Динамические процессы в малой группе Вопросы

1.Возникновение и развитие малых групп.

2.Лидерство и руководство в группе.

3.Нормативное поведение в группе.

4. Сплоченность и совместимость.

5.Принятие группового решения

6. Эффективность групповой деятельности

1.Возникновение и развитие малых групп.

Малая группа постоянно пребывает в непрерывной динамике. Характер изменений в ней определяют такие социально-психологические процессы, как: ее образование и развитие; руководство и лидерство; принятие решений; сплочение; групповое давление.

Образование (возникновение) малой группы.

В рамках проблемы образования группы авторы концентрируют свой интерес на психологических причинах вхождения в группу. Выделяют социологические и психологические факторы вхождения в группу. В качестве социальных можно назвать внешние по отношению к группе факторы (причины возникнове­ния группы лежат вне самих групп и определяются более широкой со­циальной системой, например, образование нового предприятия ведет за собой образование новых формальных групп).

К социологическим факторам можно отне­сти и престижность профессии.

Психологические детерминанты возникновения малой груп­пы связаны со стремлением к удовлетворению потребностей общения: чувства принадлежности, взаимопомощи, взаимной защиты, аффилятивной потребности (потребность установления близких доверительных отношений) и т.п.

Р.Л.Кричевский и Е.М.Дубовская выделяют два этапа возникновения орга­низованной малой группы: 1) объявление ее как эле­мента более общей системы; 2) наполнение группы конкретны­ми индивидами способными реализовать ее цели и задачи.

В психологической литературе можно встретить различные подходы к проблеме развития малой группы.

Одна из наиболее распространенных — двухмерная модель развития группы предложена Б.Такменом. Б.Такмен описывает динамику группового процесса, исходя из нали­чия двух сфер групповой активности: 1) дело­вой (инструментальной) — решение групповой задачи; и 2) межличностной (экспрессивной) — развитие групповой структуры. Согласно данной модели, в каждой из указанных сфер пред­полагается прохождение группой нескольких последовательно сме­няющих друг друга этапов (или стадий).

9 стр., 4436 слов

Социальные группы: процесс образования, классификация, групповая динамика

... к абстрактному мышлению, речь, язык, самодисциплина и нравственность являются итогом групповой деятельности. В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии. Иначе говоря, ... социализацией молодежи - институты культуры музеи, клубы связаны с религией, наукой, образованием и др институты стратификации касты, сословия, классы, которые детерминируют распределение ресурсов ...

Обычно выделяют три основных этапа: 1) ориентировка в ситуации (в отношениях между членами группы, в групповой задаче), 2) конфликт, который является результатом противоречия между разными членами группы, 3) динамическое равновесие, в ходе которого группу получает возможность функционировать как единое целое).

Б.Такмен указывает на связь между обеими сферами группо­вой активности: дело­вой и межличностной, но не раскрывает содержание этой связи.

В отечественной психологии модели развития группы представлены в рамках теории коллектива. Данные модели представлены представлениями о поэтапном, уровневом развитии группы, которая развивается от низшей стадии до зрелого коллектива.

Одна из таких моделей представлена в параметрическом подходе к ис­следованию группы, предложенном Л.И.Уманским. В основу его модели положено представление о социаль­но-психологических параметрах группы, являющихся своеоб­разными критериями, отличительными признаками развития группы как коллектива. К числу таких параметров относятся:

1) содержание нравственной направленности группы — интегративное единство ее целей, мотивов, ценностных ориентации;

2) организационное единство группы — групповая подготовлен­ность в сфере той или иной деятельности;

3) психологическое единство — интеллектуальная, эмоциональная, волевая комму­никативность, характеризующая соответственно процесс меж­личностного познания и взаимопонимания в группе, межлично­стные контакты эмоционального характера, стрессоустойчивость и надежность группы в экстремальных ситуациях.

В зависимости от выраженности каждого из параметров группа располагается по степени своего развития в континууме, средин­ную точку которого занимает группа-конгломерат, т.е. группа, со­стоящая из незнакомых между собой людей, а полюсами являются коллектив и антиколлектив. Движение группы к позитивному по­люсу — коллективу сопряжено с последовательным прохождени­ем ею двух качественно новых стадий — кооперации (отличается развитой и успешно действующей орга­низационной структурой) и автономизации (характерными оказываются «синтетические» процессы типа груп­повой идентификации и эталонизации, груп­пового обособления, внутренней слитности и спаянности).

Причем между группой-конгломератом и группой-коопераци­ей возможно появление таких промежуточных уровней, как номинальная группа и группа-ассоциация.

Теория развития группы во временно функ­ционирующих организованных юношеских группах в условиях учеб­но-оздоровительных лагерей изучалась А. Г. Кирпични­ком. В частности, был показан неравномерный и пульсирую­щий характер движения изучавшихся групп от «неколлектива» к коллективу. Этапы развития группы: 1. Подъем, 2. Спад, 3. Новый подъем.

3 стр., 1005 слов

Презентация на тему: Лидерство и руководство

... •Внутренний - человек сохраняет мнение группы (оно продолжает быть для него источником ориентации и руководства) и после того, как группа перестает оказывать на него давление • ... функций руководства и задач с далеко идущими последствиями. •Преимущества управления методом делегирования: разгрузка руководителя, сотрудникам передаются компетенции и ответственность за действия, содействие развитию ...

2.Лидерство и руководство в группе

Успешное развертывание группового процесса требует немалых уси­лий по его организации, поддержанию целевой направлен­ности, координации индивидуальных действий и т.д. — сло­вом, нуждается в эффективном управлении. Существенное значение в социальной психологии и жизни групп имеют феномены лидерства и руководства, от которых зависит, кто берет на себя функции сплочения, развития и организации группы.

Главные различия между лидером и руководителем: 1) лидер в основном осуществляет регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель регулирует официальные отношения группы; 2) лидерство проявляется в условиях микросреды (малой группы), руководство — элемент макросреды, т. е. оно связано со всей системой общественных отношений (руководитель представляет малую группу в более широкой социальной системе); 3) лидерство возникает стихийно, руководитель же реальной социальной группы либо избирается, либо назначается, но так или иначе этот процесс не является стихийным, а, напротив, является целенаправленным, 4) явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, в то время как руководство — явление более стабильное; 5) руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет.

Руководство — процесс управления группой, осуществляемый руководителем как посредником между социальной властью (государством) и членами общности на основе правовых полномочий и норм, данных ему.

Лидер – член малой группы, который имеет наибольшее влияние на других членов группы в совместной деятельности и за которым признается право принимать ответственные решения в значимых для группы ситуациях.

Лидер проявляет более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Он выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство и изъявляют готовность добровольно подчиняться лидеру. Лидерство — явление групповое, поскольку в одиночку лидер немыслим. Поэтому феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы.

Выделяют две основные функции лидера: 1) организовать решение какой-то задачи, 2) устранить мешающие делу конфликты и напряжения, активизировать хорошее настроение.

В объяснении процесса и механизмов возникновения лидерства есть три подхода. Первый подход представляет «теория черт» (иногда называется «харизматической теорией»).

Представители этого подхода считают, что лидером может быть человек, обладающий от рождения определенным набором личностных качеств, психологических черт.

Второй подход можно назвать «ситуационной теорией лидерства». Считается, что в основном лидерство — продукт ситуации. В повседневной групповой жизни возникают ситуации, в которых должны проявиться определенные качества личности, способной стать лидером. Человек, обладающий качествами, необходимыми в данной ситуации и превосходящий в этом других людей, становится лидером.

6 стр., 2758 слов

ЛИДЕРСТВО(1-10)

... том, что руководители, и, безусловно, лидеры, должны всегда использовать моральный компас, чтобы ориентироваться в сложностях каждого решения. Стратегическое лидерство должно устанавливать ... Стили Демократический стиль. Предусматривает совместное принятие решений лидером и членами группы, продвижение интересов всех членов группы. Характеризируется высоким уровнем свободы при выполнении ...

Третий подход представляет собой комплексный вариант и получил название «системной теории лидерства». Лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер — как субъект управления этим процессом. Такой подход к проблеме лидерства более адекватен реальной действительности и является ныне основным.

В группе одновременно могут активно реализовывать свои функции несколько лидеров. Предлагаются различные классификации лидеров.

По содержанию деятельности выделяют лидера-вдохновителя и лидера-исполнителя.

По характеру деятельности: универсальный лидер (это лидер широкого спектра воз­можностей, сохраняющий свои статусные позиции в разных групповых ситуациях) и ситуационный лидер (это — «узконаправленный» лидер, выдвигаемый группой на эту роль в конкретный момент функционирования. Н-р, лидер — мастер в определенном виде труда).

По направленности деятельности:

Деловой (инструментальный) лидер преимущественно включает в себя действия, направленные на достижение стоящей перед группой цели, он организует работу группы.

Эмоциональный (экспрессивный) лидер — поддерживает внутренний клима­т, занимается групповой интеграцией: сплачивает группу, улаживает конфликты и оказывает поддержку.

Информационный лидер – «мозг» группы: к нему обращаются за советом, он все знает, может объяснить и помочь.

Для руководителя наилучший вариант – совмещение всех трех параметров лидера: делового, эмоционального и информационного. Чаще всего в реально действующей группе присутствуют два лидера: деятельность одного из них ориентирована на управление деловой активностью, дея­тельность другого — на управление эмоциональной.

В психологии изучались также различные стили руководства и лидерства. Под индивидуальным стилем руководителя понимают самобытный, свойственный только данной личности способ обра­щения с людьми для реализации поставленных целей и решения те­кущих задач. К. Ле­виным и его сотруд­никами были выделены три стиля руководства (которые в зарубежной психологии именуются стилями лидерства): демо­кратический, авторитарный, либеральный. Данные стили различаются порядком распределения обязан­ностей, методами разработки и выполнения решений, формами контактов руководителей с исполнителями, контроля за их деятельностью.

В чем же конкретно проявляется специфика каж­дого из стилей руководства?

1. Авторитарный (директивный) стиль характеризуется чрезмерной концентрацией вла­сти в одних руках. Руководитель сам прини­мает решения и волевым порядком проводит их в жизнь. Он сам подбирает себе помощников, но исполь­зует их не как советчиков, а только как исполнителей своей воли. Он держит всю власть в своих руках; требу­ет дисциплины и идеального порядка; берет на себя всю ответственность за результаты деятельности; дер­жится отчужденно от рядовых исполнителей. К подчиненным он требователен без снисхождения, насаждает суровый психологический климат в группе. Руководитель такого типа опти­мален там, где необходимо принимать быстрые реше­ния, где нет времени на совещания и обсуждения ситу­ации, где необходимо проявить волю и решительность, взять на себя всю ответственность за последствия при­нятых решений.

8 стр., 3787 слов

Группа и групповое поведение в организации

... процессы - образование группы, формирование, нарастание сплоченности, давление в группе, лидерство, организация совместной деятельности, принятие решений. 2. Этапы развития группы При исследовании группового поведения метафора "жизненный ... тремя сотрудниками. Возникает необходимость в ясности и предполагается, что лидер группы предложит прояснить положение дел. На стадии формирования очень высока ...

2. Демократический (коллегиальный) стиль руко­водства строится на двойной основе: делового и личного авторитета. Руководитель-демократ умеет использовать свою власть, не апеллируя к ней. Он предпочитает ак­тивное участие своих помощников (инициативной груп­пы) в принятии решений, однако право окончательного выбора оставляет за собой. Такой руководитель заботится о развитии личной деловой инициативы подчиненных, контактен с ними, тактичен, терпелив, опти­мистичен.

3. Либеральный стиль руковод­ства строится на полном доверии к исполнителям. Руководитель-либерал допускает полную свободу дей­ствий своих подчиненных в пределах их функциональ­ных обязанностей. Такой стиль допустим в творческих коллективах (ар­тистов, сотрудников вузовских кафедр, в НИИ и т. п.), где он может выступать опытным консультантом, по­ощряя творчество подчиненных. Если ру­ководитель-либерал лишен творческих способностей, то он стремится соблюдать только формальности, содер­жать в порядке бумаги, избегать конфликтов, действо­вать по указанию сверху, не проявлять инициативы. Такой стиль управления не эффективен в сложных экстремальных ситуациях.

Исследования, проведенные к настоящему времени показывают, что наиболее эффективным является сочетание указанных стилей руководства.

3.Нормативное поведение в группе

В ходе развития в малой группе естественно и закономерно формируются и закрепляются нормы, которые представляют собой общие для всех требования, разработанные ее членами и принятые ими в интересах регулирования взаимоотношений. Нормы группы связаны с ценностями.

Ценности – то что наиболее важно, значимо для группы.

Групповая норма – это правило, стандарт поведения в малой группе, которое имеет вид положения. Это положение диктует что члены группы должны делать, какое поведение от них ожидается в различных ситуациях (например, вовремя приходить на работу или можно опоздать, поздравлять друг друга с днем рождения или нет, в какой форме здороваться и т.д.).

Благодаря существованию групповых норм поведения члены группы используют стереотипы, т.е. опре­деленные шаблоны в своих действиях как реакции на возникаю­щие ситуации. Это позволяет руководителям успешно управлять деятельностью группы. Зная групповые нормы, можно предвидеть, как поступит человек в конкретной ситуации. Существование груп­повых норм дает возможность прогнозировать поведение не только отдельных членов группы, но и всей группы в целом.

Отрицательными психологическими последствиями отсут­ствия групповых норм (а такое тоже встречается в плохо сплочен­ных группах) могут быть внутриличностные конфликты и состояние тревоги у личности, ставшей членом этой группы.

Система групповых норм контролируется самой группой. Нормы и ценности группы должны принимать и соблюдать все. На тех, кто им не подчиняется или игнорирует их, оказывается психологическое или иное воздействие, которое проявляется как групповое давление.

3 стр., 1123 слов

Тема 2-3. Характеристика и особенности тренинговых групп, групповая динамика

... 10. Основные этапы и фазы развития группы в тренинге. 11. Проблема лидерства в тренинговой группе. 12. Эффективность групповой деятельности. Задания для самостоятельной работы: 1. Укажите ... Отказаться от поучительного тона, стараться приводить логичные аргументы. 6. Научиться вырабатывать групповые решения путем учета многих мнений. 7. Научиться вырабатывать объективные критерии оценки для ...

Давление — важный механизм поддержания внутренней однородности и целостности малой группы. Осуществляется групповое давление в форме санкций, применяемых к тем членам группы, которые не соблюдают общепринятых норм или ведут себя вызывающе, конфликтно по отношению ко всем другим. Санкции обычно бывают двух видов — поощрительные и запретительные.

Процесс образования групповых норм раскрывается через понятия нормативное влияние большинства и нормативное влияние меньшинства.

Феномен влияние большинства получил в психологии название – конформизм. Конформизм – это изменение позиций (поведения) индивида под влиянием группы. О конформизме можно говорить только тогда, когда есть конфликт между мнением индивида и мнением группы и этот конфликт решается в пользу группового мнения.

Различают внешнюю конформность, когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться, и внутреннюю (иногда именно это и называется подлинным конформизмом), когда индивид действительно усваивает мнение большинства.

В зависимости от реакции на группо­вое давление, людей принято делить на конформистов, нонкон­формистов и независимых. Конформисты изменяют свое поведение в направлении группового давления, т.е. соглашаются с требованиями группы. Нонконформисты — стремятся во что бы то ни стало перечить мнению большинства и поступать противоположным образом, не считаясь ни с чем.

Независимые из­бирательно реагируют на воздействие группы, соглашаясь с групповым мнением, если оно соответствует их собственному мнению, и отвергают это мнение, если оно не соответствует их взглядам (самостоятельная позиция).

В экспериментах были выявлены индивидно-личностные характеристики участников группы, поддерживающие конформное поведение. Обнаруживается отрицательную зависимость между склонностью членов группы к конформному поведению и такими их личностными чертами, как интеллект, способность к лидерству, толерантность к стрессу, социальная активность и ответственность. Между возрастом и конформностью имеет место криволинейная зависимость, причем своего максимума конформность достигает к 12—13 годам, затем постепенно снижается.

Впервые явление конформизма было изучено в экспериментах Аша.

Влияние меньшинства. В ис­следованиях С.Московичи было показано, что влияние меньшинства наиболее заметно, если оно: 1) категорично заявит о принятом решении; 2) продемонстрирует отказ изменить свою точку зрения; 3) проявит волю к действию, но так, чтобы его поведение не могло быть ис­толковано как проявление упрямства и негибкости.

4. Сплоченность и совместимость

Сплоченность как черта психологии группы, выражающая степень единомыслия и единодействия ее членов, является обобщенным показателем их духовной общности и единства.

Групповая сплоченность – устойчивость внутригрупповых связей, обеспечивающих стабильность жизнедеятельности группы.

7 стр., 3033 слов

Мотивация групповой деятельности

... она из себя представляет, каких видов, размеров и структур группа бывает, общие качества групп, мотивации групповой деятельности и персонала. Глава 1. Понятие мотивации 1.1 Понятия "мотивы" ... функции. Индивиды участвуют во многих группах. Некоторые группы предполагают физическое присутствие ее членов. Одновременно можно участвовать в нескольких группах: члены команды по футболу, учебные заведения. ...

Существует несколько подходов к пониманию сплоченности.

Феномен возникновения и проявления групповой сплоченности, имеет старую традицию исследования, в русле социометрического направления Я. Морено.

В социометрии сплоченность связывается с числом выборов членами группы друг друга, основанных на взаимной симпатии (сколько пар симпатичны друг другу).

Другой когнитивный подход к исследованию групповой сплоченности предложен Л. Фестингером и Д.Картрайтом. Сплоченность оценивалась ими на основе частоты и прочности коммуникативных связей, проявляющихся в группе. При этом сплоченностью считалась либо привлекательность группы для индивида, либо удовлетворенность членством в ней. И в том и в другом случае основанием являлись чисто эмоциональные отношения группы.

Основными свойствами сплоченной группы являются:

1) привлекательность членов группы друг для друга (т.е. сте­пень симпатии, испытываемой к ним окружающими);

2) сходство между участниками группы (чаще всего в ценно­стях, установках, стереотипах поведения и т.п.);

3) особенности групповых целей (их соответствие потребно­стям членов группы, четкость постановки, успех группы в их достижении)}

4) удовлетворенность групповой деятельностью (как часть общей удовлетворенности трудом);

5) групповая атмосфера (особенности межличностных отношений, складывающихся ме­жду членами группы);

Наиболее весомый вклад в решение проблемы групповой сплоченности в отечественной психологии внес академик А.В. Петровский, разработавший «теорию деятельностного опосредования межличностных отношений в группе» (стратометрическая концепция сплоченности).

Структура психологии малой группы с позиций этой теории представляется как состоящая из трех основных слоев («страт»):

• центральное звено (страта А) образует сама групповая деятельность, ее содержательная общественно-экономическая и социально-политическая характеристика;

• первый слой (страта А) фиксирует отношение каждого члена группы к групповой деятельности, ее идеям, задачам, принципам, на которых она строится, мотивацию деятельности, ее социальный смысл для каждого участника;

• второй слой (страта Б) характерен межличностными отношениями членов группы, опосредованными именно содержанием совместной деятельности (ее целями и задачами, ходом выполнения), а также принятыми в группе принципами, идеями, ценностными ориентациями;

• третий слой (страта В) — поверхностный слой таких межличностных отношений, которые не связаны с деятельностью и носят примущественно эмоциональный характер, определяемый индивидуальными особенностями личностей.

В данном подходе сплоченность рассматривается как «ценностно-ориентационное единство» (ЦОЕ).

Таким образом, сплочение малой группы (в теории А.В.Петровского) — это процесс формирования такого типа связей и отношений между ее членами, которые позволяют достигать ценностно-ориентационного единства, наилучших результатов в совместной деятельности, избегать конфликтов и конфронтации.

1 стр., 400 слов

Презентация на тему: Социально-психологические особенности организации ...

...   Подходы к изучению групповой сплоченности Первый подход: эмоциональное явление и определяется эмоциональной оценкой. Они рассматривают: 1)уровень взаимной симпатии; 2)степень привлекательности членов группы; 3)степень удовлетворения потребностей, т. ...

Кроме понятия «сплоченность» социальные психологи используют и такой термин как «совместимость». Совместимость — это прежде всего оптимальное соче­тание свойств участников взаимодействия, возможность группы в данном составе взаимодействовать бесконфликт­но и согласованно, что создает условия для эффективной совместной деятельности.

К. К Платонов выделяет 4 уровня совместимости: физиологи­ческий, психофизиологический, психологический и социально-психологический. На пер­вых двух совместимость представлена сочетанием особенностей темперамента, ди­намических характеристик психофизиологических реакций, потребностей, биоритмов, основных психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, внимание), психофизиологической выносливостью и эмоционально-волевой устой­чивостью к работе в экстремальных условиях. Психологический уровень предпола­гает соответствие характера, мотивов. Социально-психологический уровень основывается на согласовании социальных ролей, интересов, ценностных ориентации, куль­турного и общеобразовательного уровней развития.

Феномен, противоположный совместимости — несовместимость людей, когда их потребности не находят удовлетворения во взаимодействии, действия и поведение взаимоисключают друг друга. Психологическая несовместимость — неспособность в критических ситуациях понять друг друга, несинхронность психомоторных реакций, различия во внимании, мышление другие врожденные и приобретенные свойства личности, которые препятствуют совместной деятельности.

5.Принятие группового решения

Принятие единого решения по определенным важным для группы вопросам — актуальная и сложная проблема для любой реальной малой группы. Группа не может существовать как целое, не вырабатывая общих подходов и мнений по различным насущным или принципиальным вопросам. К тому же необходимо не только найти такое общее решение, но и добиться его высокой эффективности.

Можно выделить ряд последовательных этапов данного процесса. Прежде всего, это этап информационно-поисковый, включающий выявление и уяснение истинной сущности возникшей проблемы. В это время осуществляется сбор дополнительной информации, ее соответствующая подготовка и осмысление. На промежуточном этапе формулируется возникшая задача, ставятся цели, выявляются альтернативные действия для ее достижения. На третьем этапе — оценочно-прогностическом — осуществляется обмен мнениями, включающий всестороннее обсуждение способов решения поставленной задачи, выработка общей точки зрения, путей достижения намеченной цели. Он может проходить в разных формах — дискуссии, «мозгового штурма», интервью и т.д. На заключительном этапе происходит окончательный выбор и принятие такого решения, которое получило бы наивысшую оценку и признательность всех членов малой группы.

Важное значение для принятия группового решения имеет групповая дискуссия. Данное явление впервые было изучено в лаборатории К.Левина. Групповая дискуссия – это групповое обсуждение проблемы, в результате которого группа принимает определенное решение.

Существуют различные формы проведения групповой дискуссии: совещание, групповое интервью, брейнсторминг, метод синектики и др.

4 стр., 1816 слов

Семинар № 1. Общение в структуре деятельности участников образовательного ...

... Фундаментальная библиотека ВГПУ www.//flogiston.ru Семинар № 2 Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса Основные понятия: коммуникативная готовность, коммуникативные умения, авторитарный способ ... феномен авторитета и отношения авторитетности в группе. — М. — 2006. Коломинский Я.Л. Психология взаимооотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Учеб. ...

Совещание — метод коллективной выработки решений или передачи информации, основанный на данных, полученных не­посредственно от участников групповой работы. Цель совещания — обмен мнениями, координация планов, намерений, мотивов, жизненного и профессионального опыта. Существенным недостатком совещания является неконструк­тивность некоторых позиций, занимаемых участниками совещания в силу своих личностных особенностей, часто неосознанно, например: «вздорный» нигилист — выходит за тематические рамки об­суждения, много спорит, эмоционален, нетерпелив.

Групповое интервью это средство для сбора мнений членов группы по конкретному вопросу и оценки сложившейся ситуации.

Брейнсторминг (мозговой штурм) — средство для свободного поиска новых решений проблемы (или решений новой проблемы).

То есть основной задачей мозгового штурма является продуцирование идей. Поиск и продуцирование идей — сложный творческий процесс.

Различают 3 фазы мозгового штурма. На вступительной фазе, длящейся примерно 15 минут, ведущий сообщает метод и правила игры, четко и ясно излагает вопрос, требующий решения. Группа делится на участников и наблюдателей, являющихся, по существу, секретарями. Задача наблюдателей — фиксировать все идеи закрепленных за ними участников обсуждения. Задача участников — высказывать все приходящие им в голову идеи. Важнейшим условием является отсутствие внутренней и особенно внешней критики всех предложений.

Вторая, узловая фаза длится около часа. Это творческая часть процесса. Она должна проходить в комфортной и непринужденной обстановке. Итогом второй фазы должен стать полный список предложенных идей.

На третьей фазе, осуществляется критика идей по критериям, представляющим собой возможность.

Синектика — «соединение разнородного» за счет включения в группу разнородных специалистов (по профессии, квалифика­ции, опыту, личностным особенностям, стажу и характеру вы­полняемой работы).

В ходе коллективного принятия решений могут возникать различные социально-психологические явления: групповая поляризация, сдвиг к риску, феномен огруппления мышления.

Феномен групповой нормализации. Групповая нормализация – это сглаживание в результате групповой дискуссии первоначально разнородных позиций участников, достижение группой единого, разделяемого всеми мнения.

Феномен групповой поляризации. Суть этого феномена в том, что в процессе дискуссии, направленной на выработку значимого для группы решения, происходит своеобразная экстремизация групповых мнений: они начинают тяготеть к определенному выбору, крайним значениям шкалы предпочтений. Количество средних, промежуточных решений существенно сокращается.

Частным случаем групповой поляризации является феномен сдвига к риску. Его суть: групповое решение оказывается более рискованным по сравнению со средним индивидуальных решений, принятых до проведения группового обсуждения.

В различные годы было выдвинуто несколько гипотез, объясняющих происхождение феномена сдвига к риску, и получена дополнительная экспериментальная информация. Согласно одной гипотезе, групповое обсуждение проблемы порождает у членов группы ощущение общей ответственности (и следовательно, личной безответственности. Другая гипотеза в качестве основного «виновника» экстремальных решений рассматривает лидера: он в процессе обсуждения убеждает в своей правоте остальных. Наконец, есть и гипотеза риска как ценности: готовность рисковать повышает статус человека в группе, а следовательно, в процессе группового обсуждения члены группы будут стремиться демонстрировать наличие у себя такой способности.

Исследования показывают, что в ряде ситуаций (например, гипотетически связанных с угрозой здоровью и жизни участников) наблюдается обратный эффект: сдвиг группового решения к осторожности.

Огруппление мышления феномен, который был описан в в 70-е гг. XX в. И. JI. Дженисом. Высокая степень групповой сплоченности мешает принятию правильного решения.

6.Эффективность групповой деятельности

Все динамические процессы, происходящие в малой группе, обеспечивают определенным образом эффективность групповой деятельности. Эффективность групповой деятельности — один из показателей успешности групповой активности и качественно, и количественно отражающий отношения достигнутого результата и результата желаемого, планируемого или в принципе максимально достижимого.

Выделяют несколько критериев, на основе которых определяется групповая эффективность. К таким показателям относятся:

  1. производительность труда группы (или продуктивность) – количество и качество выполненной работы;
  2. удовлетворенность членов группы трудом в группе – проявляется в непосредственном отношении к совместной групповой деятельности;
  3. «сверхнормативная активность» — стремление членов группы добиваться высоких показателей сверх необходимого задания

На эффективность групповой деятельности оказывают влияние как содержательные (межличностные отношения, нормы, ценностные ориентации, роли, статусы, внутренние установки, лидерство), так и формальные характеристики группы (число членов в группе, ее композицию, каналы коммуникаций, особенности групповой задачи, связанные с распределением обязанностей между членами группы).