МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО КУРСУ «КОНФЛИКТОЛОГИЯ»

ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт педагогики и психологии

Кафедра психологии

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ПО КУРСУ «КОНФЛИКТОЛОГИЯ»

Учебно-методическое пособие

Специальность: 020400 – психология

ЧЕРЕПОВЕЦ

2003

Рассмотрено на заседании кафедры психологии, протокол № 10 от 27.05.03 г.

Одобрено редакционной комиссией Института педагогики и психологии ЧГУ, протокол № 9 от 24.05.03 г.

С о с т а в и т е л ь: О.В. Нифонтова, канд. психол. наук, доцент

Р е ц е н з е н т ы: О.А. Акуневич, канд. психол. наук, доцент (ЧГУ); Л.А. Легостаева, канд. психол. наук, доцент (ЧГУ)

Н а у ч н ы й р е д а к т о р: В.В. Хромов, канд. психол. наук, доцент

©Череповецкий государственный университет, 2003

Введение

Конфликтологическая компетентность современного психолога является важной характеристикой его профессиональной деятельности. Специалист-практик должен уметь анализировать разнообразные конфликтные ситуации; выявлять внутренние и внешние причины конфликтов и их последствия; предвидеть, управлять и разрешать трудные жизненные ситуации. На формирование таких качеств направлено преподавание курса «Конфликтология» для студентов специальности 020400 – психология. Ключевое место в программе данного курса занимает практическая подготовка будущих психологов – выработка навыков рационального общения и поведения в конфликте, а также освоение ими профессиональной роли психолога — конфликтолога.

Методические рекомендации предназначены для изучения дисциплины «Конфликтология» студентами 5 курса специальности 020400 – психология. Данное учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями государственного стандарта и содержат тематику семинарских (практических) занятий.

По каждой теме дается список вопросов для самостоятельной подготовки студентов к семинарским занятиям, литература. Кроме того, приводятся конкретные задания, направленные на закрепление изучаемого по теме теоретического материала.

12 стр., 5797 слов

ПСИХОЛОГИЯ В КЛИНИКЕ

... Какими же были довундтовские представления об эксперименте? Исторически первой возникла клиническая психология – особое направление эмпирических исследований, в котором аномальное состояние психики, вызванное ... те же результаты профессиональных престидижитаторов, и т.д. [41]. Итак, “опытная психология” началась с клинических исследований патологии и “исключительности”: сюда относились болезнь ...

Занятие 1

Общая характеристика конфликта

Вопросы для обсуждения

  1. Сущность конфликта и уровни его проявления.
  2. Функции конфликта.
  3. Классификация конфликтов.

Задания

  1. На основе анализа литературных источников приведите несколько определений конфликта. Проанализируйте их, выделите общие особенности и черты конфликта в данных определениях.
  2. Оцените свои житейские знания о конфликтах. Установите, какие факторы повлияли на их формирование.
  3. Проанализируйте конкретный конфликт по вашему выбору, перечислите его основные элементы.
  4. Определите теоретическое и практическое значение классификации конфликтов.

Литература

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. — М., 2000.
  2. Гришина Н.В. Психология конфликта. — СПб., 2000.
  3. Конфликтология. Учебник для вузов / Под ред. А.С. Кармина. — СПб., 1999.
  4. Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта // Теоретические и методологические проблемы психологии. – М., 1997, — С. 126-143.
  5. Психология конфликта. Хрестоматия / Сост. и общая редакция Н.В. Гришиной. — СПб., 2001.

Занятие 2 Социологические теории конфликта

Вопросы для обсуждения

  1. Понимание конфликта в социологии и психологии: сходство и различие.
  2. Классические социологические исследования конфликта: функциональная теория конфликта Г. Зиммеля и теория конфликта К. Маркса.
  3. Основные концепции социального конфликта – функциональная Л. Козера и диалектическая Р. Дарендорфа.
  4. Анализ основных положений других социологических теорий конфликта (К. Боулдинг, М. Вебер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс и др.).

Задания

1. Сравните подходы к определению конфликта и его изучению в рамках социологии и психологии. Определите причины различий.

2. Проследите эволюцию социологических представлений о конфликтах.

3. Сопоставьте основные положения некоторых социологических теорий конфликта, выделите сходство и различия:

  • марксистской теории конфликта и диалектической концепции Р. Дарендорфа;
  • функциональных теорий конфликта Г. Зиммеля и Л. Козера;
  • концепцией позитивно-функционального конфликта Л. Козера и структурно-функциональной моделью организации Т. Парсонса.

4. Раскройте сущность конструктивных и деструктивных функций конфликта и их соотношение с точки зрения разных социологических подходов к изучению конфликта.

Литература

Основная литература

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. — М., 2000.
  2. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. – М., 2000.
  3. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб., 2000.
  4. Дмитриев А.В. Конфликтология. – М., 2000.
  5. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. — М., 1996.
  6. Психология конфликта. Хрестоматия / Сост. и общая редакция Н.В. Гришиной. — СПб., 2001.

Дополнительная литература

15 стр., 7003 слов

1.Исследования отечественных ученых в суицидологии: школа а.Г. Амбрумовой

... проводятся в отделе экстремальных состояний (Кризисном Центре) Московского НИИ психиатрии. Эти исследования связаны, прежде всего, с именем профессора А.Г. Амбрумовой. Московской школой разработана ... поведения как следствия социально - психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального конфликта. На основе данной теоретической базы создана комплексная служба диагностики, превенции и ...

  1. Донцов А.И., Полозова Т.А. Проблема конфликта в западной социальной психологии // Психологический журнал. – 1980. — № 6. — С. 119-133.
  2. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. — 1994. — № 5. — С. 142-147.
  3. Зиммель Г. Человек как враг // Социологический журнал. – 1994. — № 2. — С. 114-119.
  4. Степаненкова В.М. Понятие социального конфликта в теории Р. Дарендорфа // Социологические исследования. – 1994. — № 5. — С. 141-142.

Занятие 3 Конфликтология в России

Вопросы для обсуждения

  1. Предпосылки становления отечественной конфликтологии.
  2. Отрасли отечественной конфликтологии.
  3. Современные проблемы развития конфликтологии в России.

Задания

  1. Назовите имена известных российских мыслителей IX – XX вв., внесших значительный вклад в разработку теории конфликтов.
  2. На основе анализа литературы выделите наиболее значительные даты и события в развитии современной отечественной конфликтологии.
  3. Чем определяется возросший интерес к теории и практике конфликтов в современной России? Раскройте роль конфликтологии в развитии российского общества.
  4. Сравните подходы к определению сущности конфликта и его анализу в различных отраслях современной конфликтологии. Определите причины различий.

Выделите наиболее актуальные задачи (теоретические и практические) и направления исследования отечественной конфликтологии на современном этапе ее развития (по материалам журналов «Вопросы психологии», «Психологический журнал» и др.)

Литература

Основная литература

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. — М., 2000.
  2. Гришина Н.В. Психология конфликта. — СПб., 2000.
  3. Конфликтология. Учебник для вузов / Под ред. А.С. Кармина. — СПб., 1999.

Дополнительная литература

1. Гостев А.А., Соснин В.А., Степанов Е.И. На путях становления отечественной конфликтологии // Психологический журнал. – 1996. — Том 17, 2. — С. 110-117.

2. Степанов Е.И. Отечественная конфликтология: к вопросу о становлении и развитии // Социологические исследования. – 1998. — № 10. — С. 50-57.

Занятие 4 Методологические основы исследования и диагностики конфликтов

Вопросы для обсуждения

  1. Философские и общенаучные принципы исследования конфликтов.
  2. Методические принципы конфликтологии
  3. Этапы анализа конфликтов. Программа конфликтологического исследования.
  4. Применение методов психологии в конфликтологии (наблюдение, эксперимент, тестирование, опрос и т.д.).
  5. «Картография» конфликтной ситуации.

Задания

  1. Раскройте проблему системного подхода к изучению конфликтов.
  2. Дайте характеристику понятийной схемы описания конфликта (А.Я. Анцупов, Л.А. Петровская).
  3. Охарактеризуйте значение и содержание программы конфликтологического исследования. Разработайте программу исследования интересующей вас проблемы, связанной с конфликтами.
  4. Оцените и проанализируйте возможности использования различных методов психологии при исследовании конфликтов.
  5. Выделите специфические особенности наблюдения как общепсихологического метода сбора информации в рамках проведения конфликтологического исследования.

Литература

11 стр., 5389 слов

Вопросы психологии. №4 1999 с.3-15. Логико-семантический анализ ...

... Ее не следует смешивать с более широким по содержанию понятием культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, куда кроме концепции входят гипотезы, методологические принципы, методы исследования, многочисленные ...

Основная литература

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. — М., 2000.
  2. Гришина Н.В. Психология конфликта. — СПб., 2000.
  3. Психология конфликта. Хрестоматия / Сост. и общая редакция Н.В. Гришиной. – СПб., 2001.
  4. Корнелиус Х, Фэйр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. – М., 1992.

Дополнительная литература

  1. Вишнякова Н.Ф. Конфликт – это творчество? Тренинговый практикум по конфликтологии. – Минск, 1996.
  2. Лебедев А.Н. Прогнозирование и профилактика межличностных производственных конфликтов в условиях нововведений // Психологический журнал. – 1992. — № 6. — С. 71-79.
  3. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1997.
  4. Полозова Т.А. Методические проблемы изучения межличностного конфликта в группе // Вопросы психологии. – 1980. — № 4. — С. 123-129.

Занятие 5 Внутриличностный конфликт

Вопросы для обсуждения

  1. Понятие внутриличностного конфликта и его особенности.
  2. Основные психологические концепции внутриличностного конфликта.
  3. Причины, источники внутриличностных конфликтов и формы их проявления.
  4. Способы разрешения внутриличностных конфликтов.
  5. Последствия внутриличностных конфликтов.

Задания

  1. Определите различия в подходах зарубежных и отечественных психологов к пониманию внутриличностного конфликта.
  2. Проранжируйте по степени значимости внешние и внутренние факторы возникновения внутриличностных конфликтов.
  3. Выделите формы проявления внутренних конфликтов и их симптомы.
  4. Выразите свое отношение к следующим нижеприведенным суждениям относительно психологических защит. Аргументируйте свой ответ.

— «Психологическая защита является неконструктивным способом выхода из внутриличностного конфликта».

— «Защитные механизмы важны, но нужно решить вопрос о том, насколько часто их использовать».

— «Защитные механизмы крайне важны для человека. Без них он не сможет контролировать себя».

— «Использование психологических механизмов свойственно людям с глубокими проблемами или психически нездоровым. Нормальный человек вообще не нуждается в защите своего «Я».

  1. Приведите примеры использования психологических защит из своей жизни, жизни друзей и знакомых. Проанализируйте их.
  2. Проанализируйте действие основных видов психологических защит на примере одного конфликта. Выясните возможные трансформации поведения.

Литература

Основная литература

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. — М., 2000.
  2. Василюк Ф. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психологический журнал. – 1995. — № 3. — С. 90-101.
  3. Василюк Ф. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. – М., 1984.
  4. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб., 2000.
  5. Донченко Е.А., Титаренко Т.М. Личность: конфликт, гармония. – Киев, 1989.
  6. Психология конфликта. Хрестоматия / Сост. и общ. ред. Н.В. Гришиной – СПб., 2001.
  7. Фрустрация, конфликт, защита // Вопросы психологии. – 1991. — № 6. — С. 69-82.

Дополнительная литература

21 стр., 10434 слов

1 Вопрос. Предмет социальной психологии

... зависит от понимания предметов, как психологии, так и социологии. 3 Вопрос. История развития социальной психологии. Социальная психология – это область психологии, изучающая психологические явления и закономерности ... Психоаналитическая теория 3. Фрейда – инстинктивные импульсы человека приходят в конфликт с интересами общества, результатом чего являются фрустрации. В основе эмоциональных ...

  1. Мольц М. Я – это Я, или как стать счастливым. – СПб., 1992.
  2. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. – Л., 1960.
  3. Хорни К. Женская психология. – СПб., 1993.
  4. Хорни К. Ваши внутренние конфликты. – СПб., 1997.
  5. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. – М., 1993.
  6. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. — М., 1993.

Занятие 6 Психологические особенности конфликтов на разных этапах возрастного развития

Вопросы для обсуждения

  1. Причины и способы разрешения конфликтов дошкольников со сверстниками.
  2. Своеобразие конфликтов в младшем школьном возрасте.
  3. Социально-психологические причины конфликтов в подростковом возрасте. Особенности конфликтного поведения подростков.
  4. Психологическая специфика конфликтов в старшем школьном возрасте.

Задания

  1. Рассмотрите специфику понимания конфликтов в возрастной психологии.
  2. Проанализируйте один из возможных конфликтов между детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Продумайте роль взрослого в разрешении данной ситуации.
  3. Приведите примеры немотивированной агрессии, групповой агрессии подростков из художественной литературы, кинофильмов и т.Д. Проанализируйте их. Литература Основная литература

  1. Байярд Р.Т., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. – М., 1991.
  2. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. – М., 1991.
  3. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. – 1972. — № 2. — С. 25-37.
  4. Нифонтова О.В. Психологические особенности управления конфликтами дошкольников со сверстниками. – Череповец, 2001.
  5. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. – М., 1988.
  6. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. – М., 1996.

Дополнительная литература

  1. Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности // Вопросы психологии. – 1990. — № 2. — С. 35-42.
  2. Лозоцева В.Н. Роль учителя в преодолении конфликтов между подростками – одноклассниками // Вопросы психологии. – 1986. — № 1. — С. 79-87.
  3. Рузская А.Г., Абрамова Л.Н. Как относиться к жалобам дошкольников в детском саду? / Вопросы психологии. – 1983. — № 4. — С. 96-103.
  4. Устименко С.Ф. Межличностные отношения трудных подростков // Вопросы психологии. – 1984. — № 1. — С. 27-33.
  5. Юферова Т.И. Поведение аффективных детей в конфликтных ситуациях // Вопросы психологии. – 1975. — № 2. — С. 113-123.

Занятие 7 Конфликты в организациях

Вопросы для обсуждения

25 стр., 12059 слов

1 Вопрос Предмет медицинской психологии

... взаимоотношениях психического и соматопсихического в человеке, рассматриваются вопросы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии. Частную клиническую психологию, раскрывающую ведущие аспекты психологии больных при определенных заболеваниях, а также особенностей ...

  1. Структура и функции современной организации.
  2. Специфика организационного конфликта и его функции, виды.
  3. Причины возникновения конфликтов в организации.
  4. Модели развития конфликтов в трудовом коллективе.
  5. Последствия конфликтов в организации.

Задания

  1. Назовите признаки, на основании которых строится классификация организационных конфликтов. Дайте характеристику конфликтов в организации в зависимости от типа ее функциональной системы.
  2. Выделите признаки социальной напряженности и назревающего конфликта в организации.
  3. Расположите формы проявления конфликта в коллективе в порядке их нарастания: противостояние, недовольство, противоборство, разногласие, противодействие и т.д.
  4. Проанализируйте специфику конфликта в зависимости от типа организации и вида профессиональной деятельности ее членов (сферы производства, услуг и торговли; педагогические, научные и др. коллективы).
  5. Выделите позитивные и негативные последствия конфликтов в организации.

Литература

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. — М., 2000.
  2. Большаков А.Г., Несмелова М.Ю. Конфликтология организаций. Учеб. пособие. – М., 2001.
  3. Гришина Н.В. Я и другие: общение в трудовом коллективе. – Л., 1990.
  4. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. — М., 1990.
  5. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М., 2000.
  6. Социальная конфликтология / Под ред. А.В. Морозова. – М., 2002.

Занятие 8 Конфликты в социально-педагогическом процессе

Вопросы для обсуждения

  1. Конфликтогенные факторы в отечественном образовании.
  2. Конфликты в педагогическом коллективе: социально-психологические причины, структура и классификация, их последствия.
  3. Основные модели развития конфликтов в педагогическом коллективе.
  4. Управление конфликтами в педагогическом коллективе.

Задания

  1. Что делает учителя «трудным» в общении с коллегами?
  • особенности характера, выражающие отношение к людям,
  • особенности характера, выражающие отношение к работе,
  • особенности поведения,
  • профессиональная компетентность.
  1. Возможно ли прогнозировать конфликты в педагогическом коллективе? Если возможно, то как?
  2. Раскройте взаимозависимость стрессов учителя и его конфликтного поведения.
  3. Подготовьте следующие сообщения: «Стресс в профессиональной деятельности педагога. Факторы стрессоустойчивости учителей», «Психологические особенности внутриличностных противоречий учителя».
  4. Назовите задачи и функции руководителя образовательного учреждения, выступающего посредником в конфликте между своими подчиненными.

Литература

Основная литература

  1. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. – М., 1989.
  2. Вишнякова Н.Ф. Конфликтология. – Минск, 2002.
  3. Воронин Г.Л. Конфликты в школе // Социологические исследования. — 1994. — № 3. — С. 94-98.
  4. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. — М., 1987.
  5. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии.- М., 1995.
  6. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М., 1991.
  7. Шакуров Р.Х., Алишев Б.С. Причины конфликтов в педагогическом коллективе и способы их разрешения // Вопросы психологии. – 1986. — № 6. — С. 67-76.

Дополнительная литература

22 стр., 10963 слов

Сущность конфликта и его социальная роль

... рассмотрены следующие вопросы: 1. Понятие конфликта; 2. Социальная роль конфликта; 3. Институты разрешения конфликтов; 4. Конфликтология как наука; 5. Формула, структура и модель конфликта; 6. Теории конфликтов. Конфликт – это острое противоречие между ...

  1. Баранов Н.А., Реан А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей / Вопросы психологии. – 1997. — № 1.
  2. Митина Л.М., Кузьменкова О.В. Психологические особенности внутриличностных противоречий учителя // Вопросы психологии. – 1998. — № 3. — С. 3-16.
  3. Селье Г. Стресс без дистресса. – М., 1979.

Занятие 9 Супружеские конфликты

Вопросы для обсуждения

  1. Социально-психологические и ролевые различия супругов.
  2. Основные причины и формы проявления супружеских конфликтов.
  3. Факторы, влияющие на конфликтность супружеских отношений.
  4. Способы разрешения супружеских конфликтов.
  5. Предупреждение супружеских конфликтов.

Задания

  1. В чем заключается специфика супружеских конфликтов, обусловленных различиями:

— в потребностях,

  • в интересах,
  • в ценностях и т.д.
  1. Раскройте конструктивную и деструктивную функции супружеских конфликтов.
  2. Проанализируйте один из возможных супружеских конфликтов. Продумайте альтернативные варианты разрешения данной ситуации.
  3. Подготовьте сообщение на тему «Кризисные периоды в развитии супружеских отношений».

Литература Основная литература

  1. Захаров А.И. Психологические особенности диагностики и оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье / Вопросы психологии. – 1981. — № 3. — С. 58-68.
  2. Левкович В.П., Зуськова О.Э. Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов // Психологический журнал. – 1985. — Т. 6. — № 3. — С. 126-137.
  3. Смехов В.А. Опыт психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье // Вопросы психологии. – 1985. — № 4. — С. 83-92.
  4. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. – М., 1989.
  5. Шуман С.Г., Шуман В.П. Семейные конфликты: причины, пути устранения. – Брест, 1992.
  1. Социальная конфликтология / Под ред. А.В. Морозова. – М., 2002.

Дополнительная литература

  1. Витек К. Проблемы супружеского благополучия. – М., 1988.
  2. Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи // Социологические исследования. – 1995. — № 10.
  3. Левкович В.П., Зуськова О.Э. Методика диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии. – 1987. — № 4. — С. 128-134.
  4. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М., 1992.

Занятие 10 Семейные конфликты

Вопросы для обсуждения

  1. Причины возникновения, типология и структура семейных конфликтов.
  2. Функции и последствия конфликта в семье.
  3. Основные способы разрешения семейных конфликтов.

Задания

19 стр., 9257 слов

2.2. Материалы для практических занятий по дисциплине «Конфликтология»

... …»  «обычно веду себя в конфликте…»  «боюсь в конфликте….»  «я хочу в конфликте…»  «я стремлюсь в конфликте» Задание №4. Тест «Самооценка конфликтности» ... а в случае несходства мнений – готовность пойти на конфликт, но не с целью – испугать и покорить, а ... Задание №2. Упражнение на размышление стратегии поведения в конфликте. Встать в круг, посмотреть внимательно друг на друга и ...

  1. Перечислите наиболее типичные конфликты «отцов и детей» в общении детей разных периодов детства со взрослыми.
  2. Проанализируйте один из возможных конфликтов в семье. Продумайте альтернативные варианты разрешения данной ситуации.
  3. Проанализируйте конструктивную и деструктивную функции одного из семейных конфликтов, свидетелем или участником которых вы являлись.
  4. Что способствует предотвращению конфликтов между родителями и детьми?
  5. Даны типичные фразы, которые взрослые говорят подросткам. Приведите модальность долженствования в модальность возможного при сохранении общего смысла высказывания.

— Ты должен уважать старших!

— Ты должен слушаться родителей!

— Мы в твои годы жили гораздо хуже!

— Сколько можно бездельничать? Когда ты, наконец, займешься учебой?

— Кто из вас разбил стекло? Ты должен говорить правду!

— Ты постоянно срываешь уроки! Ты должен сидеть спокойно и слушать внимательно!

Литература

Основная литература

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. — М., 2000.
  2. Байярд Р.Т., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. – М., 1991.
  3. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. – М., 1991.
  4. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб., 2000.
  5. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М., 1992.
  6. Социальная конфликтология / Под ред. А.В. Морозова. – М., 2002.

Дополнительная литература

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 1995.
  2. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: Семья как психотерапевт. – М., 1993.
  3. Розин М.В. Представления о родителях и семейных конфликтах в неформальной подростковой субкультуре // Вопросы психологии. – 1990. — № 4. — С. 91-99.
  4. Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1989.
  5. Черепанова Е. Психологический стресс: помоги себе и ребенку. – М., 1997.

Занятие 11 Психологическая характеристика конфликтной личности

Вопросы для обсуждения

  1. Психологическая предрасположенность личности к конфликтному поведению.
  2. Психологические акцентуации как характеристика конфликтной личности.
  3. Основные мотивы конфликтного поведения личности.
  4. Индивидуальный стиль поведения человека в конфликте.
  5. Психокоррекция конфликтной личности.

Задания

  1. Опишите психологический портрет конфликтной и бесконфликтной личности. Выделите факторы, обуславливающие формирование конфликтности как личностного качества.
  2. Как темперамент и характер человека влияют на его конфликтность? Какие черты характера способствуют возникновению межличностных конфликтов?
  3. Опишите наиболее вероятное поведение человека в ситуации конфликта для каждого типа акцентуации характера.
  4. Проанализируйте возрастные, половые, характерологические различия в конфликтом поведении людей.
  5. Подготовьте реферат на тему «Психологическая характеристика маргинальной личности. Подходы к изучению маргинальности».

Литература

Основная литература

10 стр., 4934 слов

Семинарское занятие № 16 Психологические особенности развития ...

... развитие произвольности и волевых действий. Кризис семи лет: причины, симптомы, пути разрешения. Практические задания 1. Составить в виде таблицы краткую психологическую характеристику ... воспитания. М., 1995. 13. Сенько Т.В. Психология воспитания. Минск, 1996. Семинарское занятие № 21 «Психологическая характеристика учебной деятельности» Общая характеристика учебной деятельности. Структура ...

  1. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб., 2000.
  2. Каменская В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта. – СПб., 1999.
  3. Конфликтология. Учебник для вузов / Под ред. А.С. Кармина. — СПб., 1999.
  4. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков // Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 1982. — С. 288-317.
  5. Скотт Дж. Способы разрешения конфликтов. – Киев, 1991.
  6. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. – Минск, 1996.

Дополнительная литература

  1. Буянов М. Тяжелые люди. – М., 1993.
  2. Гласс Л. Вредные люди. – СПб., 1997.
  3. Шибутани Т. Социальная психология. — М., 1969.

Занятие 12

Поведение человека в конфликте

Вопросы для обсуждения

  1. Стратегия поведения человека в конфликте и факторы, ее определяющие.
  2. Стили конфликтного поведения.
  3. Предпосылки, формы и способы разрешения конфликтов.
  4. Условия и факторы конструктивного разрешения конфликтов.

Задания

Охарактеризуйте условия, при которых субъект общения выбирает:

  1. Сопоставьте понятия «стратегия взаимодействия в конфликте», «стиль конфликтного поведения», «способ разрешения конфликта».
  • стратегию соперничества,
  • стратегию избегания,
  • стратегию компромисса,
  • стратегию приспособления,
  • стратегию сотрудничества.
  1. Проанализируйте достоинства и недостатки, возможности и ограничения каждой из выделенных вами стратегий конфликтного взаимодействия.

  2. Аргументируйте психологические особенности зависимости способа разрешения конфликта от стратегий, выбираемых оппонентами.
  3. Сформулируйте психологические критерии конструктивного разрешения конфликтов.

Литература

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. — М., 2000.
  2. Гришина Н.В. Психология конфликта. — СПб., 2000.
  3. Конфликтология / Под ред. А.С. Кармина. – СПб., 2001.
  4. Обозов Н.Н. Психология конфликта и способы его разрешения. – Ленинград, 1991.
  5. Скотт Дж. Способы разрешения конфликтов. – Киев, 1991.

Занятие 13

Технологии управления конфликтами

(семинар проводится в форме защиты рефератов)

Вопросы для обсуждения

  1. Понятие технологий эффективного общения и рационального поведения в конфликте.
  2. Программа австралийской организации по разрешению конфликтов. (Х. Корнелиус и Ш. Фэйр).
  3. Рационально-интутивная модель разрешения конфликтов (Дж. Скотт).
  4. Четырехшаговый метод улучшения взаимоотношений (Д. Дэна).
  5. Анализ основных положений других технологий управления конфликтами.

Литература

  1. Атватер И. Я вас слушаю. – М., 1988.
  2. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. – СПб., 2002.
  3. Вишнякова Н.Ф. Конфликт – это творчество? Тренинговый практикум по конфликтологии. – Минск, 1996.
  4. Вишнякова Н.Ф. Конфликтология. — Минск, 2002.
  5. Дэна Д. Четырехшаговый метод улучшения взаимоотношений // Прикладная конфликтология. Хрестоматия. – Минск, 2001.
  6. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. – М., 1992.
  7. Ликсон Ч. Конфликт. – СПб., 1997.
  8. Литвак М.Е. Психологическое айкидо // Прикладная конфликтология. Хрестоматия. – Минск, 2001.
  9. Мелибруда Е. Я – Ты – Мы: Психологические возможности улучшения общения. – М., 1986.
  10. Минделл А. Лидер как мастер единоборства (введение в психологию демократии).

    – М., 1993.

  11. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни: Тренинг разрешения конфликтов. – СПб., 2001.
  12. Скотт Дж. Конфликты, пути их преодоления. – Киев, 1991.
  13. Скотт Дж. Контроль эмоциональной сферы // Прикладная конфликтология. Хрестоматия. – Минск, 2001.

Занятие 14

Посредничество в разрешении конфликтов

Вопросы для обсуждения

  1. Медиация: функции и принципы.
  2. Основные формы разрешения конфликтов с помощью посредников.
  3. Медиаторство в организациях. Руководитель организации и психолог как посредники в разрешении конфликтов.
  4. Эффективность деятельности медиатора в организации и факторы, ее определяющие.

Задания

  1. Определите различие в понятиях «посредничество» и «медиация».
  2. Определите разницу между разрешением конфликта в суде и разрешением конфликта с помощью медиации.
  3. Укажите основные причины, в силу которых руководитель организации и психолог могут выступать посредниками при разрешении конфликтных ситуаций. Выделите основные требования к личностным и деловым качествам руководителя организации и психолога при разрешении конфликтов.
  4. Выделите факторы, влияющие на успешную медиацию
  5. Подготовьте сообщение на тему «Проблемы медиаторства в России».

Литература

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. — М., 2000.
  2. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. – М., 2000.
  3. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб., 2000.
  4. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. — М., 1990.
  5. Конфликтология. Учебник для вузов / Под ред. А.С. Кармина. — СПб., 1999.
  6. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. – М., 1996.
  7. Рубин Дж. и др. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение. – СПб., 2002.

Занятие 15

Психологическая характеристика переговорного процесса

Вопросы для обсуждения

  1. Переговорный процесс по разрешению конфликтов: его сущность, виды и функции.
  2. Динамика переговорного процесса.
  3. Стратегии и тактики переговоров.
  4. Модель ведения переговоров Р. Фишера и У. Юри.
  5. Модель переговоров У. Мастенбрука.
  6. Манипулятивные технологии в переговорном процессе и противодействие им.

Задания

  1. Приведите примеры использования манипуляций в переговорном процессе. Обоснуйте их влияние на ход и эффективность ведения переговоров.
  2. Выделите факторы, влияющие на успешность организации и проведения переговоров.
  3. Проанализируйте соотношение понятий «стратегия переговорного процесса» и «тактики переговорного процесса».
  4. На основе анализа литературы сформулируйте требования к участнику переговоров.
  5. Выделите особенности внешнего облика и поведения человека, которые способствуют (или препятствуют) налаживанию контактов в переговорах.
  6. Раскройте специфику ведения переговоров с «трудными» людьми.

Литература

Основная литература

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. — М., 2000.
  2. Конфликтология. Учебник для вузов / Под ред. А.С. Кармина. — СПб., 1999.
  3. Социальная конфликтология / Под ред. А.В. Морозова. – М., 2002.

Дополнительная литература

  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – СПб., 1992.
  2. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. – М., 1997.
  3. Доценко Е.Л. Манипуляция: психологическое определение понятия // Психологический журнал. – 1993. — № 4. — С. 132-138.
  4. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. – М., 1996.
  5. Мастенбрук У. Переговоры. – Калуга, 1993.
  6. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. – М., 1992.
  7. Фишер Р., Юри У. Переговоры без поражения // Прикладная конфликтология. Хрестоматия. – Минск. – 2001. — С. 328-379.
  8. Юри У. Преодолевая «нет» или переговоры с трудными людьми. – М., 1993.

Темы рефератов

  1. Психоаналитическая традиция в изучении конфликтов.
  2. Конфликт как когнитивный феномен в теории К. Левина.
  3. Функциональная теория конфликта Г. Зиммеля.
  4. Марксистский подход к теории конфликта.
  5. Структурно-функциональная модель организации Т. Парсонса.
  6. Концепция позитивно-функционального конфликта Л. Козера.
  7. Конфликтная модель общества Р. Дарендорфа.
  8. Общая теория конфликта К. Боулдинга.
  9. Современные конфликты в обществе: сущность, содержание и формы проявления.
  10. Характеристика экономических конфликтов в современном обществе.
  11. Психологические предпосылки межнациональных конфликтов.
  12. Война как самый острый социальный конфликт.
  13. Идеологические конфликты в современном российском обществе.
  14. Религиозные конфликты и основные сферы их проявления: история и современность.
  15. Государственная власть как основной предмет политических конфликтов.
  16. Конфликты в сфере морали и права.
  17. Отражение конфликтов в искусстве.
  18. Отражение конфликтов современной России в средствах массовой информации.
  19. Внутриличностные конфликты и суицидальное поведение.
  20. Психологическая защита как механизм разрешения внутриличностных конфликтов.
  21. Психологическая характеристика семейных и супружеских конфликтов.
  22. Развод как радикальный способ разрешения супружеских конфликтов.
  23. Кризисные периоды в развитии семьи.
  24. Психологическое насилие в семье.
  25. Ребенок в конфликтной семье: психологический портрет.
  26. Манипуляция как способ общения в конфликте.
  27. Психологические особенности противодействия манипуляциям.
  28. Жалоба как один из феноменов детского общения.
  29. Агрессивное поведение современных подростков.
  30. Юношеское одиночество.
  31. Конфликтные люди и миротворцы: врожденное и приобретенное.
  32. «Трудный клиент»: механизмы взаимодействия.
  33. «Бесконфликтная» личность.
  34. Конфликтоустойчивость человека как один из видов психологической устойчивости.
  35. Маргинальный статус и внутренние конфликты. Понятие «маргинального» человека (Т. Шибутани).
  36. Конфликтная компетентность и ее составляющие.
  37. Психологическая характеристика толерантности личности.
  38. Конфликтофобия: причины и возможности преодоления.
  39. Типологические различия и индивидуальный стиль в разрешении конфликтов.
  40. Современный менеджемент об организационных конфликтах.
  41. Инновационные конфликты в организации.
  42. Психологическая специфика конфликтов в сфере производства услуг и торговле.
  43. Конфликты в условиях психологической изоляции и их характеристика.
  44. Способы защиты и профилактики профессионального выгорания.
  45. Стресс в работе управленца. Методы нейтрализации стресса.
  46. Медиация: ее преимущества и ограничения.
  47. Специфика ведения переговоров с трудными людьми.
  48. Критика: ее виды и формы.
  49. Третейский суд как метод разрешения конфликтов.
  50. Конформизм в конфликте: опасности и преимущества.

П р и л о ж е н и я

Приложение 1

Схема структурного анализа конфликтной ситуации

КТО? – конфликтующие стороны (субъект, участник конфликта; их психологические характеристики и особенности влияния на ход и результаты конфликта).

ИЗ-ЗА ЧЕГО? — конкретная причина конфликта, предмет разногласий (реальный или идеальный предмет; материальная, социальная или духовная ценность).

ПОЧЕМУ? РАДИ ЧЕГО? – мотивы поведения каждого из участников конфликта (внешняя и внутренняя мотивация).

В КАКИХ УСЛОВИЯХ? КОГДА? ГДЕ? – пространственно-временные характеристики возникновения, развития и разрешения конфликтной ситуации.

ЧТО ДЕЛАЮТ? – особенности реального конфликтного взаимодействия между оппонентами (описание открытых и скрытых действий каждого участника конфликтной ситуации).

ЧТО ЧУВСТВУЮТ? — чувства и переживания каждого из участников конфликта.

О ЧЕМ ДУМАЮТ? – представления оппонентов о самих себе (своих мотивах, целях, ценностях, возможностях и т.д.), о противостоящих сторонах (их мотивах, целях, ценностях, возможностях и т.д.); представления о самой конфликтной ситуации и конфликтных отношениях.

Как разрешили? – способ разрешения конфликта

ЧЕМ ЗАКОНЧИЛСЯ КОНФЛИКТ? – последствия, результаты конфликтных действий.

Приложение 2

Схема анализа динамических характеристик конфликта

(по А.Я. Анцупову, А.И. Шипилову)

Латентный период (предконфликт)

  • возникновение объективной конфликтной ситуации;
  • осознание объективной проблемной ситуации субъектами взаимодействия;

— попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами;

  • возникновение предконфликтной ситуации.

Открытый период (период конфликтного взаимодействия)

  • инцидент;
  • эскалация конфликта;
  • сбалансированное противодействие;
  • завершение конфликта.

Послеконфликтный период

  • частичная нормализация отношений;
  • полная нормализация отношений.

Оглавление

Введение 3

Занятие 1. Общая характеристика конфликта 4

Занятие 2. Социологические теории конфликта 4

Занятие 3. Конфликтология в России 6

Занятие 4. Методологические основы исследования и диагностики конфликтов 7

Занятие 5. Внутриличностный конфликт 8

Занятие 6. Психологические особенности конфликтов на разных этапах возрастного развития 10

Занятие 7. Конфликты в организациях 11

Занятие 8. Конфликты в социально-педагогическом процессе. 13

Занятие 9. Супружеские конфликты. 14

Занятие 10. Семейные конфликты. 15

Занятие 11. Психологическая характеристика конфликтной личности 17

Занятие 12. Поведение человека в конфликте 18

Занятие 13. Технологии управления конфликтами 19

Занятие 14. Посредничество в разрешении конфликтов 20

Занятие 15. Психологическая характеристика переговорного процесса 21

Примерная тематика рефератов 23

Приложения 26

Приложение 1 26

Приложение 2 27

Редактор Н.А. Гаврилова

Компьютерная верстка: М.Н. Авдюхова

ЛР № 021316 от 25 декабря 1998 г.

Сдано в набор 16.07.03 г. Подписано к печати 16.09.03 г.

Тир. 25 экз. Уч.-изд. л. 1,1. Формат 60´84 1/16. Усл. печ. л. 1,6.

Гарнитура Таймс. Зак.

Череповецкий государственный университет

162600 Г. Череповец, пр. Луначарского, 5.

 

29