Методические указания для обучающихся по дисциплине «Психология и педагогика» 4

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени

профессора В.Ф.Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения и

социального развития Российской Федерации»

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздравсоцразвития

России

Кафедра психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии и педагогики ПО

специальности 060101 – Лечебное дело (очная форма обучения)

К семинарскому занятию № 6

ТЕМА: «МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ»

Утверждена на кафедральном заседании

протокол № ____от «___»_________________ 2012 г.

Заведующий кафедрой

д.псх.н., доцент_________________________________Логинова И.О.

Составители:

к.псх.н., доцент_________________________________Чупина В.Б.

преподаватель _________________________________Чернова Е.И

преподаватель__________________________________Сенченко Г.В.

Красноярск

2012

Занятие №6

  1. Тема «Методы исследования памяти и внимания»
  2. Значение изучения темы:
  • Учебное – изучение нарушений памяти и внимания в общем комплексе патопсихологических расстройств.
  • Профессиональное – становление личности врача, обладающего определенным комплексом знаний, умений и навыков диагностики нарушений памяти и внимания.
  • Личностное – формирование гуманистического подхода к пациенту, воспитание профессиональной культуры личности.

Цели занятия:

Общая:

— обучающийся должен обладать общекультурными компетенциями способностью и готовностью к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2);

-Способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1)

14 стр., 6580 слов

1.Психология как наука, ее основные задачи и методы. Место психологии ...

... души. 2) с 16в н.э. предметом психологии являлось сознание, как способность думать и чувствовать. Представители: Декарт,Вундт, ... и организации. Метод – способ познания. 2 группы методов психологии: основные и вспомогательные. ... психология. Главная задача – изучение познавательных процессов, человеческого сознания. Представители: Ульрикнайсер, Джеромбрунер. Исследования были связаны с памятью ...

Профессиональная:

— Способность и готовность к обучению среднего и младшего медицинского персонала правилам санитарно-гигиенического режима пребывания пациентов и членов их семей и медицинских организациях и проведения среди пациентов основных манипуляций и процедур, элементам здорового образа жизни (ПК-25)

-Способность и готовность к обучению взрослого населения, подростков и их родственников основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим укреплению здоровья и профилактике возникновения заболеваний, к формированию навыков здорового образа жизни, способствующих поддержанию на должном уровне их двигательной активности, устранению вредных привычек (ПК-26)

  1. План изучения темы:

4.1. Исходный контроль знаний (тестирование).

4.2. Самостоятельная работа по теме:

  • Патопсихологическая диагностика нарушений памяти и внимания с помощью патопсихологических методик (работа с больными).
  • Подготовка заключения.

4.3. Итоговый контроль знаний:

  • Проверка заключений по исследованию.
  • Решение ситуационных задач.

5. Основные понятия и положения темы:

Нарушение непосредственной памяти.

Одним из наиболее исследованных расстройств непосредственной памяти является нарушение памяти на текущие события, при котором относительно интактным остается память на события прошлого, так называемый корсаковский синдром, который был описан известным отечественным психиатром С.С. Корсаковым при тяжелых алкогольных интоксикациях. Этот вид нарушения памяти часто сочетается с конфабуляциями в отношении текущих событий и дезориентировкой в месте и времени. Два последних признака могли быть слабо выражены, но первый всегда чрезвычайно выражен и составляет основной радикал этого страдания (забывание текущих событий).

Нарушение памяти на недавние события сочетается у больных с недостаточной ориентировкой в окружающем; реальные события могут то отчетливо выступать в сознании больного, то переплетаются причудливо с не имевшими место событиями; невозможность воспроизведения информации настоящего момента приводит к невозможности организации будущего, по существу у больных нарушается возможность увязывания отдельных отрезков жизни.

Прогрессирующая амнезия.

Подобные нарушения памяти отмечаются часто при психических заболеваниях позднего возраста, в основе которого лежит прогрессирующая, качественно своеобразная деструкция коры головного мозга. Клинически болезнь характеризуется неуклонно прогрессирующими расстройствами памяти: сначала снижается способность к запоминанию текущих событий, стираются в памяти события последних лет и отчасти давно прошедшего времени. Наряду с этим, сохранившееся в памяти отдаленное прошлое приобретает особую актуальность в сознании больного. Он живет не в настоящей реальной ситуации, которую не воспринимает, а в обрывках ситуаций, действий, положений, имевших место в далеком прошлом. В основе таких расстройств памяти лежит диффузный, равномерно протекающий атрофический процесс коры головного мозга, возникающий в основном при старческом слабоумии.

6 стр., 2574 слов

35. Память и ее нарушения

... - репродукция(способность ее воспроизводить). Нарушения памяти делятся на количественные (амнезии) и качественные (парамнезии). Амнезии: 1). Ретроградная амнезия – потеря памяти на события, предшествующие расстройству сознания. 2). ... Функция определенной организации материала может быть реализована только в результате деятельности субъекта. в) В современной науке все большее признание приобретает ...

Психологическое исследование, прежде всего, выявляет недостаточную активность процесса запоминания. Больные фактически не принимали задачу «запомнить». Объем памяти очень мал и в среднем составляет 4 слова. Форма кривых запоминания имеет форму плато. У некоторых больных кривые запоминания имеют зигзагообразную форму, что говорит о неустойчивости, истощаемости мнестических процессов больных.

Очень низка прочность запоминания. Больные не могут припомнить ни одного из десяти слов при отсроченном воспроизведении. Показательно в этом отношении также воспроизведение рассказов. Часто больные, дойдя до середины рассказа, обнаруживают, что не помнят конца, искажают его сюжет. Малейшее отвлечение, пауза между предъявлением и воспроизведением рассказа, какая-нибудь фраза, взгляд в сторону — все способствует быстрому забыванию.

Уровень умственных достижений подобных больных в течение эксперимента колеблется, особенно при выполнении заданий, требующих длительного удержания направленности мысли и постоянного оттормаживания несоответствующих связей (простые аналогии, установление связи между словом и карточкой в методике на опосредованное запоминание).

Характерны чрезмерная отвлекаемость, соскальзывание мысли по побочным ассоциациям. Процесс опосредования не улучшает воспроизведения. Мнестические нарушения носят стойкий характер,

Нарушение динамики мнестической деятельности.

В других случаях память психически больных может оказаться нарушенной со стороны ее динамики. Больные в течение какого-то отрезка времени хорошо запоминают и воспроизводят материал, однако, спустя короткое время, не могут этого сделать. На первый план выступают колебания их мнестической деятельности.

Подобные нарушения памяти встречаются у больных сосудистыми заболеваниями головного мозга, у больных, перенесших травмы головного мозга (в отдаленном периоде болезни), при некоторых интоксикациях.

Заслуживает внимания тот факт, что подобные нарушения динамики мнестической деятельности редко выступают у больных в виде изолированного моносимптома. Экспериментально-психологическое исследование выявляет лабильность всех форм их деятельности, их познавательной и эффективно-эмоциональной сфер. При выполнении интеллектуальных задач, требующих длительного и направленного удержания цели, последовательности суждения, часто обнаруживается нестойкость умственной продукции больных.

2 стр., 702 слов

Особенности развития познавательной сферы детей с нарушениями ...

... соответствующее лечение. 2. Виды и типы памяти формирующиеся при нарушениях зрения. Память - это психический процесс, заключающийся в запоминании, сохранении, воспроизведении и переработке человеком разнообразной ... ,Личина В.А. Слепота и глубокие нарушения зрения вызывают отклонения во всех видах познавательной деятельности. Негативное влияние нарушений зрения проявляется даже там где дефект ...

Таким образом, нарушение динамики мнестической деятельности проявляется в сочетании с прерывистостью всех психических процессов больных и по существу является не нарушением памяти в узком смысле слова, а индикатором неустойчивости умственной работоспособности больных в целом, ее истощаемости.

Следует отметить, что одним из показателей нарушений динамики мнестической деятельности является возможность ее улучшения при применении средств опосредования.

Нарушение динамики мнестической деятельности может выступить и как следствие аффективно-эмоциональной неустойчивости. Аффективная дезорганизация больного, часто сопутствующая многим органическим заболеваниям (посттравматического, инфекционного и другого генеза), может проявиться в забывчивости, неточности усвоения, переработки и воспроизведения материала. Точно так же может действовать и аффективная захваченность больного, приводящая к забыванию намерений, недифференцированному восприятию и удержанию материала. Во всех случаях может оказаться измененным именно динамический компонент памяти.

Нарушение опосредованной памяти.

Основным результатом работы Л. В. Петренко было установление снижения эффективности опосредованного запоминания по сравнению с непосредственным запоминанием у определенной группы больных. При этом у разных групп больных опосредованная память нарушалась неодинаково: если у больных симптоматической эпилепсией опосредование лишь в некоторой степени способствовало повышению результативности запоминания, то в группе больных эпилептической болезнью введение опосредования даже препятствовало воспроизведению, снижало его продуктивность.

Для объяснения этого явления Л. В. Петренко обратилась к анализу того, как осуществляется деятельность опосредования. Главным показателем, позволившим судить о том, в какой степени используются различные средства, совершенствующие структуру запоминания, служил анализ связей, создаваемых больными при исследовании опосредованной памяти. Л. В. Петренко выделила две категории связей, устанавливаемых больными эпилепсией при применении методики А. Н. Леонтьева. Первая из них включила связи по значению, при установлении которых больные руководствовались объективными свойствами предметов и явлений, их общественно зафиксированным значением. Первым параметром, образующим связи второго вида, был внешний момент — впечатление испытуемого, на которое влияли либо особенности предъявления материала, либо эмоциональные субъективные факторы.

Вторым параметром явился динамический аспект процессов опосредования, анализ его временных характеристик. Он мог быть: а) динамически адекватным, основанным на последовательном оперировании отдельными элементами; б) нецеленаправленным, при котором больные не останавливались на выделенном опосредствующем звене, а продолжали «нанизывать» детали, перечислять второстепенные свойства элементов связи

В качестве третьего параметра изучения опосредованной памяти был принят анализ самого процесса воспроизведения. Наиболее частым феноменом при ошибочном воспроизведении в обеих группах больных было название слов и фраз, отражающих значение самого используемого средства: воспроизведение актуализировало то, что должно было послужить только связывающим звеном, переходным моментом от заданного слова к выбираемой карточке и, наоборот, от карточки к слову. Если применить для изложения процесса опосредованного запоминания схему А. Н. Леонтьева: А-X-А, где А обозначает предложенное для запоминания слово, Х — устанавливаемую для запоминания связь, то выявлялось, что патологическое изменение мнестических процессов часто приводило к воспроизведению типа А-Х-Х или А-Х-Y.

Была высказана гипотеза о том, что нарушение опосредованного запоминания обследованных групп связано со своей структурой нарушенной деятельности больных. Если у больных симптоматической эпилепсией нарушения опосредования были связаны с колебаниями их работоспособности, то у больных эпилептической болезнью они объяснялись повышенной инертностью, гипертрофированным желанием отобразить все детали.

Нарушение мотивационного компонента памяти.

Психические процессы следует рассматривать как разные формы психической деятельности, которые формируются в онтогенезе. В зависимости от той задачи, на решение которой направлена деятельность человека, она принимает форму того или иного процесса (восприятия, памяти).

Поэтому в отношении всех человеческих процессов должна быть применена та же характеристика, что к деятельности в целом, иными словами, при анализе этих процессов следует учесть их личностно-мотивационный компонент.

В нарушениях мнестической деятельности находит свое отражение по-разному измененная структура мотивационной сферы больных. Мотивационный компонент является неотъемлемым в строении и протекании процессов памяти. Так, например, у больных шизофренией, в психическом состоянии которых отмечалась эмоциональная вялость, искажение мотивов, мы наблюдаем нарушение воспроизведения. Нарушение подконтрольности, избирательности психических процессов, замена целенаправленности акта стереотипами или случайными фрагментарными действиями являлись факторами, препятствующими процессу опосредования, делающими его принципиально невозможным.

У ряда больных психологический эксперимент не обнаруживал измененной системы понятий; больные осмысливали задание, требовавшие синтеза, обобщения; ассоциации больных носили адекватный характер, не было изменено и их отношение к ситуации эксперимента. Вместе с тем больные не могли в конкретной работе длительно удерживать правильный способ действий, допускали ошибки. В этих случаях можно говорить о нарушении умственной работоспособности больных.

У многих больных основным фактором, снижающим работоспособность, является сужение объема внимания, невозможность одновременного учета нескольких воздействий среды. При этом оказалось, что больные сохранили в основном навыки и умения, необходимые для однократных умственных действий.

В.М. Коган и Э. А. Коробкова определяют работоспособность как возможность длительной систематической общественно полезной деятельности и приводят классификацию проявлений нарушенной трудоспособности: нарушение целенаправленности, произвольности, нарушения объема и регуляции усилий и нарушение динамики деятельности.

Чаще всего имеет место не на нарушение работоспособности в широком смысле этого понятия, а на нарушениях умственной работоспособности, которые являются следствием истощаемости (по классификации Э. А. Коробковой, это ближе всего к нарушению динамики деятельности).

Приобретенные в прошлой жизнедеятельности человека навыки, его интеллектуальные операции остаются нередко сохранными, между тем больной не в состоянии выполнить умственных заданий, требующих длительных и устойчивых усилий.

Нарушение умственной работоспособности находит свое выражение в ряде проявлений и принимает нередко характер нарушений как бы отдельных процессов: памяти, колебаний внимания. Если таким больным предложить заучивать 10 слов и изобразить количество воспроизведенных слов в виде кривой, то последняя носит ломаный характер.

Аналогичные результаты были получены при исследовании больных пробой Крепелина. Кривая, изображающая количество допущенных ошибок, носит тоже ломаный характер, свидетельствуя о прерывности и лабильности продуктивности больных.

Такие же колебания выявляются как при исследовании сложных форм психической деятельности, так и при анализе элементарных ее проявлений, например при исследовании темпа сенсомоторных реакций.

Подобная прерывистость психических процессов, неустойчивость ее динамики, связанная, очевидно, с колебаниями коркового тонуса, приводит нередко к нарушениям и более сложных форм интеллектуальной деятельности — к непоследовательности суждений. Характерная особенность этого нарушения заключалась в неустойчивости уровня выполнения задания. Уровень обобщения в основном не был снижен; больные правильно усваивали инструкцию, хорошо анализировали и синтезировали материал, понимали переносный смысл пословиц и метафор. Однако адекватный характер суждений больных не был устойчивым. Выполняя экспериментальное задание, больные не удерживали правильный способ действий в течение длительного времени; правильные способы выполнения задания чередовались с ошибочными. Нередко правильное, адекватное выполнение задания прерывается внезапно наступающими колебаниями эмоциональной сферы больных. Небольшая допущенная ошибка, неосторожное замечание экспериментатора по ее поводу дезорганизуют правильное выполнение задачи.

Следует отметить, что колебания умственных достижений больных выявляются не при всех экспериментальных заданиях. Они могут не выступить при выполнении даже сложных, но одноактных проб и обнаруживаются больше всего при решении многоактных задач, требующих учета и удержания нескольких признаков.

При невыраженной степени заболевания подобная непоследовательность суждений поддается исправлению. Часто экспериментатору бывает достаточно спросить больного, что он делает, привлечь внимание больного к ошибкам, чтобы больной самостоятельно и легко исправил их.

Подобные колебания являются, очевидно, проявлением быстро наступающего истощения психических процессов больных. Эта истощаемость своеобразна, ее следует отличать от обычной истощаемости, которую мы наблюдаем у здорового человека. В последнем случае наступает замедленность темпа работы, нарастание количества ошибок к концу эксперимента. Истощаемость же психических процессов больных обусловливает временное изменение самого качества их умственных достижений, уровня их умственной деятельности.

Ряд клинических симптомов, которые выглядят как нарушение отдельных изолированных психических процессов, по существу являются по-разному оформленными проявлениями нарушений работоспособности. Так, когда больные жалуются, что они забывают прочитанное, забывают выполнить поручение, это часто выглядит как нарушение памяти, когда больные отмечают, что побочные малозначащие факты (разговор соседей, тихо говорящее радио) мешают им работать, это выглядит как «распыление» внимания. В действительности все эти симптомы являются проявлением одного нарушения — чрезмерно легко наступающей истощаемости, приводящей к изменению умственной работоспособности.

Умственная работоспособность может быть также нарушена вследствие быстрого «пресыщения», явления, близкого по своему проявлению к истощаемости, но все же имеющего иную психологическую характеристику. Понятие это введено К. Левином для обозначения состояния, когда у человека иссякает потребность к продолжению начатого действия, в то время как условия заставляют его им заниматься.

В этих случаях возникают изменения в деятельности испытуемого, «вариации» заданного действия. Так, если испытуемому приходилось выполнять монотонное задание, например, чертить черточки, это действие прерывалось привнесением вариаций; испытуемые отвлекались на время от основной цели задания, выполняли какие-то другие действия, не относящиеся к делу (начинали посвистывать, петь, сама внешняя сторона деятельности менялась — черточки становились больше, меньше, менялись их конфигурации).

Эти вариации рассматриваются как показатели наступающего пресыщения, т.е. как фактор, прерывающий целенаправленность деятельности.

Симптом пресыщения не связан с утомлением. Пресыщение относится к тем психическим явлениям, к которым применима характеристика отношения личности к выполняемой работе.

Колебания умственной работоспособности могли возникать вследствие нарушения совершенно иного фактора — тенденции к чрезмерному опосредованию. Дело в том, что больные, у которых отмечалось снижение умственной работоспособности, были в основном личностно сохранны. Они замечали свои ошибки, пытались их скомпенсировать. При этом возникало иногда чрезмерное стремление опосредовать свое поведение и действия.

Сам факт опосредования какого-либо действия является адекватным свойством психической деятельности здорового человека. Несмотря на то что опосредование отвлекает на себя усилия субъекта, оно не разрушает ни целостности усвоения, ни логического течения суждений и умозаключений человека.

Усилия же больных столь резко направлены на приемы компенсации, на постоянное отыскивание «костылей», т.е. опоры, что нарушается целостность восприятия, гармоничность протекания интеллектуального процесса больного. Повышение стремления больного опосредовать и корригировать свои действия затрудняет выполнение умственной работы, придает ей характер прерывистости.

  • Методики вида деятельности:
  1. Исследование памяти.

Проба на запоминание 10 слов

Используется для оценки состояния памяти испытуемого, утомляемости, активности внимания.

Для проведения пробы необходимо иметь набор из 10 одно- или двусложных слов, подобранных так, чтобы между ними трудно было установить какие-либо смысловые отношения. Иначе больной может облегчить себе задание, используя мнемотехнические приемы. Например: «Гора, игла, роза, кошка, часы, вода, дом, книга, дуб, кран».

Инструкция: «Я сейчас прочитаю вам 10 слов, вам нужно повторить столько, сколько вы запомнили в любом порядке». Слова произносятся четко, в среднем темпе. Пробу продолжают до тех пор, пока больной не назовет все 10 слов. В протоколе опыта отмечаются слова называемые больным правильно или ошибочно. Через 40-60 мин. больному предлагают повторить запомнившиеся ему слова без предъявления.

Протокол:

1

2

3

4

5

6

7

через час

ГОРА

+

+

+

+

+

+

ИГЛА

+

+

+

+

РОЗА

+

+

+

+

+

КОШКА

+

+

+

+

+

ЧАСЫ

+

+

+

ВОДА

+

+

+

+

+

+

ДОМ

+

+

+

+

КНИГА

+

+

+

ДУБ

+

+

+

+

КРАН

+

+

5 6 7 8 10 6

Интерпретация: Обычно здоровые обследуемые воспроизводят все 10 слов уже после 2-3 повторений, а через 1 час — 8-10 слов. В норме кривая запоминания носит равномерно возрастающий характер. Кривая с резким спуском вниз указывает на ослабление активного внимания или на выраженную утомляемость испытуемого. Зигзагообразный характер кривой говорит о неустойчивости внимания, о его колебаниях. Кривая в форме плато свидетельствует об эмоциональной вялости больных, отсутствии заинтересованности в запоминании. Число слов, удержанных и воспроизведенных исследуемым час спустя отражает память в узком смысле слова, т.е. фиксацию следов воспринятого.

Воспроизведение рассказа.

Методика применяется для исследования понимания и запоминания текстов, особенностей речи испытуемых. Для проведения методики нужно иметь заранее заготовленный текст. Для исследования применяются специально подобранные рассказы, чаще всего поучительного характера, притчи.

Инструкция: «Я расскажу вам короткий рассказ. Вы должны пересказать его как можно ближе к тексту».

Устный пересказ испытуемого дословно записывается в протокол. При этом обращают внимание на характер изложения (словарный запас, возможное наличие парафазий, темп речи, особенности построения образа, лаконичность или наоборот чрезмерная обстоятельность).

Интерпретация: Нормой считается, если испытуемый пересказывается все основные смысловые моменты рассказа. Грубые ошибки при воспроизведении, заключающиеся в замене одних действующих лиц другими, в слиянии и смешении событий, в искажении обстоятельств наблюдаются у больных, страдающих органическими заболеваниями головного мозга. Иногда при воспроизведении рассказа испытуемые допускают ошибки, подчеркнуто противоречащие заданному тексту. Такого рода ошибки наблюдаются при аггравации расстройств памяти.

Пиктограмма

Этот метод, предложенный А. Р. Лурия, представляет собой вариант опосредованного запоминания, однако применяется он не столько для исследования памяти, сколько для анализа характера ассоциаций больных.

Для проведения опыта достаточно иметь карандаш и бумагу. Нужно заранее подготовить 14—16 слов и выражений для запоминания. Примерный набор слов, которым можно пользоваться:

Веселый праздник

Тяжелая работа

Вкусный ужин

Развитие

Разлука

Богатство

Сомнение

Ядовитый вопрос

Смелый поступок

Глухая старушка

Печаль

Болезнь

Дружба

Война

Надежда

Страх

Любовь

Зависть

Справедливость

Счастье

Отчаяние

Обман

Больному говорят, что будет проверяться его зрительная память, спрашивают о том, замечал ли он, как ему легче запоминать — «на слух или с помощью зрения». Затем ему дают лист бумаги и карандаш и говорят: «На этой бумаге нельзя писать ни слов, ни букв. Я буду называть слова и целые выражения, которые вы должны будете запомнить. Для того чтобы легче было запомнить, вы должны к каждому слову нарисовать что-либо такое, что бы могло помочь вам вспомнить заданное слово. Качество рисунка роли не играет, можно нарисовать что угодно и как угодно, лишь бы вам это смогло напомнить заданное слово — как узелок на память завязывают. Вот, например, я вам задаю первое выражение «веселый праздник». Что можно нарисовать, чтобы потом вспомнить «веселый праздник»?»

Желательно без крайней необходимости ничего больше больному не подсказывать. Если он упорно жалуется на неумение рисовать, можно посоветовать: «Рисуйте, что полегче». Если больной заявляет, что он не в силах нарисовать праздник, можно повторить ему, что он не должен рисовать «веселый праздник», а лишь то, что может ему напомнить про веселый праздник. Если больной легко подбирает рисунки и сам рассказывает вслух экспериментатору, что он выбирает и как он собирается припоминать, экспериментатор молча ведет протокол. Протокол ведется по следующей схеме:

Заданные выражения

Рисунок и объяснение больного

Воспроизведение

через час

Если же больной сам не объясняет, следует у него каждый раз спрашивать: «А как вам это поможет припомнить заданное слово?»

Не следует возражать или высказывать неодобрение, какие бы необычные связи больной ни устанавливал, но если рисунки его слишком многопредметны, можно попросить его рисовать немного быстрее.

После выполнения задания листок с рисунками откладывают в сторону и лишь в конце исследования (спустя час) предлагают больному припомнить по рисункам заданные слова. Припоминание нужно предлагать не по порядку. Обязательно следует спросить, как удалось больному вспомнить слово, чем помог ему рисунок.

В норме через час испытуемый должен точно воспроизвести 13-14 понятий.

  1. Исследование внимания.

Отсчитывание по Крепеллину.

Обнаруживаются возможности осуществления счетных операций, определяется состояние внимания.

Опыт заключается в отсчитывании от 100 или 200 одного и того же числа (3, 7 или 13).

Инструкция: «Вам нужно отнимать от 100 все время по 7, считать нужно про себя, вслух называть только полученный при очередном вычитании результат». В промежутках между называнием больным чисел исследующий равномерно ставит точки (приблизительный хронометраж), можно фиксировать длительность пауз секундомером.

Протокол ведется по схеме: (30-3)

30.27…..24……..21……….19………16……13…………………10………….6….3..0

Интерпретация: При наличии повышенной истощаемости длительность пауз в конце, несмотря на то, что задание становится более легким, увеличивается. Возможны два вида ошибок.

Первый — ошибки в единицах, при переходе через десяток — свидетельствуют о некоторой интеллектуальной недостаточности. Второй — ошибки в десятках — характерен, главным образом, для больных с неустойчивым вниманием.

Отыскивание чисел по таблицам Шульте

Методика использована для исследования психического темпа, точнее для выявления скорости ориентировочно-поисковых движений взора, для исследования объема внимания (к зрительным раздражителям).

Для проведения опыта нужно иметь пять таблиц размером 50×50 см с написанными на них в беспорядке числами от 1 до 25. На каждой из пяти таблиц числа расположены по-разному. Кроме того, нужен секундомер.

Больному мельком показывают таблицу, сопровождая этот показ словами: «Вот на этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Далее таблицу прикрывают, т. е. кладут на стол числами книзу, и продолжают инструкцию: «Вы должны будете вот этой указкой показывать и называть вслух все числа по порядку от 1 до 25. Постарайтесь делать это как можно скорее, но не ошибаться, понятно?» (Если больной не понял, ему объясняют снова, но не открывая таблицу.) Затем экспериментатор открывает таблицу и, включая секундомер, говорит: «Начинайте!»

Пока больной показывает и называет числа, экспериментатор следит за правильностью его действий, а когда больной называет число «25», экспериментатор останавливает секундомер.

После первой таблицы без всяких дополнительных инструкций больному предлагают таким же образом отыскивать числа на 2, 3, 4 и 5-й таблицах.

Протокол опыта приобретает следующий вид:

Таблица

Время в секундах

Примечания

В примечаниях должно быть отмечено, равномерно ли больной отыскивает числа или изредка подолгу не может найти какое-нибудь одно число.

При оценке результатов, прежде всего, становятся заметны различия в количестве времени, которое больной тратит на отыскивание чисел одной таблицы. Психически здоровые молодые люди тратят на таблицу от 30 до 50 секунд, чаще всего 40—42 секунды.

В норме на все таблицы уходит примерно одинаковое время. Заметное увеличение времени отыскивания чисел на последних (4-й и 5-й) таблицах свидетельствует об утомляемости больного, а ускорение — о медленном «врабатывании».

6. Задания для уяснения темы занятия, методики вида деятельности

  • Тесты:
  1. ВИД НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ, ПРИ КОТОРОМ ОТМЕЧАЕТСЯ НАРУШЕНИЕ ПАМЯТИ НА ТЕКУЩИЕ СОБЫТИЯ И ОТНОСИТЕЛЬНО СОХРАННОЙ ПАМЯТЬЮ НА СОБЫТИЯ ПРОШЛОГО:

1) корсаковский синдром

  1. прогрессирующая амнезия
  2. ретроградная амнезия
  3. антероградная амнезии
  1. ВИД НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ, ПРИ КОТОРОМ БОЛЬНЫЕ НЕ ПОМНЯТ ПРОШЛОГО, ПУТАЮТ ЕГО С НАСТОЯЩИМ, ОНИ СМЕЩАЮТ ХРОНОЛОГИЮ СОБЫТИЙ; ВЫЯВЛЯЕТСЯ ДЕЗОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ:
  1. корсаковский синдром
  2. прогрессирующая амнезия
  3. ретроградная амнезия
  4. антероградная амнезии
  1. ПРОГРЕССИРУЮЩАЯ АМНЕЗИЯ ОТНОСИТСЯ К РАССТРОЙСТВАМ:
  1. непосредственной памяти
  2. опосредованной памяти
  3. динамики мнестической деятельности
  4. мотивационного компонента памяти
  1. ЛОМАНАЯ КРИВАЯ ЗАПОМИНАНИЯ ХАРАКТЕРИЗУЕТ НАРУШЕНИЕ:
  1. непосредственной памяти
  2. опосредованной памяти
  3. динамики мнестической деятельности
  4. мотивационного компонента памяти
  1. НАРУШЕНИЕ ДИНАМИКИ МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЖЕТ БЫТЬ СЛЕДСТВИЕМ ВСЕГО ПЕРЕЧИСЛЕННОГО, КРОМЕ:
  1. сосудистые заболевания головного мозга
  2. истощаемости психической деятельности
  3. тяжелые алкогольные интоксикации
  4. аффективно-эмоциональная неустойчивость
  1. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПРИ ДИНАМИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВАХ ПАМЯТИ ДОЛЖНА СОСТОЯТЬ:
  1. в «тренировках» памяти
  2. в создании условий, предупреждающих наступление истощаемости
  3. в многочисленных повторениях материала для запоминания
  4. в аутогенной тренировке
  1. УТОМЛЯЕМОСТЬ ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КАК:
  1. зигзагообразный характер кривой запоминания
  2. непоследовательность суждений
  3. замедленность темпа работы и нарастание количества ошибок к концу эксперимента
  4. затруднение произвольного воспроизведения
  1. НАРУШЕНИЕ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ В МЫШЛЕНИИ ПРОЯВЛЯЕТСЯ КАК:
  1. снижение уровня обобщения
  2. искажение процесса обобщения
  3. непоследовательности суждений
  4. нецеленаправленности мышления
  1. СОСТОЯНИЕ, КОГДА У ЧЕЛОВЕКА ИССЯКАЕТ ПОТРЕБНОСТЬ К ПРОДОЛЖЕНИЮ НАЧАТОГО ДЕЙСТВИЯ, В ТО ВРЕМЯ КАК УСЛОВИЯ ЗАСТАВЛЯЮТ ЕГО ИМ ЗАНИМАТЬСЯ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КАК:
  1. истощаемость
  2. сужение объема внимания
  3. пресыщение
  4. врабатываемость
  1. ЗНАЧЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ВНИМАНИЯ — ЭТО ИНДИКАТОР:
  1. только состояния человека
  2. только степени утомления
  3. только уровня бодрствования человека
  4. состояния, степени утомления и уровня бодрствования человека
  1. ТАБЛИЦЫ ШУЛЬТЕ ПРИМЕНЯЮТСЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВСЕХ НИЖЕПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ВНИМАНИЯ, КРОМЕ:
  1. объем
  2. концентрация
  3. устойчивость
  4. непроизвольность
  1. ТАБЛИЦА ШУЛЬТЕ-ГОРБОВА ЯВЛЯЕТСЯ СТИМУЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТАКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВНИМАНИЯ, КАК:
  1. концентрация
  2. переключаемость
  3. объем
  4. избирательность
  • Ситуационные задачи:
  1. Больной Б-к, 33 лет с черепно-мозговой травмой лобно-теменной области справа. Психическое состояние: ориентирован неточно. Правильно называет год. Месяца и числа не знает. Больной всегда пребывает в прекрасном настроении, его ничто не огорчает, все неприятности, неудобства, перенесенное ранение, болезнь кажутся ему незначительными и неважными. Он удивлен, почему его задерживают в больнице и «заставляют даром хлеб есть». Периодически он обращается к врачу с просьбой отпустить его домой, однако пребыванием в психиатрической больнице по существу не тяготится. Быстро, не задумываясь, отвечает на вопросы, однако ответы чаще носят случайный характер. На этом фоне выступают выраженные нарушения памяти на текущие события. Больной не помнит того, что он ел на завтрак, не помнит, какой вопрос только что задавал ему врач. Прослушав радиопередачу, больной не только не может рассказать ее содержание, но не помнит самого факта слушания радио. Точно так же он не помнит, что сосед по палате читал ему фельетон газеты. Во время беседы с экспериментатором больной нечаянно пролил чернила, испачкав рукав халата. На вопрос, откуда взялись чернильные пятна на столе и рукаве, больной отвечает: «не знаю, вероятно, дали мне такой халат». Утверждает, что ходил сегодня в «рощу березовую гулять». Указанные конфабуляторные высказывания держатся стойко, больной повторяет их в одних и тех же вариантах, упорно и настойчиво отрицает факты, имевшие место в действительности. При этом больной помнит события и факты своей прошлой жизни.

Определите, какое расстройство памяти имеет место у больного.

  1. Данные экспериментально-психологического исследования больной М. Больная без всякой заинтересованности относится к эксперименту, выявляется нецеленаправленность действий больной. Она не может выполнять задания, требующего учета прежних действий. Так, классифицируя картинки, она образует много одноименных групп. Когда больная образовала 2 группы животных и экспериментатор обратил ее внимание на это, больная удивилась: «А разве я уже собирала животных?» Задания же, не требующие запоминания только что довершенных действий, больная выполняет: объясняет правильно переносный смысл поговорки, метафоры, справляется с заданием «метод исключения», но, спустя 3 мин. не помнит, что выполняла. Выявляются грубые нарушения памяти: из 10 предъявленных слов она воспроизводит после 5-кратного повторения лишь последнее. Кривая запоминания 1,2,0,1,1. Применение опосредования ей не помогает. Из 10 слов он запомнил лишь 2 (хотя сам процесс опосредования ей в принципе доступен).

    Точно так же больная не может воспроизвести сюжет простого рассказа («Галка и голуби»).

    Спустя 10 мин, больная отрицает сам факт исследования, говорит, что никогда не видела экспериментатора.

Определите, какое расстройство памяти имеет место у больного.

  1. В.А. Гиляровский описывал в 30-х гг. больную, которой казалось, что она живет у помещика, она боялась «барыни-помещицы» потому, что «не успела выстирать белье».

Определите, какое расстройство памяти имеет место у больного.

  1. Больная 3. А., 1935 г. рождения, диагноз: старческое слабоумие. Протокол экспериментально-психологического исследования: Из 10 слов больная воспроизводит 5,2,5,3,4 слова. При отсроченном воспроизведении — 2 слова. Не смогла воспроизвести ни одного слова при опосредованном запоминании (по А. Н. Леонтьеву).

    Вместо этого называет предметы, нарисованные на картинках, хотя связи между запоминаемым словом и картинкой часто устанавливались адекватно. При воспроизведении рассказа больная, только что верно начавшая передавать содержание, отвлекшись с трудом вспоминает, о чем в нем шла речь, а через минуту заявляет, что никакого рассказа она не слышала, что «мы просто сидим и беседуем о разных вещах». Содержание несложного задания передать не может. Переносного смысла пословиц, метафор не понимает, не может сложить простейшего узора в методике Кооса. С трудом улавливает содержание картины.

Определите, какое расстройство памяти имеет место у больного.

  1. Больная В., 34 л. При запоминании 10 слов кривая запоминания носит ломанный характер. При выполнении интеллектуальных задач, требующих длительного и направленного удержания цели, последовательности суждения, обнаруживается нестойкость умственной продукции. Так, в опыте на «классификацию предметов» наблюдаются чередовании обобщенных и ситуационных решений. Эпизодически выступающие неправильные суждения и действия выявлялись и при выполнении других методических приемов.

Определите, какое расстройство памяти имеет место у больного.

  1. При проведении экспериментально-психологического исследовании опосредованного запоминания больные с поражением медиобазальных отделов лобных областей мозга не выбирали картинку, которая соответствовала бы заданному слову, а бездумно брали первую попавшуюся на глаза. При необходимости вспомнить по картинке предъявленное экспериментатором для запоминания слово сама задача точного воспроизведения не выступала для них как таковая. Чаще всего больные называли либо предмет, изображенный на картинке, либо любое слово или фразу, случайно связанную с картинкой. В то же время, когда экспериментатор настаивал: «Подумайте, выберите внимательно», больные могли безошибочно выполнить задание.

Чем объясняются эти нарушения у больных?

  1. Б.В. Зейгарник описывает следующий эксперимент: испытуемому предъявлялся ряд задач (от 18 до 22), которые он должен был выполнить. Это были задачи различного типа: нарисовать монограмму, сложить определенную фигуру из спичек, нанизать бусы, написать стихотворение, вырезать из бумаги спираль, слепить коробочку из картона, обратный счет (письменно), нарисовать вазу, из бумаги сложить фигурки, умножить трехзначные числа, из проволоки сделать фигурку, решить кроссворд, составить ландшафт (испытуемым даются деревья, животные, люди, дома из цветного картона) и т.п. Инструкция: «Вам будет предложен ряд заданий, постарайтесь их выполнить по возможности точнее и быстрее». Половину предложенных задач испытуемый выполнял до конца, половина же их прерывалась экспериментатором до того, как испытуемый их завершит. Перерыв происходил таким образом, что экспериментатор предлагал испытуемому другую работу. (Если испытуемый спрашивал, что делать с незавершенной, экспериментатор делал вид, что не расслышал вопроса или занят протоколом; во всяком случае испытуемый не получал четкого, определенного ответа.) Точно таким же неопределенным оставался для испытуемого порядок чередования оконченных и незавершенных заданий. Сразу после выполнения испытуемым последнего задания экспериментатор спрашивал: «Скажите, пожалуйста, какие Вы выполнили задания?» Данные экспериментов показали, что испытуемые запоминали лучше незавершенные действия.

Дайте объяснение этому феномену.

7. Список тем по уирс, предлагаемый кафедрой:

1. Изучение нарушений непосредственной памяти.

2. Изучение нарушений динамики мнестической деятельности.

3. Изучение нарушений опосредованной памяти.

4. Изучение нарушений мотивационного компонента памяти.

5. Изучение нарушений внимания и умственной работоспособности.

8. Рекомендуемая литература:

— основная;

  1. Тюльпин Ю.Г. Медицинская психология: Учебник – М.: Медицина, 2004.
  2. Немов Р.С. Психология: Учебник: В 3-х кн., Т.1. — Москва, 2002.

— дополнительная;

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие. — М., 2005.
  2. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учебное пособие. – М., 2006.
  3. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: Учебное пособие. — СПб, 2006.
  4. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебное пособие. — СПб, 2005.
  5. Общая и социальная психология: Учебное пособие / под науч. ред. Г.П. Котельникова. — Самара, 2002.
  6. Психология и педагогика. Учебное пособие / Под ред. К.А. Абульхановой и др. – М., 1998.
  7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб, 2002.
  8. Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учебное пособие. — М., 2002.

— учебно-методические пособия.

  1. Петросян Е.Ю. Методические указания по общей психологии. 2000.
  2. Петросян Е.Ю., Потапова Т.Ф. и др Методические рекомендации к семинарским и практическим занятиям по общей и медицинской психологии. 2000.

— Электронные ресурсы:

  1. ЭБС КрасГМУ
  2. Медиатека
  3. БД МедАрт