Семинар 6. Мышление и речь

Вопросы

1. Понятие психики и отражения. Формы отражения и их характеристика.

2. Возникновение и развитие психики в филогенезе

а) стадия элементарной сенсорной психики;

б) стадия перцептивной психики;

в) стадия интеллектуального поведения.

Терминологический тезаурус: психика, раздражимость, саморегулирование, чувствительность, элементарная сенсорная психика, перцептивная психика, функции психики.

Указания к выполнению задания:

1.Дайте определения психики.

2. Какие точки зрения на решение проблемы возникновения психики в эволюции вы знаете?

3. Определите понятия «биологический стимул», «раздражимость», «чувствительность».

4. Кратко охарактеризуйте особенности деятельности и психического отражения мира на стадиях элементарной сенсорной и перцептивной психики с учетом известных вам примеров.

5.Перечислите сходства и различия психики животных и человека.

Основная литература

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций –М.:,2005. – Лекция 11.

2. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях. – СПб.: Питер, 2009

3. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005. – С.70-95

4. Немов Р. С. Психология. В 3 т., т.1. Общие основы психологии. Учебник. — М.: Владос, 2010.

5. Общая психология: в 7 томах / Под.ред. Б.С.Братуся. Т1. Соколова Е.Е. Введение в психологию – М.: Изд.центр «Академия», 2007. – С.186-250.

7. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. – М., 2006. – С.396-445, 497-556.

Дополнительная литература

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 1998. – С.43-59.

2. Общая психология: Курс лекций / Сост. Е.И.Рогов. – М.: Владос, 1995. –. – С. 39-47.

3. Общая психология: /Под ред. А.В.Петровского. – М.: Просвещение, 1986. – С.85-91.

1.http://www.psychology.ru/ — психологическая библиотека, сборник различных тестов, научные статьи и публикации по психологии.

2.http://encikl.by.ru/ — электронная версия Психологического словаря — это точная копия печатного издания: «Краткий психологический словарь», издание второе, расширенное, исправленное и дополненное. Под общей редакцией А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского

4 стр., 1656 слов

Основные стадии эволюционного развития психики по А.Н. Леонтьеву

... стал совершать бессмысленные движения нападения по отношению к камертону. Отражение животных, стоящих на этой стадии развития психики, подчиняетсязакону разнородной суммации, который, как было показано выше, ... как обладают операциями. Но, с точки зрения психического отражения, аквариумная рыбка еще имеет элементарную сенсорную психику. Это можно показать в следующем эксперименте. Если убрать ...

 

Семинар 2. Сознание, его возникновение и развитие

Вопросы

1.Возникновение и развитие сознания.

2. Психологические характеристики сознания.

3/ Неосознаваемые явления в психике, их классификация.

4. Самосознание личности.

Терминологический тезаурус: сознание, самосознание, бессознательное; психические явления, психические процессы, психические свойства, психические состояния.

Указания к выполнению задания:

1..Проясните понятия психика и сознание, выявите сходства и различия.

2.Перечислите предпосылки и условия развития сознания.

3. Дайте общую характеристику составляющих сознания как образа.

4. Что такое бессознательное?

Основная литература

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: «ЧеРо», 2005. – Лекция 11.

2. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005. – С.70-95

3. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в 6-ти томах. Общая психология / Под общ.ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С.181-185

4. Общая психология: в 7 томах / Под.ред. Б.С.Братуся. Т1. Соколова Е.Е. Введение в психологию – М.: Изд.центр «Академия», 2007. – С.186-250.

5. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. – М., 2006. – С.396-445, 497-556.

Дополнительная литература

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 1998. – С.43-59.

2. Общая психология: Курс лекций / Сост. Е.И.Рогов. – М.: Владос, 1995. –Лекция 2.

3. Общая психология: Учебное пособие для студентов пед.институтов /Под ред. А.В.Петровского. – М.: Просвещение, 1986. – С.85-91.

4. Общая психология: Курс лекций / Сост. Е.И.Рогов. – М.: Владос, 1995. – С. 39-47.

 

Семинар 3. Ощущение и восприятие

Вопросы

1. Ощущения: характеристика, свойства

2. Классификации ощущений

4. Свойства образа восприятия.

5. Основные свойства образов восприятия

Тезаурус: Сенсорно-перцептивные процессы, ощущение, виды и свойства ощущений, анализатор, чувствительность, адаптпция, сенсибилизация, синестезия, абсолютный и относительный порог чувствительности, основной психофизический закон. Восприятие, перцепция, апперцепция, целостность, константность, предметность, категориальность, избирательность, структурность восприятия.

Указания к выполнению задания:

1. Соотнесите понятия: раздражимость и чувствительность.

2. Рассмотрите характеристики ощущений: сенсорное качество, интенсивность, пространственно-временная протяженность, ясность.

3. Дайте классификацию ощущений.

4. Рассмотрите свойства, взаимодействие ощущений.

5. Рассмотрите проблему восприятия предметов на основе ощущений.

6. Дайте общую характеристику восприятия и основных свойств: апперцепция, предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность.

7. Рассмотрите проблему восприятия пространства (формы, величины, глубины и удаленности предметов; восприятие направления), движения и времени.

8. Иллюзия восприятия.

9. Роль прошлого опыта в восприятии.

10. Роль двигательной активности в развитии ощущений и восприятия

Вопросы для самопроверки:

1. Что относится с сенсорно-перцептивным познавательным процессам? Почему они так называются? Чем они отличаются друг от друга?

7 стр., 3089 слов

Ощущения и свойства ощущений

... под воздействием раздражителей. Глава 2 . Классификация ощущений. Ощущения отражают многообразные свойства объективных предметов и явлений. По характеру и ... более сложные по своей структуре познавательные процессы: восприятия, представления, память, мышление. Как бы прост ни был первичный ... можно различить яркость цвета и выделить предмет из общего фона. Особенно хорошо видно черное на белом или ...

2. Дайте определение понятию ощущение.

3. Как работает анализатор?

4. На каком основании выделяются виды ощущений?

5.Какие виды адаптации вам известны? Приведите примеры.

6. Поясните понятие сенсибилизация, синестезия. Приведите примеры

7. Какие свойства и закономерности ощущений вам известны? Какова их роль в жизни человека?

8. Что такое восприятие? Определите специфику восприятия

9 В чем сходство и различия ощущения и восприятия.

10. С помощью психодиагностических методик исследовать особенности восприятия.

Список литературы

Основная литература

1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2011

2. Немов Р. С. Психология. В 3 т. Т.1. Общие основы психологии. — М.: Владос, 2010, .

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.,2000. http://psylib.org.ua/books/rubin01/index.htm

Дополнительная литература

1. Гусев А.Н. Общая психология, т.2: Учебник для студ. высш. уч. заведений в 7 т / под ред. Б.С. Братуся / Т. 2. М., Издательский центр «Академия», 2007.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. М.: ЧеРо; Юрайт, 2000 – 336 с. http://www.pedlib.ru/Books/1/0155/index.shtml

3. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях. – СПб.: Питер, 2009

4. Психология ощущений и восприятия: хрестоматия. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова, М. Б. Михалевской, Любимовой Г.Ю. — М,: АСТ, 2009, 688 с.

2.http://psychol.narod.ru/links.htm — ресурсы сети по психологии: консультации, тесты, диагностика, информационные ресурсы

Семинар 4. Память

Вопросы

1. Память как познавательный процесс.

2. Свойства и процессы памяти.

3. Виды и закономерности мнемических процессов.

4. Развитие памяти и мнемотехника

Тезаурус: память, амнезия, виды памяти, функции памяти, процессы памяти — запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание, теории памяти, законы памяти, закон Эббингауза, эффект ретроактивного и проактивного торможения, мнемотехнические приемы.

Указания к выполнению задания:

1. Рассмотреть свойства памяти: объем, время хранения, способ представления

2. Рассмотреть основные мнемические процессы: запечатление, сохранение, воспроизведение и его формы, забывание.

3. Опишите основные виды памяти

4. Выявите механизмы и закономерности функционирования памяти: кривая забывания, эффект распределения упражнений, эффект разнородности материала. Зависимость запоминания от деятельности. Причины забывания: интерференция, вытеснение.

5.Исследовать особенности своей памяти: кратковременной, долговременной. Исследовать свою память на числа и образы.

Контрольные вопросы:

1. Что называют высшими познавательными процессами?

2.Чем они отличаются друг от друга?

3.Из каких процессов состоит память? Как они протекают? От чего зависит их работа?

8 стр., 3620 слов

Память. Ее значение и виды

... 2. Виды памяти Традиционно психологи, которые первыми стали экспериментально изучать память, выделяют шесть видов памяти: двигательную, ... называются представлениями. Представления памяти делятся на единичные и общие. Представления памяти являются воспроизведением, более ... обучения. Память – основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, ...

4.Что можно положить в основу деления памяти на виды? Перечислите их.

Список литературы

Основная литература

1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2011.

2. Немов Р. С. Психология. В 3 т. Т.1. Общие основы психологии. — М.: Владос, 2010

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000. http://psylib.org.ua/books/rubin01/index.htm

Дополнительная литература

1. Гусев А.Н. Общая психология, т.2: Учебник для студ. высш. уч. заведений в 7 т / под ред. Б.С. Братуся / Т. 2. М., Издательский центр «Академия», 2007.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. М.: ЧеРо; Юрайт, 2000 http://www.pedlib.ru/Books/1/0155/index.shtml

3. Дружинин В. Н. Психология. Учебник для экономических вузов. СПб.- М., 2000

4. Бартлетт Ф. Человек запоминает / Под ред. Ю.Б Гиппенрейтер, В.Я. Романова. // Психология памяти М.: ЧеРо, 2002.

5. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях. – СПб.: Питер, 2009

6.Психология памяти: Хрестоматия. Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. — М,: АСТ, 2008,

7. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М.: 2000. http://mnemotexnika.narod.ru/izv_mn_05.htm

8.http://psychol.narod.ru/links.htm — ресурсы сети по психологии: консультации, тесты, диагностика, информационные ресурсы

 

Семинар 5. Внимание

Вопросы

1. Внимание: определение, критерии

2. Виды, свойства и закономерности внимания.

Тезаурус: акцентирование, внимание, доминанта.

Указания к выполнению задания:

1. Рассмотрите виды внимания: непроизвольное внимание, произвольное внимание и послепроизвольное.

2. Рассмотрите свойства внимания: объем внимания, распределение внимания, переключение внимания, устойчивость внимания, интенсивность

3 Закономерности внимания.

4. Проблема существования внимания

Контрольные вопросы:

1.Что является особенностью внимания как психического процесса?

2.Поясните механизм доминанты Ухтомского.

3.Перечислите виды внимания. Что является основой для данных классификаций?

Список литературы

Основная литература

1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2011

2. Немов Р. С. Психология. В 3 т. Т.1. Общие основы психологии. — М.: Владос, 2010

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000. http://psylib.org.ua/books/rubin01/index.htm

Дополнительная литература

1. Гусев А.Н. Общая психология, т.2: Учебник для студ. высш. уч. заведений в 7 т / под ред. Б.С. Братуся / Т. 2. М., Издательский центр «Академия», 2007.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. М.: ЧеРо; Юрайт, 2000 http://www.pedlib.ru/Books/1/0155/index.shtml

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Деятельность и внимание // Психология внимания / Под ред. Ю.Б Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 2005.

4. Дружинин В. Н. Психология. Учебник для экономических вузов. СПб.- М., 2000

5. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях. – СПб.: Питер, 2009

6.Психология памяти: Хрестоматия. Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. — М,: АСТ, 2008,

2.http://psychol.narod.ru/links.htm — ресурсы сети по психологии: консультации, тесты, диагностика, информационные ресурсы

9 стр., 4488 слов

Тема 1. Психология мышления 2

.. Но и самих матросов тоже нет: корабль надо было когда-то придумать, решить задачу “как проплыть через море-океан, нсли ты не рыба-кит”. Машин и мотоциклов тоже кот наплакал: как ни крути, придумать колесо - крутая заморочка, потому как в природе колеса не предусмотрено... Вы можете придумать что-нибудь такое, чего нет в природе? А с чего они должны были колесо придумывать?... Ну, как вам такой ...

 

Семинар 6. Мышление и речь

Вопросы

1. Чувственное познание и мышление

2. Мышление как процесс постановки и решения задач

3. Виды мышления.

4. Мыслительные операции.

5. Процессы мышления.

6. Единство мышления и речи

7.Социальная природа мышления.

8. Функции речи и ее виды

Тезаурус: мышление, обобщение, опосредование, понятие, разум, проблемная ситуация, синтез, сравнение, суждение, гибкость мышления, критичность мышления, самостоятельность мышления, представление, абстракция, умозаключение

Указания к выполнению задания:

1. Рассмотрите операции мышления: сравнение, абстрагирование, обобщение, анализ, синтез, классификация, структурирование, аналогия и др

2. Рассмотрите формально-логическую трактовку мышления: понятия, суждения и умозаключения как основные единицы мышления.

3. Рассмотрите виды мышления Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Теоретическое и практическое мышление. Творческое, и репродуктивное мышление. Рациональное и интуитивное мышление.

4. Покажите культурно-историческую природу мышления

5. Понятие интеллекта. Психометрический интеллект.

6. С помощью психодиагностических методик исследовать особенности собственных высших познавательных процессов и определить их основные характеристики

Контрольные вопросы:

1.В чем состоит социальная природа мышления?

2.В чем состоят различия, существующие между разными видами мышления?

Список литературы

Основная литература

1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2011.

2. Немов Р. С. Психология. В 3 т. Т.1. Общие основы психологии. — М.: Владос, 2010,

Дополнительная литература

1. Гусев А.Н. Общая психология: в 7 т.: Учебник для студ. высш. уч. заведений / под ред. Б.С. Братуся / Т. 2. М., Издательский центр «Академия», 2007.

2. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях. – СПб.: Питер, 2009

3.Психология мышления: Хрестоматия. Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Спиридонова В.Ф., Фаликман М.Ф., Петухов В.В. — М,: АСТ, 2008, 672 с.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000

5.http://psychol.narod.ru/links.htm — ресурсы сети по психологии: консультации, тесты, диагностика, информационные ресурсы

 

Семинар 7. Воображение и мышление

Вопросы

1. Воображение, творчество, креативность.

2. Виды, свойства и закономерности воображения.

3. Приемы воображения

4. Творческое, креативное и эвристичесоке мышление

5. Роль воображения и творчества в развитии и становлении личности.

Тезаурус: абстрагирование, анализ, агглютинация, воображение, грезы, инсайт, мечты, творческое воображение, креативность.

Указания к выполнению задания:

Сравнительная характеристика мышления и воображения.

С помощью психодиагностических методик исследовать особенности собственных высших познавательных процессов и определить их основные характеристики; (Диагностика вербальной креативности (тесты Дж. Гилфорда и Медника).

Тестирование невербальной креативности (тест Э. Торренса)).

Контрольные вопросы

Выделите различия и сходства между мышлением и воображением.

15 стр., 7258 слов

Тема 8. Понятие личности в психологии общее представление о личности

... проблемами психологии личности в философ-ско-литературный период ее изучения явились вопросы ... темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки. Все эти качества ... изучении ощущений, восприятия, памяти и мышления. Экспериментальные исследования личности в России ... связанные) между собой факты, характеризующие общие, наиболее распространенные и индивидуально устойчивые ...

Перечислите механизмы синтезирования образов при воображении. Проиллюстрируйте примерами.

Список литературы

Основная литература

1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2011

2. Немов Р. С. Психология. В 3 т. Т.1. Общие основы психологии. — М.: Владос, 2010,

Дополнительная литература

1. Гусев А.Н. Общая психология: в 7 т.: Учебник для студ. высш. уч. заведений / под ред. Б.С. Братуся / Т. 2. М., Издательский центр «Академия», 2007.

2.Дружинин, В. Н. Психология общих способностей. СПб: Питер, 2002. (глава 1)

3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002.

4. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях. – СПб.: Питер, 2009

5. Пономарев Я.А. Психология творения. М., 1999

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000.

6.http://psychol.narod.ru/links.htm — ресурсы сети по психологии: консультации, тесты, диагностика, информационные ресурсы

Семинар 8. Эмоционально-волевая сфера ( 2ч).

Вопросы

1. Эмоции и чувства человека. Сходства и различия.

2.Классификация эмоций и чувств.

3.Физиологические основы эмоций.

4.Психологические теории эмоций.

5.Общая характеристика волевых действий. Функции воли. Структура волевых действий.

6. Психологические теории воли. Волевые качества человека и их развитие.

Терминологический тезаурус:воля, функции воли – побудительная, тормозная, локус контроля, психологическая структура волевого акта, влечение, желание, риск, абулия, апраксия, лень. эмоции, чувства, воля, локус контроля.

Указания к выполнению задания:

1. Проясните различия между эмоциями и чувствами. Сделайте таблицу сходств и различий.

2. Сделайте анализ существующих классификаций эмоций и чувств.

3. Сделайте анализ существующих психологических теорий эмоций.

4. Сделайте схему структуры волевых действий.

5. Проясните функции воли.

Вопросы для самопроверки:

1.Раскройте основные характеристики эмоций.

2.Назовите основные виды эмоций.

3.В чем заключается амбивалентность эмоций?

4.Дайте характеристику высшим чувствам человека.

5.Дайте характеристику воли как процесса сознательного регулирования пове­дения. Раскройте содержание структурных компонентов волевых действий

6.Какие вы знаете теории воли? Назовите функции воли.

7.Что вы знаете о нарушениях воли?

8 Что относится к волевым качествам человека?

Основная литература

1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2011

2. Немов Р. С. Психология. В 3 книгах. Книга 1. Общие основы психологии. Учебник. — М.: Владос, 2010, 687 с.

Дополнительная литература

1. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях. – СПб.: Питер, 2009

2.http://psychol.narod.ru/links.htm — ресурсы сети по психологии: консультации, тесты, диагностика, информационные ресурсы

 

Семинар 9 Способности. (2ч).

Вопросы

1.Способности и задатки

2. Виды способностей.

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...

... темперамента, характера, восприятия, мышления, памяти, ощущения, эмоций, мотивации. Педагогическая психология - это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и ... психологического исследования и специфика их применения в общей психологии, психологии развития, педагогической и социальной психологии Методы иссл-ия в психологии: наблюдение- целенаправленное, ...

3. Понятие интеллекта

4. Развитие способностей

Терминологический тезаурус: гениальность, задатки, одаренность, склонность, способности, талант, общие и специальные способности, близнецовый метод, интеллект, психометрический интеллект, творческие способности, креативность.

Указания к выполнению задания:

1. Рассмотрите связь задатков со способностями

2. Рассмотрите виды способностей и основания для их выделения

3. Опишите уровни развития способностей

4. Рассмотрите, что понимается под общим и психометрическим интеллектом

5. Проясните онтогенез способностей от задатков до гениальности.

Контрольные вопросы:

1. Как соотносятся задатки, способности, одаренность, талант, гениальность?

2. В чем суть близнецового метода? (его построение и возможности)

3. Какова структура интеллекта?

Основная литература

1. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009

2. Немов Р. С. Психология. В 3 книгах. Книга 1. Общие основы психологии. Учебник. — М.: Владос, 2010, 687 с.

3. Общая психология / Рогов Е.И.. – М.: Владос, 1995

Дополнительная литература

1. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. М.: Высшее образование, 2006.-484с. С.413-414

2. Стернберг Р., Григоренко Е. Инвестиционная теория креативности: двенадцать стратегий обучения творческому мышлению //Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.2. Субъект деятельности / Отв. ред. В.В. Петухов. – М., УМК Психология, 2004. – С. 84-103.

3. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.2. Субъект деятельности / Отв. ред. В.В. Петухов. – М., УМК Психология, 2004. – С. 32-42.

4.http://psychol.narod.ru/links.htm — ресурсы сети по психологии: консультации, тесты, диагностика, информационные ресурсы.

3.http://flogiston.ru/library — проект создан с целью дать достоверную и актуальную информацию о психологии сегодняшнего дня.

Семинар 10-11. Темперамент и характер (2ч).

Вопросы

1.Психологическая характеристика темперамента.

2. Характер и его структура

3. Акцентуация характера.

Терминологический тезаурус: генотип, инертность, интровертированность, меланхолик, нейротизм, пластичность, реактивность, ригидность, сензитивность, сила нервной системы, слабость нервной системы, уравновешенность, темп, темперамент, тип высшей нервной деятельности, флегматик, характер, черта характера, акцентуация характера, холерик, экстравертированность.

Указания к выполнению задания:

1.Рассмотрите историческое изменение представлений о темпераменте

2. Поясните физиологические основы темперамента.

3. Рассмотрите связь типов темперамента и деятельности (учебной, трудовой)

4. Поясните структуру и содержание характера

5. Проясните сходство и различия темперамента и характера.

6. Характер и акцентуация личности

7.. Проясните факторы, влияющие на формирование характера.

Контрольные вопросы:

1. Что такое темперамент?

2. Каковы были представления о темпераменте в античные времена (гуморальная концепция – Гиппократ) ?

11 стр., 5139 слов

Психология посттравматического стресса

... для слушателей очной и заочной форм обучения обучающихся по специальности 030301.65 - «Психология». Рассмотрена на заседании Ученого совета Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России и рекомендована ... курсантам, студентам и слушателям такой объем знаний, чтобы они могли понимать характер психологических проявлений последствий травматического стресса у разных категорий людей и самостоятельно ...

3. Конституционная типология темперамента (Э.Кречмер, В.Шелдон)

4. Типы темперамента и свойства нервной системы (Павлов И.Н.)

5. Теория интегральных свойств нервной системы Теплова Б.М., Небылицына В.Д.

6. Что такое характер?

7. Акцентуация характера?

8. Соотнесите понятия темперамент и характер.

Основная литература

1. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009, 256 с.

2. Немов Р. С. Психология. В 3 книгах. Книга 1. Общие основы психологии. Учебник. — М.: Владос, 2010, 687 с.

Дополнительная литература

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. М.: ЧеРо; Юрайт, 2000 –С. 244-291 (лекция 15).

2. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. М.: Высшее образование, 2006.-484с. С.406-416

3.Психология индивидуальных различий: Хрестоматия.Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. — М,: АСТ, 2008, 720 с.

4.http://psychol.narod.ru/links.htm — ресурсы сети по психологии: консультации, тесты, диагностика, информационные ресурсы.

5.http://flogiston.ru/library — проект создан с целью дать достоверную и актуальную информацию о психологии сегодняшнего дня.

Семинар 12. Потребности и мотивы личности

Вопросы

1. Потребности: функции, виды

2. Функции и основные виды мотивов

3. Психологические теории мотивации

4. Мотивация и деятельность

5. Мотивация и личность

6. Направленность как интегральная характеристика личности.

Терминологический тезаурус:потребность,фрустрация, мотив, мотивация, инстинкт, мотивация достижения, мотивация аффилиации, социальная мотивация, мотив власти, альтруизм, уровень притязаний, мотивационный кризис, ценность, ценностные ориентации, направленность личности, стремления, влечения, склонности, идеалы, ценности и ценностные ориентации, самоактуализация

Указания к выполнению задания:

1. Соотнести понятия мотив и мотивация.

2. Показать, что потребности выступают в качестве основы мотивационных процессов;

3. Представить классификации потребностей

4. Рассмотреть иерархическую структуру потребностей: «пирамида» А. Маслоу.

5. Рассмотреть суть психоаналитического подхода (З. Фрейд, Э. Эриксон).

6. Рассмотреть связь мотивации и деятельности. Закон Йеркса-Додсона

7. Мотивация аффиляции. Мотивация стремления к власти. Мотивация оказания помощи. Агрессия. Мотивация асоциального поведения.

8. Раскройте суть понятия «уровень притязаний» и определите как он измеряется

9. Рассмотрите соподчинение мотивов, его роль в становлении и развитии личности.

10. Определите суть мотивационных конфликтов, пути их исследование и возможные способы разрешения.

11. Покажите связь потребностей и ценностей

12. Рассмотрите виды интересов

Вопросы для самопроверки:

1. В чем суть двухуровневого характера мотивации: биологические стимулы, социальные факторы?

2. Что означает «сдвиг мотива на цель»?

3. В чем суть закона оптимума мотивации Йеркса-Додсона?.

4. Что понимается под: мотивация достижения, мотивация аффилиации, мотивация власти, просоциальные и антисоциальные мотивы?

9 стр., 4217 слов

Направленность личности: потребности, мотивы и цели

... отечественных психологов. В понимании Б.И. Додонова - это система потребностей. К.К. Платонова считает, что направленность личности это совокупность влечений, желаний, интересов, склонностей, идеалов, мировоззрения, ... в данной ситуации. Объект исследования: направленность личности и ее структура и формы. 1. Направленность личности и мотивация деятельности Несмотря на многообразие подходов ...

5. В чем суть потребности в самоактуализации?

Литература:

Основная:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. М.: ЧеРо; Юрайт, 2000., стр. 114-134. http://www.pedlib.ru/Books/1/0155/index.shtml

2. Ильин, Е. П.Мотивация и мотивы — СПб. : Питер, 2008

3. Немов Р. С. Психология. В 3 книгах. Книга 1. Общие основы психологии. Учебник. — М.: Владос, 2010

Дополнительная:

  1. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. М.: Высшее образование, 2006.- С. 129-173.
  2. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Смысл, 2001.
  3. Маслоу А. Мотивация и личность. С.-Пб., 1999.
  4. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М., 2003.