Методы эмпирического педагогического исследования: наблюдение

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского»

Контрольная работа по дисциплине:

Методология и методы научного исследования

Тема: Методы эмпирического педагогического исследования: наблюдение

Выполнил: Студент-магистрант 1-го года обучения

По направлению: педагогическое образование (математика)

Ильина Е.Е.

Проверила: Яшкина Ю.В.

калуга,2012г.

Оглавление

Введение

Определение понятия наблюдения

Виды наблюдений

Этапы процесса наблюдения

Требования, предъявляемые к процессу наблюдения

Достоинства и недостатки метода наблюдения

Ошибки наблюдения

Заключение

Список литературы

Введение

Каждому человеку, работающему в сфере образования, не раз в своей практике приходилось пользоваться методами исследования. Любой учитель, приходя в новый класс, старается как можно больше узнать об учащихся, об их интересах, склонностях и т.п., для этого он может проводить всевозможные исследования, анкетирования, тестирования и т.д.. Один из наиболее часто используемых методов исследования является метод наблюдения. Данный метод используют не только педагоги и учителя, но и работники других сфер. Директора, управляющие какими-либо компаниями могут использовать метод наблюдения для того чтобы лучше изучить и узнать коллектив находящийся у него в подчинении. Именно поэтому мне захотелось побольше узнать о данном методе исследования, подробнее узнать о составляющих процесса наблюдения, о видах наблюдения, достоинствах и недостатков, возможных ошибках возникающих при использовании данного метода.

1.

Определение понятия наблюдения

Эмпирическими методами называются методы, которые обеспечивают возможность непосредственного познания действительности. Методами эмпирического исследования являются наблюдение, изучение педагогического опыта, беседа, интервьюирование, анкетирование, тестирование, изучение продуктов педагогической и творческой деятельности, метод экспертов и др.

11 стр., 5324 слов

Методы психолого-педагогического исследования; Теоретические методы исследования

Тема «Методы психолого-педагогического исследования». Понятие метода. Метод – совокупность правил, приемов и операций практического или теоретического освоения действительности. Научный метод служит получению и обоснованию объективно-истинного знания. Применяемые в науке методы выполняют двоякую роль. Во-первых, следование им – крайне важное условие получения достоверного результата. Во-вторых, ...

Наблюдение — основной, наиболее распространенный в педагогической психологии, в педагогической практике эмпирический метод изучения человека. Наблюдение — целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие явлений и процессов в различных условиях без вмешательства в их течение.

Виды наблюдений

НАБЛЮДЕНИЕ

В зависимости открытое лонгитюдное С точки зрения

от позиции периодическое хронологической

наблюдателя скрытое одиночное организации

наблюдения

В зависимости пассивное

от активности в клинических условиях

наблюдателя активное в естественных условиях

в лабораторных условиях

В зависимости случайное включенное

регулярности систематическое невключенное

По упорядоченности случайное

сплошное

выборочное включенное

систематическое невключенное

Открытое наблюдение означает, что испытуемым известен факт их научной подконтрольности, а деятельность исследователя воспринимается визуально. Скрытое наблюдение предполагает факт скрытого прослеживания действий испытуемого. Разница между первым и вторым состоит в сопоставлении данных о ходе психолого-педагогических процессов и поведении участников учебно-воспитательного взаимодействия в условиях ощущения поднадзорности и свободы от глаз посторонних.

Сплошным наблюдением охватываются процессы в целостном виде: от их начала до конца, до завершения. Выборочное наблюдение представляет собой пунктирное, выборочное фиксирование тех или иных изучаемых явлений, процессов. Например, при исследовании трудоемкости учительской и ученической работы на уроке наблюдается весь цикл обучения от его старта в начале урока до конца урока. А при изучении неврогенных ситуаций в отношениях учитель-ученик исследователь как бы выжидает, наблюдая со стороны за этими событиями, чтобы затем подробно описать причины их возникновения, поведение обеих конфликтующих сторон, т.е. учителя и ученика.

Включенное — диагност сам является участником наблюдаемого процесса или членом группы испытуемых или невключенное — осуществляется диагностом со стороны.

7 стр., 3179 слов

Преодоление сложных педагогических ситуаций в процессе взаимодействия педагога и родителей при обучении и воспитании детей раннего возраста

... ходе педагогического процесса, недостаточно эффективны, педагогические ситуации не проработаны. Педагогическая ситуация или сложившаяся ... друга. Важно, чтобы наблюдение предваряло беседу. Наблюдение способствует выявлению типичных взаимоотношений ... взаимное доверие, уважение. Ребенок включен в семейные проблемы, их обсуждение ... семьи, воспитания ребенка в ее условиях и установления контактов с семьей. ...

Случайным считается наблюдение заранее незапланированного явления, деятельности, социальной ситуации. От случайного наблюдения следует отличать случайное выявление и фиксирование фактов в ситуации запланированного наблюдения.

Лабораторное наблюдение — это такой вид наблюдения, при котором условия окружающей среды определяются исследователем. Оно чаще всего применяется в исследованиях экспериментального плана или на этапе экспериментальной проверки гипотез и, как правило, сводится к фиксации изменений, которые происходят в результате действия экспериментальных факторов. При лабораторном наблюдении широко применяются всевозможные технические вспомогательные средства.

Пассивное наблюдение сходно с наблюдением через стекло, прозрачное лишь для наблюдателя. Наблюдение активное — наблюдатель до такой степени сливается с исследуемой группой, что наблюдаемые начинают его считать как бы членом данной группы и соответственно к нему относиться.

Этапы процесса наблюдения

Можно выделить следующие этапы наблюдения:

1. Определение цели и задач (для чего ведется наблюдение, на решение каких конкретных задач исследования оно направлено).

Задачами _ наблюдения могут быть предварительная ориентировка в объекте, выдвижение гипотезы, ее проверка, уточнение результатов, полученных с помощью других методов.

2. Выбор объекта, предмета и ситуации наблюдения. Например, наблюдаются учащиеся седьмого класса на предмет выявления уровня развития у них творческих способностей в ситуации решения проблемных задач. Объектом наблюдения являются отдельные лица в различных ситуациях взаимодействия и общения. Предметом наиболее часто выступают различные поведенческие и коммуникативные акты отдельного человека, группы, нескольких групп.

3. Выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и оптимальным образом обеспечивающего сбор необходимой информации (включенное или невключенное, открытое или скрытое, сплошное или выборочное и т.п.).

26 стр., 12557 слов

Методика и описание хода исследования. 46 Анализ результатов исследования. 51 Рисунок 54

Российский государственный социальный университет Факультет социальной работы, педагогики и психологии Специальность психология Кафедра социальной психологии Дипломная работа На тему: «Особенности восприятия и оценки студентами корпоративной культуры вуза (на примере РГСУ)» Выполнила: студентка 6-го курса дневного отделения Варма Альбина Ринатовна. Научный руководитель: канд. психол. наук, доцент ...

Способ наблюдения определяется задачей, объектом и ситуацией, характером взаимодействия между наблюдателем и наблюдаемым.

4. Определение единиц наблюдения. Что регистрируется: действия наблюдаемого, его эмоции, другие реакции, способы воздействия, характер общения и т.п..

5. Выбор способов регистрации наблюдаемого (протокольная запись, дневник, видеосъемка и т.п.) и подготовка необходимых форм (например, протокольных таблиц) и оборудования. Способы регистрации и замера наблюдаемых процессов, событий различают по степени точности, полноты надежности и обоснованности информации, по техническим возможностям, по форме и языку записи, по трудоемкости процесса фиксации, кодировки и расшифровки, анализа, по использованию различных шкал замера.

6. Проведение наблюдения с параллельной регистрацией его результатов. Здесь особенно важны грамотное, компетентное соблюдение диагностических процедур, их коррекция в связи с возникающей необходимостью.

7. Обработка и интерпретация полученной информации. Результаты наблюдения подвергаются классификации, группировке, математическому анализу, контент-анализу, сопоставлению с результатами, полученными другими исследователями и другими методами.

Требования, предъявляемые к процессу наблюдения

наблюдение педагогический эмпирический изучение

Наблюдение как метод исследования отличается от бытовой фиксации событий, что находит отражение в следующих требованиях к наблюдению.

1. Целенаправленность. В повседневной жизни, наблюдая окружающую действительность, человек фиксирует все, что попадает в поле его зрения, не ставя, как правило, перед собой определенной цели. Наблюдение как метод психолого-педагогического исследования предполагает постановку четкой, корректно сформулированной цели. Формулировка цели наблюдения зависит от задач конкретного исследования. Если одна из задач исследования — «выявить научно-педагогические основания использования аналогии в процессе общепедагогической теоретической подготовки учителей», то целями наблюдения могут стать выявление ситуаций использования аналогии на занятиях по педагогике в педагогическом вузе, количественный подсчет и качественная характеристика таких ситуаций.

11 стр., 5488 слов

7.Экспериментальный и корреляционный подходы к социально-психологическому исследованию. Классификация методов социально-психологического исследования

... презентацией, плакаты картинки брошюры. 5. Общая характеристика методов социально-психологического исследования Среди методов сбора информации нужно назвать: наблюдение, изучение документов (в частности, контент-анализ), разного ... лабораторное; открытое и скрытое (не знает, что за ним наблюдают); лонгитюдное периодическое и однократное Минусы: предвзятое отношение (может исказить некоторые ...

2. Объективность. Требование объективности исключает возможность отбора исследователем только той информации, которая «работает» на подтверждение гипотезы исследования. Во время наблюдения фиксируются все факты, отвечающие задачам наблюдения, даже те, которые противоречат гипотезе и концепции исследования. Объективность наблюдения предполагает также фиксацию всех без исключения единиц наблюдения. Выборочная фиксация, пропуск отдельных поступков, проявлений качества и прочего недопустимы, поскольку в этом случае результаты обработки данных наблюдения не могут считаться достоверными.

3. Наличие плана наблюдения. В плане определяются цель и предполагаемый результат наблюдения, объект, предмет, ситуация и способ наблюдения, выявляемые параметры и единицы наблюдения, продолжительность наблюдения, способ регистрации наблюдаемого.

4. Разработка процедуры. Заблаговременная разработка процедуры наблюдения и формы фиксации наблюдаемых фактов (протокола наблюдения, — например, в форме таблицы) и формулирования промежуточных выводов.

5. Учет возможных ошибок. Исследователь должен знать типичные ошибки при проведении наблюдения, причины их возникновения (например, стереотипы восприятия) и способы их минимизации.

6. Возможность сравнения, измерения, математической обработки полученных сведений. Еще до начала наблюдения исследователь продумывает способ (способы), с помощью которого будет обрабатываться полученная при наблюдении информация. Желательно использовать для этого методы измерения и математические методы. Однако не следует забывать о качественной интерпретации полученных результатов.

7. Необходимое и достаточное количество наблюдаемых признаков. Количество наблюдаемых признаков должно быть минимальным. Это значительно облегчает наблюдение и повышает степень достоверности его результатов. В то же время для наблюдения следует выбирать такое количество признаков, которое со всей возможной полнотой характеризует предмет наблюдения. При этом признаки должны исключать друг друга, а не входить составляющей частью один в другой.

11 стр., 5036 слов

Результат наблюдений за поведением родителей

... . В одном из наших исследований проводились раздельная видеозапись, наблюдение и независимая оценка обучающего поведения отцов и мате­рей. ... Как часто? И т. п.) Что именно вы наблюдали? (Какую телевизионную программу? В течение скольких часов? Какой ... к когнитивной дисфун­кции. Использование жестких и неизменных методов для «подгонки» новых представлений под ранее существовавшие структуры ...

8. Оптимальность. Условия наблюдения не должны оказывать влияние на наблюдаемый объект (например, не искажать обычное поведение учащихся, сохранять естественный характер отношений в педагогическом процессе).

Достоинства и недостатки метода наблюдения

Главное достоинство его в том, что педагог получает ценные факты непосредственно из жизни (в процессе обучения, в ходе воспитательных мероприятий, родительских собраний и т.д.).

Наблюдение за теми или иными сторонами жизни и деятельности человека помогает педагогу объяснить факты, установить связи, зависимости и пр. В процессе наблюдения педагог ставит перед собой вопросы, рассуждает, строит предположения и т.д. В этом отношении метод наблюдения незаменим.

Метод наблюдения позволяет фиксировать событие в момент его протекания, а также получать информацию о действиях индивидов вне зависимости от их установок на «желательное», «одобряемое» поведение (что не исключается при опросе, лабораторном эксперименте.

К недостаткам наблюдения следует отнести его субъектность. Сам факт знания исследуемыми, что за ними наблюдают, зачастую приводит к изменению поведения и сказывается на результатах. Личностные особенности, установки, предшествующий опыт, эмоциональное состояние педагога и многое другое могут значительно повлиять на интерпретацию итогов наблюдения. В этом отношении они содержат информацию не только об объекте наблюдения, но и о самом педагоге.

Чтобы в ходе наблюдения обнаружить какие-либо причинно-следственные связи между процессами и явлениями, требуются значительные затраты времени, что противоречит желанию педагога поскорее получить эмпирический материал. В то же время при длительном наблюдении исследователь адаптируется к происходящим событиям, что тоже ведет к снижению объективности результатов наблюдения.

Сколько времени необходимо для «живого» изучения объекта? Многое зависит от научной проблемы, от предмета исследования: если, например, он связан с родительскими собраниями, то, очевидно, придется не один учебный год следить за проведением собраний; если изучается учебный процесс, то может потребоваться от двух-трех месяцев до двух-трех лет. При изучении психолого-педагогических зависимостей можно ориентироваться на такое явление, как повторяемость фактов: если в процессе наблюдения факты, фиксируемые в таблице, начинают повторяться, то можно дальше не наблюдать по данной программе, а переходить к следующей. В таких случаях устанавливается тенденция, свидетельствующая об устойчивости наблюдаемого явления.

9 стр., 4403 слов

Современные исследования сенсорно-перцептивных процессов

Министерство образования и науки Российской Федерации Российский государственный социальный университет Филиал в г. Чебоксары Кафедра психологии и педагогики Предмет «Общая психология» РЕФЕРАТ Современные исследования сенсорно-перцептивных процессов. Выполнили студенты факультета социальной работы дневного отделения группы ДП-01-08 Андреев Павел Олегович Васильев Александр Юрьевич Девятериков ...

Недостатком метода наблюдения часто является его однократность, неповторяемость. Ряд интимных ситуаций абсолютно недоступен наблюдению по соображениям этического, морального плана. Влияет на представительность результатов такой фактор, как ограниченность круга наблюдаемых. Материалы наблюдения сравнительно трудно поддаются количественной обработке. Для этого требуются использование оценочных шкал, подсчет регулярности, частоты происхождения того или иного события.

Даже грамотно проведенные наблюдения, как правило, не обеспечивают в достаточной мере проникновения в сущность изучаемого явления, действий учащихся и пр. Сфера наблюдения ограничена, и не все можно изучать данным методом. Вот почему возникает необходимость сочетать наблюдения с другими методами исследования.

6.Ошибки наблюдения

Выделяют следующие типичные ошибки наблюдения:

Ш Галло-эффект. Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.

Ш Эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.

Ш Ошибки центральной тенденции. Наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению.

Ш Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).

Ш Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.

Ш Ошибка первого впечатления. Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.

Заключение

Наблюдение — незаменимый источник информации на стадии общей разведки по формулятивному плану. Т.е., как правило, наблюдение дает информацию описательного характера. Поэтому оно применяется на тех стадиях исследования, где необходимо нарисовать картину происходящих процессов, поведения коллектива, индивидуальные действия его членов и т.п.

Наблюдение представляет собой весьма трудоемкую процедуру. Оформление итогов наблюдения в виде записей занимает значительно больше времени, чем непосредственное наблюдение.

И конечно, наблюдению не подлежат события прошлого, многие явления и процессы массового характера, вычленение небольшой части которых, делает их изучение непредставительным.

Метод наблюдения хорошо использовать в сочетании с другими методами исследования, для получения более достоверной информации.

Список литературы

1. Журавлев Д.В. Методы психологического исследования.

2. Петров Э.П. Метод наблюдения в социологическом исследовании.

3. Краевский В.В. Методология педагогического исследования.

4. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования.

5. Новиков А.М. Методология образования.

Размещено на