изучить эмоции как свойства личности.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИЙ КАК СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ 5

1.1 Эмоции как свойства личности и их функции 5

1.2 Виды эмоций 7

2 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 12

2.1 Проблема развития эмоций в дошкольном возрасте в трудах отечественных и зарубежных психологов 12

2.2 Исследование эмоционального мира ребенка дошкольного возраста 14

Заключение 17

Список литературы 19

Приложение А (справочное) 20

Приложение Б (обязательное)…………………………………………………. 22

ВВЕДЕНИЕ

Жизнь человека насыщена различными явлениями, предметами, и ничто не оставляет его равнодушным. Все эмоции и чувства, которые он испытывает, — виды его субъективного отношения к действительности, переживания им того, что оказывается непосредственно в поле его восприятия.

Эмоции — один из наиболее ярко обнаруживающихся феноменов внутренней жизни человека, в определенной степени доступный самонаблюдению, самоанализу и рефлексии [5,c.302].

Именно эмоции во многом характеризуют личность, определяют ее успешность в различных сферах жизни. Преобладание позитивных эмоциональных переживаний делает человека оптимистичным, приятным в общении, способствует его творческому развитию.

В нашей работе, объектом исследования эмоциональной сферы стали дети дошкольного возраста, так как на сегодняшний день увеличилось количество детей отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема эмоциональных нарушений и своевременной её коррекции на сегодняшний день является весьма актуальной.

Недостаточное исследование мира детских эмоций в дошкольном возрасте не позволяет эффективно определить её влияние на дальнейшее развитие личности ребёнка и результаты его деятельности. На наш взгляд, исследования в данном направлении могут решить ряд проблем старшего дошкольного возраста, в том числе развития личности в период кризиса 7 лет, трудности принятия на себя ребёнком новых социальных ролей в связи с переходом из детского сада в школу, проблемы адаптации, успешности учебной деятельности и ряда других актуальных проблем.

Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Н. С. Ежкова, Е. И. Изотова, Е.В. Никифорова, В.И. Перегуда, О.А. Шаграева, С.А. Козлова, Н.Л. Кряжева, Тугушева Р. X. , Гарбер Е. И., В.А. Петерс, Романова И.А., Воронова А.В.

3 стр., 1083 слов

Классификация эмоций. Эмоциональные состояния

Классификация по знаку: 1. Положительные (смех, улыбка, радость, любовь, восхищение) 2. Отрицательные (плачь, злость, агрессия, гнев, ярость, грусть) По критерию мобилизации ресурсов организма: 1. Стенические - вызывают прилив энергии(любовь, радость, восторг) 2. Астенические – забирают энергию (злость, печаль, гнев, тоска, разочарование и т.д.) По модальности (Плутчек): любовь, Радость, Принятие, ...

Цель нашей работы — изучить эмоции как свойства личности.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1.Рассмотреть понятие эмоций как свойств личности и их функции.

2.Изучить виды эмоций.

3.Рассмотреть проблему развития эмоций в дошкольном возрасте в трудах отечественных и зарубежных психологов.

4.Провести опытно — экспериментальную работу эмоционального развития детей дошкольного возраста.

5. На основе проведенного исследования сделать выводы и дать рекомендации по работе.

Методы исследования: синтез, анализ, систематизация теоретической и практической информации, диагностика, наблюдение.

Для раскрытия поставленной цели и задач определена следующая структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Названия глав отображают их содержание.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИЙ КАК СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ

1.1 Эмоции как свойства личности и их функции

Эмоции — переживания отношений, возникшие в данный момент и носящие ситуативный характер, выражают оценку личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека в данный момент [5,c.304].

Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности [8,c.263].

Эмоции — простейшие переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворением органических потребностей.

Эмоция как процесс — это деятельность оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире.

Эмоции — один из наиболее ярко обнаруживающихся феноменов внутренней жизни человека, в определенной степени доступный самонаблюдению, самоанализу и рефлексии [7,c.124].

3 стр., 1059 слов

Эмоции и скалолазание. Измерение эмоционального напряжения

Автор: Настя Психологическая подготовка в 03 17, 2009 | 4 комментария Вот и закончились очередные скалолазные соревнования. Для кого-то они прошли невероятно успешно, кто-то получил свою долю разочарования, а кто-то пролез так, как мог и рассчитывал. И, если все шло не так гладко, и результат оказался скорее удручающим, то возможно виновата Ваша спортивная форма, или солнечная активность… или злой ...

К. Изард, автор одной из популярных теорий человеческих эмоций, раскрыл понимание эмоций, включающее три аспекта:

• переживаемое или осознаваемое ощущение эмоции;

• процессы, происходящие в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма;

• поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоций, в частности, те, которые отражаются на лице [6,c.52].

Обобщая его точку зрения, можно сказать, что эмоции — это процесс, включающий нейрофизиологические процессы, субъективное переживание и его внешнее выражение.

Основываясь на характеристике эмоции как процесса, Б.И. Додонов выделяет три его компонента:

• Первый компонент — эмоциональное возбуждение, которое определяет мобилизационные сдвиги в организме. Когда происходит определенное событие, имеющее значение для конкретного индивида, и оно фиксируется им как эмоциональный процесс, идет нарастание возбудимости, скорости и интенсивности протекания психических, моторных и вегетативных процессов. В некоторых случаях в зависимости от конкретной ситуации и индивидуальных характеристик личности возбудимость, наоборот, может уменьшаться.

• Второй компонент — знак эмоции. В зависимости от оценки индивидом происходящего события возникает либо положительная эмоция (если событие оценено ка……..

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Ежкова, Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие: пособие для педагогов дошкольных учреждений: в 2 частях/ Н. С. Ежкова. — Москва: Владос, 2010. — Ч. 1. — 2010. — 127 с.

2 Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Е. И. Изотова, Е.В. Никифорова. — М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 302 с.

3 Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ В.И. Перегуда, О.А. Шаграева, Козлова, С.А.. — М.: Академия, 2009.- 176 с.

4 Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей/ Н.Л. Кряжева.- Ярославль: Академия развития, 1996.- 208 с.

22 стр., 10738 слов

Выявление теоретических основ развития эмоциональной сферы младших школьников с трудностями в обучении

... развитие представлений об эмоциях. Существует большое количество подходов изучения детской психологии, которые распространяются и на проблему эмоционального развития ... В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В.В. Лебединский. - М.: Академия, 2004. - ... пособие / Т.В. Варенова. - 2-е изд. доп. - Минск: Асар, 2007. - 320 с. 18 Абрамян Л.А. О некоторых особенностях эмоционального развития ...

5 Общая психология: Учебник / Под ред. Тугушева Р. X. и Гарбера Е. И. — М.: Изд-во Эксмо, 2006. — 560 с.

6 Петерс, В.А. Психология и педагогика/ В.А. Петерс. — М.: Велби, Проспект, 2005.- 196 с.

7 Психология и педагогика: Учебное пособие. / Сост. Романова И.А. — М.: Экзамен, 2010.- 226 с.

8 Психология / Под ред. Вороновой А.В. — СПб.: Питер, 2009. — 368 с.

9 Семаго, Н.Я. Диагностический комплект психолога/ Н.Я. Семаго.- Москва, АПКиППРО, 2008. — 36 с.