изучить эмоции как свойства личности. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИЙ КАК СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ 5

1.1 Эмоции как свойства личности и их функции 5

1.2 Виды эмоций 7

2 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 12

2.1 Проблема развития эмоций в дошкольном возрасте в трудах отечественных и зарубежных психологов 12

2.2 Исследование эмоционального мира ребенка дошкольного возраста 14

Заключение 17

Список литературы 19

Приложение, А (справочное) 20

Приложение Б (обязательное)… 22

ВВЕДЕНИЕ

Жизнь человека насыщена различными явлениями, предметами, и ничто не оставляет его равнодушным. Все эмоции и чувства, которые он испытывает, — виды его субъективного отношения к действительности, переживания им того, что оказывается непосредственно в поле его восприятия.

Эмоции — один из наиболее ярко обнаруживающихся феноменов внутренней жизни человека, в определенной степени доступный самонаблюдению, самоанализу и рефлексии [5,c.302].

Именно эмоции во многом характеризуют личность, определяют ее успешность в различных сферах жизни. Преобладание позитивных эмоциональных переживаний делает человека оптимистичным, приятным в общении, способствует его творческому развитию.

В нашей работе, объектом исследования эмоциональной сферы стали дети дошкольного возраста, так как на сегодняшний день увеличилось количество детей отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема эмоциональных нарушений и своевременной её коррекции на сегодняшний день является весьма актуальной.

Недостаточное исследование мира детских эмоций в дошкольном возрасте не позволяет эффективно определить её влияние на дальнейшее развитие личности ребёнка и результаты его деятельности. На наш взгляд, исследования в данном направлении могут решить ряд проблем старшего дошкольного возраста, в том числе развития личности в период кризиса 7 лет, трудности принятия на себя ребёнком новых социальных ролей в связи с переходом из детского сада в школу, проблемы адаптации, успешности учебной деятельности и ряда других актуальных проблем.

5 стр., 2149 слов

Формирование первичных представлений о числе у детей дошкольного и младшего школьного возраста (вопрос преемственности)

Содержание. Введение………………………………………………………………………….. 3 Глава I. Программы обучения детей математике в детском саду……………. 5 §1. Программа Васильева……………………………………………………….. 5 §2. Программа Моро.…..………………………………………………………... 11 §3. Программа Петерсон……………………………………….………………... 19 §4. Программа Истомина………………………………………………………... 25 Глава II. Сравнительный анализ обучения детей математике……………….. 30 §1. ...

Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Н. С. Ежкова, Е. И. Изотова, Е.В. Никифорова, В.И. Перегуда, О.А. Шаграева, С.А. Козлова, Н.Л. Кряжева, Тугушева Р. X., Гарбер Е. И., В.А. Петерс, Романова И.А., Воронова А.В.

Цель нашей работы — изучить эмоции как свойства личности.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1.Рассмотреть понятие эмоций как свойств личности и их функции.

2.Изучить виды эмоций.

3.Рассмотреть проблему развития эмоций в дошкольном возрасте в трудах отечественных и зарубежных психологов.

4.Провести опытно — экспериментальную работу эмоционального развития детей дошкольного возраста.

5. На основе проведенного исследования сделать выводы и дать рекомендации по работе.

Методы исследования: синтез, анализ, систематизация теоретической и практической информации, диагностика, наблюдение.

Для раскрытия поставленной цели и задач определена следующая структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Названия глав отображают их содержание.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИЙ КАК СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ

1.1 Эмоции как свойства личности и их функции

Эмоции — переживания отношений, возникшие в данный момент и носящие ситуативный характер, выражают оценку личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека в данный момент [5,c.304].

Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности [8,c.263].

7 стр., 3055 слов

Проблемы личности в психологии

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ Педагогика Педагогическая профессия и ее роль в современном обществе Содержание и характеристика педагогической деятельности: мотив, цель, предмет, способы осуществления, результат. Профессиональные и личностные качества и способности педагога. Понятие о профессиональной компетентности педагога.   Возникновение и становление ...

Эмоции — простейшие переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворением органических потребностей.

Эмоция как процесс — это деятельность оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире.

Эмоции — один из наиболее ярко обнаруживающихся феноменов внутренней жизни человека, в определенной степени доступный самонаблюдению, самоанализу и рефлексии [7,c.124].

К. Изард, автор одной из популярных теорий человеческих эмоций, раскрыл понимание эмоций, включающее три аспекта:

• переживаемое или осознаваемое ощущение эмоции;

• процессы, происходящие в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма;

• поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоций, в частности, те, которые отражаются на лице [6,c.52].

Обобщая его точку зрения, можно сказать, что эмоции — это процесс, включающий нейрофизиологические процессы, субъективное переживание и его внешнее выражение.

Основываясь на характеристике эмоции как процесса, Б.И. Додонов выделяет три его компонента:

• Первый компонент — эмоциональное возбуждение, которое определяет мобилизационные сдвиги в организме. Когда происходит определенное событие, имеющее значение для конкретного индивида, и оно фиксируется им как эмоциональный процесс, идет нарастание возбудимости, скорости и интенсивности протекания психических, моторных и вегетативных процессов. В некоторых случаях в зависимости от конкретной ситуации и индивидуальных характеристик личности возбудимость, наоборот, может уменьшаться.

• Второй компонент — знак эмоции. В зависимости от оценки индивидом происходящего события возникает либо положительная эмоция (если событие оценено ка…

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Ежкова, Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие: пособие для педагогов дошкольных учреждений: в 2 частях/ Н. С. Ежкова. — Москва: Владос, 2010. — Ч. 1. — 2010. — 127 с.

3 стр., 1083 слов

Классификация эмоций. Эмоциональные состояния

Классификация по знаку: 1. Положительные (смех, улыбка, радость, любовь, восхищение) 2. Отрицательные (плачь, злость, агрессия, гнев, ярость, грусть) По критерию мобилизации ресурсов организма: 1. Стенические - вызывают прилив энергии(любовь, радость, восторг) 2. Астенические – забирают энергию (злость, печаль, гнев, тоска, разочарование и т.д.) По модальности (Плутчек): любовь, Радость, Принятие, ...

2 Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Е. И. Изотова, Е.В. Никифорова. — М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 302 с.

3 Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ В.И. Перегуда, О.А. Шаграева, Козлова, С.А. — М.: Академия, 2009.- 176 с.

4 Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей/ Н.Л. Кряжева.- Ярославль: Академия развития, 1996.- 208 с.

5 Общая психология: Учебник / Под ред. Тугушева Р. X. и Гарбера Е. И. — М.: Изд-во Эксмо, 2006. — 560 с.

6 Петерс, В.А. Психология и педагогика/ В.А. Петерс. — М.: Велби, Проспект, 2005.- 196 с.

7 Психология и педагогика: Учебное пособие. / Сост. Романова И.А. — М.: Экзамен, 2010.- 226 с.

8 Психология / Под ред. Вороновой А.В. — СПб.: Питер, 2009. — 368 с.

9 Семаго, Н.Я. Диагностический комплект психолога/ Н.Я. Семаго.- Москва, АПКиППРО, 2008. — 36 с.