Методические указания 17

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени

профессора В.Ф.Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения и

социального развития Российской Федерации»

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздравсоцразвития

России

Кафедра психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии и педагогики ПО

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

по дисциплине «Психология и педагогика»

для специальности 060201 – Стоматология (очная форма обучения)

К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 2

ТЕМА: «Психология как сложная система наук »

Утверждена на кафедральном заседании

протокол № ____от «___»_________________ 2011 г.

Заведующий кафедрой

д.псх.н., доцент_________________________________Логинова И.О.

Составители:

к.псх.н., доцент_________________________________Чупина В.Б.

преподаватель _________________________________Чернова Е.И

преподаватель__________________________________Сенченко Г.В.

Красноярск

2011

  1. Занятие № 2

Тема: «Психология как сложная система наук».

  1. Форма организации занятия: семинарское.
  2. Значение изучения темы.

Проблема индивидуального подхода к личности растущего человека продолжает оставаться актуальной. Психический онтогенез, даже при самых благоприятных внешних и внутренних условиях развития человека, имеет свои особенности, соответствующие возрастным периодам, которые врач должен знать и учитывать в работе с пациентами.

  1. Цели обучения:

— общая: обучающийся должен обладать способностью и готовностью использовать на практике методы гуманитарных, социальных, экономических, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1); способностью к аргументации, ведению дискуссии, к социальному взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; к толерантности, уважению и принятию Другого; к социальной мобильности (ОК-8); способностью осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; способен соблюдать правила врачебной этики и деонтологии, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией (ОК-11); способностью и готовностью изучать научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК- 46); способностью и готовностью к участию в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов научных исследований (ПК- 48); способностью и готовностью к обучению пациентов правилам медицинского поведения; к общению и взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, партнерами, пациентами и их родственниками, к обучению пациентов гигиене полости рта (ПК- 49).

15 стр., 7008 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I

... результаты в обучении. 2. Педагогические способности Способности в отечественной психологии определяются как индивидуальные свойства ... выборке работающих учителей двух крайних типов преподавателей (ориентированных на «развитие» и на ... способность объяснять обучающимся учебный материал; академические (способности в соответствующей области науки - в математике, литературе и т.д.); речевые (способность ...

— учебная: знать предмет, задачи, методы психологии и педагогики; основы возрастной психологии и психологии развития; основы теории воспитания, закономерности педагогического взаимодействия, педагогические аспекты деятельности врача; уметь использовать психолого-педагогические знания в своей профессиональной деятельности: в процессе разработки медико-психологической тактики лечения; применять полученные знания в процессе выстраивания взаимоотношений с пациентом, с коллегами и использовать их в научно-исследовательской работе; владеть навыками учета психологических особенностей пациента в процессе его лечения.

5. План изучения темы:

5.1. Контроль исходного уровня знаний.

Фронтальный опрос.

  1. Значение различных психологических знаний для профессиональной деятельности.
  2. Основные понятия, с помощью которых описываются психологические явления, их классификация.
  3. Основные отрасли психологии.
  4. Методы исследования в психологии.
  5. Соотношение понятий «психика», «сознание», «бессознательное».

5.2. Основные понятия и положения темы.

Определение психологии как науки.

Психология – в переводе с древнегреческого обозначает «наука о душе». Позднее область изучаемая психологией значительно расширяется и включает в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления. Таким образом, психология — это наука о психике и психических явлениях.

Предметом психологии – являются психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах.

Психические явления разделяются на три основных класса: психические процессы, психические состояния, психические свойства личности.

Современная психология находится на стыке ряда наук. Она занимает промежуточное положение между общественными науками, с одной стороны, естественными — с другой, техническими – с третьей. Близость ее к этим наукам, даже наличие отраслей, совместно разрабатываемых с некоторыми из них, ни в коем мере не лишает ее самостоятельности. Во всех своих отраслях психология сохраняет свой предмет исследования, свои теоретические принципы, свои пути изучения предмета.

4 стр., 1723 слов

Психика, психические явления, поведение человека

... абстрактное (оперирование абстрактными понятиями). Чувства — психический процесс, отражающий отношение человека к предметам и явлениям, отличающийся относительной устойчивостью. Эмоции — сиюминутное субъективное ... восприятие движений. Внимание — направленность психической деятельности, сосредоточенность на важных в данный момент предметах и явлениях. Свойства внимания: устойчивость (длительное ...

Основные отрасли психологии.

Общая психология исследует индивида, выделяя в нем познавательные процессы и личность. Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний. Личность содержит свойства, которые определяют дела и поступки человека. Это — эмоции, способности, диспозиции, установки, мотивация, темперамент, характер и воля.

Специальные отрасли психологии тесно связанные с теорией и практикой обучения и воспитания детей, включают генетическую психологию, психофизиологию, дифференциальную психологию, возрастную психологию, социальную психологию, педагогическую психологию, медицинскую психологию, патопсихологию, юридическую психологию, психодиагностику и психотерапию.

Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа. Дифференциальная психология выявляет и описывает индивидуальные различия людей, их предпосылки и процесс формирования. В возрастной психологии эти различия представлены по возрастам. Эта отрасль психологии изучает также изменения, происходящие при переходе из одного возраста в другой.

Социальная психология изучает человеческие взаимоотношения, явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом в разного рода группах. Такие знания необходимы для психологически правильной организации воспитания.

Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Особое внимание здесь обращается на обоснование и разработку методов обучения и воспитания людей разного возраста.

Три следующие отрасли психологии — медицинская и патопсихология, а также психотерапия — имеют дело с отклонениями от нормы в психике и поведении человека. Юридическая психология рассматривает усвоение человеком правовых норм и правил поведения и также нужна для воспитания. Психодиагностика ставит и решает проблемы психологической оценки уровня развития детей и их дифференциации

Методы – это способы, посредством которых познается предмет науки. Психология, как и каждая наука, употребляет не один, а целую систему частных методов и методик.

В отечественной психологии выделяются следующие четыре группы методов: организационные, эмпирические, методы обработки данных и методы коррекции.

Организационные методы включают сравнительный метод, лонгитюдный метод, метод поперечных срезов. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например, между физиологическим, психологическим и социальным развитии ем личности.

К познанию особенностей и закономерностей психического развития можно подойти посредством двух основных типов исследования: поперечных срезов и продольных (лонгитюдных).

17 стр., 8087 слов

Теоретические и методологические проблемы психологической помощи ...

... возрастным психологом. В 1877 году он опубликовал короткую статью о психическом развитии своего сына. Наблюдения за сыном помогло Дарвину углубить представление об эволюции врожденных форм человеческого ... у человека» (Рубинштейн, 1989, т. 1. с. 113). Таким образом, концепция развития в отечественной психологии стала центральным звеном при изучении личности на всем протяжении индивидуального пути. ...

Лонгитюдный метод – это многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. Цель лонгитюдных исследований – регистрировать соматическое и психическое развитие личности.

Логитюдный метод по сравнению с методом поперечных срезов обладает рядом преимуществ:

  • Лонгитюдное исследование позволяет проводить обработку данных поперечно по отдельным возрастным периодам;
  • Лонгитюдные исследования определяют индивидуальную структуру и динамику развития каждого человека;
  • Только лонгитюдное исследование позволяет анализировать взаимоотношения и взаимосвязи между отдельными компонентами развивающейся личности, позволяет решить вопрос о критических периодах в развитии.

Основным же недостатком лонгитюдных исследований являются значительные затраты времени, требуемые на их организацию и проведение.

Суть поперечных или срезовых исследований психического развития состоит в том, что заключение об особенностях развития делают на основании исследований одних и тех же характеристик в сравниваемых группах людей различного возраста, разных уровней развития, с различными свойствами личности. Основным преимуществом этого метода является быстрота исследования – возможность получения в течение короткого времени результатов. Однако исследования в чисто поперечных срезах статичны и не дают возможности сделать заключение о динамике процесса развития, о его непрерывности.

Сравнительный метод заключается в рассмотрении отдельных механизмов поведения и психологических актов в процессе развития и в сравнении со сходными явлениями у других организмов. Наибольшее распространение этот метод. Называемый «сравнительно-генетический», получил в зоопсихологии и в детской психологии.

Эмпирические методы – наблюдение за отдельными фактами, их классификация, установление закономерных связей между ними; включают в себя наблюдение и самонаблюдение, экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий); психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, интервью, беседы); анализ продуктов деятельности; биографический метод.

Группа эмпирических методов в психологии традиционно, начиная с тех пор, как психология выделилась в самостоятельную науку, считается основной.

Наблюдение выступает в психологии в двух основных формах – как самонаблюдение, или интроспекция, и как внешнее, или так называемое объективное наблюдение.

Познание собственной психики посредством самонаблюдения всегда осуществляется в той или иной степени опосредованно через наблюдение внешней деятельности.

Объективное наблюдение должно исходить из единого внутреннего и внешнего, субъективного и объективного. Это самый простой и наиболее распространенный из всех объективных методой в психологии. Научное наблюдение непосредственно соприкасается с житейским наблюдением. Необходимо поэтому прежде всего установить общие основные усилия, которым вообще может удовлетворять наблюдение, чтобы быть научным методом.

6 стр., 2740 слов

Метод педагогического эксперимента

... явле­ний в естественных условиях путем их непосредственного наблюдения эксперимент позволяет целенаправленно изменять условия педагогического воздействия на испытуемых. ... из методов психолого-педагогического исследования - эксперимент. 3.8 Метод педагогического эксперимента к числу самых своеобразных и трудноосваиваемых методов сбора социологической информации относится эксперимент Проблема ...

Первое основное требование – наличие четкой целевой установки.

В соответствии с целью должен быть определен план наблюдения, зафиксированный в схеме. Плановость и систематичность наблюдения составляют самую существенную черту его как научного метода. И если наблюдение исходит из четко осознанной цели, то оно должно приобрести избирательный характер. Наблюдать все вообще в силу многообразия существующего совершенно невозможно. Всякое наблюдение поэтому носит избирательный, частичный характер.

Основное преимущество метода объективного наблюдения заключается в том, что оно позволяет изучать психические процессы в естественных условиях. Однако объективное наблюдение, сохраняя свое значение, по большей части должно дополняться другими методами исследования. К процедуре наблюдения предъявляются следующие требования:

  1. Определение задачи и цели;
  2. Выбор объекта, предмета и ситуации;
  3. Выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации;
  4. Выбор способа регистрации наблюдаемого (как вести записи);
  5. Обработка и интерпретация полученной информации.

Основной недостаток метода наблюдения заключается в том, что психологическое состояние, личностные особенности наблюдателя могут влиять на результаты наблюдения. Определенную трудность представляет интерпретация данных.

Наблюдение используется, в первую очередь, когда требуется минимальное вмешательство в естественное поведение, взаимоотношения людей, когда стремятся получить целостную картину происходящего.

Экспериментальный метод – это исследовательская деятельность в целях изучения причинно-следственных связей, которая предполагает следующее:

  • Исследователь сам вызывает изучаемое им явление и активно воздействует на него;
  • Экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление;
  • В эксперименте имеется возможность неоднократного воспроизведения результатов;
  • В результате эксперимент устанавливает допускающие математическую формулировку количественные закономерности.

Основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать допустимыми для объектного внешнего наблюдения существенные особенности внутреннего психического процесса.

Эксперимент как метод возник в области психофизики и психофизиологии и получил широкое распространение в психологии. Но изменился сам характер эксперимента: от изучения соотношения отдельного физического и соответствующего ему психологического процесса он перешел к изучению закономерностей протекания самих психических процессов в определенных объективных условиях. Против лабораторного эксперимента выдвигались три соображения. Указывалось на искусственность эксперимента, аналитичность и абстрактность.

14 стр., 6539 слов

Реферат на тему: « Виды поведения животных»

... законы поведения. Этология изучает поведение животных методами наблюдения и регистрации, а механизмы поведенческих актов- физиологическими методами. Основным методом этологических ... исследований является наблюдение с регистрацией двигательных актов различными способами: протоколированием с хронометражем событий, фотографированием, киносъемкой, экспериментом ...

Своеобразным вариантом эксперимента, представляющим как бы промежуточную форму между наблюдением и экспериментом, является метод так называемого естественного эксперимента. Его основная тенденция – сочетать экспериментальность исследований с естественностью условий. Логика этого метода такова: экспериментальному воздействию подвергаются условия, в которых протекает изучаемая деятельность, сама же деятельность наблюдается в ее естественном протекании. Вместо того, чтобы проводить изучение явлений в лабораторных условиях, исследователи стараются учесть влияние и подобрать естественные условия, соответствующие их целям. Роль естественного эксперимента велика при изучении познавательных возможностей человека на различных возрастных этапах и при выяснении конкретных путей формирования личности.

И наконец, экспериментальный метод включает и эксперимент как средство воздействия, изменения психологии людей. Такая разновидность экспериментального метода называется формирующим экспериментом. Его своеобразие заключается в том, что он одновременно служит и средством исследования, и средством формирования изучаемого явления. Для формирующего эксперимента характерно активное вмешательство исследователя в изучаемые им психологические процессы.

Психодиагностические методы. Цель современной психологической диагностики заключается в том, чтобы фиксировать и описывать психологические различия как между людьми, так и между группами людей, объединенных по каким-либо признакам.

В число диагностируемых признаков в зависимости от задач исследования могут входить психологические различия по возрасту, полу, образованию и культуре, по психическим состояниям, психофизическим особенностям и т.п.

Одним из видов психодиагностического метода являются психологические тесты. Английское слово «тест» означает «проба» или «испытание». Тест – это краткое, стандартизированное испытание, не требующее, как привило, сложных технических приспособлений, поддающееся стандартизации и математической обработке данных. С помощью тестов стремятся выявить определенные способности, навыки, умения (или их отсутствие), наиболее точно охарактеризовать некоторые качества личности.

К числу наиболее распространенных средств познания явлений психологии относятся всевозможные опросы. Цель опроса состоит в получении информации об объективных и субъективных фактов со слов опрашиваемых.

Все разнообразие методов опроса можно свести к двум основным типам:

  1. опрос «лицом к лицу» — интервью, проводимое исследователем по определенному плану;
  2. заочный опрос – анкеты, предназначенные для самостоятельного заполнения.

В стандартизированном интервью формулировки вопросов и их последовательность определены заранее, они одинаковы для всех опрашиваемых. Методика нестандартизированного интервью, наоборот, характеризуется полной гибкостью и варьируется в широких пределах. Исследователь, который руководствуется лишь общим планом интервью, имеет право сам в соответствии с конкретной ситуацией формулировать вопросы и изменять порядок пунктов плана.

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... повседневной жизни – обстоятельства требуют от человека вести себя определенным образом, независимо от его внутренних побуждений. Среди разных видов поведения выделим социальное поведение. Поведение человека может быть социальным или асоциальным. Социальное поведение — поведение человека ...

Анкетирование (заочный опрос) имеет также свою специфику. Считается, что к заочному опросу целесообразнее прибегать в случаях, когда необходимо выяснить отношение человека к острым дискуссионным или интимным вопросам либо опросить большое количество людей в сравнительно небольшой срок.

Обычно рекомендуется сочетание анкетирования и интервью, так как эта методика наряду с охватом большого числа опрашиваемых в сравнительно короткий срока позволяет получить материал для глубокого анализа.

Метод беседы является вспомогательным средством для дополнительного освещения проблемы. Беседа должна быть всегда планово организована в соответствии с задачами исследования, но не должна носить шаблонно-стандартный характер.

Метод изучения продуктов деятельности широко используется в исторической психологии, в детской психологии.

Разновидностью методов изучения продуктов деятельности является биографический метод. Материалом здесь служат письма, дневники, биографии, продукты детского творчества, почерки и тд.

К методам психологической коррекции принадлежат: аутотренинг, групповой тренинг, способы терапевтического воздействия.

Современная психология различными путями оказывает воздействие на практическую деятельность людей. Психологическая помощь чаще всего и эффективнее всего оказывается в ситуации не только существующего объективно, но и субъективно переживаемого неблагополучия. Это переживание может быть острым и выражаться в глубоком недовольстве собой, окружающими, жизнью в целом, а иногда и в страдании. В таких случаях требуется оказание не только консультативной, но и психотерапевтической помощи. И здесь необходимо говорить о коррекционных методах работы психолога. В настоящее время психокоррекционные методы – это довольно обширный набор приемов, программ и методов воздействия на поведение людей; включают аутотренинг, групповой тренинг.

Зарождение и внедрение метода аутогенных тренировок связывают с именем немецкого психотерапевта И.Г. Шульца. Благодаря его работам во всех странах аутогенная тренировка получила широкое распространение прежде всего как метод лечения и профилактики различного рода неврозов и функциональных нарушений в организме. В дальнейшем практический опыт показал, что аутогенная тренировка – действенное средство психогигиены и психопрофилактики, а также управления состоянием человека в экстремальных условиях. В аутогенных тренировках используются три основные пути воздействия на состояние нервной системы:

  1. выработка умения полностью расслаблять мышцы тела;
  2. использование активной роли представлений, чувственных образов;
  3. Регулирующая и программирующая роль слова, произносимого не только вслух, но и мысленно.

Комплекс упражнений, составляющих суть аутогенных тренировок, и является тем средством, которое не только способствует росту резервных способностей человека, но и постоянно совершенствует деятельность программирующих механизмов мозга.

Под групповым тренингом обычно понимают своеобразные формы обучения знаниям и отдельным умениям в сфере общения, а также формы соответствующей их коррекции. Что касается методов социально-психологического тренинга, то здесь существует множество классификаций, но, по сути, все они выделяют две большие, частично пересекающиеся области – групповые дискуссии и игры. Метод групповой дискуссии используется в основном в форме анализа конкретных ситуаций и в форме группового самоанализа. Среди игровых методов социально-психологического тренинга наиболее широкое значение получил метод ролевых игр.

2 стр., 690 слов

Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека

... в обыденное время, подарками, развлечениями и отступлениями от привычных правил, ограничивающих поведение людей, праздник на протяжении многих веков притягивает детей и молодёжь, глубоко ... Столь же вредной оказывается гипертрофия праздничной фазы, искусственно (особенно в жизни эксплуататорских классов) раздутой и потому пустой, поверхностной, декоративно-развлекательной, культурно бесплодной. ...

В настоящее время практика группового тренинга представляют собой бурно развивающуюся отрасль прикладной психологии. Социально-психологический тренинг в нашей стране используется для подготовки специалистов различного профиля: руководителей, учителей, врачей, психологов и т.п. Он применяется для коррекции динамики супружеских конфликтов, улучшения отношений между родителями и детьми и т.п.

Методы обработки данных – это анализ материала; включают в себя количественный (применение математической статистики, обработка данных на ЭВМ) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.

Соотношение понятий «психика», «сознание», «бессознательное».

Под психикой понимают свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную реальность и на основе формируемого при этом субъективного психического образа регулировать активность, поведение, деятельность.

Сознание – высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

Проблема развития психики имеет три аспекта изучения:

возникновение и развитие психики в животном мире;

возникновение и развитие человеческого сознания;

развитие психики в онтогенезе человека, т. е. начиная от рождения и до конца жизни.

Возникновение психики есть результат эволюции материи. Психика не возникает с зарождением жизни на Земле, она появляется только на относительно высоком уровне развития органической жизни. Простейшие живые существа не обладают способностью психического отражения. Живая материя обладает такой способностью как раздражимость.

Раздражимость – это способность реагировать, отвечать на воздействия среды, изменять физиологическое состояние (на уровне обмена веществ) под влиянием биологически значимых воздействий.

Отражение на психическом уровне, по гипотезе А. Леонтьева, характеризуется появлением у живых организмов чувствительности. Чувствительность возникает на базе раздражимости как всеобщего свойства живой материи. Чувствительность – первое проявление психики и показатель ее возникновения.

Чувствительность – это способность некоторых живых организмов воспринимать раздражители, обладающие сигнальной функцией по отношению к раздражениям, имеющим прямое биологическое значение.

А. Н. Леонтьев выделяет три стадии развития психики животных:

 1. На стадии элементарной чувствительности живые организмы реагируют только на отдельные свойства предметов внешнего мира.

 2. На стадии предметного восприятия деятельность животного определяется воздействием уже не отдельных свойств предметов, а вещами в целом. Отражение действительности осуществляется в виде целостных образов.

4 стр., 1882 слов

Характеристика форм поведения у животных

... только у человека еще говорится о сексуальном поведении – удовлетворение биологического полового влечения без брачных и репродуктивных намерений. При изучении полового поведения у животных отмечается: 1) длительность ... после успешного спаривания и оплодотворения у животных меняется гормональный фон, угасает половое влечение, запускается материнский инстинкт, и самки могут не подпускать других ...

 3. Стадия интеллекта характеризуется еще более сложной деятельностью и сложными формами отражения действительности.

Психика как выделение и отражение отдельных свойств окружающих предметов и явлении связана с появлением и развитием нервной системы.

В пределах каждой стадии могут быть лишь различные уровни: низший, высший, наивысший.

В зависимости от уровня развития нервной системы и психической деятельности различают три типа поведения животных как способы их приспособления к окружающей среде: инстинкты, навыки и простейшие формы интеллектуального (разумного) поведения. Выделяют врожденные и приобретенные в процессе жизни формы поведения живых организмов.

К врожденным формам поведения относятся инстинкты.

Инстинкты. Инстинкты — это сложные врожденные действия животных, основанные на безусловных рефлексах, при помощи которых животные удовлетворяют свои биологические потребности. Физиологически инстинкты представляют собой сложные цепи безусловных рефлексов, причем конец одного рефлекса является возбудителем следующего рефлекса и т. д.

Инстинкты выработались в ходе естественного отбора как результат отбора и закрепления в ряде поколений биологически целесообразных действий. Инстинкты обеспечивают животным успешное приспособление к окружающей среде и удовлетворение необходимых жизненных потребностей.

Для инстинктов характерно относительное постоянство, однотипность проявления у животных одного и того же вида.

Индивидуально приобретенные и закрепленные в упражнениях способы поведения животных называют навыками.

  Навыки животных. Животные не могут успешно приспособиться к изменяющейся среде, опираясь только на врожденные формы поведения — инстинкты. По мере усложнения жизни животных ведущее значение начинает приобретать новый, более совершенный тип поведения, позволяющий животному сравнительно легко приспосабливаться к изменениям окружающей среды. Этот тип поведения — навык.

Навык — способ поведения, приобретенный в индивидуальной жизни и закрепленный в результате упражнений. В основе навыка лежит система условных рефлексов. Навыки появляются на более высоком уровне развития животного мира.

Навык по сравнению с инстинктом не всегда более сложная форма поведения (в ряде случаев инстинкты — гораздо более сложные формы поведения), но более гибкая, пластичная и вследствие этого более совершенная форма поведения.

Навыки могут вырабатываться у животных как в естественных условиях жизни, так и путем специального обучения, дрессировки.

Способность приобретать навыки имеется не только у высших, но и у низших животных. Навык есть условный рефлекс.

Интеллектуальное поведение животных.

Интеллектуальное поведение — тип поведения, являющийся вершиной психического развития животных и выражающийся в умении животного решать некоторые наглядно-действенные задачи.

Высшие животные (человекообразные обезьяны и дельфины) способны к интеллектуальному поведению – простейшим формам мыслительной деятельности, основанным на установлении связей между предметами.

Интеллектуальное поведение животных – высшая и наиболее устойчивая форма поведения в животном мире, обеспечивающая наиболее гибкое приспособление животного к меняющимся условиям среды. Для него характерен перенос усвоенного в новые ситуации, но отсутствует обобщение.

Интеллектуальные действия даже высших обезьян крайне элементарны по своему характеру и не выходят за пределы круга задач, возникающих в естественных условиях их жизни. Интеллект обезьян качественно отличается от мышления человека. По мнению многих ученых, мыслительные способности обезьян можно приравнять к мыслительным способностям ребенка 3— 4-летнего возраста. Отсутствие второсигнальных (речевых) временных связей, при помощи которых оформляются мысли, лишает обезьяну возможности предварительно всесторонне обдумывать и планировать свои действия. Способность планирования, целенаправленного обдумывания своих действий, осуществления коллективных форм деятельности появляется только у человека, владеющего речью.

«Теория бессознательного» — З. Фрейда.

Согласно теории Фрейда, в психике человека существует три сферы, или обла­сти: сознание, предсознание и бессознательное. К категории сознания он относил все, что осознается и контролируется человеком. К области предсознания Фрейд относил скрытые, или латентные, знания. Это те знания, которыми человек рас­полагает, но которые в данный момент отсутствуют в сознании. Они иницииру­ются при возникновении соответствующего стимула. Например, все вы прекрас­но знаете теорему Пифагора. Но до того момента, пока я не упомянул ее, она не присутствовала в вашем сознании. Таким образом, можно сделать вывод о том, что психика значительно шире сознания. Сознание — это лишь видимая часть айс­берга, а его большая часть скрыта от осознанного контроля человеком.

Область бессознательного, по Фрейду, обладает совершенно другими свой­ствами. Первое свойство заключается в том, что содержание этой области не со­знается, но оказывает чрезвычайно существенное влияние на наше поведение. Область бессознательного действенна. Второе свойство заключается в том, что ин­формация, находящаяся в области бессознательного, с трудом переходит в созна­ние. Объясняется это работой двух механизмов: вытеснения и сопротивления. Что же за знания, или феномены, находятся в области бессознательного и при этом оказывают огромное влияние на поведение человека?

В своей теории Фрейд выделял три основные формы проявления бессознатель­ного: сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы. Для исследо­вания проявлений бессознательного в рамках теории психоанализа были разрабо­таны методы их изучения — метод свободных ассоциаций и метод анализа снови­дений. Метод свободных ассоциаций предполагает толкование психоаналитиком непрерывно продуцируемых пациентом слов. Психоаналитик должен найти законо­мерность в продуцируемых пациентом словах и сделать соответствующее заклю­чение о причинах состояния, возникшего у обратившегося за помощью человека. В качестве одного из вариантов данного метода в психоанализе используется ас­социативный эксперимент, когда пациенту предлагают быстро и не задумываясь называть слова в ответ на слово, произнесенное психоаналитиком. Как правило, через несколько десятков проб в ответах испытуемого начинают проявляться сло­ва, связанные с его скрытыми переживаниями.

Аналогично осуществляется анализ снов. Необходимость анализа снов, по мне­нию Фрейда, связана с тем, что во время сна снижается уровень контроля созна­ния и перед человеком предстают сновидения, обусловленные частичным проры­вом в сферу сознания его влечений, которые блокируются сознанием в состоянии бодрствования.

Особое внимание Фрейд уделял невротическим симптомам. Согласно его пред­ставлениям, невротические симптомы — это следы вытесненных травмирующих обстоятельств, которые образуют в сфере бессознательного сильно заряженный очаг и оттуда производят разрушительную работу по дестабилизации психиче­ского состояния человека. Для того чтобы избавиться от невротических симпто­мов, Фрейд считал необходимым вскрыть этот очаг, т. е. сделать так, чтобы боль­ной осознал причины, обусловливающие его состояние, и тогда невроз будет из­лечен.

Основой возникновения невротических симптомов Фрейд считал важнейшую биологическую потребность всех живых организмов — потребность в продолже­нии рода, которая проявляется у человека в форме сексуального влечения. Подав­ленное сексуальное влечение и является причиной невротических расстройств. Однако подобные расстройства могут быть вызваны и другими причинами, не свя­занными с сексуальностью человека. Это разнообразные неприятные пережива­ния, сопровождающие обыденную жизнь. В результате вытеснения в сферу бес­сознательного они также образуют сильные энергетические очаги, которые про­являются в так называемых «ошибочных действиях». К ошибочным действиям Фрейд относил забывание определенных фактов, намерений, имен, а также описки, оговорки и т. п. Эти явления объяснялись им как следствие тяжелых или неприят­ных переживаний, связанных с тем или иным предметом, словом, именем и др. В свою очередь, оговорки или случайные описки Фрейд объяснял тем, что в них содержатся истинные намерения человека, тщательно скрываемые от других.

  1. Самостоятельная работа по теме:

Работа в микрогруппах:

  1. Составить кроссворд с использованием основных методов исследования (7-10 понятий).

Ситуационные задачи:

Задача 1. Сгруппируйте приведенные ниже примеры по роли созна­тельной и бессознательной регуляции поведения.

1. Известно, как много грамматических правил изучают школьники, сколько они упражняются в их сознательном применении в новых усло­виях. Этот многолетний учебный труд, требующий высокой умственной активности, усилий воли, терпения, приводит в конечном счете к тому, что когда взрослый образованный человек пишет сочинение, то грамма­тические правила почти не занимают его сознания: оно оказывается на­правленным преимущественно на изложение мыслей.

2. Выполняя заказ по изготовлению большого количества несложных деталей, опытный токарь настолько привычно производит необходимые операции, что его сознание может быть обращено к событиям, не име­ющим отношения к работе. Но вот возникла вибрация. Надо заточить резец, решает рабочий, отводит резец от детали, выключает станок и отвертывает болты резцедержателя.

3. Пятилетний ребенок, еще специально не обучавшийся родному языку, хорошо владеет грамматическими формами, правильно исполь­зует слова в соответствующих падежах, лицах и т.д.

4. На первых порах овладения профессией токаря учащиеся техни­ческого училища как бы по отдельности выполняют каждое действие: включение станка, поочередное перемещение суппорта в продольном и поперечном направлениях и т.д. Практически формируется цель каждого движения, и каждое движение контролируется сознанием. По мере овладения профессией эти движения, зачастую совмещаясь, соединя­ются в единый процесс, который теперь уже осуществляется автомати­чески.

5. Выпускник педагогического вуза, который, конечно, может при­менять правила русского языка как бы автоматически, при написании дипломной работы многократно, с намеренным привлечением изучав­шихся в школе правил изменял одно из предложений, поскольку по­нял, что адекватное выражение мысли требует тщательного подбора син­таксической конструкции.

Задача 2. Какой из методов исследования лучше применить в опи­санных ниже ситуациях?

1. Возникла задача изучения отношения различных групп людей к пе­дагогической профессии. Исследователь стремится также получить ре­зультаты, в которых была бы представлена степень привлекательности педагогической профессии для каждого испытуемого.

2. Группа ученых приступила к разработке анкеты, с помощью кото­рой можно было бы изучить распределение типов отношения рабочих к бригадной форме организации труда по различным цехам. Однако анке­ту составить невозможно до тех пор, пока эти типы отношения не будут выявлены каким-то другим методом.

3. Перед студентом-педагогом, выполняющим курсовую работу по психологии, стоит задача определить, какова связь между продуктивно­стью памяти школьников и их успеваемостью.

4. Учитель разработал методику преподавания темы, в большей степе­ни отвечающую требованиям современной педагогической психологии. Возникла необходимость проверки и измерения эффективности нового способа организации процесса усвоения знаний школьниками.

5. Исследователь работает над конструированием способа выявления предрасположенности абитуриентов к освоению педагогической про­фессии, который отвечал бы следующим требованиям: применимость в.массовых условиях, возможность количественной обработки резуль­татов.

6. Студент-педагог, занимающийся профессиональным самовоспита­нием, принял решение основательно изучить уровень собственного во­левого развития.

5.4. Итоговый контроль знаний:

Тесты

  1. Что изучает общая психология
  1. группу людей
  2. индивида
  3. психические заболевания
  4. закономерность протекания всех психических процессов
  1. Какая наука изучает человеческие взаимоотношения
  1. генетическая психология
  2. возрастная психология
  3. педагогическая психология
  4. социальная психология
  1. Какие отрасли психологии имеют дело с отклонениями от нормы в психике и поведении человека
    1. генетическая психология
    2. медицинская психология и психотерапия
    3. дифференциальная психология
    4. возрастная психология
  2. Какой метод психологического исследования заключается в создании искусственной ситуации
    1. наблюдение
    2. опрос
    3. тест
    4. эксперимент
  3. К познавательным психическим процессам относится
    1. эмоции
    2. темперамент
    3. воля
    4. внимание
  4. Какие требования предъявляются к наблюдению как методу изучения психической жизни людей
    1. исследователь сам создает условия возникновения интересующих его психических явлений
    2. исследователь не вмешивается в течение психических процессов
    3. наблюдения следует проводить от случая к случаю
    4. психологическое наблюдение должно быть спонтанным
  5. Основной особенностью наблюдения является
    1. отделение случайного и несущественного от существенного и закономерного
    2. объективная обработка полученных результатов
    3. познание закономерностей поведения
    4. сложность и трудоемкость
  6. Что называется психологическим экспериментом
    1. это метод, при котором учитывается естественный ход событий
    2. это собирание анамнеза об истории изучаемой личности
    3. это исследование психических особенностей индивида
    4. это изучение личных качеств, специально вызванных изменением условий, целей и способов выполнения личностью какой-либо деятельности
  7. В чем состоит значение эксперимента в психологии
    1. изучается психика по ее объективным проявлениям
    2. изучается психика человека в процессе его обычной деятельности
    3. исследователь создает условия, чтобы вызвать интересующие его процессы у испытуемого
    4. обеспечивает глубокое и всестороннее изучение психической деятельности людей

6. Домашнее задание для уяснения темы занятия

1. Какое из понятий наиболее подходит к определению понятия методика

  1. способ
  2. прием
  3. инструмент
  4. путь

2. В чем состоит главное отличие эксперимента от других эмпирических методов

  1. в воспроизводимости
  2. в выдвижении гипотезы
  3. в объективности
  4. в наличии инструкции

3. Между собой метод и методика соотносятся как

  1. общее и частное
  2. часть и целое
  3. форма и содержание
  4. другое

4. К методам описательной психологии относится

  1. беседа как интервью
  2. эмпатическое слушание
  3. графология
  4. метод эксперимента

5. В классификации методов какого ученого присутствует близнецовый метод

  1. Б.Г. Ананьева
  2. А.Р. Лурии
  3. Л.С. Выготского
  4. А.Н. Леонтьева

7. Рекомендации по выполнению нирс, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой.

  1. Научное и житейское понимание психологических явлений.
  2. Моделирование как метод психологического исследования.
  3. Связь современной медицинской практики с проблемами и вопросами, разрабатываемыми в различных отраслях психологии.

8. Рекомендованная литература по теме занятия:

Обязательная:

  1. Немов Р.С. Психология: в 3-х книгах: учебник. М.: ВЛАДОС.2008
  2. Подласый И.П. Педагогика: учебник. М.: Высшее образование.2009
  3. Маклаков А.Г. общая психология: учебное пособие. СПб.: Питер.2010

Дополнительная:

  1. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: учебное пособие. М.: Гардарики.2006

Электронные ресурсы:

  1. Электронный каталог КрасГМУ
  2. Медиатека
  3. БД МедАрт
  4. Ресурсы Интернет