Лекция (предмет, проблемы)

Тема: Предмет, проблемы и методы исследования в психологии психологического развития.

Предмет возрастной психологии.

Возрастная психология это особая область психических знаний, акцентирующая внимание на психологических особенностях личности людей разного возраста.

Главный принцип — принцип развития психики в деятельности, следовательно возрастную психологию нельзя представить вне развития (генезиса) вне развертывания.

На любой ступени исследований данная область никогда не выступает как нечто неизменное.

Предмет возрастной психологии — изучение и представление в виде научных фактов и соответствующих научных теорий основных особенностей психологического развития людей, причем при их переходе от одного возраста к другому.

В предмет изучения всегда включаются развернутые, научно обоснованные психологические характеристики индивидов из разных возрастных групп.

Возрастная психология отмечает два вида изменений происходящих в человеке:

основательные, качественные и стабильные качественные характеристики (изменения), которые происходят в двух сферах — как в психике, так и в поведении. Например, детей при их переходе из одной возрастной группы в другую.

Они, эти изменения:

1.Охватывают значительные периоды жизни (от нескольких месяцев [для младенцев], о нескольких лет [для индивидов старшего возраста]).

2. Зависят от постоянно действующих факторов:

— биологическое созревание;

— психофизиологического состояния организма;

— место ребенка в системе человеческих социальных отношений;

— достигнутый уровень интеллектуального и мысленного развития.

Медленные, количественные и качественные преобразования всегда связаны с эволюционным возрастными изменениями, как в психологии так и в поведении индивида.

Революционные изменения , более глубокие, происходят быстро и за сравнительно короткий срок. Они приурочены и совпадают со всеми кризисами возрастного развития, которые возникают всегда на рубеже двух определенных возрастов, между относительно спокойно протекающими периодами других — эволюционных изменений психики и поведения.

3 стр., 1494 слов

Развитие предмета психологии: история и современные тенденции

Развитие предмета психологии: история и современные тенденции Предмет исследования включает: объект, исследовательская задача, система методов, средств и последовательность ... ограничения исследования). В истории психологии происходили изменения представлений о предмете психологии: А) Душа как предмет науки 1.Античная психология. Представления о предмете психологии развивались в рамках философских ...

Наличие кризисов возрастного развития и соответствующих им революционных преобразований психики и поведения — это и есть основание для разделения детства на периоды возрастного развития (на возраста).

Третий вид изменений — особый — он называется ситуационные изменения — это такой особый признак развития, который связан с влиянием конкретной сложившейся ситуации (в семье, в коллективе и обществе вообще).

Ситуационные изменения включают то, что происходит в психике и поведении ребенка под влиянием организованного и стихийного обучения и воспитания.

Вывод: Первые два вида, то есть возрастные эволюционные и революционные изменения психики и поведения очень устойчивы, необратимы и не требуют систематического подкрепления так как однажды сформировавшись остаются навсегда. Их функция — преобразование психологии человека как личности в сторону прогресса. Ситуационные — наоборот, очень неустойчивые, обратимы и предполагается, что их закрепление обязательно происходит в последующих упражнениях с помощью тренировки. Их особенность — они оставляют личность без видимых перемен и затрачивают лишь формы поведения — знания, умения, навыки. Все три описанных вида изменений являются первой составляющей предмета возрастной психологии.

Вторая составляющая предмета возрастной психологии.

В блок изучения входят следующие проблемы:

— специфические сочетание психологии и поведения обозначенные понятием возраст;

— в каждом возрасте человек имеет уникальное, характерное только для него сочетание психических и поведенческих особенностей, которое за приделами этого возраста уже никогда больше не повторяется;

10 стр., 4869 слов

Психология поведения человека в сфере экономики

... работа Психология поведения человека в сфере экономики Оглавление ВВЕДЕНИЕ 1. Личность в экономике 2. Основы поведения человека в сфере ... системы, которая является экономическим и психологическим взаимодействием людей. Развитие исторических процессов показало, что рынок помогает балансировать ... обстоятельства. Роль сознательной обусловленности движения малыша в возрасте 1-2 лет также еще мала. Его ...

— понятие возраст в психологии ассоциируется исключительно с особенностями психологии и психики, а также поведения, но не в коем случае не с количество прожитых лет. Так существует два вида: паспортный и интеллектуальный. Например, ребенок может выглядеть не по годам взрослым и развитым, причем в своих суждениях и поступках (вундеркинд) и наоборот подросток или даже юноша могут проявлять себя как дети, то есть вести себя инфантильно;

— возрастные особенности имеют даже познавательные процессы человека так как общий план развития психики непосредственно влияет на восприятие, память, мышление и речь;

— любые характеристики возраста проявляются прежде всего в особенностях личности, а именно в интересах, суждениях, взглядах, мотивах поведения;

— понятие возраст, которое психологически верно определено для данного периода времени — это основа для установления всех возрастных норм в интеллектуальном и личностном развитии;

— понятие возраст широко используется в тестах вместе со своими критериями в качестве точки отсчета, для установления планки (уровня) психологического развития ребенка в целом.

Третья (главная) составляющая предмета — движущие силы, условия и законы психологического и поведенческого развития человека.

Движущие силы — это те факторы, которые определяют собой поступательное развитие ребенка, являются его причинами, содержат в себе энергетические побудительные источники развития и всегда направляют его (развитие) в нужное русло.

Условия психологического развития определяют собой внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые не являются движущими силами, но сильно влияют на развитие сами, постепенно направляя его ход, что существенно формирует динамику и главное определяет конечный результат.

Законы определяют общие и частные закономерности с помощью которых описывается психологическое развитие человека. Опираясь на эти законы, развитием можно управлять.

Проблемы и категориальный аппарат психологии возрастного развития.

2 стр., 520 слов

Развитие ребенка 2−3 лет

... изменения в погоде и называет их; активно включается в уборку квартиры, ухаживание за животными и растениями. Речевое развитие ребенка ... 2 - 3 лет Ребенок сопровождает отдельными звуками совершаемые им, ... Социально-нравственное и личностное развитие ребенка 2 - 3 лет Ребенок активно взаимодействует со взрослыми и детьми; эмоционально реагирует на ...

Проблема органической (наследственной) и средовой обусловленности психологического и поведенческого развития человека.

Это вопрос о том, что более определяет поведение и психологическое поведение детей: а) созревание и анатомо-физиологическое состояние органов с учетом наследственности, генетики или же наоборот; б) влияние внешней среды.

Проблема относительного влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на уровне развития детей.

Стихийное обучение, воспитание. Осуществляется без сознательно поставленных целей, без определенного содержания и продуманных методов, под влиянием пребывания человека в обществе среди людей и случайно складывающихся отношений с ними, оно не преследует образовательные цели и носит спонтанный характер [Личный пример, события, ситуации].

Организованное обучение и воспитание. Это целенаправленно осуществляемый специальной, частной и государственной системами образования, процесс. За него ответственны два социальных института: Семья и школа (учебные заведения, ВУЗы).

Конкретная разновидность этой проблемы, это относительного влияния и взаимосвязи семьи и школы, школы и общества в целом на развитие детей.

Проблема соотношения задатков, способностей и талантов.

Решаются вопросы: Что такое задатки? Как от них зависит развитие способностей? Входят ли в задатки только генотипически обусловленные особенности организма или надо включать еще сюда некоторые приобретенные психологические и поведенческие свойства? От чего в большей степени зависит развитие имеющихся задатков? Можно ли сформировать высокоразвитые способности у ребенка к определенному виду деятельности [музыкальные] если он с рождения не имел выраженных задатков [абсолютного слуха]?

Проблема сравнительного влияния на развитие трех видов изменений: эволюционных, революционных и ситуационных, которые протекают в психике и поведении человека.

Недостатки: эмоциональные изменения слишком медленны, растянуты во времени; революционные изменения слишком кратковременны и встречаются в жизни человека не так уж часто; ситуационные изменения очень не глубоки и поверхностны.

2 стр., 909 слов

Принцип развития в психологии 2

Г. С. Костюк Принцип развития в психологии Личность развивается в связи с возникающими в ее жиз­ ... действия. Они выявля­ются и разрешаются в сюжетной игре ребенка и других видах его деятельности1. В связи с возникновением ... д.) и в реализации этих стремлений находит новые источники своего развития. Развитие личности характеризуется борьбой множества противоположно направленных тенденций. Так, в ...

Достоинства: эмоциональные изменения необратимы, стабильны; революционные изменения очень глубоки; ситуационные изменения непрерывны, их поток постоянен.

Суть проблемы — решается вопрос, что же более всего влияет на развитие: медленные, но не обратимые эволюционные изменения; быстрые и глубокие, но редкие революционные или непрерывно действующие, но очень изменчивые ситуационные?

Проблема выяснения соотношения интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии ребенка.

Решаются вопросы: что в большей степени определяет данное соотношение — конкретные возрастные изменения в личности или интеллектуальный рост? Может ли сам по себе рост уровня интеллекта вести к изменению личности? Способны ли личностные изменения влиять на интеллектуальное развитие? Как обе эти линии, стороны развития (интеллектуальная и личностная) определяют его в целом?

Методы исследования в возрастной психологии

Комплекс методов исследования которыми пользуются исследуя процесс возрастного развития ребенка состоит из трех блоков и соответствующих им методик. Одна треть методов заимствована из общей психологии; Вторая треть методов — из дифференциальной психологии (сравнительной); Третья треть методов — из социальной психологии.

Первая треть методов — это методы, которые используются для изучения когнитивных (познавательных) процессов с одной стороны и личности ребенка с другой, они обязательно адаптированы к данному возрасту ребенка и направлены на изучение важнейших психических функций: восприятие, внимание, память, мышление, речь и воображение.

С помощью этих методов решаются задачи: извлекается исчерпывающая информация о возрастных особенностях в познавательных процессах детей, а также информация о преобразованиях этих процессов, происходящих при переходе ребенка из одного возраста в другой.

Вторая треть методов — это методы, которые используются для изучения индивидуальных и возрастных различий детей. Особое место занимает метод «Близнецов» — при помощи которого исследуются сходства и различия между гомозиготными и гетерозиготными близнецами и делаются выводы, которые позволяют приблизится к решению проблемы номер один (об органической, то есть гипотонической и средовой обусловленности психики и поведения ребенка).

3 стр., 1090 слов

ВОПРОС ╣ 19 Особенности психического развития детей младшего школьного возраста

... ответственности, чувство доверия к людям и способность ребенка к сопереживанию. В младшем школьном возрасте все большее значение для развития ребенка приобретает его общение со ... способы выполнения. Восприятие. Происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному наблюдению за объектом. Для дошкольников характерно анализирующее восприятие, к концу младшего ...

Третья треть методов — это методы посредством которых исследуются все межличностные отношения в различных детских группах, а также взаимоотношения между детьми и взрослыми людьми в обществе. Они обязательно адаптированы к возрасту детей. Это адаптированные наблюдения, опрос, интервью, социометрические методы и социально психологический эксперимент.

Особенности применения методов исследования в возрастной психологии

Наблюдение — один из главных методов в возрастной психологии так как обычно используется в психолого-педагогическом исследовании (в учебно-воспитательной работе с детьми) имеет множество вариантов (до 6).

Обычно в совокупности они позволяют получить достаточно разнообразную и очень достоверную информацию.

Наблюдение педагогу-психологу необходимо вести целенаправленно, по определенному плану и программе, разработанными заранее. Прежде чем начать наблюдать необходимо установить цель наблюдения (ради чего оно осуществляется); выбрать объект (один человек или группа); сделать предварительный прогноз какие результаты оно должно дать. Для того, чтобы получить эти результаты, необходимые для обобщения, наблюдение должно вестись регулярно и систематично (дети растут, меняется их психика и поведение и если например, пропустить без наблюдения один месяц в младенчестве, а 2−3 месяца в раннем детстве, то получится очень ощутимый пробел в истории индивидуального развития ребенка.

Интервалы с которыми должно проводиться наблюдение за детьми, находится в прямой зависимости от их возраста.

1.В период от рождения до 2−3 месяцев (новорожденность) наблюдения необходимо проводить ежедневно с фиксацией данных.

3 стр., 1040 слов

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

... , поскольку посягают на внутренний мир человека, не имея на то его разрешения.   Специфическую трудность для наблюдения в психологии представляют такие особенности явлений ... специфических характеристик наблюдения в психологии связана с особенностями личности наблюдателя. Существенное влияние на процесс восприятия оказывают смысловые, целевые и операциональные установки человека-наблюдателя ...

2.2−3м. до 1 года (младенчество) — один раз в неделю.

3.1г.-3 лет (раннее детство) — один раз в месяц.

4.3г.-6,7 лет — раз в полгода, с участием психолога.

5.6,7−11,12 лет (младший школьный) раз в год, с участием психолога.

Чем более ранний возраст мы берем у ребенка для наблюдения, тем меньше должен быть интервал времени между очередными наблюдениями, т.к. чем моложе ребенок, тем более интенсивно происходит его психическое развитие.

Текущие наблюдения должны быть научными и сопровождаться ведением систематических записей, анализом и обобщением результатов наблюдения.

С одной стороны вести за детьми наблюдение проще, чем за взрослыми, т.к. ребенок под наблюдением обычно более естественен, спонтанен в проявлении своего поведения. Результаты наиболее адекватны, потому, что он не играет никаких социальных ролей, которые свойственны взрослым.

С другой стороны, дети (дошкольники) обладают повышенной отвлеченностью, переключению, вниманием их внимание всегда недостаточно устойчиво для того, чтобы какой-то процесс, или выполняемое дело, были доведены до конца.

Поэтому в исследовательской работе с детьми рекомендуется применять скрытое наблюдение — оно рассчитано на то, чтобы ребенок во время наблюдения не видел наблюдателя.

Значительные трудности могут быть тогда, когда в работе с детьми применятся метод опроса .

Опрос — он имеет две формы: устную и письменную, но при проведении любой из них эти трудности могут быть связаны с тем, что ребенок почти всегда не понимает до конца правильного адресованные ему вопросы, дело в том, что система понятий и формы мышления, которые используют дети вплоть до подросткового возраста существенно отличаются от той системы, которую используют взрослые.

Тема: Теория детского развития.

Основные проблемы физического и психологического развития ребенка.

Основной проблемой возрастной психологии на протяжении ряда лет остается проблема генотипической и средовой обусловленности развития психики, а также поведения.

В науке она связана с выяснением того, как соотносятся данные человеку от рождения особенности организма и генетически обусловленные законы его созревания с другим блоком возможностей — возможность непосредственного развития, воспитания, обучения, приобретенные знаний умений и навыков, с развитием интеллектуальных способностей, с формированием личностных качеств ребенка.

Выяснить решение этой проблемы на научном и практическом уровне всегда можно решить вопрос о том, чему и как, и насколько можно учить и научить человека.

Все современные ученые признают, что психика и поведение человека во многих проявлениях имеют врожденный характер, но именно в том виде в каком они уже представлены уже у развитого или у развивающегося человека и сама психика, и внешнее поведение уже большей частью является продуктом обучения и воспитания.

Внутренний мир носит врожденный характер, но органически переходит в другой процесс — развитие развитая психика уже является продуктом обучения и воспитания.

Развитие представляет собой переход растущего организма на более высокую ступень, причем в каждом конкретном случае он может зависеть как от созревания (рост и масса), так и от непосредственного развития и научения .

Первая точка зрения в психологии на эту проблему (доминирование наследственности)

Созревание психики и поведения человека есть результат эволюционного преобразования генетически заложенных в организм с рождения возможностей существующих вначале в виде задатков.

Доказательство: В процессе онтогенеза (индивидуальное развитие) психических и поведенческих качеств нет ничего, что хотя бы в зародыше не содержалось бы в онтогенезе, т. е. все то, что появляется далее в процессе развития всегда изначально имеется в виде задатков. А они преобразовываясь, развиваясь и развертываясь затем превращаются в способности, причем по законам биологического созревания организма — эта концепция называется эволюционная теория развития. Здесь значение термина эволюция — исключительно развертывание чего-либо.

Вторая точка зрения революционная теория развития, оппонируя первой, противоположна ей, т.к. полностью отвергает значение и роль генетических наследственных факторов в развитии: «у любого человека, независимо от его природных, анатомо-физиологических особенностей можно сформировать любые психологические и поведенческие свойства, причем доведя их развитие до любого уровня с помощью процессов обучения и воспитания».

Обе эти точки зрения считаются в возрастной психологии крайностями.

Третья точка зрения вероятностная или стохастическая .

Конечный результат любого развития достигаемый на каждой его ступеньке изначально в генотипе никогда не заложен, но и полностью произвольным, совершенно не зависящем от генотипа этот результат тоже не может быть.

Психологам важно помнить, что данный результат зависит и от влияния генотипа и от влияния среды.

Это объясняется тем, что изменения, которые происходят на каждой ступени развития связаны с генотипом и со средой, но кроме этого сами по себе они определяются случайными стеченьями обстоятельств, т. е. вероятностью в жизни индивида.

То, что достигнуто на каком-то одном уровне, то, что ребенок приобретает на каждой ступеньке развития всегда на 80% зависит от того уровня, которого организм достиг на предыдущей стадии, на предшествующей ступеньке.

Четвертая точка зрения функциональная .

«Формирование и преобразование той или иной психической функции определяется тем, как часто она используется в жизни организма им самим».

В этой теории в качестве основного принципа выступает положение «О определяющей роли образа жизни человека, в развитии психики и для него (развития)».

Сензитивные периоды в развитии

Для большинства психологических свойств и психических функций и поведенческих особенностей существуют свои особые сензитивные периоды развития.

Понятие о сензитивности хорошо представлено в системе рассказывающей о том, какие качества и свойства человека лучше всего формируются у детей и в каком возрасте это формирование наиболее благоприятно.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector