1. Цель, задачи и особенности обучения ия в вузе

Особенности:овладеть ИЯ в спонтанной речи, усвоить новые понятийные категории и связи, ИЯ как специальность переводчик/педагог, практическое владение языком и умениями, быстрое переключение с одного языка на другой, знание о языке как о многоструктурной системе, привитие практических умений и навыков.

Задачи:научное обоснование целей, содержания, методов обучения в ИЯ, разработка эффективных средств, приемов, форм и способов обучения ИЯ, обоснование и практическая реализация модели обучения ИЯ в языковом вузе, основные закономерности обучения ИЯ, которые составляют основу профессионального мастерства учителя.

Цель обучения ИЯ в языковом вузе— развитие у студентов основных черт вторичной языковой личности, которые делают их способными к адекватному социальному взаимодействию в ситуациях межкультурного общения.

Прагматический аспект цели обучения ИЯ: формирование у студентов ЗУН, владение которыми позволяет им приобщиться к этнокультурным ценностям страны изучаемого языка и практически пользоваться ИЯ в ситуациях межкультурного взаимопонимания и познания.

Когнитивный аспект: знания, мышление, понимание; сочетание теории и практической подготовки, развитие способности гибкого использования различных форм информации, формирование широкого представления о национальных культурах, о роли родного языка.

Педагогический аспект:необходимые качества для успешного осуществления общения на межкультурном уровне, эмпатическая компетенция, толерантность к другому образу мыслей, готовность и желание видеть различия и общность в культурах, открыто воспринимать другую культуру, сравнивать, критически осмысливать.

2. Компетентностный подход: иноязычная коммуникативная компетенция, структура

Компетентностный подход — приоритет внепредметных, личностно значимых знаний и умений над предметными знаниями. Опыт российских реформ показал, что наиболее социально адаптированными оказались люди, обладающие не суммой академических знаний, а совокупностью личностных качеств: инициативности, предприимчивости, творческого подхода к делу, умения принимать самостоятельные решения.

Иноязычная коммуникативная компетенция — функциональная языковая способность, выражение, интерпретация и обсуждение значения между двумя или несколькими индивидами, принадлежащими к одному и тому же или различным речевым сообществам или между одним индивидом и письменным или устным тестом.

13 стр., 6264 слов

Методика обучения русской поэзии иностранных студентов

... практике. В рамках настоящей работы мы пытаемся рассмотреть этот фундамент в процессе обучения русскому языку в иностранной аудитории. Актуальность вопроса обучения русской поэзии иностранных студентов. Во ... Это важно, но недостаточно для преподавания "высшей формы существования языка" иностранным студентам в практическом процессе. В процессе преподавания материала иностранной аудитории проблему ...

ИКК обучающегося не является аналогом КК носителя языка: требование, чтобы изучающие ИЯ обладали тем же мастерством, что и образованный носитель, игнорирует цель, для которой изучается язык; условия использования языка различны; ориентация на носителя отделяет от собственной культуры; при изучении ИЯ атрибуция культурно-связанных значений происходит на основе родной культуры. Обучение ИЯ ориентировано на медиатора культур.

Медиатор культур — языковая личность, познавшая посредством изучения языков как особенности разных культур, так и особенности их взаимодействия. Медиатор культур осведомлен о ситуациях МКО, готов к восприятию другого, знает психологическую реакцию на ситуацию, хорошо осведомлен в культурах, осведомлен о способах презентации родной культуры на изучаемом языке, обладает умением осуществлять сотрудничество на основе создания общего значения происходящего.

Компоненты КК: лингвистическая (способность воспроизводить и интерпретировать высказывание, построенное по нормам соответствующего языка), социолингвистическая (знание условий, определяющих языковую форму и манеры выражения), дискурсивная (способность построения логичных высказываний на основе разных функциональных стилей), стратегическая (использование вербальных и невербальных стратегий для заполнения пробелов в знаниях), социокультурная (овладение культурной спецификой страны изучаемого языка), социальная (желание и умение контактировать с другими).

3. Профессиональная компетентность преподавателя

Компетентность — семантически первичная категория и представляет совокупность компетенций, некий «знаниевый багаж» человека.

Компетенция— сфера приложения ЗУН человека.

Профессиональная компетентность — «педагогическая» культура, способствующая формированию специалиста высокой культуры; некий уровень, степень, качественный и результативный показатель сформированности профессиональных ЗУН владения предметом и умения их реализации в деятельности; система, включающая в себя аспекты философского, психологического, социального, культурологического и личностного порядка.

Профессиональная компетентность педагога — взаимосвязь методологической, специальной, языковой, общепедагогической, психологической, профессионально-этической, дидактической и методической подготовки, сформированность современного стиля научно-педагогического мышления, готовность к профессиональному самообразованию.

Слагаемые ПК преподавателя: профессиональные знания и умения, ценностные ориентации в социуме, мотивы его деятельности, культура, проявляющаяся в речи, стиль общения, общая культура, способность к развитию своего творческого потенциала, владение методикой преподавания предмета, способность понимать и взаимодействовать со студентами, профессионально значимые личные качества.

4. Принципы подготовки преподавателя

1. Развитие профессиональной культуры.

2. Профессиональная направленность (коммуникативный уровень владения ИЯ — практическое владение, профессионально-адаптивный — способность осуществлять лингво-методический анализ текста, профессионально-моделирующий — способность моделировать ситуации речевого обещиня).

12 стр., 5905 слов

Педагогические условия формирования коммуникативных способностей ...

... способностей и компетенций педагога. Дискутируется вопрос о видах и содержании коммуникативных способностей студентов ... Нужны доработки в образовательные процессы обучения студентов педагогических специальностей. Должны быть ... личных качеств и культуры у студентов. Ведь культура считается творческим принципом ... невербальной). Под «невербальной коммуникацией» понимают язык тела (жесты, позы, мимику, тон ...

3. Подготовка учителя-исследователя.

4. Система профессиональной подготовки должна моделировать содержание и структуру педагогической деятельности.

5. Формирование личности преподавателя.

6. Фундаментализация профессиональной подготовки (овладение основами научных знаний).

7. Общекультурная подготовка.

8. Технизация гуманитарного образования (включение курса компьютерных технологий, использование компьютерных технологий в учебном процессе).

9. Практическое владение методическим мастерством (система педагогических практик).

10. Интегративный подход (тесная связь психологических дисциплин и методики).

11. Условия для самореализации обучаемого (самостоятельное решение поставленных задач).

12. Знание и формулировка социальной значимости предмета.

13. Дифференцированный подход к оценке профессиональных умений, навыков и др.

5. Формы организации учебного процесса

Основные формы организации учебного процесса: лекция,семинарское занятие, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, контрольная работа, коллоквиум, практика, самостоятельная работа студентов,курсовая работа, выпускная квалификационная работа и др.

1. Аудиторные формы: практические занятия, лабораторные занятия, консультации, зачеты экзамены.

2. Внеаудиторные формы: кружки, клубы, вечера, конкурсы, викторины, олимпиады, экскурсии, недели иностранного языка, индивидуальные занятия, факультативные занятия, конференции, выездные занятия.

3. Самостоятельная работа.

Лекция — метод обучения, одна из основных форм организации учебного процесса, представляющая собой устное, монологическое, систематическое, последовательное изложение преподавателем учебного материала.

Цель лекции— организация целенаправленной познавательной деятельности студентов по овладению программным материалом учебной дисциплины.

Задачи лекции: обеспечивать формирование системы знаний по учебной дисциплине; учить умению аргументировано излагать научный материал; формировать профессиональный кругозор и общую культуру; отражать новые, еще не получившие освещения в учебниках и учебных пособиях знания; оптимизировать все другие формы организации учебного процесса.

Заочное или дистанционное обучение— начитывание лекций перед экзаменом, либо интерактивные лекции через интернет в режиме видеоконференции.

12 стр., 5825 слов

2 Многообразие форм знания и познавательной деятельности………………10

... чувственного и рационального отражения, проблемы истинности знаний, завершает анализ вопросы науки и научного познания, его методов и форм. Выше было отмечено, что сущность познавательного ... социально-опосредованные, исторически измененные, развивающиеся формы, а сам процесс познания представляет собой сложное диалектическое взаимодействие объекта и субъекта. Содержание знания субъект черпает не из ...

Виды лекций: вводная(открывает лекционный курс предмета, показывается теоретическое и прикладное значение дисциплины, связь с другими предметами, роль в понимании мира, в профессиональной подготовке специалиста), основная (систематическое изложение учебного материала предмета), заключительная(завершает изучение учебного материала, обобщение ранее изученного на более высокой теоретической основе, рассматриваются перспективы развития определенной области науки).

На вечернем, заочном отделении: установочные, обзорные, тематические.

Функции лекций:информационная(информирование о достижениях науки, об основных положениях учебной дисциплины, знакомство с отдельной проблемой, решенной в науке и решаемой сейчас),ориентирующая(ориентирование в научной литературе не только ссылкой на книги, но и показом теорий и идей: когда и какими учеными они были разработаны и сформулированы),разъясняющая(объяснение сути теории, формирование понятия в сознании студента),убеждающая(доказательность утверждений лектора).

Практические занятия— групповые занятия, на которых обсуждаются практические ситуации, встречающиеся в деятельности профессионала.

Формы практических занятий:семинары-практикумы(обсуждаются различные варианты решения практических задач),семинары-дискуссии(обсуждаются различные методы исследования, применительно к нуждам практики),лабораторные занятия(исследовательский подход)ю

Семинарское занятие— продолжение теоретического изучения материала, реализация связи теории с практикой.

Функции семинарского занятия: более глубокое и детальное изучение теоретического материала, самостоятельная работа с книгой, развитие умения аргументировать свою точку зрения, контроль знаний.

Самостоятельная работа– планируемая деятельность студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя и без его участия. Формирует самостоятельность как черту характера, играет большую роль в структуре личности современного специалиста высшей категории.

Уровни самостоятельной деятельности студентов: репродуктивный, реконструктивный, творческий.

Курсовая работа — задание, которое выполняется в определённый срок и по определённым требованиям по профильному предмету, включающее теоретическую часть и практическое задание.

Виды курсовой работы:расчетно-графическая(закрепление и применение полученных навыков),научно-исследовательская(применение полученных знаний, поиск и исследование темы),отчетная.

Зачет:текущий контроль, периодический контроль, итоговый контроль.

Экзамен– основной вид итогового контроля за семестр и за год; выяснение и объективная оценка глубины и прочности знаний и практических навыков студента, самостоятельности мышления студента, умения анализировать и обобщать, делать правильные практические выводы.

3 стр., 1376 слов

самостоятельные работы учащихся на уроках по дисциплине «Моделирование ...

... 1956. - 374 с. 9. Жарова, Л.В. Организация самостоятельной работы учебно-познавательной деятельности учащихся: учеб. пособие / Л.В. Жарова. – Л., 1986. – ... материалы, образцы учебно-программной документации. Структура работы включает: введение, основную часть (две главы), заключение, библиографический список, приложение. ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ...

Оценка— способ выражения результата, подтверждающий соответствие знаний и умений студента целям и задачам обучения.

Отметка— числовой аналог оценки по принятой в российской системе образования пятибальной шкале.

6. Самостоятельная работа: средства, формы и виды

Самостоятельная работа— любая организованная преподавателем активная деятельность обучающихся, направленная на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное время без непосредственной помощи преподавателя при отсроченном контроле: поиск знаний, их осмысление и закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний.

Средства самостоятельной работы:идеальные(интеллектуальные задачи, вопросы, вербальные опоры);материальные(печатные, аудиовизуальные, аудитивные материалы).

Формы самостоятельной работы: по форме организации:индивидуальные(управление учебно-познавательной деятельностью одного ученика),фронтальные(всего класса),групповые(отдельных групп); по форме выполнения:устные,письменные.

Виды самостоятельной работы:по уровням самостоятельности:воспроизводящие(по образцу упражнений, задач по образцу, изучение текста),реконструктивные(составление плана, тезисов),творческие(рефераты, курсовые); по аспекту выполняемой работы:проверочные,обучающие,контрольные,творческие.

7. Информационные технологии в методике обучения ия

Технологии— совокупность методов и приемов, используемых в определенной деятельности с целью получения конечного продукта; способ управления процессами различного характера.

ИКТ— различные программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе компьютерной техники, а также современные средства и системы информационного обмена, обеспечивающие сбор, накопление, хранение, продуцирование и передачу информации — аудио, видео, компьютер, интернет.

Аудиолингвальный метод, аудиовизуальный метод, дистанционное обучение, компьютерные технологии, мультимедийные технологии, программы для изучения иностранного языка (RosettaStone,TalktoMe…), электронные словари, презентации, метод проектов, электронная почта, порталы по изучению ИЯ (LinguaLeo) и т.д.

8. Обучение в сотрудничестве

Обучение в сотрудничестве— альтернатива традиционной классно-урочной системе. Главная идея — создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях. В группы объединяются ученики как сильные, так и слабые, что помогает, за счет взаимообучения, взаимооценки и распределения ролей, слабым подтянуться, а сильным — более глубоко осмыслить материал, разъясняя его остальным.

1. Обучение в команде(StudentTeamLearning) — Роберт Славин, Университет Джона Хопкинса, США, 1989. Основные идеи: награда всей команде, индивидуальная ответственность и равные возможности каждого для достижения успеха.

3 стр., 1487 слов

Теоретические аспекты проблемы речевой деятельности учащихся ...

... изучению особенностей речевой деятельности учащихся с умственной отсталостью 29 2.3 Рекомендации по развитию речевой деятельности учащихся с умственной отсталостью ... и др.). В специальной литературе, раскрывающей вопросы обучения и воспитания умственно отсталых детей, также обосновывается ... нарушениями чтения и письма / Р.Е. Левина // Логопедическая работа в школе. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. – ...

Награда команде.Если команда превзойдет или просто достигнет ранее запланированную планку, то она получает сертификат или какую-либо другую награду. Команды не соревнуются между собой за желаемую награду — все команды могут достичь намеченного результата за определенный срок, например, неделю.

Индивидуальная ответственность.Успех всей команды зависит от индивидуальной работы каждого ее члена, что мотивирует каждого обучать друг друга и следить за успехами друг друга и всей командой приходить на помощь своему товарищу в усвоении и понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя экспертом по данной проблеме. Пути организации индивидуальной ответственности: бессистемные проверки, индивидуальные тесты, распределение ролей, подписание соглашений, циклические вопросы, индивидуальная работа до/после, отслеживание участия каждого в работе группы, практический тест, требование аргументировать даваемые ответы, редактировать работы коллег, обучить чему-либо коллегу.

Равные возможности каждого. Каждый член команды вкладывает в общий результат столько, сколько может. Это вклад заключается в том, что каждый член команды улучшает свои предыдущие показатели. Сравнение, таким образом, проводится не с результатами других учащихся этой или других групп, а с собственными, ранее достигнутыми показателями. Такой подход дает возможность сильному, среднему и слабому учащемуся иметь равные возможности сделать все, что в их силах, для командного успеха.

2. Мозаика(jigsaw) — Эллиот Аронсон, 1978. Учащиеся разделяются на группы по 4–6 человек, и каждый получает свой фрагмент задания.

1. Общение экспертов.Студенты, ответственные за конкретный вопрос, общаются со своими «коллегами» из других групп, получивших такое же точно задание. Их совместная задача — обсудить друг с другом стратегию поиска и представления этого материала другим членам группы, обменяться известной информацией по изучаемому вопросу.

2. Поиск и анализ информации.Студенты работают индивидуально, собирая и анализируя информацию. Их задача — как можно детальнее познакомиться с вопросом, изучить материал с тем, чтобы это позволило им достичь «экспертного» уровня в этой области.

3. Тренировка экспертов.Эксперты представляют собранную информацию друг другу (или третьему лицу, например, приглашенному «независимому» эксперту), подводят итоги проделанной работы, вырабатывают окончательный вариант презентации по данной теме, которую они затем представят другим участникам группы.

4. Общий сбор группы.Каждый из экспертов «возвращается» в установленный срок в свою группу и проводит презентацию. Его задача — за минимальное время научить своих однокурсников тому, что он узнал сам, и представить учебные материалы, которыми он пользовался при подготовке к семинару. В сети подобные мероприятия удобнее всего проводить либо в виде общения студентов в рамках списков рассылки (можно и передавать текстовые материалы, и презентации PowerPoint), либо в виде мультимедийных телеконференций (видеоконференций).

12 стр., 5787 слов

Организация внеурочной деятельности с учащимися 3 класса

... организаторской деятельности, формирует личность гражданина. Успех внеурочной работы зависит не только от активности учащихся, но ... по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, ... и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе. Внеурочная деятельность в школе организуется по ...

5. Анализ работы.Учащиеся переходят к обсуждению и оценке работы подгруппы в целом. Отмечается вклад каждого в общее дело, удалось ли работать командой, обсуждается учебный процесс (насколько удобно было общаться друг с другом, все ли было понятно и т.п.).

После завершения группы преподаватель оценивает работу группы путем опроса одного из членов.

3. Индивидуально-групповая. Ученики делятся на группы по 4 человека. Учитель объясняет новый материал, а закрепление идет в группах. После учитель дает текст на проверку понимания нового материала; задания выполняются учащимися индивидуально.

4. Командно-игровая деятельность. Вместо тестирования каждую неделю проводятся соревновательные турниры между командами.

5. Учимся вместе(1987, Университет Миннесоты).

Ориентация на каждого ученика, обучение в общении, увеличение времени на устную практику, учитель организует самостоятельную работу, дифференциация обучения, работа с информацией.

9. Метод проектов

Метод проектов(1918, Уильям Килпатрик, на основе прагматической педагогики Джона Дьюи, в России — Евгения Семеновна Полат) — комплексный метод обучения, способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

В основе — развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Этапы работы над проектом:1. организационный; 2. выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач будущего проекта; 3. обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся; 4. структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов; 5. работа над проектом; 6. подведение итогов, оформление результатов; 7. презентация проекта.

Требования к проекту:наличие значимой проблемы; практическая и теоретическая значимость предполагаемых результатов, самостоятельная деятельность учащихся, структурирование содержательной части, использование исследовательских методов.

По время работы над проектом учащиеся:самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.

5 стр., 2254 слов

Методы стимулирования и мотивации деятельности поведения учащихся

... этой эмоции, 3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности. Отсюда следует, что в процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной ... большие подгруппы. В первой из них представить методы формирования познавательных интересов у учащихся. Во второй — методы, преимущественно направленные на формирование чувства долга и ответственности ...

По ведущему методу или виду деятельности:предметно-ориентированный, исследовательский, игровой, творческий, информационный.

По предметно-содержательной деятельности:монопроекты— в рамках одного предмета (литературно-творческие, естественно-научные, экологические, языковые, культуроведческие, спортивные, географические, исторические, музыкальные);межпредментые— два и более предмета.

По характеру координации:с открытой координацией, с закрытой координацией.

По количеству участников:индивидуальный, парный, групповой.

По продолжительности выполнения:краткосрочные— до недели;средней продолжительности— от недели до месяца;долгосрочные— до нескольких месяцев.

По характеру контактов:внутренний; региональный; международный.

Плюсы проектной деятельности: навыки самообразования и самоконтроля; моделируется реальная технологическая цепочка «задача — результат»; навыки групповой деятельности; индивидуальный подход; интерес к познавательной деятельности.

Минусы проектной деятельности: возрастает нагрузка на учителя; ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки; психологические коммуникативные проблемы; проблема субъективной оценки.

10. Технология кейс-стади в обучении ия

Кейс-стади(20-е гг.XXв., Гарвардская бизнес-школа) — самостоятельная иноязычная деятельность обучаемых в искусственно созданной профессиональной среде, которая даёт возможность соединить воедино теоретическую подготовку и практические умения, необходимые для творческой деятельности в профессиональной сфере. Востребован, поскольку в настоящее время обучение нацелено на развитие компетентности, а также потому, что необходимы специалисты, имеющие опыт решения каких-либо ситуаций.

Плюсы:возможность работы в группах на едином проблемном поле; использование краткой информации, снижающей степень неопределенности в условиях лимита времени; использование принципов проблемного обучения; возможность получения студентами не только знания, но и глубокое осмысление теоретических концепций; возможность создания новых моделей деятельности; выработки навыков простейшего обобщения информации.

Методы, интегрированные в кейс-стади:моделирование, системный анализ, мысленный эксперимент, метод описания, проблемный метод (представление проблемы, лежащей в основе ситуации), метод классификации, игровые методы (представление вариантов проведения), мозговая атака, дискуссия.

Этапы решения кейсов:1. знакомство с ситуацией, ее особенностями; 2. выделение основной проблемы, выделение факторов, которые могут оказать воздействие; 3. предложение концепций или тем для мозгового штурма; 4. анализ последствий принятия того или иного решения; 5. решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов.

11. Языковой портфель

Языковой портфель(1997 — «Европейский языковой портфель», в России — 2002) — структурированный отчет о проделанной студентом работе в процессе изучения языка и о ее результатах; способ проведения рефлексии. Языковой портфель – пакет рабочих материалов, который отражает результаты учебной деятельности учащегося по овладению иностранным языком. Состоит из:

6 стр., 2665 слов

Тест 11. Темперамент

... предмета - это ... опредмечивание мотивация мотив особый вид деятельности Тест 13. Характер Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в ... конкретных условий, - ... направленность темперамент характер способности Относительно законченный элемент деятельности, направленный на выполнение одной простой текущей задачи, - ... психофизиологическая функция ...

языковой паспорт (дает представление об уровне владения учащимися иностранным языком на начало его изучения на основе «таблицы самооценки» — инструмент самооценки достижений учащегося в процессе овладения ИЯ и уровня владения изучаемым языком (Self-Assessment Language Portfolio));

языковая биография(с помощью листов самооценки учащимися оценивается достигнутый ими уровень владения языком в процессе его изучения — инструмент автономного изучения ИЯ (Language Learning Portfolio): ЯП по чтению (Reading Portfolio), ЯП по аудированию (Listening Portfolio), ЯП по говорению (Speaking Portfolio), ЯП по письму (Writing Portfolio), ЯП взаимосвязанного развития видов иноязычной речевой деятельности (Integrated Skills Portfolio));

досье(материалы о результатах овладения языком, включая отчеты об участии в конференциях, курсовые и т.д. — инструмент демонстрации учебного продукта (Administrative Language Portfolio)).

Функции:

образовательная(помогает учащемуся организовать самостоятельную работу по изучению иностранного языка, определить наиболее эффективные способы совершенствования своих знаний);

педагогическая(способствует развитию мыслительных и аналитических способностей и навыков самооценки);

социальная(может служить в качестве приложения к аттестату или диплому, предоставляя дополнительную информацию о достижениях студента в области иностранных языков).

12. Компьютерные технологии в обучении ия

Разработка теоретических аспектов использования компьютеров в обучении языку; экспериментальная работа по созданию и использованию в учебном процессе компьютерных материалов для различных целей, этапов и профилей обучения языку; пути интеграции компьютерного обучения в общий процесс обучения языку.

Особенности электронных учебников:наличие программного модуля, тренировочного модуля, модуля записи и воспроизведения речи; представление материала в зрительной и звуковой форме; организация материала в виде гипертекста; возможность при выполнении контрольных заданий сравнивать свой ответ с эталоном, хранящимся в банке данных и получать оценку за свой ответ.

Учебный потенциал интернета:неисчерпаемые информационные возможности; самое совершенное и быстрое средство обмена информацией и корреспонденцией; условия для коллективной работы учащихся№ возможность получить необходимые тренировочные материалы по ИЯ и разъяснения относительно сделанных ошибок, а также оценить свой уровень владения ИЯ через выполнение разнообразных тестов; одно из актуальных средств развития творческих способностей учащихся; хороший стимул для овладения ИЯ; в целом способствует приобретению коммуникативных навыков, умений представить себя и вести диалог по нормам международного этикета.

Интернет дает возможность: формировать навыки и умения чтения, используя материалы сети разной степени сложности; совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов; совершенствовать умения монологической и диалогической речи на основе обсуждения материалов сети; совершенствовать умения письменной речи; пополнять словарный запас; формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности.

13. Дистанционное обучение

Главное в СДО (системе дистанционного образования) — не просто использование компьютеров, а разработка четких и продуманных обучающих программ, учебников и учебных пособий.

Дистанционная форма обучения исключает непосредственный личный контакт преподавателя с учащимися.

Свойства СДО:содержательное наполнение учебных курсов и образовательных услуг, индивидуальная траектория образования.

Характерные черты учебного процесса:гибкость, адаптивность, модульность, экономическая эффективность, ориентация на потребителя, опора на передовые ИКТ.

Требования к методике построения курсов ДО:модульный принцип: разработка модулей на основе единой формальной модели; информационные элементы модулей методические должны быть построены на базе использования педагогических приемов, ориентированных на самостоятельное обучение; содержание модулей должно учитывать варианты использования в различных контекстах, учитывающих уровень подготовленности обучаемого и цель использования модуля; компоненты, предназначенные для входного и выходного контроля знаний обучаемого.

Современное ДО строится на использовании следующих основных элементов:среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети); методов, зависимых от технической среды обмена информацией.

ДО позволяет: снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учёбы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.); проводить обучение большого количества человек; повысить качество обучения за счет применения современных средств, объёмных электронных библиотек и т. д.; создать единую образовательную среду.

Формы организации дистанционных занятий:чат-занятия (синхронно), веб-занятия (форумы, асинхронно), телеконференция, телеприсутствие.

14. Аудиовизуальный и аудиолингвальный методы обучения ия

Аудиовизуальный метод обучения ИЯ(Франция, 1950-е гг.) — предназначен для восприятия преимущественно на слух с визуальным сопровождением.

Методические принципы: опора на разговорную речь, устное опережение (слушание — говорение — чтение — письмо), глобальность (единица обучения — предложение, восприятие которого носит целостный характер), функциональность (разговорные клише), ситуативность, беспереводность, зрительно-слуховой синтез.

Аудиолингвальный метод обучения ИЯ(США, 1940-е гг. на базе армейского метода обучения) — предусматривает использование слухового канала восприятия и многократное прослушивание и воспроизведение вслед за диктором строго отобранных структур (образцов предложений), что ведет к их автоматизации.

Методические принципы: практическое построение обучения (изучение системы языка на ограниченном лексическом материале, доведение до автоматизации, знакомство с культурой, овладение речевыми оборотами), устное опережение, работа по моделям, учет родного языка (сопоставление).

15. Лингводидактическое тестирование в обучении ия

Стандартизованный тест— опробован на достаточно большом (500–1000 человек) и представительном контингенте тестируемых и имеет стабильные и приемлемые показатели качества, а также спецификацию — паспорт с нормами, условиями и инструкциями для его многократного использования в различных условиях.

Нестандартизированный тест— составляются преподавателями для своих учащихся; проводится хотя бы одно опробование с целью определения трудности заданий для более обоснованного составления окончательного варианта НТ.

Локально стандартизованный тест— представительной выборкой является контингент тестируемых одной школы, вуза или школ/вузов в пределах 100–300 человек.

Отличительные свойства ЛДТ(language testing): разработка и использование языковых и речевых тестов и область методики преподавания ИЯ; объект тестирования — коммуникативная компетенция, ЗУН в речевых действиях; есть возможность построения шкалы абсолютной оценки с помощью понятия образованного носителя ИЯ; отдельные задания независимы друг от друга.

По целям тестирования:тесты учебных достижений(achievement tests) — текущий, промежуточный, итоговый контроль;тесты общего владения ИЯ(proficiency tests);диагностические тесты(diagnostic tests) — выявляют трудности и ошибки;тесты способностей(aptitude tests);распределительные тесты(placement tests) — распределение в группы по уровню обученности.

Лингвистическая компетенция— способность понимать/продуцировать неограниченное число правильных в языковом отношении предложений с помощью усвоенных языковых знаков и правил их соединения.

Языковые тестыизмеряют в основном лингвистическую компетенцию тестируемых (лексические и грамматические тесты).

Речевые тесты– тесты чтения, аудирования и др.:традиционные(для выявления навыков и умений чтения, аудирования и письма с помощью традиционных приемов, например, вопросно-ответных заданий),прагматические(тесты восстановления типа клоуз, диктанты),коммуникативные(тесты устной речи).

Типы прагматических тестов:диктант на фоне шума, классический клоуз-тест, С-тест, Б-тест, тесты с целенаправленной выборкой пропусков.

Преимущества ЛДТ:возможность проконтролировать одновременно всю группу учащихся; более высокое качество заданий по сравнению с нетестовыми формами, благодаря их предварительной проверке в предтесте; экономия аудиторного времени за счет компактной письменной формы; возможность стандартизации процедур проведения тестов; более положительная мотивация и отношение тестируемых к тестовым формам контроля, так как исключена субъективность оценки; легкий переход на компьютерное тестирование.