Под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека.

Темперамент и его типы.

Рекомендуемый педагогический стиль общения с учащимися различных типов темперамента.

Наблюдая окружающих людей, не трудно заметить разницу между ними в проявлении чувств, в скорости движения, в общей подвижности. Одни вспыльчивы, подвижны и веселы, но чувства их не устойчивы; другие — медлительные, спокойные, холодны; третьи — переживают сильно, но скрывают свои чувства, отличаются своей пассивностью. Словом, каждому человеку присущи определенные, свойственные только ему индивидуальные особенности.

Эти особенности называются — темпераментом.

Под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека.

 

Б.М. Теплов даёт следующее определение темперамента: « Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т.е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их – с другой».

 

Создателем учения о темпераменте считается древнегреческий учёный Гиппократ( 5 век до н.э).

Он утверждал, что люди различаются соотношением четырёх основных «соков организма» — крови, флегмы, жёлтой желчи и чёрной желчи. Соотношение этих «соков организма» по-гречески обозначалось словом «красис», которое позже заменили латинским словом temperamentum – « соразмерность», «правильная мера». Опираясь на учение Гиппократа, знаменитый врач античности Клавдий Гален разработал типологию темпераментов. Согласно его учению, тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков. Им были выделены 13 типов темперамента, но затем они были сведены до четырёх:

Сангвиник( от лат. Sanguis –кровь), флегматик( от греч. phegma — слизь),холерик(от греч. chole — желчь),и меланхолик(от греч. melas chole – чёрная желчь).

 

Характеристика типов темперамента:

Сангвиник – это сильный тип нервной системы с уравновешенным соотношением процессов возбуждения и торможения. У таких людей настроение «на лице написано». Они дают эмоциональный отклик на все впечатления. Это люди весёлого нрава, любят быть в обществе, любимцы компании, быстро приспосабливаются к новому окружению, к новым требованиям. Сангвиники подвижны, легко выполняют работу, быстро схватывают материал. Это люди — эрудиты, они способны «перевернуть горы» если у них есть цель и им интересно. Трудности их не пугают, они не боятся риска и ответственности, спешат с принятием решения.

2 стр., 939 слов

Психологические типы людей и их проявления в работе, бизнесе, общении

Психологические типы людей и их проявления в работе, бизнесе, общении Содержание Введение 3 1. Типология темперамента и акцентуаций характера 4 2. Характеристика психосоциотипов 14 Заключение 16 Библиографический список 17 Введение Когда человек выбирает профессию, соответствующую его интеллектуальным способностям, профессиональному уровню, личностным интересам и особенностям, то шансы на ...

Люди этого типа любят совместную работу, поэтому с удовольствие участвуют в концертах, вечерах, с удовольствием играют в ансамблях. В них особенно привлекает умение легко сходиться с людьми, готовность прийти на помощь.

 

Преподавателю ученика с таким темпераментом следует разработать (разнообразить) материал таким образом, чтобы ему было интересно. Задача – привить умение длительно сосредотачиваться на чём-либо, терпение, целеустремлённость, привычку доводить дело до конца. Помощь лучше предлагать в виде поддержки, совета. Также важно помнить, что сангвиники эмоционально не устойчивы, легко поддаются чувствам, поэтому им нужно проявление доверия, моральная поддержка, подкрепление уверенности в своих силах.

Флегматик— это сильный тип нервной системы, но с медленным протеканием нервных процессов. Это люди медлительные, долго схватывают информацию. Им трудно входить в новое дело. Они малообщительные, тяжело сходятся с людьми. Однако эти люди постоянны и преданны, надёжны в семье и дружбе. В отношениях с людьми флегматики избегают излишней болтовни и не деловых контактов. Периодически нуждается в одиночестве. Если у него такой возможности нет, это может привести к расстройству нервной системы.

 

Флегматики нелегки на подъем, нерешительны, недоверчивы и пассивны. Их речь медлительна. «Тише едешь — дальше будешь» — девиз флегматика. Тем не менее — это самые усидчивые и трудолюбивые работники, ведь флегматики настойчивы в достижении цели, спокойно переносят критику, можно сказать, равнодушны к ней. Флегматики не искрят своими идеями и открытиями, но зато терпеливо и уверенно воплощают в жизнь чужие. Негативно относятся ко всему новому. Их привычки крепче металла. Они сохраняются надолго, чаще — навсегда.

5 стр., 2498 слов

Общая схема строения нервной системы. Нервная ткань.

Тема. Физиология нервной системы План 1. Значение нервной системы. 2. Общая схема строение нервной системы. Нервная ткань. 3. Физиологические свойства нервной ткани. 4.Рефлекс и рефлекторная дуга. 5. Особенности нервных процессов в юношеском возрасте.   Ключевые понятия и термины: низшая и высшая нервная деятельность, нервная система (НС), центральная НС, периферическая НС, вегетативная НС, ...

 

Ученики — флегматики способны и уравновешены. Им трудно даются первые годы обучения, но флегматики если что-то делают, то делают прочно, проявляют продуманность, упорство. Как правило, всегда выполняют домашнее задание. Психологические процессы на уроке протекают медленно, ему нужно время на сосредоточение и переключение внимания. Его трудно раскачать эмоционально, перед работой нужно дать определенные установки. Очень часто про таких людей говорят, что «в тихом болоте черти водятся». Перевоспитать людей, имеющих такой тип темперамента, дело нелегкое, да и не благодарное. Вам всегда придется их подгонять, подбадривать, привлекать к активным действиям. В экстремальных условиях они становятся заторможенными, растерянными, нуждаются в подсказке.

Самое неправильное — это обвинять его в тупости, неумении соображать, наказывать за медлительность. Последствия такого отношения трагичны: у ребёнка возникают неврозы, он начинает выполнять задания быстро и не качественно; формируется комплекс неполноценности из-за постоянных неудач и он не может раскрыть себя полноценно как личность, не реализует свой творческий потенциал.

Если вы проявить терпение и уважение к его способностям и индивидуальным

особенностям, создать «тепличную» обстановку, в которой не будет ощущения нетерпимости, ребёнок вырастет серьезным, пунктуальным, увлеченным любимым делом человеком. Такой ребенок периодически нуждается в одиночестве. Если у него такой возможности нет, это может привести к расстройству нервной системы.

 

 

Холерики— это сильный тип, с преобладающим процессом возбуждения(очень быстрая реакция, нервные процессы происходят с большой силой).

Это люди эмоциональные, чаще всего — новаторы. Для них характерна быстрая смена настроения. Холерики — очень компанейские люди, боевые, но вспыльчивые, задиры. Быстро, правда, отходят, а потом страдают (им нужно многое прощать).

Все это через сверхактивность, даже реактивность. Быстрое возбуждение ведет к тому, что они мало раздумывают и сразу действуют. Им тяжело сдерживать свои желания, они не могут ждать. Холерики не приспосабливаются к окружению, а стремятся окружение приспособить под себя. Помните, у Макаревича: «не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас». Это девиз типичного холерика. Их стихия — крайности. Музыку любят громкую, краски — очень яркие.

5 стр., 2220 слов

Человек: Индивид и Личность

Федеральное агентство железнодорожного транспорта Сибирский государственный университет путей сообщения По дисциплине: “Концепции современного естествознания” Руководитель: доцент Сухарев Е.М. Выполнила студентка Андриянова Евгения МЛ-111 Новосибирск, 2011 Индивид Кого можно считать личностью? Индивид и индивидуальность Структура личности Возраст и становление личности «Человек - это многогранное ...

Ученики — холерики быстро схватывают материал, но они не уравновешены, что сказывается на отношении с преподавателями и другими учениками. Но в обучении холерик с увлечением берется за новый материал, но запас энергии, в силу нерациональности ее использования, быстро заканчивается, настроение падает. Поэтому педагог должен следить, чтобы на уроке была новая, интересная для ученика информация. На эстраде холерики повержены волнению, панике. При исполнении чаще всего ускоряют темп при этом не выигрывая технического места. Поэтому перед выступлением важен психологический настрой учителя.

Меланхолик — слабый тип нервной системы, с быстро протекающими нервными процессами, с преобладанием процессов возбуждения.

Главные отличительные черты меланхолика-замкнутость, пессимизм, мечтательность, неуверенность в себе, стеснительность, он пасует перед трудностями, недооценивает свои способности, недоверчивый. Его мимика и движения невыразительны, голос тихий, редко смеются. Такие люди очень быстро устают, особенно от большого количества людей, коллектива. Легко приспосабливаются только к очень узкому кругу людей. Это может быть семья или небольшое количество друзей. Они внимательны, неспособны отстаивать свои взгляды, не самостоятельны, зависимы. Это люди, которые очень тонко чувствуют, люди, которых нежно оберегать, нельзя обижать.

 

Их часто называют странными, потому что у них сильно развито воображение. Считается, что их речь не успевает за воображением, поэтому они — молчуны. Это — индивидуалисты. Часто имеют свой очень оригинальный взгляд. Отличаются скрупулезностью и особенной точностью в любой деятельности.

Для меланхолика внимание, забота и доброта не менее важны, чем воздух. Их особенности — пугливость, нерешительность, видение ситуации в темных тонах — невозможно ликвидировать.

13 стр., 6498 слов

Личность, темперамент, характер

... , составляющих эту деятельность психических процессов и состояний. Темперамент- качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе генетической обусловленности его типа нервной системы ... чувств, настроений, интересов и стремлений. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без усилий не только ...

 

Ученики меланхолики — вялы и не активны. Легко теряются не верят в свои силы. Но быстро схватывают и доводят свою роботу до конца. Психические процессы протекают очень медленно. Длительные напряжения вызывают у них замедленную деятельность, отключение. Для меланхолика очень важна обстановка на уроке. Она должна быть спокойная. Новые люди на уроке могут смутить его и перечеркнуть всю предыдущую работу. Но эмоциональность этих людей позволяет достигать вершин в искусстве.

Темперамент — это природное врожденное свойство личности, которое может меняться лишь в незначительной степени.

Темперамент — это психологическая почва, на которой вырастают другие свойства личности. Но не смотря на это, педагог может развивать недостающие черты характера, чтобы личность была полнее.

Ошибка думать, что всех людей можно распределить по четырём основным темпераментам. Лишь немногие являются чистыми представителями этих типов. У большинства наблюдается сочетание отдельных черт одного темперамента с некоторыми чертами другого. Один и тот же человек в различных ситуациях может обнаруживать черты разных темпераментов. Нельзя ставить вопрос и о том, какой из темпераментов лучше. Каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны.

 

Следует обратить внимание на то, что темперамент не определяет способности и одарённость человека. Большие способности могут встречаться одинаково часто при любом темпераменте. Среди выдающихся талантов во всякой сфере деятельности можно найти людей с разным темпераментом:

 

Среди меланхоликоввстречаются такие незаурядные личности украинский писатель Н.В.Гоголь, польский композитор Ф.Шопен, русский композитор П.И.Чайковский. Они сумели преодолеть недостатки данного темперамента и творчески использовать преимущества: высокую чувствительность нервной системы, тонкую реакцию на малейшие оттенки чувств, глубокие эмоциональные переживания, отличающиеся большой устойчивостью.

Сангвиник — В.А.Моцарт

Холерик – С.С.Прокофьев

Флегматик – А.Бородин, А.К.Лядов

 

 

Не только нельзя, но и бессмысленно стремиться к тому, чтобы изменить темперамент. Более целесообразным представляется учёт свойств темперамента конкретной личности при организации деятельности.

22 стр., 10909 слов

Влияние индивидуально-психологических свойств личности (темперамента) на проявление лидерства

... е. особенности темперамента, составляют важную сторону индивидуально-психологических различий. Темперамент и деятельность Динамические черты личности человека выступают не ... требует к себе систематического внимания. Его нельзя переключать с одной задачи на другую. В ... характеристикам модели (объекта идентификации). К числу идентификационных, среди прочих, относятся такие качества, как отзывчивость, ...