Курсовая работа 1 Тема: Волевые качества личности и их связь с профессиональным выбором подростков

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УРАЛЬСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

Факультет практической психологии

Кафедра общей психологии и психологии образования

Выполнена: М.Н. Ефимовской

Студенткой группы П-201 впоз

Направление: 37.03.01 «Психология»

Научный руководитель

_____________ст. преподаватель О.Г. Хайбуллина

Екатеринбург

2015 Содержание

Введение………………………………………………………………….………..

1 Теоретические аспекты изучения влияния волевых качеств на выбор профессии………………………………………

1.1 Подходы к проблеме выбора профессии……..……….

1.2 Волевые качества как фактор выбора профессии……………………………………………………..…………….…..

1.3 Особенности профессионального самоопределения учащихся старших классов ………………………………………..…………….

2 Исследование связи волевых качеств с профессиональным выбором ….

2.1 Характеристика выборки и методов исследования………….…………

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования связи волевых качеств с профессиональным выбором ……………

2.3 Рекомендации для выбирающих профессию ………

Заключение…… …………………………………………………………………

Список использованных источников ……………………………………… …

Приложение 1

Приложение 2 – Сводная таблица полученных результатов…………………

Введение Актуальность исследования.

В современном обществе актуально и остро встает проблема психологической помощи людям в выборе профессии. Анализируя работы отечественных и зарубежных психологов можно выделить ряд следующих личностных характеристик, которые влияют на выбор профессии это: темперамент, характер, интересы, склонности В современном обществе актуально и остро встает проблема психологической помощи людям в выборе профессии. Выбор профессии – это не одномоментный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которого зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии. Он осложняется тем, что в настоящее время насчитывается более 40 тысяч профессий, при этом примерно 500 из них ежегодно исчезают и почти столько же появляется новых. Выбор профессии осложняется ещё и тем, что профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей – формирование у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику. Существенным препятствием развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усреднённого ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности

9 стр., 4089 слов

Тема: Психологические основы классификации профессий

... обеспечивается при выделении субъекта как ее системообразующего фактора. Эмпирическое изучение профессий в психологии труда, начатое в 1920-1930-х гг., в 1950-1970-х гг. обрело методологическую ... § профессиональное мышление, в том числе творческое; § психологические противопоказания, а также качества, отсутствие которых может быть компенсировано; § линии профессионального роста и линии распада ...

выбирающего профессию; используются в основном словесные, декларированные методы, без представления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой.

Отрицательные последствия необоснованного выбора профессии начинают сказываться уже в период обучения в профессиональных учебных заведениях. По данным ВНИИ профессионального технического образования около 40% учащихся 1- го курса ПТУ не удовлетворены выбранной профессией, 10-12% хотели бы вернуться в школу, 40-60% старшекурсников ВУЗов не хотят работать по

выбранной специальности. Исследования показывают, что только 10%

старшеклассников адекватно оценивают свои возможности. В большинстве случаев мотивами выбора профессии являются: 25% учащихся выбирают профессию по совету друзей; 17% по совету родителей; 9% руководствуются случайными факторами (например, территориальной близостью учебного заведения); 10% учащихся выбирают профессию под влиянием СМИ;

остальные руководствуются интересом к содержанию труда.

По данным исследований профессиональные намерения являются более устойчивыми, а овладение деятельностью происходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора профессии является содержание предстоящей деятельности.

Проблема воли и волевой активности всегда была актуальной в психологии. Она так или иначе решалась представителями разных психологических теорий и направлений. В отечественной психологии эта проблема достаточно широко исследована: А.Ф. Лазурским, С.Л. Рубинштейном, В.И. Селивановым, Н.Д. Левитовым, А.И. Высоцким, В.А. Иванниковым, Е.П. Ильиным и др. Особо следует отметить школу В.И. Селиванова, в которой воля с самого начала изучения рассматривалась как самостоятельный психический процесс, как сложное многокомпонентное образование.

Актуальность всех этих вопросов, необходимость их полного изучения и обусловили выбор темы курсовой работы, определили ее цель и задачу. Влияние развития волевых качеств на выбор профессии и будут являться предметом изучения моей работы.

Анализируя теоретический материал, я предположили, что волевые качества, как личностная характеристика, будет влиять на выбор профессии. Для

достижения цели работы и проверки выдвинутой гипотезы нами сформулирован ряд

конкретных задач:

Объект исследования — волевые качества личности. Объектом нашего исследования будет являться процесс выбора профессии

Предмет исследования –влияние волевых качеств на выбор профессии

Цель исследования – изучение влияния волевых качеств на выбор профессии

Задачи исследования:

1. Проанализировать научные источники по проблеме связи профориентации с волевыми качествами.

1 стр., 491 слов

Человек и профессия. Диагностика профессионально значимых качеств

... СПб.: Речь, 2002   Практическое занятие №7 Человек и профессия. Диагностика профессионально значимых качеств .Вопросы для обсуждения и практические занятия для СРС: Взаимодействие психологии ... /А.Г.Маклаков. – СПб.: Питер, 2008 – 480с. 4.Михайлова (Алешина), Е.С. Методика исследования социального интеллекта. Адаптация теста Дж.Гилфорда и М.Салливена. Руководство по использованию /Е.С.Михайлова ...

2. Исследовать уровень развития волевых качеств.

3. Исследовать профессиональный выбор старшеклассников.

4. Разработать рекомендации для выбирающих профессию.

Гипотеза: существует связь профессионального выбора с волевыми качествами у старших подростков, а именно:….?.

Новизна исследования обусловлена тем, что в современной научной литературе в достаточной мере существует информация о воле и волевых качествах, но очень мало данных о связи профессионального выбора с волевыми качествами.

Степень и уровень научной разработанности проблемы. Проблема воли школьника интересовала многих отечественных психологов старшего поколения (Б.Г. Ананьев, А.В. Веденов, К.Н. Корнилов, Н.Д.Левитов, А.Ц. Пуни, С.Л. Рубинштейн, П.А. Рудик, Ю.А. Самарин, Б.М.Теплов и др.).

Позднее исследованием волевых процессов в школьном возрасте, в связи с другими проблемами, занимались такие психологи, как А.Я. Арет, Н.Ф. Добрынин, А.Г. Ковалев, В.Н. Колбановский, В.А. Крутецкий, И.В. Страхов В.С. Филатов, Ш.Н. Чхартишвили и др.

Выяснены многие вопросы формирования воли учащихся в разных видах их деятельности, вопросы типологии детей в связи с их волевой активностью, вопросы психологии воспитания и самовоспитания воли школьников.

И, естественно, исследования в области воли школьника в нашей стране ведутся и в настоящее время. Психология призвана отвечать на конкретные запросы школы, а перед школой всегда стояла актуальная задача воспитания воли и характера учащихся.

Методологические основы исследования.

Методологической основой исследования стали учения о закономерностях и тенденциях в развитии …..

Методы исследования: метод теоретического анализа; тестирование; методы количественного и качественного анализа результатов; методы математической статистики (критерий Спирмена ?).

Методики исследования.

1) Опросник «Волевых качеств личности» М.В. Чумакова.

2) Тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции» А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана.

3) «ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК» (ДДО) Е.А. КЛИМОВА (Е.А. Климов; модификация А.А. Азбель

4) Опросник профессиональной готовности (ОПГ) автор Кабардова Л.Н.

Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении и расширении сущностных характеристик понятия….. в психолого-педагогической литературе; в углублении знаний об особенностях развития волевых качеств у старших школьников.

Практическая значимость нашего исследования заключается в возможности использования полученных данных на практике, в процессе воспитания и обучения детей.

Теоретические аспекты изучения влияния волевых качеств на выбор профессии

  1. Подходы к проблеме выбора профессии

Существуют различные варианты определения понятия «выбора профессии», однако все они содержат мысль, что профессиональное самоопределение представляет собой выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта и соотнесения их с требованиями профессии. Содержание определения высвечивает двусторонность явлений выбора профессии: с одной стороны, тот, кто выбирает (субъект выбора), с другой стороны — то, что выбирают (объект выбора).

25 стр., 12025 слов

Гальперин РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

... деятельности, с другой, —они могут давать разные последствия. И тогда результаты исследований, проведенных на основе анализа ос­мысленной деятельности, получили бы более ограниченное значение: ... что выход открывается благодаря взаимодействию сознания ребенка с сознанием взрослого. Движущей силой развития психики становилось взаимодействие со­знании. Против этой угрозы соскальзывания в идеализм ...

И субъект и объект обладают огромным выбором характеристик, чем объясняется неоднозначность явления выбора профессии.

В целом по итогам развития ребенка в школе результатом педагогического

руководства его профессиональным самоопределением должна быть готовность к выбору профессии, обдумывание, придумыванию, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей. Результатом заключительного цикла профессионального самоопределения школьникам (как деятельности его самого) является его личный профессиональный жизненный план (или, что ближе к реальности, план профессионального «старта» и ближайших вслед за ним шагов).

Всё это обрамлено юношескими мечтаниями, фантазиями о будущем, что

естественно и полезно. Важным и необходимым результатом деятельности

самоопределения является и отчетливое сознание того, что «я сам» выбрал

профессию (а не так, что «меня заставили»).[5]

Среди этапов профессионального развития, этап выбора профессии имеет наибольшее значение. Существует много психологических исследований, посвященных ситуации выбора профессии:

1) Чебышева В.В. и Галкина О.И. выделяют 2 возможные ситуации выбора профессии:

— выбор профессии как осуществление в плане решения достаточно сформированных способностей и интересов;

— выбор профессии как возможность проверить свои силы, накопить трудовой опыт, чтобы потом сделать более профессиональный выбор.

2) Аналогичный подход реализован в исследованиях В.Джайде. он выделяет

следующие типы профессионального выбора:

— характеризуется повышенной зависимостью подростка от обстоятельств жизни, неопределенностью собственных желаний и их непостоянством, в целом – пассивностью;

— при достаточной решительности и самостоятельности имеются лишь мало

дифференцированные склонности;

— подросток в состоянии сам сделать выбор профессии, который соответствовал

бы достаточно выраженным склонностям и способностям.

3) Достаточно синтетический характер имеет типология проблемных ситуаций профессионального выбора, предложенная Е.А. Климовым, где выделяются следующие типы:

— низкая самооценка, слабые склонности, затруднения в построении

профессионально значимые качества;

— заниженная самооценка, слабые склонности, затруднения в построении

профессионального плана;

— заниженная самооценка, яркие интересы, затруднения в построении

профессионального плана, высокая требовательность к себе;

— завышенная самооценка, слабые склонности, затруднения в построении

профессионального плана, ориентация на материальный статус;

— завышенная самооценка, выраженные склонности, затруднения в построении профессионального плана, конфликт между желаемой профессией и возможностью ею овладеть .( Климов Е.А. «Психология профессионального самоопределения», Ростов-на-

2 стр., 803 слов

Мотивационные основы выбора профессионального образования.

... выбор профессиональной деятельности – один из значимых факторов успешности в жизни человека. Достойная работа дает человеку большие возможности, ощущение нужности обществу, удовлетворенность жизнью. Если студент разбирается в том, что за профессию ... обучение. Выбор будущей профессиональной деятельности и овладение ее начинается с профессионального самоопределения. Чаще всего выбираемые профессии либо ...

Дону, «Феникс», )

Практически все теории профессионального развития имеют своей целью предсказание следующего: направление профессионального выбора, построение карьерных планов и др. Рассмотрим некоторые направления.

1) Сценарная теория, развиваемая с середины 50-х годов американским

психотерапевтом Э.Берном, объясняет процесс выбора профессии и

профессионального поведения тем сценарием, который формируется в раннем детстве. В сценарной теории утверждается, что сравнительно малое число людей достигает полной автономии в жизни; в важнейших аспектах жизни (выбор профессии, брак, воспитание детей и т.д.) люди руководствуются сценарием, т.е. программой поступательного развития, своеобразным жизненным планом, выработанным в детстве (до 6-го возраста) под влиянием родителей и определенным поведением

человека. Сценарная теория обращает внимание на то, что человек, руководствующийся неосознанно сценарием, не является субъектом выбора профессии.

2) Теория профессионального развития Д.Сьюпера.

По мнению Д.Сьюпера, индивидуальные предпочтения и типы карьер можно

рассматривать, как попытки человека осуществлять Я-концепцию. Я-концепция представлена всеми теми утверждениями, которые личность желает сказать о себе. Все те утверждения, которые субъект может сказать относительно профессии, определяют его профессиональную Я-концепцию. Профессиональная Я- концепция может быть также получена путем ранжирования профессий по степени их привлекательности или путем принятия действительной профессии испытуемого за утверждение его Я-концепции. Таким образом многочисленные профессиональные

выборы могут быть в разной степени совместимы с личностными Я-концепциями. Субъект выбирает профессию, требования которой обеспечат ему выполнение согласующейся с его Я-концепцией роли.

3) Типологическая теория Дж.Холланда.

Теория профессионального выбора американского исследователя Холланда,

развиваемая с начала 70-х годов, выдвигает положение, что профессиональный выбор обусловлен тем, какой тип личности сформировался. В западной культуре можно выделить 6 типов личности: реалистический, исследовательский, артистический, социальный, предпринимательский, конвенциальный. Каждый тип – продукт типичного взаимодействия между многообразием культурных и личностных факторов, включая родителей, социальный класс, физическое окружение, наследственность. Из этого опыта личность выучивается предпочитать некоторые виды деятельности, которые могут стать сильными увлечениями, приведут к формированию определенных способностей, обусловят внутренний выбор определенной профессии.

4) Теория компромисса с реальностью Э.Гинзберга.

В своей теории Гинзберг обращает особое внимание на тот факт, что выбор

профессии – это развивающийся процесс, все происходит не мгновенно, а в

течении длительного периода. Этот процесс включает в себя серию

«промежуточных решений», совокупность которых и приводит к окончательному решению. Каждое промежуточное решение важно, т.к. оно в дальнейшем ограничивает свободу выбора и возможность достижения новых целей.[ Столяренко Л.Д. «Педагогическая психология», Ростов-на-Дону, 2000г.]

3 стр., 1398 слов

Проанализировать значения игровой деятельности в развитии личности ...

... приемы руководства различными видами деятельности детей дошкольного возраста. Среди этих видов деятельности большое место занимает игровая деятельность, которая способствует всестороннему развитию личности ребенка, активному познанию им ... В дошкольной педагогике имеется много методов и приемов воздействия на детей, выбор которых зависит от конкретной ситуации. Иногда воспитатели при знакомстве с ...

В психологической литературе существуют разнообразные подходы к определению психологических факторов принятия решения о выборе профессии. Ряд исследователей придерживается точки зрения на выбор профессии как на выбор деятельности. Профессиональное самоопределение рассматривается при этом как процесс развития субъекта труда. В контексте понимания профессии как выбора деятельности распространена также точка зрения, что основной детерминантой правильного выбора является профессиональный интерес или профессиональная направленность. Ряд авторов придерживается взгляда на выбор профессии как на частный случай социального самоопределения, т.е. выбор профессии – социально

заданное явление, определяемое, прежде всего, социальными характеристиками профессии.[Столяренко Л.Д. «Педагогическая психология», Ростов-на-Дону, 2000г.

Наиболее продуктивным является подход к выбору профессии как одному из важнейших событий в целостном жизненном определении человека. Выбор профессии связан с прошлым опытом личности, а процесс профессионального самоопределения простирается далеко в будущее, участвуя в формировании общего образа «Я» человека, определяя течение его жизни. Такой подход построен на учете широкого спектра факторов, влияющих на выбор профессии, позволяя сделать акцент на временном аспекте – на прошлом и будущем человека. Такой подход также акцентирует внимание на активность субъекта в процессе выбора профессии, который и определяет, какие факторы доминируют в этот ответственный период жизни.

Рассматривая выбор профессии как систему субъективно-объективных отношений, необходимо остановиться на характеристике как самого объекта выбора профессии – того, что выбирают и субъекта – выбирающего.

Традиционно общая схема описания профессии подразумевает 4 аспекта:

— социально-экономический (краткая история профессии, её роль в системе

народного хозяйства, сведения о подготовке кадров, перспективах продвижения, заработной плате, престижности профессии);

— производственно-технический (данные о технологическом процессе, объекте, орудиях труда, рабочем месте, формах организации труда);

— санитарно-гигиенический (информация о климатических условиях, характере освещения и других санитарных факторах, режиме и ритме труда, медицинских противопоказаниях);

— психофизический (требования профессии к особенностям психических процессов и свойствам личности).

Е.А. Климов намечает восемь основных факторов, определяющих профессиональный выбор:

1) Позиция старших, семьи:

Очень часто родители предоставляют ребёнку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребёнка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Наблюдения показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на их помощь при поступлении в какое-либо учебное

9 стр., 4362 слов

Профессиональная деятельность и личность педагога (2 часа)

... цели. Цель педагогической деятельности связана с достижением цели воспитания человека как гармонично развитой личности. Цель педагогической деятельности – явление историческое ... этой профессией. 5. От любой другой профессиональной производственной деятельности педагогическая деятельность отличается своимдуховным характером. 6. Педагогическая деятельность – это деятельность необычайно ...

заведение;

2) Позиция сверстников:

дружеские отношения старшеклассников уже очень крепки и влияние их на выбор профессии не исключено. Именно позиции микрогруппы может стать решением в профессиональном самоопределении;

3) позиция школьного педагогического коллектива (учителя, классного руководителя и т.д.):

Каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только в учебной

деятельности поведении и жизни человека представления о ближайшем и отдалённом будущем играют очень важную роль. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения. Но планы различны по содержанию и то, какие они зависит от человека;

5) способности и их проявления:

способности, таланты, всё время анализирует интересы, склонности, помыслы и т.д.;

4) личные профессиональные и жизненные планы:

В учащегося старших классов необходимо рассматривать не только в учёбе, но и ко всем другим видам общественно ценной активности;

6) притязание на общественное признание;

7) информированность о той или иной профессиональной деятельности;

8) склонности.[ Климов Е.А. «Как выбирать профессию», М., 1984г ]

Выбор профессии отражает определённый уровень личных притязаний, основанных на оценке своих способностей и возможностей. Кроме того, выбор профессии, профессиональное самоопределение требуют высокой активности субъекта, зависят от уровня сформированности осознанной психической саморегуляции, степени развития контрольно-оценочной сферы.[ Климов Е.А. «Как выбирать профессию», М., 1984г

  1. Волевые качества как фактор выбора профессии

В ряду основных факторов выбора профессии психологи обычно называют следующие: интересы (познавательный, профессиональный, интерес к профессии, склонности); способности (как психологические механизмы, необходимые для успеха в определённом виде деятельности); темперамент; характер.Эти факторы часто относятся к субъективным. Следующая группа факторов (их можно назвать объективными) включает в себя: уровень подготовки (успеваемости), состояние здоровья, информированность о мире профессий. Выделяют также социальные характеристики: социальное окружение, домашние условия, образовательный уровень родителей. Особое место занимают такие факторы, как способности. Часто проблему способностей связывают с одарённостью, но такого уровня развития способностей требует от индивида лишь незначительное число профессий.[2]

К.М. Гуревич выделил 3 типа профессий в связи с определением требований,

предъявляемых к работнику:

— профессии, где каждый здоровый человек может достичь общественно приемлемой эффективности деятельности;

— профессии, в которых далеко не каждый человек может добиться нужной

эффективности;

— профессии, которые по своей сущности требуют достижения высших степеней мастерства, они предъявляют специфические требования к индивидуальным особенностям человека (профессии, требующие абсолютной профессиональной пригодности).[10]

Исследование различных видов специальных способностей проводится главным образом в связи с профессиональной ориентацией. Всё многообразие профессий было предложено (Е.А. Климов) разделить на 5 основных типов в зависимости от объекта, на который они направлены: П – природа (растения, животные), Т – техника (машины, материалы); Ч – человек, группы людей; З – знаковая система(книги, языки, коды, модели); Х – художественные образы (искусство).

При решении задач профориентации целесообразно определить прежде всего склонности молодого человека к перечисленным типам профессии.[5]

К личностным характеристикам относятся:

1) способности (общие и специальные); 2) физическое развитие; 3) волевые

качества; 4) интересы; 5) склонности; 6) самооценка, самосознание; 7)

характер; 8) темперамент; 9) приспособляемость и т.д.

В нашей работе мы будем рассматривать волевые качества как факторы выбора профессии

Воля — это свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели

Волевые качества личности — это сложившиеся в процессе получения жизненного опыта свойства личности, связанные с реализацией воли и преодолением препятствий на жизненном пути [ Селиванов, В.И. Воля и ее воспитание/ В.И.Селиванов. – Рязань.:1992. – 372 с.].

У каждого человека волевые качества выступают как единая целостная система, но структура звеньев этой системы у разных людей неодинакова. Более того, у одного и того же человека в различных видах деятельности она изменяется. Поэтому, совокупность волевых качеств следует рассматривать как подвижную, динамическую систему, звенья которой могут по-разному соотноситься, связываться между собой.

На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах личности, как энергичность, настойчивость и выдержка. Их можно рассматривать как базисные, или первичные качества личности. Наряду с ними существуют вторичные, или высшие, волевые качества, к которым можно отнести сознательность, ответственность и целеустремленность человека. Волевого человека отличают решительность, смелость, самообладание и уверенность в себе. Такие качества личности в онтогенезе обычно формируются и развиваются позднее, чем названная выше группа первичных волевых качеств личности. В жизни человека волевые качества проявляются вместе с его характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но также и как характерологические [ Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии: Учебное пособие для студентов вузов /Под ред. Д.А.Леонтьева, Е.Е. Соколовой. – М.: Смысл, 2000. – 511с.].

Все волевые качества имеют сходную вертикальную структуру. Это сходство состоит в том, что каждое волевое качество представляет собой как бы трехслойный пирог. Снизу лежат природные задатки — нейродинамические особенности, на которые накладывается второй слой — волевое усилие, которое инициируется и стимулируется образующими третий слой социальными, личностными факторами — мотивационной сферой, прежде всего нравственными принципами. И от того, насколько у человека выражена сила потребности, желания, насколько он развит в нравственном отношении, во многом зависит степень выраженности каждого волевого качества.

Можно говорить о свойствах, присущих воли в целом: широте, силе и устойчивости. Широта или узость волевого качества определяется им через количество деятельностей в которых оно отчетливо проявляется. Сила волевого качества определяется уровнем проявления волевого усилия, направленного на преодоление трудностей. Главным признаком устойчивости волевых качеств является степень постоянства проявления волевого усилия в однотипных ситуациях. Соотношение этих свойств у разных людей может быть разным.

Разнообразные волевые процессы, закономерно возникающие всюду, где требуется человеку сознательно преодолевать трудности, в совокупности составляют тот «строительный материал», из которого формируются волевые качества или свойства личности как своеобразные способы преодоления препятствий. Воля — это не что иное, как сложившаяся в процессе жизни совокупность волевых черт, позволяющая личности управлять своим поведением.

Из выше сказанного, можно сделать вывод, что воля включает в себя различные волевые качества. Под волей понимается форма внутреннего контроля поведения, осуществляемого человеком и связанного с его сознанием, мышлением. Каждое волевое качество по своему особенно и имеет влияние на формирование свойств личности. Изучено много волевых качеств личности . Но в данной работе рассмотрены не все, а только некоторые из них: ответственность, инициативность, решительность, самостоятельность, выдержка, настойчивость, энергичность, внимательность, целеустремленность и саморегуляция.

Диагностику волевых качеств личности я пролвела с помощью опросника ВСК, разработанного А.Г. Зверковым и Е.В. Эйдманом и измеряющего выраженность волевого самоконтроля и опросника диагностики волевых качеств личности, разработанного М.В. Чумаковым.

1.3 Особенности профессионального самоопределения учащихся старших классов

Специфика профориентационной работы по профотбору, профессиональному самоопределению учащихся, ставя целью не только предоставление информации о мире профессий, но и личностное развитие учащихся, формирование у них способности соотносить свои индивидуальные возможности с требованиями профессий

цель работы психолога по профориентированию учащихся рассмотреть какие качества индивида навыки умения и интеллектуальные способности требуются в той или иной профессии. И соответственно помочь сориентироваться  в мире профессий подростку, исходя из их индивидуальных качеств.

Основная задача профориентации помочь учащемуся   определить качества, которые человеку потребуются для данной профессии, какие качества у него уже есть, а какие ему придется развить, а для этого необходимо применение группы методов профконсультирования:

        Важнейшим направлением работы является помощь учащимся в создании мотивационной и ценностно-нравственной основы самоопределения, именно в психологическом смысле.[5]

        Задачи психолога состоят в том, что бы исследовав индивидуальные особенности человека, помочь ему построить оптимальную мотивационную и содержательную насыщенность своего труда, подобрать средства регуляции мотивов трудовой деятельности; решение трудовых задач должно сопровождаться положительными эмоциональными переживаниями, учить вступать в деловые отношения на основе паритета. Формирование мотив профессиональной деятельности предполагает, что люди, обладающие высоким уровнем этой самой мотивации, ищут ситуации достижения успеха, уверены в успешном исходе, ищут информацию для суждения о своих успехах, готовы принять на себя ответственность, решительны в неопределенных ситуациях, проявляют настойчивость в стремлении к цели, получают удовольствие от решения интересных задач, не теряются в ситуации соревнования, показывают большое упорство при столкновении. При оптимальной мотивации происходит:

— сдвиг мотива на цель трудовой деятельности, в результате чего человек находит предмет деятельности;

— принятие человеком профессии, нахождение личного смысла в деятельности;

        В результате формирования профессиональной мотивации, образуется целостное поведение работника.[12]

Формирование целей профессиональной деятельности:

1) Осознание образа результата.

2) Выполнение производственной задачи в определенных условиях.

Формирование представлений о программе деятельности:

1) Формирование представлений о структуре деятельности.

2) Формирование представлений о способах деятельности.

3) Формирование представлений о программе деятельности.

        При формировании профессиональных качеств, происходит перестройка имеющихся качеств личности в соответствии с особенностями профессии, появляются и развиваются новые качества и способности, возникает индивидуальный стиль деятельности. Как уже было сказано, профориентация построена  на сопоставлении психологических качеств  индивида с качествами необходимыми для какой-либо профессии. Совокупность качеств необходимых для профессии  ложатся в основу профпригодности.[65] Профессии это явления общественные возникающие и сменяющие друг друга несравненно быстро, в отличие от особенностей человека которые обусловлены природой. В тех случаях,  когда  организм человека его природные особенности имеют те или иные ограничения, люди создают внешние и внутренние средства деятельности для их преодоления. То есть, помимо природных данных люди пользуются орудиями труда, которые помогают им выполнять ту работу, которую сам человек не смог бы сделать.[76]

 Понятие профессия включает в себя ограниченный, вследствие разделения труда вид деятельности, общественно-полезной, требующей специальной подготовки, выполняемой за определенное вознаграждение, а также дающей человеку определенный социальный, общественный статус и признание.[79]

 Диагностические методы по определению профессиональных наклонностей:

— беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам);

— открытые беседы-интервью (с возможностью некоторого отвлечения от заранее заготовленных вопросов);

— опросники профессиональной мотивации;

— опросники профессиональных способностей (требуется очень избирательное их использование и особая подготовка профконсультанта при интерпретации результатов);

— личностные опросники;

— проективные личностные тесты;

— методы наблюдения как одного из основных научно-практических методов работы психолога;

— сбор косвенной информации о клиенте: от знакомых, от родителей и товарищей, от педагогов и других специалистов;

— психофизиологические обследования;

— «профессиональные пробы» в специально организованном учебном процессе (по типу F-теста японского профессора Фукуямы);

-исследование и наблюдение за клиентом непосредственно в трудовой деятельности;

— использование для исследования работника различных тренажеров, где не только отрабатываются трудовые навыки, но и изучается сама готовность осваивать новые профессиональные действия;

— методы и приемы совместного рассмотрения результатов психодиагностического обследования;

— методы активизации самопознания клиента: формирование готовности оценивать других людей по определенным критериям, формирование готовности к самооценке, готовности оценивать различные ситуации самоопределения.

Методы морально-эмоциональной поддержки:

— группы общения, используются для создания благоприятной атмосферы взаимодействия;

— тренинги общения, позволяют клиентам освоить некоторые коммуникативные навыки поведения при приеме на работу, на экзаменах и при различных деловых контактах;

— сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии (НЛП, гештальтгруппы, логотерапия и др.) иногда позволяют лучше осознать клиенту смысл выбираемой деятельности или смысл самого процесса самостоятельного решения проблем, связанных с самоопределением;

 — профориентационные и профконсультационные активизирующие методы с элементами психотренинга;

— личное обаяние профконсультанта;

— различные положительные примеры самоопределения, на которые может ссылаться профконсультант для повышения уверенности клиента в принципиальной возможности разрешения своих проблем;

— «праздники труда», повышающие престиж конкретных профессий;

— приемы формирования у клиента готовности к взаимопомощи и взаимоподдержке, а также приемы совместной работы по формированию эмоциональной устойчивости, морально-эмоциональной готовности к возможным сложностям самоопределения, обсуждение и проигрывание подобных ситуаций, игровая «помощь» другим людям;

— приемы формирования самостоятельной готовности к преодолению возможных трудностей профессионального и личностного самоопределения.

        Методы принятия решения и построения перспектив профессионального развития:

— построение цепочки последовательных действий, обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив;

— построение системы различных вариантов действий клиента, ведущих к определенной цели, позволяющих выделить наиболее оптимальные варианты перспектив;

— использование различных схем альтернативного выбора из уже имеющихся вариантов выбора профессии, учебного заведения или специальности в конкретном заведении (обычно используются на заключительных этапах консультации);

— приемы совместного анализа ситуаций самоопределения с использованием различных методов оценки и самооценки профконсультационных ситуаций;

— приемы формирования у клиента самостоятельной готовности анализировать различные ситуации жизненного и профессионального самоопределения с помощью имеющихся методов, а в идеале — формирование у клиента готовности выделять собственные критерии оценки профессиональных планов и перспектив.[76]

          

2 Исследование связи волевых качеств с профессиональным выбором

2.1 Характеристика выборки и методов исследования

В исследовании приняли участие подростки 9а и 9в классов МАОУ СОШ № 138. Класс общеобразовательный. Возрастные рамки коллектива – 14 – 16 лет. В исследовании участвовало 40 подростков, из них 21 девочек и 23 мальчиков. Исследование проводилось посредством следующих методик.

1. Опросник «Волевые качества личности» (м.В. Чумаков)

Цель: диагностика выраженности волевых качеств личности в возрасте от 18 до 35 лет.

Опросник диагностики волевых качеств личности М.В. Чумакова направлен на общую оценку степени развитости волевой регуляции, обеспечивающей сознательное, намеренное, осуществляемое на основе собственного решения поведение. Эта регуляция имеет сложную системную природу, включает в себя разные уровни, фазы, стадии.

Методика направлена на общую оценку степени развитости волевой регуляции, обеспечивающей сознательное, намеренное на основе собственного решения поведения.

Описание методики. Опросник состоит из 78 утверждений направленных на решение жизненных ситуаций. Содержит 9 шкал, отражающих основные компоненты волевой регуляции поведения личности: таких как: ответственность, инициативность, решительность, самостоятельность, выдержка, настойчивость, энергичность, внимательность, целеустремленность.

Шкалы ВКЛ:

1.    Ответственность.

2.    Инициативность

3.    Решительность

4.    Самостоятельность

5.    Выдержка

6.    Настойчивость

7.    Энергичность

8.    Внимательность

9.    Целеустремленность

2. Тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции» (а.В. Зверькова и е.В. Эйдман)

Цель: определить уровень развития волевой саморегуляции.

Оснащение: Опросник, бланки для ответов.

Обработка результатов. Цель обработки результатов – определение величин индексов волевой саморегуляции по пунктам общей шкалы (В) и индексов по субшкалам «настойчивость» (Н) и «самообладание» (С).

3. «ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК» (ДДО) Е.А. КЛИМОВА (Е.А. Климов; модификация А.А. Азбель)

Опросник ДДО используется для оценки профессиональной направленности на основе предпочтений человеком различных по характеру видов деятельности.

В основу методики положена схема классификации профессий, в соответствии с которой все профессии делятся на группы по предмету труда: «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ».

В данном пособии представлена модифицированная А.А. Азбель методика ДДО, где в качестве дополнительной группы рассматриваются профессии, в которых предметом труда выступает сам человек.

4. Опросник профессиональной готовности (опг) автор Кабардова л.Н.

Цель: Выявление уровня профессиональной готовности

Оснащение: опросник для определения профессиональной готовности Л.Н. Кабардовой, бланк ответов.

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования связи волевых качеств с профессиональным выбором

В соответствии с темой данной курсовой работы было проведено исследование по уровню развития волевых качеств подростков мальчиков и девочек.

На первом этапе была проведена диагностика волевых качеств личности. Результаты представлены в таблице 1.

Из таблицы 1 видно, что в данной выборке испытуемых, все показатели волевых качеств преобладают в среднем значении, то есть у большинства подростков среднее значение волевых качеств.

Таблица 1 – Результаты диагностики волевых качеств у подростков по методике: «Опросник диагностики волевых качеств личности» М.В. Чумакова.

Шкалы

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

%

чел.

%

чел.

%

чел.

Ответственность

4,5

2

81,8

36

13,6

6

Инициативность

4,5

2

86,3

38

9

4

Решительность

13,6

6

70,5

31

16

7

Самостоятельность

9

4

77

34

13,6

6

Выдержка

0

0

95,5

42

4,5

2

Настойчивость

18

8

68

30

13,6

6

Энергичность

9

4

66

29

25

11

Внимательность

6,8

3

77

34

16

7

Целеустремленность

16

7

63,6

28

20,5

9

Примечание – В таблице 1 полужирным начертанием выделены преобладающие проценты

У 81,8 % (36 человек) преобладает средний уровень ответственности, который характеризуется склонностью личности умеренно придерживаться в своем поведении общепринятых социальных норм, исполнять свои обязанности и ее готовность дать отчет за свои действия перед обществом и самим собой.

У 4,5 % (2 человек) представлен высокий уровень ответственности, который свидетельствует о гипертрофированной склонности личности придерживаться социальных норм, о четком исполнении своих обязанностей и повышенной концентрации об отчете за свои действия как перед собой, так и перед обществом.

У 13,6 %(6 человек) низкий уровень ответственности говорит о невысокой склонности личности придерживаться социальных норм и в дальнейшем не отдавать полного отчета за свои действия..

Инициативность находится на среднем уровне у 86,3% (38 человека) испытуемых, она заключается в способности предпринимать попытки к реализации возникших у человека идей. Для многих людей преодоление собственной инертности являет­ся наиболее трудным моментом волевого акта.

4,5% (2 человек) исследуемых, показывают высокое значение инициативности, что свидетельствует о повышенной способности реализовывать свои идеи.

Мало инициативны 9% (4 человека) исследуемых – отсутствие желания или готовности пробовать реализовывать возникшие идеи. Возникают затруднения в преодоление собственной инертности.

Средний уровень решительности проявляется у большинства выборки 70,5 % (31 человек) из исследуемой выборки. Это может заключается в среднем уровне излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, в достаточно своевременном и достаточно быстром принятии решений. Прежде всего решитель­ность проявляется в выборе доминирующего мотива, а также в выборе адекват­ных средств достижения поставленной цели.

16% (7 человек) испытуемых показали низкий уровень решительности. Это может проявляться в колебаниях и сомнениях при принятии решений. В затруднении выборе средств, для выполнения поставленной задачи. Долгий переход от выбора действия к самому действию.

У 13,6% (6 человек) решительность находится на высоком уровне, что проявляется при осуществлении принятого решения. Для решительных людей характерен быст­рый и энергичный переход от выбора действий и средств, к самому выполнению действия.

Самостоятельность у 77% (34 человек) находится на среднем уровне. Это проявляется в способности осознанно принимать решения и в умении не поддаваться влиянию различных факторов, препятствую­щих достижению поставленной цели.

Высокий уровень самостоятельности у 9% (4 человека).

Самостоятельный человек способен, крити­чески оценивая советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений и при этом вносить в свои действия коррективы, сформиро­ванные на основе полученных советов.

13,6% (6 человека) имеют низкий уровень самостоятельности, что может выражаться в отсутствии способности принимать решения, такие люди могут поддаваться влиянию различных факторов, которые препятствуют выполнению поставленной задачи.

У 95,5% (42 человек) среднее значение выдержки, что может проявляться в умеренной способности и умении сознательно затор­маживать импульсы, мешающие осуществлению цели.

Низкое значение выдержки, то есть могут поддаться эмоциям и идти на их поводу, теряя контроль над ситуацией. В моей выборке таких подростков 4,5%(2 человека).

Высокое значение выдержки проявляется в сдерживании и подавлении ненужных в данный момент чувств, мыслей и привычек, в способности в любой ситуации вла­деть собой, контролировать свое поведение. В моей выборке таких подростков нет.

Среднюю настойчивость проявили 68% (30 человек) исследуемых. Это деятельные, работоспособные люди, стремящиеся к выполнению намеченного. Их мобилизируют преграды на пути к цели, не отвлекают альтернативы и соблазны, главная их ценность – начатое дело.

Низкую настойчивость показали 13,6% (6 человек).

Низкие значения по шкале настойчивость свидетельствуют о повышенной лабильности, неуверенности, импульсивности, которые могут приводить к непоследовательности и даже разбросанности поведения. Сниженный фон активности и работоспособности, как правило, компенсируется у таких лиц повышенной чувствительностью, гибкостью, изобретательностью, а также тенденцией к свободной трактовке социальных норм.

18% (8 человека) показали высокий уровень настойчивости. Высокий уровень настойчивости характеризует силу намерений человека – его стремление к завершению начатого дела. Таким людям свойственно уважение социальным нормам, стремление полностью подчинить им свое поведение. В крайнем выражении возможна утрата гибкости поведения, появление маниакальных тенденций.

66% (29 человек) имеют среднее значение энергичности, что показывает умеренную способность волевым усилием быстро поднимать активность до необходимого уровня.

Низкое значение энергичности соответствует низкому проявлению способности поднимать активность до необходимого уровня для решения поставленной задачи.25%(11 человек).

Высокое значение имеют 9% (4 человека), характеризуется способностью волевым усилием быстро поднимать активность до необходимого уровня, вплоть до самого высоко­го.

Среднее значение внимательности у 77% (34 человек) это может, выражается в достаточно организованном и целенаправленном отборе поступающей информации в соответствии с актуальными потребностями.

У 6,8% (3 человек) внимательность находится на высоком уровне. Высокий уровень внимательности выражается в направленности и сосредоточенности сознания, которое предполагает повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности испытуемого. Способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями. Обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

Низкое значение внимательности 16% (7 человек) соответствует отсутствию избирательной и длительной сосредоточенности на одном и том же объекте или виде деятельности.

16% (7 человек) испытуемых показали высокую целеустремленность . Высокий показатель по данному компоненту указывает на очень сознательную и активную направленность лично­сти на достижение определенного результата деятельности.

63,6% (28 человек) показали среднее значение целеустремленности, что может свидетельствовать о средней направленности личности

20Э5% (9 человека) имеют низкое значение целеустремленности – низкая направленность на достижение определенного результата деятельности.

Результаты исследования по методике А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана, представлены в Таблице 2.

Таблица 2 – Результаты диагностики волевых качеств у подростков по тест-опроснику «Исследование волевой саморегуляции» А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана.

Шкалы

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

%

чел.

%

чел.

%

чел.

Саморегуляция

50

22

43,2

19

6,8

3

Настойчивость

11,4

5

63,6

28

25

11

Самообладание

0

0

52,3

23

47,7

21

Примечание:

1. В таблице 4 — м – мальчики, д – девочки;

2. Полужирным начертанием выделены преобладающие проценты

По таблице также видно, что половина испытуемых 50% обладают высоким уровнем развития саморегуляции, 43,2%-средним и 6,8%-низким.

По таблице можно проследить, что средний уровень самообладания имеют,52,3% и 47,7%-низкий.

63,6% испытуемых обладают средним уровнем настойчивости,25%-низким и 11,4-высоким.

По результатам исследования волевых качеств по методике А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана …..

Достоверность различий волевых качеств у подростков (1-я группа –?, 2-я группа –?) была определена с помощью ? и программы STATISTICA 6.0.

Памятка выбирающему профессию

Выбор профессии сложный ответственный шаг в Вашей жизни. Удачно выбранная профессия — это удовлетворенность, возможность самосовершенствования, повышать свою квалификацию. Все это полезно обществу.

Выбрать профессию надо обдуманно, с учетом внутренних побуждений, возможностей, личных и общественных интересов.

Успех может быть тогда, когда Вы станете заинтересованным хозяином выбора.

Чтобы сделать обоснованный выбор профессии нужно:

— изучить себя и ответить на вопросы:

Какие у меня физические возможности, состояние здоровья?

Что я хочу (интересы, склонности, предпочтение)?

Что я могу (способности, скорость, точность, темы протекания процессов, уравновешенность, открытость, самовыражение и т.д.)?

Какой я (характер, особенности поведения)?

Изучив классификацию профессий, сузив поле поиска, выясните, что привлекает Вас в предстоящей трудовой деятельности и избранной профессии.

Ознакомьтесь как можно с большим кругом профессий в избранном Вами направлении, выберите группу родственных профессий для углубленного изучения.

Выясните, что Вас прельщает в выбранной профессии (содержание, предмет труда, требуемые качества личности и т.д.)

Сопоставьте свои возможности с требованиями по избранной Вами профессии.

Узнайте потребности Вашего села, района, области по избранной специальности.

Побеседуйте с представителями избранной профессии, выясните, в чем заключается их работа. Необходимо побывать на рабочем месте, познакомиться с условиями труда, выясните, какие качества личности необходимы.

Попробуйте свои силы в различных кружках по интересам.

ПТУ, техникумы, колледжи, институты, университеты в определенные дни проводят «Открытые двери», во время которых можно получить представление о выбранной профессии.

Рекомендации подросткам при выборе профессии:

— учитывать не  престижность профессии, а востребованность;

— учитывать наличие способностей к тому или иному виду деятельности;

— помните, что по выбранной специальности, возможно, придется работать всю жизнь и  необходимо учитывать наличие интереса к выбираемой профессии;

— познакомьтесь с перечнем обязанностей по выбранной профессии, проанализируйте перечень трудовых обязанностей и попытаться дать ответ на вопрос: «А смогу ли я все это делать?»;

— выясните ограничения по состоянию здоровья;

—  выяснить требования предъявляемые профессией к личности работника.

— основываясь на рекомендациях взрослых по профессиональной ориентации, делайте самостоятельный выбор, принимая ответственность за принятое решение.

Рекомендации родителям:

— не старайтесь выбирать за детей жизненный путь, так как выбор, сделанный другими, приведет в скором будущем к неудачам, неудовлетворенности, разочарованиям;

— разговаривайте с сыном или дочерью на темы, связанные с выбором профессии, стараясь рассказывать как можно больше о том, что представляет собой выбираемый им жизненный путь;

— помните, что каждое поколение, и каждый ребенок имеет право на собственную индивидуальность. И в соответствии с этим имеет право на собственный выбор, даже если это не по душе родителям. Он имеет право на собственный поиск, в котором ему можно помочь, но на котором нельзя настаивать

Заключение

Специфика профориентационной работы по профотбору, профессиональному самоопределению учащихся, ставя целью не только предоставление информации о мире профессий, но и личностное развитие учащихся, формирование у них способности соотносить свои индивидуальные возможности с требованиями профессий.  

Эта работа нацелена на актуализацию профориентационной деятель-

ности  учащихся , посредством включения педагогического коллектива школы – классного руководителя, учителей трудового обучения, социального педагога, воспитателя в том числе, родителей и специально организованной помощи педагога — психолога в профессионально информировании и расширении границ самопознания, подготовке подростков к сознательному выбору профессии; вооружение учащихся определенными знаниями о различных профессиях, формирование умений и навыков, раскрытие творческих способностей, воспитание эстетического сознания, нравственности, волевых качеств личности – умения добиваться поставленной цели, стремление обрести экономическую самостоятельность. В данной работе нашло подтверждение то, что специфика профориентационной работы включающая в себя методические  и практические мероприятия дают положительный результат при формировании профессионального самоопределения подростков , а так же способствуют их личностному росту.