влияние эмоций на познавательные процессы и деятельность человека.

ВВЕДЕНИЕ

Вся психическая деятельность человека — это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов. Человек не только воспринимает окружающий мир, но и воздействует на него. Ко всем предметам и явлениям у него есть определенное отношение. Читая книгу, слушая музыку, отвечая урок или общаясь с друзьями, люди переживают радость, грусть, воодушевление, огорчение. Переживания, в которых проявляется отношение людей к окружающему миру и к самим себе, называют эмоциями.

Под ролью эмоций в жизни человека понимается, то какое влияние оказывают эмоции на человека. А эмоции сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни, в любой ситуации мы реагируем, по-разному проявляя разные эмоции. В этой связи проблема роли эмоций является одной из главных в настоящее время.

Сейчас вопрос об управлении своими эмоциями актуален, но ведь для того, чтобы научиться ими управлять, нужно знать как они влияют на нашу жизнь и на нас. Сейчас, когда необходимо научиться управлять своими эмоциями, контролировать их, все более очевидна роль эмоций в жизни человека.

Объект исследования: эмоции, как психический процесс.

Предмет исследования: влияние эмоций на познавательные процессы и деятельность человека.

Цели курсовой работы:

-изучение особенностей эмоций;

-изучение роли эмоций в жизнедеятельности человека.

Задачи:

-дать определение эмоциям;

-рассмотреть физиологические основы эмоций ;

-рассмотреть теории эмоций;

-рассмотреть свойства, виды и функции эмоций;

-изучить влияние эмоций на познавательную деятельность человека;

-изучить положительное и отрицательное влияние эмоций на человека.

Методы, используемые в курсовой работе:

1) Теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы по данному аспекту.

Эта работа поможет разобраться в проблеме понимания роли эмоций. Основная причина написания этой работы состоит в том, что каждый человек должен знать и уметь разбираться в своем настроении, своих эмоциях и конечно знать как ими управлять.

ГЛАВА 1. ЭМОЦИИ

1.1. Понятие эмоций

Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, связанных с потребностями и отражающих в форме непосредственного переживания, удовлетворения, радости, страха, гнева и т. д значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей [1].

4 стр., 1595 слов

Стереотипы. Их роль и влияние в жизни человека

... влиянием социального мнения и предшествующего опыта. Таких стереотипов сотни и даже тысячи и каждый по-своему влияет на жизнь человека ... – ссылка на конкретное руководящее лицо; обезличенном – "Там знают!"; "Сам в курсе"; "И тогда я позвонил, вы ... положительные эмоции, поскольку здесь оценка превалирует над описанием. Сюда относятся такие расхожие понятия, как "демократия", "права человека", " ...

Эмоции — психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий [2, с.126]. Сигнализируя о непосредственном положительном или отрицательном значении различных явлений, эмоции рефлекторно регулируют наше поведение, побуждают или тормозят наши действия.

Эмоции являются приспособительным продуктом эволюции- это эволюционно-обобщенные способы поведения в типичных ситуациях.

Все эмоции предметно соотнесены и двухвалентны — они или положительные, или отрицательные (потому что предметы либо удовлетворяют, либо не удовлетворяют соответствующие потребности) [26, с.62]. Эмоции побуждают к стереотипным формам поведения. Однако особенности человеческих эмоций определяется общим законом психического развития человека — высшие образования, высшие психические функции, формируясь на основе низших функций, перестраивают их. Сознательная, рациональная регуляция поведения, с одной стороны, побуждается эмоциями, но, с другой стороны, она противостоит эмоциям. Человек действует, превозмогая боль, жажду, голод и всевозможные влечения. Однако чем ниже уровень сознательной регуляции, тем большую свободу получают эмоционально — импульсивные действия. Эти действия не имеют сознательной мотивации, цели этих действий также не формируются сознанием, а однозначно предопределяются характером самого воздействия. Эмоции доминируют там, где недостаточна сознательная регуляция поведения: при дефиците информации для сознательного построения действий, при недостаточности фонда сознательных способов поведения. Но это не значит , что чем сознательнее действие, тем меньшую значимость имеют эмоции.

Даже мыслительные действия организуются на эмоциональной основе. В сознательных действиях эмоции обеспечивают их энергетический потенциал и усиливают то направление действия, результативность которого наиболее вероятна. Допуская большую свободу сознательного выбора целей, эмоции определяют основные направления жизнедеятельности человека. Положительные эмоции, постоянно сочетаясь с удовлетворением потребностей, сами становятся настоятельной потребностью. Человек стремится к положительным эмоциям. Лишение эмоциональных воздействий дезорганизует психику человека, а длительное лишение положительных воздействий в детстве может привести к отрицательным деформациям личности. Замещая потребности, эмоции сами по себе являются во многих случаях побуждением к действию, фактором мотивации. Различаются низшие эмоции, связанные с безусловно — рефлекторной деятельностью, основанные на инстинктах и являющиеся их выражением (эмоции голода, жажды, страха, эгоизма и т.п.), и высшие, подлинно человеческие эмоции — чувства [3, с.90].

1.2. Физиологические основы эмоций

Как и другие психические процессы, эмоции имеют рефлекторную природу, возникая в ответ на внешние или внутренние раздражения. Эмоции представляют собой центральную часть рефлекса.

4 стр., 1850 слов

Роль эмоций в организации поведения

... эмоций Джеймса-Ланге. Согласно этой теории эмоция является вторичным явлением, основанным на приходящих в мозг сигналах об изменениях в мышцах, сосудах, внутренних органах ... за пределами которого возникает эмоциональное поведение.           Теории эмоций. Ч.Дарвин создал биологическую концепцию эмоций, основанную на сравнительном исследовании эмоциональных ...

Физиологические механизмы эмоций состоят как из более древних процессов, протекающих в подкорковых центрах и в вегетативной нервной системе, так и из процессов высшей нервной деятельности в коре головного мозга, при господстве последних.

Эти механизмы могут быть представлены в следующем виде: нервные возбуждения, вызванные в коре головного мозга теми или другими внешними и внутренними раздражителями, широко захватывают при этом область подкорковых центров и вегетативной нервной системы. Это приводит к соответствующим изменениям вегетативных процессов, вызывая сосудо — двигательные реакции, побледнение или покраснение лица, отлив крови от внутренних органов, выделение продуктов внутренней секреции и т. д. Вегетативные изменения, со своей стороны, через афферентные проводники снова передаются в кору головного мозга, наслаиваются на имеющиеся там возбуждения и создают сложную картину нервных процессов, которые и составляют основу того или иного эмоционального состояния [22, с.80].

Подкорковые механизмы эмоций. Все эмоциональные переживания в очень большой степени обусловлены физиологическими процессами, протекающими в подкорке и в вегетативной нервной системе, которые являются нервными механизмами сложных безусловных рефлексов, называемых инстинктами.

Особую роль в эмоциональных реакциях организма играет зрительный бугор и расположенные рядом с ним в промежуточном мозге полосаты тела и центры вегетативной нервной системы. В зрительный бугор приходят афферентные возбуждения от всех внешних и внутренних рецепторов и от него через центростремительные нейроны передаются к проекционным полям коры больших полушарий головного мозга. От зрительного бугра, полосатого тела и вегетативных центров отходят центробежные нервные пути к железам внутренней секреции, гладким мышцам внутренних органов и поперечно — полосатым мышцам скелетной мускулатуры. При инстинктивно-эмоциональных реакциях, связанных с низшими эмоциями — боль, пассивный (страх) и наступательный (гнев) защитные рефлексы,- замыкание рефлекторных дуг происходит в подкорковых центрах, вызывая указанные выше характерные для эмоциональных состояний реакции внутренних органов и мимические движения.

Кора больших полушарий головного мозга играет главенствующую роль в нервных отправлениях человека; ее деятельность путем сложнейших условно — рефлекторных связей влияет на нервные процессы, протекающие в вегетативной нервной системе и в подкорковых центрах. Кора головного мозга является тем высшим отделом нервной системы, который держит в своем ведении все явления, происходящие в теле.

Роль вегетативной нервной системы. Многочисленными исследованиями доказано, что эмоции тесно связаны с деятельностью возбуждаемых через вегетативную нервную систему органов внутренней секреции. Особую роль при этом играют надпочечные железы, выделяющие адреналин. Попадая даже в очень небольших количествах в кровь, адреналин оказывает сильное воздействие на органы. В результате возникают характерные для эмоций сердечно — сосудистые и вазомоторные реакции, усиление и ослабление сердечной деятельности, сужение и расширение кровеносных сосудов, расширение зрачков, характерные кожные реакции, убыстрение свертывания крови при ранениях, нарушается деятельность органов пищеварения, происходит отток крови от органов брюшной полости, и, наоборот, усиленный приток ее к сердцу, легким, центральной нервной системе и конечностям, усиливается распад углеводов в печени и в связи с этим увеличивается выделение печенью сахара и т. д.

27 стр., 13251 слов

Психология как наука. Основные исторические этапы развития психологической науки

... ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, потребностей, эмоций, сновидений и т.п. Психология (psyche - душа, logos - учение, наука) как раз и изучает ... обслуживающую интере­сы практической деятельности людей и общества. Объект и предмет психологии Психология как наука исследует поведение и психические процессы, проходящие в сознании человека. ...

Доказано, что при эмоциях возбуждения, боли и т. п. вегетативная нервная система стимулирует функцию надпочечных желез, в связи с чем происходит увеличенное выделение адреналина и значительное повышение процента содержания сахара в крови.

В целом эмоции возбуждения имеют динамогенное значение, сопровождаясь огромным увеличением нервно-мышечной силы и энергии. Этим объясняется тот факт, что в состоянии сильного эмоционального возбуждения человек способен проявить мышечную энергию, далеко превосходящую ту, которая обычна для него в спокойном состоянии.

Корковые механизмы эмоций. Связанные с эмоциями нервные процессы в подкорке и в вегетативной нервной системе не могут рассматриваться как самостоятельные. Главной физиологической основой эмоций у человека являются процессы высшей нервной деятельности, совершающиеся в коре больших полушарий головного мозга.

Особое значение при этом имеют процессы формирования, переделки и разрушения образующихся в коре динамических стереотипов нервной деятельности. Эмоциональные переживания являются субъективными отражениями этих сложных нервных процессов в коре.

Эмоции являются по своей природе субъективными отражениями легкости или трудности протекания нервных процессов при переходе от одного динамического стереотипа к другому, противоположному. Именно в характере физиологических процессов, связанных с формированием и разрушением динамических стереотипов, необходимо видеть физиологическую основу эмоциональных переживаний трудности и легкости, бодрости и усталости, удовлетворенности и огорчения, радости и отчаяния и т. д.

Большую роль в возникновении и течении эмоций играют временные связи второй сигнальной системы, благодаря которым те пли иные эмоциональные состояния могут быть вызваны не воздействием непосредственных раздражителей, а словами.

У человека механизмы второй сигнальной системы приобретают первенствующее значение в эмоциональных процессах. Благодаря им резк……..

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Большой психологический словарь [Текст] / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — 3-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. — 666 с.

2. Еникеев, М. И. Общая и социальная психология [Текст] : учебник для вузов / М. И. Еникеев. — М.: НОРМА: НОРМА-ИНФРА*М, 1999. — 624 с.

3. Крысько, В.Г. Психология и педагогика [Текст] : учебное пособие / В. Г. Крысько. — 5-е изд., стер. — М.: Омега-Л, 2007. — 368 с.

4. Середина, Н.В. Основы медицинской психологии [Текст] : учебное пособие / Н.В. Середина, Д.А. Шкуренко; под ред. В.П. Ступницкого. — Ростов н/Д.: Феникс, 2003. — 512 с.

5. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] : учебное пособие / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер Ком, 1999. — 720 с.

6. Додонов, Б.И. Эмоция как ценность [Текст] : учебное пособие / Б.И. Додонов. — М.: Политиздат, 1978. — 272 с.

7 стр., 3336 слов

Дифференциальная психология — Учебно-методический комплекс. ...

... 2011. Богданова М.В. НАИМЕНОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебно-методический комплекс для студентов направления 030300.62 «Психология» очной формы обучения Подписано в печать ... «___»__________2011 г. Богданова М.В. Дифференциальная психология: Учебно-методический комплекс для студентов направления «Психология». Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011, ...

7. Столяренко, Л.Д. Сто экзаменационных ответов по психологии [Текст] : экзаменационный экспресс-справочник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. — Ростов н/Д.: МарТ, 2001 — 256 с.

8. Изард, К.Э. Эмоции человека [Текст] / К.Э. Изард. — СПб.: Питер, 2007. — 980 с.

9. Антропов, А.Ю. Основы диагностики психических расстройств [Текст] : рук. для врачей / А. Ю. Антропов,Н. Г. Незнанов. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 199 с.

10. Словарь конфликтолога [Текст] / под ред. А.Я. Анцупова, А.И. Шипилова. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — 526 с.

11. Тертель, А.Л. Психология. Курс лекций [Текст] : учебное пособие / А.Л. Тертель. — М.: Проспект, 2006. — 248 с.

12. Данилова, Н.Н. Психофизиология [Текст] : учебник для вузов / Н.Н. Данилова. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 373 с.

13. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2011.­ — 783 с.

14. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования [Текст] : учебное пособие / Л.С. Выготский. — М., 1956. — 320 с.

15. Тихомиров, О. К. Психология мышления [Текст] : учебное посо­бие / О.К. Тихомиров. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 272 с.

16. Вилюнас, В.К. Психология эмоций [Текст] / В. К. Вилюнас, Ю. Б. Гиппенрейтер. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 288 с.

17. Немов, Р.С. Психология. Общие основы психологии [Текст] : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. — М.: ВЛАДОС, 2003. -688 с.

18. Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций [Текст] / Я. Рейковский. — М., 1979. — 261 с.

19. Майерс, Д.Дж. Социальная психология [Текст] / Д.Дж. Майерс. — СПб.: Питер, 1997. — 688 с.

20. Выготский, Л. С. Лекции по психологии [Текст] / Л.С. Выготский. — СПб.: Союз, 2006. — 143 с.

21. Степанов, С.С. Мифы и тупики поп-психологии [Текст] / С.С. Степанов. — Дубна.: Феникс+, 2006. — 232 с.

22. Васильев, И.А. Гуманитарная и естественная парадигмы в исследованиях эмоций [Текст] / И.А. Васильев // Психологический журнал. — 1992. — № 6. — с. 80.

23. Додонов, Б.И. Классификация эмоций при исследовании эмоциональной направленности личности [Текст] / Б.И. Додонов // Вопросы психологии. — 1975. — № 6. — с. 21 — 34.

24. Васильев, И.А. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности [Текст] / И.А. Васильев // Психологический журнал. — 1998. — № 4. — с. 49 — 60.

25. Выготский, Л.С. Проблема эмоций [Текст] / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. — 1985. — № 3. — с. 17 — 18.

26. Горбатков, А.А. Позитивные и негативные эмоции [Текст] / А.А. Горбатков // Психологический журнал. — 2001. — Т.22, № 1. — с. 61 — 71.

27. < articles/view/kontrol_emociy>