Презентация на тему: Экологическая психология 3

Экологическая психология

Елена Алексеевна Стерлигова

Введение в экологическую психологию

1.Становление и развитие экологической психологии

2.Объект и предмет экологической психологии

3.Темы экопсихологических исследований

Становления и развития экологической психологии

Задание 1. Составьте и заполните таблицу

«Становление и развитие экологической

психологии» по следующим разделам:

Год или исторический период

Отечественный или зарубежный ученый

Вклад в становление и развитие экологической психологии

Интерес к взаимоотношениям человека и его окружения, под которым обычно понимали совокупность природных условий, появился уже в античности.

Было написано много работ, основная идея которых — влияние среды на человека.

Так, например, ещё в Vв. до н. э. в трактате Гиппократа «О воздухе, водах и местностях» утверждалось, что существует сильная зависимость между заболеваниями и климатическими характеристиками разных мест.

В Древней Греции учёные писали о влиянии климата на культуру.

Позднее знания об окружающем мире черпались из Библии, рукописной литературы, преимущественно церковно-богослужебногосодержания, изложенного монахами по переводам, что приводило к потере и искажению научности.

8 стр., 3985 слов

Тестовые задания по дисциплине «Психология и развитие человека»

1. Психология – это наука, изучающая: А) познавательный мир человека; В) психическую деятельность человека; С) духовную сущность индивида; D) строение мозга и нервной системы; E) все ответы верны. 2. Что такое психика человека? A) функция высокоорганизованной материи головного мозга, которая заключается в субъективном отражении действительности; B) функция высокоорганизованной материи нервных ...

Учебными пособиями до 18 века являлись:

сборник рассказов “Физиолог”, составленный на греческом языке во 2-3веках;

сочинение монаха Василия Великого “Шестоднев”;

латинская книга “Луцидариус”, написанная в 12 веке;

распространённые в 16-18веках “Азбуковники” и “Алфавиты”.

Петр 1 уставом от 05.08.1786 г. вводит светское образование и изучение естественных наук как обязательных предметов.

Появляется потребность в специалистах, способных применять знания о природе в практических целях, “для извлечения полезных свойств природы” (Л.П.Симонова, 2000).

Природа изучалась с утилитарно-прагматическихпозиций, что формировало активную деятельностную позицию при взаимодействии с природными объектами, прагматический тип установки по отношению к природе и практический компонент интенсивности субъективного отношения к природе.

Первым достойным учебником по естествознанию стал учебник В.Ф. Зуева “Начертание естественной истории, изданное для народных училищ Российской империи по высочайшему повелению царствующей императрицы Екатерины II”.

Учебник способствовал развитию правильного научно обоснованного мировоззрения, ответственного и бережного отношения к природе

Накоплению фактического материала по естествознанию и экологии способствовало открытие в 1725 г. в Петербурге Российской Академии наук, в которой невольно вопросами экологии занимались таких учёных, как С.П.Крашенинников, Г.В. Стеллер, М.В.Ломоносов и др.

М.В.Ломоносов неоднократно говорил о влиянии среды на организм человека.

11 стр., 5131 слов

Человек и окружающая среда

Человек и окружающая среда Содержание 1. Человек и окружающая среда 1.1 Понятие о географической (окружающей) среде 1.2 Виды загрязнений и качество окружающей среды 1.3 Окружающая среда и здоровье человека 1.4 География здоровья Список использованных источников 1. Человек и окружающая среда Проблема взаимодействия между обществом и природой является одной из главных в географии. Ряд ученых ...

Линия «география человека – экология человека – социология» зародилась в трудах Августа Конта в 1837 г.

И.М.Сеченов в 1861 г. в публичных лекциях сформулировал принцип единства организма и окружающей среды.

И.П.Павлов трактовал взаимодействие организма и среды как уравновешивание посредством нервной системы.

В 70-90-хгодах Х1Х в. Н.Я.Грот рассматривает проблему«человек-среда»и пишет о равноактивном взаимодействии субъекта и окружающей его среды.

Инвайронментализм

В XIX в. появилось новое направление, взявшее за основу работы французских философов, инвайронментализм — совокупность взглядов, согласно которым первостепенное значение придаётся влиянию на человека природной среды, а также подчёркивается, что природное окружение жёстко регламентирует условия жизни людей.

Человеческое поведение виделось строго ориентированным на приспособление к обстоятельствам, формируемым природной средой.

Презентация на тему: Подготовительный этап

Подготовительный этап

Период до 60 х можно назвать

подготовительным этапом,

включающим различные эмпирические исследования, связанные с изучением влияния на человека тех мест, где он живёт, работает, отдыхает, и оформление новых теоретических направлений в данной области.

Понятие отношений личности к среде появилось в 1912 г. в работе А.Ф.Лазурского и С.Л.Франка как означающее сознательную, избирательную связь ядра психики с тем, что может противостоять ему как объект.

В 1916 г. Р. Парк отмечал, что психологи начинают употреблять средовые понятия и категории в качестве системообразующих для исследования влияния среды на поведение человека.

10 стр., 4916 слов

СРЕДА ОБИТАНИЯ И АДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА. ЭВОЛЮЦИЯ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1   1.СРЕДА ОБИТАНИЯ И АДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА К основным результатам эволюционного процесса относят общее усложнение организации живого организма, повышение его приспособленности к широкому кругу постоянно меняющихся условий, прогрессивное изменение центральной нервной системы (ЦНС), органов чувств и более совершенное взаимодействие с биосферой. Последний момент — один из ...

Вклад в представление о взаимодействии человека с окружающей средой, начиная с 20-хгодов, внесли российские ученые.

П.П.Блонский считал, что поведение людей становится понятнее, если рассматривать его в рамках не индивидуальной, а социальной жизни, и что поведение индивидуума есть функция поведения окружающего его общества.

М.Я.Басов полагал, что развитие – это результат взаимодействия человека с окружающей действительностью.

Теории и концепции отечественных ученых

коллективных реакций В.М.Бехтерева,

развития высших психических функций Л.С.Выготского,

отношений А.Ф.Лазурского и В.Н.Мясищева;

деятельности А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна,

системной организации психических процессов и функций Б.Г.Ананьева и другие

дали основание для множества исследовательских проектов.

Одним из основоположников психологии взаимодействия с окружающей средой был Курт Левин.

Важнейшей методологической идеей К.Левина была идея сдвига акцента с «природы объекта» на анализ его взаимосвязей и взаимоотношений с

другими объектами, с его окружением.

В 40-хгодах в социальной психологии появляется понятиесоциализация, которое рассматривается как особый процесс вхождения индивида в общество, в социальную среду, усвоения им определенной системы норм и ценностей, что позволяло ему, в результате ассимиляции и активного воспроизводства социального опыта, функционировать в качестве члена общества.

10 стр., 4836 слов

Б) Нормативы качества окружающей природной среды.

В) Нормирование качества окружающей среды. Г) Экологическая емкость территории. Д) Основные источники воздействия на окружающую среду. Е) Перечень документов федерального уровня, определяющих экологические требования. Контроль за состоянием окружающей среды. А) Цели, формы и меры контроля. Б) Возможности и права государственных инспекторов. В) Экологический мониторинг: понятие, цели, задачи и ...

В 1943 г. Э.Брунсвик одним из первых использовал понятие

«environmental psychology»- психология взаимодействия с окружающей средой.

Теория Э.Брунсвика 1949 г. касалась процессов восприятия, с помощью которых человек узнает свое окружение.

Он, как и К.Левин, подчеркивал важность субъективного (или воспринимаемого) окружения как детерминанты поведения и считал, что физическое окружение может влиять на людей без их осведомленности об этом.

Например, звук от флюорисцентной лампы может влиять на удовлетворенность работой служащего в офисе или продуктивность, даже если он не осознает этого шума. Доказывал, что такие факторы действительно могут действовать на психику человека и, следовательно, они должны изучаться систематически.

Экологический подход в психологии

В середине 50-хгодов Э.Брунсвик и Дж.Гибсон сформулировали экологический подход в психологии.

Э.Брунсвик ввел термин «экологическая валидность», выдвинув положение, что главной операцией восприятия является приобретение способности оценивать истинный (физический) дистальный стимул на основе изменения проксимальных стимулов, которые фактические действуют на рецепторы.

Дж.Гибсон использовал это понятие в концепции непосредственного зрительного восприятия.

Психология взаимодействия

сокружающей средой

С60 е гг. начинается этап становления психологии взаимодействия с окружающей средой в США, Канаде, странах Европы.

3 стр., 1070 слов

14. влияние среды на функциональное созревание цнс человека

3.7. Влияние среды на функциональные показатели созревания ЦНС человека Закономерно возникает вопрос, в какой мере обогащение или обеднение сенсорно-перцептивного опыта влияет на развитие ЦНС человека. Исследования эффектов такого рода представлены в двух основных направлениях. Первое направление включает изучение последствий вынужденного ограничения опыта в связи с нарушением ...

Большинство исследователей считают, что возникновение психологии взаимодействия с окружающей средой связано с ограниченными возможностями классической психологии по изучению взаимодействия с окружающей средой в лабораторных условиях и социальным запросом от различных сфер общественной практики, обусловленных пониманием необходимости использования достижений психологии.

Начинается системное изучение взаимодействия человека и окружающей среды именно в рамках психологической науки.

Р.Баркер в 1968 г. ввел термин «психологическая экология», который он затем заменил на

«экологическую психологию».

Темы экопсихологических исследований

В1968 г. основан Римский клуб как международная неправительственная организация, объединяющая ученых, общественных деятелей, бизнесменов более чем из 30 стран мира, обеспокоенных перспективами развития человечества.

Вцелях Римского клуба содействие осознанию людьми затруднений человечества, стимулирование установлению новых отношений, политических курсов и институтов, которые способствовали бы исправлению нынешней ситуации.

Презентация на тему: Темы экопсихологических исследований

Темы экопсихологических исследований

В1971 г. ЮНЕСКО утверждает программу МАВ (Человек и Биосфера) для проведения международных исследования взаимодействия между человеком и окружающей средой.

Впрограмме указывается на необходимость сотрудничества или обмена опытом в области теории и практики по окружающей среде ученых, работающих в области естественных и социальных исследований, проектировщиков, менеджеров и местного населения.

3 стр., 1342 слов

Задания по психологии развития человека

Курс «Психология развития человека в образовании» Темы практических занятий 1. Пренатальное развитие; младенчество Психологические предпосылки благополучной беременности и родов Как подготовиться к рождению ребенка? Появление ребенка: что меняется в жизни родителей? Психологическое развитие в первый год жизни Детско-родительские отношения в младенчестве 2. Дошкольный возраст Развитие ...

Темы экопсихологических исследований в России

Вотечественной психологии с середины 70-хгг. появилась эстонская школа психологии взаимодействия с окружающей средой, ее представители – Ю. Круусвалл, Т. Нийт, М.Раудсепп, М. Хейдметс.

Вконце 80-хи в90-хгг. активизируются исследования:

экологического сознания и субъективного отношения к природе

пространственных явлений и процессов, пространственного поведения

природной среды

пространственной и архитектурной среды

города и городской среды

предметной среды

социальной среды

профессиональной и экономической среды

этнической среды

информационной среды

экопсихологии развития личности

экологической психодиагностики

психологии природоохранной деятельности и экологического просвещения

психологических последствий катастроф

психологии устойчивого развития

Экопсихологические исследования в России проводятся разными ведомствами (РАН, РАО, МГУ, Минобраз, Минздрав, Минобороны, МЧС, МВД и др.), но обособленно друг от друга, используются разные теоретические обоснования и методы, и часто специалистами не имеющими необходимого психологического образования.

Несмотря на большое количество работ, проводимых в рамках этого научного направления в нашей стране, экологическая психология как научный термин не обрела своего общепринятого понимания.

1-яконференция по экологической психологии

Общим итогом первой конференции, прошедшей в Психологическом Институте РАО 3-5декабря 1996г., стала констатация того, что:

1.Исследования экопсихологической направленности действительно вызывают большой интерес, причем не только у психологов, но и у педагогов, экологов, биологов и представителей других профессий;

2.Исходным для эколого-психологическихисследований является представление о том, что психическое развитие, обучение, поведение человека и его психическое здоровье нельзя рассматривать вне связи данного индивида с окружающей средой (природной, информационной, образовательной, семейной и т.п.) и Природой в целом, т.е. вне системы «Индивид

– Среда», «Человек – Среда» и/или «Человек – Природа», причем разные специалисты по-разномупредставляют функциональное и структурное содержание этих систем;

3.Эколого-психологическиеисследования характеризуются таким же концептуальным и эмпирическим разнообразием, которые характерны для современного состояния психологии в целом.

Предпосылки возникновения экологической психологии

В. И. Панов выделяет следующие предпосылки возникновения экологической психологии:

1. Социальные: нестабильностьсоциально-экономическихи политических условий, увеличение количества стихийных бедствий и техногенных катастроф, увеличение преступности, неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие психологической подготовки к жизни в экстремальных условиях;

2. Экологические: защита природной среды и самого человека от травмирующего действия загрязнённой природной среды, от нестабильной социальной среды;

3. Научно-психологические.Научно-психологическиепредпосылки связаны с необходимостью преодолениясубъективно-объективнойпарадигмы изучения восприятия, т. к. объектом психического отражения и условием его развития являются не отдельные предметные свойства окружающей среды, а среда в целом.

4. Практические: разработка методов проектирования и психологической экспертизы среды, методов диагностики и формирования экологического сознания, оказания психологической и психотерапевтической помощи

Экологическая психология

Руководитель одной из крупнейших международной программ по экопсихологии Курт Павлик считает, что

экологическая психология означает изучение психических процессов, то есть переживание и поведение в тех условиях окружающей среды, при которых переживание поведения происходят «сами по себе», без вмешательства исследователя или психолога-испытателя.

Дерябо С. Д. И Ясвин В. А. определяют экологическую психологию как направление психологии, исследующее индивидуальное и групповое экологическое сознание.

В. А. Скребец в своём учебнике «Экологическая психология» пишет, что «экопсихология – наука, изучающая характер и особенности психических воздействий на человека со стороны природного, социального и антропогенного окружения, связанных с этим психических переживаний, внутренних состояний человека и общества»

Е. А. Климов считает, что «экологическая психология – это область науки и практики, предметом заботы и внимания которой являются психологически существенные факторы среды, проблемы оптимизации воздействий среды на человека, проблемы обеспечения за счет этого психического здоровья людей.

По мнению Г.Г. Аракелова «экопсихология занимается экологическим благополучием психического здоровья нации, народа. Это мультидисциплинарная наука, изучающая роль и влияние вредоносных человеческих факторов на других людей: их психику, мозг, поведение и возникающие при этом последствия»

Как пишет Джон Голд, что экологическая психология стремилась заполнить пробел весьма ограниченному объяснению поведения в реальном мире, в реальных условиях. Её появление знаменовало собой расширение комплексных, междисциплинарных исследований этих проблем, усиление ориентации науки на решение социально значимых задач.

Экологическая психология стала новой научной дисциплиной, которая не имеет единой концепции, описывающей взаимоотношения человека и среды окружения, но в рамках которой, существует целый ряд методологических подходов и направлений эмпирических исследований.

Презентация на тему: Экологическая психология

Экологическая психология

В.И.Панов считает, что под термином «экологическая психология» подразумевается:

специальная область психологических исследований,

занимающаяся изучением психологических свойств (атрибуций) среды и их влияния на восприятие, переживание и поведение человека. Например, влияние параметров пространственной, образовательной или информационной среды;

конкретно-методологическийподход к изучению психических явлений.Например, экологический подход к зрительному восприятию по Дж. Гибсону;

своеобразная социальная озабоченность представителей психологической науки и практики

отрицательным влиянием антропогенной среды (например, информационной, городской и иной) на психику человека

Таким образом, экологическая психология как самостоятельная дисциплина переживает период становления, поэтому есть еще много неразрешенных вопросов. Как отрасль, возникшая на стыке психологии и экологии, экологическая

психология изучает взаимодействия, взаимоотношения, взаимовлияния человека и окружающей среды (природной, социальной, антропогенной и других).

Объектом исследования экологической психологии является система «Человек-Среда».

Задание 2. Составьте системную карту «Человек –

Среда»

Системная карта показывает компоненты системы и ее окружение в определенный момент времени.

Основное назначение системных карт – помочь Вам решить, как структурировать ситуацию и как передать другим информацию о той системе, которую Вы выбрали для исследования.

В частности, системные карты используются для того, чтобы:

Внести ясность в мысли на раннем этапе анализа;

Выбрать структурные элементы для более подробной схемы;

Провести опробование предварительно обозначенных границ;

Определить уровень системы, представляющей для Вас интерес;

Передать другим информацию о структуре описываемой Вами системе.

Пример

Преподаватели

СтудентыВспомогательныйУниверситет персонал

Социальная подсистема

Система

Система – совокупность компонентов, объединенных упорядоченным образом.

Компоненты находятся под влиянием объединяющей их системы, а поведение самой системы изменяется при исключении любого из её компонентов.

Упорядоченная совокупность компонентов осуществляет некоторую деятельность (активность).

Эта совокупность определена с позиции некоторого заинтересованного субъекта.

Системный подход заключается в предположении, все части системы прямо или косвенно связаны между собой и изменение (в) одной из них в большей или меньшей степени влияет на все остальные части.

Компоненты – основные части системы. Наименьшим, неделимым компонентом системы является элемент.

Рассмотрим основные характеристики этой системы, прежде всего различные виды взаимоотношений между компонентами системы “Человек — Среда”.

объект — субъектный, когда Среда, активно воздействуя на те или иные сферы психики человека, выполняет по отношению к нему субъектные функции, в том время как сам Человек, относительно пассивно принимая это воздействие, находится по сути, в роли объекта средового воздействия;

субъект — объектный, когда человек целенаправленно воздействует и изменяет свойства окружающей среды с определенной целью:

сохранные действия человека по защите природной среды,

проектирование и создание пространственной или образовательной среды определенного типа,

создание рекламного ролика для телевидения и т.д.;

субъект — субъектный, когда каждый из компонентов системы«Человек-Среда(Природа)» выполняет по отношению к другому субъектную роль.

При этом не следует отождествлять свойство быть живым со свойством субъектности, ибо человек способен субъектифицировать, т.е. наделять свойством субъектности и неживые средовые объекты.

Однако это взаимодействие может иметь различные аспекты, сосуществующие и сменяющие друг друга или же, напротив, исключающие друг друга. А именно:

а) субъектно-обособленный,когда каждый из компонентов занимает и практически реализует активную позицию по отношению к другому как объекту своей активности, воздействуя на него, но не учитывая при этом и не принимая во внимание субъектность этого другого. Вследствие чего диалог или иная форма коммуникативного взаимодействия (общности, «встречи») между ними оказываются невозможными;

б) совместно-субъектныйили полисубъектный, когда взаимодействие между компонентами среды имеет характер совместного действия.

Взаимодействие носит характер «встречи и диалога с Другим», подчиненных совместному достижению какойлибо цели, выполнению общей задачи и т.д.

Система «Человек — Среда» представляет собой в этом случае поле полисубъектного взаимодействия.

Полисубъектного в том смысле, что каждый из взаимодействующих субъектов может преследовать в этом взаимодействии свои собственные цели, отличные от целей других, взаимодействующих с ним субъектов.

Как ни парадоксально, но в данном случае мы имеем дело проявлением надситуативной активности репродуктивного вида, поскольку каждый из компонентов остается тем же, чем он был до начала подобного взаимодействия;

в) субъект-порождающий,когда взаимодействие в системе «Человек — Среда» имеетсовместно-распределенныйхарактер, поскольку подчинено единой цели, достижение которой невозможно без объединения ее субъектов в некую субъектную общность.

Всвою очередь это требует от ее субъектов взаимного обмена способами и операциями совместно выполняемого действия, их присвоения (интериоризациии и экстериоризации) и, следовательно, изменения своей субъектности.

Вкачестве примеров можно привести

коммуникативно-распределенныеучебные среды (В.В.Рубцов, 1996),

групповые методы обучения по системе «Эльконина-Давыдова»(В.В.Давыдов, 1996) и по системе междисциплинарного обучения (Н.Б.Шумакова, 2004),

методы групповой психотерапии (И.В.Вачков, С.Д.Дерябо, 2004) и т.п.

Важно отметить, что порождение субъектности здесь проходит несколько этапов, важнейшими из которых являются порождение субъектности единого (совокупного) субъекта совместно-распределенногодействия, а затем и порождение обновленной субъектности каждого из егосо-субъектовпосле освоения и выполнения этого действия

Презентация на тему: Задание 3. Приведите конкретные примеры по всем видам взаимоотношений между

Задание 3. Приведите конкретные примеры по всем видам взаимоотношений между

компонентами системы «Человек –

Среда».