ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт педагогики и психологии
Кафедра психологии
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
ПО КУРСУ «КОНФЛИКТОЛОГИЯ»
Учебно-методическое пособие
Специальность: 020400 – психология
ЧЕРЕПОВЕЦ
2003
Рассмотрено на заседании кафедры психологии, протокол № 10 от 27.05.03 г.
Одобрено редакционной комиссией Института педагогики и психологии ЧГУ, протокол № 9 от 24.05.03 г.
С о с т а в и т е л ь: О.В. Нифонтова, канд. психол. наук, доцент
Р е ц е н з е н т ы: О.А. Акуневич, канд. психол. наук, доцент (ЧГУ); Л.А. Легостаева, канд. психол. наук, доцент (ЧГУ)
Н а у ч н ы й р е д а к т о р: В.В. Хромов, канд. психол. наук, доцент
©Череповецкий государственный университет, 2003
Введение
Конфликтологическая компетентность современного психолога является важной характеристикой его профессиональной деятельности. Специалист-практик должен уметь анализировать разнообразные конфликтные ситуации; выявлять внутренние и внешние причины конфликтов и их последствия; предвидеть, управлять и разрешать трудные жизненные ситуации. На формирование таких качеств направлено преподавание курса «Конфликтология» для студентов специальности 020400 – психология. Ключевое место в программе данного курса занимает практическая подготовка будущих психологов – выработка навыков рационального общения и поведения в конфликте, а также освоение ими профессиональной роли психолога — конфликтолога.
Методические рекомендации предназначены для изучения дисциплины «Конфликтология» студентами 5 курса специальности 020400 – психология. Данное учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями государственного стандарта и содержат тематику семинарских (практических) занятий.
По каждой теме дается список вопросов для самостоятельной подготовки студентов к семинарским занятиям, литература. Кроме того, приводятся конкретные задания, направленные на закрепление изучаемого по теме теоретического материала.
ПСИХОЛОГИЯ В КЛИНИКЕ
... Какими же были довундтовские представления об эксперименте? Исторически первой возникла клиническая психология – особое направление эмпирических исследований, в котором аномальное состояние психики, вызванное ... те же результаты профессиональных престидижитаторов, и т.д. [41]. Итак, “опытная психология” началась с клинических исследований патологии и “исключительности”: сюда относились болезнь ...
Занятие 1
Общая характеристика конфликта
Вопросы для обсуждения
- Сущность конфликта и уровни его проявления.
- Функции конфликта.
- Классификация конфликтов.
Задания
- На основе анализа литературных источников приведите несколько определений конфликта. Проанализируйте их, выделите общие особенности и черты конфликта в данных определениях.
- Оцените свои житейские знания о конфликтах. Установите, какие факторы повлияли на их формирование.
- Проанализируйте конкретный конфликт по вашему выбору, перечислите его основные элементы.
- Определите теоретическое и практическое значение классификации конфликтов.
Литература
- Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. — М., 2000.
- Гришина Н.В. Психология конфликта. — СПб., 2000.
- Конфликтология. Учебник для вузов / Под ред. А.С. Кармина. — СПб., 1999.
- Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта // Теоретические и методологические проблемы психологии. – М., 1997, — С. 126-143.
- Психология конфликта. Хрестоматия / Сост. и общая редакция Н.В. Гришиной. — СПб., 2001.
Занятие 2 Социологические теории конфликта
Вопросы для обсуждения
- Понимание конфликта в социологии и психологии: сходство и различие.
- Классические социологические исследования конфликта: функциональная теория конфликта Г. Зиммеля и теория конфликта К. Маркса.
- Основные концепции социального конфликта – функциональная Л. Козера и диалектическая Р. Дарендорфа.
- Анализ основных положений других социологических теорий конфликта (К. Боулдинг, М. Вебер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс и др.).
Задания
1. Сравните подходы к определению конфликта и его изучению в рамках социологии и психологии. Определите причины различий.
2. Проследите эволюцию социологических представлений о конфликтах.
3. Сопоставьте основные положения некоторых социологических теорий конфликта, выделите сходство и различия:
- марксистской теории конфликта и диалектической концепции Р. Дарендорфа;
- функциональных теорий конфликта Г. Зиммеля и Л. Козера;
- концепцией позитивно-функционального конфликта Л. Козера и структурно-функциональной моделью организации Т. Парсонса.
4. Раскройте сущность конструктивных и деструктивных функций конфликта и их соотношение с точки зрения разных социологических подходов к изучению конфликта.
Литература
Основная литература
- Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. — М., 2000.
- Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. – М., 2000.
- Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб., 2000.
- Дмитриев А.В. Конфликтология. – М., 2000.
- Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. — М., 1996.
- Психология конфликта. Хрестоматия / Сост. и общая редакция Н.В. Гришиной. — СПб., 2001.
Дополнительная литература
1.Исследования отечественных ученых в суицидологии: школа а.Г. Амбрумовой
... проводятся в отделе экстремальных состояний (Кризисном Центре) Московского НИИ психиатрии. Эти исследования связаны, прежде всего, с именем профессора А.Г. Амбрумовой. Московской школой разработана ... поведения как следствия социально - психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального конфликта. На основе данной теоретической базы создана комплексная служба диагностики, превенции и ...
- Донцов А.И., Полозова Т.А. Проблема конфликта в западной социальной психологии // Психологический журнал. – 1980. — № 6. — С. 119-133.
- Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. — 1994. — № 5. — С. 142-147.
- Зиммель Г. Человек как враг // Социологический журнал. – 1994. — № 2. — С. 114-119.
- Степаненкова В.М. Понятие социального конфликта в теории Р. Дарендорфа // Социологические исследования. – 1994. — № 5. — С. 141-142.
Занятие 3 Конфликтология в России
Вопросы для обсуждения
- Предпосылки становления отечественной конфликтологии.
- Отрасли отечественной конфликтологии.
- Современные проблемы развития конфликтологии в России.
Задания
- Назовите имена известных российских мыслителей IX – XX вв., внесших значительный вклад в разработку теории конфликтов.
- На основе анализа литературы выделите наиболее значительные даты и события в развитии современной отечественной конфликтологии.
- Чем определяется возросший интерес к теории и практике конфликтов в современной России? Раскройте роль конфликтологии в развитии российского общества.
- Сравните подходы к определению сущности конфликта и его анализу в различных отраслях современной конфликтологии. Определите причины различий.
Выделите наиболее актуальные задачи (теоретические и практические) и направления исследования отечественной конфликтологии на современном этапе ее развития (по материалам журналов «Вопросы психологии», «Психологический журнал» и др.)
Литература
Основная литература
- Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. — М., 2000.
- Гришина Н.В. Психология конфликта. — СПб., 2000.
- Конфликтология. Учебник для вузов / Под ред. А.С. Кармина. — СПб., 1999.
Дополнительная литература
1. Гостев А.А., Соснин В.А., Степанов Е.И. На путях становления отечественной конфликтологии // Психологический журнал. – 1996. — Том 17, 2. — С. 110-117.
2. Степанов Е.И. Отечественная конфликтология: к вопросу о становлении и развитии // Социологические исследования. – 1998. — № 10. — С. 50-57.
Занятие 4 Методологические основы исследования и диагностики конфликтов
Вопросы для обсуждения
- Философские и общенаучные принципы исследования конфликтов.
- Методические принципы конфликтологии
- Этапы анализа конфликтов. Программа конфликтологического исследования.
- Применение методов психологии в конфликтологии (наблюдение, эксперимент, тестирование, опрос и т.д.).
- «Картография» конфликтной ситуации.
Задания
- Раскройте проблему системного подхода к изучению конфликтов.
- Дайте характеристику понятийной схемы описания конфликта (А.Я. Анцупов, Л.А. Петровская).
- Охарактеризуйте значение и содержание программы конфликтологического исследования. Разработайте программу исследования интересующей вас проблемы, связанной с конфликтами.
- Оцените и проанализируйте возможности использования различных методов психологии при исследовании конфликтов.
- Выделите специфические особенности наблюдения как общепсихологического метода сбора информации в рамках проведения конфликтологического исследования.
Литература
Вопросы психологии. №4 1999 с.3-15. Логико-семантический анализ ...
... Ее не следует смешивать с более широким по содержанию понятием культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, куда кроме концепции входят гипотезы, методологические принципы, методы исследования, многочисленные ...
Основная литература
- Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. — М., 2000.
- Гришина Н.В. Психология конфликта. — СПб., 2000.
- Психология конфликта. Хрестоматия / Сост. и общая редакция Н.В. Гришиной. – СПб., 2001.
- Корнелиус Х, Фэйр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. – М., 1992.
Дополнительная литература
- Вишнякова Н.Ф. Конфликт – это творчество? Тренинговый практикум по конфликтологии. – Минск, 1996.
- Лебедев А.Н. Прогнозирование и профилактика межличностных производственных конфликтов в условиях нововведений // Психологический журнал. – 1992. — № 6. — С. 71-79.
- Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1997.
- Полозова Т.А. Методические проблемы изучения межличностного конфликта в группе // Вопросы психологии. – 1980. — № 4. — С. 123-129.
Занятие 5 Внутриличностный конфликт
Вопросы для обсуждения
- Понятие внутриличностного конфликта и его особенности.
- Основные психологические концепции внутриличностного конфликта.
- Причины, источники внутриличностных конфликтов и формы их проявления.
- Способы разрешения внутриличностных конфликтов.
- Последствия внутриличностных конфликтов.
Задания
- Определите различия в подходах зарубежных и отечественных психологов к пониманию внутриличностного конфликта.
- Проранжируйте по степени значимости внешние и внутренние факторы возникновения внутриличностных конфликтов.
- Выделите формы проявления внутренних конфликтов и их симптомы.
- Выразите свое отношение к следующим нижеприведенным суждениям относительно психологических защит. Аргументируйте свой ответ.
— «Психологическая защита является неконструктивным способом выхода из внутриличностного конфликта».
— «Защитные механизмы важны, но нужно решить вопрос о том, насколько часто их использовать».
— «Защитные механизмы крайне важны для человека. Без них он не сможет контролировать себя».
— «Использование психологических механизмов свойственно людям с глубокими проблемами или психически нездоровым. Нормальный человек вообще не нуждается в защите своего «Я».
- Приведите примеры использования психологических защит из своей жизни, жизни друзей и знакомых. Проанализируйте их.
- Проанализируйте действие основных видов психологических защит на примере одного конфликта. Выясните возможные трансформации поведения.
Литература
Основная литература
- Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. — М., 2000.
- Василюк Ф. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психологический журнал. – 1995. — № 3. — С. 90-101.
- Василюк Ф. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. – М., 1984.
- Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб., 2000.
- Донченко Е.А., Титаренко Т.М. Личность: конфликт, гармония. – Киев, 1989.
- Психология конфликта. Хрестоматия / Сост. и общ. ред. Н.В. Гришиной – СПб., 2001.
- Фрустрация, конфликт, защита // Вопросы психологии. – 1991. — № 6. — С. 69-82.
Дополнительная литература
1 Вопрос. Предмет социальной психологии
... зависит от понимания предметов, как психологии, так и социологии. 3 Вопрос. История развития социальной психологии. Социальная психология – это область психологии, изучающая психологические явления и закономерности ... Психоаналитическая теория 3. Фрейда – инстинктивные импульсы человека приходят в конфликт с интересами общества, результатом чего являются фрустрации. В основе эмоциональных ...
- Мольц М. Я – это Я, или как стать счастливым. – СПб., 1992.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. – Л., 1960.
- Хорни К. Женская психология. – СПб., 1993.
- Хорни К. Ваши внутренние конфликты. – СПб., 1997.
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени. – М., 1993.
- Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. — М., 1993.
Занятие 6 Психологические особенности конфликтов на разных этапах возрастного развития
Вопросы для обсуждения
- Причины и способы разрешения конфликтов дошкольников со сверстниками.
- Своеобразие конфликтов в младшем школьном возрасте.
- Социально-психологические причины конфликтов в подростковом возрасте. Особенности конфликтного поведения подростков.
- Психологическая специфика конфликтов в старшем школьном возрасте.
Задания
- Рассмотрите специфику понимания конфликтов в возрастной психологии.
- Проанализируйте один из возможных конфликтов между детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Продумайте роль взрослого в разрешении данной ситуации.
-
Приведите примеры немотивированной агрессии, групповой агрессии подростков из художественной литературы, кинофильмов и т.Д. Проанализируйте их. Литература Основная литература
- Байярд Р.Т., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. – М., 1991.
- Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. – М., 1991.
- Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. – 1972. — № 2. — С. 25-37.
- Нифонтова О.В. Психологические особенности управления конфликтами дошкольников со сверстниками. – Череповец, 2001.
- Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. – М., 1988.
- Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. – М., 1996.
Дополнительная литература
- Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности // Вопросы психологии. – 1990. — № 2. — С. 35-42.
- Лозоцева В.Н. Роль учителя в преодолении конфликтов между подростками – одноклассниками // Вопросы психологии. – 1986. — № 1. — С. 79-87.
- Рузская А.Г., Абрамова Л.Н. Как относиться к жалобам дошкольников в детском саду? / Вопросы психологии. – 1983. — № 4. — С. 96-103.
- Устименко С.Ф. Межличностные отношения трудных подростков // Вопросы психологии. – 1984. — № 1. — С. 27-33.
- Юферова Т.И. Поведение аффективных детей в конфликтных ситуациях // Вопросы психологии. – 1975. — № 2. — С. 113-123.
Занятие 7 Конфликты в организациях
Вопросы для обсуждения
1 Вопрос Предмет медицинской психологии
... взаимоотношениях психического и соматопсихического в человеке, рассматриваются вопросы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии. Частную клиническую психологию, раскрывающую ведущие аспекты психологии больных при определенных заболеваниях, а также особенностей ...
- Структура и функции современной организации.
- Специфика организационного конфликта и его функции, виды.
- Причины возникновения конфликтов в организации.
- Модели развития конфликтов в трудовом коллективе.
- Последствия конфликтов в организации.
Задания
- Назовите признаки, на основании которых строится классификация организационных конфликтов. Дайте характеристику конфликтов в организации в зависимости от типа ее функциональной системы.
- Выделите признаки социальной напряженности и назревающего конфликта в организации.
- Расположите формы проявления конфликта в коллективе в порядке их нарастания: противостояние, недовольство, противоборство, разногласие, противодействие и т.д.
- Проанализируйте специфику конфликта в зависимости от типа организации и вида профессиональной деятельности ее членов (сферы производства, услуг и торговли; педагогические, научные и др. коллективы).
- Выделите позитивные и негативные последствия конфликтов в организации.
Литература
- Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. — М., 2000.
- Большаков А.Г., Несмелова М.Ю. Конфликтология организаций. Учеб. пособие. – М., 2001.
- Гришина Н.В. Я и другие: общение в трудовом коллективе. – Л., 1990.
- Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. — М., 1990.
- Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М., 2000.
- Социальная конфликтология / Под ред. А.В. Морозова. – М., 2002.
Занятие 8 Конфликты в социально-педагогическом процессе
Вопросы для обсуждения
- Конфликтогенные факторы в отечественном образовании.
- Конфликты в педагогическом коллективе: социально-психологические причины, структура и классификация, их последствия.
- Основные модели развития конфликтов в педагогическом коллективе.
- Управление конфликтами в педагогическом коллективе.
Задания
- Что делает учителя «трудным» в общении с коллегами?
- особенности характера, выражающие отношение к людям,
- особенности характера, выражающие отношение к работе,
- особенности поведения,
- профессиональная компетентность.
- Возможно ли прогнозировать конфликты в педагогическом коллективе? Если возможно, то как?
- Раскройте взаимозависимость стрессов учителя и его конфликтного поведения.
- Подготовьте следующие сообщения: «Стресс в профессиональной деятельности педагога. Факторы стрессоустойчивости учителей», «Психологические особенности внутриличностных противоречий учителя».
- Назовите задачи и функции руководителя образовательного учреждения, выступающего посредником в конфликте между своими подчиненными.
Литература
Основная литература
- Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. – М., 1989.
- Вишнякова Н.Ф. Конфликтология. – Минск, 2002.
- Воронин Г.Л. Конфликты в школе // Социологические исследования. — 1994. — № 3. — С. 94-98.
- Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. — М., 1987.
- Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии.- М., 1995.
- Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М., 1991.
- Шакуров Р.Х., Алишев Б.С. Причины конфликтов в педагогическом коллективе и способы их разрешения // Вопросы психологии. – 1986. — № 6. — С. 67-76.
Дополнительная литература
Сущность конфликта и его социальная роль
... рассмотрены следующие вопросы: 1. Понятие конфликта; 2. Социальная роль конфликта; 3. Институты разрешения конфликтов; 4. Конфликтология как наука; 5. Формула, структура и модель конфликта; 6. Теории конфликтов. Конфликт – это острое противоречие между ...
- Баранов Н.А., Реан А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей / Вопросы психологии. – 1997. — № 1.
- Митина Л.М., Кузьменкова О.В. Психологические особенности внутриличностных противоречий учителя // Вопросы психологии. – 1998. — № 3. — С. 3-16.
- Селье Г. Стресс без дистресса. – М., 1979.
Занятие 9 Супружеские конфликты
Вопросы для обсуждения
- Социально-психологические и ролевые различия супругов.
- Основные причины и формы проявления супружеских конфликтов.
- Факторы, влияющие на конфликтность супружеских отношений.
- Способы разрешения супружеских конфликтов.
- Предупреждение супружеских конфликтов.
Задания
- В чем заключается специфика супружеских конфликтов, обусловленных различиями:
— в потребностях,
- в интересах,
- в ценностях и т.д.
- Раскройте конструктивную и деструктивную функции супружеских конфликтов.
- Проанализируйте один из возможных супружеских конфликтов. Продумайте альтернативные варианты разрешения данной ситуации.
- Подготовьте сообщение на тему «Кризисные периоды в развитии супружеских отношений».
Литература Основная литература
- Захаров А.И. Психологические особенности диагностики и оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье / Вопросы психологии. – 1981. — № 3. — С. 58-68.
- Левкович В.П., Зуськова О.Э. Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов // Психологический журнал. – 1985. — Т. 6. — № 3. — С. 126-137.
- Смехов В.А. Опыт психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье // Вопросы психологии. – 1985. — № 4. — С. 83-92.
- Сысенко В.А. Супружеские конфликты. – М., 1989.
- Шуман С.Г., Шуман В.П. Семейные конфликты: причины, пути устранения. – Брест, 1992.
- Социальная конфликтология / Под ред. А.В. Морозова. – М., 2002.
Дополнительная литература
- Витек К. Проблемы супружеского благополучия. – М., 1988.
- Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи // Социологические исследования. – 1995. — № 10.
- Левкович В.П., Зуськова О.Э. Методика диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии. – 1987. — № 4. — С. 128-134.
- Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М., 1992.
Занятие 10 Семейные конфликты
Вопросы для обсуждения
- Причины возникновения, типология и структура семейных конфликтов.
- Функции и последствия конфликта в семье.
- Основные способы разрешения семейных конфликтов.
Задания
2.2. Материалы для практических занятий по дисциплине «Конфликтология»
... …» «обычно веду себя в конфликте…» «боюсь в конфликте….» «я хочу в конфликте…» «я стремлюсь в конфликте» Задание №4. Тест «Самооценка конфликтности» ... а в случае несходства мнений – готовность пойти на конфликт, но не с целью – испугать и покорить, а ... Задание №2. Упражнение на размышление стратегии поведения в конфликте. Встать в круг, посмотреть внимательно друг на друга и ...
- Перечислите наиболее типичные конфликты «отцов и детей» в общении детей разных периодов детства со взрослыми.
- Проанализируйте один из возможных конфликтов в семье. Продумайте альтернативные варианты разрешения данной ситуации.
- Проанализируйте конструктивную и деструктивную функции одного из семейных конфликтов, свидетелем или участником которых вы являлись.
- Что способствует предотвращению конфликтов между родителями и детьми?
- Даны типичные фразы, которые взрослые говорят подросткам. Приведите модальность долженствования в модальность возможного при сохранении общего смысла высказывания.
— Ты должен уважать старших!
— Ты должен слушаться родителей!
— Мы в твои годы жили гораздо хуже!
— Сколько можно бездельничать? Когда ты, наконец, займешься учебой?
— Кто из вас разбил стекло? Ты должен говорить правду!
— Ты постоянно срываешь уроки! Ты должен сидеть спокойно и слушать внимательно!
Литература
Основная литература
- Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. — М., 2000.
- Байярд Р.Т., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. – М., 1991.
- Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. – М., 1991.
- Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб., 2000.
- Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М., 1992.
- Социальная конфликтология / Под ред. А.В. Морозова. – М., 2002.
Дополнительная литература
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 1995.
- Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: Семья как психотерапевт. – М., 1993.
- Розин М.В. Представления о родителях и семейных конфликтах в неформальной подростковой субкультуре // Вопросы психологии. – 1990. — № 4. — С. 91-99.
- Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1989.
- Черепанова Е. Психологический стресс: помоги себе и ребенку. – М., 1997.
Занятие 11 Психологическая характеристика конфликтной личности
Вопросы для обсуждения
- Психологическая предрасположенность личности к конфликтному поведению.
- Психологические акцентуации как характеристика конфликтной личности.
- Основные мотивы конфликтного поведения личности.
- Индивидуальный стиль поведения человека в конфликте.
- Психокоррекция конфликтной личности.
Задания
- Опишите психологический портрет конфликтной и бесконфликтной личности. Выделите факторы, обуславливающие формирование конфликтности как личностного качества.
- Как темперамент и характер человека влияют на его конфликтность? Какие черты характера способствуют возникновению межличностных конфликтов?
- Опишите наиболее вероятное поведение человека в ситуации конфликта для каждого типа акцентуации характера.
- Проанализируйте возрастные, половые, характерологические различия в конфликтом поведении людей.
- Подготовьте реферат на тему «Психологическая характеристика маргинальной личности. Подходы к изучению маргинальности».
Литература
Основная литература
Семинарское занятие № 16 Психологические особенности развития ...
... развитие произвольности и волевых действий. Кризис семи лет: причины, симптомы, пути разрешения. Практические задания 1. Составить в виде таблицы краткую психологическую характеристику ... воспитания. М., 1995. 13. Сенько Т.В. Психология воспитания. Минск, 1996. Семинарское занятие № 21 «Психологическая характеристика учебной деятельности» Общая характеристика учебной деятельности. Структура ...
- Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб., 2000.
- Каменская В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта. – СПб., 1999.
- Конфликтология. Учебник для вузов / Под ред. А.С. Кармина. — СПб., 1999.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков // Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 1982. — С. 288-317.
- Скотт Дж. Способы разрешения конфликтов. – Киев, 1991.
- Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. – Минск, 1996.
Дополнительная литература
- Буянов М. Тяжелые люди. – М., 1993.
- Гласс Л. Вредные люди. – СПб., 1997.
- Шибутани Т. Социальная психология. — М., 1969.
Занятие 12
Поведение человека в конфликте
Вопросы для обсуждения
- Стратегия поведения человека в конфликте и факторы, ее определяющие.
- Стили конфликтного поведения.
- Предпосылки, формы и способы разрешения конфликтов.
- Условия и факторы конструктивного разрешения конфликтов.
Задания
Охарактеризуйте условия, при которых субъект общения выбирает:
- Сопоставьте понятия «стратегия взаимодействия в конфликте», «стиль конфликтного поведения», «способ разрешения конфликта».
- стратегию соперничества,
- стратегию избегания,
- стратегию компромисса,
- стратегию приспособления,
- стратегию сотрудничества.
-
Проанализируйте достоинства и недостатки, возможности и ограничения каждой из выделенных вами стратегий конфликтного взаимодействия.
- Аргументируйте психологические особенности зависимости способа разрешения конфликта от стратегий, выбираемых оппонентами.
- Сформулируйте психологические критерии конструктивного разрешения конфликтов.
Литература
- Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. — М., 2000.
- Гришина Н.В. Психология конфликта. — СПб., 2000.
- Конфликтология / Под ред. А.С. Кармина. – СПб., 2001.
- Обозов Н.Н. Психология конфликта и способы его разрешения. – Ленинград, 1991.
- Скотт Дж. Способы разрешения конфликтов. – Киев, 1991.
Занятие 13
Технологии управления конфликтами
(семинар проводится в форме защиты рефератов)
Вопросы для обсуждения
- Понятие технологий эффективного общения и рационального поведения в конфликте.
- Программа австралийской организации по разрешению конфликтов. (Х. Корнелиус и Ш. Фэйр).
- Рационально-интутивная модель разрешения конфликтов (Дж. Скотт).
- Четырехшаговый метод улучшения взаимоотношений (Д. Дэна).
- Анализ основных положений других технологий управления конфликтами.
Литература
- Атватер И. Я вас слушаю. – М., 1988.
- Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. – СПб., 2002.
- Вишнякова Н.Ф. Конфликт – это творчество? Тренинговый практикум по конфликтологии. – Минск, 1996.
- Вишнякова Н.Ф. Конфликтология. — Минск, 2002.
- Дэна Д. Четырехшаговый метод улучшения взаимоотношений // Прикладная конфликтология. Хрестоматия. – Минск, 2001.
- Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. – М., 1992.
- Ликсон Ч. Конфликт. – СПб., 1997.
- Литвак М.Е. Психологическое айкидо // Прикладная конфликтология. Хрестоматия. – Минск, 2001.
- Мелибруда Е. Я – Ты – Мы: Психологические возможности улучшения общения. – М., 1986.
- Минделл А. Лидер как мастер единоборства (введение в психологию демократии).
– М., 1993.
- Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни: Тренинг разрешения конфликтов. – СПб., 2001.
- Скотт Дж. Конфликты, пути их преодоления. – Киев, 1991.
- Скотт Дж. Контроль эмоциональной сферы // Прикладная конфликтология. Хрестоматия. – Минск, 2001.
Занятие 14
Посредничество в разрешении конфликтов
Вопросы для обсуждения
- Медиация: функции и принципы.
- Основные формы разрешения конфликтов с помощью посредников.
- Медиаторство в организациях. Руководитель организации и психолог как посредники в разрешении конфликтов.
- Эффективность деятельности медиатора в организации и факторы, ее определяющие.
Задания
- Определите различие в понятиях «посредничество» и «медиация».
- Определите разницу между разрешением конфликта в суде и разрешением конфликта с помощью медиации.
- Укажите основные причины, в силу которых руководитель организации и психолог могут выступать посредниками при разрешении конфликтных ситуаций. Выделите основные требования к личностным и деловым качествам руководителя организации и психолога при разрешении конфликтов.
- Выделите факторы, влияющие на успешную медиацию
- Подготовьте сообщение на тему «Проблемы медиаторства в России».
Литература
- Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. — М., 2000.
- Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. – М., 2000.
- Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб., 2000.
- Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. — М., 1990.
- Конфликтология. Учебник для вузов / Под ред. А.С. Кармина. — СПб., 1999.
- Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. – М., 1996.
- Рубин Дж. и др. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение. – СПб., 2002.
Занятие 15
Психологическая характеристика переговорного процесса
Вопросы для обсуждения
- Переговорный процесс по разрешению конфликтов: его сущность, виды и функции.
- Динамика переговорного процесса.
- Стратегии и тактики переговоров.
- Модель ведения переговоров Р. Фишера и У. Юри.
- Модель переговоров У. Мастенбрука.
- Манипулятивные технологии в переговорном процессе и противодействие им.
Задания
- Приведите примеры использования манипуляций в переговорном процессе. Обоснуйте их влияние на ход и эффективность ведения переговоров.
- Выделите факторы, влияющие на успешность организации и проведения переговоров.
- Проанализируйте соотношение понятий «стратегия переговорного процесса» и «тактики переговорного процесса».
- На основе анализа литературы сформулируйте требования к участнику переговоров.
- Выделите особенности внешнего облика и поведения человека, которые способствуют (или препятствуют) налаживанию контактов в переговорах.
- Раскройте специфику ведения переговоров с «трудными» людьми.
Литература
Основная литература
- Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. — М., 2000.
- Конфликтология. Учебник для вузов / Под ред. А.С. Кармина. — СПб., 1999.
- Социальная конфликтология / Под ред. А.В. Морозова. – М., 2002.
Дополнительная литература
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – СПб., 1992.
- Доценко Е.Л. Психология манипуляции. – М., 1997.
- Доценко Е.Л. Манипуляция: психологическое определение понятия // Психологический журнал. – 1993. — № 4. — С. 132-138.
- Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. – М., 1996.
- Мастенбрук У. Переговоры. – Калуга, 1993.
- Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. – М., 1992.
- Фишер Р., Юри У. Переговоры без поражения // Прикладная конфликтология. Хрестоматия. – Минск. – 2001. — С. 328-379.
- Юри У. Преодолевая «нет» или переговоры с трудными людьми. – М., 1993.
Темы рефератов
- Психоаналитическая традиция в изучении конфликтов.
- Конфликт как когнитивный феномен в теории К. Левина.
- Функциональная теория конфликта Г. Зиммеля.
- Марксистский подход к теории конфликта.
- Структурно-функциональная модель организации Т. Парсонса.
- Концепция позитивно-функционального конфликта Л. Козера.
- Конфликтная модель общества Р. Дарендорфа.
- Общая теория конфликта К. Боулдинга.
- Современные конфликты в обществе: сущность, содержание и формы проявления.
- Характеристика экономических конфликтов в современном обществе.
- Психологические предпосылки межнациональных конфликтов.
- Война как самый острый социальный конфликт.
- Идеологические конфликты в современном российском обществе.
- Религиозные конфликты и основные сферы их проявления: история и современность.
- Государственная власть как основной предмет политических конфликтов.
- Конфликты в сфере морали и права.
- Отражение конфликтов в искусстве.
- Отражение конфликтов современной России в средствах массовой информации.
- Внутриличностные конфликты и суицидальное поведение.
- Психологическая защита как механизм разрешения внутриличностных конфликтов.
- Психологическая характеристика семейных и супружеских конфликтов.
- Развод как радикальный способ разрешения супружеских конфликтов.
- Кризисные периоды в развитии семьи.
- Психологическое насилие в семье.
- Ребенок в конфликтной семье: психологический портрет.
- Манипуляция как способ общения в конфликте.
- Психологические особенности противодействия манипуляциям.
- Жалоба как один из феноменов детского общения.
- Агрессивное поведение современных подростков.
- Юношеское одиночество.
- Конфликтные люди и миротворцы: врожденное и приобретенное.
- «Трудный клиент»: механизмы взаимодействия.
- «Бесконфликтная» личность.
- Конфликтоустойчивость человека как один из видов психологической устойчивости.
- Маргинальный статус и внутренние конфликты. Понятие «маргинального» человека (Т. Шибутани).
- Конфликтная компетентность и ее составляющие.
- Психологическая характеристика толерантности личности.
- Конфликтофобия: причины и возможности преодоления.
- Типологические различия и индивидуальный стиль в разрешении конфликтов.
- Современный менеджемент об организационных конфликтах.
- Инновационные конфликты в организации.
- Психологическая специфика конфликтов в сфере производства услуг и торговле.
- Конфликты в условиях психологической изоляции и их характеристика.
- Способы защиты и профилактики профессионального выгорания.
- Стресс в работе управленца. Методы нейтрализации стресса.
- Медиация: ее преимущества и ограничения.
- Специфика ведения переговоров с трудными людьми.
- Критика: ее виды и формы.
- Третейский суд как метод разрешения конфликтов.
- Конформизм в конфликте: опасности и преимущества.
П р и л о ж е н и я
Приложение 1
Схема структурного анализа конфликтной ситуации
КТО? – конфликтующие стороны (субъект, участник конфликта; их психологические характеристики и особенности влияния на ход и результаты конфликта).
ИЗ-ЗА ЧЕГО? — конкретная причина конфликта, предмет разногласий (реальный или идеальный предмет; материальная, социальная или духовная ценность).
ПОЧЕМУ? РАДИ ЧЕГО? – мотивы поведения каждого из участников конфликта (внешняя и внутренняя мотивация).
В КАКИХ УСЛОВИЯХ? КОГДА? ГДЕ? – пространственно-временные характеристики возникновения, развития и разрешения конфликтной ситуации.
ЧТО ДЕЛАЮТ? – особенности реального конфликтного взаимодействия между оппонентами (описание открытых и скрытых действий каждого участника конфликтной ситуации).
ЧТО ЧУВСТВУЮТ? — чувства и переживания каждого из участников конфликта.
О ЧЕМ ДУМАЮТ? – представления оппонентов о самих себе (своих мотивах, целях, ценностях, возможностях и т.д.), о противостоящих сторонах (их мотивах, целях, ценностях, возможностях и т.д.); представления о самой конфликтной ситуации и конфликтных отношениях.
Как разрешили? – способ разрешения конфликта
ЧЕМ ЗАКОНЧИЛСЯ КОНФЛИКТ? – последствия, результаты конфликтных действий.
Приложение 2
Схема анализа динамических характеристик конфликта
(по А.Я. Анцупову, А.И. Шипилову)
Латентный период (предконфликт)
- возникновение объективной конфликтной ситуации;
- осознание объективной проблемной ситуации субъектами взаимодействия;
— попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами;
- возникновение предконфликтной ситуации.
Открытый период (период конфликтного взаимодействия)
- инцидент;
- эскалация конфликта;
- сбалансированное противодействие;
- завершение конфликта.
Послеконфликтный период
- частичная нормализация отношений;
- полная нормализация отношений.
Оглавление
Введение 3
Занятие 1. Общая характеристика конфликта 4
Занятие 2. Социологические теории конфликта 4
Занятие 3. Конфликтология в России 6
Занятие 4. Методологические основы исследования и диагностики конфликтов 7
Занятие 5. Внутриличностный конфликт 8
Занятие 6. Психологические особенности конфликтов на разных этапах возрастного развития 10
Занятие 7. Конфликты в организациях 11
Занятие 8. Конфликты в социально-педагогическом процессе. 13
Занятие 9. Супружеские конфликты. 14
Занятие 10. Семейные конфликты. 15
Занятие 11. Психологическая характеристика конфликтной личности 17
Занятие 12. Поведение человека в конфликте 18
Занятие 13. Технологии управления конфликтами 19
Занятие 14. Посредничество в разрешении конфликтов 20
Занятие 15. Психологическая характеристика переговорного процесса 21
Примерная тематика рефератов 23
Приложения 26
Приложение 1 26
Приложение 2 27
Редактор Н.А. Гаврилова
Компьютерная верстка: М.Н. Авдюхова
ЛР № 021316 от 25 декабря 1998 г.
Сдано в набор 16.07.03 г. Подписано к печати 16.09.03 г.
Тир. 25 экз. Уч.-изд. л. 1,1. Формат 60´84 1/16. Усл. печ. л. 1,6.
Гарнитура Таймс. Зак.
Череповецкий государственный университет
162600 Г. Череповец, пр. Луначарского, 5.
29