Семинарское занятие № 3 Обучение и воспитание детей с нарушениями речи Вопросы

  1. Основные формы речевых нарушений: недостатки звукопроизношения, нарушения сло­вообразования и фразообразования, письменной речи, темпа и ритма речи.
  2. Раннее выявление речевых нарушений и логопедическая помощь детям дошкольного возраста.
  3. Обучение и воспитание детей с нарушениями речи в школьном возрасте.

Литература.

  1. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. — М., 1981.
  2. Богомолова А.И. Нарушения произношения у детей. — М., 1979.
  3. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. — М., 1987.
  4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. — М., 1985.
  5. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. — М., 1982.
  6. Жукова Н.С. Логопедия. — М., 1998.
  7. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи. — М., 1994.
  8. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. — М., 1962.
  9. Изучение и коррекция речевых расстройств / Под ред. Л.Г. Парамоновой. — Л., 1986.
  10. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. — М., 2000.
  11. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. — М., 1985.
  12. Леонтьев А.А. Язык, речь, языковая деятельность. — М., 1969.
  13. Логопедия. / Под ред.

    Л.С. Волковой. — М., 1999.

  14. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. — М., 1968.
  15. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специализированном детском саду. — М., 1987.
  16. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада. В 2 — х частях. — М., 1993.
  17. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М., 1989.
  18. Хрестоматия по логопедии. В 2 — х томах. / Под ред. В.И. Селиверстова. — М., 1997.

Семинарское занятие № 2

Воспитание и обучение детей с нарушениями слуха.

11 стр., 5477 слов

Характеристика речи детей с IV уровнем общего недоразвития речи

... // Дефектология. - 2000. - № 1. - С. 86-96. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи // Логопедия. - М., 1998. - С. 614-647. Смирнова И.А. Логопедическая ... . Характеристика симптомов речевого нарушения при общем недоразвитии речи дана в работах многих исследователей проблемы: Л.И. Ефименковой, Н.С. Жуковой, Р ...

  1. Классификация нарушений слуха у детей.
  2. Психолого-педагогическая характеристика основных категорий детей с нарушенным слухом (глухие, слабослышащие, позднооглохшие).
  3. Возможности развития остаточного слуха. Возможности и перспективы формирова­ния и развития словесной речи и речевого общения у детей с нарушенным слухом.
  4. Жестовая речь глухих — полноценная языковая система и средство общения и образования.
  5. Ос­новные педагогические системы образования неслышащих: устная (оральная) система;мимико-жестикуляторная система; система тотальной коммуникации; билингвистическая система.
  6. Возможности и условия обучения неслышащих (глухих, позднооглохших, слабослыша­щих) в общеобразовательном учреждении — дошкольном, школьном.
  7. Специальные образо­вательные учреждения для неслышащих и особенности образовательного процесса в них.

Литература.

  1. Бертынь Г. П., Розанова Т.В. Клинико-психологическое изучение глухих детей со сложным дефектом//Дефектология — 1993 — № 4.
  2. Зайцева Г. Л. Жестовая речь. Дактилология. М., 2000.
  3. Исенина Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. М., 1999.
  4. Речицкая Е.Г., Пархалина Е.В. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе. М., 2000.
  5. Тигранова Л.И. Развитие логического мышления у детей с недостатками слуха. М., 1991.

дОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

  1. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. М., 1963.
  2. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти томах. Т.5. М., 1983.
  3. Катаева А.А. Развитие наглядного мышления у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха и интеллекта/Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта/Под ред. Л.П.Носковой. М., 1984.
  4. Клинико-психологическое исследование глухих детей со сложным дефектом/Под ред. М.С.Певзнер и Т.В.Розановой. -М., 1980.
  5. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников/Под ред.Л.П.Носковой. М., 1989.
  6. Корсунская Б.Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. М., 1969.
  7. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Я не хочу молчать. М., 1990.
  8. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. М., 1969.
  9. Познавательная деятельность глухих младших школьников/Под ред. Т.В.Розановой. М., 1977.
  10. Психология глухих детей/Под ред. И.М.Соловьева. М., 1971.
  11. Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей. М., 1978.
  12. Синяк В.А., Нудельман М.М. Особенности психического развития глухого ребенка. М., 1975.
  13. Тигранова Л.И. Умственное развитие слабослышащих детей. М., 1978.
  14. Шиф Ж.И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей. М., 1968.
  15. Яшкова Н.В. Наглядное мышление глухих детей. М., 1988.

Семинарское занятие № 1

6 стр., 2694 слов

социальная адаптация и интеграция в общество детей с различными нарушениями в развитии

... рассмотрено своеобразие психического развития умственно отсталого ребенка. Правильное понимание психологии детей с нарушением интеллекта помогает олигофренопедагогу ... В.М. Изучение личностных свойств и особенностей эмоционального реагирования детей с интеллектуальной недостаточностью в период их адаптации ... рассматривался с различных позиций - с точки зрения философии, поэзии и религии. Однако только ...

Воспитание и обучение детей с нарушениями зрения.

Вопросы

  1. Основные формы нарушений зрения у детей. Краткая характеристика каждого нару­шения.
  2. Психолого-педагогическая характеристика основных категорий детей с нарушени­ями зрения (слепые, слабовидящие, ослепшие).
  3. Особенности познавательной деятельнос­ти детей с нарушениями зрения.
  4. Особенности пространственной ориентировки детей с нарушениями зрения.
  5. Возможности и условия обучения и воспитания детей с нарушения­ми зрения в общеобразовательной школе.
  6. Образовательные учреждения для слепых и сла­бовидящих и особенности образовательного процесса в них.

Литература.

  1. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье. Под ред. В.А.Феоктистовой. — М., 1993.
  2. Жохов В. П. и др. Реабилитация детей. страдающих содружественным косоглазием и амблиопией. — М., 1989.
  3. Ермаков В.П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: Развитие, воспитание и обучение детей с нарушениями зрения. — М., 1999.
  4. Литвак А.Г. Тифлопсихология слепых и слабовидящих. — М., 1998.
  5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17-ти лет. — М., 1996.
  6. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением. -СПб., 1995.
  7. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения. — М., 1998.

дОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

13 стр., 6152 слов

Особенности памяти детей дошкольного возраста с нарушениями слуха

... Задачи и содержание умственного развития В процессе воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха осуществляется их разностороннее развитие. Важность правильно организованного обучения для развития ребенка подчеркивают многие психологи ... Необходимо отметить, что один из вариантов сложного дефекта - глубокое нарушение слуха и зрения - изучался психологами и педагогами столь же давно, как и ...

  1. Воспитание аномальных детей в дошкольных учреждениях. / Под ред. М.И.Земцовой, Л.И.Солнцевой.-М., 1978.
  2. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. — М., 1972.
  3. Земцова М.И. и др. Дети с глубокими нарушениями зрения. — М., 1967.
  4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей).

    (ясли-сад — начальная школа).- М., 1997.

  5. Сермеев Б.В. Физическое воспитание слабовидящих детей. — М., 1983.
  6. Слабовидящие дети / Под ред Ю.А.Кулагина и др. — М., 1967.
  7. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста. — М., 1997.
  8. Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения. -СПб., 1995.
  9. Стернина Э.М. Теория и методика воспитания слепых и слабовидящих детей, — Л., 1980.
  10. Теоретические и методологические вопросы обучения слепых и слабовидящих / Под ред. А.И.Зотова. А.Г.Литвака. -Л., 1987.

Семинарское занятие 4

16 стр., 7769 слов

Воспитание и обучение детей с нарушением развития

... ребенка   Вариативные формы дошкольного образования детей с комплексными нарушениями развития   Коррекционно-развивающая направленность обучения русскому языку детей с задержкой психического развития в начальных классах   Обучение детей с нарушением ... 73-79 Подколзина, Е. Н.   Воспитание и обучение детей с нарушениями развития год № Название статьи страницы Автор(ы) Специальный ...

  1. Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта-Степени умственной отсталости по международной классификации.
  2. Врожденное и приобретенное слабоумие.
  3. Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых де­тей.
  4. Особенности познавательной деятельности и усвоения социальных умений у умствен­но отсталых. Взаимосвязь развития интеллекта и речи.
  5. Вспомогательная школа: состав уча­щихся, содержание и особенности образовательного процесса.
  6. Возможности и условия обу­чения умственно отсталых детей в общеобразовательной школе.

Литература

  1. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. — М., 1995.
  2. Зеньковский В.В. Психология детства.-Екатеринбург, 1995.
  3. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. — М., 1998.
  4. Коррекционно-воспитательная работа в подготовительных группах специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением слуха и интеллекта/ Под. ред. Л.П. Носковой.-М., 1990.
  5. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников/ Под. ред. Л. П, Носковой.-М., 1989.
  6. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. — М., 1989.
  7. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике.-М., 1991.
  8. Стребелева Е.А. Детская олигофренопсихология: Программа педагогических институтов / Под ред. В.И. Селиверстова.-М., 1992.

дОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

  1. Бертынь Г. П. Близнецовый метод при изучении олигофрении у детей.-М., 1974.
  2. Вайзман Н.П. Психомоторика детей-олигофренов.-М., 1976.
  3. Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста / Под ред. Л.П. Носковой.-М., 1982.
  4. Выготский Л.С. Собр. соч.:В 6 т.-М., 1984.-Т.5.
  5. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников.-М., 1985.
  6. Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. -М., 1974.
  7. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. — М., 1981.
  8. Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности.// Принцип развития в психологии / Под ред. Л.И. Анцыферовой. — М., 1978.
  9. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т.-М., 1986.
  10. Лубовскккий В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. — М., 1978.
  11. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж.И. Шиф.-М., 1965.
  12. Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов.-М., 1969.
  13. Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. — М., 1977.
  14. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. — М.1970.

Семинарское занятие 6.

24 стр., 11990 слов

Использование информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с общим недоразвитием речи

... . Использование речевых игр на логопедических занятиях / О.А. Козырева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2002. - № 6. - С. 38-42. 22. Козырева, Л. ... компьютерные технологии в коррекционно-развивающем обучении в систему обучения каждого ребенка. Темой нашего исследования было «Использование информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с общим ...

Дети с трудностями в обучения.

  1. Основные категории детей общеобразовательной школы, испытывающих трудности в обучении: дети с задержкой психического развития, дети с проявлениями школьной и/или психической дезадаптации. Психолого-педагогическая характеристика каждой из этих групп.
  2. Принцип дифференцированного подхода к детям с трудностями обучения в образо­вательном учреждении. Особенности коррекционно-педагогической помощи в зависимо­сти от характера трудностей в обучении и причин, порождающих эта трудности.
  3. Классы и школы для детей с задержкой психического развития. Содержание и особен­ности образовательного процесса в них. Классы коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе. Назначение, особенности комплектования и образователь­ной деятельности.

Литература.

  1. Власова Г. А., Певзнер М С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. — М, 1967.
  2. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. — М., 1999.
  3. Дети группы риска как объекты социальной охраны и социальной профилактики //Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер. — М, 1993.
  4. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. — СПб., 1998.
  5. Кучма В.Р., Платонова А.Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России. — М., 1997.
  6. Корнелиус Х, Фэйр Ш. Выиграть может каждый. — М, 1992.
  7. Компенсирующее обучение в России. Сборник действующих нормативных документов и учебно-методических материалов. — М., 1997.
  8. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. — М., 1997.
  9. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков — патопсихология, — М., 1996.
  10. Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников.

    14 стр., 6739 слов

    Деменция, ее виды, развитие, и оказание помощи

    ... появления морфологических нарушений головного мозга в пренатальный период или в очень раннем возрасте, у ребенка может возникнуть отставание в психическом развитии, степень которого ... мыслительные операции становятся пациентам по существу недоступными. Им необходима постоянная помощь даже в элементарном самообслуживании. [6; 69] На завершающем этапе тяжелой ...

    — М., 1996.

  11. Рабочая книга школьного психолога //Под ред. И.В. Дубровиной. — М., 1991.
  12. Романова Е. С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. — М., 1991.
  13. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития.- Н.-Новгород, 1994.
  14. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. — М., 1990.
  15. Фотекова Т.А. Сравнительное исследование особенностей познавательной деятельности при общем недоразвитии речи и при задержке психического развития у младших школьников// Дефектология.- 1993.- № 5.
  16. Хрестоматия «Обучение и воспитание детей «группы риска» Сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. — М., 1996.
  17. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие. — М., 1995.

Воспитание и обучение детей с искаженным психическим развитием.

Синдром раннего детского аутизма. Психолого-педагогическая характеристика аутич-ного ребенка. Возможности и перспективы его образования и социальной интеграции.

Семинарское занятие 5.

Воспитание и обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

  1. Виды нарушений опорно-двигательного аппарата. Психолого-педагогическая харак­теристика детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
  2. Нарушения опорно-дви­гательного аппарата и речевое развитие ребенка.
  3. Особенности коррекционно-педагогической помощи детям с детским церебральным параличом.
  4. Условия и возможности образова­ния детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях общеобразователь­ной школы.
  5. Специальные образовательные учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: контингент учащихся, содержание и особенности коррекционно-образовательной деятельности.

Литература.

  1. Данилова Л.А., Стока К., Казицына Г. Н. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе. СПб., 1997.
  2. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. М., Просвещение, 1993.
  3. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом: Методические рекомендации. СПб., 1998.
  4. Коррекционно-педагогическая работа в школе для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата/Под ред. И.А.Смирновой. СПб., 2000.
  5. Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. СПб., 2000.
  6. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. М., 1997.
  7. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. М., 1991.
  8. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями движений: Методическое пособие/ Под ред. И.А.Смирновой. СПб., 1995.

Семинарское занятие 7.

Воспитание и обучение детей с нарушениями эмоциональной сферы и поведения.

  1. Отклонения в поведении как следствие нарушения гармонического развития психики ребенка.
  2. Психопатия как форма дисгармонического развития личности.
  3. Воспитание и обучение детей с искаженным психическим развитием. Синдром раннего детского аутизма. Психолого-педагогическая характеристика аутичного ребенка. Возможности и перспективы его образования и социальной интеграции.
  4. Сущность и содержание коррекционно-педагогической помощи детям с отклонения­ми в поведении. Консультативно-педагогическая помощь семье ребенка. Возможности пси­хотерапии в системе коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в по­ведении.
  5. Роль учителя общеобразовательной школы в оказании коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в поведении.

Литература

  1. Аутичный ребенок: проблемы в быту / Под ред. С.А. Морозова. М., 1998.
  2. Башина В.М. Ранний детский аутизм // Исцеление. М., 1993.
  3. Башина В.М. Аутизм в детстве. М., 1999.
  4. Веденина М.Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации. Сообщение I // Дефектология. 1997. N 2.
  5. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб., 1997.
  6. Каган В.Е. Преодоление. Неконтактный ребенок в семье. СПб., 1996.
  7. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. М., 1991.
  8. Либлинг М.М. Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичного ребенка // Дефектология. 1996. N 3.
  9. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. М., 1997.
  10. Морозов С.А., Морозова Т.И. Мир за стеклянной стеной // Материнство.1997. N 1.
  11. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М., 1997.
  12. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой.- М., 2001.
  13. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. М., 2000.
  14. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. М., 1990.
  15. Подласый А.Ф. Курс лекций по коррекционной педагогике М., 2002

Воспитание и обучение детей с комбинированными нарушениями.

Возможные комбинациияарушений у детей. Особенности коррекционно-педагогичес­кой помощи и образовательного процесса применительно к каждой категории детей с ком­бинированными нарушениями. Принцип подбора типа образовательного учреждения для каждой категории детей с комбинированными нарушениями.

4.2. Основы дидактики специальной пемгогикя

Закономерности процесса обучения детей с ограниченными возможностями, содержа­ние их образования, важнейшие принципы и методы их обучения. Общие с дидактикой общеобразовательной школы и специальные дидактические принципы и методы обуче­ния детей с ограниченными возможностями. Важнейшие дидактические знания, необхо­димые педагогу общеобразовательной школы, имеющего в своем классе детей с отклоне­ниями в развитии.

5. Специальная педагогика в системе социальных институтов !

Социальные институты, содействующие лицам с ограниченными возможностями в раз­витии, воспитании, образовании, профессиональной ориентации •ипрофессиональнойпод-готовке, социализации и социальной интеграции, и система коррекциоино-обрвэввотель-ных услуг в них.

Система профилактики и раннего вмешательства, оказывающие помощь до рождения ребенка: основы валеологического образования населения, консультирование лиц, веэу-пающих в брак, служба планирования семьи, медицинский патронаж в период эмбрио­нального развития ребенка. Медико-педагогический патронаж младенцев с проблемами в развитии. ,.,. «г ;

Раннее выявление детей с отклонениями в развитии. Медикв-социально-ледагогичес-кий патронаж н раннем дошкольном возрасте. Возможности семьи и дошкольных учреж­дений по оказании ребенку с отклонениями в развитии коррекционно-ледагогической по­мощи. Деятельность системы консультативно-диагностических служб. Зависимость успеха коррекционно-педагогической помощи ребенку с. отклонениями в развитии от своевре­менности выявления нарушений развития.

Школьная система коррекционно-педагогической помоцшжак этап социализации фор­мирующейся личности человека сограннченными возможностями. Дифференцированный и индивидуальный харастеркоррекдионяо-образовательных услуг в зависимости от харак­тера и тяжести нарушения, возможности участия семьи в реализации коррекционно-обра-

25

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector