии
... подходы к решению этой проблемы. Г. М. Андреева полагает, что наиболее продуктивным является подход, согласно которому непосредственная среда деятельности личности – группа – наделяет личность определенными ... с усилиями других членов группы. Существуют различные подходы к вопросу о структуре личности, что позволяет выделить важную методологическую проблему. Неоднозначность употребления понятий « ...
Эта разновидность дискуссии применяется для обсуждения спорных, противоречивых вопросов, для формирования умения студентов отстаивать и аргументировать свою позицию. В то же время она активно используется как метод социально-психологического обучения, так как позволяет ее участникам отрефлексировать свое поведение в процессе дискуссионного общения, проанализировать ход взаимодействия участников на межличностном уровне и откорректировать его.
Дискуссия «Аквариум» включает следующие этапы:
1) подготовительный — ведущий представляет проблему и делит студенческую группу на микрогруппы, которые располагаются по кругу. Группы обсуждают проблему и определяют свою точку зрения на нее. От каждой группы выбирается представитель, который будет отражать и отстаивать позицию группы перед другими участниками;
2) «аквариумное» обсуждение проблемы — представители микрогруппы собираются в центре аудитории и обсуждают проблему, представляя и отстаивая интересы своей группы. Остальные участники наблюдают за ходом дискуссии, занимая позицию аналитиков, оценивающих содержание и форму выступлений, степень их убедительности, особенности стиля общения дискутирующих, но вмешиваться в ход дискуссии им запрещается. Однако преподаватель может выделить специальное время на вопросы к участникам «аквариумного» обсуждения;
3) анализ хода и результатов дискуссии может проводиться в один или два этапа, в зависимости от цели дискуссии. Если необходим анализ характера взаимодействия в «аквариумной» группе, преподаватель просит ее участников оценить степень своей удовлетворенности тем, как проходило обсуждение, и проанализировать причины удовлетворенности или неудовлетворенности. Затем «аналитикам» предоставляется возможность оценить ход и результаты дискуссии, характер взаимодействия ее участников. И наконец, преподаватель систематизирует выводы студентов и подводит общий итог совместной деятельности.
Вертушка
Специфика данной дискуссии заключается в том, что студенты обсуждают проблему в группах сменного состава, работая на разных этапах обсуждения в разном составе и над разными аспектами проблемы. При этом на каждом этапе участник дискуссии занимает новую позицию: он может быть ведущим дискуссии, 1-м выступающим, 2-м выступающим и т.д. Таким образом, обеспечивается максимальная активность и включенность каждого в обсуждение всех аспектов проблемы, формируются коммуникативные и организаторские умения и навыки.
Преподаватель проводит коллективный анализ результатов дискуссии и подводит ее итоги, отмечает тех студентов, чьи выступления были наиболее интересны и содержательны.
Дискуссия «Вертушка» обеспечивает интенсивный и разносторонний анализ обсуждаемой проблемы каждым студентом, расширяет сферу коммуникации, позволяя обсудить проблему в разном составе ее участников. Сложность организации такой дискуссии связана с разработкой маршрута перемещения участников, необходимостью ориентироваться на определенное их количество. Можно упростить алгоритм дискуссии, сделав микрогруппы постоянными, но ее эффективность в данном случае значительно снижается.
Динамические процессы в малой группе Вопросы
... по степени своего развития в континууме, срединную точку которого занимает группа-конгломерат, т.е. группа, состоящая из незнакомых между собой людей, а полюсами являются ... возможно появление таких промежуточных уровней, как номинальная группа и группа-ассоциация. Теория развития группы во временно функционирующих организованных юношеских группах в условиях учебно-оздоровительных лагерей ...
Сочетание разнообразных видов дискуссии в педагогическом арсенале преподавателя позволит ему сделать процесс обучения интересным, насыщенным для студентов не только новыми открытиями в изучаемой дисциплине, в профессии и жизни, но и открытием нового в себе и в других.
4 вопрос.
Принципы организации дискуссии:
СОДЕЙСТВУЙТЕ ВОЗНИКНОВЕНИЮ АЛЬТЕРНАТИВЫ.
ОПАСАЙТЕСЬ БЕЗДУМНОГО ЕДИНОДУШИЯ.
КРИТИКУЙТЕ КОНСТРУКТИВНО.
ОБЕСПЕЧИВАЙТЕ СОЦИАЛЬНУЮ ЗАЩИЩЕННОТЬ ЛИЧНОСТИ.
Этапы :
ИНФОРМИРОВАНИЕ. По существу, это вступительное слово организатора, в котором излагается замысел дискуссии.
АРГУМЕНТАЦИЯ. Выступление докладчиков с обоснованием альтернатив по обсуждаемой проблеме.
ЗАМЕЧАНИЯ. Это фаза возражений, сомнений и вопросов со стороны оппонентов.
ОПРОВЕРЖЕНИЕ. На этом этапе докладчики нейтрализуют возражения и сомнения и осуществляют защиту своей альтернативы.
КРИТИКА. Проверка предложенной идеи, реконструкция аргументации с целью проверить ее на прочность.
КОНТРАРГУМЕНТАЦИЯ. Защита альтернативы после критического анализа. «Контр» — усиление противодействие другой или исключающей первую альтернативе.
ВЫРАБОТКА РЕШЕНИЯ. На этой стадии к исследованию подключаются все желающие выступить на той или иной стороне. Идет взаимная проверка предполагаемых решений, активное противоборство сторон, занимающих разные позиции.
ЗАВЕРШЕНИЕ. Конец дискуссии предполагает принятие решения и ориентацию участников на практическую деятельность.
Практические советы
Прежде всего, перед тем как включиться в дискуссию, необходимо уточнить, одинаковы ли у дискутирующих представления о тех или иных понятиях, ставших предметами обсуждения.
Важно внимательно выслушать собеседника до конца. Не следует подсказывать слова говорящему, заканчивать за него фразу, публично исправлять его ошибки.
Если возникает желание и интерес в разговоре, следует задавать собеседнику такие вопросы, на которые он сможет дать развернутые ответы. Если необходимо закончить разговор, нужно задавать конкретные вопросы, предполагающие односложные ответы («Да» или «Нет»), либо спрашивать только о конкретных фактах.
Типичные ошибки:
За столом переговоров возникают споры внутри делегации (ведутся «внутренние дискуссии»), что недопустимо;
в ходе дискуссии участники недостаточно внимания уделяют тому как конкретно могут быть реализованы их предложения;
в делегацию включены люди, не обладающие достаточным уровнем профессионализма, это возможно при завышенном количественном составе делегации, это ведет к снижению эффективности проведения дискуссии и может отрицательно сказаться на имидже компании и ее руководителя.
5 вопрос
Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных.[1] Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике
14.Этапы возникновения психических и поведенческих расстройств
... большинство психических и поведенческих расстройств имеют многофакторную природу. Генетические факторы определяют мозговые структуру и механизмы "инструментов" психической деятельности и отвечают за диапазон индивидуальных ... воздействие на мозг (прямое или токсическое), но ведущую роль на этом этапе начинают играть социально-психологические факторы: характер отношений с родителями и сверстниками ...
• Оптимальный состав группы от 6 до 12 человек. Оптимальное число — 7. • Не рекомендуется разбивать участников группы на более мелкие (2 и более).
• Количество людей в группе также зависит от количества в ней активных и умеренных членов. Если больше активных, то количество людей в группе должно быть меньше, больше умеренных — наоборот. Как правило, продолжительность проведения мозгового штурма колеблется в пределах 40 — 60 минут. Это наиболее эффективный промежуток времени.
Правило 1: Запрещается всякая критика идей, высказываемых во время проведения мозгового штурма
Правило 2: Свободный полет мыслей и поощрение самых «безумных» идей
Правило 3: Выдвижение как можно большего количества идей
Правило 4: Обязательная фиксация всех идей
Правило 5: Инкубация идей После того, как все идеи высказаны и зафиксированы, необходимо время для того, чтобы их обдумать и оценить
Этапы проведения мозгового штурма
Этап 1 Руководитель должен ознакомить участников группы с правилами проведения мозгового штурма. Лучше всего записать эти правила на плакате и на каждом собрании группы вывешивать его на стену таким образом, чтобы он был хорошо виден всем участникам.
Этап 2 Для успешного проведения мозгового штурма участникам необходимо настроиться на творческий лад. Руководитель проводит с участниками разминку, решая различные задачи на ассоциативное мышление, анализ и синтез и т. д.
Этап 3 Участникам группы следует подготовиться к проведению мозгового штурма развесить на стены большие листы бумаги, на которых будут зафиксированы поступающие идеи.
Этап 4 Далее следует подготовиться к началу мозгового штурма. Здесь могут быть возможны следующие варианты:
1. Проблема уже сформулирована, но ее определение слишком общее, требующее уточнения. В этом случае первоначальную формулировку следует разместить в качестве заголовка на большом листе бумаги.
2. Группа не знает, над какой проблемой она будет работать, но в этом случае надо попытаться сформулировать общее направление поиска. В этом случае лучше всего начало общего заголовка может звучать так: «Каким образом мы можем… » и далее закончить фразу (что-то преобразовать, улучшить и т. д.).
После окончательного выбора темы ее определение в виде заголовка также размещается на большом листе бумаги.
Этап 5 Процесс выдвижения идей может происходить разными способами.
1 подход. Участники могут высказывать идеи по очереди, в определенном порядке. Обычно руководитель предлагает высказаться очередному члену группы
Семинар методы обучения — Стр 2
2 подход. Второй подход является бессистемным, так как каждый участник группы может в любое время высказать свои идеи. В данном случае идеи высказываются свободно и естественно.
Минус такого подхода состоит в том, что такой подход не стимулирует направление мысли и не дает гарантии вовлечения в процесс выдвижения идей всех участников.
Этап 6 После того как все идеи зафиксированы, необходимо время для того, чтобы их обдумать и оценить. Лучше всего развесить листы с зафиксированными идеями на видном месте, где участники группы смогут постоянно видеть их.
Этап 7 Он дает начало процессу оценки. Выбор идеи.