влияние эмоций на познавательные процессы и деятельность человека.

ВВЕДЕНИЕ

Вся психическая деятельность человека — это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов. Человек не только воспринимает окружающий мир, но и воздействует на него. Ко всем предметам и явлениям у него есть определенное отношение. Читая книгу, слушая музыку, отвечая урок или общаясь с друзьями, люди переживают радость, грусть, воодушевление, огорчение. Переживания, в которых проявляется отношение людей к окружающему миру и к самим себе, называют эмоциями.

Под ролью эмоций в жизни человека понимается, то какое влияние оказывают эмоции на человека. А эмоции сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни, в любой ситуации мы реагируем, по-разному проявляя разные эмоции. В этой связи проблема роли эмоций является одной из главных в настоящее время.

Сейчас вопрос об управлении своими эмоциями актуален, но ведь для того, чтобы научиться ими управлять, нужно знать как они влияют на нашу жизнь и на нас. Сейчас, когда необходимо научиться управлять своими эмоциями, контролировать их, все более очевидна роль эмоций в жизни человека.

Объект исследования: эмоции, как психический процесс.

Предмет исследования: влияние эмоций на познавательные процессы и деятельность человека.

Цели курсовой работы:

-изучение особенностей эмоций;

-изучение роли эмоций в жизнедеятельности человека.

Задачи:

-дать определение эмоциям;

-рассмотреть физиологические основы эмоций ;

-рассмотреть теории эмоций;

-рассмотреть свойства, виды и функции эмоций;

-изучить влияние эмоций на познавательную деятельность человека;

-изучить положительное и отрицательное влияние эмоций на человека.

Методы, используемые в курсовой работе:

1) Теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы по данному аспекту.

Эта работа поможет разобраться в проблеме понимания роли эмоций. Основная причина написания этой работы состоит в том, что каждый человек должен знать и уметь разбираться в своем настроении, своих эмоциях и конечно знать как ими управлять.

ГЛАВА 1. ЭМОЦИИ

1.1. Понятие эмоций

Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, связанных с потребностями и отражающих в форме непосредственного переживания, удовлетворения, радости, страха, гнева и т. д значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей [1].

4 стр., 1595 слов

Стереотипы. Их роль и влияние в жизни человека

... влиянием социального мнения и предшествующего опыта. Таких стереотипов сотни и даже тысячи и каждый по-своему влияет на жизнь человека ... – ссылка на конкретное руководящее лицо; обезличенном – "Там знают!"; "Сам в курсе"; "И тогда я позвонил, вы ... положительные эмоции, поскольку здесь оценка превалирует над описанием. Сюда относятся такие расхожие понятия, как "демократия", "права человека", " ...

Эмоции — психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий [2, с.126]. Сигнализируя о непосредственном положительном или отрицательном значении различных явлений, эмоции рефлекторно регулируют наше поведение, побуждают или тормозят наши действия.

Эмоции являются приспособительным продуктом эволюции- это эволюционно-обобщенные способы поведения в типичных ситуациях.

Все эмоции предметно соотнесены и двухвалентны — они или положительные, или отрицательные (потому что предметы либо удовлетворяют, либо не удовлетворяют соответствующие потребности) [26, с.62]. Эмоции побуждают к стереотипным формам поведения. Однако особенности человеческих эмоций определяется общим законом психического развития человека — высшие образования, высшие психические функции, формируясь на основе низших функций, перестраивают их. Сознательная, рациональная регуляция поведения, с одной стороны, побуждается эмоциями, но, с другой стороны, она противостоит эмоциям. Человек действует, превозмогая боль, жажду, голод и всевозможные влечения. Однако чем ниже уровень сознательной регуляции, тем большую свободу получают эмоционально — импульсивные действия. Эти действия не имеют сознательной мотивации, цели этих действий также не формируются сознанием, а однозначно предопределяются характером самого воздействия. Эмоции доминируют там, где недостаточна сознательная регуляция поведения: при дефиците информации для сознательного построения действий, при недостаточности фонда сознательных способов поведения. Но это не значит , что чем сознательнее действие, тем меньшую значимость имеют эмоции.

Даже мыслительные действия организуются на эмоциональной основе. В сознательных действиях эмоции обеспечивают их энергетический потенциал и усиливают то направление действия, результативность которого наиболее вероятна. Допуская большую свободу сознательного выбора целей, эмоции определяют основные направления жизнедеятельности человека. Положительные эмоции, постоянно сочетаясь с удовлетворением потребностей, сами становятся настоятельной потребностью. Человек стремится к положительным эмоциям. Лишение эмоциональных воздействий дезорганизует психику человека, а длительное лишение положительных воздействий в детстве может привести к отрицательным деформациям личности. Замещая потребности, эмоции сами по себе являются во многих случаях побуждением к действию, фактором мотивации. Различаются низшие эмоции, связанные с безусловно — рефлекторной деятельностью, основанные на инстинктах и являющиеся их выражением (эмоции голода, жажды, страха, эгоизма и т.п.), и высшие, подлинно человеческие эмоции — чувства [3, с.90].

1.2. Физиологические основы эмоций

Как и другие психические процессы, эмоции имеют рефлекторную природу, возникая в ответ на внешние или внутренние раздражения. Эмоции представляют собой центральную часть рефлекса.

5 стр., 2354 слов

Эмоции как аппарат оценок поведения интеллектуальных систем

... системы. [Голицын и др., 1991]. Согласно этому принципу эмоции рассматриваются как средства оптимального управления поведением системы (субъекта), направляющих ее к достижению максимума ее ... хорошо-плохо, какие решения принять. Аналогичная ситуация возникает и при анализе целесообразного поведения сложных искусственных интеллектуальных систем. Общепринятый аппарат оценок базируется, как правило, ...

Физиологические механизмы эмоций состоят как из более древних процессов, протекающих в подкорковых центрах и в вегетативной нервной системе, так и из процессов высшей нервной деятельности в коре головного мозга, при господстве последних.

Эти механизмы могут быть представлены в следующем виде: нервные возбуждения, вызванные в коре головного мозга теми или другими внешними и внутренними раздражителями, широко захватывают при этом область подкорковых центров и вегетативной нервной системы. Это приводит к соответствующим изменениям вегетативных процессов, вызывая сосудо — двигательные реакции, побледнение или покраснение лица, отлив крови от внутренних органов, выделение продуктов внутренней секреции и т. д. Вегетативные изменения, со своей стороны, через афферентные проводники снова передаются в кору головного мозга, наслаиваются на имеющиеся там возбуждения и создают сложную картину нервных процессов, которые и составляют основу того или иного эмоционального состояния [22, с.80].

Подкорковые механизмы эмоций. Все эмоциональные переживания в очень большой степени обусловлены физиологическими процессами, протекающими в подкорке и в вегетативной нервной системе, которые являются нервными механизмами сложных безусловных рефлексов, называемых инстинктами.

Особую роль в эмоциональных реакциях организма играет зрительный бугор и расположенные рядом с ним в промежуточном мозге полосаты тела и центры вегетативной нервной системы. В зрительный бугор приходят афферентные возбуждения от всех внешних и внутренних рецепторов и от него через центростремительные нейроны передаются к проекционным полям коры больших полушарий головного мозга. От зрительного бугра, полосатого тела и вегетативных центров отходят центробежные нервные пути к железам внутренней секреции, гладким мышцам внутренних органов и поперечно — полосатым мышцам скелетной мускулатуры. При инстинктивно-эмоциональных реакциях, связанных с низшими эмоциями — боль, пассивный (страх) и наступательный (гнев) защитные рефлексы,- замыкание рефлекторных дуг происходит в подкорковых центрах, вызывая указанные выше характерные для эмоциональных состояний реакции внутренних органов и мимические движения.

Кора больших полушарий головного мозга играет главенствующую роль в нервных отправлениях человека; ее деятельность путем сложнейших условно — рефлекторных связей влияет на нервные процессы, протекающие в вегетативной нервной системе и в подкорковых центрах. Кора головного мозга является тем высшим отделом нервной системы, который держит в своем ведении все явления, происходящие в теле.

Роль вегетативной нервной системы. Многочисленными исследованиями доказано, что эмоции тесно связаны с деятельностью возбуждаемых через вегетативную нервную систему органов внутренней секреции. Особую роль при этом играют надпочечные железы, выделяющие адреналин. Попадая даже в очень небольших количествах в кровь, адреналин оказывает сильное воздействие на органы. В результате возникают характерные для эмоций сердечно — сосудистые и вазомоторные реакции, усиление и ослабление сердечной деятельности, сужение и расширение кровеносных сосудов, расширение зрачков, характерные кожные реакции, убыстрение свертывания крови при ранениях, нарушается деятельность органов пищеварения, происходит отток крови от органов брюшной полости, и, наоборот, усиленный приток ее к сердцу, легким, центральной нервной системе и конечностям, усиливается распад углеводов в печени и в связи с этим увеличивается выделение печенью сахара и т. д.

27 стр., 13251 слов

Психология как наука. Основные исторические этапы развития психологической науки

... ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, потребностей, эмоций, сновидений и т.п. Психология (psyche - душа, logos - учение, наука) как раз и ... знаний, обслуживающую интере­сы практической деятельности людей и общества. Объект и предмет психологии Психология как наука исследует поведение и психические процессы, проходящие в сознании человека. ...

Доказано, что при эмоциях возбуждения, боли и т. п. вегетативная нервная система стимулирует функцию надпочечных желез, в связи с чем происходит увеличенное выделение адреналина и значительное повышение процента содержания сахара в крови.

В целом эмоции возбуждения имеют динамогенное значение, сопровождаясь огромным увеличением нервно-мышечной силы и энергии. Этим объясняется тот факт, что в состоянии сильного эмоционального возбуждения человек способен проявить мышечную энергию, далеко превосходящую ту, которая обычна для него в спокойном состоянии.

Корковые механизмы эмоций. Связанные с эмоциями нервные процессы в подкорке и в вегетативной нервной системе не могут рассматриваться как самостоятельные. Главной физиологической основой эмоций у человека являются процессы высшей нервной деятельности, совершающиеся в коре больших полушарий головного мозга.

Особое значение при этом имеют процессы формирования, переделки и разрушения образующихся в коре динамических стереотипов нервной деятельности. Эмоциональные переживания являются субъективными отражениями этих сложных нервных процессов в коре.

Эмоции являются по своей природе субъективными отражениями легкости или трудности протекания нервных процессов при переходе от одного динамического стереотипа к другому, противоположному. Именно в характере физиологических процессов, связанных с формированием и разрушением динамических стереотипов, необходимо видеть физиологическую основу эмоциональных переживаний трудности и легкости, бодрости и усталости, удовлетворенности и огорчения, радости и отчаяния и т. д.

Большую роль в возникновении и течении эмоций играют временные связи второй сигнальной системы, благодаря которым те пли иные эмоциональные состояния могут быть вызваны не воздействием непосредственных раздражителей, а словами.

У человека механизмы второй сигнальной системы приобретают первенствующее значение в эмоциональных процессах. Благодаря им резк……..

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Большой психологический словарь [Текст] / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — 3-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. — 666 с.

2. Еникеев, М. И. Общая и социальная психология [Текст] : учебник для вузов / М. И. Еникеев. — М.: НОРМА: НОРМА-ИНФРА*М, 1999. — 624 с.

3. Крысько, В.Г. Психология и педагогика [Текст] : учебное пособие / В. Г. Крысько. — 5-е изд., стер. — М.: Омега-Л, 2007. — 368 с.

4. Середина, Н.В. Основы медицинской психологии [Текст] : учебное пособие / Н.В. Середина, Д.А. Шкуренко; под ред. В.П. Ступницкого. — Ростов н/Д.: Феникс, 2003. — 512 с.

5. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] : учебное пособие / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер Ком, 1999. — 720 с.

6. Додонов, Б.И. Эмоция как ценность [Текст] : учебное пособие / Б.И. Додонов. — М.: Политиздат, 1978. — 272 с.

7 стр., 3336 слов

Дифференциальная психология — Учебно-методический комплекс. ...

... свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой общей и социальной психологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. Ответственный редактор: заведующий кафедрой ... индивидуально-типологических факторов на поведение личности. 1.2. Место дисциплины в учебном процессе Курс «Дифференциальная психология» относится к разделу Б.3 «Профессиональный цикл (базовая ...

7. Столяренко, Л.Д. Сто экзаменационных ответов по психологии [Текст] : экзаменационный экспресс-справочник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. — Ростов н/Д.: МарТ, 2001 — 256 с.

8. Изард, К.Э. Эмоции человека [Текст] / К.Э. Изард. — СПб.: Питер, 2007. — 980 с.

9. Антропов, А.Ю. Основы диагностики психических расстройств [Текст] : рук. для врачей / А. Ю. Антропов,Н. Г. Незнанов. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 199 с.

10. Словарь конфликтолога [Текст] / под ред. А.Я. Анцупова, А.И. Шипилова. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — 526 с.

11. Тертель, А.Л. Психология. Курс лекций [Текст] : учебное пособие / А.Л. Тертель. — М.: Проспект, 2006. — 248 с.

12. Данилова, Н.Н. Психофизиология [Текст] : учебник для вузов / Н.Н. Данилова. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 373 с.

13. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2011.­ — 783 с.

14. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования [Текст] : учебное пособие / Л.С. Выготский. — М., 1956. — 320 с.

15. Тихомиров, О. К. Психология мышления [Текст] : учебное посо­бие / О.К. Тихомиров. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 272 с.

16. Вилюнас, В.К. Психология эмоций [Текст] / В. К. Вилюнас, Ю. Б. Гиппенрейтер. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 288 с.

17. Немов, Р.С. Психология. Общие основы психологии [Текст] : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. — М.: ВЛАДОС, 2003. -688 с.

18. Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций [Текст] / Я. Рейковский. — М., 1979. — 261 с.

19. Майерс, Д.Дж. Социальная психология [Текст] / Д.Дж. Майерс. — СПб.: Питер, 1997. — 688 с.

20. Выготский, Л. С. Лекции по психологии [Текст] / Л.С. Выготский. — СПб.: Союз, 2006. — 143 с.

21. Степанов, С.С. Мифы и тупики поп-психологии [Текст] / С.С. Степанов. — Дубна.: Феникс+, 2006. — 232 с.

22. Васильев, И.А. Гуманитарная и естественная парадигмы в исследованиях эмоций [Текст] / И.А. Васильев // Психологический журнал. — 1992. — № 6. — с. 80.

23. Додонов, Б.И. Классификация эмоций при исследовании эмоциональной направленности личности [Текст] / Б.И. Додонов // Вопросы психологии. — 1975. — № 6. — с. 21 — 34.

24. Васильев, И.А. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности [Текст] / И.А. Васильев // Психологический журнал. — 1998. — № 4. — с. 49 — 60.

25. Выготский, Л.С. Проблема эмоций [Текст] / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. — 1985. — № 3. — с. 17 — 18.

26. Горбатков, А.А. Позитивные и негативные эмоции [Текст] / А.А. Горбатков // Психологический журнал. — 2001. — Т.22, № 1. — с. 61 — 71.

27. < articles/view/kontrol_emociy>