Самостоятельная работа — высшая форма учебной деятельности и. А. Зимняя Общая характеристика самостоятельной работы

Подходы к трактовке самостоятельной ра­боты.

Исследователи, говоря об учебной деятельности, традици­онно имеют в виду работу уче­ника в классе. Но организация учебной деятельности школьника включает наряду с классной его домашнюю, внеклассную и самостоятель­ную работу по учебному (школьному) предмету. На­именее изученной и в то же время представляющей наибольший интерес в плане психологического ана­лиза учебной деятельности является самостоя­тельная работа школьника, студента. Именно в ней более всего могут проявляться его мотивация, це­ленаправленность, а также самоорганизованность, са­мостоятельность, самоконтроль и другие личностные качества. Самостоятельная работа обучающегося мо­жет служить основой перестройки его позиций в учеб­ном процессе.

Самостоятельная работа, как известно, является одной из важных и широко обсуждаемых проблем пре­подавания в школе, в вузе. Понятие самостоятельной работы ученика в современной методике преподава­ния в школе и в вузе обязательно соотносится с орга­низующей ролью учителя. Под самостоятельной рабо­той в дидактике понимают разнообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности уча­щихся на классных и внеклассных занятиях или дома по заданиям без непосредственного участия учителя (А. А. Миролюбов).

Обще педагогическое определение внеклассной и внешкольной работы, согласно которому она представ­ляет собой различные виды деятельности учащихся воспитательного и образовательного характера, органи­зуемые и проводимые школой во внеурочное время, положено в основу рассмотрения многими исследовате­лями самостоятельной деятельности учеников. В разви­тие этой темы в общем контексте организации факуль­тативных курсов в школе говорится о нескольких формах самостоятельной работы, таких, как внеурочная, вне­классная, внешкольная, объединяемые общим поняти­ем «внеучебная работа». Формулируются три основных отличия внеурочной работы: добровольность участия школьников в ней, внеурочность проведения, большая самостоятельность. Требования, к ней предъявляемые, включают «связь урочной и внеурочной работы», «обя­зательность в выполнении… добровольно взятых на себя внеклассных поручений», «целенаправленность и регу­лярность внеклассных занятий», «массовый охват уча­щихся» и т. д. (С. Ф. Шатилов).

23 стр., 11086 слов

Организация самостоятельной работы школьников 7−8 классов в процессе их обучения бисероплетению

... Описать особенности методики организации самостоятельной работы учащихся в процессе внеклассных занятий по бисероплетению. Глава 1. Проблема организации самостоятельной деятельности учащихся в научных исследованиях Философский ... практики обучения в современной школе свидетельствует, что дидакты, методисты и учителя-практики раскрывают сущность самостоятельной работы через описание либо путей ...

Определение самостоятельной работы

При достаточно многосторон­нем освещении общепедагогичес­ких и методических вопросов этой проблемы ее психологичес­кая сторона остается наименее представленной, тем бо­лее с позиции учебной деятельности. Определим ис­ходные для рассмотрения этой проблемы положения. Во-первых, самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной его учебной дея­тельности на у роке у что мотивирует самостоятельное ее расширение, углубление и продолжение в свобод­ное время. Соответственно организуемая и управляе­мая учителем учебная (классная и внеклассная по за­данию учителя) работа школьника должна выступать в качестве определенной присвоенной им программы его самостоятельной деятельности по овладению учеб­ным предметом. Это означает для учителя четкое осоз­нание не только своего плана учебных действий, но и осознанное его формирование у школьников как не­которой схемы освоения учебного предмета в ходе ре­шения новых учебных задач. Во-вторых, в данной трактовке самостоятельная работа школьника более широкое понятие, чем до­машняя работа, т. е. выполнение заданий, данных учи­телем в классе на дом для подготовки к следующему уроку. Самостоятельная работа может включать внеу­рочную, задаваемую в той или иной форме учителем работу школьника. Но в целом это параллельно су­ществующая занятость школьника по выбранной им из готовых или им самим выработанной программе усвоения какого-либо материала.

В-третьих, самостоятельная работа должна рассмат­риваться как специфическая форма (вид) учебной де­ятельности школьника, характеризующаяся всеми вышеперечисленными ее особенностями. Это высшая форма его учебной деятельности, форма самообразо­вания, связанная с работой школьника в классе.

3 стр., 1264 слов

Реализация принципов русской орфографии в процессе обучения младших школьников работе над ошибками

... Реализация принципов русской орфографии в процессе обучения младших школьников работе над ошибками». Актуальность нашего исследования подтверждается тем ... требования: 1) Они «должны быть по возможности, самостоятельными, т.е. действительными упражнениями, а не кажущимися только ... ФГОС НОО, в школах особое внимание уделяется учебно-методическим комплексам. Целями изучения предмета «Русский язык ...

Что же психологически для самого школьника оз­начает самостоятельная учебная работа? Прежде все­го она должна быть осознана как свободная по выбору внутренне мотивированная деятельность. Она предпол­агает выполнение школьником целого ряда входящих в нее действий: осознание цели своей деятельности, принятия учебной задачи, придания ей личностного смысла (в терминах теории деятельности А. Н. Леонтьева), подчинения выполнению этой задачи дру­гих интересов и форм занятости школьника, самоор­ганизаций в распределении учебных действий во времени, самоконтроле в их выполнении и некоторых других.

Самостоятельная работа как учебная деятельность.

Основные требова­ния к самостоя­тельной работе.

Рассмотрим теперь специфи­ку самостоятельной работы (в точном деятельностном смысле этого слова) в сопоставлении с внеклассной (внешкольной, внеурочной, внеучебной работой).

Соотнесем ее определение с основными требованиями к организации внеклассной работы в обу­чении. Как известно, первое требование сводится к тому, что внеклассная работа может только углублять, расширять и совершенствовать знания, умения и на­выки, полученные учащимися на уроке, но не имеет основной целью сообщение новых знаний, умений к навыков. Вторым требованием является увлекательность самих форм, процесса и материала работы. Третье? — фиксирует необходимость межпредметных, междисциплинарных связей. Важным требованием является также добровольность и активность школьни­ков в этой работе. Массовость как форма организации также является требованием к внеклассной работе.

Если сформулировать понимание самостоятельной работы как высшего специфического вида учебной де­ятельности школьника, то можно выявить ее сущес­твенные особенности в сопоставлении с каждым из этих требований. Так, подлинно самостоятельная работа как самостоятельная учебная деятельность мо­жет возникнуть на основе «информационного вакуу­ма». Он возникает, когда у школьника формируется потребность узнать, освоить что-то новое, неизвест­ное, нужное, важное для себя, а средств удовлетво­рить такую потребность в учебном процессе нет. Это в свою очередь предполагает необходимость направлен­ной работы учителя на создание предпосылок возни­кновения у них такой потребности. (Например, учи­тельница иностранного языка объявляет, что те, кто хотел бы самостоятельно, сверх программы изучать современный «молодежный» разговорный (английс­кий) язык, могут пользоваться ее консультациями и имеющейся литературой.)

12 стр., 5737 слов

Контрольная работа — Ведущая деятельность в раннем возрасте

... : 1.  Развитие действия от совместного со взрослым к самостоятельному: -  совместная деятельность ребёнка и взрослого; -  частично –совместное действие или совместно ... строится в соответствии с заданной методикой последовательности. В данной практической работе при исследовании уровня развития предметных действий целесообразно использовать эксперимент (его ...

Другими словами, особенность понимаемой таким образом самостоятельной работы в отличие от «внек­лассной», «домашней» как рад и состоит в том, что в ее основе всегда лежит новый для школьника матери­ал, новые познавательные задачи. Второе из назван­ных выше требований к внеклассной работе также не совпадает с особенностью самостоятельной работы как специфического вида деятельности. Здесь увлекатель­ным должно быть само овладение новым материалом, а не только и не столько форма организации, напря­женный, целенаправленный, захватывающий школь­ника труд. В качестве примера может служить самостоятельный разбор шахматных партий начинающим шахматистом. Конечно, нельзя рассчитывать на то, что такой самостоятельной работой будут заниматься все, но создание условий и Предпосылок для заинте­ресованных учеников есть проявление развивающего обучения в полном смысле этого слова.

Требование добровольности, активности участия школьников, равно как и требование целесообразнос­ти включения межпредметных связей в ее организа­цию, распространяется и на самостоятельную работу как вид учебной деятельности. Интересно, что требо­вание массовости, предъявляемое к внеклассной ра­боте, т. е. включенность школьников, например, в кружки, театры-студии и др., изменяется для самос­тоятельной работы, заменись предложением преиму­щественно индивидуальной работы школьника. По взаимной договоренности, по внутреннему согласию, желанию нескольких ребят такая работа может быть и коллективной, что повысит ее результативность и в предметном, и в личностном плане. Можно полагать, что понимаемая таким образом самостоятельная рабо­та—эта форма работы по индивидуальным планам, дополняющим, а потому расширяющим и углубляю­щим знания, получаемые школьником в классе и во внеклассное время подготовки к урокам.

12 стр., 5569 слов

Система самостоятельной деятельности учащихся филологического профиля

... 1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ВЫСШИЙ ТИП УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1 Научный аспект формирования самостоятельной деятельности учащихся 1.2 Формирование самостоятельной деятельности учащихся 1.3 Управление самостоятельной деятельностью учащихся 2.СИСТЕМА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ...

Деятельностный характер самостоя­тельной работы

Самостоятельная работа школьников, рассматриваемая в целом как деятельность, пред­ставляет собой многостороннее, полифункциональное явление. Она имеет не только учебное, но и личностное и общественное значение. Являясь по общему признанию сложной и многозначной, терминологически точно, однако, самостоятель­ная работа не определена, хотя ее содержание одноз­начно интерпретируется всеми исследователями, и практиками обучения в смысле целенаправленной, активной, относительно свободной деятельности школьника. В деятельностном определении самостоя­тельная работа — это организуемая самим школьни­ков в силу его внутренних познавательных мотивов, в наиболее удобное, рациональное с его точки зрения время, контролируемая им самим в процессе и по ре­зультату деятельность на основе внешкольного опос­редованного системного управления ею со стороны учи­теля (обучающей программы, дисплейной техники).

Важно отметить, что само управление понимается в контексте его психологической модели, возможность создания которой раскрыта Л. М. Фридманом. Она основана на положениях о субъектном (а не объект­ном) характере, структуре управления деятельности ученика, 6 динамичности, жесткости или гибкости этого управления, личностном участии ученика (в час­тности обязательности его целеполагания), личной от­ветственности учителя в этой деятельности и обязательности коллективных форм работы.

Существенным для определения характера внеш­него управления самостоятельной работой школьни­ков является положение автора о степени жесткости такого управления. Чем больше последовательность действий ученика, согласно Л. М. Фридману, «…зада­ется извне управляющей системой, тем более жест­ким является управление. Чем больше эта последо­вательность выбирается и определяется по содержанию самим учеником, тем более гибким яв­ляется управление учеником… Жесткость управле­ния должна убывать по мере роста учащихся… к мо­менту завершения среднего образования и переходе в вуз должна становиться полностью гибкой«. Гибкость управления самостоятельной работой школь­ников становится таким образом отдельной методической проблемой организации этой работы примени­тельно к тем каналам, через которые управление осуществляется, т. е. к учителю, программе, содер­жанию учебного материала как системе задач.

4 стр., 1972 слов

ГЛАВА ПУТИ И СПОСОБЫ СОХРАНЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ; ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ.

... других - при правильно организованной учебной деятельности - организацией школьника на внутреннее содержание учебной деятельности, способы выполнения действий. Маркова ... мотивов, понимал их как нечто самостоятельное. Как представителями гештальтпсихологии понималась категория ... относительно цели обучения; - техникой обучения и работы (методика обучения). Своеобразное понимание мотивации характерно для ...

Индивидуально-психологические детерминанты самостоятельной работы.

Представляя собой особую, форму учебной деятельности, самостоятельная работа обусловливается индивидуаль­но — психологическими и личнос­тными особенностями школьника как ее субъекта. К таким психологическим детерминантам прежде всего относится саморегуляция. Как известно, понятие саморегуляции было психологически обосновано И. П. Павловым, Н. А. Бернштейном, П. К. Анохи­ным в их представлении человека как о самой со­вершенней, самообучающейся, самосовершенствую­щейся, саморегулирующейся системе. В общем контексте собственно психологической теории само­регуляции (О. А. Конопкин, А. К. Осницкий) были определены моменты предметной саморегуляции, со­относимые с организацией самостоятельной работы.

В этих целях у учащихся должна быть прежде все­го сформирована целостная система представлений о своих возможностях и умениях их реализовать, в том числе о возможностях целеобразования и целеудержания. Школьнику нужно не только уметь понимать предложенные учителем цели, но и формировать их самому, удерживать до реализации, не позволяя вытеснить другими, также представляющими интерес. Школьник должен уметь моделировать собственную деятельность, т. е. выделять условия, важные для ре­ализации цели, отыскивая в своем опыте представле­ние о предмете потребности, а в окружающей ситуа­ции — объект, соответствующий этому предмету. Саморегуляция школьника предполагает умение программировать самостоятельную деятельность, т. е. выбор применительно к условиям соответствующей цели деятельности способа преобразования заданных условий, отбор соответствующих средств для этого пре­образования, определение последовательности отдель­ных действий.

Важным проявлением предметной саморегуляции школьника служит умение оценивать конечные и про­межуточные результаты своих действий. При этом важно, чтобы объективные критерии оценки собствен­ных результатов не очень отличались от принятых, объективных. Существенным для саморегуляции яв­ляется умение корректировать свои действия, т. е. представлять, как можно изменить эти действия, что­бы результат соответствовал предъявленным требова­ниям.

Саморегуляция включает также представление че­ловека о нормах взаимоотношений с другими людь­ми, правилах обращения с предметами труда. При этом подчеркивается важная для организации самостоятель­ной работы мысль о том, что всем названным пред­ставлениям школьника должны соответствовать уже сформированные у него в учебной классной работе навыки и умения. Естественно, что сама предметная са­морегуляция человека связана с его личностной саморегуляцией, предполагающей высокий уровень самосознания, адекватность самооценки, рефлексив­ность мышления, самостоятельность, организован­ность, целенаправленность личности, сформированность ее волевых качеств.

Определение самостоятельной работы как деятельности.

Принимая во внимание психологические детерминанты самостоятельной работы и назван­ные выше ее показатели как учебной деятельности, можно дать более полную характеристику этого явле­ния с позиции самого субъекта деятельности. С этой точки зрения, самостоятельная работа может быть оп­ределена как целенаправленная, внутренне мотивиро­ванная, структурированная самим субъектом в сово­купности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельность. Ее выполне­ние требует достаточно высокого уровня самосозна­ния, рефлексивности, самодисциплины, личной ответ­ственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания.

Организация и самоорганизация работы.

Все сказанное выше подчеркивает необходимость специальной, учитывающей психологи­ческую природу этого явления организации не только и не столько учителем, сколь­ко самим учеником его самостоятельной работы. В процессе такой организации должна быть принята во внимание и специфика самого учебного предмета: ма­тематики, истории, иностранного языка и т. д. В то же время организация самостоятельной работы под­нимает целый ряд вопросов, свидетельствующих о го­товности к ней самого школьника как субъекта этой формы деятельности. Первый вопрос — умеют ли школьники в своем большинстве самостоятельно ра­ботать? Как показывают материалы многих исследо­ваний, отверг на этот вопрос в целом отрицательный, даже применительно к студентам, не говоря уже о школьниках. Так, по обобщенным данным М. И. Дья­ченко и Л. А. Кандыбовича, 45,5% студентов призна­ют, что не умеют правильно организовать самостоя­тельную работу; 65,8% опрошенных вообще не умеют распределять свое время, 85% не думают, что его мож­но распределять. Даже при некотором умении самос­тоятельно работать студенты отмечают, что медленно воспринимают учебный материал на слух, а также при чтении и конспектировании учебных текстов.

Приём, осмысление, переработка, интерпретация и фиксиро­вание необходимой учебной информации вызывают у них существенные затруднения. Следовательно, мож­но констатировать несформированность у учащихся психологической готовности к самостоятельной рабо­те, незнание общих правил ее самоорганизации, не­умение реализовать предполагаемые ею действия. Если к этому добавить недостаточно высокий уровень поз­навательного интереса к целому ряду учебных дис­циплин, то становится ясно, что ответ на первый во­прос отрицателен. Здесь возникает второй вопрос: могут ли эта готовность, затем способность к эффективной самостоятельной работе стать формой деятельности, а не просто способом выполнять домашние задания? От­вет на этот вопрос утвердителен, но неоднозначен, и определяется тем, что, во-первых, формирование этой способности предполагает общеличностное развитие в плане совершенствования целеполагания, самосозна­ния, рефлексивности мышления, самодисциплины, развития себя в целом как субъекта деятельности (на­пример, формирование умения вычленить, ставить и реализовать цель, выработать обобщенные приемы дей­ствий, адекватно оценивать результаты и многое дру­гое).

Во-вторых, неоднозначность определяется тем, что эта способность эффективно и как бы самопроиз­вольно формируется только у учащихся, обладающих положительной учебной мотивацией и положительным (заинтересованным) отношением к учебе. Результаты исследований показывают, что даже у студентов (у 77% первокурсников и 12,8% второкурсников) это отно­шение отрицательное. Естественно, что в этих усло­виях проблема формирования у учащихся способнос­ти к самостоятельной работе перерастает в проблему предварительного повышения учебной мотивации (осо­бенно внутренней мотивации на «Процесс» и на «результат» деятельности), воспитания интереса к уче­нию. Как подчеркивают исследователи этой пробле­мы, «при целенаправленном формировании… все по­буждения, связанные с познавательной активностью, становятся более осознанными и действенным, /уси­ливается их предвосхищающая, регулирующая роль и в учебной деятельности, возрастают активность школьников в перестройке мотивационной сферы, ак­тивные попытки поставить самостоятельные и гиб­кие цели учебной работы, наблюдается преобладании внутренних мотивов над внешними». При этом ис­следователи отмечают, что позитивные мотивационные изменения, формирование интереса к учению про­исходят в результате изменения, совершенствования целостной личности школьника.

Обучение самостоятельной работе.

В решении задач формирования способности школьников к самостоятельной работе возни­кает большая педагогическая проблема всего школьного кол­лектива — целенаправленного обучения учеников, осо­бенно средних и старших классов, содержанию этой работы. Такое обучение включает формирование при­емов моделирования самой учебной деятельности, оп­ределение учащимися оптимального распорядка дня, осознание и последовательную отработку им рацио­нальных приемов работы с учебным материалом. Та­кое обучение должно включать формирование приемов моделирования самой учебной деятельности, овладе­ние приемами углубленного и в то же время дина­мичного (скоростного) чтения, составления планов раз­нообразных действий, конспектирования, постановки и решения учебно-практических задач. Большой ин­терес в этом плане могут представить предложенные А. К. Марковой приемы учебной работы. Их целенап­равленное формирование у школьников в классе обеспечивает дальнейшее их использование в самостоя­тельной работе. К таким приемам, согласно А. К. Марко­вой, относятся «..приемы смысловой переработки тек­ста, укрупнение учебного материала выделение в нем исходных идей, принципов, законов, осознание обобщен­ных способов решения задач» самостоятельное постро­ение школьниками системы задач определенного типа:

приемы культуры чтения (например, так на­зываемого «динамического чтениям крупными синтагмами) и культуры слушания, Приемы краткой и наиболее рациональной записи (выписки, планы, тезис, конспекту аннотация, рефе­рат, рецензия, общие приемы работы с книгой);

— общие приемы запоминания (структурирование учебного материала, использование особых при­емов мнемотехники с опорой на образную и слу­ховую память);

— приемы сосредоточения внимания, опирающие­ся на использование школьниками разных ви­дов самоконтроля, поэтапную проверку своей работы, выделение «единиц» проверки, порядка проверки и т. д.;

——общие приемы поиска дополнительной инфор­мации (работа с библиографическими матери­алами" справочниками, каталогами, словарями, энциклопедиями) и ее хранение в домашней биб­лиотеке;

— приемы подготовки к экзаменам, зачетам, се­минарам, лабораторным работам;

— приемы рациональной организации времени, уче­та и затрат времени, разумного чередования труда и отдыха, трудных устных и письмен­ных заданий, общие правила гигиены труда (ре­жим, прогулки, порядок на рабочем месте, его освещение и др.)«.

Очевидно, что здесь приведены как общие приемы организации умственного труда, так и конкретные при­емы учебной работы, например приемы работы с тек­стом. Сформированность последних может служить

одной из главных предпосылок и в то же время осно­вой самостоятельной работы школьников и студентов над всеми учебными предметами,

Отметим еще раз, что в целом самостоятельная ра­бота школьника основывается на правильной с точки зрения учебной деятельности организации его клас­сной учебной деятельности. В частности, это относит­ся к связи и переводу от внешнего контроля учителя к самоконтролю школьника и от внешней оценки к формированию его самооценки, что в свою очередь предполагает совершенствование контроля и оценива­ния самим учителем. Соответственно положительный ответ на вопрос о том, может ли у школьника форми­роваться способность подлинной самостоятельности работы, зависит от совместных действий учителей и школьника, осознания им особенностей этой работы как специфической формы деятельности, предъявля­ющей к ее субъекту особые требования и доставляю­щей ему интеллектуальное удовлетворение.

Сопоставительные характеристики видов внеаудиторной работы.

Ниже дано схематическое представление особенностей самостоятельной работы школьника в сопоставлении с его клас­сной, домашней, внеклассной (внешкольной) работой, т. е. со всеми видами его внеурочной занятости. Оче­видно, что все они образуют некий континуум (некую последовательность), полюса которого представлены, с одной стороны, классной, а с другой —собственно самостоятельной работой школьника как высшей фор­мой самоорганизации учебной деятельности.

Анализ видов учебной работы показывает, что са­мостоятельная работа как деятельность характеризу­ется собственной познавательной потребностью учаще­гося, самоконтролем, собственным режимом работы, свободой выбора места и времени ее выполнения.

Основные характеристики

Виды учебной работы

классная (аудиторная работа)

домашняя работа как подготовка к уроку

внешкольная, внеклассная работа как дополнение классной

самостоятельная работа по учебному предмету, осуществля­емая парал­лельно со школьной

По источнику управ-ле­ния (контроля): контроль учителя самоконтроль ученика

+

+

+

+

+

По характеру осу-щест­вления дея-тельности: заданный извне режим соб-ственный режим работы

+

+

+

+

+

+

По характеру побудителя: от учи-теля, школы соб-ственная познава­тельная потребность или потребность достижения

+

+

+

+

+

По присутствию источ­ника управ-ления- учителя: в его присутствии без него

+

+

+

+

+

По фиксированию места учебной деятельности:

фиксированное место (например, класс) место работы не фиксируется

+

+

+

+

Необходимо подчеркнуть, что, хотя конкретные формы и методика организации понимаемой таким образом самостоятельной работы школьника пока еще не разработаны, материалы исследований в этой области уже позволяют определить основу разработки самого подхода. При этом существенно, что предлага­емый подход к рассмотрению самостоятельной рабо­ты как особого вида учебной деятельности (формам и условиям ее организации) основывается на принци­пах развивающего обучения. Это предполагает, что самостоятельная работа школьников, наряду с повы­шением их предметной компетенции, должна способ­ствовать их личностному развитию как субъектов этой деятельности.

Программа обу­чения самостоя­тельной работе

Специальная программа обу­чения, прежде всего старших школьников, самостоятельной работе должна включать:

— диагностирование школьником собственной поз­навательной потребности в расширении, углуб­лении, совокупности знаний, получаемых в шко­ле;

— определение собственных интеллектуальных, личностных и физических возможностей, в час­тности объективная оценка свободного от посе­щения школы времени;

— определение цели самостоятельной работы — ближайшей и отдаленной. Например, необходи­мо дать себе ответ, нужно ли это для удовлетво­рения познавательной потребности или, напри­мер, для продолжения обучения в институте;

— самостоятельный выбор школьником объекта изучения и его обоснование для себя (в качестве такого объекта может выступить история Анг­лии, поэзия, музыка Германии, искусство Фран­ции и т. д.) при изучении иностранного языка;

—разработку конкретного плана, долгосрочной и ближайшей программы самостоятельной работы. Хорошо, если работа с учителем в классе может служить образцом составления такой програм­мы;

—определение форм и времени самоконтроля. Це­лесообразно, чтобы формой контроля ученик выбрал выполнение конкретных видов работы (чертеж, проект, перевод, реферат и др.), кото­рые кому-то нужны, необходимы, т. е. чтобы ре­зультата работы были личностно значимы для него.

Конечно, учащихся, занятых такой самостоятель­ной работой, может быть мало, но условия ее организации должны позволить включиться в нее каждому. В заключение еще раз отметим, что самостоятельная работа школьника как специфическая форма учебной деятельности требует предварительного его обучения приемам, формам и содержанию этой работы учите­лем. Это подчеркивает важность организующей и уп­равляющей (в разной степени гибкости) функции учи­теля я в то же время необходимость осознания школьником себя в качестве подлинного субъекта учеб­ной деятельности.

Самостоятельная работа обучающегося, рассматри­ваемая в общем контексте его самообразования, пред­ставляет собой высшую форму его учебной деятель­ности jsq критерию саморегуляции и целеполагания; она может дифференцироваться в зависимости от ис­точника управления, по характеру побуждения и др.

7

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector