Курсовая работа по психологии

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет»

Кафедра психологии образования

«Особенности понимания здорового образа жизни детьми старшего школьного возраста»

Выполнила:

студентка ИЗиДО (право)

хххххх.

Проверила:

хххххххххх

Комсомольск-на-Амуре

2012г.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы здорового образа жизни старших школьников 7

1.3.Вредные привычки как фактор риска у старших школьников 16

16

1.4.Методика позитивного действия в предупреждении вредных привычек, в формировании здорового образа жизни 19

Глава 2 24

Практическая часть 24

2.1. Организация и методы исследования 24

Заключение 26

Список использованных источников 29

Введение

Здоровье нации во многом зависит от образа жизни – характера повседневной жизни людей. Человек живет так, как воспитан и образован, как складывается его духовный и материальный мир. Во многом характер жизни людей зависит от исторических и национальных традиций народа: в труде, в быту, в использовании свободного времени, в удовлетворении духовных и материальных потребностей, в участии в политической и общественной жизни. В современном мире прочно укрепилось понимание того, что нездоровье человека кроется в его образе жизни. Появилось новое, современное представление о жизни, согласно которой досуг уже не является подготовкой к новому рабочему дню, а рассматривается как самостоятельная социальная ценность. В формирование здорового образа жизни граждан активно включились различные государственные институты, конституционные права и свободы сочетаются с коррекцией индивидуальных предпочтений. В развитых странах идет активный поиск общенациональной модели образа жизни, новых форм социального действия и социального поведения.

Термин «здоровьесбережение» стал в современной педагогической литературе общепринятым и даже модным. Он имеет свою предисторию.

Понятие «школьные болезни» было введен немецким врачом Р.Вирховым в 1870 г. Уже тогда для «устранения главнейших причин школьных болезней» предлагалось использовать в образовательных учреждениях игры, танцы, гимнастику и все виды изобразительного искусства. Тем самым на место «пассивно-воспринимающего обучения» должно было прийти обучение «наблюдательно-изобразительное». «Словесная школа» заменялась «школой действия» [4, c. 88].

Основы концепции здоровьесбережения в России были заложены еще в 1904 г., когда съезд Российских врачей обратил внимание на ряд «вредных влияний со стороны школы на состояние здоровья и физическое развитие учащихся. Причем несмотря на многочисленные попытки модернизировать школу на разных этапах истории нашего государства основы этой концепции практически не менялись, а, значит, поставленные задачи по сохранению здоровья подрастающего поколения не были выполнены [7, c. 45].

В отечественной практике сохранения здоровья детского коллектива одним из первых примеров (если не самым первым) можно считать опыт работы Павлышской средней школы под руководством ее директора, выдающегося советского педагога А.В. Сухомлинского.

Страсбургская конференция 1990 г. решением Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Европейского экономического сообщества (ЕЭС) одобрила создание так называемых «школ здоровья» для реализации разработанной в середине 1980-х гг. новой, более расширенной, модели здоровьесбережения. В нее вошли служба питания с расширенным ассортиментом здоровой пищи; проведение мероприятий по физическому воспитанию подрастающего поколения и «служба здоровья персонала школы» с привлечением родителей и помощи широкой общественности [3, c. 22].

Ввиду вышесказанного, темой моего исследования была выбрана «Особенности понимания здорового образа жизни детьми старшего школьного возраста».

Актуальность исследованияопределена следующим. В России в годы реформ значительная часть населения находилась в состоянии затяжного психоэмоционального и социального стресса, что привело к росту депрессий, реактивных неврозов и суицида, алкоголизма, табакокурения, наркомании, абортов, насилия, антисоциальных явлений, криминальной преступности. Причинами болезней образа жизни россиян стали невысокий уровень жизни, социальная неустроенность, развал системы воспитания. Именно поэтому полагается, что прививать здоровый образ жизни следует со школьной скамьи.

Анализ современных концепций и программ профилактики зависимого поведения подростков показывает, что в основу большинства из них положен принцип формирования ценности здоровья как ведущей жизненной ценности, что, по нашему мнению, противоречит особенностям подросткового возраста. Здоровье как жизненная ценность в подростковом возрасте не является ведущей ценностью.

Анализ исследований ценностей и ценностных ориентаций показывает, что методы изучения ограничиваются в основном опросниками, которые позволяют опрашивать большое количество респондентов одновременно.

При рассмотрении проблемы формирования здорового образа жизни подростков мы опирались на концепцию И.И. Брехмана о здоровье как основополагающем компоненте человеческой личности, теорию валеологического образования (Л.Г. Татарникова, Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, Г.А. Колачев, А.Г. Щедрина и др.).

Здоровье понимается нами как процесс сохранения и развития его психических и физических качеств человека, его оптимальной работоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

Здоровый образ жизни в психолого-педагогическом направлении (Г.П. Аксёнов, В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, И.О. Мартынюк, Л.С. Кобелянская и др.) рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Мы понимаем здоровый образ жизни комплексно и рассматриваем его как типичные способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций.

Одно из последних исследований ценностей подросткового возраста было проведено в 1997 году коллективом авторов (М.Н.Достанова, Е.Б.Кнорре, С.В.Кривцова и др.) с использованием методики исследования мотивации и внутренних конфликтов (Е.Б.Фанталовой).

Объект исследования – идеи о здоровом образе жизни.

Предмет исследования – особенности пропаганды здорового образа жизни среди старших школьников общеобразовательного учреждения.

Цель исследования – определить особенности понимания здорового образа жизни детьми старшего школьного возраста.

Для достижения цели моего исследования были определены следующие задачи:

  1. Рассмотреть, что входит в понятие здорового образа жизни, изучить основные составляющие элементы здоровья, для определения основных направлений здорового образа жизни.
  2. Определить важность здоровьезберегающих технологий.
  3. Рассмотреть вредные привычки как фактор риска у старших школьников.
  4. Проанализировать программы, направленные на укрепление здоровья учащихся.

Гипотеза исследования – проведение дня здоровья в средней общеобразовательной школе может активно способствовать профилактике здорового образа жизни среди старших школьников.

Методы исследования – изучения теоретического и практического материала по проблематике исследования, сравнительный, статистический, опрос, анкетирование.

Практическая значимость моего исследования заключается в возможности использования её результатов в практической работе со школьниками по развитию здоровьезберегающих технологий.

Работа состоит из введения, двух глав – теоретической и практической, заключения, списка использованных источников, приложений.

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы здорового образа жизни старших школьников

  1. Содержание понятия здорового образа жизни и его основные элементы.

Здоровый образ жизни – это сложившийся у человека способ организации производственной, бытовой и культурной сторон жизнедеятельности, позволяющий в той или иной мере реализовать свой творческий потенциал.

Научную основу здорового образа жизни составляют основные положения валеологии – науки об индивидуальном здоровье человека. Валеология ( от лат. Valeo – здравствовать) представляет собой совокупность научных знаний о формировании, сохранении и укреплении здоровья.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек – сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, – словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь — это важное слагаемое человеческого фактора.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Отечественными учеными отмечалось, что ЗОЖ выражает ориентированность личности на укрепление и развитие личного и общественного здоровья, реализует наиболее ценный вид профилактики заболеваний — первичную профилактику, предотвращающую их возникновение, способствует удовлетворению жизненно важной потребности в активных телесно-двигательных действиях, физических упражнениях.

Здоровый образ жизни зависит от:

1. объективных общественных условий, социально-экономических факторов;

2. конкретных форм жизнедеятельности, социально-экономических факторов, позволяющих вести, осуществлять ЗОЖ в основных сферах жизнедеятельности: учебной, трудовой, семейно-бытовой, досуга;

3. системы ценностных отношений, направляющих сознательную активность людей в русло ЗОЖ.

По определению Всемирной организации здравоохранения «здоровье – это состояние физического, духовного и соци­ального благополучия, а не только отсутствие болезней и физиче­ских дефектов». Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном: Физическое здоровье – это естественное состояние орга­низма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) пра­вильно функционирует и развивается. Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчи­вости, развитием волевых качеств. Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни чело­века, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличи­тельными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокро­вищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, про­тиворечащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственно отсталым, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами. Здоровый и духовно развитый человек счастлив — он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты. Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность.1Здоровый образ жизни включает в себя следующие основ­ные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигатель­ный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п. Плодотворный труд – важный элемент здорового образа жизни. На здоровье человека оказывают влияние биологические и социальные факторы, главным из которых является труд. Рациональный режим труда и отдыха – необходимый эле­мент здорового образа жизни. При правильном и строго соблю­даемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здо­ровья, улучшению работоспособности и повышению производи­тельности труда. Следующим звеном здорового образа жизни является ис­коренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики).

Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспо­собность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколе­ния и на здоровье будущих детей. Следующей составляющей здорового образа жизни яв­ляется рациональное питание. Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья. Первый закон – равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочув­ствия, – мы полнеем. Сейчас более трети нашей страны, включая детей, имеет лишний вес. А причина одна – избыточное питание, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету, целому ряду других недугов. Второй закон – соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма в пищевых веществах. Питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Оптимальный двигательный режим – важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно ре­шающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания. Полезно ходить по лестнице, не пользуясь лифтом. По утверждению американских врачей каждая ступенька дарит человеку 4 секунды жизни. 70 ступенек сжигают 28 кало­рий. Основными качествами, характеризующими физическое развитие человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. Совершенствование каждого из этих качеств спо­собствует и укреплению здоровья, но далеко не в одинаковой ме­ре. Можно стать очень быстрым, тренируясь в беге на короткие дистанции. Нако­нец, очень неплохо стать ловким и гибким, применяя гимнастиче­ские и акробатические упражнения. Однако при всем этом не удается сформировать достаточную устойчивость к болезнетворным воздействиям.2Для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать и совершенствовать в первую очередь самое ценное качество – выносливость в сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни, что обеспечит организму на­дежный щит против многих болезней. Закаливание – мощное оздоровительное сред­ство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ. Для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать и совершенствовать в первую очередь самое ценное качество – выносливость в сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни, что обеспечит растущему организму на­дежный щит против многих болезней.

Важным элементом здорового образа жизни является личная гигиена. Личная гигиена  включает в себя рациональный суточный режим, уход за те­лом, гигиену одежды и обуви. Особое значение имеет и режим дня. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это, в свою очередь, создает наилучшие условия для работы и восстановления.3

Таким образом, здоровый образ жизни в единстве его компонентов биологического и социального представляет собой социальную ценность, укрепление которой — важнейшая задача любого цивилизованного общества.

1.2. Состояние здоровья детей старшего школьного возраста в России

Здоровье населения является важным показателем социального благополучия, нормального экономического функционирования общества, важнейшей предпосылкой национальной безопасности страны.

Воздействие на человека многих факторов риска хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ): курение, злоупотребление алкоголем, стрессы, экологическое неблагополучие, ожирение, несбалансированное питание, высокий уровень холестерина, низкая физическая активность, артериальная гипертензия способствует развитию заболеваний, приводит к преждевременной смерти. Формируясь в детском и подростковом возрасте, эти факторы риска продолжают действовать в зрелом возрасте, внося свой вклад в общее ухудшение здоровья, затрудняют получение хорошего образования, приводят к отрицательным социальным последствиям. Многие из этих факторов являются предотвратимыми.

Раннее начало профилактического вмешательства наиболее перспективно. Это связано с тем, что поведенческие факторы риска у детей и подростков еще не сформировались или их появление носит непостоянный характер, когда еще не сложился стереотип поведения, не соответствующий здоровому образу жизни. Доказано, что уже в этом возрасте формируются факторы риска атеросклероза, артериальной гипертензии и ишемической болезни сердца, обусловливающие значительную заболеваемость и смертность взрослого, особенно мужского населения. [1]

Распространенность курения в популяции школьников, по данным эпидемиологических исследований, высока. В последнее десятилетие стремительно увеличивается удельный вес курящих подростков. Исследование, проведенное в рамках программы CINDI-children[20] показало, что распространенность курения среди старшеклассников составила в среднем 18 % (критерий — 1 и более сигарет в неделю), хотя данные по городам значительно отличаются.

По данным исследования, проведенного Центром мониторинга вредных привычек среди детей и подростков в 9 городах Подмосковья, распространенность курения еще более высока: ежедневно курят 32,7% мальчиков и 21,6 % девочек.

По данным Госкомстата России, за 1990-е годы частота смертельных исходов в результате алкогольных отравлений детей в возрасте 10–14 возросла в 3 раза, убийств — в 1,5 раза.

Употребление спиртных напитков среди старшеклассников широко распространено. Алкогольные напитки пробовали почти все старшеклассники — 78–91% . Только половина из них никогда не испытывала чувство опьянения, каждый пятый испытывал чувство опьянения хоть однажды.[20] Аналогичные данные получены Центром мониторинга вредных привычек среди детей и подростков: употребление алкогольных напитков в среднем составило 77,3% среди мальчиков и 84,1% — среди девочек.

В стране существенно увеличилось число людей, употребляющих наркотики. Их средний возраст прогрессивно снижается. Число подростков, больных наркоманией, выросло за 5 лет в 10,8 раза. Анонимное анкетирование 700 школьников, проведенное в Вологодской [5] области, показало, что каждый 7-ой из числа опрошенных хотя бы раз пробовал психотропные вещества. При опросе городских школьников Подмосковья пробовали наркотики 11,6% мальчиков и 7,0% девочек.

Важным прогностическим признаком является отношение детей к курению и употреблению спиртных напитков. Если в 5–7 классах более 90% детей негативно относятся к курению и более 80% — к употреблению спиртных напитков, то в старших классах неприемлемость этих факторов резко снижается: курение неприемлемо для 60% опрошенных, а прием алкоголя — только для 47%. При этом алкоголь гораздо более опасен для нарушения поведения, чем курение. Такое резкое снижение «фактора неприемлемости» у подрастающего поколения в ближайшее десятилетие может дать значительную волну алкоголизации населения.

Следует обратить внимание, что только употребление наркотиков является неприемлемым фактором для большинства подростков. А такой фактор как раннее начало половой жизни приравнивается по уровню неприемлемости к бессодержательному времяпрепровождению, т.е. большинство подростков считает, что нет ничего плохого в раннем начале половой жизни. Такое отношение требует развития специальных программ по профилактике ранней беременности и ИППП.

Угроза здоровью детей в подростковом периоде, а затем и во взрослом состоянии может возникнуть в результате недостаточной физической активности. Вследствие неправильной организации учебно-воспитательного процесса, «школьная гипокинезия» — одна из важных проблем современной профилактической медицины.

По данным исследования CINDI-children[20] в 2000 г. в 8 городах России большинство детей имеют условия для занятий физической активностью во время уроков, около половины подростков считают, что есть возможность для занятий в секциях во внеурочное время. В то же время в другом исследовании(4)установлено, что только 30% школьников действительно дополнительно занимаются спортом, из них только каждый пятый занимается в спортивной секции или кружках. В большинстве школ преобладает статическая нагрузка (предметы гуманитарного и естественно-математического циклов) над динамической на фоне проведения малоэффективных форм физического воспитания. Наметилась стойкая тенденция формирования группы подростков с резким ограничением двигательной активности вплоть до «гипокинетоза».

Питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье населения. Недостаточное потребление овощей и фруктов, избыток жира в питании способствуют развитию избыточной массы тела, дислипидемий, артериальной гипертензии, анемии, сердечнососудистых заболеваний и рака.

Тревожен тот факт, что 57% детей не питаются в школе. Из числа питающихся в школе 23%детей только завтракают, 14% только обедают, лишь 6% завтракают и обедают.[6] По данным другого исследования, более половины опрошенных детей не удовлетворены питанием, которое им предлагается в школьных столовых.

В питании детей и подростков дефицит пищевых веществ в суточном рационе значителен: по полноценным белкам — 25%, по энергии — 20%, по витамину А —30%, В —20–30%, С — 50%.

При определении суточного потребления основных пищевых ингредиентов в детской популяции установлено высокое потребление подростками углеводов, преимущественно в виде сахара, и низкое потребление белка.

В настоящее время возрастает роль стрессового фактора в развитии заболеваний у школьников. Вызывает настороженность тот факт, что 16% старшеклассников при опросе указали вероятность развития депрессии, 12% — страх остаться в одиночестве, 14% — «остаться не у дел» после школы[20]. Вероятность развития стресса у этой группы подростков достаточно велика, что требует изменения среды образовательного учреждения в сторону большей дружественности по отношению к детям.

За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число нарушений зрения и осанки, в 4 раза увеличивается число детей с заболеванием органов пищеварения и т.п. Прирост числа функциональных расстройств, хронических заболеваний у обучающихся в школах с повышенными нагрузками, по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, идет гораздо более интенсивно (в 2 и более раз), чем среди учащихся массовых школ. Заботиться о своем здоровье нужно начинать уже с малых лет. Это поможет избежать множества проблем в будущем на протяжении всей жизни. В настоящее время именно здоровый образ жизни современных школьников имеет огромное значение. Нынче все люди находятся в группе риска всевозможных заболеваний по разным причинам.

Пассивный образ жизни, некачественное питание, плохая экология, повсеместное использование бытовой техники, мобильных телефонов – все это оказывает губительное влияние на состояние здоровья современного человека.

Школьникам необходимо хорошее самочувствие, а также правильное физическое и умственное развитие. Именно здоровый образ жизни является фундаментом для этого. Формировать его необходимо, начиная уже со школы, так как в это время у любого человека образуется определенный стиль и образ жизни, который впоследствии плохо поддается коррекции.

Есть 4 основных критерия, которые должны соблюдаться, во что бы то ни стало.

Во-первых, школьникам нужно проявлять физическую активность,

во-вторых – правильно питаться,

в-третьих – от них требуется соблюдение режима дня,

в-четвертых – важен категорический отказ от вредных привычек.

Если следовать всем этим рекомендациям, то хорошее самочувствие на протяжении многих лет – реальность.

Правильные привычки обычно прививаются родителями. Поэтому так важно, чтобы они и сами вели себя соответствующе. Необходимо четкое осознание того, какие факторы могут негативно повлиять на ребенка.

Компьютер и телевизор – вот основные виновники многих проблем со здоровьем.

Но ухудшение осанки и зрения – это отнюдь не все вредные последствия использования данных чудес технического прогресса. Появление Интернета привело к тому, что моральный облик школьников ежедневно подвергается различным испытаниям на прочность. Кроме того, появилось новое понятие – компьютерная зависимость. Такая проблема требует обязательного вмешательства врача-психиатра, так как самостоятельное ее решение вряд ли будет результативным. Важно также помнить, что ежедневное сидение у телевизора – это бесцельное и пассивное времяпрепровождение, которое часто заканчивается проблемами с избыточным весом.

Здоровый образ жизни современных школьников, в первую очередь, подразумевает четкое соблюдение распорядка дня. Таким образом, организм приучается к правильной работе. Но не стоит навязывать ребенку свои представления о режиме дня, он сам покажет, как ему наиболее комфортно организовать распорядок.

Говорить о правильном питании нет нужды, об этом известно всем. Залог успеха – ежедневное употребление углеводов, белков, жиров, витаминов и минералов. Кроме того, дети должны вести активный образ жизни, заниматься спортом или танцами. Вредные привычки – табу для подрастающего организма.

Взрослые должны постараться сделать так, чтобы ребенок сам хотел заботиться о своем здоровье с малых лет.

Делая вывод можно сказать, что ЗОЖ – это осознание опасности наркотического, алкогольно-никотинового отравления организма и психики. Каждый человек обязан знать, что вредит его здоровью и, наоборот, что может быть ему полезным и нужным. Сохранение и укрепление здоровья – дело каждого человека в отдельности и всего государства в целом

1.3.Вредные привычки как фактор риска у старших школьников

По данным различных исследований, лишь около 10% молодежи имеют уровень физического состояния и здоровья, близкий к норме, около 40% детей страдают хроническими заболеваниями. Резко прогрессируют болезни сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, которые во многом обусловлены недостаточной двигательной активностью. Около 50% юношей и девушек выходят из школы, уже имея 2–3 диагноза болезней, а в целом лишь 15% выпускников можно считать практически здоровыми. Общая заболеваемость среди 15–17-летних подростков за последние 3 года увеличилась на 14,7%. При этом количество подростков с болезнями эндокринной системы, расстройствами питания возросло на 25,5%, психическими расстройствами – на 24,5%, заболеваниями костно-мышечной системы – на 20,9%, болезнями системы кровообращения – на 17%. [17, 69]

Наиболее распространённая проблема среди старших школьников это курение. К курению приобщено значительное число детей и подростков во всех странах мира. Изучение образа жизни школьников в развитых странах с высоким уровнем жизни указывает на высокую распространенность вредных привычек. Так проведенное обследование швейцарских школьников 12-14 лет показало, что до 80% из них рискуют стать постоянными курильщиками. Первый опыт курения 20-30% школьников Украины и Беларуси приобретают в младшем школьном возрасте до 10 лет. К числу постоянных курильщиков среди 13-15-летних можно отнести каждого третьего мальчика и каждую пятую девочку (Даниленко Г.М., Клыгина И.А., 2006; Застенская И.А., Лазарчик Ж.Г., Фарино Н.Ф., 2006).

Наши данные мониторинга вредных привычек среди российских подростков за период с 2007 по 2012 г. позволили выявить две важные тенденции в распространенности табакокурения. Первая — преимущественный прирост числа курящих среди девушек, что приводит к сглаживанию традиционных различий в распространенности курения среди подростков разного пола. В отдельных выборках число курящих девушек среди старшеклассников было больше, чем среди юношей. Вторая тенденция – снижение возраста начала курения. Теперь 80% курящих начинают курить до 15 лет, тогда как 10-12 лет назад таких было вдвое меньше. Основной возраст начала курения сместился на средний школьный возраст- 12-13 лет. Этот факт говорит об увеличении числа курящих «со стажем» среди учащихся старшего подросткового возраста, что создает дальнейшие проблемы.

Обычно курение рассматривается как фактор риска, способствующий в последующем формированию хронических неинфекционных заболеваний. Вместе с тем, растущий организм обладает повышенной чувствительностью к влиянию неблагоприятных факторов и для построения профилактических программ по профилактике табакокурения очень важно иметь более полные представления о последствиях раннего курения.

У курящих школьников 9-х классов обнаруживается по сравнению с некурящими снижение ряда когнитивных функций—внимания, объема кратковременной памяти, снижение точности и скорости логических операций, ухудшение зрительно- моторной координации.

Ранние последствия табачной интоксикации были обнаружены у курящих школьников в возрасте 11-17 лет, несмотря на сравнительно малый стаж курения. Среди курящих были больше распространены жалобы по сравнению с некурящими на кашель, одышку, слабость. Жалобы подтверждались данными медосмотров и данными обращаемости за медицинской помощью.

Курение подростков способствует повышению утомления после учебных нагрузок, плохому самочувствию, увеличивало заболеваемость ОРЗ.

С увеличением возраста число подростков, имеющих вредные привычки, растет. Причем, табакокурение, как правило, является манифестным признаком ухудшения образа жизни подростка в целом. Курящие подростки отличаются от некурящих более высокой распространенностью и других форм отклоняющегося поведения — уровнем алкоголизации, приобщением к наркотическим веществам. Сочетание указанных вредных привычек, которые рассматриваются как психоактивные вещества (ПАВ), оказывает более выраженное негативное влияние, чем только курение.

За последние годы резко возросла наркомания среди молодежи. Подавляющее большинство наркоманов составляют лица в возрасте до 30 лет. Заболеваемость наркоманией среди подростков за десятилетие увеличилась в 17 раз. Отмечается снижение среднего возраста начала употребления наркотиков.

В литературе встречается мнение, что влечение подростка к употреблению наркотиков является признаком личностного психологического неблагополучия и является завершением процесса аномального (деструктивного) развития. В частности, выделяются следующие причины:

• Неспособность подростка к продуктивному выходу из ситуации затрудненности удовлетворения актуальных жизненно важных потребностей;

• Несформированность и неэффективность способов психологической защиты подростка, позволяющей ему справляться с эмоциональным напряжением;

• Наличие психотравмирующей ситуации, из которой подросток не находит конструктивного решения.

Анализ результатов исследований алкоголизации молодежи показывает, что уровень потребления спиртного выше в среде подростков, состоящих на учете в полиции, имеющих аномалии характера, и детей из семей алкоголиков. Темп роста употребления алкогольных напитков среди девочек (девушек) идет быстрее, чем у мальчиков (юношей).

Девушки, как свидетельствуют исследования зарубежных авторов, по всем показателям употребления (дозе, частоте, крепости напитков и т. д.) догоняют юношей.

Как мы видим вредные привычки среди молодежи, в том числе и среди старших школьников довольно распространенные явления. Их рост наблюдается с увеличением возраста подростка. Причем практически стирается граница между девушками и юношами, имеющими вредные привычки. Все это приводит к ухудшению здоровья старших школьников, к росту числа хронических заболеваний.

  1. Методика позитивного действия в предупреждении вредных привычек, в формировании здорового образа жизни

Здесь важную роль имеют игровые формы работы с подростками, как фактор формирования здорового образа жизни. Игра – это дело серьёзное, это вечный спутник детства. Миллионы людей проходили в игре школу жизни, познавали окружающий мир, учились человеческим отношениям. По мнению В. Даля – великого русского собирателя народной мудрости, когда-то сказал: «В игре да в дороге узнают людей”. Каждый из нас в игре само выражается на пределе всех своих сил и эмоций. Формированию позитивного отношения к физическому и нравственному здоровью игра имеет большое значение в педагогическом арсенале классного руководителя [7].

Во-первых, это подвижные игры, закрепляющие навыки двигательной активности, а также обеспечивающие социализацию подростка через коллективную деятельность. Методика проведения игр, требующих от детей проявить и развивать физические умения и навыки, будет освещена чуть ниже.

Во-вторых, интеллектуальные игры, закрепляющие основные понятия, представления, знания по проблематике здорового образа жизни.

В-третьих, игры с использованием элементов театрализованного проигрывания ситуаций. Лучше всего дают разнообразные знания о здоровом образе жизни, формируют их в качество личности воспитательные мероприятия в форме реалити. Те, которые разрабатываются и проводятся с непосредственным участием школьников. В «реальном» режиме проходят соревнования по разнообразным видам спорта, спортивные игры в виде эстафет, отдельных силовых конкурсов.

С.А. Шмаков своей книге «Игры учащихся – феномен культуры” утверждает, что интеллектуальные игры, весьма привлекательные для подростка. Речь идёт о «Брейн-ринге”, КВН-ах, «Поле чудес”, «Что? Где? Когда?”, «Счастливый случай”. Для подростков восьмого и более старших классов эффективна форма театрализованного действа. Например, «Судебный процесс” между табачными компаниями и Министерством здравоохранения. По желанию подростков, процесс может быть оформлен декорациями — атрибутами судебного заседания и костюмами участников. К этой работе также могут быть привлечены родители. А, как известно посредником между учащимися и их родителями является классный руководитель.

В своей книге М. И. Рожков «Организация воспитательного процесса в школе” приводит следующие принципы работы с родителями. Работа с родителями должна основываться на следующих принципах:

Чем меньше ребенок, тем с большей степени он не может участвовать в выборе того или иного образа жизни. Он ест ту пищу, которую ему дают, дышит воздухом, который комфортен для других членов семьи, в том числе насыщенным табачным дымом, он часами смотрит телевизор, если это делают другие и т. д.

Основные поведенческие привычки, в том числе связанные с риском для здоровья, формируют у ребёнка сами родители или другие члены семьи, воспитывающие ребенка [16].

Выбирая тот или иной образ жизни, родители несут ответственность не только за собственное здоровье, здоровье детей, но и за здоровье своих будущих внуков. Здоровье детей – цель, где, безусловно, сходятся интересы семьи и школы. Попытаемся рассмотреть, что приобретает каждый участник этого содружества.

Что приобретают родители, семья?

— возможность получить новые знания о здоровье;

— возможность приобщения к «живому” опыту других семей и использования его в интересах здоровья своей семьи, своих детей;

— возможность о способах изменения образа жизни на более благоприятный для здоровья;

— возможность найти поддержку в изменении образа жизни своей семьи;

— возможность улучшить здоровье своих детей и других членов семьи;

— возможность способствовать укреплению семьи.

Классный руководитель относится к тем немногим членам школьного коллектива, которые имеют возможность многолетнего живого общения с семьей. Итак, что приобретает классный руководитель?

— возможность через общения с родителями получить новые знания о здоровье расширить собственный кругозор;

-найти поддержку решению собственных проблем в опыте других людей;

— лучше, ближе узнать свой класс и реально помочь здоровью детей и их семей; повысить уважение к себе со стороны родителей и детей.

И классный руководитель, и родители должны осознать, что они совместно работают на будущее – на здоровье детей, семьи. Для того чтобы определить направление и выбрать наиболее эффективные формы работы с каждой конкретной группой родителей, желательно получить информацию об особенностях их образа жизни. Форма общения с родителями ни в коем случае не должна носить поучающего характера, а быть совместной попыткой рассмотреть актуальную для всех проблему с разных сторон. Очень важно стремиться избежать подобия лекции, чтобы каждый родитель мог активно включиться в обсуждении темы.

Наша школа ежегодно проводит – месячник под названием «Операция подросток”. Цель месячника: через ролевую деловую игру, медицинскую профилактику сформировать позитивное мышление у учащихся в отношении употребления алкоголя, табака, повысить роль и ответственность семьи в профилактике табакокурения и алкоголизации.

Задачи:

1.Дать информацию учащимся и родителям о вредном влиянии никотина на организм.

2. Рассказать о социальных последствиях употребления алкоголя и табака.

3. Способствовать формированию потребность в здоровом образе жизни.

4. Приобретение учащимся навыка сказать «нет”.

Большой интерес у старшеклассников вызывает деловая ролевая игра «Скажи «нет” табакокурению”. Старшеклассники разбиваются по 4-5 человек для работы в группах: историки, медики, химики, писатели, психологи, пресс-центр, отражающий работу групп, социологи, статистики. Каждая группа готовит сообщения о вреде курения и выступают перед учащимися младших и средних классов.

Рабочая группа историков говорит о том, как табак завоевывает мир. Медики рассказывают о заболеваниях, вызванных постоянным курением. Химики рассказывают о физико–химическом механизме курения, содержании химических веществ. Писатели приводят пример Тома Сойера, описанный в «Приключениях Тома Сойера” Марка Твена, об ощущениях ребят от первой затяжки и неприятностях последствиях курения. Социологи — данные анкетирования по школе. Статистики — статистические данные о смертности, связанной с курением.

Примерно по такому же сценарию проходит деловая ролевая игра «Скажем «нет” алкоголю”. Затем начинается самостоятельная работа в группах, после которой ребята рассказывают об истории возникновения алкогольных напитков, почему и что пьют люди, с чего начинается пьянство, медики рассказывают о стадиях и формах опьянения и алкоголизма. Юристы — о преступлениях в состоянии алкогольного опьянения. Группа ребят под руководством психолога разыгрывает ситуации от отказу от алкоголя.

Работа с родителями старшеклассников проводится по определенной системе, используются различные формы: беседы на медицинские и правовые темы, круглые столы, конференции, консультации психолога и социального педагога. Наверное, сегодня одна из самых больших трудностей, встречающихся в практике деятельности классного руководителя — уметь найти контакт с родителями, сделать их своими союзниками. Тем приятнее успех, тем ощутимее радость педагогического творчества, плодами которого будет здоровье детей.

Сохранение здоровья подрастающего поколения является самой насущной проблемой государства. Школа – идеальный центр воспитания культуры здоровья и формирования здорового образа жизни учащихся. Культура здоровья, являющаяся составной частью базовой культуры, призвана развивать осознанное отношение подростков к своему здоровью как главной жизненной ценности, и представляет собой систему познавательного, творческого и поведенческого элементов.

В этой связи реализация образовательных программ, направленных на поддержку здоровьезберегающих технологий, профилактику рискованного поведения и формирование у подростков ответственного отношения к своему здоровью, является все более актуальной.

Любая культура начинается со знаний. Поэтому целью программы является вооружение школьников старших классов системой представлений о физиологических особенностях организма, гигиены тела, питания, режима дня и т.д., а также о сущности здорового образа жизни. В этом состоит смысл познавательного аспекта системы. Творческий элемент предусматривает развитие полученных знаний в ходе активной самореализации личности в процессе творческой деятельности. Поведенческий элемент предусматривает формирование устойчивых положительных привычек и применение поведенческих стереотипов здорового образа жизни в повседневной жизни школьников, устойчивом противодействии негативных воздействий.

Подводя итог вышесказанному можно сказать, что здоровье слагается из общей совокупности психического, физического и нравственного состояний человека. В школах должна проводится постоянная работа по пропаганде здорового образа жизни среди учащихся и их родителей. Это необходимо для того, чтобы изменить отношение подростков к табакокурению, алкоголю, наркотикам. Немаловажную роль в этом процессе играет классный руководитель. Так как именно он является связующим звеном между семьей ученика и школой – территорией здоровья.

Глава 2

Практическая часть

2.1. Организация и методы исследования

Сохранение здоровья подрастающего поколения является самой насущной проблемой государства. Школа – идеальный центр воспитания культуры здоровья и формирования здорового образа жизни учащихся. Культура здоровья, являющаяся составной частью базовой культуры, призвана развивать осознанное отношение подростков к своему здоровью как главной жизненной ценности, и представляет собой систему познавательного, творческого и поведенческого элементов.

В этой связи реализация образовательных программ, направленных на поддержку здоровьезберегающих технологий, профилактику рискованного поведения и формирование у подростков ответственного отношения к своему здоровью, является все более актуальной.

Любая культура начинается со знаний. Поэтому целью программы является вооружение школьников старших классов системой представлений о физиологических особенностях организма, гигиены тела, питания, режима дня и т.д., а также о сущности здорового образа жизни. В этом состоит смысл познавательного аспекта системы. Творческий элемент предусматривает развитие полученных знаний в ходе активной самореализации личности в процессе творческой деятельности. Поведенческий элемент предусматривает формирование устойчивых положительных привычек и применение поведенческих стереотипов здорового образа жизни в повседневной жизни школьников, устойчивом противодействии негативных воздействий.

Программа «Всё, что тебя касается» разработанная в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении (далее МБОУ СОШ) с. Им. Полины Осипенко направлена формирование культуры здорового образа жизни старшеклассников и представляет собой совокупность знаний о здоровье, умений и навыков здорового образа жизни.

Программа была запущена в 2010 году, она рассчитана на 5 лет и уже дает свои результаты. Среди ключевых выводов, полученных в результате исследований, можно отметить следующие особенности подросткового восприятия здоровья и ЗОЖ: «Здоровье – неиссякаемо и так будет всегда», «Здоровье и здоровый образ жизни — не связаны друг с другом», «Здоровому человеку не нужно вести здоровый образ жизни», «Здоровый образ жизни нужен тому, у кого здоровье не в порядке».

Таким образом, подростки воспринимают здоровье как некую изначальную данность, здоровый образ жизни не является актуальной ценностью так как «ограничивает их поведение и не способствует самореализации». В то же самое время, рискованные формы – притягательны и немедленно дают новые впечатления, «позволяют испытать себя», а негативные последствия такого поведения выглядят отдаленными и смутными.

Учитывая специфику отношения старших школьников к теме здорового образа жизни отдельные структурные элементы программы корректируются. Так из методов работы со старшеклассниками исключены лекции по теме ЗОЖ, беседы о важности соблюдения режима дня, питания, отказа от вредных привычек, так как эти формы работы не приносят положительного результата, они скучны и неинтересны. Все мероприятия по формированию здорового образа жизни должны быть подготовлены и проведены качественно, с использованием средств мощного эмоционального воздействия, которыми являются музыка, доходчивое и интересное слово ведущих, хорошо подобранный фактический материал, медиасредства и т.д.

Итак, на примере проведения Дня здоровья в МБОУ СОШ рассмотрим ряд исследований и мероприятий, направленных на приобщение к здоровому образу жизни учащихся старших классов. Здесь главная особенность состоит в том, чтобы мероприятия были нетрадиционными, стимулирующими интерес и побуждающими к активному участию. Так в начале учебного года проводится опрос старшеклассников с целью получить новые предложения по организации и проведению Дня здоровья.

Заключение

В ходе социально-педагогического исследования «Особенности формирования представлений подростков о здоровом образе жизни» осуществлен теоретический анализ понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни», выявлены проблемы формирования здорового образа жизни подростков.

Результаты исследования указывают на то, что представления подростков о здоровом образе жизни соответствуют традиционному пониманию. Отметим как положительную тенденцию включение подростками в понятие ЗОЖ, наряду с действиями по сохранению физического здоровья, также и поддержание психологического и социального благополучия. То есть, ЗОЖ рассматривается опрошенными респондентами комплексно.

На данный момент вопрос сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения стоит особенно остро. Подростки – особый контингент в составе населения, состояние здоровья которого является «барометром» социального благополучия. Подростки чрезмерно подвержены влиянию среды, под воздействием которой в основном и происходит формирование поведенческих установок, привычек, от которых зависит их здоровье. В нашей стране ситуация усугубляется ростом среди молодежи «саморазрушающего поведения»: курение табака, потребление алкоголя и наркотиков.

Здоровый образ жизни – глобальная социальная проблема, составная часть жизни общества в целом. Следовательно, педагогический процесс важно выстроить таким образом, чтобы наиболее эффективно приобщить подростков к здоровому образу жизни и привить чувство ответственности за собственную жизнь и здоровье.

Здоровый образ жизни как особый способ переживания жизненных ситуаций включает в себя ряд компонентов:

– достаточная двигательная активность, обеспечивающая суточную потребность организма в движениях;

– закаливание, способствующее повышению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды и заболеваниям;

– рациональное питание, сбалансированное по набору жизненно необходимых веществ;

– соблюдение режима дня с учетом динамики индивидуальных биологических ритмов, гигиена умственного труда;

– личная гигиена;

– грамотное экологическое поведение;

– психогигиена, направленная на формирование умения управлять своими эмоциями и профилактику неврастенических состояний;

– сексуальное воспитание, профилактика заболеваний, передающихся половым путем;

– отказ от вредных привычек – курения, употребления алкоголя и наркотиков;

– безопасное поведение дома, на улице и в школе, обеспечивающее предупреждение травм и отравлений.

На основе валеологического обучения и воспитания формирование здорового образа жизни включает в себя не только изучение организма и освоение гигиенических навыков, но и предусматривает знание факторов риска, а также совершенствование личности и поведения в обеспечении здорового образа жизни. Осуществляя сознательную и целенаправленную здоровьетворческую деятельность, подросток приобретает большую свободу, осуществляет контроль над обстоятельствами собственной жизни. Чтобы достичь этого, подросток должен прежде всего стать носителем идеи здоровья как основного жизненного приоритета.

Список использованных источников

  1. Бадалов О.Ю. , Козловский И.З., Бахтинов О.П., Стефаниди Н.С. “О ситуации с табакокурением в Ставропольском крае”. “За свободную от табачного дыма Россию.”. Информационный бюллетень. Вып. 3-4.- 2003
  2. Баль Л.В., Барканов С.В. Формирования здорового образа жизни российских подростков. М., 2003.
  3. Беседина А.А. Актуальные вопросы профессионального обучения подростков. //»Актуальные проблемы гигиены детей и подростков». Материалы научно-практической конференции (Харьков, 24-25 мая, 1995 г.).- Харьков.- 1995.- С.22-24.
  4. Гринене Э.Ю. Состояние здоровья и некоторые аспекты понятия здорового образа жизни подростков г. Каунас. В материалах Вс. научно- практ. Конф. с международным участием «Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи» 15-17 мая 2006 г. Москва. с.
  5. Гурова О.А., Самбурова И.П., Соколов Е.В. Влияние курения табака на организм подростков. //Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 2001.- №2.- С.110-112.
  6. Давыденко Л.А.Образ жизни школьников крупного промышленного города: оценка риска. В материалах Вс. научно- практ. Конф. с международным участием «Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи» 15-17 мая 2006 г. Москва. с. 45-46
  7. Даниленко Г.М., Клыгина И.А. Школа как ядро системы формирования здорового образа жизни учащихся. В материалах Вс. научно- практ. Конф. с международным участием «Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи» 15-17 мая 2006 г. Москва. с. 45-46
  8. Дедух Е.Л, Лузанова Г.С., Ручкина Н.А. Роль гигиенического образования школьников , подростков и молодежи в профилактике табакокурения. В материалах Вс. научно- практ. Конф. с международным участием «Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи» 15-17 мая 2006 г. Москва. С.49
  9. Журавлёва И.В. Здоровье подростков: социологический анализ. Москва. Институт социологии РАН. 2002.- 240с
  10. Журавлева М.С., Сетко Н.П.. распространенность вредных привычек среди подростков как медико-социальная проблема современного общества. Материалы Вс. научно- практ. Конф. с международным участием «Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи» 15-17 мая 2006 г. Москва С. 53-54
  11. Застенская И.А, Лазарчик Ж.Г., Фарино Н.Ф. К проблеме табакокурения среди подростков. Материалы Вс. научно- практ. Конф. с международным участием «Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи» 15-17 мая 2006 г. Москва С.54-55
  12. Кучерук А.С., Совтысик Д.Д. и др. Исследования функциональных сдвигов в организме юношей 9-10 классов при велоэргометрических нагрузках. //Теория и практика физической культуры.- 1993.- №9.- С.22-23.
  13. Лоранский Д.Н., Лукьянов В.С. Азбука здоровья: Книга для молодежи. М., 1990.
  14. Отчет «Оценка существующей практики и потребностей в области укрепления здоровья, социальной безопасности школьников в г. Москва, Новосибирск, Оренбург, Питкяранта, Томск, Тверь, Уфа, Электросталь», ГНИЦ ПМ МЗ РФ , CINDI, Москва 2002.- С.41.
  15. Педагогика здоровья. М., 1990
  16. http://ozerki.moy.su/index/zdorovyj_obraz_zhizni/0-26

приложение таблица 1

Табл. 1 Отношение старшеклассников к факторам риска и девиантным формам поведения («фактор неприемлемости»)

Факторы риска и формы поведения

Это неприемлемо, %

1. Раннее начало половой жизни

35,8

2. Курение

60,3

3. Прием алкогольных напитков

47,9

4. Употребление наркотиков

91,5

5.Реализация отклоняющихся от норм форм поведения (хулиганство)

73,2

6.Бессодержательное времяпрепровождение

32,6

Приложение №3

Результаты анкетирования учащихся 5-11 классов

Кол-во

детей

Общие

кол-во

детей

В %

  • курят
  • пробовали курить
  • не курят

2

6

74

82

82

82

2,4%

7,3%

90,2 %

-пьют алкогольные напитки регул.

-пробовал пить алк. напитки

-никогда не пробовал

6

76

82

82

82

7,3%

92,6%

-пробовал наркотики

-не пробовал

1

81

82

82

1,2%

98,7%

Приложение №1

Мониторинг вредных привычек

В заключении данной курсовой работы мы можем сделать следующие выводы.

В первой главе мы дали определение понятию здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни – это образ жизни, основан­ный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищаю­щий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позво­ляющий до глубокой старости сохранять нравственное, психиче­ское и физическое здоровье.

Здоровье слагается из общей совокупности психического, физического и нравственного состояний человека.

Во втором параграфе данной главе мы установили, что каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости.

К таким способам можно отнести: плодотворный труд, искоренение вредных привычек, оптимальный двигатель­ный режим, закаливание, рациональное питание и т.д.

Значение имеет и режим дня. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма.

Особо следует выделить занятия физической культурой и спортом, эффективно ре­шающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.

Важным элементом здорового образа жизни является личная гигиена. Личная гигиена  включает в себя рациональный суточный режим, уход за те­лом, гигиену одежды и обуви.

Во второй главе мы определили так же, что здоровый образ жизни является субъективно значимым, поэтому в сохранении и укреплении здоровья каждого человека необходима перестройка сознания, ломка старых представлений о здоровье, изменение стереотипов поведения.

Таким образом, мы рассмотрели, что входит в понятие здорового образа жизни, изучили основные составляющие элементы здоровья.

Определили способы, которые сопутствуют ведению здорового образа жизни, а так же рассмотрели социальные факторы, которые влияют на ведение населением здорового образа жизни.

Решив поставленные задачи, мы провели исследование и изучение здорового образа жизни.

Выводы, полученные при написании данной работы позволяют утверждать, что поставленная нами цель достигнута.

1 Воробьев В.И. Слагаемые здоровья // Физкультура и спорт – М. 2002. С.13.

2 Куценко Г.И.,Новиков Ю.В. Книга о здоровом образе жизни. – М. 1997. С 97.

3Васильев В.Н. Утомление и восстановление сил. – М. 1994. С. 56.