Рекомендации к практическим занятиям по дисциплине «Психиатрия-наркология»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ГБОУ ВПО КГМУ МИНЗДРАВА РОССИИ)

Кафедра психиатрии

Методические рекомендации по самоподготовки студентов к практическим занятиям

по дисциплине «Психиатрия-наркология»

КУРСК – 2012г.

Тематический план практических занятий.

п/п

Тема занятия

Количество часов

1.

Предмет и задачи психиатрии. Основные принципы организации психиатрической помощи. Внебольничная и стационарная психиатрическая помощь. Разновидности психиатрических экспертиз. Закон РФ «о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Особенности организации наркологической помощи. Социально-трудовая реабилитация в психиатрии. Основные принципы ухода в психиатрии и наркологии. Уход за депрессивными больными, больными с суицидальными и агрессивными тенденциями, больными с отказом от пищи. Уход за возбужденными больными. Методы обследования психических и наркологических больных. Клинико-психопатологический метод. Жалобы, анамнез жизни и заболевания. Исследование спинномозговой жидкости. История болезни в психиатрии и наркологии. Современные классификации психических и поведенческих расстройств. Патология ощущения и восприятия.

4

2.

Патология мышления. Классификация расстройств мышления. Расстройства мышления по форме. Расстройства мышления по содержанию. Нозологические особенности расстройства мышления. Методы исследования мышления. Микрокурация.

4

3.

Расстройства памяти и внимания. Способы исследования внимания. Патология внимания. Патология памяти, клинические проявления. Методы выявления нарушений памяти. Расстройства эмоций и воли. Патологическое усиление эмоций; патологическое ослабление эмоций; нарушение подвижности эмоций, нарушение адекватности эмоций, дисфория; патологический аффект. Психопатологическая сущность волевых нарушений: патология волевых побуждений; патология влечений. Патология двигательной сферы: симптомы нарушения двигательных функций; симптомы речедвигательных расстройств. Микрокурация.

4

4.

Психопатологические синдромы. Общая характеристика психопатологических синдромов. Негативные психопатологические синдромы. Невротические и психопатические синдромы. Деперсонализационный, аффективные, гакллюццинаторные синдромы. Бредовые синдромы: паранойяльный, параноидный, парафренный, дисморфоманический. Кандинского-Клерамбо, ипохондрический, бредовой, кататонические, амнестические судорожные синдромы. Синдромы нарушенного сознания. Общие признаки нарушенного сознания по К.Ясперсу. Синдромы помраченного сознания. Отличительные особенности различных видов помраченного сознания. Синдромы выключенного сознания. Отличительные особенности различных видов выключенного сознания. Итоговое занятие по обще психопатологии.

5

5.

Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства. Определение шизофрении. Основные и добавочные симптомы шизофрении. Клиническая систематика. Этиология и патогенез шизофрении. Гипертоксическая шизофрения. Определение шизотипических расстройств и их диагностические критерии. Бредовые расстройства и их диагностические критерии. Разграничение шизофрении, шизотипических и бредовых расстройств. Лечение и реабилитация шизофрении, шизотипических и бредовых расстройств. Микрокурация.

4

6.

Аффективные расстройства (расстройства настроения).

Определение понятия маниакально-депрессивный психоз. Варианты течения маниакально-депрессивного психоза (монополярный, биполярный, вариант со сдвоенными фазами, атипичные варианты).

Особенности клинических проявлений циклотимии. Клинические варианты. Соматизированная депрессия. Структура синдрома соматизированной депрессии. Разновидности соматизированной депрессии. Разновидности аффективных расстройств. Шизоаффективное расстройство. Определение понятия. Этиология шзоаффективного расстройства. Типы течения. Трудовая, военная и судебно-психиатрическая экспертиза при шизоаффективном расстройстве. Итоговое занятие по эндогенным психическим заболеваниям.

5

7.

Эпилептическая болезнь (эпилепсия).

Истинная эпилепсия, отличие от симптоматической. Психические пароксизмы (эквиваленты припадков).

Хронические психические изменения при эпилепсии (изменения личности по эпилептическому типу).

Психические нарушения при черепно-мозговых травмах.

4

8.

Психические нарушения при сосудистых заболеваниях головного мозга. Психические нарушения при церебральном атеросклерозе. Течение и прогноз церебрального атеросклероза с психическими нарушениями. Психические нарушения при гипертонической и гипотонической болезни, их лечение и профилактика. Сенильные и пресенильные деменции (общие сведения, изменения терминологии в МКБ-10).

Деменция при болезни Альцгеймера (ранний и поздний вариант возникновения).

Деменция при болезни Пика. Трудовая и судебно-психиатрическая экспертиза при деменциях предстарческого и старческого возраста.

4

9.

Тревожно-фобические расстройства. Определение понятия. Разновидности тревожно-фобических расстройств (систематика).

Разновидности истерических нарушений двигательных функций. Разновидности истерических нарушений чувствительной сферы. Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации. События, способные вызвать дезадаптивные нарушения.

4

10.

Расстройства личности (психопатии).

Определение психопатии, акцентуации характера. Основные причины формирования личностных расстройств. Роль воспитания в формировании психопатий. Ядерные и краевые психопатии. Трудовая, военная и судебно-психиатрическая экспертизы при личностных расстройствах. Умственная отсталость (олигофрении).

Определение умственной отсталости. Отличие умственной отсталости от приобретенного слабоумия.

4

11.

Алкоголизм. Бытовое пьянство. Определение понятий. Клиническая картина острой алкогольной интоксикации. Экспертиза алкогольного опьянения. Клинические проявления и динамика алкоголизма. Терапевтические подходы при алкоголизме. Алкогольные психозы. Клиника, диагностика алкогольных психозов.

4

12.

Наркомании. Токсикомании. Определение понятий. Систематика. Факторы, способствующие и препятствующие формированию наркоманий и токсикоманий. Опийная наркомания. Гашишная наркомания. Клинические проявления токсикоманий (циклодоловая, бензодиазепиновая, ингалянтная, кофеиновая).

Итоговое занятие по наркологии. Защита историй болезни. Прием практических навыков.

5

Всего:

51

Занятие 1

Тема 1.

Предмет и задачи психиатрии. Основные принципы организации психиатрической помощи. Внебольничная и стационарная психиатрическая помощь. Разновидности психиатрических экспертиз. Закон РФ «о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Особенности организации наркологической помощи. Социально-трудовая реабилитация в психиатрии. Основные принципы ухода в психиатрии и наркологии. Уход за депрессивными больными, больными с суицидальными и агрессивными тенденциями, больными с отказом от пищи. Уход за возбужденными больными. Методы обследования психических и наркологических больных. Клинико-психопатологический метод. Жалобы, анамнез жизни и заболевания. Исследование спинномозговой жидкости. История болезни в психиатрии и наркологии. Современные классификации психических и поведенческих расстройств. Патология ощущения и восприятия.

  1. Актуальность темы: Психиатрия – медицинская дисциплина, занимающаяся изучением диагностики и лечения, этиологии, патогенеза, распространённости психических болезней и организации психиатрической помощи населению. Знание основ психиатрии необходимо врачам самых различных специальностей, так как подавляющее большинство больных первоначально обращается не к психиатрам, а именно к ним. Изучение курса психиатрии позволит наиболее подробно рассмотреть ту патологию, с которой бедующие врачи будут встречаться чаще всего: пограничная, или малая психиатрия (неврозы, расстройства личности и переходные состояния), соматогенные психические нарушения, психические нарушения при общих и мозговых инфекциях, алкогольные расстройства разного уровня, наркомании, токсикомании, олигофрении.
  2. Цель занятия: уяснить предмет и задачи психиатрии, ее отношение к другим разделам медицинской науки и психологии, основные этапы развития и основные направления в психиатрии, юридический порядок психиатрического освидетельствования и недобровольной госпитализации в психиатрический стационар, принципы организации психиатрической службы в России. Информировать студентов об общетеоретических вопросах психической патологии, этиологии и патогенеза психических расстройств. Дать представление о значении в изучении этиологии и патогенеза психических заболеваний генетических, биохимических, иммунологических, нейрофизиологических, структурно – морфологических и социально – психологических исследований. Познакомиться с факторами риска возникновения психической патологии. Усвоить основы клинического метода исследования в психиатрии и составить представление о значении и сущности дополнительных методов исследования: общесоматическом и лабораторном обследованиях. Иметь представление о понятиях симптома и синдрома в психиатрии, регистрах поражения психической деятельности, принципах классификации психических болезней.
  3. План изучения темы.
    1. Определить понятие психиатрии и её целей.
    2. Представление об этапах развития психиатрии а историческом контексте.
    3. Определить особенности организации психиатрической помощи.
    4. Вопросы трудовой, судебной и военных экспертиз.
    5. Основные методы исследования и направления используемые в психиатри.
    6. Определение понятия « ощущение».
    7. Классификация разновидностей ощущений.
    8. Определение понятия «восприятие».
    9. Классификация различных нарушений «восприятия».
    10. Определение понятий «внимание» и «память».
    11. Характеристика различных видов нарушения внимания и памяти.
  1. Рекомендуемая литература:
  1. Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия.М.: «Медицина» 2000 – стр.13 – 47; 499 – 522.
  2. Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е. Психиатрия М.: «Медицина» 1995 – стр. 5-34; 586 – 589.

5. Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение предмету психиатрия, его основным целям изадачам.

2. Какие основные этапы исторического развития психиатрии?

3. Что такое Закон « О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании»?

4. Каковы основные положения статьи № 23 Закона « О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании»?

5.Каковы основные положения статей № 26 и № 27 Закона « О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании»?

6. Каковы основные положения статьи № 29 Закона « О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании»?

7. Каковы принципы устройства, организации надзора психиатрического стационара?

8. Что такое диспансерное наблюдение при различных психических заболеваниях, его задачи?

9. Что такое временная и стойкая утрата трудоспособности при психических заболеваниях?

10. В чём состоят основные принципы современной классификации психических расстройств?

11. Дайте определение понятия синдрома, расстройств невротического и психотического уровня.

12. Дайте определение ощущению.

13. Назовите разновидности ощущений.

14.Что такое гипестезия?

15.Что такое гиперестезия?

16. Что такое сенестопатия?

17. Дайте определение парестезиям;

18. Нозологическая и синдромологическая принадлежность гиперестезии, гиперестезии, гипестезий и синестопатий;

19.Что такое восприятие?

20. Дайте определение иллюзий;

21. Бывают ли иллюзии у нормальных людей?

22. Признаки вербальных, аффектогенных и парейдолических иллюзий;

23. Дайте определение галлюцинаций;

24. Каковы разновидности галлюцинаций по анализаторам, по механизму?

25. Что такое псевдогаллюцинации?

26. Что такое истинные галлюцинации?

27. Каковы признаки дереализации и деперсонализации?

28. В чём выражается аутометоморфопсия?

Занятие 2

Патология мышления. Классификация расстройств мышления. Расстройства мышления по форме. Расстройства мышления по содержанию. Нозологические особенности расстройства мышления. Методы исследования мышления.

  1. Актуальность темы: Мышление является высшей, самой сложной формой психической деятельности человека, оно могло возникнуть лишь в условиях людского коллектива, объединённого трудовой деятельностью. Мышление и речь – единый психический процесс, различающийся лишь формами своего проявления: речь есть озвучание мышления, тогда как беззвучная, внутренняя речь есть мышление. Интелект является очень важной характеристикой мышления. Под интеллектом следует понимать уровень способности человека пользоваться механизмами мышления. Следовательно, при нарушении этих механизмов либо снижении, такой характеристики мышления, как интеллект изменяется нормальное функционирование личности в целом.
  2. Цель занятия: выявить у студентов исходный уровень знания из разделов психологии: мышление, интеллект. Студенты должны освоить патологию мышления: расстройства ассоциативного процесса, патологию суждений м умозаключений, сверхценные идеи, навязчивые идеи. Нарушения интеллекта: синдромы недоразвития интеллекта, синдромы снижения интеллекта. Уметь квалифицировать указанные расстройства при курации больных. Понимать различия таких нарушений интеллекта как олигофрения и деменции.
  3. План изучения темы.
    1. Описание видов нарушения мышления.
    2. Определение понятия «бред».
    3. Представление о фабуле бреда.
    4. Классификация бредовых идей.
    5. Представление о видах нарушения интеллекта.
  1. Рекомендуемая литература:
  1. Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия.М.: «Медицина» 2000 – стр.13 – 47; 499 – 522.
  2. Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е. Психиатрия М.: «Медицина» 1995 – стр. 5-34; 586 – 589.

1. Дайте определение понятия «мышление».

2. Каково психологическое содержание операций мышления: сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение?

3. Каковы характерные и отличительные признаки конкретно – действенного, наглядно – образного и абстрактно – логического видов мышления?

4. Опишите клинические проявления ускорения процесса мышления и заторможения процесса мышлении;

5. Назовите характерные особенности обстоятельного мышления;

Дайте пределение понятий «резонёрство», «разорванность», «бессвязность», « обрыв мыслей»;

6. Укажите характерные и отличительные признаки навязчивостей (обсессий).

7.Определите понятие «сверхценные идеи», указав критерии отграничения их от бреда.

8. Что такое «бред»?

9.Укажите критерии диагностики бреда.

10. Каковы отличительные признаки первичного и вторичного бреда?

11.Дайте определение понятия «интеллект».

12. Чем характеризуется резедуальный, индуцированный и конформный бред?

13.Дать определение деменции;

14. Дать клиническую характеристику олигофренической и органической деменции (тотальной и парциальной).

15.Каковы особенности деменции, характерные для шизофрении?

16.Назовите особенности эпилептической деменции.

Занятие 3

Расстройства памяти и внимания. Способы исследования внимания. Патология внимания. Патология памяти, клинические проявления. Методы выявления нарушений памяти. Расстройства эмоций и воли. Патологическое усиление эмоций; патологическое ослабление эмоций; нарушение подвижности эмоций, нарушение адекватности эмоций, дисфория; патологический аффект. Психопатологическая сущность волевых нарушений: патология волевых побуждений; патология влечений. Патология двигательной сферы: симптомы нарушения двигательных функций; симптомы речедвигательных расстройств.

  1. Актуальность темы: Память – такой вид психической деятельности, при помощи которого отражается прошлый опыт. Память – « входные ворота интеллекта». Ощущениям, восприятию, вниманию и памяти свойственен ряд психофизических и психофизиоглогических закономерностей, некоторые из которых имеют значение для психопатологии.

Эмоции – реакции в виде субъективно окрашенных переживаний индивида, отражающих значимость для него воздействующего раздражителя или результат собственного действия. Эмоции являются наиболее древними психическими функциями человека и сопровождаются не только вегетативными реакциями, но и выразительными движениями. Расстройства эмоций представляют собой чрезмерное выражение естественных эмоций человека (гипертимия, дисфория, апатия и др.) или нарушение их динамики. При патологии эмоциональной сферы эмоциональнее проявления деформируют поведение больного в целом. Вызывают серьёзную дезадаптацию.

  1. Цель занятия: выявить исходный уровень знаний из психологии эмоционально-волевой сферы; научить студентов классифицировать эмоционально – волевые и двигательные расстройства у психически больных; устанавливать внутренние связи этих нарушений, уметь их описывать.
  1. План изучения темы.
    1. Определение понятия «эмоция».
    2. Классификация эмоциональных расстройств.
    3. Определение понятия «воля» с указанием основных компонентов входящих в её состав.
    4. Классификация расстройств воли и влечений.
    5. Основные виды психомоторных расстройств.
  1. Рекомендуемая литература:
  1. Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия.М.: «Медицина» 2000 – стр.13 – 47; 499 – 522.
  2. Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е. Психиатрия М.: «Медицина» 1995 – стр. 5-34; 586 – 589.

5. Вопросы для смоконтроля:

1. Дайте определение понятию эмоция;

2. Как классифицируются эмоциональные расстройства?

3. Перечислите основные признаки депрессий;

4. Раскройте клинические проявления патологического усиления эмоций: эйфория, депрессия;

5. Раскройте понятие клинические проявления патологического ослабления эмоций: апатия, эмоциональное уплощение и эмоциональная тупость;

6.Раскройте клинические проявления нарушения подвижности эмоций: слабодушие, лабильность и инертность;

7. Раскройте клинические проявления нарушения адекватности эмоций неадекватность, амбивалентность, патологическая тревога истрах, дисфории и дистимии;

8.Дайте определение понятия «воля».

9. Определите понятие «влечение»;

10.Раскройте клинические проявления пищевых влечений;

11. Опишите клинические проявления расстройства инстинкта самосохранения;

12. Каковы клинические проявления усиления или ослабления полового инстинкта?

13.Перчислите формы извращения полового влечения;

14. Раскройте особенности клинических проявлений усиления и ослабления (заторможенности) двигательной активности при маниакальном, гебефреническом, кататоническом, психомоторном возбуждении и кататоническом, депрессивном, апатическом, психогенном ступоре.

Занятие 4.

Психопатологические синдромы. Общая характеристика психопатологических синдромов. Негативные психопатологические синдромы. Невротические и психопатические синдромы. Деперсонализационный, аффективные, гакллюццинаторные синдромы. Бредовые синдромы: паранойяльный, параноидный, парафренный, дисморфоманический. Кандинского-Клерамбо, ипохондрический, бредовой, кататонические, амнестические судорожные синдромы. Синдромы нарушенного сознания. Общие признаки нарушенного сознания по К.Ясперсу. Синдромы помраченного сознания. Отличительные особенности различных видов помраченного сознания. Синдромы выключенного сознания. Отличительные особенности различных видов выключенного сознания. Итоговое занятие по обще психопатологии.

  1. Актуальность темы: Основной единицей общей психопатологии является синдром. Это закономерное сочетание отдельных симптомов, представляющих собой своеобразный результирующий вектор предшествующего течения заболевания и содержащий признаки, позволяющие судить о дальнейшей динамике состояния в целом. Опора на факт закономерностной смены синдромов – обязательное условие преодоления диагностической неопределённости при установлении диагноза психического заболевания. Для психических заболеваний характерна определённая смена психопатологических синдромов в течении болезни.Поэтому изучение их последовательного развития позволяет судить не только о нозологической принадлежности соответствующих расстройств, но и о прогредиентности или регредиентности заболевания.
  2. Цель занятия: научить студентов распознавать основные психопатологические синдромы, их структуру (составляющие симптомы); научить диагностировать синдромы у психически больных, определять доминирующий синдром и устанавливать, предположительно, этап психического заболевания.
  1. План изучения темы.
    1. Определение понятия «синдром».
    2. Представление об основных психопатологических синдромах.
    3. Классификация позитивных (продуктивных) психопатологических синдромов.
    4. Структура психопатологических синдромов.
  2. Рекомендуемая литература:
  1. Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия.М.: «Медицина» 2000 – стр.13 – 47; 499 – 522.
  2. Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е. Психиатрия М.: «Медицина» 1995 – стр. 5-34; 586 – 589.
  1. Клинические особенности депрессивного синдрома;
  2. 2перечислите бредовые синдромы;
  3. Каковы признаки маниакального синдрома?
  4. В чём выражается синдром Катара?
  5. Симптомы, входящие в структуру парафренного синдрома;
  6. Симптомы, входящие в структуру гебефренического синдрома;
  7. Симптомы, входящие в синдром кататонического ступора;
  8. Какими симптомами характеризуется синдром кататонического возбуждения?
  9. Основные признаки астеническогосиндрома;
  10. Признаки синдрома Корсакова;
  11. Основные симптомы, входящие в синдром дисморфомании;
  12. Назовите четыре критерия нарушения сознания по К. Ясперсу;
  13. Опишите четыре стадии развития делириозного состояния;
  14. Назовите разновидности сумеречного состояния;
  15. Нозологическая принадлежность онейроедного синдрома;
  16. Нозологическая разновидность комотозных состояний;
  17. Какова нозологическая принадлежность аменции?

Занятие 5.

Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства. Определение шизофрении. Основные и добавочные симптомы шизофрении. Клиническая систематика. Этиология и патогенез шизофрении. Гипертоксическая шизофрения. Определение шизотипических расстройств и их диагностические критерии. Бредовые расстройства и их диагностические критерии. Разграничение шизофрении, шизотипических и бредовых расстройств. Лечение и реабилитация шизофрении, шизотипических и бредовых расстройств.

  1. Актуальность темы: в 2000 году на учёте в психиатрических клиниках состояло 362 на 100000 населения больных. Это показатель болезненности. В сельской местности он ниже, в крупных городах – выше (Москва — 692 на 100000 чел. Курск – 449 на 100000 человек).

    Инвалидность больных – 210 на 100000 человек в среднем по России. Шизофрения занимает особое место т.к. она достаточно распространена; поражает лиц молодого, работоспособного, боеспособного возраста. Среди больных шизофренией высокий удельный вес опасных действий и суицидальных попыток.

  1. Цель занятия: научить студентов: выделять у больного шизофренией обязательные «облигатные» симптомы данного заболевания; распознавать основные клинические формы шизофрении по ведущим синдромам; определять тип течения процесса (непрерывный, рекуррентный (периодический), приступообразно – прогредиентный (шубообразный); уметь определять, на основании анализа симптомов и синдромов, стадию болезни; выбрать, адекватный клиническим проявлениям, метод психофармакотерапии. При изучении шизотипических и шизоаффективных расстройств уметь: на основании клинических проявлений дифференцировать эти расстройства; находить существенные признаки, отличающие их от шизофрении.
  1. План изучения темы.
    1. Определение понятия «шизофрения».
    2. Представление о шизофрении в историческом контексте.
    3. Клиническая картина шизофрении.
    4. Представление о типах течения шизофрении.
    5. Представление о клинических формах шизофрении.
    6. Клиника шизотипического расстройства.
    7. Клиника шизоаффективного расстройства.
    8. Клиническая картина хронических бредовых психозов.
    9. Представление о методах лечения шизофрении, шизотипического, шизоаффективного расстройств, хронических бредовых психозов.
  1. Рекомендуемая литература:
  1. Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия.М.: «Медицина» 2000 – стр.13 – 47; 499 – 522.
  2. Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е. Психиатрия М.: «Медицина» 1995 – стр. 5-34; 586 – 589.

1.Дайте определение Шизофрении.

2. Назвать ученых впервые выделивших и описавших шизофрению.

3. Описать преморбидные особенности личности больных шизофренией.

4. Назвать симптомы нарушения мышления при шизофрении.

5. Описать расстройства волевой деятельности при шизофрении.

6. Описать нарушения эмоциональной сферы при шизофрении.

7. Перечислите основные двигательные расстройства, наблюдаемые при шизофрении.

8. Как проявляется синдром психического автоматизма при шизофрении?

9.Перечислите основные клинические формы шизофрении.

10.Назовите основные психические расстройства при простой форме шизофрении.

11. Опишите основные симптомы при кататонической форме шизофрении.

12.Назовите основные синдромы при кататонической форме шизофрении.

13. Назовите варианты течения шизофрении.

14. Дайте понятие о ремиссии при шизофрении.

15. Дайте понятие о шизофреническом дефекте.

16.Дайте понятие о шизофреническом слабоумии.

17. Перечислите основные виды лечения больных шизофренией.

18. Опишите клинику шизотипического расстройства.

19. Опишите клинику шизоаффективного расстройства.

20. Опишите клинику хронических бредовых психозов.

Занятие 6.

Аффективные расстройства (расстройства настроения).

Определение понятия маниакально-депрессивный психоз. Варианты течения маниакально-депрессивного психоза (монополярный, биполярный, вариант со сдвоенными фазами, атипичные варианты).

Особенности клинических проявлений циклотимии. Клинические варианты. Соматизированная депрессия. Структура синдрома соматизированной депрессии. Разновидности соматизированной депрессии. Разновидности аффективных расстройств. Шизоаффективное расстройство. Определение понятия. Этиология шзоаффективного расстройства. Типы течения. Трудовая, военная и судебно-психиатрическая экспертиза при шизоаффективном расстройстве. Итоговое занятие по эндогенным психическим заболеваниям.

  1. Актуальность темы: по данным мировой статистики последние 20- 30 лет, распространённость маниакально – депрессивного психоза в популяции колеблется в широких пределах от 0,4% в США до 1,8 – 3,23% в Исландии. В Москве распространённость МДП примерно 0,5 случая на 1000 жителей. При этом женщины болеют в 2 раза чаще, чем мужчины. Возникает маниакально – депрессивный психоз обычно в молодом возрасте, чаще в 20 – 30лет.
  2. Цель занятия: Выявить исходный уровень знаний из темы эмоционально – волевые расстройства (занятие №3) и из темы аффективные синдромы (занятие №4).

    После изучения материала студенты должны иметь представление о разносторонних и многообразных психопатологических проявлениях разных аффективных расстройств. Должны уметь выявлять у больных симптомы маниакальной и депрессивной триады; типичные для данного заболевания соматовегетативные нарушения; усвоить основные критерии дифференциального диагноза аффективных расстройств и шизофрении (периодический и приступообразно – прогредиентный типы течения); назначить адекватное, клиническим проявлениям, лечение. Научиться организовывать уход за депрессивными больными (при отказе от пищи, суицидомании); решать основные экспертные вопросы: трудоспособность, вменяемость и т.д.

  1. План изучения темы.
    1. Определение понятия маниакально – депрессивный психоз.
    2. Клиника маниакально – депрессивного психоза.
    3. Определение понятия циклотимия.
    4. Клиника циклотимии (клинические разновидности).
    5. Определение понятия скрытая депрессия (клинические разновидности).
    6. Современны подходы к лечению аффективных расстройств
  1. Рекомендуемая литература:
  1. Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия.М.: «Медицина» 2000 – стр.13 – 47; 499 – 522.
  2. Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е. Психиатрия М.: «Медицина» 1995 – стр. 5-34; 586 – 589.

5. Вопросы для самоконтроля:

1.Дайте определение аффективным расстройствам.

2. Какие клинические варианты аффективных расстройств?

3.Какова сравнительная частота аффективных расстройств у мужчин и женщин?

4.Каковы типы течения маниакально – депрессивного психоза?

5.Опишите клинику депрессивной фазы.

6. Опишите клинику маниакальной фазы.

7.Опишите клинику циклотимии.

8. Каковы клинические разновидности циклотимии?

9. Какие соматические нарушения бывают при МДП?

10.Назовите структуру синдрома скрытой депрессии.

11. Опишите клинические разновидности скрытой депрессии.

12. Опишите клинические проявления инволюционной депрессии.

13. Опишите лечение каждого из видов аффективных расстройств.

Занятие 7.

Эпилептическая болезнь (эпилепсия).

Истинная эпилепсия, отличие от симптоматической. Психические пароксизмы (эквиваленты припадков).

Хронические психические изменения при эпилепсии (изменения личности по эпилептическому типу).

Психические нарушения при черепно-мозговых травмах.

  1. Актуальность темы: Черепно – мозговая травма является одним из наиболее распространённых видов повреждений и встречается в 36 – 40% случаев всех травм. Особая же актуальность этой проблемы в психиатрии связана с тем, что черепно – мозговая травма является частой причиной психических расстройств и обусловленных ими потерь трудоспособности. В группе экзогенных нарушений психики черепно – мозговая травма по частоте занимает второе место, уступая лишь алкогольным расстройствам.
  2. Цель занятия: закрепить у студентов теоретические знания и практические навыки по вопросам клиники, диагностики, дифференциальной диагностики эпилепсии. Научить выявлять психические пароксизмы у больных эпилепсией и эпилептические психозы.Освоить современные принципы и методы лечения больных эпилепсией. Уметь оказывать первую помощь при эпилептическом статусе. Знать клинику, диагностику, дифференциальный диагноз и лечение психических нарушений в остром и отдаленном периоде после травмы головного мозга.
  1. План изучения темы.
    1. Определение понятия «эпилепсия».
    2. Клинические проявления эпилепсии.
    3. Определение понятия «черепно – мозговые травмы».
    4. Клиника различных видов психических расстройств при черепно – мозговых травмах.
    5. Современны подходы к диагностике и лечению эпилепсии и черепно – мозговых травм.
  1. Рекомендуемая литература:
  1. Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия.М.: «Медицина» 2000 – стр.13 – 47; 499 – 522.
  2. Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е. Психиатрия М.: «Медицина» 1995 – стр. 5-34; 586 – 589.
  1. Дайте определение эпилепсии;
  2. Каковы критерии для постановки диагноза эпилепсия?
  3. В чём заключаются клинические проявления эпилепсии?
  4. Клиническое выражение предвестников эпилептического припадка;
  5. Что такое аура?
  6. Каковы стадии большого судорожного припадка?
  7. Что такое малый припадок, его клиническое проявление?
  8. Какие личностные изменения возникают при эпилепсии?
  9. Какие бывают психические пароксизмы при эпилепсии?
  10. Какие принципы и особенности лечения эпилепсии?
  11. Как купируется эпилептический статус?
  12. На какие периоды подразделяется посттравматические нарушения психической деятельности?
  13. Какие бывают расстройства начального периода?
  14. Чем характеризуются расстройства острого периода?
  15. Какова клиника позднего периода посттравматических нарушений психической деятельности?
  16. Какие бывают виды отдалённых психических расстройств после травмы мозга?
  17. Клиническая картина травматической астении?
  18. Клиническая характеристика травматической энцефалопатии, её лечение;
  19. Клинические проявления поздних травматических психозов, их лечение;
  20. Первая помощь при травмах головного мозга;
  21. Лечение психических нарушений в остром периоде черепно – мозговых травм;
  22. Общие принципы лечения психических нарушений в отдалённых периодах после черепно – мозговых травм;t nhfdvs gjb[bxtcrb[0000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000тттттттр

Занятие 8.

Психические нарушения при сосудистых заболеваниях головного мозга. Психические нарушения при церебральном атеросклерозе. Течение и прогноз церебрального атеросклероза с психическими нарушениями. Психические нарушения при гипертонической и гипотонической болезни, их лечение и профилактика. Сенильные и пресенильные деменции (общие сведения, изменения терминологии в МКБ-10).

Деменция при болезни Альцгеймера (ранний и поздний вариант возникновения).

Деменция при болезни Пика. Трудовая и судебно-психиатрическая экспертиза при деменциях предстарческого и старческого возраста.

  1. Актуальность темы: В группу психических расстройств при органическом поражении головного мозга объединяются психические нарушения, возникающие при различных формах сосудистой патологии (атеросклероз, гипертоническая болезнь, инфаркт, инсульт), заболевания, возникающие в позднем возрасте в связи с атрофией головного мозга. Эти заболевания могут начинаться и протекать и без выраженных психических нарушений, с преобладанием общесоматических и неврологических расстройств. Тем более, что больные с легкими, «непсихотическими» нарушениями лечатся в обычных поликлиниках и не попадают в поле зрения психиатра.
  2. Цель занятия: при изучении темы должны знать патогенетические механизмы, основные клинические проявления, дифференциально – диагностические критерии разграничения церебрального атеросклероза, гипертонической и гипотонической болезней. Владеть методами профилактики и лечения психических нарушений при указанных заболеваниях; уметь распознавать у больных пресенильные и сенильные психозы, назначать лечение, рекомендовать необходимый уход и надзор.
  1. План изучения темы.
    1. Определение понятия «психических расстройства при поражении сосудов головного мозга»
    2. Классификация предстарческих и старческих психозов.
    3. Клиника сосудистой деменции.
    4. Клиника болезни Альцгеймера.
    5. Клиника болезни Пика.
    6. Клиника сенильной деменции.
    7. Современные подходы к лечению органических заболеваний головного мозга.
  1. Рекомендуемая литература:
  1. Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия.М.: «Медицина» 2000 – стр.13 – 47; 499 – 522.
  2. Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е. Психиатрия М.: «Медицина» 1995 – стр. 5-34; 586 – 589.

1.Назовите наиболее частые симптомы и синдромы психических нарушений начального этапа церебрального атеросклероза;

2. Назовите наиболее частые симптомы этапа выраженных психических нарушений;

3. Перечислите основные психопатологические синдромы на этапе атеросклеротического слабоумия;

4. Какие синдромы нарушенного сознания могут наблюдаться при церебральном атеросклерозе?

5. Каковы клинические варианты психопатологических нарушений на функциональной стадии гипертонической болезни?

6. Какие синдромы нарушенного сознания могут наблюдаться у больных гипертонической болезнью? Дайте клиническое описание;

7.Какие клинические нарушения могут встречаться при гипертонической болезни?

8. Опишите клинические проявления сосудистой деменции;

9.Назовите общие признаки предстарческих и старческих психозов;

10. Назовите основные диагностические критерии при болезни Альцгеймера;

11. Назовите основные диагностические критерии при болезни Пика;

12. Назовите признаки простой формы старческого слабоумия;

13. Какие основные клинические и морфологические отличия сенильной деменции, болезни Альцгеймера и болезни Пика?

14. Какие лечебно – реабилитационные мероприятия должны проводиться на разных этапах развития каждого психоза позднего возраста?

Занятие 9.

Тревожно-фобические расстройства. Определение понятия. Разновидности тревожно-фобических расстройств (систематика).

Разновидности истерических нарушений двигательных функций. Разновидности истерических нарушений чувствительной сферы. Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации. События, способные вызвать дезадаптивные нарушения.

  1. Актуальность темы: общим признаком всех психогенных расстройств является обусловленность их аффективным психогенным состоянием – ужасом, отчаянием, оскорблённым самолюбием, тревогой, страхом. Чем острее и выраженнее аффективное переживание, тем отчётливее аффективно – суженное изменение сознания. Один из главных признаков реактивных психозов — их временный и обратимый характер. Возникая в ответ на психотравмирующую ситуацию, они прекращаются после ее разрешения и исчезновения. Неврозы также могут иметь временный и обратимый характер. И те и другие тяжело переживаются больным и требуют незамедлимого вмешательства.
  2. Цель занятия: научить студентов распознавать реактивные психозы от других психических расстройств. Знать клинические варианты реактивных психозов, уметь их дифференцировать, назначать адекватное лечение. Научить распознавать психотравмирующую ситуацию, преморбидные свойства личности, способствующие возникновению неврозов. Уметь распознавать отдельные варианты неврозов. Знать виды лечения и профилактические мероприятия.
  1. План изучения темы.
    1. Определение понятия тревожно-фобические расстройства.
    2. Разновидности тревожно-фобических расстройств (систематика).
    3. Разновидности истерических нарушений двигательных функций.
    4. Разновидности истерических нарушений чувствительной сферы.
    5. Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации.
    6. События, способные вызвать дезадаптивные нарушения.
  1. Рекомендуемая литература:
  1. Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия.М.: «Медицина» 2000 – стр.13 – 47; 499 – 522.
  2. Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е. Психиатрия М.: «Медицина» 1995 – стр. 5-34; 586 – 589.

1.Дайте определение психогенных заболеваний;

2. Какие разновидности реактивных психозов вам известны?

3. Чем характеризуется клиника реактивной депрессии?

4. Какие клинические проявления реактивных истерических психозов вам известны?

5. Опишите клинику реактивного параноида;

6. Опишите клиническое проявление психогенных (шоковых) расстройств?

7. Медикаментозное лечение аффективно – шоковых реакций, истерических психозов, реактивных депрессий.

8. Какие разновидности неврозов вам известны?

9. Опишите клинику неврастении;

10. Опишите клинику истерического невроза;

11. Опишите клинику невроза навязчивых состояний;

12. Каковы особенности нарушения сна при неврастении?

13. В чём проявляется социальная фобия?

14. В чём проявляется агорофобия?

15. Назовите клинические проявления специфических фобий;

16. Опишите клинические проявления панического расстройства;

17. Как проявляется клинически генерализованное тревожное расстройство?

18. Перечислите клинические проявления обсессивного расстройства;

19. Перечислите клинические проявления компульсивного расстройства.

Занятие 10.

Расстройства личности (психопатии).

Определение психопатии, акцентуации характера. Основные причины формирования личностных расстройств. Роль воспитания в формировании психопатий. Ядерные и краевые психопатии. Трудовая, военная и судебно-психиатрическая экспертизы при личностных расстройствах. Умственная отсталость (олигофрении).

Определение умственной отсталости. Отличие умственной отсталости от приобретенного слабоумия.

  1. Актуальность темы: знание особенностей психологического портрета личности, умение грамотно определять его тип необходимы для формирования у врача способности общаться с людьми, регулировать свое поведение, правильно воспринимать и понимать других людей, выбирать правильную тактику лечения.
  2. Цель занятия: в процессе изучения темы студенты должны знать клиническое проявление различных форм психопатии; научиться распознавать у пациентов психопатические проявления; дифференцировать их с психопатоподобной симптоматикой психических заболеваний различной природы; назначать адекватное лечение при некоторых состояниях у психопатических личностей; знать принципы решения экспертных вопросов.
  1. План изучения темы.
    1. Определение понятия «психопатия».
    2. Систематика клинических вариантов психопатий.0000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000
    3. Основные причины формирования личностных расстройств.
    4. Роль воспитания в формировании психопатий.
    5. Ядерные и краевые психопатии.
    6. Трудовая, военная и судебно-психиатрическая экспертизы при личностных расстройствах.
    7. Определение умственной отсталости.
    8. Отличие умственной отсталости от приобретенного слабоумия
  1. Рекомендуемая литература:
  1. Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия.М.: «Медицина» 2000 – стр.13 – 47; 499 – 522.
  2. Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е. Психиатрия М.: «Медицина» 1995 – стр. 5-34; 586 – 589.

6. Вопросы для самоконтроля:

1. дайте определение психопатии.

2. назовите основные критерии для постановки диагноза психопатия.

3. что вы знаете об этиологии и патогенезе психопатии?

4. назовите основные клинические формы психопатии.

5. что вы знаете о динамике психопатии?

6. раскройте понятие «патологическое развитие личности».

7. какое влияние на динамику психопатии оказывают токсикомания и наркомания?

8. какие диагностические трудности возникают при отграничении пси­хопатии от малопрогредиентной шизофрении?

9. чем отличается клиника психопатии от клинического проявления ор­ганического заболевания ЦНС?

10. в чем сходство и отличие психопатии и неврозов?

11. опишите клиническое проявление шизоидной психопатии.

12. опишите клиническое проявление возбудимой психопатии.

13. опишите клиническое проявление паранойяльной психопатии.

14. что вы можете сказать о применении правовых норм к психопатиче­ским личностям, совершившим правонарушения?

Занятие 11.

Алкоголизм. Бытовое пьянство. Определение понятий. Клиническая картина острой алкогольной интоксикации. Экспертиза алкогольного опьянения. Клинические проявления и динамика алкоголизма. Терапевтические подходы при алкоголизме. Алкогольные психозы. Клиника, диагностика алкогольных психозов.

  1. Актуальность темы: Развитие наркологических болезней, всегда включает несколько составляющих таких, как социальные, психологические и, конечно же, биологические факторы, поэтому можно с полной уверенностью можно говорить о биологической предрасположенности того или иного индивида к развитию зависимости. К настоящему времени уже установлены основные биологические механизмы развития болезней зависимости и сформулирована современная теория зависимости от психоактивных веществ, которая указывает на ведущую роль катехоламиновой системы в ее патогенезе.
  2. Цель занятия при изучении алкоголизма и алкогольных психозов студентам необходимо изложить проявления простого алкогольного опьянения и его степени; показать проведение экспертизы алкогольного опьянения; научить отличать алкоголизм от бытового пьянства; распознавать стадии алкоголизма и формы алкогольных психозов; студенты должны уметь назначать адекватное лечение больным алкоголизмом и алкогольными психозами.
  1. План изучения темы.
    1. Определение алкоголизма и бытового пьянства.
    2. Клиническая картина острой алкогольной интоксикации.
    3. Экспертиза алкогольного опьянения.
    4. Клинические проявления и динамика алкоголизма. Терапевтические подходы при алкоголизме.
    5. Алкогольные психозы. Клиника, диагностика алкогольных психозов.
  1. Рекомендуемая литература:
  1. 1.Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия. М.: «Медицина» 2000 – стр. 309-356.
  2. Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е. Психиатрия М.: «Медицина» 1995 – стр.192-253
  1. Вопросы для самоконтроля:
  1. Дайте определение алкоголизму.
  2. Опишите клиническую картинау различных стадий болезни.
  3. Опишите принципы терапии и реабилитации.
  4. Дайте определение алкогольного делирия
  5. Опишите клинику, течение и прогноз алкогольного делирия.
  1. Дайте определение металкогольным психозам.
  2. Опишите клинику металкогольных психозов.
  3. Обозначьте тактику ведения пациентов с алкогольным делирием.

Занятие 12.

Наркомании. Токсикомании. Определение понятий. Систематика. Факторы, способствующие и препятствующие формированию наркоманий и токсикоманий. Опийная наркомания. Гашишная наркомания. Клинические проявления токсикоманий (циклодоловая, бензодиазепиновая, ингалянтная, кофеиновая).

Итоговое занятие по наркологии. Защита историй болезни. Прием практических навыков.

  1. Актуальность темы: Вещества, способные вызывать наркотический зависимость, известны на протяжении тысячелетий. В современном обществе рост числа наркомании стал одной из наиболее серьезных медико-социальных проблем. Распространение наркомании влечет за собой рост преступности, числа психических расстройств, сокращает продолжительность жизни. Наибольшее беспокойство не только психиатров, но и широких слоев общественности вызывает увеличение контингента молодых наркоманов. В последние десятилетия расширяется круг препаратов, которыми злоупотребляют, увеличивается употребление более сильных наркотиков, а также распространение политоксикоманий.
  2. Цель занятия. При изучении темы наркомании и токсикомании студенты должны знать: определение понятий »наркомания», »токсикомания»; на каких основаниях следует признавать то или иное средство наркотическим; какие средства относятся к группе препаратов опия, его производные; препараты индийской конопли (гашиш и др.); какие препараты относятся к группе снотворных и седативных средств; психоактивно действующие летучие растворители; средства бытовой и промышленной химии, вызывающие психическую и физическую зависимость.Уметь дифференцировать клинические проявления острой и хронической интоксикации указанных препаратов и симптомы развивающие в состоянии абстиненции.
  1. План изучения темы.
    1. Определение наркоманий, токсикоманий.
    2. Определение понятий. Систематика.
    3. Факторы, способствующие и препятствующие формированию наркоманий и токсикоманий.
    4. Разновидности наркоманий: опийная наркомания, гашишная наркомания.
    5. Клинические проявления токсикоманий (циклодоловая, бензодиазепиновая, ингалянтная, кофеиновая).

      Итоговое занятие по наркологии.

  1. Рекомендуемая литература:
  1. Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия.М.: «Медицина» 2000 – стр.13 – 47; 499 – 522.
  2. Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е. Психиатрия М.: «Медицина» 1995 – стр. 5-34; 586 – 589.

5. Вопросы для самоконтроля:

1. дайте определение понятию наркомания.

2. какие признаки характерны для наркомании?

3. перечислите основные виды наркомании.

4. перечислите основные стадии течения наркоманий.

5. какие виды токсикомании вы знаете?

6. какое наркотическое вещество находится в растениях конопли?

7. для какого вида абстиненции характерна вероятность развития

эпилептиформных припадков?

8. на каком критерии базируется разграничение веществ на наркотиче­ские и

токсикоманические?

9. для какого вида наркотизма характерно возникновение чувства страха в

опьянении?

10. клиника какого опьянения может носить шизофреноподобный характер?

11. в состоянии острой интоксикации препаратами бытовой химии преобладает

какой компонент?

12. назовите опийсодержащее вещество, к которому особенно быстро возникает

патологическое влечение?

13. какие симптомы характерны для опийной абстиненции?

14. какие симптомы наблюдаются при умеренно выраженной интоксика­ции препаратами конопли?