Основные требования к содержанию курсовой работы

КУРСОВАЯ РАБОТА

Требования к подготовке и защите

 

Методические указания

для студентов специальности

040104.65 Организация работы с молодежью

 

 

Утверждено на заседании кафедры

18 января 2011 г. Протокол №6

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие

Общие требования

1.1. Основные требования к структуре и содержанию курсовой работы.

1.2. Требования к выполнению курсовой работы на разных курсах обучения.

1.3. Последовательностьвыполнения курсовой работы.

Требования к содержанию курсовой работы

2.1. Структура курсовой работы

2.2. Содержание

2.3. Введение

2.4. Основная часть

2.5. Заключение

2.6. Приложения

Требования к оформлению курсовой работы

3.1. Общие положения

3.2. Оформление титульного листа

3.3. Оформление содержания

3.4. Оформление таблиц

3.5. Оформление иллюстративного материала.

3.6. Оформление сносок.

3.7. Оформление списка использованных источников и литературы

3.8. Оформление приложений

4. Требования к защите курсовой работы

4.1. Порядок защиты курсовой работы

4.2. Критерии оценки курсовой работы

Заключение

Список литературы

Предисловие

Написание курсовых работ предусмотрено учебным планом подготовки специалистов по специальности 040104 «Организация работы с молодежью» и является необходимым элементом учебного процесса в профессиональной подготовке студентов.

Выполнение курсовой работы способствует более глубокому знакомству с материалами читаемых курсов, обучению работе с источниками и научной литературой, овладению навыками самостоятельного исследования, поиску и осмыслению нужной информации, умению выявлять и точно формулировать проблемы, грамотно их решать и внятно излагать свои выводы и полученные результаты.

Курсовая работа представляет собой самостоятельный, творческий труд исследовательского характера, выполняемый студентом под руководством преподавателей факультета социально-культурных коммуникаций.

Цель данного пособия состоит в том, чтобы раскрыть основные требования к содержанию, оформлению, защите курсовых работ по специальности «Организация работы с молодежью в процессе ее написания и защиты.

7 стр., 3014 слов

Эргономические требования к организации рабочего места инженера ...

... стандартизации входит нормоконтроль документации, то к техническим параметрам монитора предъявляются особые требования. Для работы необходим плоскоэкранный монитор с диагональю минимум 17” или 19” ... Именно эта сторона эргономических исследований представляет особую ценность для научной организации труда, при которой практическому внедрению конкретных мероприятий предшествует тщательный научный ...

Данное пособие составлено с учетом реализации компетентностного подхода как определенной направленности к совершенствованию написания курсовых работ, что позволяет системно и целостно отбирать базовые компетенции и дидактические условия по их целенаправленному развитию и саморазвитию студентов. При компетентностном подходе осуществляется саморефлексия и самокоррекция студентом своей самостоятельной деятельности. Это выражается в активизации его самообразования, самопознания, самоуправления, самореализации, саморазвития. Исходя из вышеизложенного, в учебном пособии определены цель, задачи написания курсовой работы.

Целью курсовой работы является выработка навыков самостоятельной научной работы.

Основные задачи курсовой работы:

1. развитие навыков самостоятельной работы с теоретической литературой, с учетной и статистической документацией, методическими материалами;

2. овладение методикой анализа, экспериментирования в процессе решения разрабатываемых проблем;

3. формирование и развитие навыков структурно, логично и последовательно излагать свои мысли;

4. стимулирование творческих способностей и креативного мышления в процессе достижения поставленных целей и задач.

При выполнении курсовой работы у студента развиваются мышление, творческие способности. Вместе с этим — формируются первичные навыки самостоятельной работы, связанные с поиском, систематизацией и обобщением существующих документов, а также имеющейся научной и учебной литературы; проявляются умения анализировать и критически оценивать исследуемый научный и практический материал; происходит закрепление и расширение теоретических знаний и практических умений по специальности.

Умения, которые должен проявить студент во время работы над курсовой работой

В процессе этой работы на основе глубокого овладения теоретическими знаниями у студента должны формироваться следующие умения:

1) работать с научной литературой;

2) пользоваться библиографическими указате­лями по социоло­гии, культурологии, психологии, философии, педагогике и т.д.;

3) анализировать теоретический материал;

4) изучать определенный минимум литературы по теме и уметь фиксировать нужную информацию;

5) сопоставлять теоретический материал с эмпирическими фактами, полученными в ходе прикладных исследований;

6) собирать, анализировать и обобщать передовой опыт в вопросах организации работы с молодежью;

7) принимать оптимальные решения и давать научно обоснованные, социологически грамотные практические рекомендации.

8) обрабатывать полученный эмпирический материал, анализировать, систематизировать, интерпретиро­вать его;

10) делать выводы.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

 

Основные требования к содержанию курсовой работы

 

Курсовая работа выявляет уровень общей профессиональной подготовки студента, а также способность свободно ориентироваться в круге проблем и вопросов, непосредственно связанных с избранной темой. Курсовая работа должна также свидетельствовать о достаточно высоком уровне специальных знаний студента, имеющих отношение к избранной проблеме.

12 стр., 5863 слов

Структура курсовой работы и требования к ее элементам

... правила СТБ 6.38-2004 Унифицированная система документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов.   Общие положения 3.1 Курсовая работа является одной из важнейших форм подготовки специалиста. Она выполняется ...

Приступая к подготовке курсовой работы необходимо помнить, что главная задача состоит в глубоком осмыслении положений первоисточников по избранной теме, объективном изложении материала авторов и собственной оценке анализируемых положений изученных работ.

Общие требования к научной работе могут быть сформулированы следующим образом: новизна, актуальность, достоверность, конкретность поставленной задачи на основе анализа соответствующих научных работ, практическая и теоретическая значимость, вытекающая из современного состояния вопроса. Эти требования предъявляются к любой научной работе, но отличаются масштабностью.

Ведущее требование к содержанию курсовой работы — высокий теоретический уровень подготовленного материала. Это означает, что студент глубоко раскрывает в своей работе основные понятия определенной отрасли знаний, и лежащие в их основе причинно-следственные связи, объясняет не только отдельные факты, события и явления, но и теоретические положения, обусловливающие их закономерное развитие. Это означает соответствие содержания курсовой работы современному уровню развития социально-культурной сферы, экономической, управленческой, психологической и другой науки. Высокий теоретический уровень курсовой работы предполагает также использование в работе только объективных фактов, истинных событий и явлений.

Одним из основополагающих требований к курсовой работе является актуальность темы исследования. В переводе с латыни, актуальность обозначает важность рассматриваемой проблемы, тех или иных вопросов применительно к настоящему времени. Поэтому курсовая работа может претендовать на ту или иную степень актуальности в том случае, если в ней анализируются жизненно важные проблемы и вопросы, значимые для специалиста по работе с молодежью.

Следующее требование к курсовой работе — ее исследовательский характер. Именно в этом случае выполнение работы развивает у студентов навыки научной аргументации, помогает в будущей практической деятельности успешно справляться с подготовкой аналитических справок, научных докладов и сообщений. Обязательно, чтобы в содержании работы был аналитический материал, чтобы студент опирался на личный социальный и профессиональный опыт, высказывал свои суждения и строил систему доказательств.

Курсовая работа студентов строится на основе достаточного фактического материала. Теоретические положения той или иной отрасли знаний (науки) необходимо подкреплять анализом конкретного статистического и фактического материала. Факты дают возможность в результате их изучения, сравнения, количественной оценки сформулировать ту или иную идею, вывод. Процесс сбора и анализа фактического материала должен носить творческий характер. Необходимо разумное сочетание теории и фактического материала.

Существенным требованием к курсовой работе является ее практическая направленность. Задача студента заключается в том, чтобы тесно увязывать теоретические положения современной науки с реальной практикой и разрабатывать практические советы, рекомендации руководителям социально-культурных учреждений, менеджерам, специалистам в данной области и др.

8 стр., 3776 слов

Научные работы, исследования на изучение мотивационно- потребностной сферы.

... учения- это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Научные работы, исследования на изучение мотивационно- потребностной сферы. 3.1 Мотивация младшего школьника как ... возникающим потребностям ребенка. 2.​ Рациональная организация учебной деятельности. Овладение учебным материалом должно выступать как самостоятельная ценность учащихся, а изучение каждого самостоятельного ...

Подготовка курсовой работы дает возможность студентам приобрести и закрепить навыки самостоятельного труда, поэтому необходимо ориентироваться на самостоятельную разработку темы. Это развивает умение самостоятельно пополнять свои знания и ориентироваться в потоке научной информации.

Творческое отношение к подготовке курсовой работы требует от студентов ясности и твердости методологической позиции. Методологическая сторона работы проявляется в четкой постановке цели и задач исследования, выделении объекта и предмета.

Наконец, одним из требований к курсовой работе является грамотность оформления. Грамматические ошибки, стилистические погрешности, нарушение правил цитирования, оформления сносок и списка литературы — все это снижает качество курсовой работы и влияет на оценку. Во всех случаях заимствования статистических и иных материалов других авторов требуется делать ссылки на источники их опубликования.

При работе над курсовой работой студенту следует:

1. изучить и проанализировать научную, учебно-методи­ческую литературу и периодику по проблеме исследова­ния;

2. изучить и проанализировать историю исследуемой проблемы, ее практическое состояние с учетом передо­вого опыта;

3. провести по мере необходимости опытно-эксперимен­тальную работу или ее фрагмент по проблеме исследова­ния, определив четко цели и методы исследования;

4. обобщить результаты проведенных исследований, обо­сновать выводы и дать практические рекомендации;

5. оформить курсовую работу в соответствии с требовани­ями стандарта.

 

Требования к выполнению курсовой работы на разных курсах обучения

 

Курсовая работа является студенческим квалификационным учебно-научным произведением, посвященным самостоятельной разработке избранной проблемы. Она обладает всеми чертами научного произведения. В ней четко сформулированы проблема и исследовательские вопросы, обоснована их акту­альность, изложена степень изученности проблемы, состояние ее исследования. Она выполняется на основе знакомства с теоретическими подходами к пробле­ме, использования методологических знаний. В ней содержатся научные выводы, имеющие значение для дальнейших исследований проблемы. Курсовая ра­бота выступает формой приобщения студента к специфике теоретического научного труда, носит целостный, однородный и завершенный характер.

Курсовые работы выполняются на первом, втором, третьем и четвертом кур­сах. Они составляют осно­ву специализации студентов «Организация работы с молодежью» и являются необходимыми этапами, предшествующими написанию и защите выпускных квалификационных работ на 5 курсе.

Курсовые работы I-IV курсов несколько различаются между собой по уровню предъ­являемых к ним требований: чем старше курс, тем весомее должна быть творческая сторона студенческой работы как по содержанию, так и по объему.

Поэтому, рекомендуется изначально планировать курсовые работы как части будущего диплома.

Курсовая работа на I курсе. Целью курсовой работы на I курсе является овладение техникой написания курсовой работы. Обычно первая курсовая работа представляет собой результат оз­накомления студента с основным содержанием избранной им проблемы и име­ет вид расширенного реферата с собственными выводами. Ее объем не превы­шает 20-25 машинописных страниц.

12 стр., 5827 слов

Исследование психологических особенностей студентов вуза статистическими ...

... исследования. В исследовании приняли участие студенты первых курсов Университета Дружбы народов города Москвы, в количестве 428 человек. Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы. ...

Начиная с первой курсовой работы, сту­денты должны овладевать техникой и этикой научной работы, приобретать навыки изучения соответствующей науч­ной литературы, работы с местным архивным ма­териалом, документами, статистикой, периодическими изданиями. На I курсе студенты обогащаются опытом работы с библиотечным каталогом, составле­ния картотеки по той или иной проблеме, учатся выделять главное: смысловые звенья в прочитанных текстах, выстраивать их в логической последователь­ности, делать собственные выводы на основании изученного материала. Выполняя письменные работы, студенты приучаются к правильному их оформлению, грамотно делать сноски, составлять список прочитан­ной научной литературы и других источников.

Курсовая на первом курсе представляет собой учебный вариант научного сочинения, в котором важна и самостоятельность изложения, и соответствие определенной структуре, и соблюдение необходимых формальных требований.

После того как тема окончательно определена, студент должен ознакомиться с проблемой в целом. Для полного и правильного раскрытия содержания выбранной темы студенту необходимо:

а) изучить научные работы по данной проблеме, опубликованные видными российскими и зарубежными учеными;

б) знать законы, постановления Правительства и указы Президента Российской Федерации по проблемам, имеющим отношение к теме курсовой;

в) ознакомиться со статистическими данными, публикуемыми в периодической печати и статистических сборниках;

г) изучить статьи по избранной теме в отраслевых и специальных научных журналах.

После предварительного общего знакомства с проблемой студент должен составить примерный план курсовой работы, который может быть скорректирован в процессе углубления в тему. Как правило, курсовая работа на 1 курсе – это введение, основная часть и заключение, а также — список используемых источников и литературы.

Необязательным элементом является приложение.

Во введении курсовой работе необходимо отметить актуальность темы, проблему, цель и задачи. Текст может носить историко-описательный характер, то есть рассматриваться вопрос возникновения и динамики событий, на основе которых раскрывается актуальность темы исследования. Также может быть сделан обзор библиографической базы исследования, проведена дискуссия по изучаемой теме, или какому-либо одному вопросу, с указанием мнений авторов, используемых источников – в данном случае актуальность будет обусловлена спорностью суждений по предмету и объекту исследования.

Цель работы определяется исходя из направления исследования, и является основным вопросом, на который необходимо получить ответ и сделать выводы в заключении. То есть, проблема и цель исследования должны протянуться сквозь всю работу тоненькой ниточкой – ненавязчиво, но четко удерживать логику и порядок изложения материала.

5 стр., 2171 слов

II. Подготовка исторической справки по теме дипломного (курсового) исследования.

... соответствии с правилами, принятыми для курсовых и дипломных работ. Работы включает титульный лист, содержание, основной текст, список использованной литературы. Ссылки на литературные источники в ... о предмете своего дипломного исследования. Самостоятельная работа по истории психологии – это исторический анализ темы и основной проблемы дипломного исследования студента. Подготовка справки начинается ...

Сту­дент с I курса должен научиться соблюдать общепринятое единообразие в применении терминов, условных обозначений; овладеть навыками тща­тельного и аккуратного составления библиографии; строго и обязательно соблюдать требования к оформлению текста курсовой работы, титульного листа и приложений (если они предполагаются).

 

Последовательность выполнения курсовой работы

Чтобы эффективно справиться с курсовой работой, необходи­мо четко определить последовательность ее выполнения. Обычно алгоритм написания курсовой работы включает в себя следующие этапы:

· выбор темы;

· составление плана работы;

· подбор литературы, справочников и других источни­ков по теме исследования;

· анализ и изучение литературы по теме исследования;

· работа с понятийным аппаратом проблемы;

· определение структуры курсовой работы;

· написание текста курсовой работы;

· подготовка к публичной защите курсовой работы.

Рассмотрим основные этапы выполнения курсовой работы.

Выбор темы.Студентам предоставляется право выбора темы курсовой работы в пределах тематики, определяемой кафедрой. Содержание тематики курсовых работ определяется актуальностью, теоретической и практической значимостью основной проблематики. В начале семестра, в течение двух недель, каждый студент обязан самостоятельно выбрать себе тему курсовой работы и зарегистрировать ее у научного руководителя.

Наряду с этим, студент может избрать и иную тему для написания курсовой работы, которая должна быть согласована с научным руководителем и заведующим кафедрой.

Если студент в установленные сроки не избрал тему курсовой работы, кафедра вправе определить ее по собственному усмотрению. Смена темы в процессе работы не допускается. В основе выбора темы должны лежать:

· личный интерес к той или иной проблеме;

· способность самостоятельно и глубоко осмыслить теорию вопроса;

· наличие предварительно собранных материалов или эмпирических наблюдений по теме.

Большое значение при выборе темы имеет наличие источников и литературы по выбранной проблематике. Не стоит брать избитые, давно изученные вопросы, в которых вы вряд ли сможете сказать что-то новое. Гораздо лучший путь — найти тему, достаточно актуальную и в то же время малоизученную в социально-культурной сфере.

При выборе темы необходимо держать в поле зрения перспективу. Хорошо когда курсовые работы всех курсов посвящены примерно одному кругу тем, чтобы на пятом курсе обобщить результаты исследований в выпускной квалификационной работе.

Важно учесть при выборе темы то, что в ней должна содержаться определенная идея, ключевая мысль, которой, собственно говоря, и будет посвящено само исследование.

После выбора и регистрации темы совместно с научным руководителем составляется график работы над курсовой работой, обеспечивающий регулярность консультаций и текущего контроля. Хорошая работа требует длительной подготовки, поэтому выбирать тему следует заранее, чтобы иметь время для систематической, качественной подготовки ее к установленному сроку. Окончание работы планируется не позднее, чем за 2 недели до ее защиты курсовой работы.

4 стр., 1802 слов

Методы эмпирического педагогического исследования: наблюдение

... классификации, группировке, математическому анализу, контент-анализу, сопоставлению с результатами, полученными другими исследователями и другими методами. Требования, предъявляемые к процессу наблюдения наблюдение педагогический эмпирический изучение Наблюдение как метод исследования отличается от ...

Составление плана работы.Продуманный и четкий план позволит студентам спланировать график написания работы. В идеале, если защита курсовых работ запланирована на апрель-май (как это обычно бывает), встретиться с научным руководителем и обсудить с ним возможную тему курсовой работы следует уже в сентябре. После этого необходимо ознакомиться с литературой и, уточнив формулировку темы, составить приблизительный план курсовой работы, который является кратким описанием ее логической структуры, включающей основные и второстепенные вопросы, различные классификации и т.д.

Подбор литературы, справочников и других источни­ков по теме исследования.Начинать подбор литературы необходимо с монографий и учебников, так как именно в них содержатся основные положения научной методологии и методики исследования, важнейшие теоретические положения по различным проблемам той или иной отрасли знаний. Одновременно студент должен знакомиться с научной литературой по избранной теме: работами крупных ученых, журнальными (за последние 2-3 года) и газетными (за последний год) статьями, а так же Internet-источниками. В числе источников следует обратить внимание на справочники, словари, энциклопедии.

Важным является анализ существующих нормативно-правовых актов: международных договоров, соглашений, конвенций, документов, принятых в рамках межправительственных организаций и на международных конференциях, а также – изучение законодательных актов Российской Федерации, относящихся к теме курсовой работы.

Каждый источник, который студент собирается использовать при написании работы, следует сразу заносить в библиографический список.

Анализ и изучение литературы по теме исследования.После того, как библиография по теме курсовой работы составлена, начинается ее изучение и анализ: чтение, осмысление и конспектирование. Работа с монографиями, другой научной и учебной литературой имеет вполне определенную последовательность, которую полезно соблюдать.

Изучение и анализ литературы лучше начинать с основных, обобщающих трудов, постепенно переходя к частным исследованиям. Это позволит студенту уяснить общую концепцию по той или иной проблеме, частные взгляды различных авторов, их мысли и подходы, особенности системы доказательств. Наиболее серьезные сведения лучше всего излагать в курсовой работе дословно, причем каждую выписку нужно снабжать ссылкой на источник с соблюдением правил библиографического описания произведений печати.

В ходе изучения источников и литературы студент выясняет степень разработанности проблемы, рассматривает историю ее изучения, накапливает эмпирический материал, определяет цель и задачи собственной работы.

В процессе ознакомления с первоисточниками необходимо вести записи, которые по содержанию должны быть точно сориентированы на прочитанный текст. При этом необходимо помнить, что все цитаты, предполагаемые для использования должны быть записаны точно, дословно и с точными ссылками на источник. Полезно тут же на полях, обратной стороне листа или карточки записать свои мысли, комментарии, возникшие в процессе прочтения изучаемого первоисточника. При работе с литературой важно разобраться в следующих вопросах:

· кем и какие исследования выполнены по данной теме;

11 стр., 5180 слов

Анализ системы современных методов общей психологии

... работы: Дать общую характеристику анализа системы современных методов психологии. Задачи работы:  -    Дать определение основной методологии психологической науки; -    Рассмотреть методы исследования, ... основном путём самонаблюдения (интроспекции), умозрительных рассуждений, наблюдения за поведением других людей. Анализ и разумное обобщение подобного рода жизненных ...

· где опубликованы эти результаты;

· в чем конкретно эти результаты состоят.

Не менее важно осознать основные подходы и точки зрения, концепции, теоретические положения, аксиомы, постулаты и основные выводы.

Работа с понятийным аппаратом проблемы.Особое внимание следует уделить понятийному материалу (иногда научные понятия называют ключевыми словами).

Определение своего отношения к понятиям и знание их научного пояснения значимо, так как позволит использовать то или другое понятие однозначно с учетом научного толкования.

Точное манипулирование понятийным аппаратом исследования повышает научно-профессиональный уровень курсовой работы. Это означает, что понятие, которое разными авторами может трактоваться по-разному должно во всем тексте курсовой работы, от начала до конца, иметь лишь одно, четко определенное автором значение. Найденные определения понятий фиксируются на отдельных карточках, и подвергаются мыслительной обработке с помощью операций анализа, сравнения, классификации, обобщения и др.

Поиск толкования понятий следует начинать в следующих источниках:

— энциклопедии: общие (БСЭ, МСЭ, Словарь иностранных слов и др.) и специальные (например, по социологии, культурологии, педагогике, психологии, философии и др.);

— толковые словари: общие (С. Ожегова, В. Даля и др.) и специальные (например, педагогический, психологический, социологический, философский);

— оглавления и предметные указатели основных учебников и монографий по теме исследования.

Крайне важно помнить о необходимости однозначной трактовки ключевых для данной проблеме курсовой работы понятий.

Методы

К методам эмпирического исследования обычно относят следующие: изучение литературы, анализ документов, наблюдение, опрос (беседа, интервью, анкетирование), оценивание (метод экспертов или компетентных судей), тестирование, изучение и обобщение опыта.

Изучение литературы. Любое исследование необходимо начинать с изучения литературы, документов и результатов деятельности. Изучение литературы помогает отделить известное от неизвестного, использовать накопленный опыт, четко очертить изучаемую проблему.

Знакомство с литературой осуществляется по следующей схеме: ознакомление с аннотацией, введением, оглавлением, заключением, просмотр содержания. После этого определяется способ проработки издания: тщательное изучение с конспектированием, выборочное изучение, сопровождающееся выписками, общее ознакомление с аннотированием.

Важно подчеркнуть, что нового, оригинального вносит автор каждой работы, высказать свое отношение к авторским позициям и полученным им выводам.

Анализ документов. Документ является важным источником получе­ния информации о явлениях и фактах социальной действительности. В нем зафиксированы результаты человеческой деятельности, отражены различные проявления общественного сознания. Документ предна­значен для хранения и передачи информации.

Документами служат государственные законо­дательные акты, конституция, законы, нормативные акты и т.п.), указы, постановления, приказы, распоря­жения государственных исполнительных органов разного уровня, документы учреждений и предприятий (уставы, планы работы, отчеты, положения, штатные расписания и т.д.), уставы и программы обществен­ных организаций, политических партий, архивные материалы, статистические данные, публикации прессы (газетно-журнальная периодика), личные документы (письма, автобиографии, мемуары, дневники, выступ­ления и т.д.).

26 стр., 12557 слов

Методика и описание хода исследования. 46 Анализ результатов ...

... описание хода исследования. 43 2.2. Анализ результатов исследования. 48 Выводы. 59 Заключение. 61 Список литературы. 63 Приложение ... законодательства, поведение при конфликтах, получение и использование информации, общественная и политическая деятельность внутри организации, использование ... в значительной мере влияют на ход выполнения работы и характер жизнедеятельности организации. Структура (уровни) ...

Анализ документов может дать студенту бога­тую информацию для размышлений, оценки социаль­ной практики.

Разновидностью изучения литературы и анализа документов является контент-анализ — количественный анализ книг, эссе, интервью, газетных статей, исторических документов и других текстов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных закономерностей. Контент-анализ — научный метод выявления и оценки определенных характеристик текстов и других носителей информации (видеозаписей, теле- и радиопередач, интервью, ответов на открытые вопросы и т. д.), в котором в соответствии с целями исследования анализируются определенные элементы содержания.

Наблюдение. Суть наблюдения как метода сбора социальной информации заключается в непосредственном вос­приятии и прямой фиксации всего того, что связано с изучаемым объектом. В процессе восприятия проис­ходит осознание наблюдателем объекта, получение о нем новых сведений, которые включаются в систему имеющихся у него знаний. Все, что воспринимает наблюдатель, он сравнивает с тем, что ему уже известно Результатом наблюдения является описание фактов социальной действительности, отраженных в созна­нии наблюдателя. Анализируя увиденное, наблюда­тель приходит к выводам, которые согласуются с его личным опытом и знаниями.

Наблюдение часто применяется на начальном этапе исследования, когда нужно составить предварительное представление об объекте. Что касается соци­ально-культурной деятельности, то здесь объектом наблюдения является какой-нибудь ее фрагмент, т.е. деятельность определенной группы людей, вовлечен­ных в социокультурный процесс.

Различают включенное и невключенное наблю­дение. В первом случае, наблюдатель является непосредственным участником деятельного процесса, ко­торый он наблюдает. При невключенном наблюдении восприятие объекта происходит как бы со стороны, наблюдатель не вмешивается в ход происходящих процессов.

Наблюдение предполагает выделение единиц наблюдения, т.е. отдельных элементов объекта, в отношении которого ведется сбор социальной информа­ции.

В процессе наблюдения студенту целесообразнее вести дневник, в который можно заносить нужные сведения, вызвавшие интерес высказывания, способы поведения людей, собственные размышления, оценки ситуации и т.д. Это поможет впоследствии увеличить объем социальной информации, полученной об объекте с помощью других методов и сделать более точные выводы.

Использование метода наблюдения требует определенной подготовки. В процесс подготовки входят следующие элементы:

— предварительное ознакомление с объектом наблюдения;

— определение цели наблюдения;

— описание условий наблюдения;

— разработка плана наблюдения.

При наблюдении реализуются следующие черты научной деятельности:

— накопление фактов и сведений о наблюдаемом предмете, процессе или явлении.

— систематизация информации и выявление закономерностей (т.е. построение гипотезы на основе полученной путем наблюдения информации).

— установление причин существования закономерностей.

— оформление отчета об исследовании.

Основные требования к наблюдению:

1. Ясность цели, замысла наблюдения.

2. Установление и соблюдение порядка наблюдения по условиям, интервалам времени наблюдения и т.д.

3. Объективность регистрации наблюдаемых фактов.

4. Правдивость и обоснованность выводов по данным наблюдений.

Наблюдение может быть просто визуальным, то есть глазами наблюдателя, и инструментальным, то есть с помощью приборов и инструментов.

Метод наблюдения — это довольно распространенный метод ведения исследований. Конечно, он часто применяется в сочетании с экспериментом, анкетированием и всегда с анализом.

Опрос. Это метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей. Опрос имеет немаловажное значение в сборе со­циальной информации. Он проводится с целью выяв­ления мнения людей о фактах и явлениях социально-культурной действительности. При изучении социально-культурной деятельности в качестве опрашиваемых могут выступить работники управленческих структур, методических служб, учреждений культуры, образо­вательных, социальных учреждений, лидеры и члены общественных организаций, руководители и участни­ки любительских объединений, кружков художест­венной самодеятельности, технического творчества, студий, посетители культурно-досуговых учреждений, участники массовых мероприятий и т.д. Различают

— письменные опросы (анкетирование);

— устные опросы (интервьюирование);

— очные опросы;

— заочные опросы: почтовые, телефонные, и др.

— экспертные, массовые, выборочные, сплошные и другие опросы.

Цель опроса — получение информации об объективных и (или) субъективных (мнения, настроения и т.п.) фактах со слов опрашиваемого. Опросом пользуются: на ранних стадиях исследования в качестве одного из центральных методов для сбора данных (например, при изучении общественного мнения, потребительского спроса населения и т.п.).

Методики опроса можно свести к двум основным типам: анкетирование и интервьюирование.

Анкетирование — одно из основных технических средств конкретного социального исследования, которое применяется в социологических, социально-психологических, социально-культурных исследованиях. В процессе анкетирования каждому лицу предлагается ответить письменно на вопросы, поставленные в форме опросного листа — анкеты.

По форме вопросы разделяются на открытые (свободный ответ, например: «Какие социально-культурные заведения Вы чаще всего посещаете»?) и закрытые — ответ заключается в выборе из нескольких предлагаемых в анкете утверждений. Открытые вопросы дают более глубокие сведения, но при большом числе анкет приводят к значительным трудностям в обработке в связи с нестандартностью ответов.

По содержанию вопросы делятся на

объективные (об образовании, возрасте, заработной плате и др. опрашиваемого (респондента); при этом следует учитывать субъективные искажения при ответе)

и субъективные, которые выявляют социально-психологическую установку опрашиваемого, его отношение к условиям своей жизни и определенным событиям. Ответы на вопросы носят, как правило, анонимный характер.

Основные правила построения анкеты:

логическая последовательность тем, затрагиваемых вопросами;

интерес опрашиваемого должен расти от вопроса к вопросу;

отсутствие слишком сложных или интимных вопросов;

соответствие формулировки вопросов образовательному уровню опрашиваемой группы;

в закрытых вопросах должны быть предусмотрены все возможные варианты ответов;

общее количество вопросов не должно быть слишком большим – анкетирование не должно утомлять или раздражать опрашиваемого.

Анкетирование может проводиться 3 способами:

анкета заполняется в присутствии сборщика (тот, кто проводит анектирование) индивидуально;

групповое заполнение в присутствии сборщика;

опрашиваемые самостоятельно заполняют анкеты и для сохранения анонимности сдают их одновременно.

Интервью. Наиболее гибкий метод сбора информации, основанный на непосредственном, личном контакте опрашиваемого и респондента. Интервью по сравнению с другими видами опроса имеет свою специфику. Главное отличие кроется в способе общения. В связи с этим, интервьюеру целесообразно предварительно составить план беседы и определить круг вопросов, которые он будет задавать собеседни­ку, их очередность.

При проведении интервью особая роль отводится интервьюеру, его инициативе, Интервьюер не только задает вопросы, организует интервью, но и ведет беседу, направляет ее, фиксирует полученные ответы. Особый статус интервьюера как направляющего беседу, делает сам процесс интервьюирования наиболее чутким, креативным, гибким, что позволяет получить максимум информации об изучаемом объекте исследования.

Целью интервью может быть, например, выяв­ление мнений разных категорий людей по поводу сложившейся социокультурной ситуации в конкрет­ном регионе, условий и перспектив развития интересующего студента направления социально-культурной деятельности.

Тестирование. Это особый вид экспериментального исследования, представляющий собой специальное задание или систему заданий. Испытуемый выполняет задание, время выполнения которого обычно учитывают. Тесты применяют при исследовании способностей, уровня умственного развития, навыков, уровня усвоения знаний, а также при изучении индивидуальных особенностей. Тестовое исследование отличается сравнительной простотой процедуры, оно кратковременно, проводится без сложных технических приспособлений, требует самого простого оснащения (часто это просто бланк с текстами задач).

Игровые методы – в основе лежит опыт деловых игр.

К методам теоретического исследованияотносятся: абстракция, конкретизация, анализ и синтез, индукция и дедукция, а также методы классификации, сравнения и обобщения. Эти методы направлены на создание теоретических обобщений, установление и формулирование закономерностей изучаемых явлений.

Абстракция — процесс мысленного отвлечения от ряда свойств предметов или признаков предмета от самого предмета, от других его свойств. Абстракция может быть в форме

— чувственно-наглядного образа (напр. модель межличностных взаимоотношений в группе);

— в форме суждения («У этого человека темперамент меланхолический»);

— в форме понятия;

— в форме категории (наиболее широкого понятия определённой науки: «социально-культурная сфера», «воспитание», «обучение», «развитие»).

Если ставится задача раскрыть сущность предмета, явления, в процессе абстрагирования выбираются общие признаки, свойства, связи, отношения.

Конкретизация — логическая форма, являющаяся противоположностью абстракции. Конкретизацией называется мыслительный процесс воссоздания предмета из вычлененных ранее абстракций. Способом теоретического воспроизведения в сознании целостного объекта является восхождение от абстрактного к конкретному, которое является всеобщей формой развертывания научного знания, систематического отражения объекта в понятиях.

Индукция — один из типов умозаключения и методов исследования. Она выступает определенным способом обобщения. Индуктивное обобщение необходимо при изучении передового опыта специалистов в социально-культурной сфере. Для получения индуктивно общего знания совсем не обязательно изучать все случаи явления, как в процессе полной индукции. Для этого достаточно взять несколько случаев или даже один частный случай и рассмотреть его всесторонне.

Дедукция — один из основных способов рассуждения (умозаключения) и методов исследования. В широком смысле под дедукцией понимается любой вывод вообще, в узком смысле – доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений. Дедукция способна приводить к истинам, имеющим необходимый характер. Таким образом, вероятностному выводу индукции она противопоставляет достоверный вывод.

Анализ – метод научного исследования явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы. Анализ служит отправной точкой прогнозирования, планирования, управления объектами и протекающими в них процессами. Анализ может быть произведён с целью выделения свойств предмета, расчленения классов на подклассы, расчленения на противоречащие стороны. Цель анализа заключается в познании частей как элементов сложного целого. Анализ позволяет выявить строение исследуемого объекта, его структуру, отделить существенное от несущественного, сложное свести к простому. Анализ развивающегося процесса позволяет выявить в нем определенные этапы, противоречивые тенденции. При анализе можно использовать науч­ный метод позиционного анализа, это научный метод, позво­ляющий выявить социальные установки и позиции тех участников проблемной ситуации, которые могут влиять на поддержание или устранение существую­щих противоречий. Сравнительный анализ — научный метод, заклю­чающийся в сопоставлении разных явлений, фактов социальной действительности по одинаковым показателям.

Синтез. Анализ неразрывно связан с синтезом. В мыслительных операциях анализ и синтез выступают как логические приемы мышления, тесно связанные с рядом мыслительных операций: абстракцией, обобщением. Синтез — мысленное воссоединение, объединение в единое целое частей, свойств, отношений, расчленённых посредством анализа. Он всегда связан с анализом, который является началом исследования предмета. Синтез, как и анализ, осуществляется на всех этапах познания.

Синтез соединяет общее и единичное, единство и многообразие. Движение мысли от причины к следствию есть синтетический, конструктивный путь. Он имеет большое значение не только при получении новых фактов, но и при формулировании проблем, конструировании гипотез, разработке теорий, также заключается в объединении различных теоретических утверждений, в результате чего осуществляется межсистемный перенос знаний и рождается новое знание.

Классификация. Одной из форм анализа является классификация предметов и явлений. Логика выработала ряд правил аналитического исследования. Перед анализом исследуемого предмета (явления) необходимо выделить его из другой системы, в которую он входит как составной элемент. Необходимо установить основание, по которому будет производиться анализ. Основанием называется тот признак анализируемого предмета, который отличает одни компоненты от других. Анализ должен производиться ступенчато, поэтапно.

Сравнение – сопоставление объектов с целью выявления сходства и различия между ними. Оно является важной предпосылкой обобщения, играет большую роль в умозаключении по аналогии, также используется в качестве приема дополняющего, а иногда и заменяющего определение. Сравнение изучаемого предмета с другими по принятым параметрам помогает выделить и ограничить объект и предмет исследования.

Обобщение – мысленное выделение каких-нибудь свойств, принадлежащих некоторому классу предметов; переход от единичного к общему, от менее общего к более общему. Когда человек обобщает понятие, то включает его в объем другого более широкого понятия, в объем которого входит и объем исследуемого понятия.

Аналогия и моделирование. Аналогия — сходство, подобие в определенном отношении предметов, явлений, понятий в целом различных. Моделирование – теоретический метод исследования, предполагающий исследование объектов познания на их моделях, построение модели, построение и изучение моделей. Метод моделирования — это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения. В основе его лежит прием аналогии. Метод моделирования может быть использован при проектировании процесса социально-культурной сферы или его фрагментов.

Итак, к методам теоретического исследования относятся: абстракция, конкретизация, анализ и синтез, индукция и дедукция, а также методы классификации, сравнения и обобщения. Эти методы направлены на создание теоретических обобщений, установление и формулирование закономерностей изучаемых явлений.

Исследовательский процесс вне зависимости от используемых методов исследования имеет логическую систему последовательности действий и состоит из девяти нижеследующих шагов:

1. Разработка проблематики.

2. Определение круга вопросов.

3. Определение методов исследования.

4. Структура инструментария сбора данных.

5. Проверка и окончательное определение инструментария сбора данных.

6. Подготовка и планирование сбора данных.

7. Построение выборки.

8. Проведение сбора данных.

9. Обработка и анализ собранных данных.

Для практического исследования студенты могут использовать различные методы эмпирического и теоретического исследования.

В завершении каждого раздела курсовой работы (глава, параграф) студент представляет выводы, которые отвечают на поставленные задачи. В завершении основной части работы можно представить рекомендации по улучшению деятельности исследуемого объекта (учреждений, фирм социально-культурной сферы и т.д.), по решению исследуемой проблемы.

Именно в основной части курсовой работы всесторонне и глубоко анализируются все аспекты проблемы, раскрывается тема работы.

Заключение. Заключение курсовой работы делаются, как правило, общие выводы, вытекающие из исследования, формулируются практические рекомендации и предложения. Выводы в заключении должны соответствовать поставленным во введении цели и задачам. Обычно каждой из поставленных во введении задач соответствует не менее одного вывода, которые необходимо формулировать лаконично, приводить убедительные аргументы. Обычно объем текста не превышает 3-4 страниц.

Список использованной литературы и источников.При оформлении списка сведения об источниках приводятся в соответствии с правилами библиографического описания. Список состоит из нормативных документов и литературы (учебники, учебные пособия, монографии, статьи в периодических изданиях, справочники, сборники, депонированные научные работы и т.п.).

При этом все источники нумеруются в сплошном порядке, а литературные источники располагаются в алфавитном порядке фамилий первых авторов или названий самих источников.

Список литературы включает в себя ВСЮ литературу, на которую имеются ссылки и сноски в тексте, который оформляется в прямом алфавитном порядке. Ссылки и сноски в тексте работы обязательны при цитировании любых опубликованных научных результатов, теоретических положений, гипотез и т.д. Библиографическое описание источников оформляется согласно ГОСТ-7.1-2003 (см. раздел 7 и приложение с примерами) и ГОСТ-7.82-01 для библиографического описания электронных ресурсов и ресурсов удаленного доступа (см. приложения с примерами).

NB! Не допускается включение в перечень источников, на которые нет ссылок в тексте.

Приложения. В приложения выносятся весь фактический материал – анкеты, опросники, перечень вопросов для беседы, положения и др., а также материалы, имеющие большой объем, вследствие чего включение их в текст работы нецелесообразно, и материалы, которые можно использовать для комментария к отдельным положениям работы.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

3.1. Общие положения.

Оптимальный объем курсовой работы указан в §1.2 Требования к выполнению курсовой работы на разных курсах обучения. Текст курсовой работы должен быть отпечатан на компьютере, в редакторе Word, шрифт Times New Roman, межстрочный интервал 1,5, шрифт14 кегль.

Для акцентирования внимания на определенных терминах, важных моментах, специфических особенностях, содержащихся в работе, студент может использовать шрифты разной гарнитуры (полужирный, курсив), подчеркивание и т.п.

 

Размеры полей: верхнее – 20 мм; нижнее – 20 мм; левое – 30 мм; правое – 1,5 мм.

Абзацы в тексте следует начинать с отступа, равного 10 мм.

Нумерация страниц работы ставится в правом верхнем углу страницы.

Первая страница (титульный лист) и вторая страница (содержание) не нумеруются.

Номер ставится на третьей по счету странице, с которой начинается введение, соответственно, это – номер «три» (и так далее).

Раздел «Приложения» располагать после списка использованной литературы.

3.2. Оформление титульного листа. Титульный лист является первой страницей курсовой работы и служит источником информации о теме, авторе, руководителе, месте и времени ее написания. На титульном листе в обязательном порядке приводят следующие сведения: наименование учебного заведения; наименование факультета; наименование кафедры, специальности; название (тема) работы; фамилия, инициалы и название группы исполнителя работы; фамилия и инициалы руководителя работы; место и дата написания работы (Приложение 1).

3.3. Оформление содержания. Слово «Содержание» печатается жирным шрифтом с большой буквы строчными буквами с выравниванием по центру страницы.

Названия глав печатается жирным шрифтом большими буквами с выравниванием по левой стороне, с абзацем — 10 мм. Нумерация глав производится римскими цифрами (Глава I. НАЗВАНИЕ ГЛАВЫ).

Названия параграфов печатается не жирным шрифтом. Нумерация параграфов печатается арабскими цифрами (1.1 Название параграфа).

Знак параграфа (§) перед названиями параграфов не печатается.

Номер страницы, с которой начинается соответствующий структурный элемент работы, ставится в содержании на уровне последней строчки названия соответствующего структурного элемента работы.

3.4. Оформление заголовков. Нумерация глав производится римскими цифрами. Название главы печатается жирным шрифтом заглавными буквами, слева абзац 10 мм, выравнивание по левой стороне, в конце заглавия точка не ставится. Отступить ниже одну пустую строку, и писать название параграфа.

Нумерация параграфов печатается арабскими цифрами. Название параграфов печатается жирным шрифтом, с заглавной буквы строчными буквами, слева абзац 10 мм, выравнивание по левой стороне, в конце заглавия точка не ставится. Отступить ниже одну пустую строку, и писать текст.

Заглавия — Введение, Список использованной литературы, Приложения печатаются жирным шрифтом с заглавной буквы строчными буквами с выравниванием по центру. Отступить ниже одну пустую строку, и писать текст.

3.5. Оформление таблиц. Каждая таблица подписывается в правом углу не жирным шрифтом (Таблица 1.).

Отступить ниже одну пустую строку, и писать название таблицы с большой буквы, строчными буквами жирным шрифтом с выравниванием по центру. Отступить ниже одну пустую строку, и помещать непосредственно таблицу.

По общему правилу таблицы не разрываются. Если на странице осталось мало места, то следует продолжать текст, а таблицу перенести на следующую страницу. Разрешено разрывать таблицы лишь в том случае, если они не помещаются на целой странице.

На все таблицы необходимо давать ссылки в тексте. При ссылке на таблицу указывают ее номер (Таблица 1).

3.6. Оформление иллюстративного материала. Кроме таблиц в курсовых работах можно применять графические методы для характеристики структуры или динамики экономических явлений. Непосредственно в качестве иллюстративного материала используются схемы, графики, диаграммы и т.д. Как и таблицы, иллюстративный материал нумеруется, применяется сквозная нумерация (Рис. 1 Название).

Рисунок подписывается под графическим сюжетом, в центре.

3.7. Оформление сносок. Любая цитата должна быть подтверждены ссылкой на источник информации. Рекомендуется использовать сноски на источники информации, помещаемые в тексте в квадратных скобках. В таких сносках указываются номер источника информации, присвоенный ему в списке использованных источников, а также страница в источнике, на которой находится цитата или цифра. Образец оформления сносок: [8, с. 101], где «8» – номер источника в списке; «с. 101» – страница, на которой находится цитата или цифровой матер.

3.8. Оформление списка использованных источников и литературы. Список использованных источников помещают непосредственно после заключения курсовой работы. Каждый источник, упомянутый в списке, значится под определенным порядковым номером и должен быть описан в соответствии с ГОСТ Р 7.0.4.-2006.

В первую очередь в Списке использованной литературы ем указываются нормативные акты, использовавшиеся при написании работы. При этом нормативно-правовые акты указываются в порядке убывания их юридической силы: Конституция РФ, кодексы законов, федеральные законы, указы и распоряжения Президента, постановления и распоряжения Правительства РФ, инструкции федеральных министерств и ведомств, их письма, методические рекомендации, нормативно-правовые акты органов государственной власти субъектов РФ, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления. После нормативно-правовых актов в списке литературы указываются все прочие источники в алфавитном порядке.

3.9. Оформление приложений. В правом верхнем углу страницы помещается слово «Приложение», которое печатается с большой буквы, и его номер, например «Приложение 1».

Страницы приложений не нумеруются.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЩИТЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

4.1. Порядок защиты курсовой работы. Защита курсовой работы проходит открыто. Процедура защиты включает следующие этапы:

а) Выступление студента с докладом. Студент должен подготовить доклад по содержанию курсовой работы, протяженность которого по времени не должна превышать 10 минут. В докладе озвучивается актуальность темы исследования, состояние проблемы, краткий анализ использованных источников и литературы, результаты исследования, основные выводы и основные предложения (рекомендации).

б) Вопросы. После озвучивания доклада студенту задают вопросы по теме проблемы курсовой работы, на которые студент отвечает.

в) Выступление научного руководителя. После выступления студента слово предоставляется научному руководителю, который сообщает о ходе и качестве выполнения работы, о степени самостоятельности студента, о глубине изучения вопроса, обоснованности выводов.

г) Обсуждение доклада по курсовой работе и выставление оценки.

4.2. Критерии оценки курсовой работы. В итоговой оценке руководитель курсовой работы учитывает не только окончательный результат, но и степень, что отмечается в рецензии.

По итогам защиты за курсовую работу на 1-4 курсах выставляется дифференцированная оценка. При оценивании курсовой работы научный руководитель учитывает завершенность и полноту решения поставленных в работе задач; самостоятельность, логичность изложения; творческий подход к рассматриваемой проблеме; умение систематизировать и анализировать данные, полученные из результатов эксперимента, научных статей, отчетных материалов, периодической и специальной литературы. Очень важны при оценке также знание и понимание основных точек зрения и дискуссионных проблем в рамках темы курсовой работы. Важную роль играет качество оформления работы.

Оценка «отлично» выставляется, если:

1. Используется достаточное количество основной литературы по проблеме.

2. Представлено убедительное теоретическое обоснование актуальной темы и анализ передового опыта работы.

3. Показано применение научных методик и передового опыта в своей работе с испытуемыми, обобщен собственный опыт, иллюстрируемый различными наглядными материалами, сделаны выводы и даны практические рекомендации.

4. Курсовая работа выполнена в соответствии с требованиями к оформлению, грамотно, имеется достаточное количество ссылок, соблюден стиль научного изложения.

5. Работа предоставлялась в указанные сроки выполнения.

Оценка «хорошо» выставляется, если:

1. Используется достаточное количество основной литературы по проблеме.

2. Представлено теоретическое обоснование и анализ передового опыта работы.

3. Все этапы выполнены в срок.

4. Работа правильно оформлена.

5. Недостаточно описано применение научных исследований и передового опыта работы.

Оценка «удовлетворительно» выставляется, если:

1. Список использованных источников и литературы ограничен.

2. Недостаточно проведено анализа литературы по проблеме.

3. Недостаточно обобщен опыт работы.

4. Оформление работы правильное.

5. Большая часть курсовой работы выполнена в срок.

 

Заключение

Курсовая работа — важная форма самостоятельной работы, проверка знаний студентов. Написание курсовой работы закрепляет и углубляет знания студентов по изучаемым дисциплинам, приобщает студентов к самостоятельной творческой работе с литературой, прививает навыки к научному исследованию. При выполнении курсовой работы студенты учатся владеть методами сбора, анализа, обобщения теоретического и практического материала и на этой основе делать правильные выводы, а также — обрабатывать и анализировать практический материал. Работа над курсовой приучает студента к научному стилю изложения материала, логике и грамотности оформления.

Список литературы

 

Список использованной литературы

1. Голубков Е.П. Маркетинговое исследование: теория, методология, практика.- М.: Финпресс, 1998.- 420 с.

2. Крюгер А. Фокусные группы. Практическое руководство для прикладного исследования.- М.: Мир, 1995.- 210 с.

3. Рябова Т.В., Эртман Е.В. Курсовая работа: Методические рекомендации по подготовке и написанию.- СПб.: ГУКИ, 2004.- 50 с.

4. Рябова Т.В., Эртман Е.В. Методика подготовки и написания курсовой работы.- СПб.: ГУКИ, 2006.- 42 с.

8. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы.- Самара.: Самарский университет, 1995.- 332 с.