Методические рекомендации к ВКР (1)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ (МГОУ)

Факультет специальной педагогики и психологии

Кафедра специальной педагогики и инклюзивного образования

Согласована

Одобрена учебно-методическим

Учебно-методическоеуправление

советом

 

«

»__________________20__ г

Протокол «

»_________20__ г. №

Начальник УМУ_________________

 

 

 

/В.Г. Голышев/

Председатель __________________

 

 

 

/ Клычников В.М./

Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы

Направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

Программа подготовки (профиль) Профиль «Олигофренопедагогика»

Квалификация (степень) выпускника

_____ Бакалавр__

Формы обучения

(очная, заочная)

Согласована с учебно-методическойкомиссией факультета специальной педагогики и психологии:

Протокол «__»___________20__г. №___

Председатель УМКом______Е. В. Ковылова /ФИО/

Рекомендована кафедрой

Протокол от «__» _________ 20___г. №___

Зав. кафедрой______________А. А. Еремина /ФИО./

Москва

2015

2

Автор – составитель:

Маркова Татьяна Владимировна кандидат педагогических наук

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

Согласование с деканом факультета специальной педагогики и психологии, реализующего образовательную программу высшего образования.

Декан факультета

 

 

д.п.н., профессор

___________

А. А. Дмитриев

 

(подпись)

(расшифровка подписи)

3

Содержание

1.Общие положения………………………………………………………………4

2. Требования к выпускной квалификационной работе………………………..5

3 Структура выпускной квалификационной работы и требования к ее содержанию………………………………………………………………………..6

4.Порядок выполнения и представления в государственную экзаменационную комиссию выпускной

квалификационной работы………………………………………………………16

5.Порядок защиты выпускной квалификационной работы………………….20

6.Критерии выставления оценок (соответствия уровня

подготовки выпускника требованиям ФГОС ВПО) на основе выполнения и защиты квалификационной работы…………………………..22

7. Учебно-методическоеи информационное обеспечение выполнения выпускной квалификационной работы. …………………………26

Приложения………………………………………………………………………29

4

1. Общие положения

Выпускная квалификационная работа является законченной научно-

практической работой, имеющей профессиональную направленность,

выполненной студентом самостоятельно под общим руководством научного

руководителя. Выпускная квалификационная работа выполняется в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными кафедрой специальной педагогики и инклюзивного образования факультета

специальной педагогики и психологии.

 

 

Выпускная

квалификационная

работа имеет профессиональную

направленность,

подтверждающую

овладение

выпускником

профессиональными компетенциями и готовность решать профессиональные задачи, определенные ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.03

Специальное (дефектологическое)

образование

(уровень бакалавриата)

(утвержден Приказом Министерств

образования РФ №1087 от 01.10.2015г.).

5

2. Требования к выпускной квалификационной работе.

Выпускная работа бакалавра представляет собой законченную разработку, в которой решается актуальная для современной специальной

педагогики проблема. Она выполняется на основе глубокого изучения

дисциплин учебного плана по направлению, а также специальной литературы

(учебных пособий, монографий и методических указаний).

В соответствии с актуальностью научных проблем выпускная

квалификационная работа может носить экспериментальный или практический характер. Работы экспериментального характера предполагают не только глубокий анализ литературы по выбранной проблеме, но и разработку методики исследования в соответствии с поставленными задачами, организацию, проведение эксперимента, аргументированный

анализ

полученных экспериментальных

данных. Исследование,

как

правило,

включает констатирующий,

обучающий и контрольный

эксперименты.

 

 

Выпускная квалификационная работа практического характера

предполагает обобщение собственного опыта работы, деятельности специалистов образовательных организаций. Такие работы содержат описание педагогических технологий, методов, приемов по профилактике и коррекции нарушений, обучению, воспитанию и развитию лиц с нарушениями интеллектуального развития. В работы практического характера могут быть включены образцы упражнений, календарно-

тематического планирования, дидактический материал, система наглядных пособий, дидактических игр, коррекционных упражнений и др. При этом дается не только описание практического опыта, но и теоретическое его обоснование, а также методологический аппарат.

6

3. Требования к структуре и содержанию выпускной квалификационной

работы

Выпускная квалификационная работа бакалавра по объему должна

составлять от 55 до 70 страниц, не включая приложения.

Структура выпускной квалификационной работы:

1. Титульный лист, оформляемый в соответствии с действующими

требованиями Положения об итоговой (государственной итоговой)

аттестации МГОУ (Приложение 1).

2.Оглавление, в котором обозначены названия глав и параграфов с указанием нумерации страниц (Приложение 2).

3.Введение. Объем введения3-4страницы. Во введении раскрываются:

актуальность темы исследования в настоящее время — объяснение того, почему к данной теме необходимо обратиться; каковы научная и практическая необходимость исследования. Например: «На современном этапе развития специальной педагогики… проблема не получила должного рассмотрения».

степень разработанности проблемы подразумевает краткий вывод о степени изученности проблемы исследователями в России и за рубежом с тем, чтобы указать перспективные направления для дальнейшего анализа.

Следует назвать научные школы, фамилии ученых, отечественных и зарубежных, занимавшихся данной или близкой проблематикой, осветить ракурс, в котором они затрагивали данную проблему.

Цель работы – основной предполагаемый результат, формулировка желаемого конечного итога работы. При постановке цели можно использовать такие термины, как «проанализировать….», «обосновать…», «раскрыть…», «выявить…», «охарактеризовать…» и т. п.

Объект исследования — процессы, их участники и причинно-

следственные связи, возникающие между ними в процессе деятельности

организации. То есть процесс обучения или воспитания, состояние

7

сформированности знаний, умений и навыков; особенности психического

процесса, умения, навыка и т.п.

Например, «объект исследования — временные представления младших

школьников с нарушением интеллекта».

Предмет исследования — определенная часть объекта исследования, та методическая проблема, которая является основной частью исследования.

Например, «предмет исследования — процесс формирования временных

представлений у школьников 1-4классов с нарушением интеллекта».

Гипотеза исследования – предположение о том, каким образом моно

достичь поставленной цели.

Например, гипотезу исследования составило предположение о том, что формирование временных представлений у младших школьников с нарушением интеллекта будет более эффективным за счет создания

специальных ситуаций с определенными временными условиями.

Для достижения цели ВКР необходимо решение задач исследования – целей деятельности в определенных конкретных условиях, которые формулируются и указываются последовательно, в соответствии с планом и структурой ВКР, ее главами и параграфами. Количество задач должно соответствовать количеству параграфов. Задачи могут быть теоретические,

экспериментальные и методические. Формулировка задач может включать

такие

выражения

как

«Описать

теоретические

основы…»,

«проанализировать психолого-педагогическую

литературу по

проблеме»,

«выявить

охарактеризовать

психолого-педагогические

условия…»,

«определить

уровень

 

развития…»,

«определить

степень

сформированности…» и др.

Например:

1.Проанализировать теоретические основы формирования временных представлений у умственно отсталых младших школьников.

2.Выявить особенности временных представлений у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

8

3. Определить педагогические условия повышения эффективности формирования временных представлений у младших школьников с

нарушением интеллекта.

Методы исследования могут быть следующими: изучение и анализ научной литературы, материалов современных исследований, педагогическое наблюдение, анкетирование, опрос, анализ продуктов деятельности учащихся, изучение педагогического опыта, обобщение собственного опыта работы, констатирующий и обучающий педагогические эксперименты и др.

Во введении кратко описывается организация исследования, место проведения, название образовательной организации, количество детей,

участвовавших в эксперименте, класс, группа, продолжительность проведения эксперимента.

Последний абзац в структуре введения заканчивается словами:

«Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав,

заключения, списка литературы, включающего ___ наименований, __

приложения (й)».

4. Основная часть исследования (включает, как правило, 3 главы).

В основной части подробно раскрывается содержание исследования.

Оно должно отвечать требованиям научности, конкретности,

доказательности и быть тесно связано с жизнью.

Первая глава посвящаются теоретическому анализу исследуемой проблемы. В ней описывается и систематизируется все то, что сделано по данной проблеме в отечественной и зарубежной педагогике и психологии.

Дается анализ подходов к рассмотрению исследуемой проблемы в истории психологии, описывается собственное мнение автора относительно решения данной проблемы. На каждой странице первой главы должны быть ссылки на исследователей, занимавшихся этой проблемой. Название первой главы связано с теоретическим обоснованием изучаемой проблемы.

Во второй главе, как правило, раскрываются цель, задачи и содержание констатирующего эксперименты. Анализируются его результаты, подводятся

9

основные выводы. На разных этапах включаются сводные таблиц результатов исследования, графики и диаграммы. Название второй главы должно быть соотнесено с содержанием опытно-экспериментальнойчасти работы.

В третьей главе излагаются программа и основные этапы обучающего эксперимента, организация исследования, анализируются, обобщаются и интерпретируются исследовательские данные контрольного эксперимента.

Полученные данные заносятся в таблицы, демонстрируются на диаграммах,

схемах и др. Проводится сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов, делаются выводы об эффективности проделанной работы, раскрывается положительная динамика,

доказывающая правильность выбранной методики или приема.

Каждая глава состоит из 2-3параграфов. Содержание глав ВКР желательно иллюстрировать таблицами, схемами, диаграммами и другими материалами, которые размещаются по тексту работы или приводятся в приложении.

5.Заключение не должно превышать2-3страницы.

Взаключении дается краткое изложение полученных в ходе исследования результатов: достижение цели, реализация задач,

подтверждение верности гипотезы, формулировка предположений.

Выпускная квалификационная работа может заканчивать фразой:

«Использование результатов исследования в практике обучения будет способствовать решению дидактических и коррекционно-развивающихзадач, успешной социальной и трудовой адаптации учащихся».

6. Список литературы включает перечень литературных источников по проблеме, использованных студентом (не менее 50), которые располагают в алфавитном порядке.

Список литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ

7.1-84. (Приложение 3).

10

7. В Приложения можно поместить вспомогательный материал, который при включении его в основную часть работы загромождает текст. В приложение к работе можно вынести таблицы, графики, схемы, образцы документов,

опросных листов и другие материалы, на которые имеются ссылки в тексте работы.

Требования к оформлению выпускной квалификационной работы

Объем выпускной работы составляет 50-70страниц текста. Страницы текста выпускной работы должны соответствовать формату А4.

Текст работы набирается с помощью персонального компьютера шрифтом Times New Roman размером 14 пт. Шрифт, используемый в иллюстративном материале (таблицы, графики, диаграммы и т.п.), – 12 пт.

Межстрочный интервал в основном тексте – полуторный. В

иллюстративном материале межстрочный интервал – одинарный.

Поля страницы должны быть установлены следующие:

левое поле – 30 мм,

правое поле – 15 мм,

верхнее и нижнее поля – 20 мм.

Каждый абзац начинается с «красной строки». Отступ абзаца – 1,25 см от левой границы текста.

Каждая глава работы начинается с новой страницы. Параграфы следуют друг за другом без вынесения нового параграфа на новую страницу. Не допускается начинать новый параграф внизу страницы, если после заголовка параграфа на странице остается менее трех строк основного текста. В этом случае параграф необходимо начать с новой страницы.

Каждый параграф должен отступать от предыдущего текста на 1 пустую строку. Между заголовком главы и последующим заголовком параграфа также следует оставлять 1 пустую строку.

Методические рекомендации к ВКР (1) — Стр 2

11

Все листы нумеруются по порядку. Номера страниц располагают в нижней части страницы, выравнивая по центру. Номер на титульном листе не проставляется, но она включена в общую нумерацию.

Страницы, на которых напечатаны приложения, входят в общую нумерацию. Каждое приложение в верхнем правом углу листа имеет надпись «Приложение № 1, 2 и т.д.». Каждое приложение должно иметь свое название.

В работе допускаются общепринятые сокращения и аббревиатуры, установленные правилами орфографии и соответствующими нормативными документами.

Оформление заголовков

Заголовки глав, а также заголовки введения, заключения, содержания и списка литературы должны быть набраны прописными буквами и располагаться посередине строки. Заголовки параграфов начинаются с прописной буквы, последующие буквы – строчные. Заголовки параграфов располагаются посередине строки.

Главы нумеруются арабскими цифрами (1, 2, 3).

Слово «Глава» пишется. Параграфы нумеруются арабскими цифрами в пределах главы (1.1., 1.2., 1.3. и т.п.).

После цифры ставится точка и пишется соответствующий заголовок. Точка в конце заголовков (глав, разделов, параграфов) не ставится.

Заголовки глав, параграфов, разделов оформляются с полужирным выделением шрифта. Не допускается использование подчеркивания в заголовках и в тексте работы. Не допускается также использование других цветов, отличных от основного текста, в качестве выделения. Не допускается также перенос слов в заголовках граф и параграфов.

Например:

12

Глава 1. Психолого-педагогическаяхарактеристика лиц с нарушениями интеллектуального развития

1.1. Особенности познавательной деятельности умственно отсталых младших школьников

Оформление иллюстративного материала

Иллюстративный материал (таблицы, графики, рисунки, формулы,

схемы и т.д.) включается в работу с целью повышения наглядности аргументации и обоснования полученных решений.

Весь иллюстративный материал должен по мере возможности помещаться непосредственно после первого его упоминания в тексте. Если этого сделать невозможно из-занесоответствия размера иллюстративного материала и свободного места на текущей странице, иллюстративный материал должен быть помещен либо на ближайшей странице, либо вынесен в приложение с соответствующей ссылкой (особенно таблицы нестандартного размера).

Однако наличие ссылок в тексте на представленный в работе графический материал обязательно. Ссылки оформляются в скобках с указанием вида и номера иллюстративного материала.

Например: (Таблица 1), (Рисунок 1), (Приложение 1).

Оформление таблиц

Все таблицы в тексте должны быть пронумерованы в пределах главы аналогично формулам. Ссылка на таблицу в тексте дается по ее номеру,

например (Таблица 1). Над таблицей с правого края листа помещается слово

«Таблица» и ставится ее порядковый номер. Ниже на следующей строке – заголовок таблицы. Заголовок таблицы должен быть выровнен по центру. Точка в конце заголовка таблицы не ставится. После названия помещается сама таблица.

13

Заголовки столбцов и строк таблицы должны начинаться с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение, либо со строчной, если подзаголовок строки или столбца составляет одно предложение с соответствующим заголовком.

Заголовки записывают, как правило, параллельно строкам таблицы. При необходимости можно заголовки записывать перпендикулярно строкам.

В графах таблицы не допускается оставлять свободные места. Если соответствующие данные отсутствуют, в графе проставляется прочерк (тире).

Цифры в столбцах выравниваются по левому краю, разряды чисел по всему столбцу будут расположены один под другим (выровнены налево).

Например:

Таблица №1.

Сформировнность временных представлений у умственно отсталых младших школьников (в %)

Учащиеся

 

Уровень сформированности

 

 

низкий

 

Средний

 

Высокий

Маша А.

13,3

 

70

 

16,7

Оля Б.

16,7

 

66,7

 

16,7

Катя Л.

10

 

73,3

 

16,7

При необходимости таблицу можно переносить на другую страницу. В этом случае заголовки столбцов таблицы нумеруются, и на следующей странице не повторяется текст заголовков, а проставляется только соответствующий номер столбца (строки).

Над продолжением таблицы сверху с выравниванием по правому краю печатаются слова «Продолжение таблицы 1» либо «Окончание таблицы 1» (если эта часть таблицы последняя).

Название таблицы на новой странице не повторяется.

14

Оформление рисунков

В работе могут быть рисунки, схемы, диаграммы, графики и т.д.

Размещение рисунков в работе такое же, как и другого иллюстративного материала, т.е. либо сразу же после ссылки на него либо на ближайшей к этой ссылке странице. Рисунки следует размещать в тексте так, чтобы их можно было рассматривать без поворота работы либо с поворотом работы по часовой стрелке.

Такое же правило применяется к большим таблицам, требующим поворота.

Нумерация рисунков, таблиц и схем – не сквозная, т.е. отдельно нумеруются рисунки, отдельно схемы, отдельно – таблицы и т.п.

Оформление приложений

Приложения последовательно нумеруются арабскими цифрами

(помещаются после списка использованных литературных источников,

например, Приложение 1).

В тексте работы на все приложения должны быть приведены ссылки. Расположение приложений в конце документа должно соответствовать порядку появления ссылок на них в тексте.

Каждое приложение начинается с новой страницы. В верхнем правом углу страницы указывается слово «Приложение» и ставится его порядковый номер (например, «Приложение 1»).

Каждое приложение должно иметь заголовок, который ставится на следующей строке после слова

«Приложение», и этот заголовок центруется относительно текста.

Оформление содержания

В содержании указываются все основные элементы работы: введение,

главы и параграфы, заключение, приложения и т.д., указываются номера страниц, с которых они начинаются. Наименования, включенные в

15

содержание, записываются строчными буквами с первой прописной.

Наименования элементов, приведенные в содержании, должны соответствовать наименованиям этих элементов в тексте работы.

Заголовок (слово «Оглавление ») располагается по центру, применяется полужирное выделение. При проставлении номеров страниц,

соответствующих элементам работы, может быть использована табуляция с заполнением, табличный вариант оформления или автоматический список.

Текст содержания можно оформить через один интервал, для того чтобы все содержание поместилось на одной странице. Полужирное выделение в оформлении содержания исключается.

16

4. Порядок выполнения и представления в государственную

экзаменационную комиссию выпускной квалификационной работы

Тематика выпускных квалификационных работ разрабатывается кафедрой специальной педагогики и инклюзивного образования. Темы ВКР ежегодно рассматриваются и утверждаются на заседании кафедры, с целью актуализации и соответствия современному состоянию и перспективам развития олигофренопедагогики.

Студент имеет право самостоятельно выбрать тему ВКР, из перечня предлагаемых ему тем. Также он может предложить для работы свою тему с необходимым обоснованием ее актуальности и целесообразности.

Послу выбора темы студент должен написать заявление на имя заведующего кафедрой о закреплении за ним темы ВКР.

После обсуждения на заседании кафедры тема утверждается протоколом. Далее тема ВКР рассматривается и утверждается на Ученом совете факультета. На основании решения Ученого совета, готовится проект приказа об утверждении тем ВКР и закреплении научных руководителей.

Закрепление тем ВКР за студентами и назначение им научных руководителей из числа высококвалифицированных специалистов кафедры специальной педагогики и психологии, имеющих необходимый научный и профессиональный уровень утверждается приказом ректора.

Изменение темы ВКР возможно, как правило, не позднее, чем за 3

месяца до защиты по представлению декана факультета.

После издания приказа ректора об утверждении темы ВКР и научного руководителя, студент в течение 15 дней должен предоставить научному руководителю план-графикработы над ВКР, в котором указаны основные этапы и сроки выполнения работы(Приложение 4).

17

Для подготовки ВКР могут быть использованы выполненные студентом курсовые работы; исследования в рамках работы студенческих научных кружков; доклады на конференциях, семинарах; материалы,

апробированные студентом в ходе педагогической практики в образовательных организациях; опыт собственной педагогической деятельности.

Законченная выпускная квалификационная работа представляется научному руководителю, который дает оценку работе, фиксируемую в письменном отзыве (Приложение 5). Научный руководитель всесторонне характеризует качество работы, отмечает положительные стороны,

актуальность и значимость данной работы, обращает особое внимание на соответствие графику работ по ВКР, степень раскрытия темы исследования,

правильное выделение студентом объекта, предмета, цели и задач исследования, на логичность в построении структуры работы. Также особое внимание руководитель обращает и на отмеченные им ранее недостатки, не устраненные студентом, мотивирует возможность или нецелесообразность представления работы в ГАК.

В отзыве руководитель отмечает добросовестность, определяет степень самостоятельности, активность и творческий подход, проявленные студентом в период написания работы, рекомендует оценку, ставит подпись.

Выпускная квалификационная работа проходит обязательную проверку на плагиат в соответствии с локальным нормативным актом МГОУ. Оригинальность работы должна составлять минимум 65%. Студент должен предоставить Акт о проверки работы в системе «Антиплагиат»,

подписанный научным руководителем (Приложения 6,7).

Не позднее, чем за 1,5 месяца до начала государственной итоговой аттестации проводится предварительная защита ВКР — в установленные деканатом сроки студент отчитывается перед членами комиссии в форме научного доклада о результатах проведенной работы. Студент обязан предоставить рукопись выпускной квалификационной работы.

18

Не позднее, чем за 1 месяц до начала государственной итоговой

аттестации студент обязан предоставить на выпускающую кафедру два отпечатанных и переплетенных экземпляра выпускной квалификационной

работы и два экземпляра работы, содержащиеся на электронном носителе не позднее, чем за месяц до начала государственной итоговой аттестации.

После чего выпускная квалификационная работа направляется кафедрой на рецензирование (Приложение 8). В качестве рецензентов могут привлекаться специалисты, практикующие в соответствующей отрасли знаний,профессорско-преподавательскийсостав МГОУ и других высших

учебных заведений, имеющие соответствующий научный уровень.

В рецензии отражаются анализ содержания и основных положений

рецензируемой работы; оценка актуальности избранной темы; оценка умения студентом пользоваться современными методами сбора и обработки информации; оценка степени обоснованности выводов и рекомендаций,

достоверности полученных результатов, их новизны и практической значимости; положительные стороны и недостатки работы; дается

заключение о соответствии представленной работы предъявляемым

требованиям.

В рецензии должны быть отражены степень актуальности проблемы,

раскрытия теоретических и практических вопросов, качество проведенного анализа. После этого дается характеристика каждого раздела работы с указанием положительных и отрицательных сторон, указывается степень практической значимости работы и возможность внедрения на предприятии.

В завершение рецензент высказывает собственную точку зрения относительно уровня проделанной работы и качественно оценивает ее, после чего ставит свою подпись на титульном листе ВКР, на самой рецензии и заверяет печатью отдела кадров по месту работы.

Рецензия должна быть получена не позже чем за 2 недели до защиты и вместе с переплетенной работой и отзывом научного руководителя представлена заведующему кафедрой для заключения о допуске к защите.

19

Если заведующий кафедрой на основе изученных отзывов научного руководителя и рецензента не посчитает возможным допустить работу к защите, то данный вопрос решается на заседании кафедры при участии автора выпускной квалификационной работы и руководителя ВКР. Протокол заседания кафедры передается через деканат на утверждение ректору МГОУ.

Обучающийся должен быть ознакомлен с рецензией не позднее, чем за 2 рабочих дня до защиты.

По итогам предварительной зашиты ВКР, оценки научного руководителя, рецензента и проверки на плагиат, заведующий кафедры принимает решение о допуске обучающегося к публичной защите.

В случае принятия решения о недопуске обучающегося к публичной защите декан факультета представляет в учебно-методическоеуправление служебную записку с обоснованием принятого решения.

5. Порядок защиты выпускной квалификационной работы

Защита выпускной квалификационной работы проводится на открытом заседании экзаменационной комиссии с участием не менее двух третей состава государственной экзаменационной комиссии с обязательным

присутствием председателя комиссии или его заместителя.

Расписание проведения защиты ВКР утверждается ректором МГОУ.

Этапы защиты ВКР:

1.Председатель государственной экзаменационной комиссии открывает

заседание, объявляет о защите ВКР,

объявляет

фамилию студента, название

темы, фамилии научного руководителя и рецензента.

 

2.Слово предоставляется студенту,

который

в течение 7-15излагает

основные положения

ВКР. Доклад желательно

сопровождать

мультимедийной

презентацией,

которая

содержит

информацию о

понятийно-категориальномаппарате исследования, различные таблицы,

гистограммы, отражающие результаты экспериментальной работы, фото или видео материалы.

3.Секретарь ГАК зачитывает отзывы руководителя ВКР, рецензента, в

которых излагаются особенности данной работы, отмечаются положительные и отрицательные стороны.

4.Члены ГАК задают студенту вопросы устно.

5.Студент отвечает на вопросы, комментирует замечания рецензента и научного руководителя.

6. Студент благодарит за внимание и проходит на свое место.

После окончания публичной защиты проводится закрытое заседание аттестационной комиссии. В процессе работы комиссии ведется протокол ее заседания, в котором фиксируются качество подготовки и защиты ВКР, все особые мнения, а также решение комиссии о выдаче диплома

Методические рекомендации к ВКР (1) — Стр 3

21

государственного образца. Протокол должен быть подписан членами комиссии и ее председателем.

После окончания закрытого заседания комиссии студентам объявляются результаты защиты выпускных квалификационных работ.

Государственная аттестационная комиссия может специально отметить ту или иную выпускную квалификационную работу за наличие в ней особых достоинств, а студента – за проявленные при защите качества. По итогам защиты выпускающая кафедра может рекомендовать студента к продолжению образования в магистратуре. Результаты исследования могут быть рекомендованы к публикации в научном издании совместно с руководителем (или без него), к включению в семинарские и лекционные курсы.

После защиты ВКР со всеми сопутствующими документами сдается на кафедру и хранится 5 лет.

6. Критерии выставления оценок (соответствия уровня подготовки

выпускника требованиям ФГОС ВПО) на основе выполнения и

защиты квалификационной работы

В процессе открытого голосования большинством голосов ставится оценка ВКР. При одинаковом числе голосов голос председателя является решающим.

Оценка результата защиты выпускной квалификационной работы производится на заседании государственной экзаменационной комиссии.

Государственная экзаменационная комиссия при выставлении итоговой оценки принимает во внимание следующие критерии:

актуальность темы;

научное и практическое значение темы;

качество выполнения работы (соответствие работы требованиям,

предъявляемые к форме и содержанию);

содержательность доклада и ответов на вопросы;

наглядность представленных результатов исследования в форме презентаций и т.д.

При оценке результатов защиты учитывается отзыв научного руководителя,

оценка рецензента, с которыми ознакамливаются все члены комиссии.

Оценка ВКР осуществляется по 4-балльнойшкале (отлично, хорошо,

удовлетворительно, неудовлетворительно).

Оценка «отлично» заслуживает работа, выполненная в соответствии с требованиями, предъявляемыми к работам данного жанра: достаточно полно раскрыто содержание каждого структурного компонента, отмечается грамотность изложения мысли.

Критерии оценки выпускной квалификационной работы, а также процесса ее открытой защиты перед ГАК основаны на полном перечне требований к выпускнику, установленных действующим государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по

23

направлению подготовки 440303 Специальное (дефектологическое)

образование.

Оценку ВКР, а также процедуры ее защиты перед ГАК выполняют:

руководитель студента-выпускникапо подготовке его ВКР;

рецензент;

члены ГАК, принимающие участие в заседании на котором происходит защита ВКР.

Для получения оценки в баллах студент должен продемонстрировать:

«Отлично». Обоснована актуальность темы ВКР. Содержание работы полностью раскрывает заявленную тему. Структура работы логично раскрывает методы достижения цели и последовательность решения поставленных задач. Рекомендации, предлагаемые в работе, сформулированы лично автором, и отражают требования действующих нормативных документов, содержат современные методы решения. В работе полностью соблюдены действующие требования к оформлению ВКР. Список литературы оформлен в соответствии с требованиями государственного стандарта и соответствует теме исследования.

Доклад положений ВКР выполнен на высоком уровне. Автор продемонстрировал понимание проблемы, владение современным вычислительным аппаратом, умение оперативно отвечать на вопросы оппонентов.

«Хорошо». Выявлены недостатки при обосновании актуальности темы ВКР. Содержание работы в достаточной мере раскрывает заявленную тему работы, структура работы логична, цели и задачи обоснованы. Текст работы раскрывает последовательность решения поставленных задач. Рекомендации,

предлагаемые в работе, сформулированы при непосредственном участии автора (например, совместно с руководителем ВКР), и отражают требования действующих нормативных документов, содержат современные методы решения. В работе полностью соблюдены действующие требования к оформлению ВКР. Список использованной литературы оформлен в

24

соответствии с требованиями государственного стандарта и соответствует теме исследования.

Доклад положений ВКР выполнен на хорошем уровне. Автор продемонстрировал понимание проблемы, владение основами современного вычислительного аппарата, сумел оперативно ответить на большинство вопросов оппонентов.

«Удовлетворительно». В обосновании актуальности темы ВКР имеются ссылки на устаревшие нормы. Содержание работы в целом раскрывает заявленную тему, однако, описание некоторых вопросов отсутствует или недостаточно полно. Структура работы имеет логическую связь разделов, однако к раскрытию методов достижения цели и последовательности решения поставленных задач, имеются существенные замечания. Предложения, рассматриваемые в работе автором не формулировались (например, использованы идеи, описанные в периодических изданиях), и не всегда соответствуют требованиям действующих нормативных документов. Методы решения задач,

поставленных в ВКР, не относятся к современным. В работе полностью соблюдены действующие требования к оформлению ВКР. Список использованной литературы оформлен в соответствии с требованиями государственного стандарта и соответствует теме исследования.

Доклад положений ВКР выполнен на удовлетворительном уровне.

Автор не продемонстрировал в полной мере понимание проблемы. Показал владение основами современного вычислительного аппарата, а также сумел ответить на большинство вопросов оппонентов.

«Неудовлетворительно» — содержание работы не раскрывает заявленную тему ВКР или не соответствует поставленным цели и задачам.

Текст работы носит компилятивный характер, выводы по работе отсутствуют или не обоснованы в достаточной мере, работа не предоставлена в установленные кафедрой сроки.

25

Ниже порогового значения, которое в действующей балльной системе оценок соответствует оценке в 3 балла, лежит область несоответствия уровня подготовки выпускника требованиям ГОС ВПО по направлению подготовки

440303 Специальное (дефектологическое) образование, что влечет за собой не присвоение ему степени бакалавра.

26

7. Учебно-методическоеи информационное обеспечение выполнения

выпускной квалификационной работы.

1.Баряева, Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / Л.Б. Баряева, О.П.

Гаврилушкина, А.П. Зарин, Н.Д. Соколова – СПб. : 2001.

2.Баряева, Л.Б. Обучение сюжетно-ролевойигре детей с проблемами интеллектуального развития [Текст] / Л.Б. Баряева, А. Зарин – СПб. :

2001.

3.Венгер, А.А. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения

[Текст] / А.А. Венгер, Г.Л. Выгодская, Э.И. Леонгард— М. : 1972.

4.Войлокова, Е.Ф. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / Е.Ф. Войлокова, Ю.В.

Андрухович, Л.Ю. Ковалѐва – СПб. : 2005.

5.Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста

[Текст] / Под ред. Л.П. Носковой. — М. : 1982.

6.Выготский, Л.С. Основы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский – М. :

2003.

7.Гаврилушкина, О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей [Текст] / О.П.

Гаврилушкина — М. : 1991.

8.Граборов, А.Н. Основы олигофренопедагогики [Текст] / А.Н. Граборов

– М. : 2005.

9.Гришвина, А.В. Игры-занятияс детьми раннего возраста с

нарушениями умственного и речевого развития [Текст] / А.В.

Гришвина, Е.Я. Пузыревская, Е.В. Сочеванова – М. : 1988.

10.Дети с отклонениями в развитии [Текст] / Сост. Н.Д. Шматко. – М. : 1997.

27

11.Жукова, Н.С. Если ваш ребѐнок отстаѐт в развитии [Текст] / Н.С

Жукова, Е.М. Мастюкова – М. : 1993.

12.Зинкевич-Евстигнеева,Т.Д. Как помочь «особому» ребѐнку [Текст] /

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева,Л.А. Нисневич – СПб. : 2001.

13.Исаев, Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков [Текст] / Д.Н.

Исаев – СПб. : 2003.

14.Катаева, А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников [Текст] / А.А Катаева, Е.А.

Стребелева – М. : 2002.

15.Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А Козлова, Т.А.

Куликова – М. : 2000.

16.Коррекционно-воспитательнаяработа в подготовительных группах специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением слуха и интеллекта [Текст] / Под ред. Л.П. Носковой. — М. : 1990.

17.Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников [Текст] / Под ред. Л.П. Носковой. — М.

:1989.

18.Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте [Текст] / В.В. Лебединский – М. : 2003.

19.Малер, А.Р. Ребѐнок с ограниченными возможностями [Текст] / А.Р.

Малер – М. : 1996.

20.Малер, А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии [Текст] / А.Р. Малер – М. : 2002.

21.Мастюкова, Е.М. Они ждут нашей помощи [Текст] / Е.М. Мастюкова,

А.Г. Московкина – М. : 1991.

22.Мастюкова, Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии [Текст] / Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина – М. : 2003.

23.Отбор детей во вспомогательную школу [Текст] / Сост. Т.А. Власова,

К.С. Лебединская, В.Ф. Мачихина. – М. : 1983.

28

24.Петрова, В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-

олигофренов [Текст] / В.Г. Петрова — М. : 1969.

25.Петрова, В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы [Текст] / В.Г. Петрова — М. : 1977.

26.Психолого-педагогическаядиагностика развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / [Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А.

Разенкова и др.]; под ред Е.А. Стребелевой. – М. : 2004.

27.Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника [Текст] / С.Я. Рубинштейн — М. : 1970.

28.Стребелева, Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии [Текст] / Е.А. Стребелева – М. : 2001.

29.Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребѐнок в семье и обществе [Текст] /

Л.М. Шипицына – СПб. : 2002.

30.Шпек, О. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание

[Текст] / О. Шпек – М. : 2003.

31.Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин – М. : 2003.

29

Приложение 1.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ (МГОУ)

Факультет специальной педагогики и психологии Кафедра специальной педагогики и инклюзивного образования

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на

тему:

«

____________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________»

(название ВКР)

__________________________________________________________________

____

(Ф.И.О. автора)

по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое)» образование»

профиль «Олигофренопедагогика»

Руководитель

______________________________________

(Ф.И.О., ученая степень, звание)

______________________________________________

(подпись, дата)

Москва

20__

Приложение 2.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы формирования временных представлений…………………6

1.1.Понятие времени в философской, психологической и педагогической литературе. ….6

1.2.Психолого-педагогическиепроблемы развития представлений о времени у детей массовых общеобразовательных учреждений………………………………………………..13

1.3.Проблемы развития временных представлений у детей с нарушением интеллекта….20

Глава 2. Сформированность временных представлений у учащихся младших классов с нарушением интеллекта………………………………………………………………………..29

2.1.Цель, задачи и методика констатирующего исследования……………………………..29

2.2.Анализ результатов констатирующего эксперимента…………………………………..38

Глава 3. Коррекционно-педагогическаяработа по формированию временных представлений у школьников младших классов с нарушением интеллекта………………44

2.1.Цель, задачи и методика обучающего исследования……………………………………44

2.2.Анализ результатов контрольного эксперимента……………………………………….60

Заключение………………………………………………………………………………………64

Список литературы……………………………………………………………………………..67

Приложения……………………………………………………………………………………..69

Методические рекомендации к ВКР (1) — Стр 4

31

Приложение 3.

Примеры оформления литературных источников

Учебная литература

Книга одного автора

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте

(психолог, исследование).

— М.: Просвещение, 1968. — 464 с.

Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии;

коммуникативная дифференциация личности — СПб, КАРО. 2008. — 280с.

Книга двух и более авторов

Карнаухова В. К. Сервисная деятельность: учебное пособие для вузов /

В. К Карноухова, Т. А. Краковская. – 2-еизд. – Ростов н/Д: МарТ, 2006. – 256

с.

Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: стратегия, организация,

процесс: учебник. — 2-еизд. – М.: «Фирма Гардарика», 1999. – 416 с.

Книга без указания авторов на титульном листе

Информатика. Базовый курс: учебное пособие для вузов / под ред. С. В.

Симоновича. – 2-еизд. – СПб.: Питер, 2008. – 640 с.

Библиографическое описание электронных ресурсов удаленного доступа

Образование: исследовано в мире [Электронный ресурс] // Междунар.

науч.пед. интернет-журналсбиблиотекой-дипозитарием= oim.ru. – Режим доступа: www. URL: httl://www/oim.ru/. – 10/02/2001.

Аналитическое библиографическое описание Глава из книги, статья из сборника,

Двиянинова Г. С. Комплимент: Коммуникативный статус или стратегия в дискурсе / Г. С. Двиянинова // Социальная власть языка : сборник научных трудов / Воронеж. межрегион. ин-тобществ. наук, Воронеж. гос.ун-т.

Воронеж, 2001. С. 101 — 106.

32

Приложение 4.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ (МГОУ)

Факультет специальной педагогики и психологии Кафедра специальной педагогики и инклюзивного образования

СОГЛАСОВАНО Зав. кафедрой ______________ А. А. Еремина

« »

201 г.

ЗАДАНИЕ ПО ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ

 

Студентке ___________________________________________________,

 

обучающейся на IV курсе очного отделения по направлению подготовки

«Специальное

(дефектологическое) образование», профилю «Олигофренопедагогика»

 

Тема выпускной квалификационной работы ___________________________________________

__________________________________________________________________________________

База исследования _________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Руководитель выпускной квалификационной работы ученая степень, ученое звание, Ф.И. О.

Календарный план подготовки выпускной квалификационной работы:

 

Мероприятия

 

 

Сроки выполнения

Отметка

 

 

 

 

 

 

 

руководителя о

 

 

 

 

 

 

 

выполнении

1

Подбор литературы, ее изучение и

до

 

 

обработка. Составление списка литературы

 

 

 

по основным источникам

 

 

 

 

2

Составление плана ВКР и согласование его

до

 

 

с руководителем

 

 

 

 

 

3

Разработка и представление на проверку

до

 

 

первой главы

 

 

 

 

 

 

4

Накопление,

систематизация,

анализ

до

 

 

экспериментальной части исследования

 

 

 

5

Разработка и представление на проверку

до

 

 

второй главы

 

 

 

 

 

 

6

Разработка и представление на проверку

до

 

 

третьей главы

 

 

 

 

 

 

7

Предварительная защита (за месяц до защиты)

 

 

8

Представление на проверку заключения и

до

 

 

приложений

 

 

 

 

 

 

9

Переработка

(доработка)

ВКР

в

до

 

 

соответствии

с

замечаниями

и

 

 

 

представление ее на кафедру (за 10 дней до

 

 

 

защиты)

 

 

 

 

 

 

10

Представление работы для проверки в

до

 

 

системе «Антиплагиат»

 

 

 

 

11

Разработка доклада для защиты ВКР

 

до

 

Выводы, рекомендации _____________________________________________________________________

Руководитель ВКР

 

 

Задание принял к исполнению студент

_________ _____________________

_________ __________________________________

подпись

ФИО

подпись

ФИО

Дата выдачи задания «___» _________ 201__ г.

33

Приложение 5.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВОСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ (МГОУ)

ОТЗЫВ РУКОВОДИТЕЛЯ о выпускной квалификационной работе

студента ________ курса

 

 

факультета __________________________________

 

направление подготовки_________________________

 

программа подготовки___________________________

 

фамилия

 

имя

отчество_________________________________________________________

 

Фамилия

Имя

Отчество

_______________________________________________________________

Научный руководитель_____________________________________________________________

ученая степень, ученое звание, должность, Ф. И.О

Тема: ________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Руководитель характеризует:

Актуальность темы;

Качество работы;

Положительные стороны (достоинство работы);

Недостатки работы;

Степень самостоятельности и творческого подхода;

Практическую значимость и возможность применения;

Соответствие требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам;

Комплексное межфункциональное рассмотрение проблем;

Выводы и предложения;

Рекомендует выпускную квалификационную работу к защите.

________________________________

Подпись

____________________________

Фамилия И.О. руководителя

__________________ 20 __ г.

Приложение 6.

СПРАВКА о результатах проверки в системе «Антиплагиат» выпускной квалификационной работы

В выпускной квалификационной работе на тему «» студентки 4 курса очного отделения факультета специальной педагогики и психологии

__________________________ оригинальный текст составляет ______ %.

Отчет об источниках и адресах ресурсов Интернет, источниках,

находящихся во внутреннем хранилище письменных работ Университета, с

которыми были обнаружены совпадения фрагментов текста работы,

прилагается.

Дата ___________

 

 

Научный руководитель

 

 

Ученая степень, звание

________________

Ф.И.О.

35

Приложение 7.

ОТЧЕТ об источниках и адресах ресурсов Интернет, источниках, находящихся во

внутреннем хранилище письменных работ МГОУ, с которыми были обнаружены совпадения фрагментов текста работы

Информация о документе:

Имя исходного файла: Антонова Ек. Диплом.docx

Имя компании:

ЧГПУ

Тип документа:

Книга

Имя документа:

Антонова Ек. Диплом.docx

Текстовые статистики:

 

Индекс читаемости:

сложный

Неизвестные слова:

в пределах нормы

Макс. длина слова:

в пределах нормы

Большие слова: в пределах нормы

36

Частично оригинальные блоки: 0% Оригинальные блоки: 60,9% Заимствование из «белых» источников: 0% Итоговая оценка оригинальности: 60,9%

37

Приложение 8.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВОСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ (МГОУ)

ОТЗЫВ РЕЦЕНЗЕНТА о выпускной квалификационной работе

студента ________ курса

 

 

факультета __________________________________

 

направление подготовки_________________________

 

программа подготовки___________________________

 

фамилия

 

имя

отчество_________________________________________________________

 

Фамилия

Имя

Отчество

Рецензент____________________________________________________________________

_

ученая степень, звание, должность, Ф. И.О

Тема: ________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Рецензия должна содержать:

Анализ содержания и основных положений рецензируемой работы;

Оценку актуальности избранной темы;

Оценку умения пользоваться современными методами сбора и обработки информации;

Оценку степени обоснованности выводов и рекомендаций, достоверности полученных результатов, их новизны и практической значимости;

Положительные стороны и недостатки работы;

Характеристику общего уровня выпускной квалификационной работы и оценку работы.

________________________________

Подпись

____________________________

Фамилия И.О. рецензента

__________________ 20 __ г.