1. Основные физические способности (качества) человека

Физическими качествами принято называть врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.

2. Задатки, обусловливающие физические способности человека.

К ним относятся:

1) анатомо-морфологические особенности мозга и нервной системы (свойства нервных процессов — сила, подвижность, уравновешенность, индивидуальные варианты строения коры, степень функциональной зрелости ее отдельных областей и др.);

2) физиологические (особенности сердечнососудистой и дыхательной систем — максимальное потребление кислорода, показатели периферического кровообращения и др.);

3) биологические (особенности биологического окисления, эндокринной регуляции, обмена веществ, энергетики мышечного сокращения и др.);

4) телесные (длина тела и конечностей, масса тела, масса мышечной и жировой ткани и др.);

5) хромосомные (генные).

На развитие двигательных способностей влияют также и психодинамические задатки (свойства психодинамических процессов, темперамент, характер, особенности регуляции и саморегуляции психических состояний и др.).

Силовые способности

1. Природа силовых способностей человека.

Силой (или силовыми способностями) называют способность человека преодолевать внешнее механическое coпpo­тивление или пpoтиводействовать ему путем напряжения и сокращения мышц тела.

Результирующая сила тяги отдельной мышцы зависит от количества активированных в данный момент мышечных волокон, их сократительной способности, исходной длины мышцы (предварительно растянутая мышца развивает большую силу).

2. Механизм мышечного сокращения.

Центральная нервная система воздействует на силу сокращения мышцы путем изменения количества одновременно участвующих всокращении мышечных волокон, а также частотой посылаемых к ним импульсов.

Управление мышцей осуществляется путем передачи электрического импульса из нервного волокна в мышечную ткань. Результатом такого воздействия является возникновение в мышечных волокнах химических реакций, которые вызывают их напряжение и сокращение длины (создается сила тяги).

9 стр., 4282 слов

Э. Фромм сущность человека, его способность к добру и злу

... Хотя человек и является объектом управляющих им естественных и социальных сил, он в то же время не только продукт обстоятельств. Он обладает волей, способностью, свободой ... это человеческая способность к разрушению. Для созидания жизни требуются определенные качества, которых у бесстрастного человека нет. Для разрушения жизни требуется только одно качество — использование силы. Импотент, если ...

Основные химические вещества, являющиеся первоисточником механической энергии работы мышц – углеводы (гликоген), креатинфосфат и аденозинтрифосфорная кислота (АТФ).

3. Разновидности силовых способностей человека.

Различают собственно силовые способности и их соединение с другими физическими способностями (скоростно-силовые качества, силовая ловкость, силовая выносливость).

4. Движения, в которых проявляются собственно силовые способности.

Это происходит:

1) при относительно медленных сокращениях мышц, в упражнениях, выполняемых с околопредельными и предельными отягощениями, например, при приседаниях со штангой достаточно большого веса;

2) при мышечных напряжениях изометрического (статического) типа (без изменения длины мышцы).

5. Скоростно-силовые способности и условия из проявления

К скоростно-силовым способностям относят: 1) быструю силу; 2) взрывную силу.

Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемым в упражнениях, которые выполняются со значительной скоростью, не достигающей предельной величины.

Взрывная сила отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время (например, при низком старте в беге на короткие дистанции, в легкоатлетических прыжках и метаниях и т.д.).

6. Характеристика силовой ловкости.

Силовая ловкость проявляется там, где есть сменный характер режима работы мышц, меняющиеся и непредвиденные ситуации деятельности (спортивные игры, единоборства).

Ее можно определить как «способность точно дифференцировать мышечные усилия различной величины в условиях непредвиденных ситуаций и смешанных режимов работы мышц».

7. Характеристика силовой выносливости.

Силовая выносливость — это способность противостоять утомлению, вызываемому относительно продолжительными мышечными напряжениями значительной величины. В зависимости от режима работы мышц выделяют статическую и динамическую силовую выносливость.

Динамическая силовая выносливость проявляется в движениях, связанных с перемещением тела в пространстве. Например, при многократных сгибаниях и разгибаниях рук в упоре лежа.

Статическая силовая выносливость типична для деятельности, связанной с удержанием рабочего напряжения мышц в определенной позе. Например, при длительном сохранении правильной осанки в положении сидя.

8. Средства воспитания силовых способностей.

Это гимнастические упражнения с отягощениями (собственным весом тела или отдельных его частей), упражнения с гантелями, гирями, штангой, эспандерами, прыжковые упражнения, с партнером, на специальных тренажерах, создающих внешнее механическое сопротивление и др.

9. Методический путь воспитания способности преодолевать все большее по величине внешнее сопротивление.

6 стр., 2795 слов

Физические упражнения как средство физического воспитания

... мышцы ранее не принимающих участие в выполнении неприсущих им движений. Исходя из вышеперечисленных фактов, мы сформулировали тему нашего исследования: «Физические упражнения как средство физического воспитания». Объектом нашего исследования является система физического воспитания ...

Применяются упражнения с околопредельными и предельными отягощениями. Каждое упражнение выполняется сериями. В одной серии 1-3 повторения упражнения. В занятии 5-6 серий. Отдых между сериями 4-8 минут до восстановления).

10. Методический путь воспитания способности продолжительное время выполнять движения умеренной мощности.

Величина применяемых отягощений 30-70% от личного рекордного результата. Выполнение упражнений сериями по 4-12 повторений в одном подходе. За занятие 3-6 серий. Отдых между сериями 2-4 минуты (до неполного восстановления).

11. Методический путь воспитания силовой ловкости.

Применение умеренных по массе отягощений в виде поясов, манжетов, не вызывающих изменений в технически правильном выполнении соревновательных упражнений.

12. Статодинамический метод.

Характеризуется последовательным сочетанием в упражнении двух режимов работы мышц — изометрического и динамического. Для воспитания силовых способностей применяют 2-6-секундные изометрические упражнения с усилием в 80-90% от максимума с последующей динамической работой взрывного характера со значительным снижением отягощения (2-3 повторения в подходе, 2-3 серии, отдых 2-4 мин между сериями).

Применение этого метода целесообразно, если необходимо воспитывать специальные силовые способности именно при вариативном режиме работы мышц в соревновательных упражнениях.

13. Метод круговой тренировки

Обеспечивает комплексное воздействие на различные мышечные группы. Упражнения выполняются сериями последовательно на отдельных местах (станциях) и подбираются таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в работу новую группу мышц. Число упражнений, воздействующих на разные группы мышц, продолжительность их выполнения на станциях зависят от задач, решаемых в тренировочном процессе, возраста, пола и подготовленности занимающихся. Отдых между каждым повторением всего комплекса упражнений (между кругами) должен составлять не менее 2-3 мин, во время которого выполняются упражнения на расслабление.

14. Игровой метод воспитания силовых способностей.

Целесообразно применять в случаях, когда необходимо воспитывать способность к смене режимов напряжения различных мышечных групп и способность бороться с нарастающим утомлением организма.

К применяемым играм относятся те, которые требуют удержания внешних объектов (например, партнера в игре «всадники»); преодоления внешнего сопротивления (например, «перетягивание каната»); чередования режимов напряжения различных мышечных групп (например, различные эстафеты с переноской грузов различного веса).

15. Влияние конституции тела на результат применения силовых упражнений.

У людeй различныхконституционных типов эффект отприменения силовых упражнений проявляетсяпо-разному. Люди небольшого роста, плотного телосложения быстрее достигают результатов всиловой подготовке. У людей стройных, безлишнего веса увеличение объемамышц и показателей силы происходит медленнее.

8 стр., 3526 слов

Воспитание и самовоспитание личности вопросы

... людям и к самому себе. Важнейшим условием для воспитания является способность человека к саморазвитию. Воспитание способствует превращению человека из объекта культуры в ее ... перевоспитания является изменение обстановки, устранение нездоровых условий, отрицательно влияющих на воспитание детей. Воспитание как педагогическая деятельность строится на соответствующих закономерностях и методологических ...

Однако человек с любым типом телосложения можетувеличить объем и развитьcилy мышц путем регулярных и методически правильно построенных тренировочных занятий.

16. Характеристика тяжелой атлетики как вида спорта, эффективно развивающего силовые способности.

Тяжелая атлетика – это вид спорта, в котором упражнения выполняются с максимальныммышечным напряжением. В процессе тренировки применяются динамические и изометрические упражнения, преимущественно с отягощениями 60-90 % от предельного результата.

Таким образом, в основном совершенствуются способности к максимальным мышечным усилиям групп мышц нижних конечностей, туловища и рук. При поднимании значительного веса и возникающем при этом сокращении мышц резко возрастает нагрузка нa сердечно-сосудистую систему из-за быстрого и резкого колебания кровенаполнения сердца и сосудов. При неправильной организации тренировки у тяжелоатлетов могут возникать отклонения в состоянии системы кровообращения.

17. Гиревой спорт как способ развития силы.

Во многих видах современной трудовой деятельности решающее значение имеет развитие относительной силы мышц. Вот почему гире­вой спорт с его многократными и разнообразными подъемами непредельного веса (гири 24 и 32 кг) больше соответствует бытовой и профессиональной деятельности, требующей проявления относительно небольшой силы, чем занятия тяжелой атлетикой (штанга), где тренировка направлена на одноразовый подъем предельнoro веса. Основная особенность гиревого спорта – это продолжительнoсть выполнения силового упражнения, требующего большой силовой выносливости.

18. Атлетическая гимнастика

Атлетическая гимнастика – система упражнений с разнообразными отягощениями. Это самостоятельный общедоступный вид спорта, которым в последние годы активно занимаются и женщины.

Атлетическая гимнастика позволяет избирательно увеличивать массу отдельных групп мышц, что приводит к росту их силы и силовой выносливости, к совершенствованию телосложения, оказывает положительное влияние на общее состояние организма.

Выносливость

1. Определение и виды физического качества выносливость человека.

Выносливость – это способность организма человека преодолевать наступающее утомление.

Виды выносливости соответствуют разновидностям мышечной работы. Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная работа определенного характера и интенсивности. Например, в циклических видах упражнений – ходьбе, спортивной ходьбе, беге, беге на коньках, лыжах, плавании, гребле и других. Уровень выносливости характеризует минимальное время преодоления дистанции.

В единоборствах и игровых видах спорта выносливость может быть оценена по времени, в течение которого осуществляется двигательная деятельность на заданном уровне эффективности.

В сложнокоординационных упражнениях – спортивной и художественной гимнастике, фигурном катании и тому подобных дисциплинах, показателем выносливости является стабильность технически правильного выполнения действий.

Различают общую и специальную выносливость.

Общая выносливость — это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. Например, в циклических видах упражнений – ходьбе, спортивной ходьбе, беге, беге на коньках, лыжах, плавании, гребле.

6 стр., 2875 слов

Влияние физических упражнений на организм человека 3

... деятельность повышает психическую, умственную и эмоциональную устойчивость организма. Человек, ведущий подвижный образ жизни, систематически занимающийся физическими упражнениями, может выполнить большую работу, ... Способность к физической работе, выносливость является результатом тренировки мышечной системы. Систематически занимаясь так называемыми силовыми упражнениями, например с гирями, ...

Основными компонентами общей выносливости являются возможности аэробной системы энергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизация.

Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой развития специальной выносливости.

Специальная выносливость — это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Специальная выносливость классифицируется: по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость); по признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача (например, игровая выносливость); по признакам взаимодействия с другими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная выносливость и т.д.).

Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей.

Различные виды выносливости независимы или мало зависят друг от друга. Например, можно обладать высокой силовой выносливостью, но недостаточной скоростной или низкой координационной выносливостью.

2. Факторы проявления выносливости

Проявление выносливости в различных видах двигательной деятельности зависит от многих факторов: биоэнергетических, функциональной и биохимической экономизации, функциональной устойчивости, личностно-психических, генотипа (наследственности), среды и др.

2.1. Биоэнергетические факторы, лежащие в основе проявления выносливости.

Во-первых, это объем энергетических ресурсов, которым располагает организм.

Во-вторых, это функциональные возможности его дыхательной, сердечнососудистой и выделительной систем, обеспечивающих обмен, продуцирование и восстановление энергии в процессе работы.

Образование энергии, необходимой для работы на выносливость, происходит в результате химических превращений. Основными источниками энергообразования при этом являются аэробные (с участием кислорода) и анаэробные (без участия кислорода), которые характеризуются скоростью высвобождения энергии, объемом допустимых для использования жиров, углеводов, гликогена, АТФ, КрФ, а также допустимым объемом метаболических изменений в организме.

Физиологической основой выносливости являются аэробные возможности организма, которые обеспечивают определенную долю энергии в процессе работы и способствуют быстрому восстановлению работоспособности организма после работы любой продолжительности и мощности, обеспечивая быстрейшее удаление продуктов метаболического обмена.

12 стр., 5737 слов

Контрольная работа — Ведущая деятельность в раннем возрасте

... nbsp;      Конвергенция двух факторов (наследственности и среды) Обучение и деятельность Форма развития          Приспособление Присвоение Ход развития ... Цели и задачи исследования. Обоснование метода………….21 Описание результатов работы…………………………………23 Интерпретация полученных данных………………………….23 Заключение…………………………………………………..26 Литература……………………………………………………27 ...

2.2. Факторы функциональной и биохимической экономизации.

Эта группа факторов определяет соотношение результата выполнения упражнения и затрат на его достижение. Обычно экономичность связывают с энергообеспечением организма во время работы, а так как энергоресурсы в организме практически всегда ограничены, то организм человека стремится выполнить работу за счет минимума энергозатрат. При этом, чем выше достигнутый уровень тренированности организма, тем выше экономичность выполняемой им работы.

Экономизация имеет две стороны: во-первых, механическую (или биомеханическую).

Она зависит от уровня владения техникой или рациональной тактики соревновательной деятельности; во-вторых, физиолого-биохимическую (или функциональную), которая определяется тем, какова доля использования жиров в качестве источника энергии.

Факторы функциональной устойчивости позволяют сохранить активность функциональных систем организма при неблагоприятных сдвигах в его внутренней среде, вызываемых работой таких как: нарастание кислородного долга, увеличение концентрации продуктов распада энергосодержащих веществ в крови и т.д.

От функциональной устойчивости зависит способность человека сохранять заданные технические и тактические параметры деятельности, несмотря на нарастающее утомление.

2.3. Личностно-психические факторы, обусловливающие выносливость в работе.

Личностно-психические факторы оказывают большое влияние на проявление выносливости, особенно в сложных условиях. К ним относят мотивацию на достижение высоких результатов, устойчивость установки на процесс и результаты длительной деятельности, а также такие волевые качества, как целеустремленность, настойчивость, выдержка и умение терпеть неблагоприятные сдвиги во внутренней среде организма.

3. Соотношение аэробных и анаэробных процессов в двигательной деятельности

Двигательная деятельность человека обеспечивается энергией одновременно по аэробному и анаэробному пути. При этом в разных случаях соотношение анаэробного и аэробного энергообразования существенно разное, так как прямо зависит от интенсивности мышечной работы. Чем выше мощность, интенсивность движений, тем большую долю в энергетике занимают процессы анаэробного энергообразования. Например, если в качестве индикатора интенсивности использовать частоту сердечных сокращений, во время выполнения упражнений циклического характера (беге, плавании), то при пульсе до 150 ударов в минуту доминирующую роль играют аэробные реакции энергообразования. Если частота сердечных сокращений свыше 150 ударов в минуту, начинают преобладать анаэробные реакции.

4. Общий методический подход в воспитании выносливости.

Воспитание выносливости предусматривает регулярное применение достаточно мощных тренирующих воздействий, благодаря которым характеристики психофизических и биохимических процессов должны достигать критических значений. Только в этом случае происходит постепенный переход функционирования организма на новый, более высокий уровень активности. Поэтому тренировочные нагрузки в упражнениях на выносливость должны соответствовать текущей физической работоспособности и вызывать ее значительное снижение на некоторое время, чего можно достигнуть, если «наслаивать» нагрузку на организм, проводя тренировочные упражнения и даже занятия в условиях не до восстановления. Накопление утомления до определенной степени с последующим его устранением в периоды отдыха — таков основной принцип развития всех видов выносливости.

15 стр., 7449 слов

Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах

... консультации один на один, произвольные танцы или энергичные виды спорта, гипнотические упражнения, создание отчетливых зрительных образов (визуализация), медитация, монотонное пение, жаркие молитвенные собрания, ... неустойчивом или неприятном социальном и психологическом положении. Это могут быть люди на отдыхе (отпуск, путешествие, места развлечений), студенты вузов (особенно первый и последний ...

5. Средства воспитания общей выносливости.

Средствами развития общей (аэробной) выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечнососудистой и дыхательной систем. Мышечная работа обеспечивается за счет преимущественно аэробного источника; интенсивность работы может быть умеренной, большой, переменной; суммарная длительность выполнения упражнений составляет от нескольких до десятков минут.

В практике физического воспитания применяют самые разнообразные по форме физические упражнения циклического и ациклического характера, например продолжительный бег, бег по пересеченной местности (кросс), передвижения на лыжах, бег на коньках, езда на велосипеде, плавание, игры и игровые упражнения, упражнения, выполняемые по методу круговой тренировки и другие.

6. Средства воспитания специальных видов выносливости.

Большинство видов специальной выносливости в значительной мере обусловлено уровнем развития анаэробных возможностей организма, для чего используют любые упражнения, включающие функционирование большой группы мышц и позволяющие выполнять работу с предельной и околопредельной интенсивностью.

Для повышения анаэробных возможностей организма (т.е. специальной выносливости) используют упражнения продолжительностью работы 10-60 с. Интенсивность 85-100% от максимально доступной. Упражнения выполняются серийно.

Показатели физической работы, отражающие нагрузку на организм занимающегося.

При выполнении большинства физических упражнений суммарная их нагрузка на организм характеризуется такими компонентами, как интенсивность упражнения, продолжительность упражнения, число повторений, продолжительность интервалов отдыха и характер отдыха. Раскроем их характеристику.

Так, интенсивность упражнения характеризуется в циклических упражнениях скоростью движения, а в ациклических — количеством двигательных действий в единицу времени (темпом).

Изменение интенсивности упражнения прямо влияет на работу функциональных систем организма и характер энергообеспечения двигательной деятельности.

Продолжительность упражнения имеет обратную относительно интенсивности его выполнения зависимость. С увеличением продолжительности выполнения упражнения от 20-25с до 4-5мин. интенсивность резко снижается. Дальнейшее увеличение продолжительности упражнения сопровождается еще большим спадом его интенсивности.

Число повторений упражнений определяет степень воздействия их на организм. При работе в аэробных условиях увеличение числа повторений заставляет длительное время поддерживать высокий уровень деятельности органов дыхания и кровообращения. При анаэробном режиме увеличение количества повторений ведет к исчерпыванию бескислородных механизмов или к их блокированию центральной нервной системой, когда выполнение упражнений прекращается, либо их интенсивность резко снижается.

10 стр., 4504 слов

Физические упражнения как основное средство физического воспитания. ...

... человека и условий, в которых упражнение выполняется. При анализе техники физических упражнений во внимание принимается ряд признаков, характеризующих рациональное выполнение движения. В методике физического воспитания важное место отводится кинематическим ...

Продолжительность интервалов отдыха обусловливает характер и меру ответных реакций организма на тренировочную нагрузку. Она устанавливается в зависимости от задач и используемого метода тренировки. Например, в тренировке, направленной на преимущественное повышение уровня аэробной производительности, следует ориентироваться на интервалы отдыха, при которых ЧСС снижается до 120-130 уд./мин. Это позволяет вызвать в деятельности систем кровообращения и дыхания сдвиги, которые в наибольшей мере способствуют повышению функциональных возможностей мышцы сердца.

7. Методы воспитания выносливости

Равномерный метод характеризуется непрерывным длительным режимом работы с равномерной скоростью или усилиями. При этом занимающийся стремится сохранить заданную скорость, ритм, постоянный темп, величину усилий, амплитуду движений. Упражнения могут выполняться с малой, средней и максимальной интенсивностью.

Переменный метод отличается от равномерного последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения (например, бега) путем направленного изменения скорости, темпа, амплитуды движений, величины усилий и т.п.

Интервальный метод предусматривает выполнение упражнений со стандартной и с переменной нагрузкой и со строго дозированными и заранее запланированными интервалами отдыха. Как правило, интервал отдыха между упражнениями 1-3 мин. (иногда по 15-30 с).

Таким образом, тренирующее воздействие происходит не только и не столько в момент выполнения, сколько в период отдыха. Такие нагрузки оказывают преимущественно аэробно-анаэробное воздействие на организм и эффективны для развития специальной выносливости.

Метод круговой тренировки предусматривает выполнение упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Обычно в круг включается 6-10 упражнений («станций»), которые занимающийся проходит от 1 до 3 раз.

Соревновательный метод предусматривает использование различных соревнований в качестве средства повышения уровня выносливости занимающегося.

Игровой метод предусматривает развитие выносливости в процессе игры, где существуют постоянные изменения ситуации, эмоциональность.

Используя тот или иной метод для воспитания выносливости, каждый раз определяют конкретные параметры нагрузки на организм. Косвенно их отражают показатели выполняемой тренировочной работы. Например, в беговых видах легкой атлетики, плавании, гребле нагрузку планируют и учитывают в метрах и времени преодоления повторно выполняемых отрезков с учетом длительности интервалов отдыха

8. Основные методические принципы воспитания общей выносливости организма.

Развитию общей выносливости весьма эффективно способствуют циклические упражнения продолжительностью не менее 15-20 минут, выполняемые в аэробном режиме. Они могут выполняться в режиме стандартной непрерывной, переменной непрерывной и интервальной нагрузки. При этом следует соблюдать определенные методические принципы:

8.1. Доступность. Сущность правила заключается в том, что нагрузочные требования должны соответствовать текущим возможностям занимающихся. Учитываются возраст, пол, уровень общей физической подготовленности, самочувствие, особенности реакции на нагрузку.

18 стр., 8969 слов

Методика развития координационных способностей у боксеров 13-14 ...

... и динамические параметры движений. ·Вторая группа. Способности поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие. ·Третья группа. Способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной ... координационных способностей у боксеров 13-14 лет с применением игровых упражнений (из баскетбола). Задачи исследования: 1.Проанализировать психологическую, педагогическую, методическую литературу ...

8.2. Систематичность. Эффективность физических упражнений, т.е. влияние их на организм человека, во многом определяется системой и последовательностью воздействий нагрузочных требований. Добиться положительных сдвигов в воспитании общей выносливости возможно в том случае, если будет соблюдаться строгая повторяемость нагрузочных требований и отдыха, а также непрерывность процесса занятий. В работе с начинающими дни занятий физическими упражнениями по воспитанию выносливости должны сочетаться с днями отдыха.

8.3. Постепенность. Это правило выражает общую тенденцию систематического повышения нагрузочных требований. Значительных функциональных перестроек в работе сердечнососудистой и дыхательной систем без ущерба для здоровья можно добиться в том случае, если нагрузка в процессе тренировок будет повышаться постепенно.

9. Особенности воспитания некоторых специфических типов выносливости

Скоростная выносливость проявляется в основном в деятельности, предъявляющей повышенные требования к скоростным параметрам движений в зонах субмаксимальной и максимальной мощности работ. Основным критерием ее развития является время, в течение которого поддерживаются заданная скорость либо темп движений.

Скоростная выносливость в максимальной зоне обусловлена функциональными возможностями анаэробного креатинфосфатного энергетического источника. Предельная продолжительность работы не превышает 15-20 с. Для ее воспитания используют интервальный метод, в частности, прохождение соревновательной дистанции с максимальной интенсивностью. Или прохождение более длинной дистанции, чем соревновательной, но опять же с максимальной интенсивностью.

Скоростная выносливость в зоне субмаксимальных нагрузок в основном обеспечивается за счет анаэробно-гликолитического механизма энергообеспечения и частично аэробного. Поэтому можно говорить, что работа совершается в аэробно-анаэробном режиме. Продолжительность работы не превышает 2,5-3 мин.

Силовая выносливостьотражает способность длительно выполнять силовую работу без снижения ее эффективности. Двигательная деятельность при этом может быть ациклической, циклической и смешанной. Одним из критериев, по которому можно судить о развитии силовой выносливости, является число повторений контрольного упражнения, выполняемого «до отказа» с отягощением – 30-75% от максимума.

Для воспитания выносливости к силовой работе используют разнообразные упражнения с отягощениями, выполняемые методом повторных усилий с многократным преодолением непредельного сопротивления до значительного утомления или «до отказа», а также методом круговой тренировки.

Координационная выносливость. Проявляется в основном в двигательной деятельности, характеризующейся многообразием сложных технико-тактических действий (спортивная гимнастика, спортивные игры, фигурное катание и т.п.).

Методические пути повышения координационной выносливости достаточно разнообразны. Например, практикуют удлинение комбинации, сокращают интервалы отдыха, повторяют комбинации без отдыха между ними. Для воспитания выносливости в игровых видах и единоборствах с учетом присущих этим видам характеристик двигательной деятельности увеличивают продолжительность основных упражнений (периодов, раундов, схваток), повышают интенсивность, уменьшают интервалы отдыха.

Быстрота

1. Определение качества «быстрота».

Под быстротой (скоростными способностями) понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений.

2. Примеры простых и сложных двигательных реакций, других элементарных форм проявления быстроты.

Ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный) называется простой реакцией. Примерами такого вида реакций являются начало двигательного действия (старт) в ответ на выстрел стартового пистолета в легкой атлетике или в плавании, прекращение нападающего или защитного действия в единоборствах или во время спортивной игры при свистке арбитра и т.п.

Сложные двигательные реакции (реакции «выбора») встречаются в видах спорта, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (спортивные игры, единоборства, горнолыжный спорт и т.д.).

Это реакции когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации.

Скоростные способности также характеризует временной интервал, затраченный на выполнение одиночного движения (например, удар в боксе).

Быстрота проявляется и в развиваемой частоте, или темпе движений — это число движений в единицу времени (например, число беговых шагов за 10 с).

3. Связь проявления скоростных способностей с другими физическими качествами и техническим мастерством

В различных видах двигательной деятельности элементарные формы проявления скоростных способностей выступают в различных сочетаниях и в совокупности с другими физическими качествами и техническими действиями. В этом случае имеет место комплексное проявление скоростных способностей. К ним относятся: быстрота выполнения целостных двигательных действий, способность как можно быстрее набрать максимальную скорость и способность длительно поддерживать ее.

Для практики физического воспитания наибольшее значение имеет скорость выполнения человеком целостных двигательных действий в беге, плавании, передвижении на лыжах, велогонках, гребле и т.д., а не элементарные формы ее проявления. Однако эта скорость лишь косвенно характеризует быстроту человека, так как она обусловлена не только уровнем развития быстроты, но и другими факторами, в частности техникой владения действием, координационными способностями, мотивацией, волевыми качествами и др.

4. Основные средства воспитания скоростных способностей.

Средствами развития быстроты являются упражнения, выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью (т.е. скоростные упражнения).

Их можно разделить на три основные группы.

4.1. Упражнения, направленно воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей: а) быстроту реакции; б) скорость выполнения отдельных движений; в) улучшение частоты движений; г) улучшение стартовой скорости; д) скоростную выносливость; е) быстроту выполнения последовательных двигательных действий в целом (например, бега, плавания, ведения мяча).

4.2. Упражнения комплексного (разностороннего) воздействия на все основные компоненты скоростных способностей (например, спортивные и подвижные игры, эстафеты, единоборства и т.д.).

4.3. Упражнения сопряженного воздействия: а) на скоростные и все другие способности (скоростные и силовые, скоростные и координационные, скоростные и выносливость); б) на скоростные способности и совершенствование двигательных действий (в беге, плавании, спортивных играх и др.).

Для развития частоты движений применяются: циклические упражнения в условиях, способствующих повышению темпа движений; бег под уклон за мотоциклом, с тяговым устройством; быстрые движения ногами и руками, выполняемые в высоком темпе за счет сокращения размаха, а затем постепенного его увеличения; упражнения на повышение скорости расслабления мышечных групп после их сокращения.

Для развития скоростных возможностей в их комплексном выражении применяются три группы упражнений: упражнения, которые используются для развития быстроты реакции; упражнения, которые используются для развития скорости отдельных движений, в том числе для передвижения на различных коротких отрезках (от 10 до 100 м); упражнения, характеризующиеся взрывным характером.

5. Методы воспитания скоростных способностей.

Основными методами воспитания скоростных способностей являются:

1) методы строго регламентированного упражнения;

2) соревновательный метод;

3) игровой метод.

Методы строго регламентированного упражнения включают в себя: а) методы повторного выполнения действий с установкой на максимальную скорость движения; б) методы вариативного (переменного) упражнения с варьированием скорости и ускорений по заданной программе в специально созданных условиях.

При использовании метода вариативного упражнения чередуют движения с высокой интенсивностью (в течение 4-5 с) и движения с меньшей интенсивностью — вначале наращивают скорость, затем поддерживают ее и замедляют скорость. Это повторяют несколько раз подряд.

Соревновательный метод применяется в форме различных тренировочных состязаний (прикидки, эстафеты, гандикапы — уравнительные соревнования) и финальных соревнований. Эффективность данного метода очень высокая, поскольку спортсменам различной подготовленности предоставляется возможность бороться друг с другом на равных основаниях, с эмоциональным подъемом, проявляя максимальные волевые усилия.

Игровой метод предусматривает выполнение разнообразных упражнений с максимально возможной скоростью в условиях проведения подвижных и спортивных игр. При этом упражнения выполняются очень эмоционально, без излишних напряжений. Кроме того, данный метод обеспечивает широкую вариативность действий, препятствующую образованию «скоростного барьера».

Ловкость

1. Определение ловкости.

Ловкостью принято называть способность быстро, точно, целесообразно, экономно решать двигательные задачи.

2. Проявление координационных способностей.

Ловкость выражается в умениях быстро овладевать новыми движениями, точно дифференцировать различные характеристики движений и управлять ими, импровизировать в процессе двигательной деятельности в соответствии с изменяющейся обстановкой.

3. Задачи при воспитании ловкости.

При воспитании ловкости решаются следующие задачи:

­– осваивать координационно сложные двигательные задания;

– быстро перестраивать двигательные действия в соответствии с изменяющейся обстановкой;

– повышать точность воспроизведения заданных двигательных действий.

4. Упражнение на воспитание ловкости.

Развитию ловкости способствуют систематическое разучивание новых усложненных движений и применение упражнений, требующих мгновенной перестройки двигательной деятельности.

Упражнения должны быть индивидуально сложными по структуре, отличаться новизной. Решение двигательных задач должно быть связано с быстродействием и неожиданной сменой внешних условий, ситуации.

5. Психологические качества, обусловливающие уровень проявления ловкости.

Развитие координационных способностей тесно связано с совершенствованием специализированных восприятий: чувства времени, темпа, развиваемых усилий, положения тела и частей тела в пространстве. Именно эти способности определяют умение занимающегося эффективно управлять своими движениями.

6. Виды спорта, позволяющие достигать наибольшего эффекта в воспитании ловкости.

Наибольший эффект в воспитании ловкости обеспечивают сложнокоординационные виды спорта: гимнастика спортивная и художественная, прыжки в воду, на батуте, фигурное катание, катание на скейтборде и разные спортивные игры.

ГИБКОСТЬ

1. Определение физического качества гибкость.

Гибкость – способность выполнять движения с большой амплитудой и принимать сложные статические позы тела.

2. Факторы, влияющие на проявление гибкости.

Уровень проявления гибкости обусловлен наследственными, анатомо-морфологическими и половозрастными факторами.

Гибкость зависит от эластичности мышц, связок, суставных сумок, строения суставов.

Текущий уровень ее проявления зависит от времени суток, эмоционального состояния, внешней температуры, тонуса мышц.

3. Средства воспитания гибкости.

Упражнения на растягивание мышц, мышечных сухожилий и суставных связок с постепенно возрастающей амплитудой движений. Движения могут быть простыми, пружинистыми, маховыми, с внешней помощью, с отягощением и без них.

4. Методика применения упражнений на гибкость.

Упражнения выполняются сериями до 30-45 повторений в умеренном темпе. В статических положениях с выдержкой 4-6 секунд. Чем чаще они применяются, тем выше эффективность воспитания гибкости. Перед применением упражнений необходимо проводить тщательную разминку, разогревать соответствующие мышцы и связочный аппарат, что повышает их эластичность и предохраняет от перерастяжения.

Основы обучения движениям

1. Задача при обучении двигательным действиям.

При обучении двигательным действиям ставится задача довести до определенной степени совершенства двигательные умения, навыки и связанные с ними знания.

2. Двигательное умение и двигательный навык.

Двигательное умение – это такая степень владения техникой действия, при которой повышена концентрация внимания на составные операции (части), наблюдается нестабильное решение двигательной задачи. Двигательный навык – такая степень владения техникой действия, при которой управление движением происходит автоматически, и действия отличаются надежностью.

3. Переход двигательного умения в навык.

В процессе многократного повторения разучиваемого двигательного действия отдельные его операции становятся все более привычными, осваиваются и постепенно автоматизируются. Т.е. происходит такая перестройка координационных механизмов управления движениями, при которой сознание освобождается от детального контроля за параметрами движений.

4. Пример прочного двигательного навыка.

Прочный двигательный навык сохраняется в течение многих лет. Классический пример: научившись ездить на велосипеде или плавать, а это сложные двигательные навыки, человек навсегда сохраняет способность к этим движениям.

5. Этапы процесса обучения двигательному действию.

Процесс обучения двигательному действию включает три этапа.

1 этап: Ознакомление, первоначальное разучивание движения. Для этого этапа характерно замедленное выполнение, частый срыв выполнения действий, невысокая устойчивость, напряженный контроль действий.

2 этап: Обучение выполнять отдельные элементы и движения в целом. При этом наблюдается невысокая скорость действий, нестабильный итог, невысокая устойчивость, непрочное запоминание, осознанный контроль действия, срыв выполнения в изменившихся условиях.

3 этап: Формирование двигательного навыка. Достижение двигательного мастерства.

Высокая быстрота движений, стабильный итог, надежность применения, прочное запоминание, автоматизм двигательного действия, успешное выполнение в измененных условиях.

6. Особенности первого этапа

Первый этап – это ознакомление, первоначальное разучивание движения. Цель – обучить основам техники двигательного действия, добиться выполнения его хотя бы в приближенной форме. Общее представление создается путем демонстрации разучиваемого движения (натуральный показ, демонстрация наглядных пособий, кинопрограмм) и акустической демонстрацией (ритма движений).

7. Задачи, которые решаются на первом этапе обучения движениям.

Это создание общих представлений о двигательном действии, формирование общего ритма двигательного акта, а также устранение неправильных движений.

8. Методический путь разучивания нового движения.

Выполняя двигательное задание впервые, можно разучивать движения по частям, а также с помощью подводящих упражнений. В связи с быстрой утомляемостью на первом этапе разучивания нецелесообразно давать большую нагрузку на отдельном уроке. Между тем длительные перерывы в занятиях на первом этапе в большей мере задерживают процесс обучения, чем на последующих. Это связано с быстрым угасанием новых, еще не стойких, двигательных координаций.

9. Суть и цель второго этапа.

Второй этап – углубленное детализированное разучивание, формирование двигательного умения. Цель обучения достигается путем детализированного, поэлементного освоения техники на основе разучиваемого двигательного действия, сформированного на первом этапе обучения.

10. Основные задачи второго этапа обучения движениям.

К ним относятся: углубленное понимание закономерности движений, действия, уточнение техники действия (по ее пространственным, временным и динамическим характеристикам) в соответствии с индивидуальными особенностями обучаемого, совершенствование ритма выполнения движения, а также создание предпосылки для вариативного выполнения этого действия.

11. Особенности третьего этапа формирования двигательного навыка.

Третий этап – формирование двигательного навыка, достижение двигательного мастерства. Чтобы добиться надежного и высокоэффективного владения двигательным действием, необходимо применять методы закрепления правильного, рационального выполнения движений, а также развивать способность вариативного выполнения движений в соответствии с конкретными условиями двигательной деятельности.

12. Задачи третьего этапа.

Это: а) закрепление навыка и поддержание техники движения на оптимальном уровне эффективности; б) избирательное совершенствование тех физических качеств, от которых зависит высокий результат в двигательном действии; в) совершенствование техники двигательного действия в нестандартных условиях, т.е. увеличение его вариантности; ознакомление со способами его выполнения в разных прикладных целях.

ПОСТРОЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

1. Составные части занятия физическими упражнениями.

В связи с закономерным изменением функционального состояния организма при активной двигательной деятельности занятие должно содержать три последовательно сменяющих друг друга части: вводно-подготовительную (в спорте – разминку), а также основную и заключительную.

2. Содержание вводно-подготовительной части учебно-тренировочного занятия.

В вводно-подготовительной части после решения организационных вопросов, постановки преподавателем общих задач занятия осуществляется перевод организма занимающихся из состояния относительного покоя в состояние психофизической активности, готовности к выполнению определенных по форме и режиму нагрузки движений, определенной по объему и интенсивности физической работы. Это достигается путем подбора упражнений, соответствующих по своему характеру упражнениям основной части занятия. Таким путем достигается так называемое «врабатывание» организма, т.е. постепенное его приспособление к заданным условиям.

Надо отметить, что правильно проведенная разминка позволяет добиться большего тренировочного эффекта, а в соревнованиях показать более высокий результат. Она помогает предотвратить травмы опорно-двигательного аппарата в движениях со значительным мышечным напряжением, повышенной амплитудой и скоростью.

В течение подготовительной части наряду с настроем на предстоящую работу сердечнососудистой, мышечной, нервной и дыхательной систем происходит также психологическая адаптация. Улучшаются функции внимания, мышления, повышается скорость реакции, оптимизируется эмоциональное состояние и другие составляющие психологической готовности.

Важнейшие условия успешной подготовки к проведению основной части занятия – подбор упражнений в строгом соответствии с параметрами и режимом движений в основных тренировочных упражнениях, выделение на разминку достаточного времени, чтобы сравнительно инерционные психофизиологические процессы могли своевременно достигнуть необходимого и устойчивого уровня активности.

В зависимости от содержания и параметров тренировочной нагрузки подготовительная часть может составлять 5-20% времени от общей продолжительности занятия.

3. Характеристика основной части занятия

В основной части происходит непосредственное выполнение учебно-тренировочных заданий, направленных на развитие физических качеств, формирование умений и навыков, повышение тактического мастерства, воспитание морально-волевых и психических качеств. При построении этой части большое значение имеет рациональное сочетание и последовательность применяемых упражнений с учетом их взаимовлияния и характера воздействия на организм.

В связи с невозможностью точно предвидеть текущую реакцию организма на предложенную на занятии нагрузку возникает необходимость постоянного оперативного управления ходом тренировки. Опытные спортсмены осуществляют коррекцию нагрузки (т.е. регулируют количество упражнений, их очередность, напряженность) самостоятельно, по «самочувствию». Но в остальных случаях необходимо участие преподавателя, тренера, который на основании наблюдений за действиями и состоянием занимающегося делает выводы о его текущих возможностях и регулирует тренирующее воздействие упражнений на организм путем регламентирования заданий.

4. Характеристика заключительной части занятия.

В заключительной части занятия, на проведение которой отводится 10-15% времени от общей продолжительности, решается задача перевода организма в обычное состояние.

Тренировочная нагрузка на функциональные системы постепенно уменьшается, выполняются специальные упражнения, снижающее общее возбуждение нервной системы и снижающие напряжение мышц. Происходит нормализация функций сердечнососудистой и дыхательной систем. Все это обеспечивает успешное, комфортное переключение человека после тренировки на другие виды деятельности.

В заключительной части могут решаться задачи развития гибкости, повышения подвижности суставов, совершенствования способности мышц к расслаблению. Упражнения такой направленности не требуют дополнительных усилий и проводятся на фоне постепенного снижения частоты сердечных сокращений и дыхания до уровня покоя. Для активного переключения с физической работы на предстоящую в ближайшее время умственную деятельность в заключение занятия могут использоваться игровые упражнения, требующие проявления внимания. И, наконец, очень большое значение имеет подведение итогов, совместный анализ педагога и занимающихся хода и текущих результатов подготовки.

5. Способ определения качества построения учебно-тренировочного занятия.

Чтобы оценить, насколько рационально построено учебно-тренировочное занятие, можно по временным характеристикам определить его общую и моторную плотность.

Общая плотность – это отношение педагогически оправданных затрат времени к неоправданным затратам времени.

К первым относится все то время, которое необходимо на постановку задач перед занимающимися, объяснение заданий, выполнение физических упражнений, отдых и т.д.

Неоправданные затраты времени связаны с простоями в выполнении заданий по причинам отсутствия необходимого количества инвентаря, плохим состоянием оборудования, низкой дисциплиной занимающихся и т.п.

Моторная плотность – отношение времени, затраченного занимающимися непосредственно на выполнение физических упражнений, ко всей продолжительности занятий.

Формирование психических качеств, черт и свойств личности в процессе физического совершенствования

1. Влияние занятий физкультурой и спортом на психическую сферу человека.

Как свидетельствуют наблюдения, регулярные занятия физическими упражнениями, а также сопутствующий этому процесс получения необходимых специальных знаний, контакты и совместная деятельность с партнерами и соперниками оказывают активное формирующее влияние на личность человека, его психологические и психофизические качества.

Направленность развития психической сферы в каждом отдельном случае обусловлена в первую очередь специфическими особенностями конкретного вида тренировочно-соревновательной деятельности. В то же время определенные черты характера и личности воспитываются у занимающихся вне зависимости от специфики вида подготовки.

В частности, к ним можно отнести настойчивость в достижении поставленной цели, устремленность к активному преодолению трудностей, возрастающую уверенность в собственных способностях, убежденность в возможности их расширения.

Наряду с этим всестороннему позитивному развитию личностных свойств и качеств способствует овладение общечеловеческими морально-нравственными ценностями, которые широко представлены в сфере физической культуры, а также творческий подход, необходимый при решении возникающих в процессе занятий разнообразных задач, что особенно характерно при спортивном совершенствовании.

В ходе физического воспитания неизбежно происходят определенные изменения в сфере сознания: уточняются представления о собственных возможностях, особенностях окружающего мира, способах и формах отношений с отдельными объектами природной и искусственно созданной внешней среды. Человек осознанно формирует свои двигательные способности, учится проявлять силу, быстроту, ловкость в разнообразных движениях, владеть, управлять собой в деятельности, в данном случае мышечной работой. При этом активизируются и получают развитие все психические функции.

2. Воспитание психических качеств в процессе занятий физическими упражнениями.

Выполнение упражнений часто предъявляет повышенные требования к скорости сенсомоторных реакций, свойствам внимания, краткосрочной памяти, восприятию и оценке пространственных, временных и масс-инерционных характеристик движений тела и внешних объектов, продуктивности оперативного мышления, эмоциональной устойчивости, ресурсам воли и в целом к способности самоконтроля и управления психофизическим состоянием и поведением.

Воспитание конкретных психических качеств предусматривает обоснованный набор тренировочных средств и методики их применения. Практический опыт и результаты специальных исследований свидетельствуют, что наиболее универсальными, обладающими широким спектром тренирующего воздействия являются упражнения из спортивных игр.

В то же время, для целенаправленного развития функций двигательного анализатора, связанных с процессами восприятия, обеспечения точности моторных актов, двигат. Памятью, особенно эффективны разнообр. Гимнастические упражнения( в т.ч. на снарядах и с предметами).

Непосредственное совершенствование свойств вашей нервной деятельности, тесно связанных с вниманием и регулированием эмоционального состояния, наиболее акцентировано происходит при занятиях стрелковыми видами спорта.