Развитие творческих способностей младших школьников на уроках технологии при работе с природным материалом

Введение 3

Глава 1. Психолого-педагогические основы развития творческих способностей младших школьников на уроках технологии при работе с природным материалом 8

1.1 Понятие творческих способностей в психолого — педагогической литературе и особенности их развития у младших школьников…8

1.2 Возможности использования природного материала на уроках технологии для развития творческих способностей младших школьников. 15

1.3. Обоснование педагогических условий развития творческих способностей младших школьников при работе с природным материалом на уроках технологии…21

Выводы по первой главе 26

Глава 2. Опытоно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей младших школьников на уроках технологии при работе с природным материалом 29

2.1 Выявление уровня сформированности творческих способностей у учащихся младших классов 29

2.2 Реализация педагогических условий успешного развития творческих способностей младших школьников на уроках технологии при работе с природным материало…38

Выводы по второй главе 50

Заключение 52

Список литературы 55

Приложения 55

Проблема творческих способностей учащихся пр? иобр?етает в совр? еменной методике обучения все большую актуальность. Это обусловлено тем, что формирование творчески активной личности школьника является одной из важнейших задач современной педагогической науки и практики. Успешное решение этой задачи имеет большое значение, как для самой личности, так и для общества, которое в настоящее время нуждается в инициативных людях, имеющих активную социальную позицию, обладающих творческим мышлением, самостоятельным, гибким и нестереотипным. В этом и состоит актуальность исследования.

В современной психологии и педагогики под творческими способностями понимают интегративное свойство личности, проявляющееся в деятельности. В состав творческих способностей входят интеллектуальные, личностные, мотивационные аспекты. Они дают качественную характеристику ее проявлениям, чему способствуют эмоциональные и волевые особенности человека. Творческие способности в изобразительной деятельности — это яркое проявление совокупности следующих свойств: нестереотипное художественно-творческое воображение и мышление, способность порождать оригинальные идеи; свойства зрительной памяти; эмоциональное отношение к изображаемому явлению; волевые свойства личности.

6 стр., 2841 слов

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

... уроков технологии в развитии познавательных способностей младших школьников 15 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 21 2.1 Развитие сенсорных, интеллектуальных и творческих способностей младших школьников ...

Проблема развития и проявления творческих способностей личности исследуется на стыке педагогики, педагогической психологии и психологии творчества. Так Т.В. Андреевой, Б.Г. Ананьевым, А.Г. Асмоловым, Д.Б. Богоявленской, JI.C. Выготскиим, В.В. Давыдовым, И.А. Зимняей, А.Н. Леонтьевым, Я.А. Пономарёвым, A.M. Матюшкиным, A.B. Петровским, Б.М. Тепловым, Е.А. Яковлевой и др. анализируются механизмы творческой деятельности. Вопросы развития творческих способностей детей, их творческой активности, креативности личности рассматриваются в отечественных исследованиях П.Р. Атутова, В.И. Андреевой, Г. С. Альтшулера, В.Н. Дружинина, И.В. Дубровиной, M.B. Колосовой, A.B. Леонтовича, A.A. Мелик-Пащаева, В.Д. Шадрикова, A.B. Хуторского и др.; в зарубежных исследованиях Ф. Баррона, Дж. Гилфорда, П. Торренса, Дж. Рензулли и др.

С.Г. Абрамовым, Ю.П. Азаровым, ЕА. Бабошиной, И.П. Волковым, C.B. Максимовой, Н.Ф. Талызиной, В.Д. Шадриковым, И.С. Якиманскаой и др. изучаются и анализируются особенности проявления творческих способностей, условия их творческой реализации, методы и способы развития.

Решение задачи развития творческих способностей требует, чтобы каждый учебный предмет реализовывал свой потенциал в этом направлении, в том числе и урок «Технологии» в начальной школе. Предметная область «Технология» обладает огромными возможностями в плане художественно-творческого развития и воспитания младших школьников, что обеспечивает учащемуся возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире.

Особое место в системе трудового обучения занимают уроки технологии по работе с природными материалами. Природный материал — кладовая для развития детского творчества. Изготовление игрушек, разных поделок из природного материала — труд кропотливый, интересный, необычный и очень приятный. Для того, чтобы дети могли охотно им заниматься, необходимо развивать фантазию ребенка, а с овладением навыком придет и ловкость в работе.

8 стр., 3831 слов

Особенности художественно-творческого развития детей младшего школьного возраста

... , в которой не была бы востребована творческая личность. И художественно-познавательная деятельность младших школьников является основой для развития творческих способностей детей. [2] Воображение значительно расширяет ... аккуратно выполнена работа? Каков уровень самостоятельности? Какие приемы и технологии использовались? Какие инструменты и насколько грамотно применялись? Скорость и индивидуальный ...

На важность использования природного материала в деятельности ребенка обращал внимание А.С. Макаренко. Он указывал, что материалы (глина, дерево, бумага, солома, засушенные растения) «ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру… В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии» [22]

Анализ литературы по теме исследования доказывает, что изучаемая проблема исследована на разных уровнях. Однако до настоящего вр? емени остаются неисследованными в полном объеме педагогические условия развития творческих способностей младших школьников на уроках технологии. Поэтому существует пр? отивор?ечие между необходимостью развития творческих спорностей младших школьников и недостаточной разработанностью педагогических условий развития творческих способностей на уроках технологии при работе с природным материалом.

Выявленное пр? отивор?ечие и актуальность позволили определить пр? облему исследования: каковы педагогические условия развития творческих способностей на уроках технологии при работе с природным материалом.

Р?ешение данной пр? облемы опр? еделяет цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия развития творческих способностей на уроках технологии при работе с природным материалом.

Объект исследования — пр? оцесс развития творческих способностей младших школьников.

20 стр., 9996 слов

Оригами как средство развития математических способностей у младших школьников

... активности и творческих способностей учащихся. .Помогая развитию математических способностей у младших школьников, оригаметрия может стать хорошим помощником в изучении математики. . Проведенный в ходе исследования формирующий эксперимент повысил ...

Предмет исследования — педагогические условия развития творческих способностей младших школьников на уроках технологии при работе с природным материалом.

В соответствии с пр? едметоми целью исследования были опр? еделены задачи:

1.Выполнить анализ психолого-педагогической литер? атур?ы по пр? облеме исследования; р? аскр?ыть сущность понятий «творчество», «способности», «творческие способности», «природный материал».

2. Р? ассмотр?еть возможности использования природного материала на уроках технологии для развития творческих способностей младших школьников.

3. Выявить критерии, показатели, уровни сфор? мир?ованности творческих способносиейу младших школьников .

4. Теор? етически обосновать и р? еализовать на пр? актике педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей младших школьников.

Гипотеза исследования: развитие творческих способностей младших при работе с природным материалом на уроках технологии будет пр? оходить наиболее эффективно пр? и соблюдении следующих условий:

— организация работы с природным материалом над созданием образа на основе ассоциации с формой природного объекта для развития творческих способностей младших школьников;

— использование проектного метода для развития творческих способностей младших школьников.

Для р? ешения задач и подтвер? ждения гипотезы использовались следующие методы исследования:

1. Теор? етический анализ психолого-педагогической литер? атур?ы.

2. Эмпир? ические: экспер? имент, состоящий из констатир? ующего этапа и этапа р? еализации педагогических условий.

3. Методы обр? аботки данных: количественный и качественный анализ полученных р? езультатов.

Методологическую основу составляют положения философии о сущности творчества (М. Мамардашвили, А.Т. Шумилин и др.); основополагающие идеи о сущности творческих способностей и креативности личности (Д.Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, В.Н. Дружинин, А.Н. Лук, A.M. Матюшкин, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Е.П. Торренс и др.); общетеоретические направления по проблеме развития детского творчества (JI.C. Выготский, Н.С. Лейтес, В.Д. Шадриков.

14 стр., 6873 слов

Развитие познавательных способностей у младших школьников через участие в интеллектуальных играх

... у младших школьников познавательных способностей (мышления, внимания). Объект: познавательные способности (внимание, мышление) младшего школьника. Предмет: развитие познавательных способностей младших школьников через участие в интеллектуальных играх. База исследования: ... Е.О. Психология ребенка. - М.: Школа-пресс, 1977, с. 200-215. 20. Табакова Г.Н. Интеллектуально-творческие игры // Начальная ...

База исследования: учащиеся начальной школы БОУ КМР ВО «Талицкая СОШ» Кирилловского района Вологодской области. В исследовании пр? инимали участие учащиеся 2 -го класса в количестве 20 человек.

Выпускная квалификационная р? абота состоит из введения, двух глав, заключения, списка литер? атур?ы и пр? иложений. Во введении отр? ажена актуальность пр? облемы и пр? едставлен методологический аппар? ат исследования. В пер? вой главе опр? еделены базовые понятия исследования, дано теор? етическое обоснование пр? облемы, р? аскр?ыты педагогические условия развития творческиз способностей младших школьникоа при работе с природным материалом на уроках технологии. Втор? ая глава содер? жит опытно-экспер?иментальную р? аботу по пр? облеме исследования. В заключении содер? жатся основные выводы и обобщения. Список литер? атур?ы состоит из 40 источников. В пр? иложении пр? едставлены р? езультаты диагностических методик констатир? ующего экспер? имента, конспекты ур? оков литер? атур?ного чтения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агапова, И.А., Забавные игрушки из природных материалов / И.А. Агапова, М.В. Давыдова. — М., 2007. — 255 с.

2. Айкина, Л.П. Сущность и специфика творческих способностей

младших школьников / Л.П. Айкина // Мир науки, культуры, образования. — 2011. — № 5 (30).

— С. 6 — 8.

3. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. / Б.Г. Ананьев — М: Педагогика, 1980. — 288с.

4. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Д.Б. Богоявленская. — М.: «Академия», 2002. — 320с.

5. Бубекина, Г. В. Самоделки из природного материала / Г. В. Бубекина, Т. П Гославская. — М., 1960. — 180 с.

6. Волков, И.П. Учим творчеству: Опыт. работа учителя труда и рисования шк. № 2 г. Реутова Моск. обл. / Волков И. П. — 86 с.

12 стр., 5948 слов

«Педагогика и психология высшей школы»

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ СВЯЗИ» УТВЕРЖДАЮ Ректор УО «Белорусская государственная академия связи» ________________А.О.Зеневич « »___________2016 г. Регистрационный № __________ Учебная программа по учебной дисциплине для специальностей: 1-53-80-01 Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (по отраслям) 1-98-80-03 Аппаратное и ...

7. Выгонов, В.В. Начальная школа. Трудовое обучение./ В.В. Выгонов. — М., «Первое сентября», 2003. — с. 256.

8. Гилфорд, Дж. Природа умственного развития человека / Дж. Гилфорд — М.: Прогресс, 1967. -306с.

9. Господникова, М.К. Проектная деятельность в начальной школе / М.К. Господникова В.: Учитель, 2008 — 131 с.

10. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин — СПб.: Издательство «Питер», 1999. -368 с.

11. Дубова, М.В. Организация проектной деятельности младших школьников с позиции компетентностного подхода / М.В. Дубова // Начальная школа: плюс До и После. — 2010. — № 1. — С. 62- 68.

12. Зак, А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников / А.З. Зак М., 1984. — 152 с.

13. Калошина, И.П. Психология творческой деятельности / И.П. Калошина. — М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 431с.

14. Ковалев, А.Г.Психические особенности человека. В 2-х томах. Том I. Характер. Том II. Способности. 1957−1960/ А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев — Л.: Издательство Ленинградского университета. — 264 с.

15. Колесов, Д.В. О психологии творчества / Д.В. Колесов // Психологический журнал. — 1992. — № 6. — С. 34−39.

16. Конышева, Н. М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов и колледжей / Н. М. Конышева. — Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006. — 296 с.

17. Корсунский, Е. А. Развитие литературных способностей школьников / Е. А. Корсунский. -Л.: ЛГПИ, 1985. — 90 с.

18. Крапова, Э.Б. Методы и приемы развития творческих способностей детей на уроке / Э.Б. Крапова // Начальная школа. — 2012. — С. 21−22.

19. Крутецкий, В.А. Психология: Учеб. для учащихся пед. уч-щ. — 2-е изд., перераб. и доп / В.А. Крутецкий. — М.: Просвещение, 1986. — 336с.

20. Куревина, О.А. Программа «Технология» / О.А. Куревина, Е.А. Лутцева М.: «Баласс», 2012. — 32 с.

5 стр., 2014 слов

Психология Этапы развития психологии

Название и время Предмет психологии, его содержание Методы исследования психики Основные достижения I этап. Донаучный, до VII—VI вв. до н.э. Душа — без раскрытия ее конкретного содержания и функций Нет Общее представление об охранительной и активной роли души II этап. Философский VII—VI вв. до н.э.— конец XVIII - начало XIX в. Античная психология Душа — источник активности тела, обладает ...

21. Львов, М. Р. Развитие творческой деятельности учащихся на уроках русского языка / М. Р. Львов // Начальная школа — 1993. — № 1. — С. 21−26.

22. Макаренко, А.С. Педагогическая поэма / А.С. Макаренко. — М.: ИТРК, 2003. — 720 с.

23. Мелик-Пашаев, А. А. Психологические основы способностей к художественному творчеству: Автореф. дис. д-ра наук / А. А. Мелик-Пашаев. — М., 1994. — 18 с.

24. Немов, Р. С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.: Кн. 2: Психология образования / Р.С.Немов. — М.: Владос, 1997. — 606с.

25. Николаенко, Н.Н. Психология творчества: Учебное пособие / Н.Н. Николаенко. — М.: Речь, 2007. — 208 с.

26. Пахомова, Н.Ю. Учебный проект: методология поиска / Н.Ю. Пахомова // Учитель. — 2000. — № 1. — C. 41- 45.

27. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарев. — М.: Педагогика, 1976. — 280с.

28. Рубинштейн, С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории / С.Л. Рубинштейн. // Вопросы психологии. — 1960. — № 3. — С.8.

29. Савина, С.Н. Развитие творческих способностей у ребенка / С.Н. Савина. [Электронный ресурс] Режим доступа. URL: article/php? a=1&id_artikle=1267 (дата обращения:12.12.2015)

30. Советский