Лекция 10. Проблема лидерства в коллективе

10.1.Типы лидеров

10.2.Осуществление деятельности лидера

10.3.Теории лидерства

10.4.Механизм воздействия лидера на массы

_________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лидерство — отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе.

_________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лидерство — это естественный социально-психологический процесс в группе, построенной на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы. Лидерство — двуединый психологический процесс: с одной стороны, групповой, с другой — индивидуальный. В основе этих процессов лежит способность лидеров притягивать к себе людей, вызывать чувство восхищения, стремление поклоняться им.

_________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3 стр., 1137 слов

Теории лидерства. Определения лидерства и лидера

... разныхточек зрения, выделяя тот или иной его аспект. Лидерство - это естественный социально-психологический процесс в группе,построенной на влиянии личного авторитета индивида на поведение ... стать и вдругой; · в результатестереотипного восприятия лидеры в одной ситуации рассматриваются группой как«лидеры вообще»; · став лидером водной ситуации, индивид приобретает авторитет, который способствует ...

Лидер — член группы, за которым все остальные признают право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы.

_________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цели лекции

  • охарактеризовать основные типы лидеров, психологические особенности их поведения;
  • выявить оптимальные условия для осуществления деятельности лидера;
  • познакомить с основными теориями лидерства;
  • обозначить механизм воздействия лидера на массы;
  • -выявить различие понятий «лидерство и руководство».

10.1. Типы лидеров

Психологами выделяются десять типов лидеров:

1. «Повелитель" — лидер в образе строгого, но любимого отца. Внушает людям уверенность в себе, подавляет в них отрицательные эмоции, выдвижение происходит на основе любви и уважения.

2. «Вожак" — в нем люди видят выражение, концентрацию своих желаний, соответствующих определенному стандарту, носителем которого является лидер. Его поведению стараются подражать в группе.

3. «Тиран" — становится лидером, потому что внушает окружающим чувство страха, доминирующая, авторитарная личность, которую боятся и которой беспрекословно подчиняются.

9 стр., 4438 слов

Психологические особенности работы с лидерами групп отрицательной направленности

... реализовываться по указанию «вора» («свояка»). Часть изготовленного «кустари» используют для своих нужд. Лидер «спекулянтов» со своей группой занимаются перепродажей запрещенных предметов, которые попадают ... , как правило, значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной коллективной деятельности людей. Лидеры («авторитеты») не утверждают свою власть с помощью силы, кулака, а ...

4. «Организатор" — выступает для членов группы как сила для поддержки и удовлетворения потребностей каждого, снимает чувство вины и тревоги, он объединяет людей, его уважают.

5. «Соблазнитель" — становится лидером, играя на слабостях других, давая выход подавленным эмоциям, предотвращает конфликты, снимает напряжение. Его любят и не замечают его недостатки.

6. «Герой" — жертвует собой ради других; такой тип проявляется особенно в ситуациях группового протеста. Представляется окружающим стандартом справедливости, увлекает за собой людей.

7. «Дурной пример" — выбирается потому, что способен эмоционально заражать других.

8. «Кумир" — влечет, притягивает, положительно заражает окружение, его любят, боготворят и идеализируют.

9. «Изгой»

10. «Козел отпущения»

Два этих типа называют антилидерами, потому что они являются объектом, с которым группа, объединившись, вступает в борьбу. Часто при исчезновении антилидера группа начинает распадаться, так как пропадает объединяющий ее стимул.

Теория и практика

Военные психологи провели исследования среди бывших военнослужащих, уволенных в запас 5 лет назад. Те, кто служил в частях, где пышным цветом цвела «дедовщина», вспоминали о том, что их коллектив был дружным и сплоченным (это не касается тех, кто выступал в роли антилидеров — изгоев).

В тех частях, где неуставные отношения отсутствовали, служба проходила неинтересно, нужды в сплочении коллектива не было, теплых воспоминаний о ней не осталось.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11 стр., 5163 слов

Влияние лидерства на руководство в студенческих коллективах

... равные группы (с руководителями - лидерами и нелидерами), была использована дополнительная вычислительная процедура, позволившая получить своеобразный индекс лидерства, выражавший степень неофициального влияния руководителя ... обеспечивает успешность определенной деятельности. Исследования показали, что взаимодействия людей в какой-либо сфере деятельности осуществляет такую трансформацию понятий о ...

Общее лидерство в группе складывается из эмоционального, делового и информационного компонентов.

«Эмоциональный» лидер — это человек, к которому каждый человек в группе может обратиться за сочувствием.

«Деловой» лидер хорошо руководит работой, он может организовать дело, наладить нужные деловые связи, обеспечить успех дела. «Информационный» лидер — эрудированный человек, который все знает, может объяснить и помочь найти нужную информацию.

Наилучшим будет руководитель, сочетающий все три компонента. Чаще всего, однако, встречается сочетание двух компонентов: эмоционального и делового; информационного и делового.

10.2.Осуществление деятельности лидера

_________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лидерство предполагает наличие двух сопутствующих вспомогательных элементов:

1. Цели, без присутствия которой в деятельности человек просто не сможет стать лидером.

2. Наличие хотя бы одного последователя, поскольку иметь цель и достигнуть ее самостоятельно, в одиночку, практически невозможно.

15 стр., 7352 слов

Роль лидера в организации

... психология.- СПб.: Питер, 2004]. 1.2 Лидер в организации Лидерство - это способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения ... проявлению потенциальных недостатков этого стиля. Такая сосредоточенность на задаче снижает влияние руководителя. Стиль руководства, ориентированный на человеческие отношения, скорей всего, расширит ...

_________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Организация, возглавляемая лидером и состоящая из множества самых разных людей, является организацией именно потому, что функционирует в рамках заданной лидером цели. Роль лидера становится весьма определенной: обеспечить существование таких связей (взаимоотношений) в системе, которые наилучшим образом способствовали бы решению конкретных задач в рамках единой цели. Основной функцией лидера является упорядочение системы.

Лидера можно определить как личность, способную объединять людей ради достижения какой-либо цели. Лидерство определяется степенью, силой влияния, зависящей от соотношения личных качеств лидера с качествами тех, на кого он пытается оказать влияние, и с ситуацией, в которой находится данная группа.

Подходит ли человек для роли лидера, зависит от того, способен ли он внушать окружающим чувство превосходства, которое побуждает их признать его влияние на себя. Основанием для внушения чувства превосходства могут послужить высокоразвитый интеллект, богатый опыт, профессиональный статус, склонность к доминированию, стремление проявлять инициативу в межличностных отношениях.

Различают формальное лидерство — когда влияние исходит из официального положения в организации, и естественное лидерство — когда влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. В большинстве ситуаций, конечно, эти два вида влияния переплетаются.

Теория и практика

Исследования подтверждают, что наибольшей степенью влияния на коллектив обладают лидеры, обладающие реальной властью. Проводились эксперименты, в которых один из руководителей выступал в роли начальника, а другой — в роли его заместителя. Заместитель своим поведением вызывал симпатии, начальник был слишком консервативным и строгим. Когда начальника временно удаляли и вместо него руководил работой заместитель, не получая при этом статуса руководителя, коллектив ему практически не подчинялся, несмотря на хорошие отношения.

10 стр., 4950 слов

Педагогическая деятельность по предупреждению рисков социализации посредством работы с лидерами малых групп

... какой-либо группы, организации и выполняющий комплекс функций [13]. Лидерство определяют как процесс социального влияния, при котором лидер ищет добровольного участия подчиненных в деятельности ... должностным инструкциям, собственным привычкам, симпатиям и антипатиям. Особенно велико влияние группы на лидера в сплоченных коллективах с развитым индивидуальным самосознанием ее членов.Имея ...

Появление лидера часто связано с ситуацией. Общеизвестно, что переломные, критические ситуации порождают действительно великих лидеров. Необходимо помнить о том, что в задачи лидера не входит изменение взглядов, ценностных ориентаций и мнения своих сто­ронников. Его роль заключается в том, чтобы объединять устремления своих соратников и придумывать программу действий.

Истинный лидер должен активно и искренне воспринимать взгляды своих сторонников; причем не так уж важно, чем объясняется подобная восприимчивость — тем ли, что лидер понимает ее необходимость и сознательно ее проявляет, или тем, что он просто разделяет эти взгляды. При отсутствии такой восприимчивости он не будет знать, в какой момент необходимо пойти на компромисс, чтобы сохранить свое влияние и сплоченность группы. Он не сможет избежать вопросов, способных вызвать в группе серьезные разногласия и оказать на нее разрушительное воздействие. Лидер обязан вести сторонников в том направлении, в котором они хотят идти.

Лидер не только формирует новые группы, но и поддерживает сплоченность в старых, уже сформированных. В большинстве организаций существует несколько групп: например, группа рабочих и группа управленцев. Лидер играет при этом объединяющую цель, помогая разным людям одним путем идти к единой цели.

Обычно руководитель, официально назначенный на должность, обладает преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе, и поэтому чаще, нежели кто-нибудь другой, становится признанным лидером. Однако его статус в организации и тот факт, что он назначен «извне», ставят его в положение, несколько отличное от положения неформальных естественных лидеров. Как правило, такой лидер не считает себя эмоционально связанным со своими подчиненными, он более тяготеет к вышестоящим лицам. Но если такой лидер предполагает, что дальнейшее продвижение невозможно или затруднено, то обычно искренне защищает интересы своих подчиненных.

10 стр., 5000 слов

Социальные группы, организации, общности

... группы: роли, наделяющие их носителей властью, и роли, ставящие индивида в подчиненное положение. В зависимости от типа иерархии выделяют централизованные и нецентрализованные организации ... сознательно; каждый член имеет возможность выйти из организации, если его не устраивает деятельность лидера; □организация этого типа не связана с правительственными органами. Помимо ...

Личные амбиции — их следует учитывать, говоря о лидерстве. Любой лидер достаточно часто оказывается в таких ситуациях, когда он принимает решения, руководствуясь не интересами сторонников, а своими собственными. часто личные амбиции руководителя вступают в конфликт с интересами вышестоящего руководства. Стремление соединить соблюдение интересов различных групп со своими собственными, желание принадлежать одновременно и к группе подчиненных, и к группе лидеров может породить внутриличностный конфликт. Отсюда вытекает необходимость выполнения лидером еще одной функции- примирения интересов его подчиненных с интересами и целями вышестоящих организаций.

Типы групповых ценностей порождают две разновидности конфликтов. Первая категория конфликтов возникает тогда, когда организация пытается повысить производительность одного из своих подразделений путем внедрения новых методов работы. Возникают недовольство, сопротивление, направленные на непосредственных начальников — тех, кто работает в тесном контакте с сотрудниками.

Образуется разрыв либо сразу же над уровнем ближайшего непосредственного начальника, либо сразу же под ним, который ослабляет влияние более крупного подразделения организации на рабочие группы и затрудняет сотрудничество ради достижения целей организации. Непосредственный начальник может отождествлять себя как с рабочей группой, так и с руководящим звеном организации. Подобная ситуация окажется дискомфортной лично для него, поскольку и снизу, и сверху на него будут давить противоположные требования.

Он может попытаться убедить членов трудового коллектива в том, что новый производственный процесс призван облегчить, а не усложнить их труд. Или же он может попытаться убедить вышестоящее руководство, что новый процесс «не работоспособен», или что его надо изменить тем или иным способом. Если он сможет, то восстановит гармонию между ценностями рабочей группы и целями и требованиями организации в целом. Такие разрывы трудно ликвидировать, если только не включить руководство мелких подразделений в группу руководителей более высокого уровня.

Таким образом, мы видим, что во многом успех лидерства зависит от умения лидера отождествлять свои интересы одновременно с интересами подчиненных и вышестоящего начальства, приводить их в правильное соотношение.

_________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лидерство — способность оказывать влияние как на отдельную личность, так и на группу, направляя усилия на достижение целей организации.

_________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Под влиянием понимают такое поведение человека, которое вносит изменения в поведение, отношения, чувства другого человека. Влияние можно оказать через идеи, устное и письменное слово.

_________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10.3. Теории лидерства

Существуют различные теории лидерства. Очень часто их авторы подчеркивают значимость личностных качеств лидера. Концепция физических качеств (высокий рост, вес, сила) не подтвердилась. Напротив, часто лидер бывает малого роста, малой физической силы.

Концепция интеллигентности состоит в том, что лидерские качества связаны с вербальными и оценочными способностями личности:

  • интеллигентность в вербальном и символическом плане;
  • инициативность, т. е. способность направлять активность, желания в новом направлении;
  • уверенность в себе — благоприятная самооценка;
  • привязанность к сотрудникам;
  • решительность: мужественность (у мужчин) и женственность (у женщин);
  • зрелость;
  • мотивационные способности, т. е. мотивировать, вызывать потребности у людей за счет гарантии работы, финансового вознаграждения, власти над другими, самореализации, достижения в работе.

Можно выделить следующие виды руководителей, опи­раясь на наличие определенных личностных качеств:

1) обаятельный — авторитетный. Обаятельный руководитель пользуется симпатией, даже любовью подчиненных; его природное обаяние вдохновляет окружающих людей. Авторитетный руководитель опирается на свои знания, способности, хладнокровие, спокойствие, проявляя аналитический подход к решению проблем;

2) лидер «с воображением», «душевный» — лидер-контролер, манипулятор. Лидер «с воображением», с творческой фантазией, дающий реализовывать возможности подчиненных, способен вносить инициативы, вдохновлять, участвуя в делах своих подчиненных. Лидер-контролер, манипулятор преимущественно занимается операциями внутри системы. Подчиненные воспринимают «душевного лидера с воображением» как «одного из них», человека, который выражает нормы, ценности группы; как наиболее опытного; как оправдывающего ожидания последователей.

Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не про­сто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы. Согласно концепции черт, лидер обладает определенными свойствами, чертами, благодаря которым он выдвигается в лидеры. Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности. Однако анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, не обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером.

Возникает ситу­ативная теория лидерства, согласно которой лидером становится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, спо­собности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуации для данной группы. В разных ситуациях группа выдвигает специфические требования к лидеру, и поэтому лидерство может переходить от одного человека к другому: эмоциональный или деловой лидер и т. п.

Теория и практика

Ситуативная теория лидерства нашла свое подтверждение в практической работе детских психологов. Они выяснили, что авторитет слабо успевающих и потому не пользующихся уважением товарищей детей (речь идет о престижных школах, где высоко ценится успешная учеба) резко повышался тогда, когда учебная группа попадала в нехарактерную ситуацию и требовалось проявление совсем других, чем в обучении, качеств. Например, после неудачного выхода на природу, когда весь класс вместе с учителем заблудился, один из учеников с репутацией двоечника сумел сориентироваться в сложной обстановке. После этого мальчик приобрел статус неформального лидера.

________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Доверие к лидеру — это признание его достоинств, заслуг и полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его действий. Это внутреннее согласие с носителем авторитета, готовность действовать в соответствии с его установками. Ведь заставить идти за собой при отсутствии средств принуждения можно лишь на основе доверия.

_________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10.4. Механизм воздействия лидера на массы

Структура механизмов воздействия лидеров на массу зависит от свойств последователей. Лидер находится в сильнейшей зависимости от коллектива. Группа, имея образ лидера — модель, требует от реального лидера, с одной стороны, соответствия ей, а с другой — от лидера требуется способность выражать интересы группы. Только при соблюдении этого условия последователи не просто идут за своим лидером, но и желают идти за ним.

Теория и практика

Выяснилось, что стихийные митинги, организуемые на улицах, бывают успешными тогда, когда человек, претендующий на роль лидера, умеет доходчиво объяснить, какой цели он добивается. В этом случае он приобретает сторонников и случайное собрание людей может превратиться в сплоченную группу с далеко идущими планами.

В соответствии со свойствами последователей лидером выстраиваются структуры воздействия на них. Они служат для:

  1. Поддержания активности, координации действий группы и обеспечения ее внешних связей и престижа.
  2. Для регуляции межличностных отношений в группе, обеспечения поддержки членам группы.

Решение названных задач осуществляется посредством следующих функций:

а) информационно-аналитической;

б) выработки программ;

в) принятия решения;

г) организации исполнения решений.

От лидера зависит умелый анализ реальной действительности. На основе выводов, полученных в результате проведенного анализа, формируется линия поведения — программа действий — и принимаются решения. После этого начинается мобилизация сил и средств. Лидер добивается поддержки всей группы или ее подавляющей части для организации исполнения принятых решений, что предусматривает:

1) подбор и расстановку исполнителей;

2) доведение до них решений;

3) уточнение и адаптацию решений применительно к месту исполнения;

4) создание внешних и внутренних условий исполнения;

5) координацию деятельности исполнителей;

6) подведение итогов и анализ результатов.

Мобилизация начинается с формирования команды лидера.

_________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Таким образом, мы можем понять, в чем заключается отличие лидерства от руководства: лидер выдвигается «снизу», а руково­дитель назначается официально, извне, и ему требуются официальные полномочия для управления людьми, власть — возможность влиять «сверху» на поведение других людей.

_________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы для повторения и обсуждения

1.Охарактеризовать двуединый психический процесс, лежащий в основе лидерства.

2.Описать основные типы лидеров.

3.Охарактеризовать типы антилидеров.

4.Описать эмоциональный, деловой, информационный компоненты лидерства.

5.Какие вспомогательные элементы предполагает лидерство?

6.В чем состоит различие между формальным и естественным лидерством?

7.Что помогает в осуществлении деятельности лидера?

8.Каковы основные теории лидерства?

9.Опишите основные виды руководителей в зависимости от их личностных качеств.

10.Каков механизм воздействия лидера на массы?

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector