Семинарское занятие №3 Обучение и воспитание детей с нарушениями речи Вопросы

  1. Основные формы речевых нарушений: недостатки звукопроизношения, нарушения сло­вообразования и фразообразования, письменной речи, темпа и ритма речи.
  2. Раннее выявление речевых нарушений и логопедическая помощь детям дошкольного возраста.
  3. Обучение и воспитание детей с нарушениями речи в школьном возрасте.

Литература.

  1. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. — М., 1981.
  2. Богомолова А.И. Нарушения произношения у детей. — М., 1979.
  3. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. — М., 1987.
  4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. — М., 1985.
  5. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. — М., 1982.
  6. Жукова Н.С. Логопедия. — М., 1998.
  7. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи. — М., 1994.
  8. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. — М., 1962.
  9. Изучение и коррекция речевых расстройств / Под ред. Л.Г. Парамоновой. — Л., 1986.
  10. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. — М., 2000.
  11. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. — М., 1985.
  12. Леонтьев А.А. Язык, речь, языковая деятельность. — М., 1969.
  13. Логопедия. / Под ред. Л.С. Волковой. — М., 1999.
  14. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. — М., 1968.
  15. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специализированном детском саду. — М., 1987.
  16. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада. В 2 — х частях. — М., 1993.
  17. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М., 1989.
  18. Хрестоматия по логопедии. В 2 — х томах. / Под ред. В.И. Селиверстова. — М., 1997.

Семинарское занятие №2

Воспитание и обучение детей с нарушениями слуха.

  1. Классификация нарушений слуха у детей.
  2. Психолого-педагогическая характеристика основных категорий детей с нарушенным слухом (глухие, слабослышащие, позднооглохшие).
  3. Возможности развития остаточного слуха. Возможности и перспективы формирова­ния и развития словесной речи и речевого общения у детей с нарушенным слухом.
  4. Жестовая речь глухих — полноценная языковая система и средство общения и образования.
  5. Ос­новные педагогические системы образования неслышащих: устная (оральная) система;мимико-жестикуляторная система; система тотальной коммуникации; билингвистическая система.
  6. Возможности и условия обучения неслышащих (глухих, позднооглохших, слабослыша­щих) в общеобразовательном учреждении — дошкольном, школьном.
  7. Специальные образо­вательные учреждения для неслышащих и особенности образовательного процесса в них.

Литература.

9 стр., 4135 слов

Ребёнок в системе дошкольного воспитания

... использованию детских возмож­ностей весьма опасен и грозит нанести не­поправимый вред ребенку. Речь идет не только о ближайших непо­средственных результатах воспитательных воздействий. Значительно ... в определенной последователь­ности ценнейшие человеческие качества и способности. Так, при правильном воспитании в до­школьном возрасте наиболее интенсивно раз­виваются целостное восприятие окружаю­ ...

  1. Бертынь Г.П., Розанова Т.В. Клинико-психологическое изучение глухих детей со сложным дефектом//Дефектология – 1993 — № 4.
  2. Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология. М., 2000.
  3. Исенина Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. М., 1999.
  4. Речицкая Е.Г., Пархалина Е.В. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе. М., 2000.
  5. Тигранова Л.И. Развитие логического мышления у детей с недостатками слуха. М., 1991.

дОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

  1. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. М., 1963.
  2. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти томах. Т.5. М., 1983.
  3. Катаева А.А. Развитие наглядного мышления у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха и интеллекта/Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта/Под ред. Л.П.Носковой. М., 1984.
  4. Клинико-психологическое исследование глухих детей со сложным дефектом/Под ред. М.С.Певзнер и Т.В.Розановой. -М., 1980.
  5. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников/Под ред.Л.П.Носковой. М., 1989.
  6. Корсунская Б.Д. Методика обучения речи глухих дошкольников">глухих дошкольников речи. М., 1969.
  7. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Я не хочу молчать. М., 1990.
  8. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. М., 1969.
  9. Познавательная деятельность глухих младших школьников/Под ред. Т.В.Розановой. М.,1977.
  10. Психология глухих детей/Под ред. И.М.Соловьева. М., 1971.
  11. Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей. М.,1978.
  12. Синяк В.А., Нудельман М.М. Особенности психического развития глухого ребенка. М., 1975.
  13. Тигранова Л.И. Умственное развитие слабослышащих детей. М., 1978.
  14. Шиф Ж.И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей. М., 1968.
  15. Яшкова Н.В. Наглядное мышление глухих детей. М., 1988.

Семинарское занятие № 1

6 стр., 2762 слов

Нарушение чтения у детей с нарушением интеллектуального развития

... Цель исследования - выявление особенностей нарушений чтения у младших школьников с умственной отсталостью. Исследования помогут педагогу организовать эффективное обучение детей и адресную коррекционную работу по развитию речи учащихся. Для ...

Воспитание и обучение детей с нарушениями зрения.

Вопросы

  1. Основные формы нарушений зрения у детей. Краткая характеристика каждого нару­шения.
  2. Психолого-педагогическая характеристика основных категорий детей с нарушени­ями зрения (слепые, слабовидящие, ослепшие).
  3. Особенности познавательной деятельнос­ти детей с нарушениями зрения.
  4. Особенности пространственной ориентировки детей с нарушениями зрения.
  5. Возможности и условия обучения и воспитания детей с нарушения­ми зрения в общеобразовательной школе.
  6. Образовательные учреждения для слепых и сла­бовидящих и особенности образовательного процесса в них.

Литература.

  1. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье. Под ред. В.А.Феоктистовой. — М., 1993.
  2. Жохов В. П. и др. Реабилитация детей . страдающих содружественным косоглазием и амблиопией. — М., 1989.
  3. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики : Развитие, воспитание и обучение детей с нарушениями зрения. — М., 1999.
  4. Литвак А.Г. Тифлопсихология слепых и слабовидящих. — М., 1998.
  5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17-ти лет. — М., 1996.
  6. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением. -СПб., 1995.
  7. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения. — М.,1998.

дОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

  1. Воспитание аномальных детей в дошкольных учреждениях. / Под ред. М.И.Земцовой, Л.И.Солнцевой.-М., 1978.
  2. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. — М., 1972.
  3. Земцова М.И. и др. Дети с глубокими нарушениями зрения. — М., 1967.
  4. Программы специальных ( коррекционных ) образовательных учреждений IV вида ( для слабовидящих детей ).

    ( ясли-сад — начальная школа ).- М., 1997.

  5. Сермеев Б.В. Физическое воспитание слабовидящих детей. — М.,1983.
  6. Слабовидящие дети / Под ред Ю.А.Кулагина и др. — М., 1967.
  7. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста. — М., 1997.
  8. Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения. -СПб.,1995.
  9. Стернина Э.М. Теория и методика воспитания слепых и слабовидящих детей, — Л., 1980.
  10. Теоретические и методологические вопросы обучения слепых и слабовидящих / Под ред. А.И.Зотова. А.Г.Литвака. -Л., 1987.

Семинарское занятие 4

  1. Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта-Степени умственной отсталости по международной классификации.
  2. Врожденное и приобретенное слабоумие.
  3. Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых де­тей.
  4. Особенности познавательной деятельности и усвоения социальных умений у умствен­но отсталых. Взаимосвязь развития интеллекта и речи.
  5. Вспомогательная школа: состав уча­щихся, содержание и особенности образовательного процесса.
  6. Возможности и условия обу­чения умственно отсталых детей в общеобразовательной школе.

Литература

  1. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. — М.,1995.
  2. Зеньковский В.В. Психология детства.-Екатеринбург,1995.
  3. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. — М.,1998.
  4. Коррекционно-воспитательная работа в подготовительных группах специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением слуха и интеллекта/ Под. ред. Л.П. Носковой.-М.,1990.
  5. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников/ Под. ред. Л.П, Носковой.-М.,1989.
  6. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. — М.,1989.
  7. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике.-М.,1991.
  8. Стребелева Е.А. Детская олигофренопсихология: Программа педагогических институтов / Под ред. В.И. Селиверстова.-М., 1992.

дОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

2 стр., 670 слов

Сравнительная характеристика одаренных детей и детей с трудностями в обучении

... положительные и отрицательные эмоции, пережитые чувства, психологическое ощущение ребенка Особенности: Кратковременность 5. Воображение Ярко развитие воображение, постоянная потребность фантазировать Слабое воображение, неспособность к ... поведения - чаще всего дети много спят, нуждаются в дневном сне в начальной школе для восстановления сил - психомоторное развитие происходит сравнительно ровно - ...

  1. Бертынь Г.П. Близнецовый метод при изучении олигофрении у детей.-М.,1974.
  2. Вайзман Н.П. Психомоторика детей-олигофренов.-М.,1976.
  3. Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста / Под ред. Л.П. Носковой.-М.,1982.
  4. Выготский Л.С. Собр. соч.:В 6 т.-М.,1984.-Т.5.
  5. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников.-М.,1985.
  6. Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. -М.,1974.
  7. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М.. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. — М.,1981.
  8. Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности.// Принцип развития в психологии / Под ред. Л.И. Анцыферовой. — М.,1978.
  9. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т.-М.,1986.
  10. Лубовскккий В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. — М.,1978.
  11. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж.И. Шиф.-М.,1965.
  12. Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов.-М.,1969.
  13. Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. — М.,1977.
  14. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. — М..1970.

Семинарское занятие 6.

Дети с трудностями в обучения.

  1. Основные категории детей общеобразовательной школы, испытывающих трудности в обучении: дети с задержкой психического развития, дети с проявлениями школьной и/или психической дезадаптации. Психолого-педагогическая характеристика каждой из этих групп.
  2. Принцип дифференцированного подхода к детям с трудностями обучения в образо­вательном учреждении. Особенности коррекционно-педагогической помощи в зависимо­сти от характера трудностей в обучении и причин, порождающих эта трудности.
  3. Классы и школы для детей с задержкой психического развития. Содержание и особен­ности образовательного процесса в них. Классы коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе. Назначение, особенности комплектования и образователь­ной деятельности.

Литература.

  1. Власова Г.А., Певзнер М С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. — М, 1967.
  2. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. — М., 1999.
  3. Дети группы риска как объекты социальной охраны и социальной профилактики //Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер. — М, 1993.
  4. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. — СПб., 1998.
  5. Кучма В.Р., Платонова А.Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России. — М., 1997.
  6. Корнелиус Х, Фэйр Ш. Выиграть может каждый. — М, 1992.
  7. Компенсирующее обучение в России .Сборник действующих нормативных документов и учебно-методических материалов. — М., 1997.
  8. Мастюкова Е.М.. Лечебная педагогика. — М., 1997.
  9. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков — патопсихология, — М., 1996.
  10. Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников. — М., 1996.
  11. Рабочая книга школьного психолога //Под ред. И.В. Дубровиной. — М., 1991.
  12. Романова Е.

    15 стр., 7471 слов

    Работа с детьми, имеющими задержку психического развития, в современной школе

    ... развития (ЗПР). 2. Раскрыть сущность основных понятий. 3. Раскрыть особенности организации педагогического процесса с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения. Определить направления коррекционно-развивающей работы с детьми ... исследований, количество учащихся, которые не в состоянии освоить общеобразовательные программы школы, составляет 20-30% обучающихся, а приблизительно 70--80% из них ...

    С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. — М., 1991.

  13. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития.- Н.-Новгород, 1994.
  14. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. — М., 1990.
  15. Фотекова Т.А. Сравнительное исследование особенностей познавательной деятельности при общем недоразвитии речи и при задержке психического развития у младших школьников// Дефектология.- 1993.- № 5.
  16. Хрестоматия “Обучение и воспитание детей “группы риска” Сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. — М., 1996.
  17. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие. — М., 1995.

Воспитание и обучение детей с искаженным психическим развитием.

Синдром раннего детского аутизма. Психолого-педагогическая характеристика аутич-ного ребенка. Возможности и перспективы его образования и социальной интеграции.

Семинарское занятие 5.

Воспитание и обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

  1. Виды нарушений опорно-двигательного аппарата. Психолого-педагогическая харак­теристика детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
  2. Нарушения опорно-дви­гательного аппарата и речевое развитие ребенка.
  3. Особенности коррекционно-педагогической помощи детям с детским церебральным параличом.
  4. Условия и возможности образова­ния детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях общеобразователь­ной школы.
  5. Специальные образовательные учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: контингент учащихся, содержание и особенности коррекционно-образовательной деятельности.

Литература.

  1. Данилова Л.А., Стока К., Казицына Г.Н. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе. СПб., 1997.
  2. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. М., Просвещение,1993.
  3. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом: Методические рекомендации. СПб., 1998.
  4. Коррекционно-педагогическая работа в школе для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата/Под ред. И.А.Смирновой. СПб., 2000.
  5. Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. СПб., 2000.
  6. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. М.,1997.
  7. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. М.,1991.
  8. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями движений: Методическое пособие/ Под ред. И.А.Смирновой. СПб.,1995.

Семинарское занятие 7.

13 стр., 6153 слов

Формирование словаря детей с помощью дидактических игр

... так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых ... работы по формированию словаря; 3) Изучить специфику проведения дидактических игр с детьми дошкольного возраста. Гипотеза: возможно систематизация теоретического материала и эмпирического исследования позволит ...

Воспитание и обучение детей с нарушениями эмоциональной сферы и поведения.

  1. Отклонения в поведении как следствие нарушения гармонического развития психики ребенка.
  2. Психопатия как форма дисгармонического развития личности.
  3. Воспитание и обучение детей с искаженным психическим развитием. Синдром раннего детского аутизма. Психолого-педагогическая характеристика аутичного ребенка. Возможности и перспективы его образования и социальной интеграции.
  4. Сущность и содержание коррекционно-педагогической помощи детям с отклонения­ми в поведении. Консультативно-педагогическая помощь семье ребенка. Возможности пси­хотерапии в системе коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в по­ведении.
  5. Роль учителя общеобразовательной школы в оказании коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в поведении.

Литература

  1. Аутичный ребенок: проблемы в быту / Под ред. С.А. Морозова. М., 1998.
  2. Башина В.М. Ранний детский аутизм // Исцеление. М., 1993.
  3. Башина В.М. Аутизм в детстве. М., 1999.
  4. Веденина М.Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации. Сообщение I // Дефектология. 1997. N 2.
  5. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб., 1997.
  6. Каган В.Е. Преодоление. Неконтактный ребенок в семье. СПб., 1996.
  7. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. М., 1991.
  8. Либлинг М.М. Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичного ребенка // Дефектология. 1996. N 3.
  9. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. М., 1997.
  10. Морозов С.А., Морозова Т.И. Мир за стеклянной стеной // Материнство.1997. N 1.
  11. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М., 1997.
  12. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой.- М., 2001.
  13. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. М., 2000.
  14. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. М., 1990.
  15. Подласый А.Ф. Курс лекций по коррекционной педагогике М.,2002

Воспитание и обучение детей с комбинированными нарушениями.

Возможные комбинациияарушений у детей. Особенности коррекционно-педагогичес­кой помощи и образовательного процесса применительно к каждой категории детей с ком­бинированными нарушениями. Принцип подбора типа образовательного учреждения для каждой категории детей с комбинированными нарушениями.

4.2. Основы дидактики специальной пемгогикя

Закономерности процесса обучения детей с ограниченными возможностями, содержа­ние их образования, важнейшие принципы и методы их обучения. Общие с дидактикой общеобразовательной школы и специальные дидактические принципы и методы обуче­ния детей с ограниченными возможностями. Важнейшие дидактические знания, необхо­димые педагогу общеобразовательной школы, имеющего в своем классе детей с отклоне­ниями в развитии.

6 стр., 2939 слов

Коррекционно-развивающая программа: "Развитие эмоциональной ...

... дети требуют к себе особого внимания. Поэтому разработка коррекционно-развивающих программ является важной психолого-педагогической проблемой. Основное содержание комплексной программы. Коррекционно-развивающая программа по развитию ... на арт-терапевтических занятиях создаются условия, когда каждый ребенок может говорить с помощью средств искусства и художественной деятельности о самом сокровенном, ...

5. Специальная педагогика в системе социальных институтов !

Социальные институты, содействующие лицам с ограниченными возможностями в раз­витии, воспитании, образовании, профессиональной ориентации •ипрофессиональнойпод-готовке, социализации и социальной интеграции, и система коррекциоино-обрвэввотель-ных услуг в них.

Система профилактики и раннего вмешательства, оказывающие помощь до рождения ребенка: основы валеологического образования населения, консультирование лиц, веэу-пающих в брак, служба планирования семьи, медицинский патронаж в период эмбрио­нального развития ребенка. Медико-педагогический патронаж младенцев с проблемами в развитии. ,.,.. » г ;

Раннее выявление детей с отклонениями в развитии. Медикв-социально-ледагогичес-кий патронаж н раннем дошкольном возрасте. Возможности семьи и дошкольных учреж­дений по оказании ребенку с отклонениями в развитии коррекционно-ледагогической по­мощи. Деятельность системы консультативно-диагностических служб. Зависимость успеха коррекционно-педагогической помощи ребенку с .отклонениями в развитии от своевре­менности выявления нарушений развития.

Школьная система коррекционно-педагогической помоцшжак этап социализации фор­мирующейся личности человека сограннченными возможностями. Дифференцированный и индивидуальный харастеркоррекдионяо-образовательных услуг в зависимости от харак­тера и тяжести нарушения, возможности участия семьи в реализации коррекционно-обра-

25