Методы поиска решений

Методы психологической активизации мышления

Корабельный совет — еще одним коллективным методом психологической активизации мышления является «Корабельный совет». В этом методе также, как при «мозговом штурме», преследуется цель максимально использовать опыт, знания и фантазию участников совещания. Однако правила проведения этого совещания несколько отличаются от правил, характерных для «мозгового штурма». Вот основные из них:

Высказываться по проблеме должны все.

Порядок и очередность выступлений устанавливает капитан — от юнги к капитану, от младшего к старшему.

Вопросы задает только капитан. Участники совещания могут критиковать и защищать идеи только по команде капитана.

Все участники совещания должны критиковать, а затем и защищать идеи отобранные капитаном, в том числе и свои собственные.

Итоги работы Совета подводит капитан.

Таким образом, основная суть этого метода заключается в строгом выполнении заранее установленных правил совещания. Успех работы совещания главным образом зависит от умения руководителя создать спокойную деловую и творческую обстановку, стимулирующую участников на активный поиск решения проблемы.

Такой вид творческого совещания, как «Корабельный совет», обычно используется в коллективе, не обладающем опытом и навыками проведения «мозгового штурма». Тем не менее, этот метод оказывается достаточно эффективным при решении проблем в условиях дефицита времени и информации.

Оператор РВС (Генрих Альтшуллер)-метод психологической активизации творческого мышления, который можно использовать как при коллективном, так и при индивидуальном поиске новых идей.

Цель: уменьшить психологическую инерцию, расширив привычное представление об объекте.

Суть метода заключается в мысленном изменении параметров объекта (размера, времени, стоимости).

Это позволяет взглянуть на объект по-новому, увидеть ранее не замечаемые свойства и возможности объекта.

Методика:

Мысленно уменьшить размеры объекта от заданной величины до 0. Как теперь решается задача?

Мысленно увеличить размеры объекта от заданной величины до бесконечности. Как теперь решается задача?

Мысленно уменьшить/увеличить время процесса (или скорость движения объекта) от заданной величины до 0 / бесконечности. Как теперь решается задача? То же проделать сос стоимостью.

Пример

При искусственном опылении арахиса поток воздуха должен переносить пыльцу. Но растения в процессе эволюции выработали способность закрываться при сильном ветре. А слабый ветер плохо разносит пыльцу. Как быть?

19 стр., 9206 слов

Объект исследования: социально-психологические особенности подростков, ...

... дома, отсутствуют, что обусловило актуальность нашего исследования. Объект исследования: социально-психологические особенности подростков, воспитывающихся в детских домах. Предмет ... Детство - период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества ...

Если цветок очень маленький, опыление будет невозможным.

Если цветок очень большой, потребуется индивидуальное опыление каждого цветка – это невыгодно.

Если значительно уменьшить время опыления – это переход к импульсному опылению.

Если значительно увеличить время опыления, задача исчезает – это переход к естественному опылению.

Если затраты на опыление должны быть очень маленькими, тогда следует использовать машину, которая уже выполняет какую-либо другую операцию на поле с арахисом (например, культивацию, прополку и пр.), поручив ей опыление одновременно с выполняемой операцией.

При очень больших расходах на опыление, можно опылять каждый цветок, например, кисточкой. Но тогда это должны быть очень ценные растения, а не арахис.

В результате проведения работы по оператору РВС получены две идеи, заслуживающие дальнейшей проверки: импульсное дутье и опыление одновременно с другими операциями. Но самое главное – были расшатаны привычные стереотипные представления, уменьшена психологическая инерция. Аналогично можно использовать оператор РВС и для рассмотрения параметров воздуходувки.

Метод маленьких человечков— дробление проблемной ситуации на множество «маленьких человечков». Техника применения метода сводится к следующим операциям:

— необходимо выделить часть объекта, которая не может выполнять требования задачи, и схематически представить её в виде условных рисунков, на которых действует большое число «маленьких человечков» (группа, «толпа»);

Например, твёрдые элементы можно изображать в виде человечков, которые стоят рядом друг с другом и крепко держатся за руки; жидкости тоже стоят рядом, но за руки не держатся; газообразные вещества на месте стоять не могут и все время бегают.

— затем разделить человечков на группы, действующие по условиям задачи;

— полученную модель нужно перестроить так, чтобы выполнялись конфликтующие действия.

Зачастую если представить проблему как нечто целое, то выходит, что с ней почти ничего нельзя сделать. Но если совершенно произвольным образом проблему разбить на несколько отдельных элементов, то эти элементы можно будет перегруппировать. Это может в идеальном варианте привести к новому решению проблемы. Или же под влиянием переформирования возникнет новый взгляд на проблему.

Примеры:

— На конфетной фабрике возникла проблема: при расколе скорлупы орехов разбивались их ядра, а для некоторых сортов конфет, особенно дорогих, были необходимы целые ядра орехов.

Группа анализа собрала самые разнообразные предложения. В частности, один из работников предложил: «Надо вырастить маленьких человечков, которые должны забраться в орех и затем двумя руками выдавить скорлупу изнутри». Это было, безусловно, сумасшедшее предложение, но в процессе его развития была выдвинута идея воткнуть в орех полую иглу и с помощью компрессора воздухом разломать изнутри. Эта идея в дальнейшем и была реализована.

13 стр., 6266 слов

Методы развития инновационного мышления

... сочетание этих различных аспектов дает мышление в полном цвете. Шесть Цветов, Шесть Шляп. В методе шести шляп мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета. Вот краткое описание ...

— В установке для получения удобрений потоки жидкостей А и Б в виде мелких капель направляются навстречу друг другу. Соединяясь, они дают удобрение АБ. Но кроме этого получались ещё капли АА и ББ. Как избежать образования капель АА и ББ?

Ситуация изображается в виде человечков, которых можно попросить делать то, что НАМ НУЖНО. Например, соединяться в капли АБ, но не соединяться в капли АА и ББ. Разумеется, надо сообщить человечкам необходимые свойства.

Коучинг

Применяется для решения широкого круга задач и проблем в различных областях деятельности теми.

Коучинг — это инструмент, предназначенный для раскрытия потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности в персональной и профессиональной деятельности.

Основная процедура коучинга — диалог, задавание эффективных вопросов и внимательное выслушивание ответов. Во время этого диалога происходит полное раскрытие потенциала клиента, повышается его мотивация и он самостоятельно приходит к важному для себя решению и реализует намеченное.

Коучинг проходит в несколько этапов.

— Определение целей коучинга.

— Установление правил взаимодействия между коучем и клиентом.

— Анализ текущей ситуации.

— Уточнение целей, постановка задач, определение путей достижения.

— Составление плана действий.

— Контроль и поддержка в процессе реализации плана.

По одной из версий, коучинг зародился в 80-х годах прошлого столетия. Ключевыми фигурами этого процесса стали: Томас Леонард — основатель персонального коучинга, Тимоти Голлвей и Джон Уитмор — основатель корпоративного бизнес-направления и менеджмента в коучинге.

Справедливо будет отметить, что идеи коучинга в большинстве своем провозглашал еще Сократ, но его философия не нашла должного понимания в обществе. «Я не могу никого ничему научить, я только могу заставить думать».

Шесть шляп мышления («Шесть шляп де Боно»)

Автор метода: Эдвард де Боно, 80-е гг. XX в.

Применяется при проведении любой дискуссии как удобный способ управлять мышлением и переключать его. Один из инструментов развития творческого мышления.

Шесть шляп мышления — простой способ, позволяющий преодолеть три фундаментальные трудности, связанные с мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу. Метод позволяет разделить мышление на шесть типов, или режимов, каждому из которых отвечает цветная «шляпа». Такое деление позволяет использовать каждый режим намного эффективнее, а их сочетание дает мышление в полном объеме.

Надевая шляпу мышления, мы принимаем на себя роль, на которую эта шляпа указывает.

При смене одной шляпы на другую происходит мгновенное переключение. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении.

Шесть шляп мышления

Красная шляпа. Красный цвет наводит на мысль об огне. Связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями. Здесь не нужно ничего обосновывать. Ваши чувства существуют, и красная шляпа дает возможность их изложить.

Желтаяшляпа. Желтый цвет наводит на мысль о солнце и оптимизме. Мы стараемся найти достоинства и преимущества предложения, перспективы и возможные выигрыши, выявить скрытые ресурсы.

1 стр., 455 слов

В чем специфика феноменологических методов мышления?

... восприятия, но результаты своих исследований феноменологи широко применяют к проблемам мышления. Феноменологический метод связан с очень важной, но ограниченной областью психики человека - ... деятельности сознания. Специфика любого истинно философского мышления и мышления феноменологического в особенности - это широта горизонта. Специфика феноменологического метода заключается в том, что анализ ...

Чернаяшляпа. Черный цвет напоминает о мантии судьи и означает осторожность. Это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски.

Зеленаяшляпа. Зеленый цвет напоминает о растениях, росте, энергии, жизни. Это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов.

Белаяшляпа. Белый цвет наводит на мысль о бумаге. В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения: только факты и цифры.

Синяяшляпа. Используется в начале обсуждений, чтобы поставить задачу и решить, чего мы хотим достичь в результате. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им.

Методы систематизированного поиска

Метод гирлянд случайностей и ассоциацийявляется развитием метода МФО.

Его автор — Генрих Язепович Буш. Посредством ассоциаций этот метод позволяет найти большое число подсказок для исследователя. От метода фокальных объектов он отличается тем, что дает большое число сочетаний фокального объекта со случайными. Расширение сочетаний понятий достигается использованием синонимов объекта.

Метод гирлянд ассоциаций и метафор включает следующие процедуры:

1. Определяем синонимы объекта. Объектом избран стул, чтобы предложить новые модификации мебельщикам. Возможная гирлянда синонимов: стул — кресло — табурет — пуф — скамейка.

2. выбираем случайные существительные, генерируем гирлянду случайных слов (электролампочка — решетка — карман — кольцо — цветок — пляж).

3. Составляем комбинации всех элементов гирлянды синонимов с каждыми элементами гирлянды случайных существительных: стул с электролампочкой, решетчатый стул, стул с карманом, стул для пляжа, электрическое кресло и т.д.

4. Составляем таблицу признаков случайных объектов (электролампочка стеклянная, электрическая, колбообразная, матовая, цветная).

5. Генерируем идеи путем поочередного присоединения к объекту и его синонимам признаков из таблицы. Например, если взять только признаки электролампочки, можно получить стеклянный стул, теплоизлучающее кресло, колбообразный пуф и т.д.

6. Генерируем гирлянды ассоциаций. Поочередно из внесенных в таблицу признаков образуем цепочки ассоциаций.

Например, электролампочка стеклянная. Что напоминает слово стеклянная! Может быть, ваза. Что оно напоминает? Цветы. Цепочка может быть такой: стекло — ваза — цветы — сад — бабушка — варежки — зима и т.д. В итоге получится множество сочетаний

Гирлянда ассоциаций позволяет представить различные характеристики и функции объекта: эргономические, психологические, эстетические.

7. Генерируем новые идеи. К элементам гирлянды синонимов объекта поочередно присоединяем элементы гирлянд ассоциаций, например: стеклянный стул, кресло для бабушки, пуф в форме варежки, табуретка для цветов и т.д. В результате могут получаться гирлянды случайных ассоциаций, т.е. сочетания, лишенные рационального содержания.

8. Выбираем альтернативу. Принимается решение: достаточно ли гирлянд ассоциаций для отбора продуктивных идей?

6 стр., 2764 слов

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИЙ 2

... методик, основывающихся на регистрации кожно-гальванической реактивности. Наибольшее распространение полу­чил психофизиологический метод в виде модификации ассоциативно­го эксперимента, заключающийся в применении словесных раздражи­телей, ...

9. Оцениваем и отбираем рациональные варианты. Здесь может быть несколько этапов: отбрасывание явно нерациональных вариантов; отбор наиболее оригинальных, которые привлекают неожиданностью; установление приемлемых.

10. Отбираем оптимальный вариант. Этап может выполнятся при помощи метода оптимизации, например, экспертных оценок (стеклянный стул с подсветкой и электроподогревом).

Метод 6-3-5представляет собой «письменный брейнсторминг». Предложения высказываются не устно, а записываются по три на лист бумаги. После того как участник записал свои три идеи, он передает листок соседу, который в свою очередь пишет дальше свои три идеи. Эти идеи могут быть продолжением предыдущих, а могут и содержать противоположную точку зрения. Передача листка с идеями осуществляется 5 раз. Этим и обусловлено название метода: 6 участников подают по 3 идеи каждый по 5 раз. Получается 90 идей в короткий срок. При спонтанной выработке идей их эффект может снижаться, а интенсивность рассуждений может быть увеличена. Преимущество этого метода состоит в том, что поданные идеи остаются анонимными.