Психическая деятельность человека. Учение иИ.П.Павлова

Психическая деятельность человека.Учение И.П. Павлова.Высшая нервная деятельность при психических заболеваниях.

Психическая деятельность человека.Учение И.П. Павлова.Высшая нервная деятельность при психических заболеваниях. Современное учение о высшей нервной деятельности создано И.П. Павловым, который творчески развил и экспериментально обосновал идеи И.М. Сеченова.

И.М. Сеченов в труде «Рефлексы головного мозга» еще в 1863 году утверждал, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы».

Рефлексы были известны еще в допавловский период. Р. Декарт (1596—1650 гг.) под рефлексом понимал движение, осуществляемое независимо от сознания в ответ на определенные раздражения. В дальнейшем под рефлексами стали понимать реакции организма, осуществляемые только низшими отделами центральной нервной системы.

Рефлекторной деятельности противопоставлялась психическая деятельность головного мозга, психическая деятельность, не поддающаяся объективным методам изучения.

И.П. Павлов нашел способы и приемы, с помощью которых экспериментально доказал, что психические явления могут быть столь же точно изучены, как и явления, относимые к рефлекторным.

Благодаря применению условно рефлекторного метода сложная психическая деятельность, исследовавшаяся ранее только с помощью субъективных методов, стала доступной для объективного изучения.

Условный рефлекс стал для физиологии «центральным явлением», пользуясь которым оказалось возможным наиболее полное и точное изучение как нормальной, так и патологической деятельности больших полушарий.

Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности заложило основу для всестороннего изучения и понимания психических процессов человека. Оно позволило раскрыть и понять самые сложные явления психической деятельности.

Психика человека не является неизменным качеством. Она совершенствуется в процессе развития, присущего живой природе. Доказано, что формирование психики человека обусловлено трудом, внешними воздействиями и условиями существования. Труд явился первым и главнейшим фактором в формировании человека и его сознания. В трудовой деятельности возникли речь и язык.

5 стр., 2461 слов

«Внутренний человек» в психологическом учении Августина

"Внутренний человек" в психологическом учении Августина Ф.В. Петров Представление о том, что женщина в ее телесной данности уступает мужчине, было традиционным для античных и христианских авторов. Однако в христианском богословии было разработано учение о том, что человек несет в себе образ Божий; при этом образ Божий в человеке связывался не с его телесностью, а только с внутренним человеком, ...

Теоретические исследования по судебной психиатрии и экспертная практика в нашей стране опираются на данные учения о высшей нервной деятельности, психиатрической клиники, психологии, юридической науки и основные положения биологии.

Безусловные и условные рефлексы.

В основе деятельности нервной системы лежат безусловные и условные рефлексы в их сложном взаимодействии. Анатомической основой рефлекса является рефлекторная дуга. Последняя включает в себя воспринимающую или рецепторную часть: органы чувств (рецепторы) с окончаниями чувствительного нерва. Здесь внешние раздражения преобразуются в нервное возбуждение, которое передается в центральную нервную систему по чувствительному волокну. Второй составной частью рефлекторной дуги является и цепь нервных клеток, по которым возбуждение распространяется внутри центральной нервной системы, пока не дойдет до той нервной клетки, которая посылает импульс по центробежным волокнам к определенному органу. Третьей составной частью рефлекторной дуги являются центробежные волокна и нерв, по которому передается возбуждение на рабочий орган и иннервируемую ткань.

Рефлекторная дуга может иметь более сложное строение, а также большее количество составных элементов, особенно в центральном звене — в центральной нервной системе.

Начальную часть ее представляют нервные окончания, находящиеся в органах зрения, слуха, вкуса, обоняния, кожных рецепторах, внутренних органах, суставах, мышцах.

Сложный нервный аппарат, состоящий из воспринимающего прибора — рецептора, проводящей части нерва и высших центров в коре больших полушарий головного мозга, И.П. Павлов назвал анализатором. Таким образом, в понятие анализатора входят нервные окончания воспринимающего органа, проводящий нерв и клетка центральной нервной системы — коры головного мозга.

Основная масса корковых клеток каждого анализатора расположена, как уже указывалось, в определенных областях мозга. Это ядро анализатора.

С деятельностью коркового отдела анализаторов связано образование условных рефлексов.

6 стр., 2848 слов

Высшая нервная деятельность 3

... являются основой для формирования условных рефлексов. Нервные связи безусловных рефлексов относительно постоянны. Они сохраняются в течение жизни. Рефлекторная дуга безусловных рефлексов может проходить через любые отделы ... истории человеческой культуры, которые протекают бессознательно и подсознательно. Кора головного мозга является контрольным звеном отбора информации, регуляции эмоций и сознания. ...

Безусловные рефлексы- это врожденные, передающиеся по наследству, постоянные, однотипные, сразу же возникающие ответы организма на относительно немногие определенные раздражители. Раздражения, вызывающие рефлексы, в одних случаях могут исходить из внешнего мира: звуковые, световые, осязательные, обонятельные раздражения, которые воспринимаются рецепторами — специальными приспособлениями в ухе, глазу, обонятельном органе, в коже воспринимающего. Воздействия, воспринимаемые рецепторами, передаются по чувствительным нервам в центральную нервную систему (в спинной или головной мозг).

Оттуда импульсы по нервным волокнам направляются к мышцам, железам и другим органам, отвечающим на воздействие. Это — путь безусловного рефлекса.

Безусловными рефлексами являются: мигание века в ответ на освещение глаза, глотание в ответ на раздражение пищей мягкого нёба, отдергивание конечности при уколе кожи, кашель и чихание при раздражении слизистой оболочки дыхательного горла и носоглотки, выделение слюны при раздражении слизистой рта.

Безусловные рефлексы могут осуществляться как спинным и продолговатым мозгом, так и некоторыми подкорковыми образованиями и протекать неосознанно при выключении высших отделов центральной нервной системы или осознаваться после поступления импульсов в кору головного мозга.

Рефлекторная деятельность спинного и стволовой части головного мозга охватывает лишь узкий круг ответных реакций, обеспечивающих наиболее простые формы поведения. Для высокоорганизованных животных необходимы более сложные формы рефлекторной деятельности, осуществляемые высшими отделами мозга — корой и подкоркой. Последняя (подкорка) в сложной рефлекторной деятельности играет значительную роль, она поддерживает тонус, необходимый для работы коры, и является как бы источником энергии для нее.

Безусловные рефлексы сложного характера, касающиеся врожденных пищевых и половых функций, и поведения, связанного с самозащитой и заботой о потомстве, называются инстинктами. Проявлением их является постройка птицей гнезда, сосательные движения губ ребенка, клевательные движения только что вылупившегося цыпленка и т.п.

Условный рефлекс- это временный, появившийся в процессе индивидуальной жизни, сложный и вместе с тем нестойкий, быстро видоизменяющийся, не всегда одинаковой силы и разнообразный по характеру ответ организма на раздражение.

12 стр., 5965 слов

Выработка условного рефлекса в экспериментах И.П. Павлова

... условных рефлексов. Сам процесс формирования условного рефлекса заключается в образовании связи между двумя очагами возбуждения, вызванными условным и безусловным раздражителями. [3] 2.5 Проблема наследования условных рефлексов ... находящемуся в продолговатом мозгу. Из него по центробежным нервам нервное возбуждение направляется к слюнным железам, вызывая отделение слюны. Но одновременно ...

Условный рефлекс образуется путем установления при определенных условиях связи между безусловным рефлексом и безразличным, индиферентным для данного органа раздражителем. Условные рефлексы вырабатываются при повторном, иногда многократном совпадении во времени безусловного рефлекса с индиферентным раздражителем.

Установлено, что любые раздражители, всякие изменения в окружающем мире и в самом организме могут временно стать условными раздражителями. Условные рефлексы весьма чувствительны ко всякого рода изменениям во внешней и внутренней среде организма.

И.П. Павлов описывает условный рефлекс следующим образом: «Вольем в рот собаки умеренный раствор какой-нибудь кислоты: это вызовет обыкновенную оборонительную реакцию животного. Энергичными движениями рта раствор будет выброшен вон, наружу, и вместе с тем в рот (и потом наружу) обильно польется слюна, разбавляющая введенную кислоту и отмывающая ее от слизистой оболочки рта. Теперь — другой опыт: несколько раз любым внешним агентом, например, определенным звуком подействуем на собаку как раз перед тем, как ввести ей в рот тот же раствор. И что же? Затем будет достаточно повторить один лишь этот звук, и у собаки воспроизводится та же самая реакция, те же движения рта и то же истечение слюны».

Наблюдаемые в опыте оборонительные движения собаки и обильное выделение слюны при вливании в рот кислоты есть безусловные рефлексы. Те же ответные реакции, но возникающие не на вливание в рот кислоты, а на звук, будут условным рефлексом. Образовался данный условный рефлекс в связи с повторяющимся совпадением во времени безусловного рефлекса со звуком. Индиферентный для защитной реакции и выделения слюны звук превратился в условный раздражитель.

Условные рефлексы образуются, по-видимому, только в высших отделах центральной нервной системы — коре больших полушарий. Следует, однако, иметь в виду, что в выполнении любого коркового акта почти всегда участвуют и нижерасположенные отделы центральной нервной системы и, наоборот, как уже отмечалось, некоторые безусловные рефлексы выполняются при выключении коры больших полушарий.

6 стр., 2787 слов

Высшая нервная деятельность. Учение об условных рефлексах. Возрастные особенности условно – рефлекторной деятельности

... нервная деятельность определяется сложным взаимодействием процессов возбуждения и торможения в головном мозге. Поэтому различают безусловное торможение и условное торможение. Безусловное торможение– это врожденное торможение, ... значение. Безусловные рефлексы бывают: 1. Рефлексы новорожденных и детей ясельного возраста (1-2 года). Сосательный рефлекс, хватательный рефлекс (рефлекс Робинсона). 2. ...

При выработке условных рефлексов в коре мозга происходит замыкание нервной связи между нервными клетками, расположенными в отдельных областях коры, имеющими разное функциональное значение. Вследствие этого возбуждение клеток коры, ранее безразличных в отношении той или иной деятельности организма, начинает вызывать возбуждение и в тех корковых клетках, которые управляют данной деятельностью. Поэтому световое раздражение, обычно никакого отношения к пищевым рефлексам не имеющее, может быть превращено в агент, вызывающий слюноотделение, если такое раздражение несколько раз совпадало с актом еды или даже предшествовало ему.

На основе условного рефлекса может быть выработан также новый условный рефлекс второго и высшего порядка. Например, у собаки, у которой выработался стойкий условный рефлекс (например, выделение слюны) на световой сигнал, после нескольких сочетаний света с звуковым сигналом, последний также превращается в условный сигнал, вызывающий выделение слюны. Таким образом, возникает более сложный условный рефлекс — рефлекс второго порядка, образовавшийся на основе условного рефлекса первого порядка. У животных рефлекс второго порядка вырабатывается с большим трудом и менее стоек по сравнению с условным рефлексом первого порядка.

И.П. Павлов считал вероятным наследственное закрепление биологически особо необходимых условных рефлексов, повторяющихся у многих поколений. «Можно принимать, — писал он, — что некоторые из условных вновь образованных рефлексов позднее наследственностью превращаются в безусловные».

Основные закономерности высшей нервной деятельности.Деятельность нервной системы основана на процессах возбуждения и торможения, находящихся между собой в постоянно изменяющихся соотношениях. Возбуждение, возникнув в определенной области центральной нервной системы, распространяется дальше, захватывая новые участки коры мозга и ближайшую подкорку. Процесс возбуждения может и концентрироваться, т.е. сосредоточиваться в определенном участке. Стойкие, временно господствующие в центральной нервной системе очаги возбуждения были изучены. А.А. Ухтомским и названы доминантными.

12 стр., 5985 слов

Оловной мозг и центральная нервная система

Соотношения между нашим строением, характером и болезнями ОГЛАВЛЕНИЕ Головной мозг и центральная нервная система Сосуды головного мозга Лоб и височно-теменная область справа 2 стр. Центр лба и передний отдел головного мозга, гипофиз Лоб и височно-теменная область слева Затылочно-теменная область слева Затылочно-теменная область справа 3 стр. Задние и нижние отделы головного мозга Верхние отделы ...

Для доминантного очага (или доминанты) характерна способность накапливать, притягивать к себе все более слабые возбуждения, мобилизовать все приходящие в центральную нервную систему импульсы на осуществление определенного акта и тормозить способность других центров отвечать на импульсы, имеющие к ним прямое отношение.

А.А. Ухтомский впервые обратил внимание, что интенсивность начавшегося у собаки акта дефекации не ослабевает от возникающих в этот период привходящих раздражений, а, наоборот, еще больше усиливается и пока акт дефекации не закончился, собака как бы прикована к месту. Происходит это так потому, что возникший корковый очаг возбуждения, связанный с актом дефекации, являясь доминантным очагом, оказывает тормозящее влияние на другие рефлексы. В то же время поступающие в центральную нервную систему не столь сильные раздражения не ослабляют силу доминантного очага, а, наоборот, усиливают его. Сосательные движения младенца не ослабевают при посторонних, не очень сильных раздражениях, а, наоборот, усиливаются.

Однако слабое раздражение, усиливающее основной доминантный очаг возбуждения, при нарастании его силы может привести к возникновению нового доминантного очага возбуждения, вызвав угасание прежней доминанты.

Процессы, лежащие в основе доминантного очага возбуждения, можно установить на таком психологическом процессе, как внимание. Слабо доносящиеся звуки музыки могут не отвлекать внимания, а, наоборот, заставляют еще больше сосредоточиться. С усилением звуков музыки внимание переключается уже на музыку, и ее звуки тогда становятся доминирующими в нашем сознании, мешая продолжение работы.

Торможение в нервной системе участвует как в образовании условных рефлексов (при дифференцировке раздражителей), так и при угасании их. И.П. Павлов различал внешнее безусловное торможение, которое может иметь место во всех отделах нервной системы, и внутреннее, условное, развивающееся только в коре больших полушарий.

8 стр., 3610 слов

Механизм развития алкогольного поражения центральной нервной и сердечнососудистой системы

... процесс торможения в мозге, а затем наступает ослабление и процесса возбуждения, изменяется подвижность обоих процессов. И. П. Павлов называл алкоголь парализатором нервной системы. Парализующее ... действие алкоголя на высшие отделы центральной нервной системы ...

Видом внешнего торможения является так называемое охранительное торможение, возникающее как защитная реакция нервной системы при чрезмерно сильных раздражениях или при раздражителях, действующих слишком долго.

Охранительное торможение по физиологическому механизму является также и запредельным. Клетки коры мозга в результате падающих раздражений, превышающих их функциональные возможности и предел выносливости, автоматически выключаются, затормаживаются и благодаря этому избавляются от избыточного расходования вещества, связанного с процессом возбуждения, сохраняя свою жизнедеятельность. При сильном переутомлении мозга таким охранительным торможением является естественный сон, охраняющий жизнь клетки и восстанавливающий ее работоспособность. Внутреннее торможение и сон И.П. Павлов считал одним и тем же процессом в его физико-химической основе.

Примером запредельного торможения является состояние полной неподвижности и оцепенения у человека под влиянием внезапно возникшего сильного переживания, аффекта страха при катастрофе, несчастье, смерти близкого человека, и т.п.

Кроме внешнего торможения изучены явления внутреннего или активного торможения. Одним из случаев его является угасание условного рефлекса при многократном вызывании условным раздражителем без подкрепления безусловными. Так, может угаснуть выделение слюны на звонок при многократном повторении рефлекса без его подкрепления путем дачи пищи. Спустя некоторое время условный рефлекс может снова появиться самостоятельно, без подкрепления. Следовательно, в течение некоторого времени рефлекс находился в заторможенном состоянии. Такой процесс получил название угасательного торможения.

Возбуждение и торможение, как уже указывалось, не ограничиваются тем пунктом центральной нервной системы, в котором они возникли, а распространяются дальше на другие участки и разделы нервной системы с тем, чтобы потом вернуться и сосредоточиться в месте первоначального возникновения.

Процесс распространения возбуждения и торможения называется иррадиацией. Явление, противоположное иррадиации, представляющее собой сосредоточение указанных процессов в каком-либо ограниченном участке мозга, называется концентрацией нервных процессов.

Концентрация возбуждения и торможения может произойти и без предварительного иррадиирования. В таком случае возбуждение или торможение остается в пределах того очага, в котором они первоначально возникли.

Иррадиация и концентрация возбуждения и торможения зависят от силы раздражителя и вызываемых ими нервных процессов общего состояния коры мозга, а также от уравновешенности процессов возбуждения и торможения.

Взаимосвязь между двумя основными нервными процессами — возбуждением и торможением — выражается также в явлениях индукции. Сущность последней состоит в том, что возникновение одного из процессов (возбуждения или торможения) вызывает развитие другого, противоположного. Очаг возбуждения, возникший в каком-либо пункте коры мозга, воздействуя на другие соседние участки мозга, вызывает там торможение. Может быть и так, что возникшее в одном очаге нервной системы возбуждение в силу индукции переходит затем в торможение.

Поэтому различают индукцию одновременную, происходящую в разных пунктах (индукция в пространстве), и последовательную, происходящую в одном пункте, но в разное время (индукция во времени).

В обычной жизни раздражители возникают не в качестве изолированных, единичных явлений, а в виде комплекса всевозможных раздражителей. Кроме того, организм отвечает не одной изолированной реакцией, а комплексными. Коре головного мозга, таким образом, присуща системная деятельность.

Одной из наиболее сложных форм системной деятельности коры больших полушарий является так называемый динамический стереотип, при наличии которого однажды выработанные навыки и привычки осуществляются со значительной экономией нервной энергии, поскольку привычная деятельность осуществляется с большей легкостью, чем новая.

И.П. Павлов учением о высшей нервной деятельности дал возможность раскрыть физиологическую сущность таких сложных явлений, как сон и гипноз.

Сон — проявление распространенного торможения и полный охват им больших полушарий и некоторых подкорковых узлов. Такое торможение является вместе с тем и охранительным, поскольку возникает как только наступает перенапряжение или утомление клеток коры головного мозга. В состоянии сна кора головного мозга и лежащие под ней участки охватываются сплошным разлитым торможением.

Во время сна при недостаточной распространенности и небольшой интенсивности торможения коры и нижележащих отделов головного мозга могут возникать сновидения. Характер и содержание сновидений зависит от жизненного опыта лица, свежих или более отдаленных впечатлений, имевших место в бодрствующем состоянии, от факторов, действующих на спящего извне или исходящих от внутренних органов. При отдаленных звуках музыки спящему человеку может присниться концертный зал, при болезненных ощущениях со стороны сердца или кишечника возникают сновидения неприятного содержания.

Гипнотический сон несколько отличается от обычного сна. Гипнотический сон есть искусственно вызываемый, внушенный сон, возникающий в результате длительного действия ритмического монотонного раздражителя (свет, звук, голос гипнотизирующего и т.п.) на клетки мозга. При гипнозе кора находится в состоянии менее полного торможения и, кроме того, определенный участок мозга, так называемый «сторожевой пункт», остается незаторможенным, благодаря чему у загипнотизированного сохраняется частичный, избирательный контакт с внешним миром, связь усыпленного с усыпившим.

Состояние такого неполного сна с наличием «сторожевого пункта» известны в обыденной жизни. Заснувшая у постели своего ребенка мать не реагирует ни на какие, даже сильные, раздражения, но просыпается при незначительном шорохе, исходящем от ребенка.

В состоянии гипнотического сна под влиянием внушения переживаниям гипнотизируемого лица можно придать любое содержание. Загипнотизированный может так же, как и при обычном сновидении, переживать внушенные ему события.

Фазовые состояния. Между бодрствованием и сном имеют место переходные, так называемые промежуточные или фазовые состояния, при которых клетки коры мозга неодинаково выносливы к разным по силе раздражителям и реагируют на них не так, как в обычном, бодрствующем состоянии. Вначале сильные раздражители, трудно переносимые утомленными нервными клетками, вызывают слабую реакцию, на слабые же раздражители клетки реагируют с прежней силой. Таким образом, сильные и слабые раздражители уравниваются. Поэтому такое явление и получило название уравнительной фазы.

При дальнейшем углублении торможения сильные раздражители вовсе не вызывают реакции или реакция будет очень слабой и, наоборот, слабые раздражители вызывают большой силы ответную реакцию. Эта вторая фаза носит название парадоксальной. И, наконец, при еще большем развитии тормозного состояния может оказаться, что раздражитель вместо возбуждения вызывает торможение, а тормозной сигнал вызывает возбуждение в коре мозга. Такое состояние получило название ультрапарадоксальной фазы.

Наличием фазовых состояний объясняется ряд болезненных психических явлений, например, состояние оцепенения при кататоническом ступоре, с длительной (иногда достигающей нескольких лет) неподвижностью тела, отказом от пищи, молчанием и полной сохранностью воспоминаний об этом периоде.

Учение о первой и второй сигнальных системах. Условнорефлекторная деятельность, при которой действительность сигнализируется непосредственно раздражителями — звуком, светом и другими конкретными сигналами, присуща как человеку, так и животным. Такого рода деятельность, по учению И.П. Павлова, относится к так называемой первой сигнальной системе, в отличие от выдвинутого им же понятия о второй сигнальной системе.

Вторая сигнальная системаприсуща только человеку, обладающему речью. Это качественно более высокая форма нервной деятельности. О ней следует говорить тогда, когда воздействие на нервную систему оказывается не непосредственным, конкретным раздражителем, а словом, содержащим определенное понятие. Раздражителями в этих случаях являются не предметы или явления, а заменяющие их отвлеченные сигналы «в виде слов, произносимых, слышимых и видимых». Например, у человека выделяется слюна при раздражении слизистой рта непосредственно пищей. Это — безусловный рефлекс. Слюна может выделяться при звоне посуды во время подготовки к обеду. Это уже условный рефлекс, относящийся к первой сигнальной системе, поскольку вызывается конкретным раздражителем (звон посуды).

Но иногда слюна выделяется при одном упоминании о пище, например, при произнесении слова «обед». Выделение слюны в данном случае также является условным рефлексом, но относящимся к явлениям более сложного характера, ко второй сигнальной системе, так как рефлекс вызван не конкретным раздражителем, а словом, имеющим определенное смысловое значение.

При помощи второй сигнальной системы осуществляется высшее человеческое мышление, оперирующее понятиями.

Вторая сигнальная система — основа всей человеческой деятельности, высший регулятор поведения.

Вторая сигнальная система является способом связи человека с окружающей его социальной средой, средством «межлюдской сигнализации», допускающим известное абстрагирование от действительности, но вместе с тем позволяющим глубоко познавать окружающий мир, включая и социальную среду.

Типы нервной системы.Изучая высшую нервную деятельность на животных, И.П. Павлов и его последователи установили ряд особенностей в протекании основных нервных процессов в каждом отдельном случае. Одни животные отличались спокойствием, они быстро осваивались в новой для них обстановке. Другие — были по характеру трусливыми, обнаруживали резко выраженные оборонительные реакции и долгое время не могли привыкнуть к новым для них условиям лаборатории. Как показали дальнейшие наблюдения и исследования, указанные индивидуальные особенности зависели от вариаций силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов, которые и были положены в основу определения конкретных типов высшей нервной деятельности.

По силе раздражительного и тормозного процессов животные могут быть разделены на два типа: на сильных — с более работоспособной и выносливой нервной системой и слабых — с менее выносливой и менее работоспособной нервной системой. В зависимости от уравновешенности процессов возбуждения и торможения наблюдаются уравновешенные и неуравновешенные типы. В зависимости от подвижности нервных процессов, т.е. от быстроты возникновения, прекращения и легкости перехода от одного процесса к другому, различают медленный и быстрый типы.

При сопоставлении указанных признаков в их взаимной связи выделены животные со следующими четырьмя основными типами нервной системы: 1) сильный, уравновешенный и подвижной тип, 2) сильный, уравновешенный, инертный тип, 3) сильный, неуравновешенный, т.е. с преобладанием раздражительного процесса над тормозным, и 4) слабый тип. Определить степень уравновешенности и подвижности нервных процессов у животных слабого типа практически оказалось трудным.

Перечисленные особенности нервной деятельности оказались присущими не только животным, но и человеку.

И.П. Павлов пришел к выводу, что типы нервной деятельности в значительной степени соответствуют созданной еще в древние времена греческим врачом Гиппократом классификации темпераментов с делением их на сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический.

И.П. Павлов установил, что холерический темперамент соответствует сильному, неуравновешенному типу, т.е. возбудимому типу нервной системы; сангвинический темперамент соответствует сильному, уравновешенному и подвижному типу; флегматический — сильному, уравновешенному, но мало подвижному, инертному типу и меланхолический — слабому типу.

Кроме названных типов, существуют и промежуточные типы, соответствующие разным градациям силы нервных процессов.

Для человека, обладающего высшей формой отражения объективной реальности — второй сигнальной системой, в дополнение к указанным четырем типам, И.П. Павлов выделил дополнительно специфические человеческие типы: мыслительный, художественный и средний. В основу деления на эти типы взято соотношение между первой и второй сигнальными системами. И.П. Павлов считал, что у нормального человека вторая сигнальная система всегда преобладает над первой, но степень преобладания у разных людей неодинаковая.

К мыслительному типу относятся лица со значительным преобладанием второй сигнальной системы над первой. Для людей, относящихся к мыслительному типу, непосредственные воздействия окружающей действительности не обладают присущими им яркими образами. Люди мыслительного типа склонны к отвлеченным рассуждениям, находятся во власти мыслительной деятельности, что, правда, не всегда характеризует их с положительной стороны. Чрезмерное превалирование второй сигнальной системы над первой иногда граничит с отрывом от действительности. «Нужно помнить, — говорил И.П. Павлов, — что вторая сигнальная система имеет значение через первую сигнальную систему и в связи с последней, а если она отрывается от первой сигнальной системы, то вы оказываетесь пустословом, болтуном и не найдете себе места в жизни».

К художественному типу относил И.П. Павлов лиц, у которых более развита первая сигнальная система. Люди этого типа живо и целостно воспринимают действительность с ее конкретными раздражителями. У них, как правило, отсутствует склонность к постоянному абстрагированию.

Психическая деятельность человека. Учение иИ.П.Павлова — Стр 2

И.П. Павлов указывал, что не каждый представитель художественного типа является художником и не всякий представитель мыслительного типа обязательно должен быть мыслителем.

К среднему типу относятся лица, у которых не выражено преобладание первой или второй сигнальной системы, они занимают промежуточное положение между мыслительным и художественным типами.

Принадлежность к тому или иному типу нервной деятельности ни в какой степени не определяет достоинств личности или предел возможных для данного человека достижений.

Нужно иметь в виду, что И.П. Павлов допускал возможность изменения врожденных особенностей нервной системы и типов высшей нервной деятельности под действием внешних факторов.

Под влиянием воспитания и условий жизни человек с нервной системой слабого типа может превратиться в человека с сильным характером и, наоборот, в условиях изнеженного воспитания у человека с нервной системой сильного типа могут развиваться черты слабого типа. Однако для таких изменений у разных людей нужны различные приемы.

Тип нервной деятельности ни в какой мере не характеризует содержательную сторону личности — мировоззрение человека, его взгляды, убеждения, интересы.

Тип нервной деятельности имеет отношение лишь к динамической стороне высшей нервной деятельности.

Высшая нервная деятельность при психических болезнях.Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности имеет огромное значение для биологии, психологии и медицины. Оно дало возможность уяснить сложнейшие и ранее непонятные психологические явления, имеющие отношение к процессам мышления, внимания, эмоций. Взять для примера хотя бы ассоциативные процессы, которые в допавловский период психологи изучали и объясняли с субъективно идеалистических позиций.

Учение И.П. Павлова о временных нервных связях — об условных рефлексах — позволило объективно изучать и объяснять процесс образования ассоциаций с чисто физиологических позиций. То, что психологи называют ассоциацией, говорит И.П. Павлов, — это временная нервная связь «будет ли это образование соединений из всевозможных действий, впечатлений или из букв, слов и мыслей».

Следует отметить, что физиологические механизмы раскрывают только одну сторону психической деятельности. Они показывают, по каким закономерностям протекают психические процессы. Содержание же психических процессов определяется условиями жизни человека и всей системой общественных отношений.

Любой психический процесс не может возникнуть сам по себе, без раздражителей. Он является в конечном счете ответом мозга на воздействия, падающие большей частью из окружающей среды. Таким образом, психический процесс отражает то, что действует на мозг. Следовательно, нормальная психическая деятельность есть отражательная, рефлекторная деятельность мозга, вызываемая воздействием предметов и явлений объективной действительности и проявляющаяся в сложном взаимодействии процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. В этом и заключаются физиологические материальные основы нормальной психической деятельности.

Ценнейший вклад внес И.П. Павлов в психиатрию, что дало возможность глубже проникнуть в сущность и происхождение психических заболеваний и отдельных болезненных состояний, в основе которых лежат нарушения («полом») высшей нервной деятельности и защитные, приспособительные реакции.

И.П. Павлов установил, что в основе психических заболеваний лежит нарушение нормального взаимодействия возбуждения и торможения, нарушение охранительной функции торможения, возникновение в мозговой коре неподвижных и длительных очагов «застойного» торможения или возбуждения. Как указывалось, эти очаги могут длительно существовать даже и после того, как раздражитель, вызвавший данный процесс, давно уже перестал действовать. Некоторые формы бреда и навязчивого состояния И.П. Павлов объяснял наличием в мозгу очагов патологической инертности нервных процессов.

При различных психических расстройствах большую роль играют фазовые состояния. Так, возникновением парадоксальной фазы можно объяснить явление, наблюдаемое у некоторых больных (при шизофрении), когда больной на сильное раздражение вовсе не реагирует, но отвечает на слабое раздражение, например на шепотную речь. Наличием ультрапарадоксальной фазы в мозгу объясняются явления негативизма, когда больной на предложение протянуть руку, прячет ее, на просьбу войти в палату — оказывает сопротивление, на просьбу выйти из кабинета — идет в противоположном направлении.

Нарушением взаимоотношений между корой и подкорковыми центрами объясняются некоторые состояния возбуждения и неправильного поведения психически больных.

С позиций учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности стало понятным, что нарушение привычного стереотипа, т.е. нарушение прочно укоренившихся привычек в образе жизни человека и в особенности затруднения в приспособлении лиц преклонного возраста к новым условиям являются следствием ослабления и уменьшения подвижности нервных процессов у этих лиц.

Некоторые формы тормозного процесса, как уже отмечалось, И.П. Павлов рассматривал как «охранительный процесс», который имеет громадное значение при лечении не только психических, но и ряде других заболеваний, например внутренних болезней. На принципе охранительного торможения базируется так называемая сонная терапия, т.е. лечение сном путем систематического введения снотворных и наркотических веществ, при котором достигается защита нервной клетки на некоторое время от новых истощающих воздействий, восстановление утраченных сил нервной клетки и ее способности к дальнейшей нормальной деятельности.

Общие понятия о психических заболеваниях. Психические болезни являются следствием сложных и многообразных нарушений деятельности различных систем организма человека с преимущественным поражением головного мозга, особенно его высших отделов.

П.Б. Ганнушкин — один из основоположников советской психиатрии писал: «Душевная болезнь связывается с состоянием всего организма, с врожденной конституцией индивидуума, с состоянием его обмена веществ, с функционированием эндокринной системы… Головной мозг является только главной ареной, на которой разыгрывается и развертывается все действия…».

Поэтому при изучении психических болезней, при установлении их причин, указывал П.Б. Ганнушкин, «состояние всего организма должно приниматься во внимание самым тщательным образом».

Психическая деятельность человека — функция головного мозга.