1. Исследования отечественных ученых в суицидологии: школа а.Г. Амбрумовой

В отечественной психиатрии определение суицидального поведения дано А. Г. Амбрумовой: «Суицидальное поведение является следствием социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта и подразделяется на внутренние антивитальные переживания, пассивные суицидальные мысли, суицидальные замыслы, суицидальные намерения и внешние формы — суицидальная попытка, завершенный суицид». Это определение наиболее полно отражает весь спектр его проявлений.

В бывшем СССР широкие междисциплинарные исследования в области суицидологии были свернуты вскоре после 1917 года. В начале 30х годов был ликвидирован сектор социальных аномалий при ЦСУ (Центральное статистическое управление), а статистика самоубийств была закрыта для широкого пользования до конца 80х — начала 90х годов. Тем не менее, с начала 70х годов систематические исследования суицидального поведения проводятся в отделе экстремальных состояний (Кризисном Центре) Московского НИИ психиатрии. Эти исследования связаны, прежде всего, с именем профессора А.Г. Амбрумовой. Московской школой разработана концепция суицидального поведения как следствия социально — психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального конфликта. На основе данной теоретической базы создана комплексная служба диагностики, превенции и терапии кризисных состояний.

Анализ теорий суицидального поведения (психопатологической, социальной, психологической) приводит к нескольким выводам:

  • суицидальное поведение является одним из видов общеповеденческих реакций человека, независимо от наличия психической патологии;
  • суицидальное поведение является результатом множества взаимовлияющих факторов психологической, биологической и социальной природы;
  • для развития и реализации суицидальных интенций необходимым условием является конфликт, который может носить реальный или «псевдореальный» (в случае психической патологии) характер. При этом само суицидальное поведение можно рассматривать как вариант или следствие «социально — психологической дезадаптации личности»;
  • психическую патологию нельзя рассматривать как непосредственную причину суицидального поведения, а лишь как существенный фактор риска. Выше упоминалось о 30-ти кратном риске суицида у депрессивных больных. По данным других исследований, суицидальный риск среди больных аффективными расстройствами в 48 раз выше чем в общей популяции, а при шизофрении — в 32 раза;
  • дальнейшее развитие суицидологии может быть обеспечено только при комплексном, мультидисциплинарном подходе, объединяющим усилия специалистов разного профиля.

2. Взгляды э. Дюркгейма на суицидальное поведение

В работе «Самоубийство» (1897), он утверждал, что самоубийство, которое в то время считалось чисто личностным феноменом, может быть лучше объяснено как реакция человека на особенности, в котором он живет. Частоту саморазрушения можно четко связать с определенными социальными условиями. Дюркгейм установил взаимосвязь суицида — поступка конкретного индивида — с окружением, в котором он существует.

5 стр., 2242 слов

Психологическая помощь клиентам, страдающим птср диссоциативными психотехнологиями

... обычно сопутствуют следующие явления: • тревога, депрессия, суицидальные мысли и действия; • изменения поведения, эксплозивность («взрывчатость»), раздражительность или склонность к физическому насилию ... продолжительное время пролонгировано, ухудшая со временем общее состояние человека. Психологические последствия травматического стресса выражаются в посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР ...

Согласно теории Дюркгейма существует три вида суицидов. Большинство суицидов эгоистичны. Саморазрушение в этом случае объясняется тем, что индивид чувствует себя отчужденным и разъединенным с обществом, семьей и друзьями. Существует также аномическое (от аномия-«бесправие») самоубийство, которое возникает, если человек терпит неудачу в адаптации к социальным изменениям. Такие суициды часты во времена общественных кризисов, таких как экономическая депрессия, или, наоборот, во времена процветания, когда суициды совершают нувориши, которые не могут приспособиться к новым для них стандартам жизни. Последним типом является альтруистическое самоубийство, при котором авторитет группы над индивидом является столь большим, что он теряет свою идентичность и в силу этого жертвует собой на благо общества.

3. Карл Меннингер. Три составных части суицидального поведения

Меннингер согласен с Фрейдом в том, что в жизни человека существует напряженная борьба между инстинктами самосохранения и саморазрушения. Исследовав глубинные мотивы самоубийства, он выделил три составных части суицидального поведения.

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... , служит проявлением его внутренних желаний и стремлений – это поведение добровольное. С примерами вынужденного поведения мы часто сталкиваемся в повседневной жизни – ... особенности личности делинквента (правонарушителя), специфика его социализации, делинквентные субкультуры, вопросы профилактики и предупреждения правонарушений и ряд других проблем. Причинение вреда Причинение ...

Для того чтобы совершить самоубийство, во-первых, необходимо иметь желание убить. Оно, например, проявляется в ярости младенцев, если их желания фрустрируются. «Подобно грудным детям, противящимся отнятию от груди и чувствующим, что у них забирают нечто, на что они имеют право, эти люди (суициденты), будучи в большинстве своем инфантильными, могут не выдержать помех на пути исполнения их желаний». Желание убить в этом случае обращается против «желающего» и реализуется путем самоубийства.

Во-вторых, необходимо испытывать желание быть убитым. Подобно тому, как убийство является крайней формой агрессии, желание быть убитым представляет собой крайнюю форму подчинения. Требования совести зачастую оказываются столь непоколебимыми, что лишают человека внутреннего покоя. Чтобы быть наказанным из-за нарушения моральных норм, люди часто ставят себя в ситуацию, в которой они вынуждены страдать. В конце концов, они искупают свою вину только тем, что должны быть убиты.

Последним составным побуждением является желание умереть. Его можно проиллюстрировать стремлениями некоторых отчаянных водителей или альпинистов, которые буквально нуждаются в том, чтобы подвергать себя постоянной опасности. Желание умереть очень распространено и среди душевнобольных, особенно тех, которые считают, что смерть является единственным лекарством от их душевных мучений.

4. Норман Фейбероу. Формы саморазрушающего поведения

Норман Фейбероу является психологом — исследователем, который работает в области профилактики самоубийств в течение более четверти века. В свое время он был президентом Международной ассоциации профилактики суицидов и основал международное движение, деятельность которого способствовала организации более чем 200 центров профилактики самоубийств в одних только США. В своей книге «Многоликое самоубийство» (1980) Фейбероу впервые описал и систематически исследовал те формы саморазрушающего поведения, которые до этого не относились к суицидальным. Например, злоупотребление различными веществами, включая наркотики, алкоголь и табак; соматические болезни: заболевание сердца или травмы позвоночника, при которых пациенты не соблюдают назначенного лечения и режима; преступления, проституция, делинквентное поведение (антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его проступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом), которые опасны возможностью краха личности; рискованные виды спорта, такие как прыжки с парашютом, в воду с большой высоты или хэнг-глайдинг (дельтапланеризм).

4 стр., 1548 слов

Мораль — (лат.mores — обычаи, нравы, поведение) — способ нормативной регуляции действий человека в обществе, форма общественного сознания и вид общественны

... (лат.mores – обычаи, нравы, поведение) – способ нормативной регуляции действий человека в обществе, форма общественного сознания и ... характеризующая массовую совокупность случайных событий, явлений. Нравственность – поведение человека, регулируемое совестью. О Образ жизни – ... ничего. Л Либидо – (лат. libido – влечение, желание, страсть, стремление) – Фрейд – влечения сексуального характера, ...

Фейбероу так комментирует эти рискованные увлечения: «Общество ценит опасные и рискованные поступки, так как они придают интерес жизни, способствуют проявлению интенсивных эмоций, а также стимулирует исследование неизвестного и познание всего нового».

5. Эдвин Шнейдман. Типология индивидов, играющих непосредственную роль в приближении своей смерти

Эдвин Шнайдмен был первым директором Центра исследований и профилактики суицидов в Лос-Анджелесе. В 1957 году в соавторстве с Норманом Фейбероу он выпустил книгу «Приметы самоубийства». Спустя 4 года он написал книгу «Крик о помощи». Обе эти книги считаются классическими в области суицидологии. В своей поразительной книге «Смерти человека» (1980) Шнейдман, основываясь на классических наблюдениях, приводит типологию индивидов, играющих непосредственную, причем часто сознательную, роль в приближении своей смерти.

Искатели смерти расстаются с жизнью преднамеренно, причем таким образом, что спасение является невозможным или крайне невероятным.

Инициаторы смерти: к ним относятся неизлечимо больные, лишающие себя систем обеспечения, отсоединяя иглы или канюли.

3 стр., 1360 слов

Психология социальной работыПроблема суицида и суицидального поведения

... суицидального поведения 1.1 Суицид. Виды, причины суицидального поведения 1.2 Возрастные особенности суицидентов 1.3 Причины возникновения суицидального поведения ... других странах). По данным Росстата, частота суицидальных действий среди молодежи в течение последних двух ... сам. Тема смерти пронизывает всю нашу жизнь, актуализируясь с возрастом. Проблема суицидального поведения является архиважной ...

Игроки со смертью — это те кто, говоря языком игры, делают свою жизнь ставкой в ситуации относительно низкой вероятностью выживания, как например, в русской рулетке, где шансы погибнуть составляют 5 из 6. Существует еще тип людей одобряющих смерть, хотя и не играющих активной роли в ее приближении, но честно заявляющих, что желали бы своего конца. Этот тип часто встречается среди тревожной молодежи и одиноких стариков. Суммируя, можно сказать словами Шнейдмана «смерть приближается из-за неосторожности, опрометчивости, безрассудства, забывчивости человека или вследствие других сходных психологических механизмов».

6. «Парасуицид» как акт намеренного самоповреждения, не приводящего к смерти

Самоповреждения, впрямую не направленные на самоуничтожение, имеющие характер демонстративных действий (шантаж, членовредительство или самоповреждение, направленное на оказание психологического или морального давления на окружение для получения определенных выгод), носят название парасуицида. Парасуициды обычно не предусматривают смертельного исхода, но могут «переигрываться», приводя к летальному исходу.

Определение нефатальных суицидальных действий усложнено. Постоянное увеличение частоты попыток самоубийства создает условия для всестороннего изучения и анализа этого явления. Благодаря развитию знаний в этой области установлено, что далеко не все нефатальные суицидальные действия являются неудавшимися самоубийствами. Целью большинства из них является не намерение умереть, а сигнал индивида о необходимости таких изменений обстановки, чтобы сделать его жизнь субъективно терпимой. «Суицидальная попытка (парасуицид) — действие с нефатальным результатом, когда индивид намеренно с целью изменения ситуации начинает необычное поведение, посредством которого без вмешательства других вызывает самоповреждение или преднамеренно принимает лекарство в дозе, превышающей предписанную». Эта дефиниция (логическая процедура придания строго фиксированного смысла терминам языка) включает в том числе действия, прерванные другими лицами, до нанесения самоповреждения, например, удаление суицидента с железнодорожного полотна до прибытия в это место поезда; в то же время она исключает аутоагрессивные действия людей, не понимающих или не осознающих их последствий, например, страдающих некоторыми психотическими расстройствами, деменцией (безумие) или тяжелой умственной отсталостью.

4 стр., 1541 слов

Выберите фазу агрессивного поведения, при которой человек готов к обсуждению инцидента

... : 1) эмоции 2) установки 3) действия 4) комплексы 5) акцентуации   Выберите фазу агрессивного поведения, при которой человек готов к обсуждению инцидента 1 ... ) воля Речь 5) внимание   2. Чаще всего агрессивное поведение развивается под действием следующих факторов: 1) Злоупотребление психоактивными веществами, 2) Детские психические ...

В возрасте до 19 лет процент умерших от суицида составляет 4,2% от других возрастных групп суицидентов. Однако у детей и подростков много так называемых парасуицидальных поступков: фиксации на темах смерти, страх и любопытство к смерти, суицидальные мысли, шантажно-демонстративные суицидальные поступки. Действия подростков направляются не на самоуничтожение,

но на восстановление нарушенных социальных отношений.

7. Расстройства пищевого поведения и самоубийство

В последние десятилетия расстройства пищевого поведения стали более распространенными. Анорексия часто начинается в связи с поло­вым созреванием, много детей и подростков прибегают к диете для поху­дения из-за неудовлетворенности своим телом и озабоченности тем, что можно есть, а что — нельзя. Мы живем в культуре, способствующей анорексическому поведению. Средства массовой информации, призывающие к здоровому образу жизни, поощряют людей уменьшать потребление жира, снижать уровень холестерина и сбрасывать вес, что оказывает негативное влияние на некоторых впечатлительных людей, не­способных к адекватной оценке значения этой информации. Они посте­пенно утрачивают контроль над собственным телом и оказываются в се­тях компульсивного поведения. При расстройствах пищевого поведения отмечаются серьезные нарушения восприятия себя и своего тела в неко­торых случаях достигающие психотического уровня.

У некоторых пациентов с диагнозом анорексии это состояние может чередоваться с булимией, когда, следуя внутреннему побуждению они поглощают любую пищу без разбора, а затем вызывают у себя рвоту. Больные булимией и анорексией не в состоянии правильно интерпрети­ровать сигналы своего тела, им сложно противостоять навязчивым им пульсам, зовущим к принудительному голоданию или чрезмерному пере­еданию, и в итоге они теряют контроль над собственным телом.

4 стр., 1866 слов

Поведение близких ребенку взрослых людей.

... и санкциями (наказаниями). РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ВОСПИТАНИЮ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА Поведение близких ребенку взрослых людей. • Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно ... если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во ...

Уровни смертности пациентов с расстройствами пищевого поведения приблизительно составляют 6—8%, причем самоубийство является основ­ной причиной смерти. Для больных анорексией, подростков характерно наличие депрессии, риск суицида сре­ди девочек, страдающих анорексией, в десять раз (а по некоторым иссле­дованиям — в двадцать раз) выше, чем среди их сверстниц в целом.

Лица с расстройствами пищевого поведения часто страдают депрес­сией. Кроме того, им свойственно злоупотребление алкоголем и наркоти­ками, в том числе и на фоне тяжелой депрессии. Сопутствующие заболе­вания повышают риск суицида. У девочек и мальчиков с расстрой­ствами пищевого поведения часто выявляются расстройства личности. Больные анорексией с обсессивно-компульсивным типом личности отли­чаются интравертированностью и склонностью к депрессии. Их поступ­ки характеризуются агрессивной мстительностью.

Существует несколько возможных психологических объяснений расстройств пищевого поведения. Голодание или компульсивное пере­едание означает пребывание в центре внимания и получение заботы от других с одновременным ее отвержением. Расстройства пищевого по­ведения можно рассматривать как протест против взаимоотношений и средство их контроля, а также как проявление бегства от реальности и сооружения барьера между собой и остальным миром. Кроме того, на символическом уровне отказ от пищи или принудительная рвота съе­денным может означать чрезмерный контроль над потреблением в ка­честве ответа на давление культурных норм, призывающих к идеалу воздержания и рассматривающих снисходительность к своим потреб­ностям как проявление странности и лени. Парадоксальным образом поведение, которое в значительной степени является объектом контро­ля, ведет к тому, что пациенты утрачивают контроль над своими телом, чувствами и, в конце концов, теряют жизнь.

Другим объяснением, лежащим вне сферы взаимоотношений и при­менимым в контексте индивидуального развития, может быть растущее желание девочки к обузданию приближающейся женственности, или у мальчиков — мужественности в качестве протеста против взросления Они, вероятно, полагают, что управление оральными потребностями позволит им обуздать сексуальные побуждения.

8. Этапы суицидального поведения

Суицид — динамический процесс, состоящий из трех этапов:

I. Этап суицидальных тенденций. Они являются прямыми или косвенными признаками, свидетельствующими о снижении ценности собственной жизни, утрате ее смысла или нежелании жить. Суицидальные тенденции проявляются в мыслях, намерениях, чувствах или угрозах. Суицидальные тенденции могут привести к завершенному суициду, результат которого — смерть человека.

На этом этапе осуществляется превенция суицида, то есть его предотвращение на основании признаков суицидальных намерений. Задача массовой профилактики среди населения состоит в повышении психологической культуры.

II. Этап суицидальных действий. Он начинается, когда тенденции переходят в конкретные поступки. Под суицидальной попыткой понимается сознательное стремление лишить себя жизни, которое по не зависящим от человека обстоятельствам (своевременное оказание медицинской помощи) не было доведено до конца.

На этом этапе осуществляется процедура психологической интервенции — это процесс вмешательства в суицидальные действия для предотвращения суицида и заключается в контакте с отчаявшимся человеком и оказании ему психологической помощи по выходу из предсуицидального кризиса. Главная задача интервенции — помешать человеку совершить акт суицида, а не в том, чтобы изменять структуру личности или излечить нервно-психическое расстройство. Это самое важное условие, без которого остальные усилия психотерапии и методы оказания помощи оказываются недейственными.

Подготовка к суициду. При истинном суициде намерение покончить с собой развивается в течение длительного времени — подготовка к акту суицида может занимать от нескольких дней до нескольких лет. Суицидент долго анализирует причины и возможные последствия самоубийства, рассматривает различные способы и оценивает их эффективность и надёжность, планирует наиболее надёжный сценарий суицидального действия. Суицидент учитывает анатомию и физиологию организма человека, физиологию процесса умирания (агония, клиническая и биологическая смерть).

Непосредственно перед актом самоубийства у суицидента может проявиться так называемое терминальное поведение — человек «приводит дела в порядок»: составляет завещание, просит прощения у старых врагов, делает прощальные подарки друзьям, закрывает счёт в банке, отдаёт долги, проводит в квартире генеральную уборку. Иногда суицидент совершает ряд действий, направленных на уменьшение негативных последствий его суицида для окружающих (например, бреется, моется, переодевается в чистое белье, совершает предварительную дефекацию и мочеиспускание).

Психологически это может означать извинение за причинённые неудобства.

Если самоубийство незавершенное, то к общей схеме развития суицидального поведения добавляется еще одна фаза — постсуицид.

III. Этап постсуицидального кризиса. Он продолжается от момента совершения суицидальной попытки до полного исчезновения суицидальных тенденций, иногда характеризующихся цикличностью проявления. Этот этап охватывает состояние психического кризиса суицидента, признаки которого (соматические, психические или психопатологические) и их выраженность могут быть различными. На этом этапе осуществляются поственция и вторичная превенция суицидального поведения. Поственция является системой мер, направленных на преодоление психического кризиса и адресованных не только выжившему суициденту, но и его окружению.

9. Суицидальная интервенция: цели и содержание

Слово «интервенция» происходит от латинских inter (между) и venire (проходить).

Суицидальная интервенция, являясь «вхождением между», представляет собой процесс предотвращения акта саморазрушения. Она заключается в контакте лицом к лицу с отчаявшимся человеком и оказании ему эмоциональной поддержки и сочувствия в социальном, психологическом и экзистенциальном кризисе.

Список первых шагов предложенных к суицидальной интервенции:

1. Поиск признаков возможной опасности: суицидальные угрозы, предшествующие попытки к самоубийству, депрессию, значительные изменения поведения или личности человека, а также приготовления к последнему волеизъявлению.

2. Допускание, что человек действительно является суицидальной личностью. Не считайте, что он неспособен и не сможет решится на самоубийство. Если вы полагаете, что кому-либо угрожает опасность самоубийства, действуйте.

3. Установление эмпатических отношений. Вы можете сделать гигантский шаг вперед, если станете на позицию уверенного принятия отчаявшегося человека. В дальнейшем очень многое зависит от качества ваших взаимоотношений. Их следует выражать не только словами, но и невербальной эмпатией.

4. Эмпатическое слушание.

5. Бесконфликтность. Не спорьте, не проявляете агрессию если вы неспособны управлять ситуацией, старайтесь не выражать потрясения от полученной информации.

6. Поиск ядра конфликта. Задавайте вопросы, следует спокойно и доходчиво спрашивать о тревожащей ситуации и о путях ее появления.

7. Поддержка взрослого отношения к случившемуся. Не предлагайте утешений, это только приведет к перекладыванию ответственности за переживание на вас и пассивности в отношении самого суицидента.

8. Поиск витальных ресурсов. У каждого человека есть что-то важное в его жизни, что помогало справляться с предыдущими сложностями, ищите вместе с клиентом эти ресурсы.

9. Поддержка эмоционально. Вселяйте надежду, работа со склонными к саморазрушению депрессивными людьми является серьезной и ответственной. Особо ценным в работе является сосредоточение на том что специалист работающий с суицидентом говорит и чувствует.

10. Оценка степени риска самоубийства. Постарайтесь определить серьезность возможного самоубийства.

11. Обращение к специалистам. Суициденты имеют суженное поле зрения, своеобразное туннельное сознание. Их разум не в состоянии восстановить полную картину того, как следует разрешить непереносимые проблемы. Самым эффективным является обращение к специалистам психологам и психотерапевтам занимающимися экстренными кризисными ситуациями в специализированных центрах.

10. Стратегии поственции суицидального поведения

Поственция является системой мер, направленных на преодоление психического кризиса и адресованных не только выжившему суициденту, но и его окружению.

Процесс оказания психологической помощи родственникам и друзьям самоубийцы представляет определенную сложность. Беседы со скорбящими должны быть естественными, а интерес к трагедии —

неподдельным и искренним. Не следует проявлять чрезмерных страданий: слишком сильные соболезнования только порождают подозрения и усиливают вину. Самой важной помощью является чуткое выслушивание и эмпатическое проникновение в переживания родственников. Банальности и клише не помогают.

Не следует говорить, что действия суицидента были обусловлены наличием у него психического расстройства. Для родственников понимание, что их близкий «был не в себе», был «сумасшедшим» не

облегчает тяжести потери. Наличие психического расстройства не повышает социального статуса человека, а у родственников вызовет страх перед наследственным психическим заболеванием. Ведь близкие резонно считают, что имеют сходный с самоубийцей набор генов, они постоянно вспоминают, что соматически и психически похожи на суицидента. Это дает основания для тревожных переживаний.

Нет никакого сомнения, что скорбящие родственники и друзья нуждаются в выражении эмоций. Их можно поощрить к разговору, сказав: «Что ты чувствуешь?», «Скажи мне, что с тобой происходит»,

«Наверное, тебе очень тяжело?» Нужно сосредоточиться на актуальных переживаниях родственников, примите их эмоциональное состояние, не пугаясь страха, ярости или паники. Близкие самоубийцы испытывают необходимость поговорить об ушедшем человеке, часто многие месяцы или годы, а не только несколько дней после похорон. Исцеление от утраты является очень долгим процессом. Естественно, что настроение и отношение скорбящих меняется. То, что они не желают беседовать сегодня, не означает, что у них не возникнет такой потребности завтра. Не следует настаивать на раскрытии переживаний, можно просто сказать: «Если у тебя есть настроение поговорить, я охотно послушаю тебя». Но собственно беседа не всегда необходима, нужно быть готовым принять не только эмоции, но и молчание скорбящего, которому часто необходимо подтверждение утраты.

Работа с выжившим суицидником. Гештальт-терапия. Групповые работы. Коррекция отношения к Я: достижение способности к объективной самооценке (коррекция самооценки), способности к осознанию и устранению проявлений психологической защиты. Реставрация, коррекция подавленной или искаженной системы эмоционального выражения себя, а с этим и укрепление адаптивности. Достижение самостоятельности, антиконформности, антивнушаемости, способности отвечать за собственное поведение. Реабилитация «Я» в собственных глазах, достижение уверенности в себе и реставрация чувства достоинства. Коррекция системы ценностей, потребностей их иерархии. Приведение притязаний в соответствие с возможностями. Коррекция поло-ролевого самоощущения и поведения, коррекция поведения. Принятие адекватной роли.

11. Психопатологические аспекты суицида

Психотические состояния являются одним из главных факторов риска суицидального поведения. Поэтому центральная клиническая задача при работе с суицидальным подростком состоит в идентификации психотических переживаний, например, процессов мышления, а особенно императивных слуховых галлюцинаций, на предмет суицидального содержания. Симптомы, появляющиеся в инициальный период шизофрении, иногда расцениваются как проявления других

психических заболеваний — депрессии, тревожных и обсессивно-компульсивных расстройств, состояний органической природы, личностной патологии. В частности, у подростка могут отмечаться постоянное снижение личности, социальная отгороженность, снижение работоспособности, побуждений и снижение самооценки. Суицидальное поведение иногда может являться одним из проявлений инициального периода шизофрении. Иногда происходящая в инициальный период суицидальная попытка является следствием реальной психотравмирующей ситуации и не рассматривается как проявление шизофренического процесса. В манифестный период нередко отмечается острый чувственный бред, сопровождающийся растерянностью, аффектом страха, тревоги, вербальными иллюзиями и галлюцинациями.

Дистимия — (хроническая субдепрессия) другое аффективное расстройство, которое нередко отмечается у молодых суицидентов. Клиническое представление о дистимии в подростково-юношеском возрасте включает в себя сниженное или раздражительное настроение в течение одного года (в отличие от дистимии у взрослых, когда для постановки такого диагноза необходимо наличие симптоматики не менее двух лет) и сопровождается по крайней мере двумя из следующих симптомов: снижение аппетита или переедание, инсомния или гиперсомния, низкая энергия, снижение самооценки, снижение способности к концентрации внимания или затруднения в принятии решений и чувство безнадежности. Начало дистимии менее ощутимо подростком, чем начало большой депрессии, и родители не всегда замечают подобное изменение в состоянии ребенка. Ее особенностью может являться большая степень социальных нарушений, чем при других аффективных состояниях, в частности большой депрессии. В ряде случаев у этих подростков, также как и у взрослых, может наблюдаться феномен двойной

депрессии — развитие большого депрессивного расстройства на фоне дистимии.

Токсикомания очень часто является способом спонтанного «самолечения» подростков, страдающих депрессией.

Обсессивно-компульсивное расстройство часто связано с глубокой изоляцией подростков, обусловленной смущением из-за собственных ритуальных действий, а также стеснением своих навязчивых мыслей. Следовательно, подростки зачастую стыдятся и неохотно раскрывают симптомы своего состояния. Проявления обсессивно-компульсивного расстройства у детей и подростков такие же, как и у взрослых, а именно: постоянные и повторяющиеся мысли, образы, импульсы и ритуалы.

12. Психологическая помощь, оказываемая родственникам и близким людям суицидентов

Процесс оказания психологической помощи родственникам и друзьям самоубийцы представляет определенную сложность. Беседы со скорбящими должны быть естественными, а интерес к трагедии —

неподдельным и искренним. Не следует проявлять чрезмерных страданий: слишком сильные соболезнования только порождают подозрения и усиливают вину. Самой важной помощью является чуткое выслушивание и эмпатическое проникновение в переживания родственников. Банальности и клише не помогают.

Не следует говорить, что действия суицидента были обусловлены наличием у него психического расстройства. Для родственников понимание, что их близкий «был не в себе», был «сумасшедшим» не

облегчает тяжести потери. Наличие психического расстройства не повышает социального статуса человека, а у родственников вызовет страх перед наследственным психическим заболеванием. Ведь близкие резонно считают, что имеют сходный с самоубийцей набор генов, они постоянно вспоминают, что соматически и психически похожи на суицидента. Это дает основания для тревожных переживаний.

Нет никакого сомнения, что скорбящие родственники и друзья нуждаются в выражении эмоций. Их можно поощрить к разговору, сказав: «Что ты чувствуешь?», «Скажи мне, что с тобой происходит»,

«Наверное, тебе очень тяжело?» Нужно сосредоточиться на актуальных переживаниях родственников, примите их эмоциональное состояние, не пугаясь страха, ярости или паники. Близкие самоубийцы испытывают необходимость поговорить об ушедшем человеке, часто многие месяцы или годы, а не только несколько дней после похорон. Исцеление от утраты является очень долгим процессом. Естественно, что настроение и отношение скорбящих меняется. То, что они не желают беседовать сегодня, не означает, что у них не возникнет такой потребности завтра. Не следует настаивать на раскрытии переживаний, можно просто сказать: «Если у тебя есть настроение поговорить, я охотно послушаю тебя». Но собственно беседа не всегда необходима, нужно быть готовым принять не только эмоции, но и молчание скорбящего, которому часто необходимо подтверждение утраты.

13. Отделение «Телефон Доверия» психоневрологического диспансера: принципы и методы

Цели. Службы неотложной телефонной помощи прилагают усилия, чтобы страдающий, отчаявшийся или думающий о самоубийстве человек имел возможность установить немедленный

контакт с человеком, готовым выслушать его как друга и имеющим навыки оказания помощи в ходе

беседы при уважении полной свободы абонента. Эта помощь распространяется не только на первый

телефонный контакт, но продолжается в течение всего психологического кризиса, пока человеку

требуются совет и поддержка. По желанию абонента служба может связать его с другим человеком,

компетентным в решении именно его проблемы. Любая помощь, оказанная службами телефонной

неотложной помощи, имеет целью поддержать в абоненте мужество для дальнейшей жизни и

возможности преодоления психологического кризиса, с которым он столкнулся.

Принципы. Абонент должен быть уверен в полной конфиденциальности. Никакая информация,

полученная от него, не может быть вынесена за переделы службы без его специального разрешения.

Ни абоненты, ни работники служб неотложной телефонной помощи не должны подвергаться конфессиональному, религиозному, политическому или идеологическому давлению. Работники

принимаются в службы только после тщательного отбора и обучения; они отбираются прежде всего на

основании способности понимать другого человека, эмпатии и чувства солидарности с ним. На

абонента не возлагается никаких финансовых или каких-либо иных обязательств. Никто из работников

службы не может давать показания представителям власти и правопорядка, не получив предварительного разрешения абонента, а также руководителей данной службы.

Методы. Штат службы неотложной телефонной помощи может состоять как из оплачиваемых

работников, так и из волонтеров, причем последние играют основную роль в деятельности службы.

Они работают как единая команда. Сотрудники службы проходят начальный курс обучения, после

которого они работают в условиях продолжительной супервизии одного или нескольких человек,

выделенных для этой цели в службе. Квалификация работников повышается путем постоянно

продолжающегося обучения. Каждой службе должны быть доступны профессиональные консультанты

разного профиля. Они могут быть как штатными сотрудниками службы, так и не состоять в ней.

По мнению авторов «Руководства по телефонному консультированию», для успешной работы консультанту важно знать факторы, повышающие риск суицидального по­ведения, например, такие, как: недавние потери, связанные со смертью, разводом, разрывом взаимоотношений, потерей работы, денег, общественного положения, самоуверенности, самооценки; изменение характера; боязнь потерять контроль над собой, сойти с ума; причинить вред себе или окружающим; суицидальные импульсы, заявления, планы; раздача любимых вещей; прежние попытки суицида или жесты.

Телефонный разговор с суицидальным клиентом обычно включает 5 ступеней:

  • Прояснить отношения, установить контакт и получить информацию: раппорт.
  • Идентификация я прояснение проблемы: фокусировка.
  • Оценка суицидального потенциала: оценка летальности
  • Оценка силы и ресурсов.
  • Мобилизация ресурсов абонента и ваших собственных; указание нужного направления, если потребуется.

14. Участие волонтеров в превенции суицидального поведения

Штат службы неотложной телефонной помощи может состоять как из оплачиваемых

работников, так и из волонтеров, причем последние играют основную роль в деятельности службы.

Они работают как единая команда. Сотрудники службы проходят начальный курс обучения, после

которого они работают в условиях продолжительной супервизии одного или нескольких человек,

выделенных для этой цели в службе. Квалификация работников повышается путем постоянно

продолжающегося обучения. Каждой службе должны быть доступны профессиональные консультанты

разного профиля. Они могут быть как штатными сотрудниками службы, так и не состоять в ней. Работники принимаются в службы только после тщательного отбора и обучения; они отбираются прежде всего на основании способности понимать другого человека, эмпатии и чувства солидарности с ним.

15. Сложности профилактики повторных суицидов

В настоящее время успешному предотвращению повторных суицидов мешают некоторые трудности организационного характера. Лица, совершившие суицидальные попытки, поступают в медицинские учреждения различного типа — скоропомощные больницы, хирургические центры, больницы общего профиля, центры отравлений. Отсутствие единообразия в размещении суицидентов затрудняет регистрацию и учет суицидальных попыток. Повторность суицидальной попытки может быть установлена, как правило, только со слов самого суицидента или его родственников. Суицидологическая служба Кризисного стационара в данный момент не может добиться стопроцентного охвата лиц, совершивших суицидальные попытки: некоторые из них стремятся избежать посещения психотерапевтов. Не следует забывать и тот факт, что суицид может быть совершен в день выписки из больницы.

Что касается проблемы реабилитации суицидентов в больницах общего профиля и в других типах медицинских учреждений, в которые поступают лица, совершившие суицидальные попытки, то она нуждается в серьезном внимании.

Суицидент является пациентом для врачей соответствующего профиля лишь до тех пор, пока он испытывает необходимость в медицинской помощи соматического характера. Серьезность нанесенных самоповреждений служит основанием для решения вопроса о длительности пребывания его в больнице. Роль психиатра в большинстве случаев ограничивается диагностическими задачами — при установлении психопатических расстройств суицидент переводится в психиатрическую больницу. Если установлено, что суицидент практически здоров — «ситуационная реакция», то при незначительных по характеру самоповреждениях пребывание его в больнице продолжается от нескольких часов до 1 — 2 суток. Суицидент, выпущенный из больницы без необходимых психокорректирующих воздействий, без полного купирования острого психологического кризиса, сформировавшего суицидальное поведение, может повторить суицидальную попытку сразу же после выписки из больницы, иногда с летальным исходом.

16. Внутреннее суицидальное поведение: Пассивные суицидальные мысли

Суицидальные мысли проходят в своем развитии определенные ступени. Появлению суицидальной идеации, в соответствии с рассматриваемой схемой развития суицидальных тенденций, предшествует особая недифференцированная почва в виде антивитальных переживаний. В рамках этих переживаний формируются размышления об отсутствии ценности жизни («разве это жизнь?», «не живешь, а существуешь», «жить не стоит», «в этой жизни помереть не ново, но и жить, конечно, не новей» и т. п.).

Здесь нет представлений о собственной смерти, а имеется только отрицание ценности жизни.

Первый этап (ступень) непосредственной суицидальной идеации — это пассивные суицидальные мысли, характеризующиеся представлениями и фантазиями на тему своей смерти, но без собственного участия в прекращении жизни («если бы со мной что-то произошло и я умер…», «хорошо бы кончить все разом, заснуть и не проснуться», «если бы я погиб в автокатастрофе» и т. д.).

Вторая ступень развития внутренних форм суицидального поведения — это суицидальные замыслы. Появляются их активные формы, при которых происходит разработка способа самоубийства и связанных с этим обстоятельств. Выраженность тенденции к самоубийству нарастает по мере разработки планов конкретных действий, направленных на прекращение жизни.

Третья ступень — суицидальные намерения — характеризуется присоединением к замыслу решения и волевого компонента, побуждающего к непосредственному переходу во внешние формы суицидального поведения, включающего суицидальные попытки и завершенные суициды.

Длительность пресуицидального периода (от возникновения суицидальных мыслей до попыток их реализации) может исчисляться минутами (острый пресуицид) и месяцами (хронический пресуицид).

17. Суицидальная попытка. Завершенный суицид

Суицидальная попытка — действие, предпринимаемое для совершения самоубийства.

Завершенный суицид: действия заканчиваются гибелью человека.

Самоубийство традиционно трактуется, прежде всего, как свободное решение воли. Медицинское определение суицида и суицидальной попытки подчеркивает, что смерть — сознательная цель индивидуума. Вместе с тем ведущие суицидологи полагают, что суицид и суицидальная попытка представляют собой два принципиально различных рода действий, то есть завершенный суицид — это не просто преувеличенная форма суицидальной попытки, а суицидальная попытка, как правило, не аналог лишь случайно неудавшегося самоубийства. Если при завершенном суициде агрессия направлена против собственного «Я», то при суицидальной попытке она изменяет точку приложения и направлена в основном вовне, что обусловливает конечную цель суицидальной попытки — апелляцию к социальному окружению. Различие феноменов завершенного суицида и суицидальной попытки подтверждает и тот факт, что если в контингенте завершенных суицидов преобладают психически больные, то среди пациентов с суицидальными попытками превалируют лица с пограничными расстройствами, а также здоровые в психическом отношении люди с ситуационными реакциями в момент совершения попытки.

18. Суицидальная угроза, манипуляция

Суицидальная угроза. Миф о том, что «те, кто говорят о самоубийстве, никогда не совершают его», как доказано, является опасным и ошибочным. Наоборот, многие люди, кончают с собой, говорят об этом, раскрывая свои намерения. Вначале угроза может быть бессознательным призывом о помощи, защите и вмешательстве. Позднее, если не находится никого, действительно заинтересованного помочь, человек может наметить время и выбрать способ самоубийства. Некоторые довольно ясно говорят о своих намерениях. Существуют прямые утверждения: «Я не могу этого выдержать. Я не хочу больше жить. Я хочу покончить с собой». Часто высказывания являются завуалированными и замаскированные: «Вы не должны беспокоиться обо мне. Я не хочу создавать для вас проблемы», «Я хочу уснуть и никогда не проснуться», «Скоро, очень скоро эта боль будет уже позади», «Они будут очень жалеть, когда я их покину», «Мне бы хотелось знать, где отец прячет ружье». Принимают ли эти весьма опасные высказывания форму открытых заявлений или искусных намеков, в любом случае они не должны игнорироваться. Иногда индикаторы суицида могут быть невербальными. Подготовка к самоубийству зависит от особенностей личности человека и внешних обстоятельств. Она зачастую состоят в том, что обычно называется «приведением своих дел в порядок». Для одного это может быть оформление завещания и пересмотр страховых бумаг. Для другого — написание длинных запоздалых писем или улаживание споров и конфликтов с родными и соседями. Подросток может раздаривать сентиментально ценные личные вещи. Завершающие приготовления могут быть сделаны очень быстро, и затем мгновенно следует суицид.

Встречаются как истинные так и демонстративные покушения. Суицидентом принимаются меры к тому, чтобы источник конфликта знал о его намерениях. После попыток суицидальные тенденции исчезают в тех случаях, когда ситуация изменилась в благоприятную сторону. Если нет, то продолжается манипулирование.

Истероидные подростки предрасположены к демонстративным суицидам.

19. Подростковый суицид. Демонстративные суицидальные попытки

А.Е. Личко к числу наиболее частых причин суицидов среди подростков относит следующие: потерю любимого человека, состояние переутомления, уязвленное чувство собственного достоинства, разрушение защитных механизмов личности вследствие употребления ПАВ, подражание человеку, совершившему самоубийство. Специфическими причинами суицидального поведения подростков могут быть также чувство протеста и мести, страх наказания и позора, стремление вызвать сочувствие, переезд семьи на новое место жительства, неразделенная любовь и ревность, нежелательная беременность.

А.Е. Личко указывает на определенную связь суицидального поведения подростка с типом акцентуации характера. По данным автора, при демонстративном суицидальном поведении 50% подростков оказались представителями истероидного, истероидно-неустойчивого и гипертимно-

истероидного типа, 32% — эпилептоидного и эпилептоидно-истероидного тина, и лишь 18% — представителями всех других типов. При аффективном суицидальном поведении 37% подростков

относятся к лабильному и лабильно-истероидному типу, 23% — к другим вариантам истероидного

типа, по 18% приходится на сенситивный и конформно-неустойчивый тип, и лишь 4% — на эпилептоидный. Истинные покушения совершаются в основном представителями сенситивного (63%) и

циклоидного типа (25%).

Циклоидные подростки попадают в поле зрения психиатра обычно в связи с суицидными попытками во время субдепрессивной фазы, которая углубляется жизненными неудачами и нареканиями окружающих. У лабильного циклоида возможны аффективные суицидные попытки или

истинные покушения на самоубийство в субдепрессивной фазе, если в это время подросток подвергается психической травматизации, укрепляющей его в мыслях о своей неполноценности. У лабильных подростков может развиться реактивная депрессия при переживании утраты близких, разлуки с ними, отвержения со стороны значимых лиц.

Для сенситивных подростков характерны повторные вспышки суицидальных мыслей в ситуации, которая подогревает свойственное им представление о собственной неполноценности. Под влиянием цепи неудач, обид и разочарований они могут совершить неожиданное для окружающих самоубийство по механизму «последней капли».

Эпилептоидные подростки склонны к суицидальным демонстрациям, которые чаще всего спровоцированы наказаниями. Подросток считает наказание несправедливым и совершает демонстративную попытку самоубийства, чтобы доставить неприятности обидчику.

Демонстративное суицидальное поведение служит основной причиной психиатрической госпитализации истероидных подростков в возрасте 15−16 лет. Выбираются лишь безопасные способы

«суицида» или изображается серьезная попытка в расчете на вмешательство окружающих. В качестве

причины подростки обычно называют неудачную любовь, однако под этим романтическим ореолом,

как правило, скрывается необходимость восстановить утраченный статус, побыть в центре внимания,

избежать наказания и самому наказать обидчиков. Если подросток таким образом достигает своей

цели, суицидальные демонстрации становятся для него привычным способом разрешения конфликтов.

К суицидальным демонстрациям примыкает подростковая бравада, когда игра со смертью используется для получения репутации исключительной личности. У лабильных истероидов и

подростков истеро-эпилептоидного типа встречаются острые аффективные суицидные реакции, при

которых на высоте аффекта на какой-то момент может возникнуть желание умереть или вручить свою

жизнь воле случая: «будь что будет!». В таких случаях демонстративное по замыслу действие может

закончиться самоубийством.

20. Основные положения системного подхода в превенции детского суицида

Предлагаются 2 вектора: общая профилактика (обеспечение вовлечения всех учащихся в жизнь школы и предупреждение их школьных трудностей и социальной дезадаптации) и специальная профилактика (выявление и сопровождение всех учащихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании, проведение с ними работы на индивидуальном уровне).

В качестве основных направлений в рамках Типовой модели обозначены:

Научно-методическое направление: Создание междисциплинарной (разные дисциплины и учебные предметы) и межведомственной (педагогика, психология, медицина, физиология, этика, культура) системы действенной помощи в обеспечении психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся.

Информационно-аналитическое направление: профилактика суицидального поведения обучающихся на основании данных мониторинга, наблюдений за психофизиологическим и эмоциональным состоянием учащихся и педагогов, за эффективностью учебно-воспитательных мероприятий, в т. ч. и с использованием компьютерных технологий и возможностей Интернета.

Диагностическое направление: получение своевременной и достоверной информации об индивидуально-психологических особенностях учащихся, выявление возможностей, интересов, способностей и склонностей детей, определение причин нарушений в обучении, поведении и развитии учащихся с применением пакета психологических скрининговых методик для экспресс выявления детей группы риска по суицидальному поведению в условиях образовательных учреждений.

Коррекционно-развивающее направление: обеспечение продуктивного психологического развития и становления личности, реализация возрастных и индивидуальных возможностей развития, а так же личностного роста и профессионального самоопределения; ослабление, снижние или устранение отклонений в физическом, психическом и нравственном развитии школьников, профилактика риска суицидального поведения.

Профилактическое направление: предупреждение девиантного и деликвентного поведения, алкоголизма и наркомании, социальной дезадаптации детей и подростков.

Консультационное направление: оказание помощи учащимся, педагогам и родителям по вопросам организации психолого-педагогического сопровождения профилактики суицидального поведения обучающихся.

Просветительское направление: повышение уровня психологических знаний и психологической культуры всех участников образовательного процесса, формирование у субъектов психологического сопровождения потребности в самопознании, саморазвитии, самосовершенствовании.

Социально-диспетчерское направление: обеспечение получения детьми, их родителями и педагогами социально-психологической помощи, выходящей за рамки компетенции школьной психологической службы с целью предупреждения возникновения проблем развития личности, профилактики рискового поведения, организации помощи ребенку и его семье в решении актуальных задач социализации (учебные трудности, нарушение эмоционально-волевой сферы, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, взаимоотношениями со сверстниками, педагогами и родителями).

21. Причины и особенности суицидального поведения в старости

Хотя люди, старше 65 лет, составляют десятую часть населения, среди них отмечается четверть

всех самоубийств. Пик завершенных суицидов падает на период 45−59 лет, у женщин — на возраст 40−45 лет, что, по-видимому, связано с утратой прежней внешней привлекательности. Так же тяжело стареющим женщинам мириться с утратой функций домашней хозяйки. Пожилые мужчины совершают самоубийства в 10 раз чаще, чем женщины. Этот период совпадает с гормональной перестройкой, окончанием профессиональной деятельности, возрастными болезнями, нередко —

смертью брачного партнера и одиночеством. В это время уменьшается эмоциональный и коммуникативный резонанс, выросшие и независимые дети покидают родительское гнездо. Супругам

грозит отчуждение, когда им остается диван с подушками и телевизионный алтарь. Нет больше сколько-нибудь значимой, интересной внешней цели, которая цементировала бы и структурировала бы

жизнь; остается однообразная борьба за выживание. Установлено, что в продолжение первого года по

выходе на пенсию исход относительно легких заболеваний, например, бронхита, часто оказывается

летальным. Особенно трудно переносить утраты своего социального статуса мужчинам, которые

привыкли оценивать себя на основании положения на службе и роли в семье («добытчик, мужчина в

доме").

Если остальные интересы остались у человека неразвитыми, лишение прежних достоинств

может восприниматься как потеря смысла жизни.

Спецификой дистимии (хроническая субдепрессия) у пожилых людей является выраженный тревожный компонент. Человек в этом возрасте уже не ждет от жизни ничего хорошего, она грозит ему лишь новыми бедами и лишениями. Тают силы, утяжеляются старые болезни и появляются все новые. Один за другим уходят из жизни близкие люди. Все отчетливее слышны шаги приближающейся смерти, рисуются картины предстоящих мучений. В депрессии человек склонен к самообвинениям, и верующий заранее содрогается от картины своих вечных страданий в загробном мире за совершенные грехи. Многие пожилые люди уходят от тревожных мыслей о душе в опасения по поводу своего соматического здоровья. Типичной является астеноипохондрическая симптоматика и суицидальные мысли. Выражена психическая и физическая истощаемость, раздражительная слабость с элементами

гиперестезии, склонность к дисфорическим и гневливым реакциям, слабодушие и эмоциональная лабильность. Течение дистимии у пожилых затяжное, с тенденцией к прогрес-сированию и переходу к

депрессивному невротическому развитию личности. Это проявляется в усложнении и фиксации невротической симптоматики, формировании пессимистического мировоззрения и в возникновении или заострении качеств личности тормозимого круга.

22. Основы психодиагностики суицидальной личности

Врачи-психиатры владеют рядом методик, которые помогают выяснить, склонен ли человек к суициду и насколько серьезны его намерения. Эти методики — в большинстве случаев комплексные; в них входят опросники, позволяющие определить тип личности пациента, его характер, личностные особенности (тревожность, возбудимость, уровень депрессивного расстройства, и т. д.).

Стандартное обследование подростка включает в себя:

Диагностическое интервью с семейным анамнезом: специалист должен выяснить, случались ли в семье обследуемого случаи суицида; узнать подробности об испытуемом: как часто он размышляет о суициде, что натолкнуло его на подобные мысли, и т. д.

Тест А.Е. Личко «ПДО» (Патохарактерологическим Диагностическим Опросником). Этот тест призван определить, присущ ли обследуемому неустойчивый тип акцентуации, есть ли сочетание его с гипертимным, эмоционально-лабильным (характеризуется крайней изменчивостью настроения), шизоидным, эпилептоидным (отличается склонностью к коротким периодам злобно-тоскливого настроения с накипающим раздражением) или истероидным типом; подобные личностные особенности, как уже говорилось выше, служат прямым указателем на высокий риск социальной дезадаптации и, вследствие углубления конфликта, риск развития саморазрушающегося поведения.

Тест фрустрационной толерантности Розенцвейга. Помогает определить, насколько остро обследуемый реагирует на фрустрирующие ситуации, как он воспринимает свои неудачи и косвенно позволяет судить о том, насколько развиты компенсаторные механизмы психики.

Тест определения направленности личности Басса-Дарки. Помогает определить направленность личности: на себя, на окружающих, на созидание, на разрушение, и т. д.

Тест тревожности Тэммл-Дорки-Амен. Помогает сделать выводы о том, насколько тревожен обследуемый, легко ли вывести его из равновесия, и т. д.

На основе такой батареи тестов, к которым, впрочем, могут быть добавлены и другие методики, специалист делает заключение о суицидальных наклонностях обследуемого.

Методики для определения степени выраженности суицидальных намерений:

  1. Цветовой тест М. Люшера. Позволяет определить психоэмоциональное состояние и уровень нервно-психической устойчивости, степень выраженности переживаний, особенности поведения в напряженных ситуациях и возможность самостоятельного выхода, склонность к депрессивным состояниям и аффективным реакциям. Предназначен для взрослых и детей с 5-ти лет.
  2. Тест выявления суицидального риска у детей А.А. Кучер, В.П. Костюкевич. Используется для выявления аутоагрессивных тенденций и факторов, формирующих суицидальные намерения у учащихся 5−11 классов.
  3. Методика «Незаконченные предложения», вариант методики Saks-Sidney, адаптирована в НИИ психоневрологии им. В.М.Бехтерева. Может использоваться для учащихся с 1-го класса. Позволяет оценить отношение к себе, семье, сверстникам, взрослым, к переживаемым страхам и опасениям, отношение к прошлому и будущему, к жизненным целям.
  4. Методика «Сигнал». Иматон. Предназначена для экспресс-диагностики уровня суицидального риска и выявление мотивов для жизни. Используется для подростов с 16 лет.
  5. Методика диагностики суицидального поведения Горской М. В. Предназначена для подростков 16−17 лет.
  6. Факторный личностный опросник Кеттелла. Позволяет определить личностные свойства детей и подростков, степень социальной адаптации, наличие эмоциональных, личностных проблем. Существуют варианты для детей (7−12 лет) и подростков (12−16 лет).

23. Саморазрушающее поведение: злоупотребление психоактивными веществами, рискованные виды спорта

Н. Фейбероу впервые описал и систематически исследовал различные формы саморазрушающего поведения, которые не относились к суицидальным. К ним отнесены такие поведенческие реакции как:

1. Злоупотребление различными психоактивными веществами, включая наркотики, алкоголь и табак.

2. Соматические болезни (заболевание сердца, травмы позвоночника, при которых пациенты не соблюдают назначенного лечения и нарушают режим).

3. Проституция, делинквентное поведение, преступные деяния, которые опасны возможностью краха личности.

4. Виды спорта, связанные с риском (например, прыжки с парашютом, в воду с большой высоты).

Такое поведение Э. Дюркгейм еще в 1897 году назвал «символическим суицидом». Позднее все типы поведения, которые способствуют продвижению индивида в направлении более ранней физической смерти, стали классифицироваться как саморазрушающее поведение. П. И. Сидоров, А. В. Парняков данные типы поведения называют непрямым суицидом, признаком которого является отсутствие полного осознания своих поступков в направлении смерти, отрицание суицидальной тенденции.

Саморазрушающее поведение — аутодеструктивное поведение, для которого свойственно совершение опасных для жизни действий, не связанных с осознанными представлениями о собственной смерти. Это широкий спектр аутодеструктивной активности, которая включает в себя действия прямо или косвенно приводящие к причинению ущерба личности (курение табака, употребление алкоголя или наркотических веществ, склонность к риску, азартные игры, хулиганские действия, провокация уличных драк, дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев), но не осознаются как таковые. Достаточно часто эти действия носят провоцирующий характер, то есть представляют собой активность, связанную с причинением ущерба личности в результате осознанной или неосознанной провокации окружающих. По своему содержанию это активность, примыкающая к суицидальной сфере, но таковой не являющаяся.

24. Состояния психалгии, переживание острой душевной боли и угроза самоубийства

Душевная боль, болевой синдром бывает как физическим, так и внутренним (душевным).

Боль в душе, вызывающая страдание, воспринимается как несправедливое наказание.

Стремление избавиться от тяжести в груди неизмеримо. Очень часто, cамую болезненную душевную боль нам приносит как не странно именно наши собственные фантазии, различные иллюзии и не сбывшиеся мечты.

Приоритетным фактором риска и причиной самоубийства выступает душевная боль.

Никто не совершает суицида от радости, его не может вызвать состояние блаженства. В данном случае речь идет именно о психической боли, боли от ощущения боли. Невыносимая психическая боль — это то, отчего человек стремится убежать. Самоубийство легче всего представить как бегство от психической боли и невыносимого страдания.

Для самоубийства характерно состояние, при котором человек одновременно пытается перерезать себе горло и взывает о помощи, и оба эти воздействия являются истинными и непритворными. Двойственность является наиболее характерным отношением человека к суициду: он чувствует душевную боль, стремится сбежать от неё к смерти с помощью самоубийства и одновременно желает (и даже планирует) спасение и вмешательство других.

В период наивысшей точки душевной боли не нужно пытаться переделывать человека, давать советы или убеждать в неправильности его взглядов. Это не работает. Достаточно постоянно быть рядом в такие минуты и оказывать дружескую поддержку.

18% суицидов из-за Душевной боли

25. Экзистенциальный кризис как основа суицидальных действий

Экзистенциальный кризис — состояние тревоги, чувство глубокого психологического дискомфорта при вопросе о смысле существования. Наиболее распространён в культурах, где основные нужды для выживания уже удовлетворены.

Возможные причины экзистенциального кризиса:

  • чувство изолированности и одиночества;
  • осознание собственной смертности, или уверенность в отсутствии загробной жизни;
  • осознание, что собственная жизнь не имеет цели или смысла, ни сверхъестественного, ни простого, кроме как жизнь ради жизни;
  • разрушение чувства реальности или взглядов на мир;
  • осознание собственной свободы и последствий от её принятия или отклонения;
  • крайняя степень переживания наслаждения или боли, побуждающая к поиску смысла.

Состояние довольно похоже на социологическое понятие, называемое аномией (суицидальное настроение).

Его также часто связывают с кризисом среднего возраста.

Причины самоубийства, как и любых других поступков, могут быть различными. Причина — это все то, что вызывает и обусловливает суицид. Прежде всего, самоубийства связывают с потерей смысла жизни. В. Франкл указывал, что связанная с этим экзистенциальная тревога переживается как ужас перед безнадежностью, ощущение пустоты и бессмысленности, страх вины и осуждения.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector