ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Понятие психолого-педагогической диагностики……………………………5
2. Основные требования и общепсихологические принципы диагностики ….7
3. Методы психолого-педагогического исследования………………………….8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….14
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………15
Введение
Диагностика является теорией и практикой постановки диагноза. Данный термин имеет как минимум два значения:
— под диагнозом представляется возможным подразумевать определение сущности, причины какого-либо неблагополучия с целью ликвидировать его. При помощи диагноза происходит непосредственно принятие определенных решений.
— диагнозом может подразумеваться являющееся всесторонним, целостным обследованием объекта, имея своей целью провести оценку его общего состояния. Получение такой оценки может понадобиться для различных целей (к примеру, профилактических).
Обычно при помощи такой диагностики происходит выявление тех или иных слабых сторон, которыми испытывается необходимость в укреплении.
Необходимо отметить то, что у занимающегося постановкой диагноза (диагност), отсутствует стремление к проведению установления и описания общих закономерностей; его задачей является оказывать конкретную помощь в устранении имеющегося неблагополучия.
Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что в процессе раскрытия понятия «диагноз»: это в любом случае является подведением конкретного случая под определенное явление, которое носит широкий характер. Главной целью диагноста является в частном разглядеть общее, типичное.
Необходимо отметить то, что психолого-педагогическая диагностика наделена своим кругом методов. Методами психолого-педагогической диагностики являются способы изучения личности.
Существенной особенностью диагностики является ориентация на норму. Норма является количественными границами, в которых находится наиболее типичная часть обследуемой группы. Статистическими нормами по отношению к личности определяются узкие специалисты (социологи, физиологи, психологи).
Статистикой усиливаются доказательства, которые получены при сравнении с нормой, показывается вероятность проявления признака. Задача педагога является значительно проще. Являясь практиком, им не определяются самостоятельно эти нормы посредством использования готовых данных. Достаточным является выявить признак, убедиться в его представленности и установить качественный уровень его развития.
Диагностика музыкальных способностей детей
Среди них протестировано было семеро. Детям были любопытны задания, и они выполняли их с большим интересом. Светлова Виктория Викторовна (Родилась 12 апреля 1996г. в полной семье) – вдумчивая, разносторонне развитая девочка с хорошей успеваемостью. Быстро схватывает. Очень любит музыку, ходит в музыкальную школу. Хорошая пластика – занимается восточными танцами. Проявляет инициативу и первая идет ...
Целью написания работы является рассмотрение теоретических аспектов понятия и специфики методов психолого-педагогической диагностики.
1. Понятие психолого-педагогической диагностики
Психолого-педагогическая диагностика является системой, основу которой составляют ряд психолого-педагогических теорий, методологии и методики, которые предоставляют возможность дать точную оценку учебных достижений школьников, эффективности педагогической деятельности, развития психических свойств, которые достигнуты индивидом или группой.
Условно все задачи, которые возникают в процессе взаимодействия педагога и психолога в школе, представляется возможным разделить на психолого-педагогические и психологические.
В первом случае цели и методы решения задачи принято определять педагогом, а психологом-диагностом выполняется вспомогательная функция, а именно:
— проводится процесс психодиагностики ученика,
— составляется его психологический портрет,
— прогнозируются результаты педагогического воздействия,
— в ряде случаев проводится и вторичная психологическая диагностика после воздействия.
Данный тип задач в большинстве случаев является взаимосвязанным с обслуживанием общеобразовательной функции школы.
Задачами второго типа являются психологические, с решением которых преимущественно и приходится сталкиваться школьному психологу. Они в большей степени взаимосвязаны с процессом реализации воспитательной функции школы. В этом случае психологическая диагностика является этапом решения проблемы, где средства решения являются чисто психологическими (оказание консультативной помощи, коррекции личности, проведение психологического тренинга, проведение индивидуальной и семейной психотерапии, предоставление психологических рекомендаций и т.д.).
Как правило, школьный психолог сам выступает в роли психодиагноста и в роли субъекта, которым осуществляется психологическое воздействие. Не меньшее значение отводится фактору «заказчика». Запрос психологом может получаться от педагога, от родителей, от самого школьника.
Кроме того, необходимо отметить и то, что сам психолог тоже имеет возможность поставить перед собой данную задачу.
Не взирая на то, что содержание психодиагностической деятельности (на этапе тестирования) практически не находится в зависимости от того, кем был сформирован запрос, на этапе интерпретации результатов приходится сталкиваться с проблемой перевода психодиагностической информации и психологических рекомендаций на язык её пользователя. Кроме того, перед психологу приходится столкнуться с этническими проблемами. Это объясняется тем, что в своей деятельности он должен исходить из гуманистического принципа защиты личности ребенка.
Сравнительный анализ развития высших психических функций, обусловленных ...
... внутренние, психологические (интериоризация). В процессе развития высшие психологические функции постепенно «свертываются», автоматизируются. На первых этапах формирования высшие психические функции представляют собой развернутую форму предметной деятельности, которая опирается на относительно ...
Достаточно условно все типовые задачи представляется возможным причислить к двум классам, исходя из главных функций, которые выполняет школа (функции образования и функции воспитания).
Необходимо отметить то, что в реальной практике указанные две функции находятся в постоянном переплетении между собой.
К предмету образовательной деятельности школы представляется целесообразным причислить процесс формирования следующих психических свойств и функций:
- познавательных способностей;
- знаний, умений и навыков относительно конкретных предметных дисциплин;
- систему представлений и понятий, образующих общую научную картину природного и социального мира.
К предмету воспитательной деятельности необходимо причислить процесс, направленный на формирование следующих психических свойств:
- характера, воли и целеустремленности;
- социально-созидательной структуры мотивации и ценностной ориентации личности;
- осуществление подготовки юношей и девушек к проведению осознанного выбора сферы профессиональной деятельности, который основывается на гармоничном сочетании интересов и способностей.
И в ходе образовательной и воспитательной деятельности, которые осуществляются школой, она явно или неявно выполняет третью функцию, которая заключается в социально-профессиональной селекции, или отборе. При этом учащиеся тем или иным образом подвергаются группированию как по уровню развития у них определенных способностей и склонностей, так и по уровню их личностно-социальной зрелости.
2. Основные требования и общепсихологические принципы диагностики
Рассмотрим ряд основных требований и общепсихологических требований диагностики:
— процесс изучения должен быть направлен на процесс выявления особенностей психического развития ученика,
— процесс оценки результатов диагностики проводится не посредством непосредственного сравнения указанных результатов с какими-либо нормами или средними величинами, а главным образом при помощи сопоставления их с данными предыдущих диагностических проверок того же ученика с целью выявления характера и величины его продвижения, оценки усилий, которые были предприняты им лично,
— диагностикой должно быть выявлено не только имеющийся в наличии, актуальный уровень развития той или иной индивидуальной особенности, а её проведение осуществляется принимая во внимание возможные «зоны ближайшего развития» (перспектив развития, которые стоят перед школьником, которых он имеет возможность достичь в случае сотрудничества со взрослыми),
— осуществление изучения личности школьника является важным не само по себе. Оно направлено на процесс решения определенной педагогической задачи, «под» которую и принято выбирать методику исследования,
18.Характеристика малоформализованных методов: наблюдение, беседа, ...
... метода беседы: 1. в процессе беседы психодиагност вступает в непосредственное взаимодействие с испытуемым и должен использовать информацию, которая содержится не только в беседе, но и невербальную информацию, полученную методом наблюдения. Нужно ...
— процесс изучения индивидуальных качеств необходимо вести с учетом возрастных особенностей, в частности, экспериментальные задания необходимо предъявлять в доступной для учащихся каждой возрастной группы форме,
— процесс исследования психического развития, как правило, необходимо проводить в естественных условиях учебно-воспитательного процесса. Данный принцип был выдвинут еще в период 40-х годов психологом С. Л. Рубиншейном.
3. Методы психолого-педагогического исследования
Наблюдение
Наблюдение является целенаправленным восприятием фактов, процессов или явлений, которое может быть непосредственным, осуществление которого проводят при помощи использования органов чувств, или косвенным, которое основывается на информации, получаемой от различных приборов и средств наблюдения, а также других лиц, которыми непосредственно проводилось наблюдение.
Виды наблюдения принято классифицировать следующим образом:
- по времени проведения: непрерывные и дискретные;
- по объему: широкие и узкоспециальные;
- по типу связи наблюдателя и наблюдаемых: невключенные (открытые) и включенные (скрытые).
Важнейшим достоинством наблюдения является то, что его принято вести в различных ситуациях: в учебной, производственной деятельности, общественной работе, во время отдыха. Проведение наблюдения при этом не нуждается в создании особых условий.
К числу недостатков наблюдения принято относить:
— трудность сопоставления результатов, которые были получены при помощи проведения ряда различных исследований в силу существенной зависимости метода от субъекта наблюдения;
— ограниченность;
— принципиально частный характер каждой наблюдаемой ситуации;
— сложность, а часто и факт невозможности повторения наблюдений.
Наблюдением включается подготовительный, исполнительный и обобщающий этапы. На первом этапе педагогу необходимо определить цель и задачи наблюдения, провести выбор наиболее перспективных признаков проявления наблюдаемого качества личности, провести уточнение ситуации. В качестве итога подготовительной работы должна выступить непосредственно программа наблюдения.
Следующим этапом является непосредственно наблюдение, характеристика ситуации, осуществление регистрации фактов, выдвижения предположений.
На заключительном этапе происходит процесс систематизации информации, обобщения, установления причинно-следственных зависимостей, постановка диагноза.
Опрос
Опрос может проводиться в устной форме (беседа, интервью) и в виде письменного или анкетного опроса.
Применение бесед и интервью требует от исследователя чётко поставленных целей, которые являются основанными на ряде вспомогательных вопросов, создания благоприятного морально-психологического климата и доверия, умения наблюдать за ходом беседы или интервью и направлять их в нужное русло, вести записи получаемой информации.
13. Качественные методы исследования в сфере социально-культурного ...
... необходимо сопоставление полученной с его помощью информации с данными наблюдений, экспериментов, официальной или личной документации, материалами опросов других лиц и т.п. Рассмотрим основные разновидности интервью. ... конфликтов, скрытых мотивов поведения, путей саморазвития личности. Свободное интервью представляет собой беседу, в которой исследователь имеет возможность самостоятельно изменять ...
Обычно в педагогике принято использовать ряд следующих методов опроса: интервью (беседы), анкетирование, личностные опросники.
Факт распространенности указанного метода можно объяснить его своеобразной универсальностью. Если при наблюдении педагогом только фиксируются акты реального поведения учащегося, то с помощью опроса представляется возможность получения информации о мотивах поведения индивида, его намерениях, планах на будущее.
Специфика метода опроса заключается в том, что в качестве источника информации для педагога выступают в этом случае сообщения самих детей, хотя этим не гарантируется полнота достоверности информации. По этой причине так важно прежде убедиться, настроен ли учащийся искренне давать ответы на поставленные перед ним вопросы (может ли в принципе на них ответить).
Технику проведения опросов как раз и принято сводить к тому, чтобы осуществить обеспечение достоверности и надежности информации.
Интервью
Интервью принято проводить в виде устного опроса, беседы, предварительно обдумывая вопросы, но формулируя их приближенно, в произвольной последовательности.
Достоинством интервью является то, что его проведение можно осуществлять в неформальной обстановке.
Недостатком данного метода является невозможность зафиксировать, а значит, и количественно провести обработку его результатов, так как делать записи и вносить пометки при учащемся не рекомендуется.
В процессе проведения беседы необходимо придерживаться следующих правил:
• Начинать общение следует с тематики, приятной для ученика, это способствует установлению контакта. Доброжелательные, уважительные отношения в разговоре не менее важны, чем умение убедительно говорить, аргументировать сказанное.
• крайне затруднительным является рассчитывать на искренность со стороны ученика, если беседа будет проходить в присутствии других учителей или учащихся, или если ребенок не в настроении; если беседа постоянно прерывается; если разговор проходит «на ходу», попутно. По этой причине в качестве крайне важного момента является проведение выбора времени и места беседы.
• Беседа должна быть не случайным эпизодом, а её нужно планировать.
• Не следует задавать (особенно вначале) вопросов, которые носят анкетный или биографический характер.
• Лексикон учителя, смысл задаваемых вопросов должны быть доступны и понятны, их необходимо задавать принимая во внимание возрастные особенности, интересы, потребности, склонности.
• Формулировать наводящие вопросы более разумно в нейтральной форме, к примеру: «Как это следует понимать?», «В каком смысле?», «Поясни, пожалуйста, свою мысль».
Специфика методов опроса интервью и беседы
... а предметом исследования в моей работе являются методы опроса, интервью и беседы. Целью данной курсовой работы является анализ методов опроса, интервью и беседы. Для того чтоб достигнуть этой цели я: ... Проведу анализ литературы по данной тематике. Рассмотрю специфику методов опроса, интервью и беседы. Рассмотрю разновидности этих методов. 1. Методы психологии 1.1 Понятие о методе ...
• Учитель должен проявлять внимательность и гибкость в процессе беседы, отдавать предпочтение косвенным вопросам вместо прямых, которые могут поставить порой отвечающего в неловкое положение.
• Необходимо учитывать то, что с точки зрения результативности беседы наиболее уместным и целесообразным будет задать несколько мелких вопросов, чем один крупный. Вопрос должен побудить учащегося отвечать развёрнуто, а не отделываться краткими «да» или «нет».
• Для большей достоверности беседы, получения результатов наиболее важные вопросы должны в различных формах повторяться, тем самым раскрывая и уточняя предыдущие ответы, дополняя их.
• Беседа не должна длиться более 20-40 минут.
Анкетирование
В процессе разработки вопросов для анкеты, педагог должен четко представлять себе, что в конечном итоге желает узнать.
Главные вопросы, которыетребуют искренности, анализа и размышления, лучшеразмещать в середине. Постепенно трудность вопросов необходимо снижать. Число их должно быть ограниченным. Это нужно для того,чтобы работа над ответами не превышала 15-20 минут.
Эксперимент
Эксперимент является научно поставленным опытом, связанным с проведением наблюдения за исследуемыми явлениями в создаваемых и контролируемых исследователем условиях.
Лабораторный экспериментпринято характеризовать тем, что исследователем самостоятельно осуществляется вызов изучаемого явления, повторяя его столько раз, сколько это необходимо, произвольно создавая и меняя условия, при которых это явление протекает. Меняя отдельные условия, исследователь имеет возможность выявить каждое из них.
Естественный эксперимент(был разработан русским психологом А.Ф. Лазурским) принято проводить в обычных, являющихся привычными, для испытуемых условиях, не задействуя специальную аппаратуру.
Психолого-педагогический эксперимент(ППЭ) создан на основе естественного эксперимента.
В ходе ППЭ исследователь активно воздействует на протекание изучаемых явлений, изменяет обычные условия, целенаправленно вводит новые, выявляет определенные тенденции, оценивает качественные и количественные результаты, устанавливает и подтверждает достоверность выявленных закономерностей.
Виды ППЭ:
- констатирующий;
- проверочный;
- созидательно-преобразующий (формирующий);
- контрольный.
Как правило, все эти виды используются в одном исследовании в качестве отдельных этапов.
Констатирующий экспериментпроводят в начале исследования. Он ставит своей задачей выяснение состояния на практике изучаемого явления, построение его схематической модели.
Формирующий эксперименторганизуется на основе предварительного изучения состояния проблемы и анализа результатов констатирующего эксперимента. В процессе формирующего эксперимента исследователь производит корректировку выдвинутой гипотезы и организует её проверку. Для повышения объективности анализа полученных данных вводятся контрольная и экспериментальная группы.
Вопросы по дисциплине «Возрастная психология»
... такие методы исследования, как наблюдение, опрос, эксперимент и тестирование в возрастной психологии. Метод наблюдения – один из главных в психолого-педагогических исследованиях, в работе с детьми. ... поведения ребенка, поэтому анализ и обобщение данных затруднены (именно поэтому отдельным вопросом встает необходимость разработки и использования скрытой аппаратуры вроде знаменитого зеркала Гезелла). ...
Заключение
Психолого-педагогическая диагностика наделена своим кругом методов. Методами психолого-педагогической диагностики являются способы изучения личности.
Существенной особенностью диагностики является ориентация на норму. Норма является количественными границами, в которых находится наиболее типичная часть обследуемой группы.
Психолого-педагогическая диагностика является системой, основу которой составляют ряд психолого-педагогических теорий, методологии и методики, которые предоставляют возможность дать точную оценку учебных достижений школьников, эффективности педагогической деятельности, развития психических свойств, которые достигнуты индивидом или группой.
Были рассмотрены следующие методы:
— Наблюдение является целенаправленным восприятием фактов, процессов или явлений, которое может быть непосредственным, осуществление которого проводят при помощи использования органов чувств, или косвенным, которое основывается на информации, получаемой от различных приборов и средств наблюдения, а также других лиц, которыми непосредственно проводилось наблюдение.
— Опрос может проводиться в устной форме (беседа, интервью) и в виде письменного или анкетного опроса,
— Интервью принято проводить в виде устного опроса, беседы, предварительно обдумывая вопросы, но формулируя их приближенно, в произвольной последовательности.
— В процессе разработки вопросов для анкеты, педагог должен четко представлять себе, что в конечном итоге желает узнать.
— Эксперимент является научно поставленным опытом, связанным с проведением наблюдения за исследуемыми явлениями в создаваемых и контролируемых исследователем условиях.
Литература
1. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика : учеб./ Л.Ф. Бурлачук. -2-е изд., перераб. и доп. -М.: Питер, 2009
2. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога : учеб. пособие под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. -2-е изд., стер. . -М.: Академия, 2008
3. Психологическая диагностика: учеб.: рек. УМО/ под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. -3-е изд., перераб. и доп.. -СПб.: Питер, 2008
4. Психолого-педагогическая диагностика : учеб.-метод. комплекс для спец. 050711 -Социальная педагогика/ АмГУ, ФСН; сост. С. С. Степанова. -Благовещенск: Изд-во Амур. гос. ун-та, 2009
5. Практическая психодиагностика : методики и тесты/ ред., сост. Д. Я. Райгородский. -Самара: БАХРАХ — М, 2012
6. Ратанова Т.А. Диагностика умственных способностей детей : учеб. — метод. пособие/ Т. А. Ратанова. -3-е изд., испр. . -М.: Моск. психол.- соц. ин-т, 2012
11