1.4.2 СЕМ Принципы, формы, методы обучения и воспитания военнослужащих

XI. Учебные материалы:

Учебный вопрос №1 «Сущность процесса обучения и воспитания воинов».

Воспитательная работа – это система мер и мероприятий по воздействию на сознание, мировоззрение, волю и чувства военнослужащих в целях формирования в каждом из них идейно-нравственной личности, готовой сознательно выполнять должностные обязанности, развития в подчиненных воинских (трудовых) коллективах общей (коллективной) заинтересованности в повышении уровня и качества решения задач, возложенных на Вооруженные Силы.

Воспитательная работа носит системный характер. Данная система включает в себя ряд базовых элементов:

Содержательный элемент представляет собой определение целей, задач, направлений и путей воспитания, которые реализуются в конкретных его формах в соответствии с закономерностями и принципами воспитательной работы.

Организационный элемент включает в себя планирование воспитательной работы, руководство и управление воспитательным процессом, обеспечение действенной обратной связи, обучение должностных лиц методике воспитательной работы, обмен опытом ее организации, ее анализ и корректировку.

Обеспечивающий элемент предполагает научно-методическое, информационное, материально-техническое и культурно-досуговое обеспечение воспитательной работы.

Оценивающий элемент составляют критерии и показатели эффективности воспитательной работы.

Воспитательная работа в Вооруженных Силах строится на следующих принципах:

конкретная социально-ценностная направленность и целеустремленность;

соответствие содержания характеру решаемых задач обеспечения военной безопасности;

единство обучения и воспитания военнослужащих;

воспитание в процессе обучения и повседневной жизни;

воспитание в коллективе и через коллектив;

опора на положительное в личности и коллективе;

полнота охвата воспитанием;

активность, системность, конкретность, сочетание комплексного и индивидуального подходов;

единство, согласованность и преемственность;

оптимизация воспитательного процесса.

Командиры несут персональную ответственность за состояние воспитательной работы.

Штабы совместно с органами идеологической работы обеспечивают единство планирования и организации боевой подготовки, воспитательной работы, участие командиров и начальников родов войск и служб в воспитании подчиненных.

Органы идеологической работы осуществляют непосредственную организацию воспитательной работы.

6 стр., 2535 слов

Контрольная работа. Педагогические условия развития, обучения, ...

... воспитательного процесса. Признавая личность воспитанника субъектом воспитания, гуманистическая педагогика утверждает тем самым приоритет субъект-субъектных отношений в его структуре. 3. Ведущая роль воспитания в обучении и развитии ребенка. Воспитание ... региональным и ближайшим окружением человека. Социально-психологические задачи связаны со становлением самосознания личности, ее самоопределением, ...

Руководство воспитательной работой осуществляется на основании следующих принципов:

научность;

правовая доминантность руководителя в воспитательной деятельности;

активность и адекватность управленческих решений стоящим задачам;

сочетание групповых и индивидуальных форм воспитательного воздействия;

позитивно-мотивационная направленность воспитания;

сочетание убеждения, принуждения, личного примера, упражнения, поощрения, уважения к подчиненным и требовательности к ним;

учет специфики воинских частей и уровня психических и физических нагрузок на личный состав в ходе боевой учебы.

Мероприятия воспитательной работы включаются в соответствующий раздел плана идеологической работы, разрабатываемого органами идеологической работы (в ротах (батареях) – в расписания занятий), а также в планы работы советов офицерских собраний, женских советов, первичных организаций «БРСМ».

Воспитательная работа в воинской части (подразделении) проводится в рабочие дни (три раза в неделю) в вечернее время, предусмотренное распорядком дня для этих целей, а так же в предвыходные, выходные, предпраздничные и праздничные дни.

Эффективность воспитательной работы, а также ее уровень влияния на морально-психологическое состояние личного состава оценивается при анализе эффективности идеологической работы.

Объектами воспитательной работы являются военнослужащие и гражданский персонал, члены их семей, воинские и трудовые коллективы, допризывная молодежь, население и общественность в регионе дислокации воинских формирований.

Субъектами воспитательной работы в Вооруженных Силах выступают: командиры и начальники всех степеней; штабы; органы идеологической работы; воинские и трудовые коллективы; семьи и близкие родственники военнослужащих и лиц гражданского персонала; средства массовой информации; общественные и религиозные объединения; общество и органы государственной власти.

Целью воспитательной работы является формирование у военнослужащих качеств законопослушного гражданина и патриота, военного профессионала, защитника Отечества, личной ответственности за выполнение поставленных задач.

Данная цель включает в себя следующие элементы:

1. Определение целей воспитания, предписанных государством, Министром обороны (воспитание гражданина и патриота, военного профессионала, конкретного военного специалиста).

2. Постановку дифференцированных целей воспитания различных категорий.

3. Учет и корректировку личностных целей военнослужащих.

Основными задачами воспитательной работы являются:

формирование любви к Беларуси и веры в ее будущее, готовности защищать страну;

воспитание способности ненавидеть врага, посягающего на свободу, независимость Отечества, уверенности в крахе его намерений и замыслов;

формирование и развитие у воинов профессионального самосознания, чувства долга и ответственности за его выполнение;

закрепление и развитие мотивов безусловного выполнения Конституции Республики Беларусь, законов и воинских уставов, дисциплинированного поведения, уважения к командирам, беспрекословного подчинения им;

24 стр., 11693 слов

Работа заместителя командира роты по воспитательной работе по ...

... стоит вопрос о роли заместителя командира роты по воспитательной работе в подготовке военнослужащих к боевым действиям. Для эффективного формирования готовности подчиненных к ведению боевых действий в ... по технической и специальной подготовке офицер имеет возможность для патриотического воспитания воинов, воспитания у них интереса к своей специальности, точности, аккуратности и организованности ...

развитие правового сознания и социально-правовой культуры военнослужащих, содействие поддержанию законности и правопорядка в воинских коллективах, а также в районах дислокации войск.

Воспитательная работа в Вооруженных Силах проводится по следующим направлениям:

гражданско-патриотическое;

государственно-правовое;

воинское;

духовно-нравственное;

семейно-бытовое.

Государственно-правовое воспитание – это процесс, направленный на формирование у военнослужащих и лиц гражданского персонала, членов их семей ценностных ориентаций, мотивов и установок, побуждающих в любой жизненной ситуации действовать в соответствии с нормами, определяющими права и обязанности граждан и регламентирующими воинскую деятельность, а также в соответствии с принятыми в обществе нормами поведения.

Цель государственно-правового воспитания – формирование у военнослужащих и лиц гражданского персонала, членов их семей личной ответственности за обеспечение безопасности Республики Беларусь, ясного понимания правовых основ государства и военной службы и стремления к их неукоснительному соблюдению.

Основные задачи государственно-правового воспитания:

формирование у военнослужащих и лиц гражданского персонала, членов их семей понимания предназначения Вооруженных Сил, своего места и роли в обеспечении безопасности Республики Беларусь;

разъяснение нормативных правовых актов Республики Беларусь;

обучение должностных лиц правовым основам служебной деятельности;

формирование социальной и моральной ответственности, высокой правовой культуры и дисциплинированности военнослужащих и лиц гражданского персонала.

Основными направлениями государственно-правового воспитания являются:

повышение теоретической и методической подготовки военнослужащих по правовым вопросам;

организация участия личного состава в правовоспитательном процессе;

обобщение и распространение передового правового опыта;

контроль за соблюдением законности и правопорядка, воинской дисциплины.

К основным специфическим формам государственно-правового воспитания относятся:

занятия в системе профессионально-должностной и идеологической подготовки;

правовое и оперативное информирование;

лекции, беседы, доклады и пр., с целью разъяснения правовых основ государства и военной службы;

показ кино-, видео продукции;

проведение мероприятий с участием работников прокуратуры и судов;

работа с письмами, жалобами и заявлениями граждан;

прием посетителей;

консультирование военнослужащих и лиц гражданского персонала, членов их семей по социально-правовым вопросам.

Воинское воспитание – это процесс формирования у военнослужащих высоких моральных, психологических и боевых качеств, необходимых для успешной военно-боевой деятельности.

15 стр., 7384 слов

Особенности работы школы по формированию гражданской идентичности ...

... в рамках образовательного учреждения. В настоящее время первостепенное значение имеет формирование гражданской позиции, воспитание толерантности. Ведь любой человек живет в социуме, является частью своего ... истории своей семьи, рода с историей Отечества, формирование чувства гордости за свой род, семью, город (село). 3. Политико-правовое воспитание направлено на формирование представлений учащихся ...

Целью воинского воспитания является – формирование у военнослужащих в процессе воинской деятельности морально-боевых качеств, необходимых для выполнения воинского долга;

Задачи воинского воспитания:

формирование понимания предназначения Вооруженных Сил, личной ответственности каждого за защиту Отечества;

воспитание у военнослужащих бережного отношения и соблюдения боевых традиций;

формирование у личного состава верности Военной присяге и строгого исполнения воинских уставов, дисциплинированности;

воспитание воинов в духе высокой бдительности и боевой готовности;

развитие стремления к овладению воинской специальностью;

воспитание бережного отношения к боевой технике и оружию, военному имуществу;

формирование боевой активности и героизма;

воинское воспитание коллектива;

обеспечение примерности командиров (начальников);

формирование психологической готовности к выполнению боевых задач и психологической устойчивости.

Содержание воинского воспитания определяется Конституцией Республики Беларусь, Военной присягой и воинскими уставами.

Основными направлениями воинского воспитания являются:

изучение военнослужащими требований Военной присяги и воинских уставов;

воспитание бдительности и стремления поддерживать высокую боевую готовность;

развитие у военнослужащих высокой ответственности за защиту Отечества, внутренней готовности и способности выполнить свой воинский долг;

развитие у военнослужащих сознательного отношения к овладению боевой техникой и оружием;

формирование и развитие у военнослужащих стойкости, отваги, мужества, презрения к смерти, способности преодолевать любые трудности для достижения победы, инициативности, самостоятельности, творчества при выполнении учебно-боевых задач;

формирование у личного состава дисциплинированности.

К основным формам воинского воспитания относятся:

занятия в системе профессионально-должностной подготовки;

моделирование условий и обстановки современного боя в учебном процессе;

воспитание на боевых традициях Вооруженных Сил и воинских ритуалах;

публикация материалов об успехах и положительных поступках военнослужащих в стенной печати, сообщение о них через радиоузел части;

вручение переходящих призов и вымпелов; 

организация выступлений лучших военнослужащих перед сослуживцами с обменом опыта службы;

поздравления военнослужащих с днем рождения и другими важными для них событиями на собраниях или перед строем;

чествование лучших военнослужащих;

фотографирование лучших воинов при развернутом Боевом Знамени, с ветеранами части, Вооруженных Сил;

посещение мемориалов, исторических мест, музеев Боевой славы.

Духовно-нравственное воспитание – это процесс формирования у военнослужащих и гражданского персонала, членов их семей моральных качеств, норм и принципов поведения на основе нравственных ценностей, выработанных человечеством и белорусским народом.

Цель духовно-нравственного воспитания – формирование у военнослужащих и гражданского персонала, членов их семей нравственных ценностей, выработанных человечеством и белорусским народом, приобщение их к мировой и национальной культуре, а также побуждение к физическому совершенствованию как средству укрепления здоровья, развитие необходимых морально-психологических качеств, сплочение коллективов.

18 стр., 8845 слов

Влияние семьи на формирование личности ребенка 3

... заключения, списка литературы и приложений. 1. Влияние семьи на формирование личности ребенка 1.1 Определение и функции семьи семья ребенок личность воспитание Одним из самых значимых факторов развития характера ... через отношения с близкими взрослыми, является его семья. Семья - специфический социальный институт, в котором переплетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждого из них в ...

Основными задачами духовно-нравственного воспитания являются:

воспитание у военнослужащих и гражданского персонала, членов их семей высокой духовности и нравственных качеств, чувства гордости за свое Отечество и Вооруженные Силы;

содействие формированию у военнослужащих и гражданского персонала морально-психологической и военно-профессиональной готовности к успешному решению задач военной службы и выполнению требований дисциплины;

приобщение военнослужащих и гражданского персонала, членов их семей, к ценностям отечественной и мировой культуры, художественному самодеятельному творчеству;

организация культурного досуга и культуры взаимоотношений в коллективах;

превращение моральных принципов и норм в твердые убеждения, нравственные привычки;

формирование непримиримости к чуждой нам идеологии и морали.

Основные направления духовно-нравственного воспитания:

доведение до сознания военнослужащих и гражданского персонала, членов их семей требований морали, норм и правил поведе­ния, обусловленных спецификой военно-профессиональной деятельности;

привитие военнослужащим и гражданскому персоналу, членам их семей навыков и умений поведения, соответствую­щих требованиям и принципам морали, превращение их в устойчивые привычки;

проведение системы общественно-педагогических ме­роприятий, направленных на разностороннее развитие;

приобщение военнослужащих и лиц гражданского персонала, членов их семей и гражданского персонала к системе культурных ценностей, истории и традициям Отечества, Вооружённых Сил, формирование потребности в их изучении и приумножении;

развитие потребности в здоровом образе жизни.

Основными специфическими формами духовно-нравственного воспитания являются:

лекции, беседы, доклады, лектории, тематические вечера, устные журналы, диспуты, «круглые столы», показ кино- и видеофильмов, вечера — чествования лучших военнослужащих, выпуск радиопрограмм, радиопередач, видеофильмов, фото- и слайдогазет;

встречи с писателями, поэтами, композиторами, художниками, деятелями театра и кино, экскурсии в культурно-художественные центры, посещение концертов, творческих вечеров, фото- и художественных выставок, культурное обеспечение праздничных мероприятий в воинской части;

работа кружковой (курсовой) сети, развитие художественного творчества воинов, работа самодеятельных исполнителей и творческих коллективов, творческие конкурсы, фестивали;

концерты, вечера отдыха, дискотеки, а также мероприятия по художественно-эстетическому оформлению территории военного городка.

Семейно-бытовое воспитание – формирование культуры быта, идеалов и ценностей семейно-брачных отношений, регулирующих взаимоотношения между супругами, родителями и детьми.

Целью семейно-бытового воспитания является формирование у военнослужащих и лиц гражданского персонала, членов их семей качеств заботливого и законопослушного семьянина, оптимизирующих взаимоотношения в семье, обеспечивающих успешное осуществление семьей ее функций и способствующих достижению военнослужащими высоких показателей в служебной деятельности.

26 стр., 12993 слов

Работа офицера подразделения по профилактике и борьбе с пьянством ...

... деятельности. Данная работа подготовлена с учетом замечаний и методических рекомендаций Главного управления воспитательной работы Вооружённых Сил Российской Федерации по организации профилактики пьянства и алкоголизма военнослужащих. ... исследования: пьянство и алкоголизм как форма аддиктивного поведения военнослужащих. Предмет исследования: работа офицера подразделения по профилактике и борьбе с ...

Основными задачами семейно-бытового воспитания являются:

воспитание у военнослужащих и гражданского персонала, членов их семей высокой духовности и нравственных качеств, обеспечивающих укрепление семьи, поддержание здоровых внутрисемейных отношений;

развитие у военнослужащих и гражданского персонала готовности к семейной жизни и высокой ответственности за создание и укрепление семьи;

оказание военнослужащим и гражданскому персоналу, членам их семей психолого-педагогической, правовой и хозяйственно-бытовой поддержки;

содействие организации рационального и благотворного для членов семей проведения свободного времени;

формирование непримиримости к чуждой нам идеологии и морали.

Семейно-бытовое воспитание военнослужащих и членов их семей проводится по следующим направлениям: организационно-диагностическому; психолого-педагогическому; духовно-нравственному.

Организационно-диагностическое направление включает в себя:

изучение социальных настроений военнослужащих и членов их семей;

оказание помощи в становлении молодых семей;

организацию деятельности общественных институтов воинской части;

формирование позитивного отношения членов семей военнослужащих к воинской службе.

Психолого-педагогическое направление предусматривает проведение мероприятий, способствующих психологическому образованию членов семей военнослужащих, оказание помощи в обучении основам педагогики.

Духовно-нравственное направление предусматривает организацию семейного досуга и отдыха, других мероприятий направленных на укрепление семейных отношений, формирование бережного и уважительного отношения членов семьи друг к другу. Для чего офицерскими собраниями, женскими советами, первичными организациями «БРСМ» создаются клубы выходного дня, организуются спортивные праздники, проводятся экскурсии, кино и видеолектории и др. мероприятия.

Для повышения эффективности семейно-бытового воспитания организуется тесное взаимодействие с соответствующими структурами местных органов власти, общественными организациями.

К средствам воспитательной работы относятся: различные виды воинской деятельности; информационные средства; технические средства; учреждения культуры; средства визуальной информации и стенной печати; морально и материальное стимулирование; педагогическая среда и ее предметы и др.

Непосредственно воспитательное воздействие осуществляется различными формами воспитательной работы. Основными из них в воинской части, подразделении сегодня являются: лекции, беседы, собрания и совещания, вечера вопросов и ответов, пропаганда передового опыта, устные журналы, тематические вечера, утренники, диспуты, викторины, круглые столы, читательские конференции, концерты, встречи с заслуженными людьми, торжественные собрания, экскурсии и походы по историческим местам и местам боевой славы, проведение дней открытых дверей, работа клубов по интересам, кружков художественной самодеятельности др.

19 стр., 9159 слов

Шипилов А.И. Психология разрешения конфликтов между военнослужащими

... процедур разрешения межличностных противоречий, возникающих во взаимоотношениях военнослужащих. 4. Субординационный тип отношений военнослужащих, продиктованный укладом воинской службы. Исследования военных психологов ... Значительное место в работе уделено деятельности офицера-руководителя по урегулированию конфликтов между военнослужащими. Учебное пособие предназначено для курсантов и слушателей ...

Помощник Министра обороны по идеологической работе в Вооруженных Силах – начальник главного управления идеологической работы Министерства обороны генерал-майор А.Н.Гура требует в 2009 году основные усилия в воспитательной работе сосредоточить на «формировании в каждом военнослужащем идейно-нравственной личности, готовой сознательно выполнять служебные обязанности, и развитии в подчиненных воинских коллективах коллективной заинтересованности в повышении уровня и качества решения задач, возложенных на Вооруженные Силы и соответствующие воинские формирования».

Вывод: Таким образом, воспитательная работа в Вооруженных Силах Республики Беларусь является важнейшим направлением деятельности органов военного управления, командиров (начальников) по совершенствованию боевой готовности и боеспособности Вооруженных Сил, обеспечению надежной безопасности Республики Беларусь.

Учебный вопрос №2 «Принципы, методы и формы обучения и воспитания военнослужащих и условия их реализации в деятельности командиров подразделений».

Система воспитания личного состава включает в себя две стороны: содержание и средства его реализации, т. е. формы и методы, посредством которых содержании доносится до сознания военнослужащих.

При организации воспитательной работы важно учитывать, что этот процесс предполагает:

  1. Анализ морально-психологического состояния различных категорий военнослужащих: офицеров, прапорщиков, сержантов, солдат (в том числе проходящих службу но контракту и военнослужащих-женщин) посредством изучения документов, бесед, наблюдений, опросов, социологических исследований, анализа поступков и поведения .
  2. Планирование работы на основе использования всех возможностей воспитания.
  3. Выбор оптимальных методов, форм и средств воспитательного воздействия.
  4. Целенаправленную, согласованную и скоординированную практическую работу командиров, штабов и воспитательных структур.
  5. Своевременную корректировку содержания воспитательной работы исходя из особенностей выполняемых личным составом задач и изменившихся условий.
  6. Анализ и обобщение результатов воспитательной работы и выработка предложений по дальнейшему совершенствованию (устранению недостатков) воспитания личного состава.

Основные формы воспитательной работы:

1. Занятия по боевой и профессионально-должностной подготовке, уставная организация жизнедеятельности войск.

Боевая учеба, уставная организация жизни и деятельности войск (распорядок дня, внутренний порядок, несение караульной и внутренней службы, обслуживание и ремонт техники, выполнение хозяйственных работ, быт, отдых и т.д.) неразрывно связаны с воспитанием. Именно в процессе занятий и несения службы у военнослужащих закрепляются и совершенствуются все морально-боевые качества. Возьмем, к примеру, строевые и тактико-строевые занятия. Здесь у солдат, сержантов формируется чувство коллективизма, привычка к дисциплине, послушанию, вырабатываются четкость, согласованность в действиях, выносливость и многие другие качества. В ходе учений, полевых выходов, стрельб у личного состава вырабатывается сила воли, настойчивость, решительность, смелость, активность, привычка действовать точно, чувство ответственности за порученное дело.

14 стр., 6571 слов

Психологические знания в работе учителя

... знания в работе учителя 2.1 Психологические механизмы воспитания в современных условиях 2.2 Психологические условия формирования свойств личности .2.1 Социально-психологические аспекты воспитания ... дидактики, частных методик, теории воспитания, школоведения. Психологию педагогической деятельности можно определить как отрасль психологического знания, изучающую психологические закономерности труда ...

Однако следует учитывать, что воинская деятельность положительно влияет на воспитание военнослужащих не сама по себе, так как простая трата мускульных сил есть процесс механический.

Воспитательная роль занятий, воинской деятельности зависит от ряда условий. Важнейшим из них является наличие у воинов убежденности в необходимости упорно трудиться, понимания ими целесообразности и общественного значения всего того, чем они занимаются.

2. Индивидуально-воспитательная работа. Под этой работой понимают систему целенаправленных воздействии на военнослужащих с учетом их индивидуальных особенностей и применением наиболее целесообразных средств и методов. Необходимость ее проведения обусловливается тем, что каждый воин представляет собой неповторимую индивидуальность с присущими только ему особенностями, складом характера, привычками, наклонностями, уровнем умственного и физического развития, семейным положением, трудовым стажем и т.д.

  1. индивидуальная работа должна проводиться постоянно, систематически, а не от случая к случаю;
  2. особенно важен индивидуальный подход в первые дни службы, когда идет адаптация;
  3. работа должна проводиться со всеми категориями военнослужащих: отличниками, отстающими, дисциплинированными нарушителями; не следует забывать и «середнячков»;
  4. цель достигается тогда, когда командир близок к людям, поддерживает живую связь с подчиненными, делить с ними все трудности службы, проявляет постоянную требовательность одновременно с заботой о быте, нуждах и запросах людей;
  5. необходимо умело использовать воспитательную силу воинского коллектива;
  6. при организации индивидуальной работы командир подразделения должен исходить из положения дел в подразделении, анализировать работу и учить подчиненных командиров, оказывать им помощь, организовывать обмен опытом, лично проводить эту работу.

3. Одной из главных форм воспитания является идеологическая подготовка, которая проводится в войсках в соответствии с требованиями Министра обороны.

Идеологическая подготовка всех категорий военнослужащих нацелена на формирование готовности к защите Республики Беларусь, верности воинскому долгу, укрепление законности, правопорядка и дисциплины, совершенствование управленческих знаний военных кадров

4. В разработанной системе воспитательной работы в Вооруженных Силах Республики Беларусь наряду с занятиями по боевой, командирской и государственно-правовой подготовке, индивидуально-воспитательной работой широко применяются массовые формы воздействия на сознание людей. Среди них: агитационно-массовые и пропагандистские, культурно-просветительные формы работы.

Метод воспитания — совокупность средств и приемов одновременного педагогического воздействия, оказываемого на психику воина в соответствии с целью воспитания. Это значит, что в том или ином методе объединяются лишь такие приемы и средства, с помощью которых решаются характерные для данного метода задачи.

В воспитательной работе Вооруженных Силах Республики Беларусь определены следующие методы воспитаний:

— убеждение;

— разумное сочетание поощрений и взысканий;

— упражнение;

13 стр., 6245 слов

Аддиктивное поведение военнослужащих в условиях военной службы, ...

... исследования Заключение Список использованной литературы Введение Актуальность представленной работы на тему “ Аддиктивное поведение военнослужащих в условиях военной службы, методы его выявления ” ... особенностям их личности.. Объект исследования: Аддиктивное поведение военнослужащих Предмет исследования: Адаптационный потенциал военнослужащих склонных к аддиктивному поведению в условиях военной ...

— подведение итогов, оценка деятельности воинских коллективов и военнослужащих;

— использование влияния родителей, школы, трудовых и спортивных коллективов по месту призыва военнослужащих.

Рассмотрим поочередно методы воспитания.

1. Метод убеждения — основной метод в воспитании воинов не только вооруженных Сил Республики Беларусь, но и других государств СНГ. Он объединяет в себе приемы и средства, позволяющие формировать у военнослужащих личную убежденность, сознательность. Убеждать — значит добиваться того, чтобы научные идеи, требования Военной присяги и Уставов превращались в глубокие личные убеждения воинов, в практическое руководство к действию.

Условия успешного убеждения: личная убежденность, научная подготовленность воспитателя; правдивость, искренность; связь с жизнью; ясность, доходчивость, наглядность; эмоциональность, страстность; учет особенностей аудитории (воспитуемого); тактичность, целеустремленность, настойчивость и выдержка воспитателя.

Средства убеждения: слово (устное или письменное); личный пример; поступки и опыт других людей, общественное мнение; личный опыт воспитуемых; исторические примеры, документы; цифры, факты; эпизоды из исторической и художественной литературы, кинофильмов; военные реликвии, предметы труда; памятники боевой и трудовой славы

Пути убеждения: сообщение научных знаний; регулярная информация о текущих событиях; разъяснение, доказательство или опровержение; организация практической деятельности с целью накопления практического опыта.

Приемы убеждения: сравнение, сопоставление, аналогия; личный показ; опора на личный опыт воспитуемых; использование опыта других; использование силы общественного мнения; демонстрация опытов; использование документов; ссылка на авторитет; обращение к чувствам воспитуемых, оценка поступков или проступков; побуждение к самооценке поступка (проступка); задание самостоятельно установить истину, разъяснить се другим и т.д.

Формы, в которых осуществляется убеждение: занятия по боевой, государственно — правовой подготовке; информирование; доклады, лекции, научные сообщения; индивидуальные и групповые беседы; диспуты, собеседования; теоретические, научно-практические и читательские конференции; обсуждение кинофильмов, спектаклей, каких-либо событий; собрания, совещания; экскурсии, встречи с ветеранами войны, труда, участниками исторических событий, деятелями культуры, искусства; вечера вопросов и ответов; устные журналы и т.д.

1.4.2 СЕМ Принципы, формы, методы обучения и воспитания военнослужащих — Стр 2

Разумное сочетание поощрений и взысканий другой важный метод воспитания. Он объединяет приемы и средства морального и материального стимулирования положительного поведения военнослужащих. С особенностями его применения вы подробно знакомились при изучении Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Республики Беларусь по курсу общевоенной подготовки.

Упражнение в воспитании — это такая организация службы, учебы и всей жизни воинов, которая позволяет закалить их волю, сформировать положительные привычки, приобрести опыт и создать традиции правильного поведения, связать слово с делом, убеждение с поведением. Упражнение в воспитании осуществляется через постановку и решение определенных жизненно необходимых задач. Чтобы выработать у человека смелость, настойчивость, инициативу, его надо ставить в такие условия, действуя в которых, он вынужден проявлять эти качества.

Систематическая постановка задач и подведение итогов, оценка деятельности воинских коллективов и военнослужащих способствуют формированию у военнослужащих организованности, ответственности за порученное дело, самостоятельности, дисциплинированности, критического отношения к результатам своей деятельности, инициативы и решительности в выполнении функциональных обязанностей.

Действенность убеждения, упражнения, поощрений и взысканий усиливается или ослабляется в зависимости от того, какой пример подают военнослужащему его начальники и товарищи, пример является не только одним из условий формирования определенных качеств личности, но и одним из специфических методов воспитания. Его действие основано на склонности людей к подражанию. Подражание нельзя представлять как слепое, механическое копирование действий и поступков других людей. Подражание у взрослых людей носит осмысленный, избирательный характер. Воины учатся у тех людей, которые, по их мнению, являются авторитетными. «Слово учит, а пример – ведет», — гласит народная мудрость. «Делай как я» — важный метод не только обучения, но и воспитания.

Вывод: Из вышесказанного можно сделать вывод, что воспитательная работа в Вооруженных Силах Республики Беларусь является сложной системой управления функционированием и развитием духовных ресурсов воинского (трудового) коллектива и личности

Учебный вопрос №3 «Проверка и оценка знаний, навыков и умений военнослужащих».

Военнослужащие усваивают знания, чтобы наилучшим образом подготовить себя к выполнению задач по предназначению. Поэтому как для них, так и для командиров важно знать, как они овладели учебным материалом. Это достигается с помощью проверки знаний, умений и навыков. Проверка – важное средство не только предупреждения забывания, но и более прочного усвоения знаний. В ходе проверки командир стремится выяснить не только сам факт усвоения знаний военнослужащими, но и насколько правильно воспринимают они материал, умеют ли осмысливать его, делать соответствующие выводы и применять материал на практике. Командир устанавливает также отношение подчиненного к изучаемому материалу, влияющее на формирование его взглядов, убеждений.

По результатам проверки командиры отчитываются перед вышестоящими начальниками. Таким образом, проверка знаний не может рассматриваться в качестве формального учета успеваемости, она – важное звено целостного процесса усвоения знаний, умений и навыков. В соответствии с теми данными, которые получил командир в ходе проверки, он намечает систему дальнейшей работы по изучению материала. Но эта система будет нацелена не на какого-то абстрактного военнослужащего, командир построит ее с учетом недостатков в знаниях одного, неустойчивости и нетвердости взглядов другого, пробелов в качестве запоминания у третьего. В ходе дальнейшей работы с подчиненными командир стремится устранить эти недостатки и добивается совершенствования знаний.

При правильном подходе к проверке и оценке знаний оценка может стать важным средством управления воспитательной и учебной деятельностью военнослужащих, интенсификации их развития и воспитания.

Важное значение приобретает органическое сочетание проверки теоретических знаний с контролем за ходом самостоятельных, практических занятий военнослужащих, учет приобретенных ими навыков и умений. Весьма актуальна разработка наиболее экономных, объективных методов проверки знаний военнослужащих и их оценки.

Дня правильной постановки проверки уровня знаний солдат большое значение имеет знание некоторых дидактических требований ее проведения.

Внимание и прилежание учитываются, конечно, при проверке знаний, но не как главный их компонент. Учету подлежат прежде всего качество и глубина знаний, навыков и умений. Эти показатели являются определяющими при проверке и оценке знаний. Проверка знаний должна быть всесторонней и проводиться систематически.

Разнообразие видов и методов проверки, недопустимость преимущественного использования одних видов в ущерб другим — следующее важное требование к проверке.

Большое значение имеет соблюдение объективности в подходе к военнослужащим при проверке знаний, а также осуществление единства требований всех командиров к подчиненному.

ВИДЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕРКИ

В белорусской армии используются три вида проверки знаний: текущая, периодическая и итоговая. Основными методами проверки знаний являются: текущие наблюдения, опрос, письменные работы, отработка практических навыков.

По способу организации различают индивидуальную и фронтальную проверку знаний.

Большое распространение при оценке знаний военнослужащих получила текущая проверка знаний. Она дает возможность проконтролировать, как усвоен учебный материал, выявить пробелы в знаниях военнослужащих, наметить пути их ликвидации в ходе дальнейшей работы.

Результаты текущей проверки командир фиксирует в специальном журнале, а затем обобщает при подведении итогов работы за определенный период. Такая постановка работы позволяет командиру исключить всякий элемент случайности в оценке знаний военнослужащих.

ОЦЕНКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Проверенные командиром знания должны быть оценены. В Вооруженных силах РБ принята пятибалльная система оценки: «отлично» («5»), «хорошо» («4»), «посредственно» («3»), «плохо» («2») и «очень плохо» («1»).

14