Проблема воли в психологии 2

Проблема воли в психологии

Курсовая работа

Введение

В связи с вновь появившимся интересом к гуманитарным, специфическим человеческим проблемам психологии в последние годы наблюдается повышенное внимание к воле. Когда-то, ещё в XVII — XIX вв., эта проблема была одной из главных в психологических исследованиях. В начале XXв. в связи с общим сложным положением в этой науке исследования воли отошли на второй план. Эта проблема оказалась самой трудной из тех, которые нужно было ставить и решать на новой методологической основе. Но не замечать ее полностью было невозможно, так как воля относится к числу тех психических явлений (наряду с воображением), которые играют жизненно важную роль в становлении личности.

Неурядица в понятиях, связанная с определением воли, отчётливо видна у ряда авторов: с одной стороны, воля не относится только к волевому усилию, а с другой стороны, она не совпадает и с произвольным действием. Тем не менее, исследование волевых процессов личности представляется одной из самых актуальных задач в психологии. Ведь человек с сильной волей умеет преодолевать любые трудности, встречающиеся на его пути к достижению поставленной цели, обнаруживая при этом такие волевые свойства, как решительность, настойчивость, выдержка и самообладание, самостоятельность, целеустремленность, дисциплинированность, мужество и смелость.

Степень разработанности проблемы. При анализе исследований проблемы воли возникают специфические трудности, связанные с выделением психологического содержания представлений о данном феномене, которые сложились в рамках психологических и философских концепций. Они усугубляются тем, что специальных работ по проблеме воли очень мало. Наиболее полный обзор и анализ работ по данной проблематике имеется в работах В. И. Селиванова Селиванов В.И. Дискуссионные вопросы психологии воли//Психологический журнал. 1986 № 6.Т.7., М. Г. Ярошевского, в учебниках С. Л. Рубинштейна, А.Г. Маклакова, В.В. Никандрова; в учебном пособии Е.П. Ильина, посвященном психологии воли. В зарубежной психологии обзоры и анализ теоретических и экспериментальных исследований по проблеме воли, по истории исследований воли в психологии представлены в очень небольшом числе работ. Некоторые из этих работ посвящены только одному автору, остальные охватывают очень небольшой исторический период.

В.А. Иванников отмечает, что положение о неудовлетворительном состоянии проблемы воли в современной психологии является общепризнанным. Место понятия, занимавшего длительное время центральное место в психологических концепциях, в настоящее время весьма неопределенно, впрочем, как и само содержание этого понятия. Среди исследователей нет единства в определении воли и связанных с ней понятий волевого действия, волевой регуляции, волевого усилия; отсутствует единство в выделении реальности, которая обозначается термином «воля»; практически не отрефлексирована та ситуация, в рамках которой ставится проблема воли.

15 стр., 7133 слов

Источники курсовой работы (список источников курсовой работы, ...

... цитата. Это упростит в дальнейшем оформление не только списков литературы, но и ссылок. Также выписывайте отдельно использованные источники, чтобы не собирать потом информацию по всей курсовой работе. Одним из распространенных ...

Ранее выдвигаемые и разрабатываемые в рамках исследования проблем воли в психологии не затрагивали проблему формирования волевых качеств у иностранных студентов, обучающихся в российских вузах. Но они послужили фундаментальной теоретической основой для постановки и начала разработки данной проблемы в моих исследованиях.

Цель исследования — осуществить анализ теоретических подходов к исследованию воли и выявить специфику волевых действий.

Объект исследования — волевые процессы личности человека

Предмет исследования: психологические основы формирования волевых процессов личности и волевая регуляция сознания.

Задачи исследования:

Проанализировать подходы ученых к понятию воли в историческом аспекте.

Рассмотреть различные теоретические подходы к исследованию воли; выявить в них общее и особенное.

Дать характеристику волевого действия, структурировать его отличия

от произвольного действия.

Систематизировать нарушения волевого контроля.

Методологической и общенаучной основой исследования являются теории системно-структурного анализа, целостности образовательного процесса, дифференциально-интегрального подхода к анализу психологических явлений; целостности личности и ее развития в обучении, современные теории психологии социального познания, социальной педагогики, психологии профессионализма, а также психолого-статистическая методология как система приемов, способов и методов, направленных на изучение количественных закономерностей в структуре, динамике и взаимосвязи исследуемого психолого-педагогического процесса.

В решении поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс научно-исследовательских методов: теоретические — междисциплинарный логико-семантический анализ и синтез методологической, педагогической, психологической, философской и социологической информации; обобщение передового психологического опыта; анкетирование, наблюдение, опрос, метод экспертных оценок, тестирование, динамический мониторинг.

Информационная база исследования. В качестве информационных источников для написания курсовой работы использованы: а) научные публикации, материалы конференций, симпозиумов, б) статистические материалы, информация ЮНЕСКО по образованию; в) официальные нормативные документы Российской Федерации; г) информационные ресурсы Internet.

Глава 1. Общая характеристика воли

1.1 Воля как процесс сознательного регулирования поведения

Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные Маклаков А.г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПБ. : 2008. — С.373.. Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной пели, то есть представляют собой определенный процесс.

12 стр., 5782 слов

Психология индивидуальности личности

... и умений, темперамента и характера. В психологии существует два главных направления исследования личности: в основе первого лежит выделение в личности тех или иных черт, в основе ... хрестоматию по психологии. А также учебники последних лет издания: Психология / под ред. А.А. Крылова (1998), Психология личности В.А. Аверина (2001) и другие источники.1. Проблема своеобразия личности Уникальность, ...

Психические процессы, условно названные процессами активной регуляции человека, включают в себя «волю и психомоторику» Никандров В.В. Психология: учебник — М. Волтерс Клувер, 2009. — С.509..

Мы будем опираться в работе на определение воли, данное В.В.Никандровым: «Воля — это способность человека к саморегуляции, заключающаяся в умении выбрать значимые цели и направлять физические и психические усилия на их достижение» Никандров В.В. Психология: учебник — М. Волтерс Клувер, 2009. — С.510. Мы согласны с В.В. Никандровым, что значимость целей определяется с обязательным учетом социальных факторов, а интенсивность усилий зависят от степени трудности осуществления цели.

В.В. Никандров представил систематизацию волевого процесса и определил, что полный волевой процесс состоит из следующих звеньев Никандров В.В. Психология: учебник — М. Волтерс Клувер, 2009. — С.543.:

1) Исходный этап (доволевой).

Первичное побуждение (неосознанное влечение).

2) Подготовительный этап (до действия).

1. Осознание элементов волевого акта:

а) осознание и опредмечивание мотивов (осознанное влечение);

б) представление целей (желание);

в) представление средств (хотение);

г) представление возможных последствий ( долженствование).

2. Преодоление внутренних препятствий:

а) борьба мотивов (обсуждения и оценка целей, средств, последствий);

б) принятие решения (выбор целей и средств).

3) Исполнительный этап (действие).

1. Активное действие (преодоление внешних препятствий).

2. Задержка действия (преодоление внутренних препятствий).

4) Заключительный этап (после действия).

1. Осознание и оценка полученного результата (соотнесение с целью, затратами и последствиями).

2. Вынесение самооценки.

3. Подготовка новых целей как побудителей к новым действиям.

Реальное протекание волевого процесса происходит сложнее, чем представленная последовательность его звеньев. Так, фазы борьбы мотивов и принятия решения наступают, не обязательно дождавшись окончания фазы представления последствий.

Звенья исполнительной части представлены не по признаку следования друг за другом, а по принципиальной возможности формы осуществления действия. Задержка может присутствовать и на этапах борьбы мотивов или принятия решений.

Часто в действительности волевой процесс редуцирован, т.е. в нем отсутствуют какие-либо фазы, а то и целые этапы. Тогда речь идет либо о незавершенном волевом акте (например, неисполненное желание), либо о простом. В простом волевом действии обычно не представлен, а точнее, свернут, подготовительный этап. Побуждение непосредственно переходит в действие. Здесь ясно осознанная цель не выходит за рамки обычной ситуации и достигается привычными действиями , почти автоматически.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... – форма (субъективная форма ментальных и физических желаний и мыслей, или мыслитель в действии). 5. Манас – самосознание или мыслитель (Высший Разум). 6. Буддхи – духовность, духовная душа, ... с пользою и извлекать весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не более нескольких дней. ...

Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы. В соответствии с этим принято выделять в качестве конкретизации указанной выше общей функции две другие — активизирующую и тормозящую.

Поведение, как и действия, может быть непроизвольным или произвольным. В противоположность непроизвольным действиям сознательные действия, которые более характерны для поведения человека, направлены на достижение поставленной цели. Именно сознательность действий характеризует волевое поведение. Однако волевые действия могут включать в себя в качестве отдельных звеньев и такие движения, которые в ходе образования навыка автоматизировались и потеряли свой первоначально сознательный характер.

Обычно мы более или менее ясно осознаем то, ради чего совершаем те или иные действия, знаем цель, достичь которой мы стремимся. Бывают же случаи, когда человек осознает то, что он делает, но не может объяснить, ради чего он это делает. Чаще всего это бывает тогда, когда человек охвачен какими-то сильными чувствами, испытывает эмоциональное возбуждение. Подобные действия принято называть импульсивными. Степень осознания таких действий сильно снижена. Совершив необдуманные действия, человек часто раскаивается в том, что сделал. Но воля как раз в том и заключается, что человек в состоянии удержать себя от совершения необдуманных поступков при аффективных вспышках. Следовательно, воля связана с мыслительной деятельностью и чувствами.

Воля подразумевает наличие целеустремленности человека, что требует определенных мыслительных процессов. Проявление мышления выражается в сознательном выборе цели и подборе средств для ее достижения. Мышление необходимо и в ходе выполнения задуманного действия. Осуществляя задуманное действие, мы сталкиваемся со многими трудностями. Например, могут измениться условия выполнения действия или может возникнуть необходимость изменить средства достижения поставленной цели. Поэтому для того, чтобы достичь поставленной цели, человек должен постоянно сличать цели действия, условия и средства его выполнения и своевременно вносить необходимые коррективы. Без участия мышления волевые действия были бы лишены сознательности, т. е. перестали бы быть волевыми действиями.

Связь воли и чувств выражается в том, что, как правило, мы обращаем внимание на предметы и явления, вызывающие у нас определенные чувства. Желание добиться или достичь чего-либо, точно так же как избежать чего-либо неприятного, связано с нашими чувствами. То, что для нас является безразличным, не вызывающим никаких эмоций, как правило, не выступает в качестве цели действий. Однако ошибочно полагать, что только чувства являются источниками волевых действий. Часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда чувства, наоборот, выступают препятствием к достижению поставленной цели. Поэтому нам приходится прилагать волевые усилия к тому, чтобы противостоять негативному воздействию эмоций. Убедительным подтверждением того, что чувства не являются единственным источником наших действий, служат патологические случаи потери способности переживать чувства при сохранении способности осознанно действовать. Таким образом, источники волевых действий весьма разноплановы. Прежде чем приступить к их рассмотрению, нам необходимо познакомиться с основными и наиболее известными теориями воли и с тем, как они раскрывают причины возникновения волевых действий у человека.

7 стр., 3221 слов

Понятие, признаки и проявления воли у человека

... а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий. На личностном уровне воля проявляется в ... таких свойствах, как сила воли, энергичность, ...

Глава 2. Основные психологические теории воли

Понимание воли как реального фактора поведения имеет свою историю. При этом во взглядах на природу этого психического явления можно выделить два аспекта: философско-этический и естественнонаучный. Они тесно переплетаются и могут рассматриваться только во взаимодействии друг с другом.

2.1 Проблема воли в работах античности и средневековья

Проблема воли появилась уже в античности как проблема объяснения действий людей, выполняемых без желания или вопреки желанию, на основе осознания их необходимости Леонтьев Д.А. Воля (в психологии) // Большая Российская Энциклопедия, т. 5. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2006, с. 698 . В этом усматривались проявления особой силы, сопряженной с разумом; Аристотель, однако, отделил волю как от аффектов, так и от разума, видя в ней особую форму причинности, и очертил круг проблем, относящихся к воле (цель, решение, выбор и др.), который в основном сохранился и до наших дней. Во времена античности и средневековья проблема воли не рассматривалась с позиций, характерных для современного ее понимания. Древние философы рассматривали целенаправленное или осознанное поведение человека только с позиции его соответствия общепринятым нормам. В античном мире прежде всего признавался идеал мудреца, поэтому античные философы полагали, что правила поведения человека должны соответствовать разумным началам природы и жизни, правилам логики. Так, по Аристотелю, природа воли выражается в формировании логического заключения. Например, в его «Никомаховой этике» посылка «все сладкое надо есть» и условие «это яблоки сладкое» влекут за собой не предписание «это яблоко надо съесть», а именно умозаключение о необходимости конкретного действия — съедения яблока. Следовательно, источник наших сознательных действий кроется в разуме человека.

Фактически проблема воли не существовала в качестве самостоятельной проблемы и во времена средневековья Маклаков А.г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПБ. : 2008. — С.377.. Человек рассматривался средневековыми философами как исключительно пассивное начало, как «поле», на котором встречаются внешние силы. Более того, очень часто в средневековье воля наделялась самостоятельным существованием и даже персонифицировалась в конкретных силах, превращаясь в добрых или злых существ. Однако и в этой трактовке воля выступала как проявление некоего разума, ставящего себе определенные цели. Познание этих сил — добрых или злых, по мнению средневековых философов, открывает путь к познанию «истинных» причин поступков конкретного человека.

Следовательно, понятие воли во времена средневековья в большей степени связывалось с некими высшими силами. Такое понимание воли в средние века было обусловлено тем, что общество отрицало возможность самостоятельного, т. е. независимого от традиций и установленного порядка, поведения конкретного члена общества. Человек рассматривался как простейший элемент общества, а набор характеристик, которые современные ученые вкладывают в понятие «личность», выступал в качестве программы, по которой жили предки и по которой должен жить человек. Право на отклонение от этих норм признавалось лишь за некоторыми членами общины, например, за кузнецом — человеком, которому подвластна сила огня и металла, или за разбойником — человеком-преступником, противопоставившим себя данному обществу, и т. д.

4 стр., 1565 слов

Расстройства воли и влечений

... к противоречивым, непосле­довательным действиям (амбитендентность). Шизофрения Шизоидная психопатия У здоровых людей, склонных к самоанализу (рефлексии) ... параличом). Экзогенные и соматогенные поражений мозга (инток­сикация, гипоксия, опухоли мозга и обширные распадающиеся внемозговые ... к жизни, активности). Абулия – резкое снижение воли; подавления физиологи­ческих влечений не наблюдается. - ...

Вполне вероятно, что самостоятельная проблема воли возникла одновременно с постановкой проблемы личности. Это произошло в эпоху Возрождения, когда за человеком начали признавать право на творчество и даже на ошибку. Стало господствовать мнение о том, что только отклонившись от нормы, выделившись из общей массы людей, человек мог стать личностью. При этом главной ценностью личности было принято считать свободу воли.

Оперируя историческими фактами, мы должны отметить, что появление проблемы свободы воли было не случайным. Первые христиане исходили из того, что человек обладает свободой воли, т. е. может поступать в соответствии со своей совестью, может делать выбор в том, как ему жить, поступать и каким нормам следовать. В эпоху же Возрождения свобода воли вообще стала возводиться в ранг абсолюта.

В дальнейшем абсолютизация свободы воли привела к возникновению мировоззрения экзистенциализма — «философии существования». Экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр, А. Камю и др.) рассматривает свободу как абсолютно свободную волю, не обусловленную никакими внешними социальными обстоятельствами. Исходный пункт этой концепции — абстрактный человек, взятый вне общественных связей и отношений, вне социально-культурной среды. Человек, по мнению представителей данного направления, ничем не может быть связан с обществом, и тем более он не может быть связан никакими нравственными обязательствами или ответственностью. Человек свободен и ни за что не может отвечать. Любая норма выступает для него как подавление его свободной воли. Согласно Ж. П. Сартру, подлинно человеческим может быть лишь спонтанный немотивируемый протест против всякой «социальности», причем никак не упорядоченный, не связанный никакими рамками организаций, программ, партий и т. д. .

Одна из первых естественнонаучных трактовок воли принадлежит И. П. Павлову, который рассматривал ее как «инстинкт свободы», как проявление активности живого организма, когда он встречается с препятствиями, ограничивающими эту активность. По мнению И. П. Павлова, воля как «инстинкт свободы» выступает не меньшим стимулом поведения, чем инстинкты голода и опасности. «Не будь его, — писал он, — всякое малейшее препятствие, которое бы встречало животное на своем пути, совершенно прерывало бы течение его жизни» Павлов И. II. Полное собрание сочинений. Т. 3. Кн. 2. — М.: Изд. АН СССР, 1952 . — С. 124. .

Для человеческого же поступка такой преградой может быть не только внешнее препятствие, ограничивающее двигательную активность, но и содержание его собственного сознания, его интересы и т. д. Таким образом, воля в трактовке И. П. Павлова рефлекторна по своей природе, т. е. она проявляется в виде ответной реакции на воздействующий стимул. Поэтому не случайно данная трактовка нашла самое широкое распространение среди представителей бихевиоризма и получила поддержку в реактологии (К. Н. Корнилов) и рефлексологии (В. М. Бехтерев).

6 стр., 2625 слов

Шум: характеристики, действие на человека, нормирование

... бытовой шум, связанный с жизнедеятельностью людей, составляет 45-60 дБ. Изменения, возникающие в органе слуха, некоторые исследователи объясняют травмирующим действием шума на периферический отдел ... проектирования, строительства и эксплуатации производственных предприятий, машин и оборудования. В целях повышения эффективности борьбы с шумом введены обязательный гигиенический контроль объектов, ...

Между тем если принять данную трактовку воли за истинную, то мы должны сделать вывод о том, что воля человека зависит от внешних условий, а следовательно, волевой акт не в полной мере зависит от человека.

2.2 Анализ современных концепций воли

Согласно Д.А. Леонтьеву воля есть философское и психологическое понятие, обозначающее осознанную саморегуляцию и управление человеком своими действиями Леонтьев Д.А. Воля (в психологии) // Большая Российская Энциклопедия, т. 5. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2006, с. 698.. К конкретным проблемам, связанным с волей, относятся конфликт между непосредственными побуждениями и сознательными решениями и оценками (борьба мотивов), переход от принятого решения к началу его реализации (инициация действия), усиление недостаточного побуждения к действиям, оцениваемым как необходимые (мобилизация), преодоление препятствий по ходу действия (настойчивость), сдерживание непосредственных импульсов и побуждений (самоконтроль).

Исторически проблема воли долгое время представляла собой отдельную область философии и психологии человека; в настоящее время она входит в сферу психологии мотивации и саморегуляции. Иногда слово «воля» употребляется для обозначения любого мощного и направленного на что-то стремления (воля к жизни, воля к власти).

По мнению Вундта Вундт В. Волевые процессы // Общая психология: сборник текстов. Выпуск 2. «Субъект деятельности» М., 1998. С.154-155. , все процессы переработки информации управляются волевыми действиями. В первую очередь это относится к вниманию и апперцепции, а также к восприятиям, мыслям и воспоминаниям. По Вундту, волевой процесс является самостоятельным синтезом предшествующих ему аффектов, которые в ходе онтогенетического развития первоначально проявляются в форме внешних пантомимических выразительных движений. Кроме того, существуют еще и сочетания представлений и чувств, называемых Вундтом «мотивами». Входящие в их состав представления он назвал «основаниями действия», а чувства — «движущей силой». Таким образом, Вундт уже по существу различал мотивационные и волевые процессы и пытался вывести волевой процесс из его онтогенетических источников.

Если теория воли Вундта состояла из абстрактных положений, то Уильям Джеймс Джемс У . Воля // Общая психология: сборник текстов. Выпуск 2 «Субъект деятельности». М., 1998. С.155-163. занимался феноменологическим анализом описаний отдельных случаев. Он пытался выделить волевой акт в чистом виде, т. е. тот момент, когда в результате решения, своеобразного «да будет!» или внутреннего согласия заканчивается состояние «раздумий» и мотивационных колебаний и лишь одна из рассматривавшихся возможных альтернатив начинает определять действие. С удивлением Джеймс констатирует, что этот момент вовсе не обязателен, ибо уже одного лишь представления того действия, которое будет выполняться, достаточно, чтобы перейти к его реальному выполнению.

Кроме того, Джеймс выделил пять форм решений, маркирующих границу между мотивационным состоянием и волевым процессом; одна из этих форм связана с чувством напряжения, возникающим, когда все, что надо было выяснить, уже выяснено и все альтернативы представляются примерно равнозначными, но необходимо выбрать одну из них. Хотя Джеймс в отличие от своих немецкоязычных коллег и современников интересовался не тем, чем же в конечном счете является «воля», а тем, для объяснения каких типовых ситуаций следует привлекать понятие типа «воли», он реально занимался анализом всех проблемных областей мотивационно-психологических исследований: мотивации, образования намерений и воли.

3 стр., 1308 слов

« Воля и волевые качества личности».

... на достижение цели и сдерживание их. Таким образом, воля обнаруживает одну из важнейших функций—функцию контроля, регулирования поведения. Волевая сфера постоянно стимулирует активность человека (В.М.Мельников, 1985). Волевое действие состоит из ...

В последние десятилетия набирает силу и находит все большее число сторонников другая концепция, согласно которой поведение человека понимается как изначально активное, а сам человек рассматривается как наделенный способностью к сознательному выбору формы поведения. Эта точка зрения удачно подкрепляется исследованиями в области физиологии, проведенными Н. А. Бернштейном и П. К. Анохиным . Согласно сформировавшейся на основе этих исследований концепции, воля понимается как сознательное регулирование человеком своего поведения. Это регулирование выражено в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия.

Помимо указанных точек зрения существуют и другие концепции воли. Так, в рамках психоаналитической концепции на всех этапах ее эволюции от 3. Фрейда до Э. Фромма неоднократно предпринимались попытки конкретизировать представление о воле как своеобразной энергии человеческих поступков. Для представителей данного направления источником поступков людей является некая превращенная в психическую форму биологическая энергия живого организма. Сам Фрейд полагал, что это психосексуальная энергия полового влечения.

Весьма интересна эволюция этих представлений в концепциях учеников и последователей Фрейда. Например, К. Лоренц видит энергию воли в изначальной агрессивности человека. Если эта агрессивность не реализуется в разрешаемых и санкционируемых обществом формах активности, то становится социально опасной, поскольку может вылиться в немотивируемые преступные действия. А. Адлер, К. Г. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм связывают проявление воли с социальными факторами. Для Юнга — это универсальные архетипы поведения и мышления, заложенные в каждой культуре, для Адлера — стремление к власти и социальному господству, а для Хорни и Фромма — стремление личности к самореализации в культуре.

По сути дела, различные концепции психоанализа представляют собой абсолютизацию отдельных, хотя и существенных, потребностей как источников человеческих действий. Возражения вызывают не столько сами преувеличения, сколько общая трактовка движущих сил, направленных, по мнению приверженцев психоанализа, на самосохранение и поддержание целостности человеческого индивида. На практике очень часто проявление воли связано со способностью противостоять потребности самосохранения и поддержания целостности человеческого организма. В действительности мотивы волевых действий складываются и возникают в результате активного взаимодействия человека с внешним миром, и в первую очередь с обществом. Свобода воли означает не отрицание всеобщих законов природы и общества, а предполагает познание их и выбор адекватного поведения.

Глава 3. Волевые действия

Волевые действия отличаются друг от друга прежде всего уровнем своей сложности. Существуют весьма сложные волевые действия, которые включают в себя целый ряд более простых. Например, альпинисты, решившие покорить горную вершину, начинают свою подготовку задолго до восхождения. Сюда включаются тренировки, осмотр снаряжения, подгонка креплений, выбор маршрута и т. д. Но главные трудности ждут их впереди, когда они начнут свое восхождение.

8 стр., 3985 слов

02 06.Многократное выполнение действия с целью овладения им или ...

... е.А. Климова к группе Человек –Природа Человек -Человек Человек -Техника Человек -Знак 0401. Специалист, ... деятельность это планирование своих действий и действий учащихся 1001. Обучение по ... Авторитарным Демократическим Игнорирующим 09 03. Цель образования определяется, исходя из ... ... и внешних препятствий, называется.. Волей Сознанием Пластичностью Ригидностью 0304. Соответствие ...

Еще одним важнейшим признаком волевого поведения является его связь с преодолением препятствий, причем независимо от того, какого типа эти препятствия — внутренние или внешние. Внутренними, или субъективными, препятствиями являются побуждения человека, направленные на невыполнение данного действия или на выполнение противоположных ему действий. Например, школьнику хочется играть с игрушками, но в это же время ему необходимо делать домашнее задание. В качестве внутренних препятствий могут выступать усталость, желание развлечься, инертность, леность и т. д. Примером внешних препятствий может служить, например, отсутствие необходимого инструмента для работы или противодействие других людей, не желающих того, чтобы поставленная цель была достигнута.

Следует заметить, что не всякое действие, направленное на преодоление препятствия, является волевым. Например, человек, убегающий от собаки, может преодолеть очень сложные препятствия и даже залезть на высокое дерево, но эти действия не являются волевыми, поскольку они вызваны прежде всего внешними причинами, а не внутренними установками человека. Таким образом, важнейшей особенностью волевых действий, направленных на преодоление препятствий, является сознание значения поставленной цели, за которую надо бороться, сознание необходимости достичь ее. Чем более значима цель для человека, тем больше препятствий он преодолевает. Поэтому волевые действия могут различаться не только по степени их сложности, но и по степени осознанности

3.1 Физиологические и мотивационные аспекты волевых действий

Если эмоциональная регуляция основана в большей степени на безусловно — рефлекторной деятельности центральной нервной системы, то волевая регуляция носит отчетливо выраженный условно — рефлекторный характер. воля поведение мотивационный

Главными участками головного мозга, осуществляющими волевую деятельность, являются:

лобные доли коры больших полушарий;

двигательные центры в теменной части коры;

ретикулярная формация.

В лобных долях производится сличение достигнутого в каждый момент результата с поставленной целью. Производимый на основе обратной связи анализ позволяет все время вносить коррективы в поведение, осуществлять описанное выше регулирование, совмещенное управлением. Поражение этих участков мозга приводит к патологическому безволию — абулии. Абулия проявляется в отсутствии побуждений к действию, неспособности принять решение и осуществить действие, хотя необходимость в нем осознается. Абулию нужно отличать от слабоволия как черты характера, обусловленной воспитанием.

Двигательная область коры связана с центральными (корковыми) отделами всех анализаторов. В результате любое возбуждение любого анализатора может передаваться в двигательные центры, откуда подаются команды к исполнению того или иного движения. Но контроль за этими импульсами, а следовательно, и обязательность исполнения того или иного движения осуществляют волевые центры.

Материальной основой произвольных движений является деятельность так называемых гигантских пирамидных клеток, расположенных в одном из слоен коры мозга в области передней центральной извилины и по своим размерам во много раз превышающих окружающие их другие нервные клетки. Эти клетки очень часто называют «клетками Беца» по имени профессора анатомии Киевского университета В. А. Беца, который впервые описал их в 1874 г . В них зарождаются импульсы к движению, и отсюда берут начало волокна, образующие массивный пучок, который идет в глубину мозга, спускается вниз, проходит внутри спинного мозга и достигает в конечном итоге мышцы противоположной стороны тела (пирамидный путь).

Все пирамидные клетки условно, в зависимости от их местоположения и выполняемых функций, можно разделить на три группы (рис. 1).

Так, в верхних отделах передней центральной извилины лежат клетки, посылающие импульсы к нижним конечностям, в средних отделах лежат клетки, посылающие импульсы к руке, а в нижних отделах располагаются клетки, активизирующие мышцы языка, губ, гортани. Все эти клетки и нервные пути являются двигательным аппаратом коры головного мозга. В случае поражения тех или иных пирамидных клеток у человека наступает паралич соответствующих им органов движения.

Рис. 1. Двигательные центры коры головного мозга у человека (по Гринштейну)

Произвольные движения выполняются не изолированно друг от друга, а в сложной системе целенаправленного действия. Это происходит благодаря определенной организации взаимодействия отдельных участков мозга, в случае поражения которых человек перестает ощущать собственные движения и поэтому не в состоянии совершать даже относительно несложные действия, например взять какой-либо предмет, находящийся возле него.

Помимо указанных участков мозга следует отметить структуры, направляющие и поддерживающие целенаправленность волевого действия. Всякое волевое действие определяется определенными мотивами, которые должны быть удержаны на протяжении всего выполнения движения или действия. Если это условие не соблюдается, то выполняемое движение (действие) прервется или заменится другими.

Следует отметить, что особое значение в выполнении волевого действия имеет вторая сигнальная система, осуществляющая всю сознательную регуляцию человеческого поведения. Эта система активизирует не только моторную часть поведения человека, она является пусковым сигналом для мышления, воображения, памяти; она же регулирует внимание, вызывает чувства и таким образом влияет на формирование мотивов волевых действий.

Под мотивами волевых действий подразумеваются те причины, которые побуждают человека действовать. Все мотивы волевых действий могут быть разделены на две основные группы: основные и побочные. Отметим, что в различных условиях деятельности или у различных людей один и тот же мотив (побудительная причина) может быть в одном случае основным, а в другом — побочным.

В основе мотивов волевых действий лежат потребности, эмоции и чувства, интересы и склонности, и особенно наше мировоззрение, наши взгляды, убеждения и идеалы, которые формируются в процессе воспитания человека.

3.2 Структура волевого действия

Волевое действие начинается с осознания цели действия и связанного с ней мотива. При ясном осознании цели и мотива, вызывающего ее, стремление к цели принято называть желанием.

Но не всякое стремление к цели носит достаточно осознанный характер. В зависимости от степени осознанности потребностей их разделяют на влечения и желания. Если желание осознанно, то влечение всегда смутно, неясно: человек осознает, что ему чего-то хочется, чего-то не хватает или ему что-то нужно, но что именно, он не понимает. Представленная во влечении потребность, как правило, либо угасает, либо осознается и превращается в конкретное желание.

Следует отметить, что далеко не всякое желание приводит к действию. Желание само по себе не сдержит активного элемента. Прежде чем желание превратится в непосредственный мотив, а затем в цель, оно оценивается человеком. Все, что связано с реализацией цели, в эмоциональной сфере окрашивается в положительные тона, равно как все, что является препятствием к достижению цели, вызывает отрицательные эмоции.Имея побуждающую силу, желание обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. В свою очередь, при формировании цели особую роль играет ее содержание, характер и значение. Чем значительнее цель, тем более мощное стремление может быть вызвано ею.

Желание не всегда сразу претворяется в жизнь. У человека иногда возникает сразу несколько несогласованных и даже противоречивых желаний, и он оказывается в весьма затруднительном положении, не зная, какое из них реализовать. Психическое состояние, которое характеризуется столкновением нескольких желаний или нескольких различных побуждений к деятельности, принято называть борьбой мотивов. Эта Борьба включает в себя оценку человеком тех оснований, которые говорят за и против необходимости действовать в определенном направлении, обдумывании того, как именно действовать. Заключительным моментом борьбы мотивов является принятие решения, заключающегося в выборе цели и способа действия. Принимая решение, человек проявляет решительность; при этом он, как правило, чувствует ответственность за дальнейший ход событий.

Именно исполнение решения составляет основной момент волевой деятельности человека.

Исполнительный этап волевого действия имеет сложную структуру. Прежде всего, исполнение принятого решения связано с тем или иным временем, т. е. с определенным сроком. Если исполнение решения откладывается на длительный срок, то в этом случае принято говорить о намерении исполнить принятое решение. Обычно мы говорим о намерении, когда сталкиваемся со сложными видами деятельности: например, поступить в вуз, получить определенную специальность. Простейшие волевые действия, такие как утолить жажду или голод, изменить направление своего движения, чтобы не столкнуться с идущим навстречу человеком, исполняются, как правило, сразу. Намерение по своей сути является внутренней подготовкой отсроченного действия и представляет собой зафиксированную решением направленность на осуществление цели. Однако одного намерения недостаточно. Как и в любом другом волевом действии, при существовании намерения можно выделить этап планирования путей достижения поставленной цели. Для одних людей характерно стремление все предусмотреть, спланировать каждый шаг. В то же время другие довольствуются лишь общей схемой. При этом спланированное действие не реализуется сразу. Для его реализации необходимо сознательное волевое усилие. Под волевым усилием понимается особое состояние внутреннего напряжения, или активности, которое вызывает мобилизацию внутренних ресурсов человека, необходимую для выполнения задуманного действия. Поэтому волевые усилия всегда связаны со значительной тратой энергии.

Этот заключительный этап волевого действия может получить двоякое выражение: в одних случаях он проявляется во внешнем действии, в других случаях, наоборот, он заключается в воздержании от какого-либо внешнего действия (такое проявление принято называть внутренним волевым действием).

В различных конкретных условиях проявляемые нами волевые усилия будут различаться по интенсивности. Это связано с тем, что интенсивность волевых усилий прежде всего зависит как от внешних, так и от внутренних препятствий, на которые наталкивается выполнение волевого действия. Однако помимо ситуативных факторов существуют и относительно устойчивые факторы, определяющие интенсивность волевых усилий. К их числу относятся следующие: мировоззрение личности, проявляющееся в отношении к тем или иным явлениям окружающего мира; моральная устойчивость, определяющая способность следовать по намеченному пути; уровень самоуправления и самоорганизации личности и др. Все эти факторы формируются в процессе развития человека, его становления как личности и характеризуют уровень развития волевой сферы.

Глава 4. Волевые качества личности и их развитие

Проявление воли в различных специфических ситуация заставляет говорить о волевых качествах личности. При этом как само понятие «волевые качества», так и конкретный набор этих качеств остаются весьма неопределенными, что заставляет некоторых ученых сомневаться в действительном существовании этих качеств.

В одной из своих работ В.А. Иванников утверждает, что все волевые качества могут иметь различную основу и лишь феноменологически объединяются в единое целое — волю Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. — М., 1998.

Однако в других его работах уже утверждалось, что имеются волевые качества как частные (ситуативные) характеристики волевого поведения и волевые качества как постоянные (инвариантные) характеристики волевого поведения, т.е. как личностные свойства. Он писал: «…если у человека формируется устойчивое представление о своей правоте во всех делах и суждениях, о своей способности разрешить любую ситуацию и справиться с любым делом, т.е. устойчивая самооценка своих возможностей и высокий уровень притязания, то такой человек независимо от реального владения ситуацией будет часто проявлять в поведении настойчивость и другие волевые качества. Если же эти устойчивые образования подкреплены реальными возможностями человека, тогда можно говорить о волевых качествах не просто как о частных характеристиках поведения, а как о его инвариантах, т.е. личностных свойствах.»

Однако, среди психологов имеются существенные разногласия по поводу сущности, содержания, количества и классификации волевых качеств.

По мнению В.А. Крутецкого, волевые черты характера выражаются в готовности, умении и привычке сознательно направлять свое поведение, свою деятельность в соответствии с конкретными принципами, преодолевая препятствия на пути к поставленным целям. При таком определении волевых черт характера они могут относиться как к воле в широком смысле (произвольности), так и к воле в узком смысле (силе воли).

Б.Н. Смирнов дал следующее определение: «Волевыми качествами личности называются конкретные проявления воли, обусловленные характером преодоления препятствий».

Среди различных проявлений силы воли принято выделять такие личностные черты, как выдержка и самообладание, которые выражаются в умении сдерживать свои чувства, когда это требуется, в недопущении импульсивных и необдуманных действий, в умении владеть собой и заставлять себя выполнять задуманное действие, а также воздерживаться от того, что хочется делать, но что представляется неразумным или неправильным.

Другой характеристикой воли является целеустремленность. Под целеустремленностью принято понимать сознательную и активную направленность личности на достижение определенного результата деятельности. Очень часто, когда говорят о целеустремленности, используют такое понятие, как настойчивость. Это понятие практически тождественно понятию целеустремленности и характеризует стремление человека в достижении поставленной цели даже в самых сложных условиях. Обычно различают целеустремленность стратегическую, т. е. умение руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными принципами и идеалами, и целеустремленность оперативную, заключающуюся в умении ставить ясные цели для отдельных действий и не отклоняться от них в процессе их достижения.

Важной характеристикой воли является инициативность. Инициативность заключается в способности предпринимать попытки к реализации возникших у человека идей. Для многих людей преодоление собственной инертности является наиболее трудным моментом волевого акта. Сделать первый осознанный шаг к реализации новой идеи может только самостоятельный человек. Самостоятельность — это характеристика воли, которая непосредственно связана с инициативностью. Самостоятельность проявляется в способности осознанно принимать решения и в умении не поддаваться влиянию различных факторов, препятствующих достижению поставленной цели. Самостоятельный человек способен, критически оценивая советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений и при этом вносить в свои действия коррективы, сформированные на основе полученных советов.

Следует отметить, что инициатива, проявляемая человеком, помимо самостоятельности всегда связана еще с одним качеством воли — решительностью. Решительность заключается в отсутствии излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, в своевременном и быстром принятии решений. Прежде всего решительность проявляется в выборе доминирующего мотива, а также в выборе адекватных средств достижения поставленной цели. Решительность проявляется и при осуществлении принятого решения. Для решительных людей характерен быстрый и энергичный переход от выбора действий и средств к самому выполнению действия.

От решительности, как позитивного волевого качества, необходимо отличать импульсивность, которая характеризуется торопливостью в принятии решений, необдуманностью поступков. Импульсивный человек не задумывается перед тем, как начать действовать, не учитывает последствий того, что он делает, поэтому часто раскаивается в том, что совершил. Торопливость в принятии решения таким человеком, как правило, объясняется его нерешительностью, тем, что принятие решения для него является чрезвычайно сложным и мучительным процессом, поэтому он стремится скорее от него освободиться.

Исключительно важным волевым качеством человека является последовательность действий человека. Последовательность действий характеризует то, что все совершаемые человеком поступки вытекают из единого руководящего принципа, которому человек подчиняет все второстепенное и побочное. Последовательность действий, в свою очередь, самым тесным образом связана с самоконтролем и самооценкой.

Принятые действия будут только тогда выполнены, когда человек контролирует свою деятельность. В противном случае выполняемые действия и цель, к которой стремится человек, расходятся. В процессе достижения цели самоконтроль обеспечивает господство ведущих мотивов над побочными. Качество самоконтроля, его адекватность в значительной степени зависят от самооценки личности. Так, низкая самооценка может привести к тому, что человек теряет уверенность в себе. В этом случае стремление человека к достижению поставленной цели может постепенно угасать и спланированное уже никогда не будет выполнено. Бывает, наоборот, человек переоценивает себя и свои возможности. В этом случае принято говорить о завышенной самооценке, которая не позволяет адекватно координировать и корректировать свои действия на пути к достижению поставленной цели. В результате возможность достичь спланированного значительно усложняется и чаще всего в полной мере задуманное ранее не реализуется на практике.

Воля, как и большинство других высших психических процессов, формируется в ходе возрастного развития человека. Так, у новорожденного ребенка преобладают рефлекторные движения, а также некоторые инстинктивные действия. Волевые, сознательные действия начинают формироваться значительно позднее. Причем первые желания ребенка характеризуются большой неустойчивостью. Желания быстро сменяют друг друга и очень часто носят неопределенный характер. Лишь на четвертом году жизни желания приобретают более или менее устойчивый характер.

В этом же возрасте у детей впервые отмечается возникновение борьбы мотивов. Например, дети двухлетнего возраста после некоторых колебаний могут делать выбор между несколькими возможными действиями. Однако выбор, осуществляемый в зависимости от мотивов морального порядка, становится возможным для детей не ранее конца третьего года жизни. Это происходит лишь тогда, когда ребенок уже может контролировать свое поведение. Для этого необходимы, с одной стороны, достаточно высокий уровень развития, а с другой — некоторая сформированность моральных установок. И то и другое складывается под влиянием обучения и воспитания, в процессе постоянного взаимодействия со взрослыми. Характер формирующихся моральных установок в значительной степени зависит от моральных установок взрослого, так как в первые годы жизни ребенок стремится подражать действиям взрослых, и постепенно в процессе умственного развития он начинает анализировать поступки взрослого и делать соответствующие выводы.

Как и все психические процессы, воля развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности человека. Иногда можно встретить высокое развитие воли уже в раннем возрасте. Причем достаточно высокий уровень развития воли чаще всего наблюдается у детей творческого типа, увлеченных каким-либо занятием, например у детей с художественными или музыкальными задатками, которые в состоянии часами самостоятельно заниматься любимым делом. Это происходит потому, что постепенно увлеченность каким-либо занятием, сопровождаемая систематическим трудом (рисованием, лепкой, занятиями музыкой или спортом), способствует формированию волевых характеристик, проявляющихся и в других сферах жизнедеятельности.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Нами было проведено исследование, направленное на выделение волевых особенностей личности экспериментальным путем на основе опросника М.В. Чумакова. Опросник ВКЛ предназначен для диагностики выраженности волевых качеств личности в возрасте от 18 до 55 лет.

Испытуемыми явились 40 человек: 17 — мужчины, 23 — женщины в возрасте 18-55 лет.

В опроснике учтены большинство из выделенных характеристик волевого человека.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ШКАЛ

1. Ответственность (ответственный, обязательный — безответственный, ненадежный, ветреный, безалаберный).

2. Инициативность (ведущий, деловой, сильный, инициативный, деятельный, влиятельный, дальновидный — пассивный, безынициативный, ленивый, бездеятельный).

3. Решительность (уверенный, решительный — нерешительный, неуверенный, колеблющийся, сомневающийся).

4. Самостоятельность (самостоятельный — зависимый, несамостоятельный, управляемый, повинующийся).

5. Выдержка (выдержанный, терпеливый, благоразумный, самоуправляемый — невыдержанный).

6. Настойчивость (твердый, боевой, стойкий, настойчивый — ненастойчивый, нестойкий, слабый).

7. Энергичность (активный, жизнедеятельный, энергичный, оптимистичный — бессильный, депрессивный).

8. Внимательность (внимательный, собранный, непоколебимый —

невнимательный).

9. Целеустремленность (целеустремленный, упорный — нецелеустремленный).

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

На основании факторного анализа можно выделить следующие группы волевых качеств:

1) Выдержанный, Терпеливый, Благоразумный;

2) Ответственный, Обязательный;

3) Ведущий, Деловой, Способный, Сильный, Инициативный, Деятельный, Влиятельный, Дальновидный;

4) Самоуправляемый, Надежный, Здравомыслящий, Думающий;

5) Целеустремленный, Упорный, Уверенный, Решительный, Самостоятельный;

6) Внимательный, Собранный, Несгибаемый, Непоколебимый;

7) Твердый, Боевой, Стойкий, Свободный, Настойчивый;

8) Активный, Жизнедеятельный, Энергичный, Оптимистичный.

Рассмотрим более внимательно пятую группу качеств, так как в нее входят три показателя, наиболее часто выбираемые испытуемыми в качестве характеризующих волевого человека, и еще два занимающие место в первой десятке. 50 % испытуемых Выбрали Целеустремленность, Уверенность И Решительность, 45%— Упорство И 40 % — Самостоятельность. Дополнительный корреляционный анализ показал, что в этой группе теснее связаны друг с другом такие качества, как Решительный И Уверенный. Остальные три существуют в рамках фактора как относительно обособленные, при несколько большей близости между собой Целеустремленности И Упорства.

Таким образом, можно представить следующий предварительный список волевых качеств, выделенных на основе семантического сходства: 1) Выдержка; 2) Ответственность; 3) Инициативность (Лидерство); 4) Целеустремленность(Упорство); 5) Решительность (Уверенность); 6) Самостоятельность (Независимость); 7) Внимательность (Собранность); 8) Настойчивость (Стойкость); 9) Энергичность (Активность).

Обращает на себя внимание сходство этих качеств с теми, которые выделяются в различных теориях воли. Например, С. Л. Рубинштейн указывает на следующие волевые качества личности: Инициативность, Независимость (Самостоятельность),Решительность, Энергичность, Настойчивость, Выдержка (Самоконтроль, Самообладание) [10].

Можно сказать, что обыденные представления о волевых качествах личности довольно широки и включают такие особенности, которые в психологии не относятся к волевым проявлениям, однако факторизация выявляет структуру, вполне сопоставимую с теоретическими представлениями о волевых качествах.

По результатам факторного анализа черт безвольного человека можно выделить следующие группы качеств:

1) Бесхарактерный, Нерешительный, Слабохарактерный, Неуверенный, Колеблющийся, Сомневающийся;

2) Податливый, Уступчивый, Доверчивый, Безотказный, Ведомый;

3) Пассивный, Безынициативный, Ленивый, Бездеятельный;

4) Бессильный, Депрессивный;

5) Безуспешный, Бесправный, Наивный, Мягкотелый, Беспомощный;

6) Зависимый, Несамостоятельный, Управляемый, Повинующийся;

7) Ненадежный, Безответственный, Ветреный, Безалаберный;

8) Ненастойчивый, Малосильный, Невыносливый, Нестойкий, Слабый, Слабосильный.

Таким образом, можно назвать следующие характеристики безвольного человека: 1) Нерешительность (Неуверенность); 2) Уступчивость (Ведомость); ) Безынициативность (Бездеятельность); 4)Депрессивность (Бессилие); 5) Беспомощность (Безуспешность); 6) Несамостоятельность (Зависимость); 7)Безответственность (Ненадежность); 8) Ненастойчивость (Невыносливость).

В психологической литературе, как правило, не приводятся качества безвольного человека. Предполагается, что у безвольного отсутствуют качества волевого человека или имеются противоположные качества. Если рассматривать проблему таким образом, то можно сказать, что житейские представления о безвольном человеке во многом совпадают с психологическими. Например, качества безвольного человека, по С. Л. Рубинштейну, будут выглядеть следующим образом: Безынициативность,Зависимость (Несамостоятельность), Нерешительность, Низкая энергичность, Ненастойчивость, Отсутствие выдержки (Самоконтроля, Самообладания) [10].

Некоторые качества, выделяемые С. Л. Рубинштейном, полностью совпадают с выявленными эмпирически Безынициативность, Несамостоятельность,

Нерешительность, Ненастойчивость), другие сходны по содержанию (Низкая энергичность И Бессилие).

Из сравнения эмпирически выделенных характеристик безвольного и волевого человека видно, что они часто являются зеркальными отражениями друг друга (Ответственность — Безответственность, Решительность — Нерешительность,Самостоятельность — Несамостоятельность, Настойчивость — Ненастойчивость).

Инициативность В качествах волевого человека сочетается с Лидерством. В характеристиках безвольного эти качества разделены по разным факторам. В списке волевых качеств не фигурируют антиподы таких качеств, как Депрессивность И Беспомощность. Можно сказать, что изучение проявлений безвольности делает подход более симметричным и позволяет дополнить картину волевых особенностей личности.

Список литературы

Бассин Ф. В. Проблема «бессознательного». (О неосознаваемых формах высш. нервной деятельности).

— М.: Медицина, 1968.

Веккер Л.М. Психика и реальность. М., 1998. С.449-490.

Вундт В. Волевые процессы // Общая психология: сборник текстов. Выпуск 2 «Субъект деятельности» М., 1998. С.154-155.

Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2: Вопросы общей психологии / Гл. ред. А. В. Запорожец. — М.: Педагогика, 1982.

Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Эксмо, 2003;

Джемс У . Воля // Общая психология: сборник текстов. Выпуск 2 «Субъект деятельности». М., 1998. С.155-163.

Зимин П. П. Воля и ее воспитание у подростков. — Ташкент, 1985.

Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. — М., 1998.

Ильин Е. П. Психология воли. — СПб.: Питер, 2000.

Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. Киев, 1971. С.11-51.

Левин К. Динамическая психология. М.: Смысл, 2001;

Леонтьев Д.А. Воля (в психологии) // Большая Российская Энциклопедия, т. 5. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2006, с. 698.

Мэй Р. Любовь и воля. М.: Рефл-бук, 1997;

Павлов И. II. Полное собрание сочинений. Т. 3. Кн. 2. — М.: Изд. АН СССР, 1952.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. М., 1989. Т.1. С.182-200.

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. 2, перераб. изд. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003.

Чхартишвили Ш. Н. Проблема воли в психологии// Вопросы психологии. — 1967. — №4.

Приложение

Опросник ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

1. Если я присутствую на каком-либо собрании, то, как правило, выступаю.

2. Я немного завидую тем, кто не лезет за словом в карман.

3. Я редко обращаюсь к кому-либо за помощью.

4. Я плохо переношу боль.

5. Я скорее пессимист, чем оптимист.

6. Я могу быстро сосредоточиться, если нужно.

7. У меня нет четкой цели в жизни.

8. Я не могу про себя сказать, что я человек, легкий на подъем.

9. Мне стоило бы быть более решительным.

10. Даже короткое время мне трудно обходиться без близких мне людей.

11. Обычно у меня получается закончить дело, несмотря на трудности.

12. Я веду активный образ жизни.

13. Музыка, шум легко отвлекают меня.

14. Когда я приступаю к делу, я обдумываю все до мелочей.

15. Часто как-то само собой получается, что я оказываюсь в роли лидера.

16. Когда мне отказывают, мне трудно вновь повторить свою просьбу.

17. Я совершенно не могу сидеть без дела.

18. Я не очень собранный человек.

19. Я хорошо знаю, чего хочу.

20. Мне бывает трудно сделать первый шаг.

21. Я не люблю рисковать.

22. Я бы чувствовал(а) себя очень неуютно, если бы мне пришлось ехать одному (одной) в дальнюю поездку.

23. Если что-то не получается с первого раза, я вновь и вновь повторяю попытки.

24. У меня часто бывает упадок сил.

25. Мне нетрудно концентрировать внимание.

26. Меня не пугают отдаленные цели.

27. Я очень редко опаздываю на работу, учебу, встречи.

28. Когда я учился (училась) в школе, я часто вызывался (вызывалась) отвечать на уроке.

29. Я быстро принимаю решения.

30. Мне нравится научиться чему-либо без посторонней помощи.

31. Я не боюсь надоедать людям повторяющимися просьбами.

32. Отдых — это просто смена деятельности.

33. Я нечасто выступаю зачинщиком новых начинаний.

34. Я склонен (склонна) к сомнениям.

35. Мне трудно идти против мнения группы.

36. Я легко поддаюсь панике.

37. В случае неудачи у меня опускаются руки.

38. Я быстро восстанавливаю силы.

39. Я могу долго работать, не отвлекаясь.

40. Нельзя сказать, что я целеустремленный человек.

41. Я все время выдумываю что-то новое.

42. Я часто советуюсь с другими людьми.

43. Я не могу долго переносить напряженные физические нагрузки.

44. Я — мягкий человек.

45. Я бы не сказал(а), что я энергичный человек.

46. Действительно, я нередко бываю рассеянным (рассеянной).

47. Я знаю, кем я хочу быть в жизни, и стремлюсь к этому.

48. Нередко мне самому (самой) приходится показывать пример окружающим.

49. Мне хорошо знакомы мучительные колебания, когда нужно сделать выбор.

50. Я могу быть очень настырным (настырной).

51. Я часто чувствую сонливость днем.

52. Я умею ставить себе ясные и четкие цели.

53. Я старательно выполняю обязанности по работе, учебе.

54. Мне не хватает уверенности в себе.

55. Я терпеливо дозваниваюсь, если номер занят.

56. Неблагоприятные обстоятельства часто мешают мне закончить начатое.

57. Обычно я жизнерадостен (жизнерадостна) и полон (полна) сил.

58. Не могу долго удерживать внимание, если мне не интересно.

59. Как правило, я составляю план на неделю.

60. Я сам(а) проявляю инициативу при знакомстве.

61. Я могу иногда прогулять работу (учебу), если знаю, что мне это сойдет с рук.

62. Меня нельзя назвать инициативным человеком.

63. Я люблю все делать быстро.

64. Я могу долго, стиснув зубы, преодолевать неприятности.

65. Я могу долго работать, не уставая.

66. Если я берусь за дело, то погружаюсь в него целиком и полностью.

67. Я стараюсь расположить дела по степени важности и начинаю с тех, которые наиболее важны.

68. Я вспыльчивый человек.

69. Про меня можно сказать, что я немного ветреный (ветреная).

70. Я — внушаемый человек.

71. Я умею сдерживать гнев.

72. Я обязательный человек.

73. В целом меня можно назвать терпеливым человеком.

74. Я серьезно отношусь к домашним обязанностям.

75. Люблю решать все сам(а).

76. Я могу долго выполнять не интересное, но нужное дело.

77. У меня плохо получается скрывать от окружающих, что я расстроен(а).

78. Я упорно достигаю своих целей.

Ключи (в скобках приводятся вначале прямые вопросы, через точку с запятой —Обратные).

1. Ответственность (11, 14, 27, 53, 72, 74; 61, 69).

2. Инициативность (1, 15, 28, 41, 48, 60; 8, 20, 33, 62).

3. Решительность (29, 63; 2, 9, 21, 34, 49, 54).

4. Самостоятельность (3, 30, 75; 10, 22, 35, 42, 70).

5. Выдержка (55, 64, 71, 73, 76; 4,36,43, 68, 77).

6. Настойчивость (23, 31, 50; 16, 37, 44, 56).

7. Энергичность (12, 17, 32, 38, 57, 65; 5, 24, 45, 51).

8. Внимательность (6, 25, 39, 66; 13, 18, 46, 58).

9. Целеустремленность (19, 26, 47, 52, 59, 67, 78; 7, 40).

Общий балл.

Прямые вопросы: 1, 3, 6, 11, 12,14,15, 17, 19, 23, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 38, 39, 41, 47, 48, 50, 52, 53, 55, 57, 59,60, 63, 64, 65, 66, 67, 71, 72, 73, 74, 75, 76.

Обратные вопросы: 2, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 13, 16, 18, 20, 21, 22, 24, 33, 34, 35, 36, 37, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 49, 51, 54, 56, 58, 61, 62, 68, 69, 70, 77.

Размещено на