14.Этапы возникновения психических и поведенческих расстройств

4.Уровни психопрофилактики : первичный, вторичный и третичный.Под психопрофилактикой в медицине «принято понимать систему мероприятий, направленных на изучение психических воздействий на человека, свойств егопсихикии возможностей предупрежденияпсихогенныхипсихосоматическихболезней».Различают первичную, вторичную и третичную психопрофилактику.Первичная психопрофилактика. Она «включает охрану здоровьябудущих поколений, изучение ипрогнозированиевозможныхнаследственных заболеваний,гигиенубракаизачатия, охрану матери от возможных вредных влияний на плод и организациюродовспоможения,раннее выявлениепороков развитияуноворождённых, своевременное применение методов лечебно-педагогическойкоррекции на всех этапахразвития».Вторичная психопрофилактика Это система «мероприятий, направленных на предупреждение опасного для жизни или неблагоприятного течения уже начавшегося психического или другого заболевания». Выделяют они и дают определение ещё одного вида — третичную профилактику. «Третичная профилактика — система мероприятий, направленных на предупреждение возникновения инвалидностипри хронических заболеваниях. В этом большую роль играет правильное использование лекарственных и других средств, применение лечебной и педагогической коррекции и систематическое использование мер реадаптации».

7. Понятие психического здоровья. Психическое здоровье(мента́льное здоровье)- это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия и эффективного функционирования для человека и для сообщества. Это основное понятие психического здоровья соответствует его широким и разнообразным интерпретациям в разных культурах.

Выделяют следующие основные фазы развития психологических нарушений: пре- и перинатальная (до и во время родов), фаза первичной социализации, фаза непосредственно перед возникновением расстройства (продромальная), дебют, фаза после возникновения расстройства.

В первой фазе — до и во время родов — критическое значение для последующего развития психических расстройств имеют генетические факторы воздействие токсических, инфекционных агентов во время беременности, характер протекания родов и особенности родовспоможения, отношение родителей к будущему ребенку и характер их взаимодействия с младенцем, характер отношений в семье новорожденного, экологические факторы.

12 стр., 5777 слов

Внутренняя гармония и психическое здоровье

... сути модели психического здоровья личности на основе комплексного, системного подхода. Далее предстоит рассмотреть внутреннюю гармонию человека и факторы влияющие на психологическое здоровья человека, знание ... виде они складываются и развива­ются исторически как созидательные силы, направлен­ные на использование и преобразование собственных потенциальных возможностей, общества и природной сре­ды. ...

Во второй фазе — первичной социализации — на развитие психических нарушений могут повлиять инфекции, оказывающие негативное воздействие на мозг (прямое или токсическое), но ведущую роль на этом этапе начинают играть социально-психологические факторы: характер отношений с родителями и сверстниками Первая и вторая фазы формируют уязвимость (биологическую и личностную в виде набора специфических черт характера) к развитию психических расстройств. Дальнейшая возможность возникновения расстройства зависит уже от действия пусковых (триггерных) факторов: если уязвимость низкая, то потребуется действие существенных пусковых факторов, если же уязвимость высокая, достаточно будет и меньших по силе пусковых факторов.

На продромальной фазе развития психических расстройств начинается действие пусковых факторов болезни. Основным пусковым фактором здесь является психологический стресс, возникающий в результате резко изменяющихся привычных условий или хода жизни человека. Расстройство могут вызвать как однократно действующие стрессовые события, так и повторяющиеся. Многое здесь определяет качество восприятия событий и реальности самим человеком: одно и то же событие может для одного человека носить стрессорный характер, а для другого – нет

Дебют — первое проявление болезненных признаков расстройства, когда у человека перестают срабатывать привычные способы совладания со стрессовыми ситуациями и наступает состояние дезадаптации, неадекватности поведения обстоятельствам жизни.

Фаза после возникновения расстройства (дебюта болезни) связана с действием факторов, поддерживающих нарушенное протекание психической деятельности (поведение).

15.Основные факторы возникновения психических и поведенческих расстройств

В соответствии с биопсихосоциальной моделью болезни, большинство психических и поведенческих расстройств имеют многофакторную природу. Генетические факторы определяют мозговые структуру и механизмы «инструментов» психической деятельности и отвечают за диапазон индивидуальных различий в поведении человека. Именно гены закладывают фундамент уникальности психологического облика индивида. Вероятность получения одного и того же набора генов двумя организмами, рожденными в результате слияния двух половых клеток родителей, равна 1:223, т. е. менее одного шанса на более чем 64 триллиона возможных комбинаций /34/. Гены оказывают влияние, прежде всего на строение и биохимическую активность материального субстрата психики — мозга. Психические расстройства, как правило, связаны с действием не одного, а нескольких генов. В современной психогенетике есть предположение, что возникновение психических расстройств является необходимым следствием генетического многообразия вида Homo Sapiens, поскольку люди с отклонениями от среднестатистического «норматива» психических функций выполняют роль своеобразного природного «резервуара», за счет которого в природе поддерживается уровень распространенности и степень выраженности определенных психических функций

13 стр., 6491 слов

4. Нарушения психического развития под влиянием фактора полной ...

... готовность». Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в ... его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школьника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно значимым и общественно оцениваемым ...

Биохимические факторы отвечают за скорость и эффективность передачи нейронных импульсов, специфичность рецепторов, характер взаимодействия нервных клеток между собой, инициацию и настройку нервных процессов. К биохимическим факторам относят биогенные амины (дофамин, норадреналин, серотонин) и аминокислоты, деятельность эндокринной и иммунной систем. Биогенные амины являются наиболее значимыми нейромедиаторами. Дофамин обеспечивает целесообразное и целенаправленное поведение за счет регулирования процессов восприятия, внимания и познания.

Эндокринные процессы обеспечивают адаптивные способности к психоэмоциональным нагрузкам, оптимизируют способность ЦНС реагировать на внешние стимулы, мобилизуют энергетические резервы организма при стрессах.Несмотря на обнаруженную связь ЦНС и иммунных процессов, до сих пор не ясно, как иммунная система может определять психические процессы.

Нейрофизиологические факторы выступают материальной основой психических процессов, т. е. тем, посредством чего осуществляется психическая деятельность человека. Любой психический процесс — восприятие, внимание, память, эмоции — связан с какими-то физиологическими переменными. Нейрофизиологические процессы ориентировки и габитуации5 определяют то, что выбирает человек из непрерывного потока раздражителей в качестве специфических и информативных для реализации своих целей признаков среды.

психофизиологическим факторам психических расстройств относится общая физиологическая активность организма, влияющая на протекание психических процессов. Психофизиологическими факторами является деятельность центральной и периферической (автономной) нервной системы, нервно-мышечная активность, деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, желудочно-кишечной, эндокринной систем. Все эти факторы связаны с процессами активации психики в условиях, побуждающих к кратковременным или стойким функциональным изменениям психической деятельности.

Личностные факторы связаны с влиянием приобретенных в ходе развития (социализации и воспитания) психологических черт, повышающих уязвимость перед возникновением психических и поведенческих расстройств. Интегральной личностной способностью, обеспечивающей гибкую адаптацию к различным стрессовым ситуациям, является способность совладания со стрессом (копинг).

Совладание связано с наличием у человека психических сил, позволяющих открыто признавать имеющиеся проблемы с целью дальнейшего их разрешения.

К социально-психологическим факторам психических расстройств относятся характеристики общения и межличностного взаимодействия, статусно-ролевые позиции в общении и взаимодействии, а также социальные установки (аттитюды) и представления.

Социологические факторы связаны с характеристиками социального пространства, в котором совместно проживают люди с психическими и поведенческими отклонениями и люди, соответствующие общепринятым кормам. К этим факторам относятся: доступность помощи, поддержки, соответствие предлагаемой помощи реальным потребностями и нуждам людей с отклонениями, возможность организации жизни с учетом индивидуальных особенностей

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... противоречия позволили определить ПРОБЛЕМУ : поиск психолого-педагогических условий музыкально-творческого развития детей среднего дошкольного возраста через воспитание у них музыкально-творческих ... Ильенков) психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...

17.Понятие гестационной доминанты.Психологический компонент гестационной доминанты

Специалисты установили, что эмоциональное состояние будущей матери напрямую связано с эмоциональным состояние малыша, однако отношение женщины к своей беременности так же тесно связано с взаимоотношениями, складывающимися в ее семье.Все это во многом определяет такое понятие, как психологический компонент гестационной доминанты. Термин “гестация” в основном переводится как “носить в себе” и означает беременность, а доминанта – это преобладание, т.е. гестационная доминанта – это когда беременность для женщины становится важным и основным процессом, на котором сосредоточено все внимание женщины. Психологический компонент гестационной доминанты или попросту беременности – это комплекс механизмов психической саморегуляции, которые включаются в момент беременности и направлены на сохранение беременности и создание всех необходимых условий для благополучного развития ребенка. Кроме того данные механизмы саморегуляции формируют отношение женщины к беременности и определяют ее поведение.Типы психологического компонента:Оптимальный тип. Женщина ответственно относится к своей беременности и без лишней тревоги оценивает свое состояние.

Она вовремя становится на учет в женскую консультация, выполняет рекомендации врача и продолжает вести активный образ жизни. Как правило в такой семье взаимоотношения между супругами гармоничные и ребенок желанный обоими партнерами.Тревожный тип. У женщины ярко выражена тревога, что оказывает влияние на ее физическое самочувствие. Тревога может быть оправданна (заболевания, материальные трудности), однако чаще всего беременная женщина либо преувеличивает трудности, либо не может объяснить причину тревоги. Эйфорический тип. Данные тип часто встречается у женщин, которые длительно не могли забеременеть, а также у женщин с истерическими чертами личности (эгоцентризм, жажда внимания со стороны, восхищения и сочувствия, потребность в признании).Депрессивный тип. Характеризуется сниженным фоном настроения у беременной, женщина так желавшая ребенка, может вдруг утверждать, что не хочет его, что не сможет выносить и родить здорового ребенка. Гипогестогнозический тип. Часто встречается у женщин, которые не закончили учебу или не хотят расставаться с любимой работой, зачастую беременность является не запланированной и неожиданной для женщины. Гестационная доминанта определяет направленность всех этих изменений на создание определенных условий для развития ребенка.

18.Воздействие тератогенов на развитие эмбриона и плода

Тератогенность- способность вызывать пороки развития у плода.

4 стр., 1755 слов

1. Ребенок от первой, удовлетворительно протекавшей беременности. ...

... ( дренирование кисты, шунтирующая операция) Прогноз: дня жизни хороший, для дальнейшего развития хороший. 4. Ребенок 3 месяцев, поступил в стационар по поводу задержки двигательного и психического ... токсоплазмоза, никакое лечение эффекта не принесет. Прогноз для жизни пессимистический (в состоянии децеребрации последующие инфекции приведут к летальному исходу), для выздоровления пессимистический. 5. ...

Тератогенное действие (с греч. «чудовище, уродство») — нарушение эмбрионального развития под воздействием тератогенных факторов — некоторыхфизических, химических (в том числе лекарственных препаратов) и биологических агентов (например, вирусов) с возникновением морфологических аномалий и пороков развития.Ч увствительность к тератогенному воздействию зависит от стадии эмбрионального развития.Максимальная чувствительность к тератогенным факторам у эмбриона человека приходится на 18-60-е сутки развития, то есть период интенсивной клеточно-тканевой дифференциации и органогенеза. По окончании этого периода неблагоприятные воздействия обычно приводят не к порокам развития, а к недоразвитию или функциональной незрелости органов плода..Наиболее изученными видами тератогенного воздействия считаются следующие:

  • Ионизирующее излучение (рентгеновские лучи, воздействие радиоактивных изотопов).

    Кроме прямого действия на генетический аппарат, ионизирующее излучение обладает токсическим эффектом и является причиной многих врожденных аномалий.

  • Тератогенные инфекции, т.е. инфекционные заболевания, передающиеся от матери плоду
  • Алкоголь
  • Никотин
  • Воздействие токсических химических веществ.

24. Депривация,ее виды.Реабилитация

Депривация — психическое состояние, при котором люди испытывают недостаточное удовлетворение своих потребностей. В социологии используются понятия абсолютной и относительной депривации. В социальной психологии используют понятие относительной депривации и фрустрации. Абсолютная депривация — невозможность для индивида или социальной группы удовлетворять свои базовые потребности из-за отсутствия доступа к основным материальным благам и социальным ресурсам: продуктам питания, жилищу, медицине, образованию и т. д. Относительная депривация представляет собой субъективно воспринимаемое и болезненно переживаемое несовпадение «ценностных ожиданий» (блага и условия жизни, которые, как полагают люди, они заслуживают по справедливости) и «ценностных возможностей» (блага и условия жизни, которые люди, как опять же им представляется, могут получить в реальности).длительная депривация крайне опасна.

1. Стимульная (сенсорная) депривация: пониженное количество сенсорных стимулов или их ограниченная изменчивость и модальность.

2. Депривация значений (когнитивная): слишком изменчивая, хаотичная структура внешнего мира без четкого упорядочения и смысла, которая не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне.

3. Депривация эмоционального отношения (эмоциональная): недостаточная возможность для установления интимного эмоционального отношения к какому-либо лицу или разрыв подобной эмоциональной связи, если таковая уже была создана.

20 стр., 9852 слов

Влияние депривации на психическое развитие личности в детском возрасте

... исследования: влияние депривации на психическое развитие личности в детском возрасте. Цель исследования: изучить особенности влияния различных видов психической депривации на развитие личности ребёнка. В ... качестве гипотезы исследования сформулировано предположение о том, что психическая депривация в детском возрасте ...

4. Депривация идентичности (социальная): ограниченная возможность для усвоения автономной социальной роли.

Выход- зависит от вида депривации…этот процесс не запускать и работать с помощью специалиста над теми процессами, которые являются причинными. Работать с потребностями.

25. Причины возникновения эмоц. Нарушен у детей

 Болезненно повышенная чувствительность, ранимость эмоциональной сферы с плохой переносимостью обычных по своей силе воздействий внешней среды. Слабость общего и психического тонуса, обуславливающая низкую способность к сосредоточению внимания, формированию произвольных форм поведения, повышенную пресыщаемость в контакте с окружающим. Затруднения в общении со сверстниками и взрослыми: Некорректное поведение взрослых или педагогического состава в отношении ребенка. Семья группы риска, неблагополучная семья, отсутствие родительского внимания. Частые ссоры между родителями. страхи, наказания со стороны родителей, противоречивые требования родителей, агрессивное поведение взрослых

26. Проблемы детско-материнских и отцовских отношений

Проблема формирования адекватных детско-родительских взаимоотношений встает с самых первых дней жизни ребенка и имеет важное теоретическое и практическое значение. Центральное место в этой проблеме занимает вопрос об условиях и факторах, влияющих на зарождение и развитие взаимоотношений ребенка и взрослого. Тут можно вспомнить стили родительского воспитания+возраст ребенка.

Авторитарный,либеральный,отвергающий,индифферентный,гипперсоциальный,эгоцентричный,автрритетный стиль воспитания в дальнейшем формирует отношения. Проблемой может стать отторжение одного родителя от семьи, мама опекает, а папа строгий….

36. Влияние информационных технологий на психическое развитие ребенка.Интернет-аддик

Интернет-аддикция — феномен психологической зависимости от сети Интернет, проявляющийся в своеобразном уходе от реальности, при котором процесс навигации по сети затягивает субъекта настолько, что он оказывается не в состоянии полноценно функционировать в реальном мире. 

Ребенок зачастую лишен реального общения, он как бы изолирован от общества, что может привести к замкнутости в себе, отстающему социальному развитию. Информац. технологии зачастую дезинформируют детей, происходит внушение лишней информации, которая направлена на разрушение психики ребенка. много рекламы, много грязи, много жестоких и пугающих вещей, которые формируют у ребенка страхи, которые разрушают психику не только ребенка, но и взрослого.

38.Понятие стресса. Общий адаптационный синдром.

Стресс — это реакция человеческого организма, возникающая в ответ на действие раздражителя независимо от того, какой он несет заряд — отрицательный или положительный.

Отличительные признаки стресса

Распознать, что человек находится в состоянии стресса, довольно просто. Главный признак — изменение поведения. Чаще всего встречаются:

18 стр., 8901 слов

Психология профессионального выгорания педагогов

... как синдром связанный с эмоциональным истощением, ощущениями неэффективности в профессиональной сфере, выступающие как ответ организма на хронические и межличностные стрессоры в работе. Именно они ... конфликтностью, высоким уровнем стресса. Все это ставит педагогов под угрозу развития у них синдрома эмоционального выгорания. Психологическое здоровье учителей рассматривается как одна из важных ...

•повышенная раздражительность и неадекватная реакция на малейшее затруднение;

•снижение активности и, соответственно, уменьшение количества успешно выполненных дел;

•частое желание спорить и излишняя критичность к вещам, которые раньше вполне устраивали;

•потребность в алкоголе для повышения уверенности в себе;

•постоянное уныние и жалость к себе;

•потеря контроля над ситуацией: невозможность справиться со множеством проблем, требующих одновременного и немедленного решения;

•нежелательные реакции организма, как то: учащенное сердцебиение, расстройство желудка

Адаптационный синдром — общий адаптационный синдром, совокупность общих защитных реакций, возникающих в организме животных и человека при действии значительных по силе и продолжительности внешних и внутренних раздражителей; эти реакции способствуют восстановлению нарушенного равновесия и направлены на поддержание постоянства внутренний среды организма — Гомеостаза. Понятие А. с. выдвинул канадский учёный Г. Селье (1936).

Факторы, вызывающие развитие А. с. ( резкие изменения температуры, физическая и психическая травма, большая мышечная нагрузка, кровопотеря, многие фармакологические воздействия и др. Основные признаки А. с. — увеличение коры надпочечников и усиление их секреторной активности, уменьшение вилочковой железы, селезёнки, лимфатических узлов, изменение состава крови (лейкоцитоз, лимфопения, эозинопения), нарушение обмена веществ (с преобладанием процессов распада), ведущее к похуданию, падение кровяного давления и др. Развитие А. с. проходит 2 или 3 стадии, 1-я — стадия тревоги, продолжается от 6 до 48 часов и делится на фазы шока и противошока; на этой стадии усиливаются выработка и поступление в кровь гормонов надпочечников — глюкокортикоидов и Адреналина, организм перестраивается, приспосабливается к трудным условиям, 2-я — стадия резистентности, когда устойчивость организма к различным воздействиям повышена; к концу этой стадии состояние организма нормализуется и происходит выздоровление. Если действие раздражителей велико по силе и продолжительности, то наступает 3-я стадия — стадия истощения, которая может завершиться гибелью организма.

40.Помощь в преодолении стрессовых состояний

Способы борьбы со стрессом

  • Релаксация – расслабление организма (аутотренинг).

    Снятие мышечного напряжения, а затем и психологического (с помощью мелодий для релаксации и т.д.).

  • Правильное питание. На фоне нервных и физических перегрузок недостаток некоторых жизненно важных пищевых компонентов порой становится той самой причиной, которая усугубляет стрессовое состояние, а в некоторых случаях даже является прямым толчком к его возникновению.
  • Разрядка по восточным методикам (методика правильного дыхания, некоторые упражнения йоги, массаж и т.д.).
  • Плеск воды и благоухание масел (ванны, бани, контрастный душ, закаливание, ароматерапия – травяные средства для ванн, использование эфирных масел и т.д.).
  • Лекарственные настои.
  • Окружающая природа как источник положительной и отрицательной энергии (использование биоэнергетики окружающего мира – планет, растений, животных).
  • Цветотерапия (цветовая гамма интерьера может не гармонировать с нашим эмоционально – психическим состоянием).

Переключение на другие виды деятельности (хобби и т.д)

14 стр., 6591 слов

Оценка и прогнозирование профессиональной надежности педагогов

... профессиональной надежности педагогов. Объект исследования: психологические аспекты профессиональной надежности педагогов. Предмет: связь между показателями оценки и прогнозирования профессиональной надежности педагогов. ... результатом надежного функционирования различных подсистем организма и психики человека. Своим утверждением ... высокой ценой ошибки, риском для здоровья и жизни. Многие авторы ( ...

41.Техники релаксации

Релаксация — это снятие психического напряжения. Релаксация возникает как непроизвольная или произвольная реакция в результате особой работы человека над собственным психическим состоянием и связана с умением отвлечься от неприятных мыслей и эмоций путем сочетания физического и умственного расслабления.

Техники:

  • Дыхание: Обычно рекоммендуют ритмичное дыхание. Например, мне наиболее подходит схема 4-2-4. То есть, 4 сек вдох, 2 задержка, 4 сек — выдох. Причем, задержка — это не перекрытие дыхание, а тоже Процесс. Процесс перехода вдоха в выдох и наоборот. Едва уловимый, когда кажется, что дыхание почти остановлено.
  • Дыхательная релаксация по методу йогов 10 дыхательных циклов за подход, в 1—3 подхода с перерывами.
  • Прогрессивная мышечная релаксация рекомендуют сильно напрягать каждую мышцу в течение 5—10 секунд, а затем в течение 15—20 секунд концентрироваться на возникшем в ней чувстве расслабления.
  • Визуализация: является использованием приятных или релаксирующих образов для успокоения души и тела. Путем контроля дыхания и визуализации успокаивающих образов, может возникнуть состояние глубокой релаксации.
  • Йога: как восстановление баланса и гармонии тела, эмоций путем многочисленных постуральных и дыхательных упражнений.
  • И т.д.

42. Психическое здоровье педагогов. Психогигиена пед. Деятельности

Профессиональная деятельность педагогов одна из немногих является предельно приближенной к основному (биологическому) смыслу жизни – сохранению себя, своих индивидуальных особенностей в последующих поколениях, так как учитель, даже будучи ограничен рамками образовательной программой, неизбежно субъективно реализует цели и задачи обучения, воспитания и развития, тем самым имеет величайшую по своей ценности возможность формирования «по своему образу и подобию» личности учащихся. Одна только эта идея, при должном ее позиционировании в системе смысложизненных ориентаций педагога, способна творить чудеса – помогать преодолевать объективные препятствия и субъективное сопротивление, создавать «новое» с опорой на «избранное старое», воодушевлять и организовывать, сохранять динамику поступательного движения (развития) даже в состоянии покоя и релаксации. В педагогической деятельности стали равноправными понятия «сохранение психологического здоровья» и «сохранение психического здоровья». Это относится как к ученикам, так и учителям. В настоящее время профессия педагога относится к наиболее стрессогенным. По данным исследований,  у трети учителей показатель степени социальной адаптации равен или ниже, чем у больных неврозами 

17 стр., 8424 слов

Профессиональный стресс и психосоматические заболевания людей

... и на организационную среду и эффективность организации в целом. Профессиональный стресс – это многоплановый феномен, совокупность ... Рост интереса к профессиональным стрессам в последнее время не случаен, так как их негативные последствия влияют не только на психическое и физическое здоровье отдельного работника, но ...

  • Содействие осознанию учителями ценности профессионального здоровья.
  • Формирование знаний и умений по охране и укреплению профессионального здоровья.
  • Расширить представления учителей о психическом здоровье личности, профессиональном здоровье педагога.
  • Выявить проблемы психогигиены педагогической деятельности в коллективе.
  • Содействовать формированию установки на самоценность профессионального здоровья как фактора профессионального долголетия
  • Содействовать формированию знаний и умений по охране и укреплению профессионального здоровья педагогов.
  • Проанализировать возможность применения педагогических технологий для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Эмоциональное выгорание педагога