9ПдОпоб-12-11оп

20

минобрнауки россии

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«череповецкий государственный университет»

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

Практические занятия по курсу

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Для студентов групп

Преподаватель:

Сборцева Т.В.

Череповец

2015-16 Уч.Год

Практическое занятие №1

Тема: предмет психологической науки

Основные понятия: психология, психика, психические процессы, свойства и состояния личности, материалистический и идеалистический подходы в психологии.

ВОПРОСЫ

  1. Предмет и задачи психологической науки. Система явлений, изучаемых в современной психологии.
  2. Место психологии в системе наук. Психология и педагогика. Значение психологических знаний для обучения и воспитания детей.
  3. Строение современной отечественной психологии.
  4. Основные этапы развития психологических знаний.
  5. Общее понятие о психике, материалистическое и идеалистическое понимание психики.
  6. Критический анализ рефлекторного объяснения поведения человека и его психических процессов.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ИЛИ ДОКЛАДОВ

  1. Система явлений, изучаемых в современной психологии.
  2. Значение психологических знаний для педагогической теории и практики.
  3. Основные этапы развития психологических знаний.
  4. Материалистическое и идеалистическое понимание психики.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

  1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2013.
  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2012.
  3. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 2011.

Дополнительная

7 стр., 3378 слов

Отрасли психологии. Психологические знания в науке и практике. ...

... основных современных психологических концепций Вопросы для обсуждения: 1. Введение в психологию человек. Определение психологии человека как науки. Задачи и место психологии в системе наук. Отрасли психологии. Психологические знания ... Ломов Б.В. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы общей психологии. М., 1975. 11. Мясищев В.Н. Психология отношений. М., Воронеж, 1995 12. ...

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1988.
  2. Ждан А.Н. История психологии. – М., 1990.
  3. Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1985.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

  1. Приведите примеры народных пословиц и поговорок, в которых нашли свое отражение различные понятия научной психологии.
  2. Понаблюдайте в течение некоторого времени за своим другом, приятелем или знакомым и подумайте, все ли в его поведении и психических процессах можно объяснить рефлекторной теорией психического? Обоснуйте свой ответ. Приведите конкретные примеры, подтверждающие ваш вывод.

ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ

  1. Вставьте пропущенное слово: «Предмет психологии — … и ее развитие в отражающей и регулирующей функциях» (К.К. Платонов).
  2. Какое из утверждений, приведенных ниже, выражает идеалистическое понимание психики, а какое – материалистическое:

а) психическая деятельность не зависит от внешних причин;

б) психическая деятельность – свойство мозга;

в)психическая деятельность – отражение объективной действительности.

  1. Идеалистический или материалистический подход лежит в основе следующих суждений:

а) психическое явление имеет многообразные внешние проявления;

б) различные психические явления внешне могут проявляться одинаково;

в) психическое явление может происходить без каких-либо внешних и внутренних проявлений;

г) мы не можем воспринимать чужой душевной жизни, она навсегда остается вне пределов возможного опыта;

д) при изучении психических явлений всегда следует устанавливать материальные причины их возникновения;

е) психическое определяется только психическим. Поэтому невозможно ставить эксперимент над мыслью.

  1. Определите, к какой группе психических явлений – психическим процессам, свойствам личности или психическим состояниям – относится каждое явление, описанное ниже:

а) учитель математики не раз обращал внимание на то, что некоторые ребята с большим трудом усваивают материал непосредственно после урока физкультуры и значительно лучше, если урокам математики предшествует другая учебная деятельность;

б) ученик Коля Ш. испытывал всегда большое удовольствие, если его товарищи демонстрировали великолепные знания по изучаемым предметам;

в) Таня К. всегда прямо и открыто осуждала своих товарищей за недобросовестное отношение к учебной работе;

г) Витя К. регулярно посещает кружок авиамоделистов;

д) рассматривая картину Врубеля «Демон и Тамара», человек непроизвольно вспоминает образы лермонтовских героев;

19 стр., 9229 слов

Влияние цвета на психику и деятельность человека

... деятельности людей. Произвести диагностирование психического состояния личности с помощью цветового тестирования. Задачи: · Анализ литературных источников по данному вопросу. · Изучить историю становления психологии ... психика и деятельность человека под воздействием цвета. Глава І Воздействие цвета на психику и деятельность человека ... в мозг информации приходилось на цветовое зрение [16,1]. В мозгу даже ...

е) Петя К., придя из школы домой, сразу же решил выучить стихотворение по литературе. Однако, как он ни старался, последнее четверостишие он не мог правильно запомнить. После небольшого отдыха мальчик быстро выучил последний отрывок и рассказал все стихотворение выразительно и безошибочно.

  1. Можно ли согласиться со следующим высказыванием и почему? «Единственный источник познания психических процессов есть самонаблюдение»?

Практическое занятие №2

Тема: мозг и психика

Основные понятия: инстинкт, навык, интеллектуальное поведение, строение центральной нервной системы, устройство головного мозга, функциональная асимметрия больших полушарий, сознание, психофизический параллелизм, бессознательное.

ВОПРОСЫ

  1. Мозг и психика. Сущность психофизического параллелизма. Системность в работе головного мозга человека.
  2. Сознание, его происхождение, структура и развитие.
  3. Проблема бессознательного в психологии.
  4. Основные формы поведения животных. Качественные различия психики и поведения человека и животных.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ИЛИ ДОКЛАДОВ

  1. Роль коры головного мозга и подкорковых структур в управлении психическими процессами и состояниями.
  2. Основные этапы развития психики животных.
  3. Элементарные и высшие психические функции человека.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

  1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2013.
  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2011.
  3. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 2012.

Дополнительная

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1988.
  2. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. – М., 1989.
  3. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология нервной деятельности. – М., 1989.
  4. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы: В 2 т. – М., 1963. – Т.1. – С.11-68, 113-138.
  5. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. – М., 1957.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

  1. В ходе самонаблюдения за определенный момент времени отметьте, какие движения или действия совершаются на сознательном уровне, а какие происходят бессознательно.
  2. Понаблюдав за домашними или другими животными, найдите у них признаки разумного поведения.

ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ

  1. После операции больной узнавал окружающих, врачей и сестер, но резко изменил отношение к ним: стал агрессивен, бесконтролен, иногда импульсивно выполнял бессмысленные действия (пел), порой становился вялым, инертным. Предлагаемые задания выполнял замедленно, со значительными паузами. В заданиях на пересказывание у него появилась полная невозможность самостоятельно развивать сюжет. Какая операция была сделана больному?
  2. В приведенных примерах указать сходство и различие в работе машины и головного мозга:

а) в одной лаборатории была сконструирована механическая мышь. В ходе опытов эта мышь обучалась без лишних поворотов преодолевать лабиринт;

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... внутренних побуждений. Среди разных видов поведения выделим социальное поведение. Поведение человека может быть социальным или асоциальным. Социальное поведение — поведение человека в обществе, рассчитанное на ... некоторой социальной группе, являющееся результатом происходящих в ней процессов. Просоциальное поведение — поведение человека, в основе которого лежат просоциалъные мотивы, т.е. мотивы ...

б) есть попытки построить машину, распознающую человеческую речь. Сначала машину обучают: определенные слова произносят в микрофон, подключенный к ней, одновременно с этим поступают закодированные в соответствующей форме буквы, обозначающие произносимые слова. После обучения машина печатает слова, произносимые в микрофон.

  1. Что является общим и отличным в деятельности механического и человеческого мозга:

а) принтер без участия машинистки безошибочно выполняет все операции по перепечатыванию текста. При этом текст полностью копируется (со всеми грамматико-стилистическими особенностями);

б) компьютер в состоянии осуществлять весьма сложную деятельность: исправлять ошибки в тексте, проверять расчеты, устанавливать те или иные прогнозы, играть в шахматы и т.д.

  1. Какая деятельность: сознательная или бессознательная – проявляется в приведенных ниже примерах:

а) у больного белой горячкой реальная действительность как бы заслоняется многочисленными яркими галлюцинациями: ему мерещатся черти, которые ругают его, строят рожи, грозят. Он видит, как на него нападают животные, насекомые, лезут на него, кусают, он как бы слышит голоса, угрожающие убить его. Спасаясь от преследователей, он иногда получает тяжелые травмы, увечья;

б) во время сеанса гипноза испытуемому, находящемуся в гипнотическом состоянии, было предложено «украсть» бумажник у товарища. Испытуемый не мог выполнить это задание гипнотизера. Между тем другие приказы – умыться, взять книгу и т.п. – испытуемый выполнял;

в) ученик быстро и правильно умножает многозначные числа, но не помнит правила их умножения;

г) семиклассник, которого поддразнивания друзей вывели из себя, изорвал учебники и тетради, ударил одного из товарищей;

д) выпускник школы поступил в педагогический институт и объясняет это тем, что он любит детей и ему нравится понятно излагать математические доказательства.

5.С каким высказыванием нельзя согласиться и почему:

а) инстинкт – это всякое неосознанное поведение;

б) инстинкт – это сознание животных;

в) инстинкт – это сложная врожденная форма безусловно-рефлекторного реагирования на определенные стимулы внешней и внутренней среды;

г) инстинкт – это животное начало в человеческой психике;

д) инстинкт – это относительно независимый от научения комплекс приспособительного поведения.

6.Почему паук, посаженный в банку вместе с мухой, не «узнает» ее, будучи даже голодным; в то время как в обычных условиях специально ловит мух в паутину и поедает их?

7.К какой форме поведения животных относится каждый из приведенных ниже примеров:

12 стр., 5899 слов

1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических ...

Эмпирические методы - наблюдение за отдельными фактами, их классификация, установление закономерных связей между ними; 2.История становления современной психологии. Существует 4 этапа. 1 этап- ... вопросов, которыми занимается психология, и методов, которые при этом используются. С одной стороны, психология — естественная наука, активно использующая экспериментальные методы для проверки гипотез. ...

а) в семьях медоносных пчел три касты: самки, или царицы, весь смысл жизни которых в беспрерывном откладывании яичек, самцы-трутни, обеспечивающие оплодотворение отложенных яичек, и рабочие, на плечи которых возложены все строительные и хозяйственные заботы: добывание корма, выращивание и воспитание подрастающего поколения, обслуживание самцов и самок, — в общем, абсолютно все заботы вплоть до создания микроклимата в собственном доме;

б) у себя дома многие держат тропических рыбок. За два – три дня легко удается научить обитателей аквариума подплывать к стеклу, если сначала слегка стучать по нему пальцем, а затем бросать туда немного вкусного корма. После пятнадцати – двадцати подобных процедур рыбешки, услышав призыв, будут бросать все свои рыбьи дела и спешить в установленное место, надеясь получить за прилежание порцию вкусного корма;

в) две опытные охотничьи лайки, даже впервые объединенные в пару, умеют остановить хозяина тайги – медведя – и удержать его на месте до подхода охотников. Собаки работают так слаженно, что со стороны кажется, будто они заранее договорились о том, как будут вести схватку с медведем, и действуют по заранее намеченному плану. Они все время стараются держаться сзади зверя, но стоит мишке обернуться и попытаться схватить одну из них, как другая собака кусает его за лапы;

г) только что выклюнувшийся в инкубаторе цыпленок, едва успев обсохнуть и согреться, начинает клевать мелко нарубленный яичный желток;

д) обезьяне давалась задача – достать гроздь бананов, подвешенную к потолку клетки. Это была единственная возможность полакомиться;

е) голодную кошку помещали в клетку, которая закрывалась изнутри задвижкой. Снаружи помещали мясо. Кошка несколько часов подряд производила хаотические движения у клетки. После многих проб животное случайно отодвигало задвижку, дверь открывалась, кошка выскакивала из клетки и съедала мясо. Постепенно, после новых сотен проб, кошка научилась открывать дверь клетки. Однако, когда клетку поворачивали на 180 градусов, кошка долгое время производила у решетки движения на том месте, где раньше находилась дверь и задвижка, хотя эти движения стали совершенно бесполезными;

ж) чайкам приходится далеко улетать на кормежку, и вообще они любят совершать длительные прогулки, но весной никогда не забывают, что их супруг остался на гнезде и сидит там, согревая яйца. Налетавшись вволю, чайка возвращается к гнезду и еще издали посылает партнеру несколько особых криков, а он, понимая, что пришла смена, освобождает место;

з) для того, чтобы утолить жажду, обезьяна срывала горсть листьев и, сунув их в рот, превращала все это в жевательный комок. Далее, взяв комок, опускала его в углубление в стволе дерева. Когда обезьяна поднимала зеленую массу, на ней поблескивала вода. Обезьяна высасывала воду из комка зелени;

и) в одном исследовании обезьяну заставляли сортировать картинки, отбирая карточки с изображением цветов. Чтобы справиться с этой задачей, обезьяна должна была уверенно отличать цветы от рисунков, на которых были изображены другие части растений. Обезьяна не сразу догадалась, чего от нее добиваются ученые, и постоянно путала картинки, но, когда поняла, дело пошло на лад.

8.Датский психолог Байтендайк поставил перед животными – кошкой, собакой и обезьяной ряд баночек. Под первой из баночек лежала приманка, которую животное путем проб и ошибок легко находило. Во втором опыте приманку клали под вторую баночку, в третьем опыте – по третью баночку, в четвертом опыте – под четвертую и т.д. Проводили большое число опытов, однако реакцию на следующую баночку у животных выработать не удалось. Каждый раз животное бежало к той банке, где находилась приманка в предыдущий раз.

Подобный опыт провел с детьми советский психолог А.Р. Лурия. Оказалось, что даже маленькие дети, овладевшие элементарной речью, после двух – трех опытов легко справляются с этой задачей.

Чем объяснить различия в решении данной задачи ребенком и животными? Почему у животных не удалось выработать нужную реакцию?

Практическое занятие №3

Тема: принципы и методы современной психологии

Основные понятия: бихевиоризм, гештальтпсихология, фрейдизм, неофрейдизм, генетическая психология, принцип детерминизма, единство сознания и деятельности, наблюдение и эксперимент, психодиагностические методы, анализ продуктов деятельности.

ВОПРОСЫ

  1. Основные психологические учения в зарубежной психологии.
  2. Основные принципы отечественной психологии.
  3. Методы исследования современной психологии. Их классификация и характеристика.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ИЛИ ДОКЛАДОВ

  1. Современные направления психологических исследований в отечественной и зарубежной науке.
  2. Основные тенденции развития психологической науки в настоящее время.
  3. Проблема классификации методов психологии.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

  1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2013.

2.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2011.

3.Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 2012.

4.Шевандрин Н.И. Применение методов психодиагностики в педагогической практике. – Ростов-на-Дону, 2013.

Дополнительная

  1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М., 1977.
  2. Анастази А. Психологическое тестирование. – М., 1982. – Т.1.-Ч.1. – Гл. 1,2,3.
  3. Гильбух Ю.З. Метод психологических тестов: сущность и значение // Вопросы психологии. – 1986. — №2. –С.126 – 136.
  4. Ждан А.Н. История психологии. – М., 1990. – С.237 – 300, 336 – 365.
  5. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева и В.В. Столина. – М., 1988.
  6. Фрейд З. Введение в психоанализ. – М., 1991.
  7. Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1985.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

  1. Наблюдая за поведением ребенка, перечислите методы, с помощью которых можно было бы оценить его. Назовите условия и требования, которые в данном случае должны быть выполнены для того, чтобы информация о психологии и поведении данного ребенка была вполне достоверна.
  2. Выбрав в качестве испытуемого кого-либо из своих товарищей, проведите исследование при помощи какого-либо простого теста. Обработайте его результаты.

ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ

  1. Отвечая на вопрос об отношении между психическим и физическим, сторонники одной из психологических теорий утверждают следующее: «Если бы мы знали в совершенстве нервную систему Шекспира и абсолютно все условия окружающей его среды, то мы могли бы показать, почему в известный период его жизни его рука исчертила какими-то неразборчивыми мелкими черными знаками известное число листов, которое мы для краткости называем рукописью «Гамлета». Мы могли бы объяснить причину каждой помарки и переделки: мы все бы это поняли, не предполагая при этом в голове Шекспира никакого сознания». Что же касается душевной жизни человека, то она «представилась бы нам протекающей рядом с телесной, причем каждому моменту одной соответствовал бы известный момент другой». Взаимоотношение между душевными явлениями подобно отношениям между пешеходом и его тенью, которая его сопровождает.

О какой теории здесь говорится?

  1. Какой принцип отечественной психологии лежит в основе данного суждения:

— психическая деятельность всегда получает свое объективное выражение в тех или других действиях, движениях, речевых реакциях, в изменении внутренних органов и т.д.

3. По предлагаемым описаниям определите методы исследовании. В чем сильные и слабые стороны каждого из них:

а) для изучения индивидуальных особенностей памяти испытуемые заучивают 19 иностранных слов. Протоколист записывает, сколько слов запоминает каждый испытуемый после каждого повторения и сколько требуется повторений, чтобы запомнить все слова;

б) часто встречающийся прием в практике педагогов – познание учащихся на основе непосредственного восприятия; познание, осуществляемое в естественных условиях. Однако это дело не простое – оно требует точной фиксации фактов, объективного отражении воспринимаемых событий, отношений;

в) испытуемым предлагают ответить на ряд вопросов об интересах, мнениях, мотивах, склонностях и т.п. Письменные ответы затем подвергаются анализу, статистической обработке и служат материалом для определенных выводов;

г) человек помещается в изолированную кабину. В специальном шлеме укрепляются приборы, с помощью которых исследуются биотоки мозга под действием различных раздражителей или при различных состояниях организма (бодрствование, сон).

Испытуемый перед проведением опыта получает соответствующую инструкцию. Все полученные показатели фиксируются точной аппаратурой;

д) на основании детских рисунков психолог устанавливает особенности восприятия детьми предметов; тщательно анализируя письменные работы школьников и сопоставляя данные с результатами других экспериментов, исследователь делает выводы об особенностях индивидуального стиля деятельности старшеклассников.

4.Вставьте пропущенные слова в определение тех основных требований, которые необходимо соблюдать при проведении метода наблюдения:

-до начала наблюдения нужно четко сформулировать… , исходя из …, составить … наблюдении; продумать … его осуществления; наблюдение проводить таким образом, чтобы ребенок … об истинных целях наблюдения; наблюдение должно проводиться … .

5.Студент института, выполняя курсовую работу по теме «Общение», должен был собрать необходимый фактический материал, используя метод наблюдения. Придя в школу, он обратился к детям с такими словами: «Мне сегодня необходимо понаблюдать за тем, как вы общаетесь!»

Будут ли данные, полученные студентом, достоверными? Какое необходимое условие было нарушено студентом?

6.Многие исследователи отмечают, что во время наблюдения мы видим то, что уже знаем, а неизвестное проходит мимо нашего внимания.

Правомерно ли такое суждение? Что необходимо сделать, чтобы наблюдение было эффективным?

7.Во время своих наблюдений студентка записала: «Саша внимательно слушал объяснения учителя. Об этом, казалось, свидетельствовала его поза: он смотрел на учителя, не отвлекаясь. Однако, когда его спросили, он ответил неправильно».

Всегда ли по внешнему виду можно судить о протекающих психических процессах ребенка?

8.Выписка из протокола наблюдения, проведенного студенткой на практике:

№ п/п

Действия учителя

Действия учащихся

Действия Саши

1

а) хорошо подготовлен к занятию

б) все внимательно слушают и хорошо работают

в) Саша быстро поднял руку на первый вопрос

2

г) задал вопрос: «Правильно ли ответил Саша?»

д) знают ответ, так как все подняли руки

е) Саша слушает внимательно, он хочет все понять

Определите, в каких записях (а, б, в, г, д, е) отражены факты, а в каких – их истолкование?

9.Исследователь для диагностики подвижности нервных процессов у учащихся составил следующий план наблюдений:

1. Скорость реакций на новизну в окружающей обстановке.

2. Быстрота и легкость выработки навыков, привычек.

3.Способность легко переходить от одного занятия к другому.

4.Быстрота переключения с одного объекта на другой.

5.Быстрота возникновения и протекания чувств.

6.Темп движения, речи.

7.Быстрота запоминания и воспроизведения.

Будет ли достигнута цель, поставленная исследователем? Дайте психологическое основание своему суждению.

10.При изучении памяти подростков была выдвинута гипотеза, что развитие запоминания содержания литературных произведений основывается на усвоении приемов смысловой группировки материала и включении этих приемов в процесс запоминания.

Какой эксперимент необходимо провести, чтобы подтвердить данную гипотезу?

Какой основной принцип положен в основу формирующего эксперимента? Чем отличается формирующий эксперимент от констатирующего эксперимента?

11.В эксперименте определялась острота зрения детей 4 лет. Им предложили таблицу с кольцами Ландольта, служащую для определения остроты зрения.

В первом случае дети должны были как можно с большего расстояния увидеть направление разрыва кольца. Средний результат был равен 207 см.

Во втором случае детям предложили игровую ситуацию «Вы – охотники». Средний результат был равен 257 см.

С чем связано получение разных результатов эксперимента?

12.Студентка института во время педагогической практики в школе подошла к ученику и сказала ему: «Подожди минутку, мне надо с тобой побеседовать!» Мальчик остановился и недоуменно посмотрел на нее. Студентка начала с ним беседовать…

Правильно ли поступила студентка, решив воспользоваться методом беседы?

Какие условия должен соблюдать исследователь, применяя метод беседы?

13.Исследователя интересовало отношение ребенка к школе. Были подготовлены соответствующие целевые вопросы. Но исследователь начал беседу с Мишей (5 лет 5 мес.) не с целевых вопросов, а сначала спросил у него: «Миша, ты любишь сказки? Какие из них самые любимые?» Вопросы заинтересовали Мишу, он охотно на них отвечал.

Почему исследователь начал беседу с таких вопросов?

Какие вопросы, кроме целевых, должны быть подготовлены исследователем и каково их назначение?

Продумайте вопросы для выяснения отношения ребенка к школе.

14.Используя метод беседы в работе с детьми, необходимо учитывать, что человеческая мысль, высказанная в форме вопроса, часто оказывает внушающее влияние на отвечающего. Надо стремиться ограждать детей от внушения.

Сформулируйте несколько вопросов, каждый из которых обладал бы все меньшей и меньшей степенью внушающего влияния.

15.Определите цель беседы и составьте план.

Продумайте способы вступления в беседу.

Проведите беседу с разными по степени разговорчивости детьми.

При анализе беседы обратите внимание на следующее: получилась ли беседа? (Если нет, то почему).

Какие приемы использовались? (Поощряющие кивки, рисунки, изменения голоса и др.) Какие заметили особенности в поведении ребенка? (Мимика, жесты, интонация речи, оговорки и др.).

На какие вопросы он отвечал наиболее активно и почему? Как окончилась беседа?

На основе данных, полученных в ходе беседы, охарактеризуйте ребенка.

16.Объясните, почему детские рисунки служат многим исследователям ценным материалом для вывода о разных сторонах психического развития ребенка.

Определите цель исследования, для осуществления которой можно использовать изучение детских рисунков.

Наметьте план реализации поставленной вами цели исследования.

17.Исследователь предложил детям детского сада нарисовать тематический рисунок «Моя семья».

Петя (6 лет) нарисовал такой рисунок: в центре листа – большой телевизор, рядом кресло, в котором сидит крупных размеров папа с большими руками и сигаретой, ближе к краю мальчик изобразил маленькую фигурку – это младший брат Вася. В верхнем углу – маленькая, ярко раскрашенная фигурка мамы со сковородкой в руках.

Исследователь спросил Петю: «Почему ты себя не нарисовал?» — «А я не уместился», — ответил мальчик.

Можно ли по детским рисункам судить о психическом состоянии ребенка?

Можно ли по рисунку Пети сделать вывод о семье мальчика?

18.На практике исследователи часто применяют тесты. В чем трудности применения теста как метода исследования? Можно ли применять тесты, чтобы выявить уровень умственного развития ребенка? Что такое стандартизированный тест? Как стандартизируют тест? Почему иногда тесты называют «методом стандартизированного испытания»? Почему нельзя злоупотреблять тестами?

19.Исследователь решил изучать особенности памяти детей в разные периоды школьного возраста, разработал методики для исследования памяти.

Как должно быть построено исследование, чтобы выяснить особенности памяти детей 7 лет, особенности памяти детей от 7 до 12 лет?

20.В одном эксперименте с помощью проверенных объективных методик сопоставлялись особенности некоторых характеристик памяти дошкольников, школьников и взрослых.

Как назывался метод, с помощью которого осуществлялось это исследование?

Какие требования предъявляются исследователями для получения объективных данных?

21.Отбираемые методы исследования должны отвечать методологическим принципам. Недостатки одного метода компенсируются включением в исследование других методов, объективно изучающих психику.

Почему исследователь не может ограничиться применением какого-либо одного метода, например, метода наблюдения?

Практическое занятие №4

Тема: проблема личности в психологии

Основные понятия: человек, субъект, индивид, индивидуальность, личность, персонализация, самоактуализация, мотивация, потребности, желании, мотивы, цели, уровень притязаний, фрустрация, психологический конфликт, направленность и активность личности, убеждения, мировоззрение, интересы, установка, самосознание, Я-концепция, Я-образ, самооценка.

ВОПРОСЫ

  1. Современные теории личности.
  2. Индивид. Индивидуальность. Личность. Структура личности.
  3. Биологическое и социальное в личности.
  4. Мотивационная сфера личности.
  5. Самосознание личности.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ИЛИ ДОКЛАДОВ

  1. Сравнительный анализ и синтез различных определений личности.
  2. Классификация и содержание основных теорий личности.
  3. Основные мотивационные понятия в психологии личности.
  4. Я-концепция и развитие личности.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

  1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2013.
  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2011.
  3. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 2014.

Дополнительная

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1988. – С.281 – 310.
  2. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. – М., 1982.
  3. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. – М., 1983. – Т.2. – С. 186 – 229.
  4. Столин В.В. Самосознание личности. – М., 1982.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

  1. Объясните какой-нибудь собственный поступок, пользуясь понятием «личность».
  2. Выделите особенности своего поведения, характеризующие вас либо как индивида, либо как личность.
  3. Наблюдая за поведением детей дошкольного или младшего школьного возраста, выявите у них те личностные качества, которые к этому возрасту уже сформировались. Определите, какие из них положительные, какие отрицательные.

ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ

  1. Существуют разные точки зрения на соотношение биологического и социального в структуре личности:
  1. Личность формируется обществом; что касается биологических особенностей человека, то они не оказывают на этот процесс существенного влияния;
  2. Личность определяется биологическими, наследственными факторами; никакое общество не может изменить то, что заложено в человеческой природе;
  3. Личность есть феномен общественного развития человека; сложный процесс развития и формирования личности обусловлен единством биологического и социального. В этом процессе биологические факторы выступают как природные предпосылки, а социальные – как движущие силы психического развития человека и формирования личности.

Какую из указанных точек зрения следует считать правильной? Аргументируйте свой выбор.

  1. Мать Пети (4 г. 7 мес.) обратилась к воспитателю за советом: как быть с сыном, который становится все упрямее? Она сказала, что отец и дед у мальчика тоже упрямые. «Может быть это наследственное?» — спросила мама.

Оправдано ли волнение мамы? Дайте психологическое обоснование. Какие факторы психического развития повлияли на формирование такой черты характера мальчика? Что бы вы посоветовали маме?

3.Можно ли говорить о типологизации личностей, все свести к группам и рассматривать каждого человека как представителя одной из этих групп? Дайте обоснование своего суждения.

4.Известно, что в развитии ребенка большую роль играет пример родителей, которым дети подражают.

Почему иногда у трудолюбивых и деятельных родителей вырастают ленивые и пассивные дети? Назовите возможные причины.

5.Проанализируйте суждения: через послушание ребенок овладевает собственным поведением; овладение действиями развивает послушание.

6.О сознательности человека судят не по тому, что он о себе говорит и думает, а по тому, что и как он делает.

Согласны ли вы с этим и почему?

7.Психологи различных направлений по-разному понимают источники активности личности.

Укажите, какие из положений, приведенных ниже, характеризуют фрейдистское, неофрейдистское, а какие – диалектико-материалистическое понимание источников активности личности:

а) основным источником активности личности является ставшее бессознательным стремление к наслаждению, определяющее всевозможные виды творческой деятельности человека;

б) основным источником активности личности является система сознательных мотивов и отношений, сформировавшихся в зависимости от общественных отношений и условий воспитания;

в) основным источником активности личности являются культурные и социальные воздействия, которые без участия сознания формируют у человека определенные бессознательные побуждения, помогающие ему приспособиться к социальным требованиям.

8.Ниже описаны проявления различных сторон личности в поведении человека. Дайте обоснование, какой образец характеризует:

а) направленность личности;

б) нравственный мотив;

в) интерес;

г) особенности темперамента;

а) девятиклассник Виктор Л., по мнению преподавателей, глубоко знает программный материал. Его речь нетороплива, мало эмоциональна, но очень содержательна. Он полон энергии, хотя и не отличается особой подвижностью: не вспыхивает, не загорается в работе. В учении он неутомим, но интересы его односторонни;

б) несколько месяцев назад один из товарищей Гриши, взяв в библиотеке книгу, вырвал листок с картинкой. Книга была возвращена в библиотеку, выдана другому ученику, и, когда тот сдавал ее, библиотекарь обнаружила, что страницы не хватает. Мальчик был обвинен несправедливо. Гриша случайно узнал настоящего виновника. Он сидел за партой рядом с ним, и, когда классный руководитель пытался добиться признания от мальчика, ни в чем неповинного, виновник был невозмутим. Гриша толкнул его локтем, сказал тихонько: «Сознайся, ведь это ты вырвал листок». Лицо виновника выразило такое изумление, что Гриша смутился. Смущение уступило место возмущению, мальчик вскочил и взволнованно сказал: «Вот кто вырвал листок! Он сидит, молчит, да еще и радуется, что обвиняют товарища. Разве можно так поступать?»

в) Таня А., ученица 6 класса, веселая, жизнерадостная, энергичная и в то же время ровная и спокойная девочка. У нее много друзей. Она все умеет делать быстро и хорошо;

г) в семье сельского сторожа было два сына. Материальная обеспеченность семьи была невысокая. Мать малограмотна. Отец груб и строг с детьми. Ни о какой художественной атмосфере в семье и говорить нечего. И все-таки старший сын рано проявил способность к рисованию, продолжал много и с большой охотой рисовать в школе. Затем поступил в Саратовское художественное училище, а после службы в армии учился в Москве. Теперь он видный художник.

9.В старшей группе детского сада проводился эксперимент на выявление уровня притязаний ребенка, основанных на уверенности в себе, с помощью игры «Лото» (набор заданий четырех степеней сложности).

Андрей выбирает самое сложное задание — №4. Потерпев неудачу, берет менее сложное задание №2, затем, успешно с ним справившись, выбирает задание №3 – более сложное. После неудачи (полученного минуса) уровень его притязаний снова падает до выбора задания №1. Удачно справившись с заданием, Андрей стремится закрепить успех и выбирает во второй раз задание №1. Затем он получает две положительные оценки подряд и соответственно дважды повышается уровень его притязаний: сначала он выбирает задание №2, затем — №3. После неудачи с заданием №3 следует резкий скачок вниз – до задания №1.

Охарактеризуйте уровень притязаний Андрея.

10.Мама поднесла своего сына Сашу (мальчику 1 год 2 мес.) к зеркалу.

Узнает ли себя Саша в зеркале? Под влиянием каких действий взрослых происходит у ребенка узнавание себя?

11.Миша (2 г. 4 мес.) пытается сам одеваться. Кряхтя, он натягивает колготки. Ничего не получается. Вмешивается мама со своей помощью.

— Я сам! – протестует ребенок.

— Сиди спокойно, ничего у тебя не получается.

— Я хочу сам! – опять заявляет малыш.

Можно ли считать поведение Миши упрямством или это проявление развивающейся личности? Характеризует ли это поведение самостоятельность? Какую самостоятельность должен поощрять взрослый?

12.Мама предлагает Мише (2 г. 5 мес.) лечь спать, а ему не хочется. Мама обращается к сыну: «Ты уже большой. Сейчас папа увидит, как ты аккуратно научился расшнуровывать ботинки и как сам аккуратно умеешь складывать одежду».

Проанализируйте действия мамы. На какие качества развивающейся личности ребенка опирается мама?

13.Саша (2 г. 6 мес.) приготовился к прыжку через веревочку и кричит: «Мама, смотри!»

Мама посмотрела и говорит: «Вот молодец! Как хорошо ты научился прыгать! Прямо как большой!»

Ребенок радостно улыбается и еще раз показывает, как он прыгает.

Проанализируйте действия мамы. Как отражается на поведении ребенка оценка взрослых, их отношение к тем или иным действиям, поступкам малыша.

14.Нередко в школе на подростка обрушиваются реплики учителей типа; «Ты не сможешь это сделать! Ты не знаешь этого! У тебя ничего не получится!»

Почему учителя не должны так поступать? Дайте психологическое обоснование.

15.Укажите некоторые пути и средства формирования у школьника высокой самооценки и позитивной Я-концепции.

Практическое занятие №5

Тема: Ощущения и восприятие

Вопросы для обсуждения:

1.Общее понятие об ощущении.

2.Виды ощущений.

3.Основные свойства и характеристика ощущений.

4.Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений.

5.Развитие ощущений.

6.Характеристика основных видов ощущений.

7.Общая характеристика восприятия.

8.Физиологические основы восприятия.

9.Основные свойства и виды восприятия.

10.Индивидуальные различия в восприятии и его развитие у детей.

11.Восприятие пространства, движения и времени.

Литература

1.Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 2011.

2.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2013.

3.Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 2012.

Практическое занятие №6 — 7

Тема: Внимание и память

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие внимания.
  2. Основные виды внимания.
  3. Основные характеристики свойств внимания.
  4. Развитие внимания.
  5. Определение и общая характеристика памяти.
  6. Основные виды памяти.
  7. Основные процессы и механизмы памяти.
  8. Индивидуальные особенности памяти и ее развитие.

Литература:

1.Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 2011.

2.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2013.

3.Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 2012.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ИЛИ ДОКЛАДОВ

1.Теории памяти.

2.Взгляды Аристотеля на проблему ассоциаций.

3.Исследования памяти Г. Эббингауза.

4.Исследования процессов запоминания в работах П.И. Зинченко и А.А. Смирнова.

5.Нарушения памяти.

Практическое занятие №8

Тема: мышление и речь

Основные понятия: мышление, внутренняя речь, понятие суждение, умозаключение, анализ, синтез, сравнение, обобщение, проблемная ситуация, задача, самостоятельность, «искусственный интеллект».

ВОПРОСЫ

  1. Природа и основные виды мышления.
  2. Основные формы мышления.
  3. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию мышления.
  4. Основные виды умственных операций.
  5. Решение сложных мыслительных задач и творческое мышление.
  6. Развитие мышления.
  7. Общая характеристика речи.
  8. Физиологические основы речи.
  9. Теоретические проблемы возникновения речи.
  10. Основные виды речи.
  11. Развитие речи у ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

1.Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 2011.

2.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2013.

3.Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 2012.

Практическое занятие №9

Тема: воображение

ВОПРОСЫ

  1. Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности.
  2. Виды воображения.
  3. Механизмы переработки представлений и воображаемые образы.
  4. Индивидуальные особенности воображения и его развитие.
  5. Воображение и творчество.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1.Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 2011.

2.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2013.

3.Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 2012.

Практическое занятие №10

Тема: темперамент и характер

ВОПРОСЫ

  1. Понятие о темпераменте.
  2. Краткий обзор учений о темпераменте.
  3. Физиологические основы темперамента.
  4. Психологические характеристики темперамента и особенности деятельности личности.
  5. Понятие о характере.
  6. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера.
  7. Формирование характера.

ЛИТЕРАТУРА

1.Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 2011.

2.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2013.

3.Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 2012.

Практическое занятие №11

Тема: деятельность

ВОПРОСЫ

  1. Общая психологическая характеристика деятельности.
  2. Основные понятия психологической теории деятельности.
  3. Операционно-технические аспекты деятельности.
  4. Теория деятельности и предмет психологии.
  5. Физиология движений и физиология активности.

ЛИТЕРАТУРА

1.Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 2011.

2.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2013.

3.Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1912.

Практическое занятие №12

Тема: психические состояния и их регуляция

ВОПРОСЫ

  1. Общее понятие об адаптации человека.
  2. Общее представление о функциональном состоянии организма.
  3. Общая характеристика состояний организма и психики.
  4. Понятие об эмоциональном стрессе.
  5. Регуляция эмоциональных состояний.

ЛИТЕРАТУРА

1.Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 2011.

2.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2013.

3.Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 2012.