2.2. Материалы для практических занятий по дисциплине «Конфликтология»

Материалы к лекции 1. Характеристика конфликта как социального феномена. Основные понятия

Задание №1. Игра «Два лагеря».

Вопрос для обсуждения в группе: Считаете ли Вы себя конфликтным человеком? Почему?

Сейчас нам предстоит разделиться на два лагеря: первый – поднимите руку те, кто считает себя конфликтной личностью, во втором – те, кто считает себя неконфликтной личностью. Объединимся в группы и назовем первую группу – «Самой конфликтной», вторую – «Самой толерантной» в любом конфликте.

В течение 10 минут подумайте над вопросами:

1. Насколько уютно вы себя ощущаете в лагере конфликтных/неконфликтных людей?

2. Довольны ли вы тем, что находитесь именно в этой группе?

3. Какие плюсы и минусы вы видите в своем лагере и в себе, как его представителе?

4. С какими ситуациями легче справляться представителям вашего лагеря?

5. Какие три качества вы хотели бы позаимствовать у представителей противоположного лагеря?

Задание №2. Упражнение. «Никто не знает…» (данное упражнение дает участникам возможность максимально раскрыться перед группой).

Студенты сидят в кругу. Вам нужно, бросая друг другу мяч, рассказать о себе что-то еще, о чем, не знают члены группы. «Никто не знает, что я…»

 «обычно веду себя в конфликте…»

 «боюсь в конфликте….»

 «я хочу в конфликте…»

 «я стремлюсь в конфликте»

Задание №4. Тест «Самооценка конфликтности» Выберите в каждом вопросе один из трех вариантов

1. Представьте, что в общественном транспорте начинается спор. Что вы предпримете?

а) избегаю вмешиваться в ссору;

б) я могу вмешаться, встать на сторону потерпевшего, того, кто прав;

в) всегда вмешиваюсь и до конца отстаиваю свою точку зрения.

2. На собрании вы критикуете руководство за допущенные ошибки?

а) всегда критикую за ошибки;

б) да, но в зависимости от моего личного отношения к нему;

в) нет.

3. Ваш непосредственный начальник излагает свой план работы, который вам кажется нерациональным. Предложите ли вы свой план, который кажется вам лучше?

а) если другие меня поддержат, то да;

б) разумеется, я предложу свой план;

в) боюсь, что за это меня могут лишить премиальных.

4. Любите ли вы спорить со своими коллегами, друзьями?

а) только с теми, кто не обижается и когда споры не портят наши отношения;

б) да, но только по принципиальным, важным вопросам;

5 стр., 2265 слов

Природа конфликтов в организациях, методы управления конфликтной ситуацией

... GOTOBUTTON_Toc320952516   PAGEREF_Toc320952516 9 Управление конфликтной ситуацией.________________________10 Структурныеметоды.__________________________________ GOTOBUTTON_Toc320952518   PAGEREF_Toc320952518 10 ... выполнению планов, стратегий и проектов,поскольку обсуждение различных точек зрения на них происходит до ихфактического исполнения. Таким образом, конфликт может ...

в) я спорю со всеми и по любому поводу.

5. Кто-то пытается пролезть вперед вас без очереди. Ваша реакция.

а) думаю, что и я не хуже его, тоже пытаюсь обойти очередь;

б) возмущаюсь, но про себя;

в) открыто высказываю свое негодование.

6. Представьте, что рассматривается проект, в котором есть смелые идеи, но есть и ошибки. Вы знаете, что от вашего мнения будет зависеть судьба этой работы. Как вы поступите?

а) выскажусь и о положительных, и об отрицательных сторонах этого проекта;

б) выделю положительные стороны проекта и предложу предоставить автору возможность продолжить его разработку;

в) стану критиковать: чтобы быть новатором, нельзя допускать ошибок.

7. Представьте, что теща (свекровь) говорит вам о необходимости экономии и бережливости, о вашей расточительности, а сама то и дело покупает дорогие старинные вещи. Она хочет знать ваше мнение о своей последней покупке. Что вы ей скажете?

а) что одобряю покупку, если она доставила ей удовольствие;

б) говорю, что у этой вещи нет художественной ценности;

в) постоянно ругаюсь, ссорюсь с ней из-за этого.

8. В парке вы встретили подростков, которые курят. Как вы реагируете?

а) делаю им замечание;

б) думаю: зачем мне портить себе настроение из-за чужих, плохо воспитанных юнцов;

в) если бы это было не в общественном месте, то я бы их отчитал.

9. В ресторане вы замечаете, что официант обсчитал вас:

а) в таком случае я не дам ему чаевых, хотя и собирался это сделать;

б) попрошу, чтобы он еще раз, при мне, составил счет;

в) выскажу ему все, что о нем думаю.

10. Вы в доме отдыха. Администратор занимается посторонними делами, сам развлекается, вместо того чтобы выполнять свои обязанности: следить за уборкой в комнатах, разнообразием меню… Возмущает ли вас это? а) я нахожу способ пожаловаться на него, пусть его накажут или даже уволят с работы;

б) да, но если я даже и выскажу ему какие-то претензии, то это вряд ли что-то изменит;

в) придираюсь к обслуживающему персоналу — повару, уборщице или срываю свой гнев на жене.

11. Вы спорите с вашим сыном-подростком и убеждаетесь, что он прав. Признаете ли вы свою ошибку?

а) нет;

б) разумеется, признаю;

в) постараюсь примирить наши точки зрения.

Оценка результатов Каждый ваш ответ оценивается от 1 до 4 очков. Оценку ответов вы найдете в предлагаемой таблице.

Задание №5. Структура конфликта. Разбор ситуаций: «К вопросу о структуре конфликта»

Ситуация 1. Учитель резко отвечает директору после того, как он в очередной раз отчитал его в присутствии детей

Ситуация 2. В переполненном автобусе два пассажира возмущаются друг другом, выясняя, кто кому наступил на ногу

Ситуация 3. Студентка Светлана случайно услышала, как лучшая подруга обсуждает ее с однокурсницами. На следующий день на просьбу подруги помочь в выполнении домашней работы Светлана ответила отказом

 Чем различаются данные ситуации?

 В каких случаях причина конфликта скрытая, а каких явная?

 В каких случаях конфликт может носить затяжной. А в каких – кратковременный характер?

14 стр., 6715 слов

Психология личности. Структура личности. Способности и задатки

... - сохранение внутреннего единства и тождества (равенства самому себе) во всех проживаемых ею на протяжении жизни ситуациях, надситуативность; · активность и субъективность - способность изменять себя ... поступках, на то или иное место в жизни), потребностные состояния личности и мотивы личности (внутренние психические побуждения к деятельности, поведению, обусловленные актуализацией тех или иных ...

 Как развивается конфликт (быстро, медленно)

Задание №6. Динамика конфликтов. Упражнение «Мельница»

Цель: проживание участниками тренинга «мелких» конфликтны ситуаций, настройка на дальнейшую работу. Образовать два круга по типу карусели. Встать лицом друг к другу. Разыграем в парах маленькие диалоги-ситуации, которые я вам задам. Диалог длится 2 минуты. После каждого диалога внешний круг делает несколько шагов по часовой стрелке.

Ситуации для разыгрывания: 1 ситуация. Находящиеся во внешнем круге играют роль контролеров автобуса, а находящиеся во внутреннем роль безбилетных пассажиров.

2 ситуация. Внутренний круг – продавцы, которым нет дела до покупателей, а внешний – покупатели.

3 ситуация. Внешний круг – начальник, застукавший опаздывающего подчиненного, а внутренний – подчиненный.

4 ситуация. Внутренний круг – жилец, которого залил жилец сверху, внешний круг – сосед сверху.

Обсуждение: — Каковым было наиболее типичное поведение в различных ситуациях? Почему?

— Каков характер переживаемых вами эмоций?

Материалы к лекции 2. Основные модели поведения личности в конфликтном взаимодействии.

Типы конфликтных личностей.

Задание №1. Упражнение «Неконфликтная личность»

Цель: дать возможность проанализировать свои личностные качества и соотнести их с качествами «неконфликтной» личности, т.е. личности, способной к эффективному взаимодействию в различных ситуациях. Какую личность мы называем «неконфликтной»? личность, способную к эффективному взаимодействию в различных ситуациях

Инструкция: перед вами стоит задача выработать сообща перечень качеств личности, способной к эффективному межличностному взаимодействию, в том числе в конфликтных ситуациях. Разделимся на 4 микрогруппы. Обсудите и предложите не более 10 качеств личности, являющихся важными для эффективного межличностного общения. Зачитываем качества с обоснованием. Ведущий записывает на доске. Оценим степень сформированности каждого качества по 5 балльной системе (каждый у себя в тетради)

Вариант перечня качеств личности, важных для межличностного общения.

 Эмпатия – постижение эмоционального состояния, проникновение в переживания другого; в то же время – способность сказать другому о своем понимании и дат возможность подтвердить или опровергнуть эти представления.

 Доброжелательность — способность е только чувствовать, но и демонстрировать партнерам свое расположение, симпатию

 Аутентичность – естественность в отношениях, способность быть самими собой, не прятаться за масками в межличностном взаимодействии

 Конкретность – отказ от общих рассуждений, умение говорить в русле заданной темы, говорить о своих переживаниях, действиях, готовность однозначно отвечать на вопросы.

 Инициативность – склонность к деятельной позиции в отношениях с людьми, способность устанавливать контакты, не дожидаясь инициативы с другой стороны

 Открытость – способность открывать другим свой внутренний мир, твердая убежденность в том, что открытость способствует установлению здоровых и прочных отношений; открытость – это не обнародование интимных секретов, она скорее означает искренность в обсуждаемом вопросе.

6 стр., 2579 слов

Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» ...

... направление рассматривает совладающее поведение как одно из проявлений способности к адаптации, которая наряду с другими ресурсами личности увеличивает или уменьшает (облегчает) требования ситуации (Moos & ... копингу. Это понятие, обозначающее разновидность социального поведения или поведенческих проявлений личности в общении и взаимодействии с ситуацией и другими людьми, толкуется по-разному у ...

 Умение слушать – способность личности переключиться на другого человека, демонстрация ему своей заинтересованности обсуждаемым вопросом с учетом его позиции (предполагает владение методами активного слушания).

 Тактичность – соблюдение этических норм во взаимодействии

 Конфронтация – противостояние мнению другого человека с полным осознанием совей ответственности и заинтересованности, а в случае несходства мнений – готовность пойти на конфликт, но не с целью – испугать и покорить, а с надеждой на установление подлинных и искренних отношений.

 Гибкость – способность применять разнообразные стратегии при решении проблем.

Материалы к лекции 5. Стратегии поведения личности в конфликте

Задание №1. Упражнение на определение стратегии поведения в конфликте. Разделимся на 5 команд. Каждая получает карточку: Определим девиз каждого стиля?

1. Конкуренция – «Чтобы я победил, ты должен проиграть»

2. Приспособление – «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть»

3. Компромисс – «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть»

4. Сотрудничество – «Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть»

5. Уход – «Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу от него!»

В течение 15 минут каждая подгруппа должна обсудить и подговорить в театрализованной форме конфликтную ситуацию, в которой демонстрируется данный вид поведения. Выступления.

Обсуждение после каждой ситуации:

1. Соответствует ли данная ситуация заявленному девизу и стилю?

2. Как данный вид поведения в конфликте повлиял на эмоциональное состояние участников, на их чувства?

3. По каким причинам люди могут выбирать такой стиль поведения в конфликте?

4. Почему противоположная сторона себя так ведет? Чего она опасается?

Задание №2. Упражнение на размышление стратегии поведения в конфликте.

Встать в круг, посмотреть внимательно друг на друга и опустить глаза вниз. После сигнала (хлопок в ладоши) все должны поднять головы и указать пальцем на одного из присутствующих. Если выбор произойдет – пара отходит в сторону. Это упражнение выполняется до тех пор, пока вся группа не разобьется на пары. Затем нужно договориться, кто в паре будет Х, а кто Y. Затем – Х должен занять место на стуле, а Y – встать перед ним. Сложите ладони ваших рук друг с другом. Ваша задача – зафиксировать свое внутреннее состояние во время упражнения. Итак Y давит на ладони Х, Х – сопротивляется. Стоп, поменяйтесь местами и по команде повторите упражнение. Возвращаемся в круг.

Обсуждение: Давайте поговорим о том, что вы чувствуете, когда другой человек давит на вас?

В конфликте люди чувствуют себя дискомфортно при давлении «словами», интонацией. Не удивительно, что многие из них пытаются избежать конфликта. Их девиз «Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу от него!» . Этот вид поведения так и называется – уход (избегание).

Задание №3. Упражнение «Продолжи предложение»

16 стр., 7582 слов

Правила поведения в конфликте

... этого определения. Однако мы предлагаем более удобное для анализа определение конфликта. Конфликт это поведение, диаметрально противоположное кооперации, любви, совместному действию, сотрудничеству. Л.Г. Зайцев и ... данной статье ставится цель объяснить конфликты из экономических отношений. В.Р. Веснин считает, что конфликт состоит в определенном поведении, действии одного лица, нарушающих интересы ...

Каждый участник кратко дополняет предложение: «Мои положительные качества, которые я могу предложит группе, это…» Например, «Я, Елена, могу предложить группе свой опыт безконфликтого существования».

Задание №4. Упражнение «Конфликтные пары» (выявление стратегий ненасильственного поведения в конфликте)

Участники делятся по три человека. Группы получают темы конфликтов.. Двое участников – конфликтующие стороны, третий – наблюдатель. Его задача – не вмешиваясь, не задавая вопросов, просто наблюдать, как участники выходят из конфликтной ситуации , кто и как справился с конфликтом.

Задание №5. Упражнение «Сбор ситуаций по теме «Конфликтный разговор»

Инструкция 1. Пожалуйста, вспомните и запишите на листах бумаги ситуации, в которых какой-либо, лучше близкий человек, своими действиями постоянно вызывает у вас неприятные чувства. Как можно более точно запишите те особенности поведения, которые Вас беспокоят.

Инструкция 2. Теперь подумайте и запишите, чего бы он от вас хотел. Прочитайте нам описание ваших ситуаций.

Обсуждение

 Как вы считаете, можно ли попросить партнера пойти вам навстречу, предложив взамен уступки с вашей стороны?

 Сумеете ли вы точно изложить свои чувства и желания?

 Сможете ли вы его внимательно выслушать?

 Что вам может в этом помешать?

 Понадобится ли вам в этом настойчивость?

Инструкция 3:. Выберем 1-3 ситуации из перечисленных выше и разыграем их. Ваша задача – максимально точно пересказывать чувства и желания, о которых говорит партнер. Не забывайте также о своих чувствах и желаниях, обещайте взамен последовать его желаниям. Изобретайте. Если партнер отказывается пойти вам навстречу, просто скажите, что вам важно было поговорить с ним.

Материалы к лекции 8. Технологии управления конфликтным взаимодействием.

Технология проведения переговоров в конфликтном взаимодействии

Практическое занятие 1. «Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликтах».

Дидактический тренинг «Овладение искусством критики» Цель занятия. Познакомить студентов с социально-психологическими исследованиями критики в социальных группах и научить их использовать различные виды критики, не ущемляя достоинства критикуемого. Рассмотрим такую ситуацию: вы руководитель и вам нужно оценить работу своих подчиненных. Это только кажется, что нет ничего проще, как похвалить или поругать. На самом деле — это значительно сложнее, чем кажется на первый взгляд. Но и похвала может быть очень разной.

Например: ваш подчиненный хорошо выполнил данное ему задание, смотрит на вас и ждет оценки.

Вы можете сказать:  «Работа выполнена отлично! Рад за вас».

 А можно похвалить человека, используя такую форму похвалы: «Хочу отметить выполненное таким-то задание», — хорошо звучит на оперативном совещании, рабочем собрании.

 Или: «Я вам очень признателен за выполнение этого сложного задания. Если бы не вы, не знаю, как бы мы справились с программой» — удачная форма для личной беседы с глазу на глаз.

7 стр., 3129 слов

Когнитивное оценивание трудных жизненных ситуаций

... описания понятия ситуации (тем более, социальной ситуации). Экспериментальные социальные психологи, изучавшие поведение человека в моделируемых ими ситуациях, подвергались жесткой и обоснованной критике за их ... вольное предположение, что испытуемый «определяет» ситуацию именно так, как этого ждет ...

Доверительная, дружеская похвала высоко оценивает труд подчиненного и подчеркивает его значимость для всего коллектива в целом. Но такую похвалу нельзя высказать публично или хотя бы при одном свидетеле, так как она ущемляет достоинство коллектива. Из приведенных примеров ясно, что похвала имеет ряд оттенков: смысловых, эмоциональных, этических, психологических. Этими оттенками нужно умело пользоваться.

Дальше следует перейти к упражнениям. Условия выполнения упражнений. Задание выдается аудитории, разделенной на две группы. Каждая группа, посовещавшись в течение 3-5 минут, определяет форму критики согласно выданной установке. Затем представители групп зачитывают окончательный вариант критических замечаний и сами определяют, какую форму критики они использовали. Преподаватель и представители другой группы выступают экспертами по отношению к отвечающей по выполненному заданию группе. Для развития состязательности присваивается 1 балл той группе, которая лучше справилась с заданием. При выдаче определенной установки преподавателю нужно учитывать получаемую в вузе специальность.

Ситуация 1 Общая установка. Вы работаете социальным педагогом (или специалистом в молодежном центре) Вы лично должны покритиковать ребенка (подростка, молодого человека) при непосредственном контакте с ним.

Ситуации для групп: 1. Во время мероприятия ребенок кривлялся на сцене, забыл слова и испортил весь сценарий. Как вы его за это будете ругать? 2. Вы заметили ребенка курящим в неположенном месте. Что вы ему скажете?

Ситуация 2. Общая установка. Вы дружите с молодым человеком. По телефону выражаете неудовлетворение его действиями.

Ситуации для групп: 1. Молодой человек не приехал за вами в университет, хотя обещал. Что вы скажете ему? 2. Ваш парень подарил вам на день рождения совсем не тот подарок, хотя знал, что нужно именно подарить в этот день. Ваша критика в адрес этого.

Ситуация 3: Общая установка. Вы — студент. На собрании, где присутствуют декан, преподаватель, вся группа вам необходимо публично высказать критические замечания в адрес преподавателя.

Ситуации 1. Преподаватель не выполнил своего обещания поставить зачет «автоматом» за все своевременно выполненные задания и работу на всех семинарах. Что вы скажете? 2. Преподаватель не пускает вас на занятия, так как вы пропустили 2 лекции без уважительной причины.

В конце упражнений подсчитывается число набранных баллов и определяется победитель. Критерий оценки выбирает преподаватель. В конце тренинга, если позволяет время, можно предложить следующий тест.

Тест «Критика и вы» Выберите один из вариантов ответов на каждый из предлагаемых ниже вопросов. Затем с помощью ключа проанализируйте свой выбор.

1. Считаете ли вы критику .методом изживания недостатков в работе отдельных лиц или коллективов?

а) да, я считаю критику необходимым и нормальным элементом жизнедеятельности любого коллектива;

б) критика лишь осложняет отношения в коллективе, поэтому я ее не признаю;

в) критика допустима, но не следует преувеличивать ее роль и прибегать к ней часто.

2. Как вы относитесь к публичной критике?

а) считаю публичную критику действенной формой изживания недостатков;

б) полагаю, что лучше высказать имеющиеся замечания человеку в кабинете, чем публично на людях;

в) предпочитаю «кулуарную критику», то есть критику «за глаза», в неслужебной обстановке, в полушутливой форме.

3 стр., 1227 слов

Совладание с трудными жизненными ситуациями

... выявляет использование стратегии поиска социальной поддержки). Д. Признаю свое поражение в этой ситуации и постараюсь впредь не допускать таких ошибок (выявляет использование стратегии принятия ... ему следовать (выявляет использование стратегии планового решения проблемы). 3. Постараюсь оценить ситуацию с позитивной точки зрения, найти и происходящем что-то хорошее (выявляет использование ...

3. Можно ли, по-вашему, критиковать начальство?

а) да, конечно;

б) не следует подрывать авторитет руководителя, поэтому публично критиковать начальство недопустимо; в) можно, но крайне осторожно.

4. Как вы относитесь к самокритике?

а) стараюсь быть объективным к себе и «своей» службе и, если вижу недостатки, открыто признаю их сам, не дожидаясь, пока на них укажут другие;

б) обычно я знаю недостатки работы «своей» службы и моей лично, но не спешу себя критиковать;

в) критиковать себя ни к чему, так как охотников тебя поругать всегда хватает.

5. Высказывая критические замечания, стараетесь ли вы выражаться мягко, корректно, тактично, так, чтобы не задеть личность критикуемого?

а) да, разумеется;

б) нет, считаю, что чем сильнее задета личность критикуемого, тем лучше;

в)все зависит от этой самой «личности»: если она уж очень обидчива — учитываю это, а если нет — особо не церемонюсь.

6. Выступая с критическими замечаниями, стараетесь ли вы «подсластить пилюлю» указаниями на положительные моменты в деятельности объекта критики?

а) да, обычно стараюсь;

б) нет, не вижу в этом необходимости;

в) если плохо знаю критикуемого или мне известно, что он обидится, тогда стараюсь.

7. Дозируете ли вы объем критики, стараетесь ли соблюсти некую «меру критики»?

а) да, я стараюсь критиковать не более чем за один недостаток;

б) нет, обычно высказываю все, что, на мой взгляд, плохо в деятельности объекта критики;

в) стараюсь критиковать только по существу, не отвлекаясь на частности.

8. Вносите ли вы в ходе критического выступления какие-либо предложения для исправления положения или ограничиваетесь указанием на имеющиеся недостатки?

а) да, я считаю, что тот, кто критикует, должен что-то предложить, иначе он критиковать не в праве, поэтому и стараюсь внести какие-либо предложения;

б) нет, я полагаю, что главное — обнажить проблему, указать на недостаток, а как его устранить — дело критикуемой службы или других компетентных органов и специалистов;

в) как правило, предпочтительней конструктивная критика, но если даже и трудно что-либо предложить, все равно нельзя замалчивать недостатки.

9. Какова обычно ваша первая реакция на критику?

а) стремлюсь тут же ответить, сразу прошу слова или говорю с места;

б) переживаю молча, с обидой, от ответного выступления стараюсь уклониться;

в) обдумываю критику, выступать с ответом не спешу, но если настаивают, не отказываюсь.

10. Какое поведение характерно для вас при ответе на критику?

а) как правило, стараюсь признать критику, даже если она не во всем объективна;

б) прибегаю к методу «защиты от противного», то есть критикую критикующего;

в) поскольку критика подрывает мой авторитет (или авторитет «моей службы»), пытаюсь защищаться, отвести критику, указать на смягчающие объективные обстоятельства и т. п.

11. Раздражает ли вас критика?

а) да, как правило;

б) не очень;

в) смотря кто и как критикует.

12. Появляется ли у вас чувство неприязни к критикующему вас человеку?

а) да, как правило;

б) нет, крайне редко;

в) да, если критика несправедлива или высказывается в резкой, обидной форме.

7 стр., 3349 слов

Ответы на 172 экзаменационных вопроса

он предполагает активность субъекта,включает в себя мно жество логических приемов.Важнейшими из них выступают анализ и синтез,сравнение,абстрагирование и обобщение.          4)Что такое анализ и синтез? - Анализ-это мысленное разложение предмета на его признаки.Синтез- мысленное соединение прзнаков предмета в одно целое. 5)Что такое сравнение?- Это ...

13. Как вы в дальнейшем строите отношения с критикующим вас человеком?

а) как и прежде;

б) стараюсь при случае «ответить взаимностью» или ущемить его интересы другим доступным мне способом;

в) некоторое время «обхожу» этого человека, стараюсь не вступать с ним в контакт.

14. Как вы относитесь к тем, кто сам себя критикует?

а) считаю их «приспособленцами», «трусишками», «угодниками»;

б) нормально отношусь, что тут особенного;

в) советую впредь не торопиться с самокритикой.

15. Существует ли уголовная ответственность за преследование критикующих?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

16. Вопрос-шутка: какое высказывание о критике вам ближе?

а) критика — это лекарство, ее надо уметь применять и принимать;

б) управленческая деятельность — тоже творчество, поэтому пусть меня оценивают те, кому положено, а не всяк, кому не лень;

в) и на критику существует мода.

8-18 баллов. Ваше отношение к критике скорее негативное, чем позитивное. Вы не любите, когда критикуют вас, а критикуя других, нередко утрачиваете чувство меры. И в том и другом случае вы весьма эмоциональны, легко возбуждаетесь, можете вспылить, допустить резкость. Вам необходим некий «комплекс стабильности», то есть чувство уверенности в себе, в правомерности своих действий и решений, а для этого следует активно повышать свой деловой уровень, не переоценивая себя, но и не умаляя достоинств.

19-32 балла. Вы терпеливо относитесь к критике, считаете ее допустимым элементом управленческой жизни, не переоценивая однако ее значения. Ваше поведение в роли критикуемого и критикующего можно охарактеризовать как «контролируемую эмоциональность» — вы редко «выходите из себя». В то же время вам не чуждо чувство обиды, желание «насолить» критикам, оправдать свои ошибки.

33-46 баллов. Вы по-деловому относитесь к критике, достаточно спокойно ее воспринимаете, мужественно и открыто признаете свои ошибки. Изредка вас посещает чувство досады на критику, однако вы не перебарщиваете, не стараетесь оправдаться, сваливая вину на других. Хорошее знание своего дела, уверенность в том, что вы на своем месте, позволяет вам не заботиться о личном авторитете, а помнить лишь о пользе дела.

Практическое занятие 2.

«Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте».

Дидактическая игра «Искусство критики» Цель занятия. Закрепление знаний студентов по основам эффективного общения и рационального поведения в конфликтах; развитие у них навыков конструктивной критики, как одной из форм эффективного общения в системе служебных взаимоотношений; формирование у обучаемых умений принимать оптимальные решения в сложных конфликтных ситуациях. Порядок проведения игры Подготовительный этап. За одну-две недели студенты получают установку на проведение дидактической игры. Им дают указания по самостоятельному изучению литературы и уяснению основных технологий эффективного общения и рационального поведения в конфликте. Особый акцент делается на изучение студентами теоретических и практических проблем критики. С этой целью им предлагают изучить следующую литературу: Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. — СПб.:Лань, 1999. Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. — СПб.: Об-во «Знание», 1999.

13 стр., 6106 слов

Выберите один правильный ответ. сборник тестовых заданий с эталонами ответов для

... ЦКМС КрасГМУ (протокол № __ от__. __. __г.) КрасГМУ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ (правильный ответ выделен подчеркиванием) Выберите один правильный ответ 1. Госпитализация психически больных производится в следующЕм порядке 1) ...

Входе игры студенты объединяются в игровые группы по 3-4 человека. Каждой группе выдается одинаковый набор карточек с ситуациями (ситуации взяты из кн.: Панфилова, 1999, с. 467-468) и заданием: проанализировать предложенные ситуации, разработать механизм критики по каждому случаю и подготовить критические замечания (время на обработку одной ситуации — 10 минут).

На втором этапе проводится межгрупповая дискуссия по обсуждению предлагаемых вариантов критики и выработка наиболее конструктивных.

Ситуация 1. Ваш подчиненный, зрелый и талантливый специалист творческого типа, обладает статусом и личностными достижениями, пользуется большой популярностью у деловых партнеров, решает любые проблемы и великолепно взаимодействует в коллективе. Вместе с тем у вас не сложились отношения с этим работником. Он не воспринимает вас как руководителя, ведет себя достаточно самоуверенно и амбициозно. В его работе вы нашли некоторые недочеты и решили высказать ему критические замечания, однако ваш предыдущий опыт свидетельствует о его негативной реакции на критику: он становится раздражительным и настороженным. Как себя вести?

Ситуация 2. Вслед за кратким выговором вы сказали работнику несколько приятных слов. Наблюдая за партнером, вы заметили, что его лицо, поначалу несколько напряженное, быстро повеселело. К тому же он начал весело шутить и балагурить, рассказал пару свежих анекдотов и историю, которая произошла сегодня у него в доме. В конце разговора вы поняли, что критика, с которой вы начали разговор, не только не была воспринята, но и как бы забыта. Вероятно, он услышал только приятную часть разговора. Что вы предпримете?

Ситуация 3. Всякий раз, когда вы ведете серьезный разговор с одной из ваших подчиненных, критикуете ее работу и спрашиваете, почему она так поступает, она отделывается молчанием. Вам это неприятно, вы не знаете толком, с чем связано ее молчание, воспринимает она критику или нет, вы расстраиваетесь и злитесь. Что же можно предпринять, чтобы изменить ситуацию?

Ситуация 4. Вы критикуете одну свою служащую, она реагирует очень эмоционально. Вам приходится каждый раз свертывать беседу и не доводить разговор до конца. Вот и сейчас, после ваших замечаний — она расплакалась. Как довести до нее свои соображения?

Ситуация 5. У вас в подразделении есть несколько подчиненных, которые совершают немотивированные действия. Вы видите их постоянно вместе, при этом вам кажется, что вы знаете, кто у них неформальный лидер. Вам нужно заставить их хорошо работать, а не устраивать «тусовки» прямо на рабочем месте. Вы не знаете, какой интерес их объединяет. Что вы предпримете для изменения ситуации и улучшения работы?

Ситуация 6. Вы приняли на работу молодого способного юриста (только что окончившего Институт внешнеэкономических связей, экономики и права), который превосходно справляется с работой. Он провел уже несколько консультаций, и клиенты им очень довольны. Вместе с тем он резок и заносчив в общении с другими работниками, особенно с обслуживающим персоналом. Вы каждый день получаете такого рода сигналы, а сегодня поступило письменное заявление от вашего секретаря по поводу его грубости. Какие замечания и каким образом необходимо сделать молодому специалисту, чтобы изменить его стиль общения в коллективе?

Ситуация 7. Во время деловой встречи с вами ваш сотрудник из отдела рекламы «вышел из себя», не принимая ваших замечаний по поводу очередного рекламного проекта. Вы не можете позволить подчиненному так себя вести, ведь он подрывает ваш авторитет. Что вы предпримете?

Ситуация 8. Ваш заместитель очень опытный специалист, он действительно знает работу как «свои пять пальцев», практически он незаменим, когда он рядом, вы уверены, что все будет хорошо. Однако вы знаете, что он бесчувственный человек и никакие «человеческие» проблемы его не интересуют. От этого в коллективе в последнее время стало тревожно, некоторые коллеги собираются подать заявления об уходе, так как он их обидел. Вы пытались в неформальной беседе с ним обсудить это, но он даже не понимает, о чем вы говорите, его интересует только план и прибыль. Как нужно воздействовать на своего заместителя, чтобы изменить его стиль взаимодействия с персоналом? Что вы предпримете?

Решение ситуаций.

Ситуация 1. Общая установка. Вы работаете специалистом в молодежном центре. Вы лично должны высказать критические замечания в адрес молодых людей при непосредственном контакте с ними. Ситуации для групп: 1. Во время занятия молодой человек играл в игры в телефоне и слушал музыку, не реагируя на замечания взрослых. Как вы его за это будете ругать? _________________________________________________________________

2. Вы случайно услышали, как молодой человек оскорбил уборщицу неприятными словами. Что вы ему скажете? _________________________________________________________________

Эвристическая игра «Искусство разрешения конфликтов»

Игра рассчитана на 2-3 часа. Искусственно создается конфликтная ситуация. Цель игры. Развитие способностей выхода из конфликтной ситуации на основе корректного разрешения конфликта.

Суть конфликтной ситуации. Представим себе больницу, которая специализируется по пересадке донорского сердца. Неожиданно в больницу поступает донорское сердце. На очереди по пересадке сердца находится 5 человек: 1. пожилой профессор (занимается разработкой вакцины против рака, работа его близка к завершению) 2. 16-летняя беременная девушка, сирота с больным сердцем 3. молодая симпатичная женщина, которая пользуется исключительной любовью со стороны сотрудников 4. врач той же больницы, в которой веду операции по пересадке донорского сердца 5. учительница, мать двоих детей, только что похоронила мужа, разбившегося в автокатастрофе.

У всех ситуация критическая. У каждого из них осталось жить не больше 1 месяца. Проблема: кому отдать предпочтение при пересадке донорского сердца?

Этапы игры: Первый этап. Разделить участников на 3-4 группы. И дает возможность каждой во что бы то ни стало отстоять свою версию, свое предложение: кому пересадить донорское сердце. Кроме того, формируется небольшая группа экспертов. В их обязанности входит задача дать анализ и оценку:

 кто в каждой малой группе был лидером и почему?

 Какая из групп нашла более весомый довод, наиболее правильный подход к решению проблемы пересадки донорского сердца?

 Какая группа, на ваш взгляд, победила в конфликтной ситуации и почему?

Второй этап. Этап самой эвристической игры. 30-40 минут каждой команде для выработки стратегии и тактики ведения переговоров с каждой из трех групп. Вначале каждая из четырех групп встречается с другой (по 15 минут)

Третий этап. Проводится заседание всех групп. Начинаются переговоры по разрешению конфликта. (ведущий лишь направляет ход игры)

Четвертый этап. Подведение итогов. Эксперты дают независимые друг от друга характеристики как по ходу так и по ходу разрешения конфликта. И в заключение ведущий игры может сделать сенсационное заявлении о том, что в клиниках по пересадке сердца чаще всего, чтобы не было конфликтов по проблеме, кто на очереди, используют единственный критерий – очередность поступления пациентов в клинику, которая документально фиксируется.

Лист эксперта.

 Кто в каждой малой группе был лидером и почему? _________________________________________________________________

 Какая из групп нашла более весомый довод, наиболее правильный подход к решению проблемы пересадки донорского сердца? _________________________________________________________________

 Какая группа, на ваш взгляд, победила в конфликтной ситуации и почему? _________________________________________________________________

Материалы к лекции 9. Технологии управления конфликтным взаимодействием. Ассертивные техники в изложении своей позиции в условиях конфликта.

Задание №1. Практикум «Ассретивный спор» Анализ конфликтной ситуации (на выбор студента).

1. Сформулируйте ваши предложения в конструктивной форме.

2. Представьте, что ваш оппонент находится перед вами. Выскажите ему ваши варианты решения конфликта.

3. Члены группы высказывают свои мнения по поводу понятности и конструктивности сформулированных предложений.

Практикум. 1. Группа делится на равные половины. Каждая из сторон будет защищать свое мнение по какому-нибудь спорному вопросу, причем это мнение должно быть диаметрально противоположным мнению оппонентов.

2. Первая сторона высказывает свое мнение и подкрепляет его аргументами. Затем свою позицию аргументировано излагает кто-то из оппонентов.

3. Обязательное условие: любой оппонент обязан повторить аргументы противоположной стороны, прежде, чем приступит к изложению своей точки зрения. Он излагает позицию и аргументы «противника», затем произносит: «И я считаю, что…», высказывает свою позицию и аргументирует ее.

Задание №2. Практикум «Ассретивная просьба»

1. Вспомните ситуацию, в которой вам необходимо было получить что-то важное для вас и вы хотели, чтобы ваш партнер сам догадался об этом и предложил вам это.

2. Представьте, что этот человек сидит на пустом стуле в центре круга. Сформулируйте вашу просьбу и попросите его о любезности.

3. Остальные члены группы делятся с говорящим своими впечатлениями: была ли просьба ассертивной, не присутствовала ли ней робость или агрессия.

4. В роли «просящего» по очереди должны побывать все участники.

 Какие закономерности вы увидели? К каким выводам вы пришли?

 Какие достоинства и ограничения вы увидели в этой технике?

Задание №3. Практикум «Ассретивная защита»

1. Первый участник, главное лицо (протагонист), высказывает группе справедливое требование.

2. Остальные участники отказываются его выполнять, приводя свои аргументы.

3. Протагонист повторяет аргументы, демонстрируя, что их слышал, и повторяет свое предложение в несколько иной формулировке.

4. Обмен репликами длится три минуты. Затем протагонистом становится другой член группы.

Задание №4. Практикум «Ассретивный отказ»

1. Группа просит участника сделать что-либо из того, что он делать не обязан.

2. Задача первого участника – последовательно в течение трех минут отказывать группе в просьбе.

3. После того, как отведенное время закончится, члены группы делятся с говорящим своими впечатлениями: был ли отказ ассертивным, не присутствовала ли в нем агрессия или робость.

4. Затем «отказывающим» становится следующий участник.

Материалы к лекции 12. Технологии управления конфликтным взаимодействием. Способы управления эмоциональным состоянием в конфликте

Задание №1. Практикум «Война и мир!»

Цели:  представить процесс конфликта в метаморфической форме и отыграть с участниками тренинга способы выхода из конфликтной ситуации

 научить справляться с тяжелыми чувствами и умение найти способ примирения

Ход упражнения. Каждый участник получает чистый белый лист бумаги. — Представьте, что это не лист бумаги, а кто-то, с кем вы находитесь в ссоре, конфликтуете, с кого вы не можете терпеть, на кого очень сильно обижены! Представили? Теперь у вас появится возможность в течение трех секунд рассчитаться с обидчиком. Сделайте с ним все, что он заслуживает. Начинаем счет: 1,2…. Как правило листы начинают рвать, мять, комкать и т.д. Обычно по счету три все действия по уничтожению противника уже исчерпаны, может быть самые изобретательные попросят дополнительное время. Время истекло. Глубоко подышите, расслабьтесь, успокойтесь эмоционально и физически. Итак, «герои битвы», сформулируйте те эмоции, которые вы испытывали в данный момент.

 Хорошо ли вам?

 Спало ли напряжение?

 Нет ли ощущения горечи, стыда за учиненную расправу?

 Может быть, вас, наоборот переполняет чувство гордости за проявленные героизм и мужество?

 А есть ли ощущение освобождения, будто бы камень с души упал?

— Итак, пар выпущен, возмездие совершилось. Что дальше? Вы физически расправились с врагом, почти не оставили надежды на восстановление его облика, на примирение. Но так или иначе всегда наступает этот светлый и трагический день — первый день после окончания войны. И выясняется, что нужно продолжать жить, залечивать раны, наводить мосты, вступать в переговоры…

Вот вам новый лист бумаги и фломастеры.

У вас есть ровно 7 минут, чтобы примирится со вчерашним врагом. Форму примирения вы выберите сами: это может быть стихотворение, рисунок, какой-то подарок. В своей работе вы можете использовать то, что осталось у вас от первого листа, чтобы символизировать новые отношения, которые создаются на руинах старых обид. Ровно через 7 минут каждый выступит с примирительной речью и преподнесет бывшему неприятелю свой подарок-сюрприз.

Обсуждение.  Какие чувства вы испытываете сейчас?

 Подчеркнем, что для «войны» вам достаточно было всего трех секунд, а для того, чтобы вымостить дорогу к миру – в сотни раз больше времени.

Задание №2. Упражнение. «Конфликт невербально» Цель: проживание участниками группы конфликтных ситуаций на «телесном» и эмоциональном уровнях. Разделиться на 4 подгруппы.

Задание: придумать конфликтную ситуацию и изобразить ее невербально в ситуациях, когда:

1 ситуация. В конфликте участвуют неравные по статусу (родительребенок) и конфликт в динамике имеет все стадии

2 ситуация. Конфликт возникает спонтанно, то есть не имеет стадии потенциального формирования противоречий (например, очередь в транспорте или других общественных местах)

3 ситуация. Конфликт, который не имеет разрешения, то есть последней стадии.

4 ситуация. В конфликте участвуют мужчина и девушка, и конфликт в динамике имеет все стадии Обсуждение: — Проанализируем, каким образом конфликт отражается в телесных ощущениях? — Есть различия в переживаемых эмоциях на разных стадиях протекания конфликта?

Материалы к лекции 14. Технологии разрешения конфликтных ситуаций в семье

Задание №1. Практические ситуации для обсуждения по теме Семейные конфликты».

Ситуация. «Подарок» На Новый год муж среди прочих подарков дарит жене прекрасно изданный трехтомник «Домоводство». Жена: «Значит, по-твоему, я плохая хозяйка»? Муж: «Хорошая, но чего-то, может, и не умеешь»? Жена: «И чего же я не умею?» Муж: «Да откуда я знаю? Мне Светка, твоя подружка, посоветовала купить эту книжку. Она тоже подарки выбирала в магазине». Жена: «Вот с этой Светкой и живи». Задание: Сформулировать конструктивный ответ жены, используя технологии конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях.

Ситуация. «Женская работа» Утром, позавтракав вместе с мужем, жена, убегая на работу, попросила его вымыть посуду. Тем более, что у него сегодня выходной. Поцеловала мужа на прощание и пожелала хорошо отдохнуть. Вечером, придя с работы усталая, с испорченным настроением (неприятности на работе), она обнаружила в раковине гору накопившейся за день немытой посуды. Муж в это время смотрел телевизор и лишь кивком головы поприветствовал супругу. Жена сразу вспыхнула: Жена: «Ты что, не мог за день посуду помыть?» Муж: «Футбол начался!» Слово за слово, сильно поругались. Задание: Сформулировать конструктивный ответ жены.

Ситуация. «Муж-бизнесмен». Муж занимается бизнесом. Раз-два в неделю приходит домой поздно, иногда среди ночи, как правило, «подшофе». Объясняет эти издержки на работе и выпивки необходимостью контактов по работе. Жена не работает, практически все время дома одна. Даже выехать в гости к подруге проблематично, так как муж очень ревнив. Задание: Сформулировать конструктивный ответ жены на объяснения мужа.

Ситуация. «Эх, поторопились…». Жене нужно срочно встретить подругу. Она просит мужа присмотреть за ребенком. А у него – билеты на футбол, финальный матч с участием любимой команды. Пропустить его – для мужа «равносильно смерти». Каждый стал доказывать свое. Крепко поругались. Задание. Сформулировать конструктивный ответ жены на заявление мужа.

Ситуация. «Встреча одноклассников». После 5 лет совместной жизни между супругами произошел следующий конфликт. Уехавшая в командировку жена возвращается раньше обещанного срока и застает мужа разговаривающим в гостиной с женщиной. Муж пытается познакомить их, объясняя жене, что это его бывшая одноклассница, зашедшая известить о готовящейся встрече выпускников (это так и было).

Однако жена не захотела ничего слушать, хлопнула дверью и уехала к своим родителям. Задание: Сформулировать конструктивный ответ жены на данную ситуацию.

Ситуация. «Двойка» Сын в школе получил плохую оценку. Мама очень расстроилась и была готова наказать сына. Но отец стал заступаться за ребенка, говоря, что с каждым это может случиться, главное – чтобы сын сделал правильные выводы на будущее. Мама с этим не согласилась, сказав, что воспитание ребенка – не его забота. Слово за слово – получилась перебранка, перешедшая в ссору. Задание: Сформулировать конструктивный ответ мамы на ответ мужа.

Ситуация. «Соперники» В семье двое детей. Каждый из них считает, что мать любит больше другого. Дети постоянно высказывают это вслух и конфликтуют между собой. Задание: проанализировать конфликт, определив причину, инцидент. Сформулировать конструктивный ответ мамы при разговоре с детьми.

Ситуация. «Компания» Сын стал пропадать у друзей, объясняя, что они слушают новые записи, обсуждают их, а также и другие вопросы, которые их интересуют. Мать, наслышанная о многочисленных примерах отрицательного влияния компании, запрещает ребенку ходить туда. Сын туда же рвется. На этой почве – постоянные ссоры. Задание: Сформулировать конструктивный ответ мамы при разговоре с сыном.

Ситуация. «Школа мод» Две подружки – подростки. Одна – из обеспеченной семьи, другая – из многодетной, малообеспеченной. Вторя – пользовалась большим успехом у одноклассников, которым очень дорожила. Первая пришла в школу в новой, модной одежде. На нее все обратили внимание, на вторую в этот день никто не смотрел. В слезах она пришла домой и ставит родителям условие: или они покупают ей новую одежду или она не пойдет в школу. Денег на покупку нет. Как поступить родителям, чтобы девочка пошла в школу? Задание: Сформулировать конструктивный ответ родителей.

Ситуация. «Виновный во всех грехах» Дочь 16 лет вернулась домой поздно ночью. Родители не спали – дочь не предупредила их заранее (обычно предупреждала).

Но на этот раз не получилось. Сразу начались крики, дочке не дали даже раскрыть рта для оправдания. Дочь до конца не понимает, почему ее обвинили во всех грехах». Задание: Сформулировать конструктивный ответ родителей, когда дочь вернулась домой.

Ситуация. «Перед дискотекой» Дочь собирается на дискотеку. Мама: «В котором часу будешь дома?» Дочь: «Не знаю, как получится» Мама: «Как ты не понимаешь, ведь я волнуюсь, заснуть не могу. В 12 чтобы была дома!» Дочь: «Когда захочу, тогда и вернусь! Нечего мне указывать!» Мама (в отчаянии): «Тогда можешь совсем не приходить!» Задание: Сформулировать конструктивный ответ мамы.

Задание №2. Практико-ориентированные задания по педагогической поддержке и конструктивному взаимодействию родителей и детей

1) Разработать сценарий проведения круглого стола с родителями на определенную тему в области детско-родительских отношений, преодоления я конфликтного поведения детей (выбор проблематики – самостоятельный).

2) Разработать проект занятия с семьей в рамках реализации мероприятий по поддержке семейного воспитания с использованием технологии переговорного процесса (тема – «Конструктивное взаимодействие детей и взрослых: проблемы и способы решения»)

3) Разработать программу педагогической консультации конкретной семьи, требующей поддержки по вопросам преодоления конфликтности в семье.

4) Смоделировать и провести педагогическую ролевую игру – ситуацию взаимодействия педагога и членов семьи, где противопоставлялись решались вопросы обучения конструктивному взаимодействию родителей и детей.

5) Составить материалы просветительского характера для родителей по определенным проблемам конфликтности: памятки, подсказки для родителей (тематика – на выбор).

Рекомендации к выполнению задания: − при разработке подсказок, памяток определите, на какой тип родителей в зависимости от уровня развития воспитательного потенциала семьи они будут предназначены; − для выбора содержания информационного продукта воспользуйтесь результатами выполненного анализа образовательных запросов родителей. − при составлении материалов обратите внимание на следующие параметры:

а) тип;

б) целевая группа;

в) авторы;

г) содержание;

д) грамотность;

е) дизайн;

з) соответствие содержания целям;

и) психолого-педагогическое влияние на целевую и нецелевую аудиторию; − при составлении подсказок Вы можете пользоваться материалами педагогических периодических изданий, интернет-материалами, популярной психолого-педагогической литературой и т.п. 6) Составить аннотированный список разных информационных источников по теме «Современные формы проведения родительских собраний по вопросам преодоления конфликтности в семье». Рекомендации к выполнению задания: − список должен содержать не менее 10 источников разного плана (книги, периодические издания, интернет-издания); − источники должны быть изданы не ранее 2008 года;

− аннотация должна содержать информацию о специфике источника (его «изюминке»), а не о содержании; − работа представляется в распечатанном виде.

7).

Описать собственный опыт обращения за консультацией с целью получения поддержки от специалиста в дистанционной форме по проблемам внутрисемейных отношений (детско-родительских, детских, супружеских, межпоколенных и т.п.).

Составить письменный отчет по схеме. Схема описания опыта обращения за дистанционной консультацией:

а) принцип поиска сайта

б) название сайта, его краткая характеристика:

− принадлежность (частный / государственный)

− целевая группа консультируемых (семья дошкольника, родители студентов, молодая семья и т.п.)

− область консультирования

− примерное количество посетителей в день

в) сведения о консультанте (ми (ник), примерный возраст, пол, образование (звание), статус (официальный, неофициальный, «гуру» форума);

г) проблема, с которой Вы обратились за консультацией

д) форма консультирования (открытая (на форуме), закрытая (по e-mail, смешанная)

е) длительность консультационного общения (период)

ж) анализ ответа консультанта:

− скорость ответа

− тип консультации (монолог, диалог)

− полнота ответа консультанта (сжатая, развернутая)

− стратегия и (или) тактика поддержи в решении проблемы

− рекомендация консультанта (обращение к другим источникам (каким?), приглашение к себе на очную консультацию)

− манера (стиль) общения консультанта

− грамотность речи

− популярность на сайте

− предполагаемые цели консультанта в процессе поддержки

− ваши субъективные ощущения: понравилась ли вам эта консультация? Обратились ли вы к такому консультанту еще раз? Почему?

− навыки, которые вы приобрели в ходе выполнения этого задания

− навыки, которых вам недоставало для выполнения этого задания

− уровень совпадения представлений о специфике дистанционного консультирования и реального опыта.

8) Разработать проект дистанционного курса для родителей, нацеленный на поддержку членов семьи по вопросам преодоления конфликтности во внутрисемейных отношениях.

Рекомендации к выполнению задания:

− познакомиться с понятием дистанционного обучения и технологией дистанционного образования в современной педагогической литературе;

− смоделировать разделы дистанционного курса для родителей, наполнив их конкретным содержанием.

9) Разработать методические рекомендации молодому специалисту – выпускнику педагогического вуза по развитию своей конфликтологической компетентности.

10) Подготовить макет печатного издания для родителей (или детей и подростков) по вопросам преодоления конфликтов (буклеты, газеты, журналы).

Рекомендации к выполнению задания: продумайте:

− структуру издания;

− название издания;

− периодичность издания;

− содержание рубрик;

− роль родителей и детей в наполняемости рубрик и т.п.

11) Подготовить электронное пособие для родителей / электронное пособие для детей (презентация, книга, методические рекомендации и т.п.), которое можно эффективно применять при организации поддержки семьи в решении значимых воспитательных проблем и преодолении жизненных трудностей. Рекомендации к выполнению задания: продумайте:

− структуру электронного издания;

− название издания;

− периодичность издания;

− содержание рубрик и т.п.

− роль родителей и детей в подготовке материалов для пособия и т.п.

12).

Составить «Портрет идеального специалиста (социального педагога, организатора работы с молодежью), обладающего высоким уровнем развития конфликтологической культуры и компетентности» Рекомендации к выполнению задания:

— учитывайте профессиональные качества, которым должен соответствовать психолог, социальный педагог, классный наставник, осуществляющий взаимодействие с семьей;

— учитывайте профессиональную подготовку специалиста;

— учитывайте личностные качества, которыми должен обладать специалист, осуществляющий взаимодействие с семьей.

13) Познакомьтесь с содержанием тактик педагогической поддержки личности, раскрытых в теории О.С Газмана (тактики «защита», «помощь», «содействие», «взаимодействие»).

Возможно ли использование этих тактик в теории семейного воспитания при организации педагогической поддержки семьи? Приведите конкретные примеры.

2.3. Примеры кейсов, ситуационных задач для педагогического анализа

ЗАДАНИЕ № 1

1. Обобщенная формулировка задачи. В современной школе часто возникают ситуации, когда в силу определенных причин, дети не посещают занятия. Как следствие, у школьников возникает много проблем с успеваемостью и возможностью дальнейшего обучения. Социальный педагог должен уметь выстраивать взаимодействие с конкретным ребенком или семьей по решению данной проблемы.

2. Ключевое задание. Дайте описание организуемого Вами в течение определенного времени (по вашему усмотрению) педагогического процесса, направленного на возвращение девочки в школу. Спланируйте беседу с девочкой (и другими субъектами образовательного процесса) с применением техник конструктивного взаимодействия в конфликтной ситуации и педагогической поддержки.

3. Контекст решения задачи. Лена, 15 лет, не посещает школу. Классный руководитель и социальный педагог звонят ей домой. Она говорит, что болеет. С мамой связаться очень трудно, она с утра до вечера на работе. Так Лены не было в школе целую неделю. Но однажды классный руководитель встретила маму и спросила ее, когда девочка выйдет на учебу, мама удивилась, сказав, что Лена каждое утро уходит в школу.

4. Задания, которые приведут к решению («продукту»):

1. Определите, какое теоретическое знание поможет вам решить задачу.

2. Соберите информацию о том, как решают эту задачу социальные педагоги в современной практике работы со школьниками этой возрастной группы по данной проблеме.

3. Продумайте свои возможные действия на каждом этапе педагогического процесса, которые будут способствовать разрешению данной нестандартной ситуации.

4. Спрогнозируйте возможную реакцию на ваши действия всех участников организуемого вами педагогического процесса. Обратите внимание при этом на контекст ее решения, соблюдение прав участников образовательного процесса.

5. Оформите окончательный вариант решения задачи и представьте его.

ЗАДАНИЕ № 2

1. Обобщенная формулировка задачи. В современной школе часто возникают ситуации, когда в силу определенных причин дети не посещают занятия. Как следствие, у школьников возникает много проблем с успеваемостью и возможностью дальнейшего обучения. Социальный педагог должен уметь выстраивать взаимодействие с конкретным ребенком или семьей по решению данной проблемы.

2. Ключевое задание. Дайте описание организуемого Вами в течение определенного времени (по вашему усмотрению) педагогического процесса, направленного на возвращение мальчика в школу. Спланируйте беседу с учеником с применением техник конструктивного взаимодействия в конфликтной ситуации и педагогической поддержки.

3. Контекст решения задачи. В классе появился новенький — Виталий. Первые дни мальчик посещал занятия и вел себя хорошо. Но, спустя несколько дней, он перестал появляться в школе. От милиционера социальный педагог узнала, что Виталий вместе с группой ребят украл аудиотехнику. Социальный педагог отправилась домой к Виталию. Ничего радостного она не узнала и никакой помощи не ждала, так как узнала, что отца нет, а мать ведет аморальный образ жизни. И вдруг педагог вспомнила о разговоре с Виталием и его друзьями. Это была встреча на улице, где Виталий что-то рисовал на асфальте. Один из друзей сказал о больших способностях Виталия к рисованию. Узнав, где живет этот друг Виталия, социальный педагог нашла там и Виталия. Виталий встретил социального педагога неприветливо.

4. Задания, которые приведут к решению («продукту»):

1. Определите, какое теоретическое знание поможет вам решить задачу.

2. Соберите информацию о том, как решают эту задачу социальные педагоги в современной практике работы со школьниками этой возрастной группы по данной проблеме.

6. Продумайте свои возможные действия на каждом этапе педагогического процесса, которые будут способствовать разрешению данной нестандартной ситуации.

7. Спрогнозируйте возможную реакцию на ваши действия всех участников организуемого вами педагогического процесса. Обратите внимание при этом на контекст ее решения, соблюдение прав участников образовательного процесса.

8. Оформите окончательный вариант решения задачи и представьте его.

ЗАДАНИЕ № 3

1. Обобщенная формулировка задачи. В современной школе часто возникают ситуации, когда учащийся переходит из одной школы в другую, поэтому классные руководители и социальные педагоги должны быть готовы к оказанию помощи школьнику в социальной адаптации к новым условиям.

2. Ключевое задание. Дайте описание организуемого Вами в течение определенного времени (по вашему усмотрению) педагогического процесса, направленного на выработку у подростков адаптационных механизмов и умений решать нестандартные ситуации в условиях новой школы.

3. Контекст решения задачи. Дима, 12 лет, переживает отверженность со стороны мальчиков класса. Он пришел в класс из другой школы. Поначалу понравился всем, был в центре внимания, у него появилось много друзей, но в последнее время что-то случилось. Классный руководитель заметила, что на классном вечере ребята отнеслись к нему не совсем дружелюбно, держали его «на расстоянии», он был грустным и ушел раньше всех с вечера. Подросток стал пассивен на уроках, отказывается отвечать, как — будто чего-то боится. Раньше он был общительным, открытым, даже болтливым, хвастливым, веселым, лидером, пользовался авторитетом у ребят. Из беседы с ребятами класса выяснилось, что отношения к нему они изменили в связи с тем, что он с легкостью дает обещания и не выполняет их, излишне болтлив. Началом разлада послужил какой-то поступок Кости, из-за которого ребята отвернулись от него. Учитывая, что Костя умеет критично себя оценивать, признавать свои ошибки, ищет пути сближения с ребятами, классный руководитель решила продумать действия по оказанию помощи ему в этом.

4. Задания, которые приведут к решению («продукту»):

1. Определите, какое теоретическое знание поможет вам решить задачу.

2. Соберите информацию о том, как решают эту задачу социальные педагоги в современной практике работы со школьниками этой возрастной группы.

9. Продумайте свои возможные действия на каждом этапе педагогического процесса, которые будут способствовать разрешению данной нестандартной ситуации.

10. Спрогнозируйте возможную реакцию на ваши действия всех участников организуемого вами педагогического процесса (в том числе с точки зрения проявления конфликтности участников).

Обратите внимание при этом на контекст ее решения, соблюдение прав участников образовательного процесса. 11. Оформите окончательный вариант решения задачи и представьте его.

ЗАДАНИЕ № 4

1. Обобщенная формулировка задачи. Одной из ведущих задач современного образования является стимулирование детей к самовоспитанию. Для успешного решения данной задачи социальный педагог должен владеть современными технологиями и методами работы с подростками по самостоятельному развитию и воспитанию их личностных качеств.

2. Ключевое задание. Разработайте программу социальнопедагогической деятельности в течение определенного времени (по вашему усмотрению), направленную на выработку у подростков и молодёжи стремления к развитию своей конфликтологической культуры.

3. Контекст решения задачи. У Вадика трудный характер, подросток отличается строптивостью, непомерной гордостью, озорством. Курение, прогулы уроков — все это повторялось чуть ли не ежедневно. Традиционные меры воздействия были исчерпаны: просьбы, требования, принуждение, предложения, наказания, установка шефства, попытка отвлечь, перевод в параллельный класс и др. Исключить Вадика из школы или переводить в школу-интернат у педагогов не поднималась рука: у парня светлая голова. Невзирая на воинствующее безделье, он успевал почти по всем предметам. И в вопросах жизни класса он был, как правило, справедлив, обладал чувством юмора, мог метко и иронично высмеять любого. Но его дерзость приводила к конфликтам и с педагогами, и с одноклассниками.

4. Задания, которые приведут к решению («продукту»):

1. Продумайте, с какими трудностями может столкнуться мальчик. Определите, какое теоретическое знание поможет вам решить задачу.

2. Соберите информацию о том, каким образом в практике современной школы решаются проблемы самовоспитания «особых» школьников.

3. На основе найденной информации оцените свои возможности с точки зрения того, как вы понимаете свою задачу.

4. Спрогнозируйте возможную реакцию родителей, коллег, подростка на ваши предложения. Обратите внимание на контекст ее решения, соблюдение прав участников образовательного процесса.

5. Оформите окончательный вариант рекомендаций и представьте его.

ЗАДАНИЕ № 5

1. Обобщенная формулировка задачи. В современной школе часто возникают конфликтные ситуации в отношениях учитель — ученик, ученик — ученики, учитель — учителя, учитель — родители, которые не всегда разрешаются конструктивно. Зачастую за помощью в разрешении конфликтов обращаются к социальному педагогу, который должен владеть современными технологиями конструктивного разрешения конфликтов между субъектами образовательного процесса.

2. Ключевое задание. Разработайте программу индивидуальной работы социального педагога с мальчиком – нарушителем дисциплины, его родителями и учителем математики по разрешению конфликтной ситуации.

3. Контекст решения задачи. Классный руководитель 7 А класса вызвала родителей Кости, сообщив им, что мальчик постоянно совершает хулиганские выходки, срывает уроки математики. Классный руководитель призывает родителей наказать нерадивого ребенка. Мама Кости, в свою очередь, обвиняет учителя математики в плохом качестве преподавания. Классный руководитель в недоумении, идет к социальному педагогу за помощью в разрешении конфликта.

4. Задания, которые приведут к решению («продукту»):

1. Продумайте, с какими трудностями может столкнуться мальчик. Определите, какое теоретическое знание поможет вам решить задачу.

2. Составьте программу консультации учителей и родителей по данному вопросу.

3. Соберите информацию о том, каким образом в практике современной школы решаются проблемы разрешения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса (учитель — родители) 4. На основе найденной информации оцените свои возможности с точки зрения того, как вы понимаете свою задачу.

5. Спрогнозируйте возможную реакцию родителей, коллег, подростка на ваши предложения. Обратите внимание на контекст ее решения, соблюдение прав участников образовательного процесса. 6. Оформите окончательный вариант рекомендаций и представьте его.

2.4. Примерный экзаменационный тест по дисциплине «Конфликтология»

Выберите вариант правильного ответа

1. Конфликт — это:

а) борьба мнений;

б) спор, дискуссия по острой проблеме;

в) противоборство на основе столкновения противоположно направленных мотивов или суждений;

г) соперничество, направленное на достижение победы в споре;

д) столкновение противоположных позиций.

2. Конфликтная ситуация — это:

а) случайные столкновения интересов субъектов социального взаимодействия;

б) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для противоборства между ними;

в) процесс противоборства между субъектами социального взаимодействия, направленный на выяснение отношений;

г) причина конфликта;

д)этап развития конфликта.

3. Инцидент — это:

а) стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта;

б) истинная причина конфликта;

в) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для реального противоборства между ними;

г) то, из-за чего возникает конфликт;

д) необходимое условие конфликта.

4. Какое из сочетаний приводимых понятий имеет отношение к стратегиям поведения в конфликте:

а) компромисс, критика, борьба;

б) уступка, уход, сотрудничество;

в) борьба, уход, убеждение;

г) сотрудничество, консенсус, уступка;

д) соглашение, сотрудничество, убеждение.

5. Какое сочетание поведенческих характеристик присуще конфликтной личности «бесконфликтного типа»:

а) хочет быть в центре внимания, избегает кропотливой работы, налицо эмоциональное поведение;

б) подозрителен, обладает завышенной самооценкой, прямолинеен, обидчив;

в) импульсивен, непредсказуем, агрессивен, несамокритичен;

г) скрупулезно относится к работе, предъявляет повышенные требования к себе и окружающим, обладает повышенной тревожностью;

д) неустойчив в оценках и мнениях, внутренне противоречив, зависит от мнения окружающих, легко поддается внушению.

6. Какое сочетание поведенческих характеристик присуще конфликтной личности «сверхточного типа»:

а) хочет быть в центре внимания, избегает кропотливой работы, налицо эмоциональное поведение;

б) подозрителен, обладает завышенной самооценкой, прямолинеен, обидчив;

в) импульсивен, непредсказуем, агрессивен, несамокритичен;

г) скрупулезно относится к работе, предъявляет повышенные требования к себе и окружающим, обладает повышенной тревожностью;

д) неустойчив в оценках и мнениях, внутренне противоречив, зависит от мнения окружающих, легко поддается внушению.

7. Противоборство — это:

а) открытое высказывание несогласия по какому-либо вопросу;

б) столкновение интересов;

в) нанесение взаимного ущерба;

г)борьба мнений;

д) соперничество по поводу какого-либо предмета.

8. Причина конфликта — это:

а) противоположные мотивы субъектов социального взаимодействия;

б) стечение обстоятельств, которые проявляют конфликт;

в) явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия вызывают его;

г) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для реального противоборства между ними;

д) то, из-за чего возникает конфликт.

9. Основными моделями поведения личности в конфликте являются:

а) конструктивная, рациональная, деструктивная;

б) компромисс, борьба, сотрудничество;

в) рациональная, иррациональная, конформистская;

г) конструктивная, деструктивная, конформистская;

д) борьба, уступка, компромисс.

10. Какие поведенческие характеристики присущи конфликтной личности ригидного типа:

а) хочет быть в центре внимания, хорошо приспосабливается к различным ситуациям, планирование осуществляет стихийно;

б) скрупулезно относится к работе, предъявляет повышенные требования к себе и другим людям, подозрителен;

в) ведет себя вызывающе, агрессивно, подозрителен, хорошо приспосабливается к различным ситуациям; г) обладает завышенной самооценкой, подозрителен, прямолинеен и негибок;

д) отношение к людям определяет тем, как они к нему относятся, обладает завышенной самооценкой, несамокритичен.

11. Какое сочетание поведенческих характеристик присуще конфликтной личности «неуправляемого типа»:

а) хочет быть в центре внимания, избегает кропотливой работы, налицо эмоциональное поведение;

б) подозрителен, обладает завышенной самооценкой, прямолинеен, обидчив;

в) импульсивен, непредсказуем, агрессивен, несамокритичен;

г) скрупулезно относится к работе, предъявляет повышенные требования к себе и окружающим, обладает повышенной тревожностью;

д) неустойчив в оценках и мнениях, внутренне противоречив, зависит от мнения окружающих, легко поддается внушению.

12. Внутриличностный конфликт — это:

а) глубокие эмоциональные переживания личностью своих неудач;

б) состояние тревоги, вызываемое предстоящей сложной ситуацией;

в) столкновение противоположно направленных мотивов личности;

г) столкновение противоположно направленных поведенческих характеристик личности;

д) внутренние колебания личности, стоящей перед выбором средств для достижения конкретной цели.

13. Внутриличностный конфликт понимается как конфликт между:

а) сознательной и бессознательной структурами;

б) 2 бессознательными установками;

в) 2 сознательными тенденциями; между любыми внутриличностными структурами.

14. Полный перечень структурных элементов конфликта составляют:

а) роли оппонентов, объект конфликта, среда конфликта;

б) позиции субъектов, участники конфликта, зона разногласий;

в) стороны конфликта, субъективные и объективные характеристики конфликта.

15. К этапам конфликта относятся:

а) эскалация, конфликтная ситуация, речевое противодействие;

б) инициация конфликта, инцидент, деструктивный конфликт;

в) тупик, конфликтная ситуация, инцидент, эскалация, послеконфликтная стадия.

16. Стратегия поведения в конфликте основывается на:

а) модели заинтересованности в успехе другого;

б) модели заинтересованности в собственном успехе;

в) модели двойной заинтересованности.

17. Стратегия сотрудничества:

а) приводит к разрешению конфликта;

б) ее применимость и выигрышность зависит от конкретной ситуации;

в) свидетельствует о высокой конфликтологической компетентности личности.

18. Какое из сочетаний приводимых понятии имеет отношение к стратегиям поведения в конфликте:

а) уступка, уход, сотрудничество;

б) компромисс, критика, борьба,

в) борьба, уход, убеждение.

19. Жесткие тактики поведения в конфликте:

а) всегда используются только после применения мягких и нейтральных;

б) ориентируется на нанесение вреда, ущерба или использование давления на оппонента;

в) их присутствие в конфликтном сценарии свидетельствует о недостатках

г) воспитания личности.

20. Стратегия соперничества:

а) ведет к эскалации конфликта независимо от другой позиции;

б) характеризует человека как эгоиста;

в) ее применимость и выигрышность зависит от конкретной ситуации.

21. К групповым конфликтам относятся:

а) личность — группа;

б) группа — группа;

в) личность — группа, группа — группа;

г) микрогруппа — руководитель.

22. Что относится к форме завершения конфликта:

а) уступка, компромисс, уход, соперничество;

б) перерастание в другой конфликт, отмена, затухание, разрешение;

в) разрешение, уход, отмена, убеждение.

23. Общая установка. Вы работаете специалистом в Молодежном центре. Вы лично должны покритиковать подростка при непосредственном контакте с ним, используя одну из форм критики и опираясь на основные правила критики.

1. Во время мероприятия ребенок кривлялся на сцене, забыл слова и испортил весь сценарий. Как вы его за это будете ругать? _________________________________________________________________

2. Вы заметили ребенка курящим в неположенном месте. Что вы ему скажете? _________________________________________________________________

24. Конфликтологическая культура специалиста по организации работы с детьми и молодежью.

А) Выберите 10 из 30 личностных качеств специалиста по работе с молодежью, затрудняющих формирование педагогически целесообразных отношений с детьми и молодежью:

29. Перечислите основные причины межличностных конфликтов: ________________________________________________________________

30. Перечислите и охарактеризуйте основные кризисные периоды семейной жизни, на которых возникают конфликтные ситуации наиболее часто: _________________________________________________________________

31. Представьте ТРИ МЕХАНИЗМА психологической защиты в процессе внутриличностного конфликта по З.Фрейду с примерами:

1. 2. 3.

32. Назовите типы семей по типу враждебности – конфликтности:

А) Б) В) Г)

33. Заполните таблицу (не менее 5 положений в каждом столбике):

34. Перечислите структурные компоненты КОНФЛИКТА: _________________________________________________________________

35. Какая, на ваш взгляд, стратегия наиболее эффективна при разрешении конфликтных ситуаций? Почему? Ответ обоснуйте. _________________________________________________________________

36. Сделайте ВЫВОД: для чего Вам, как специалисту по работе с детьми и молодежью необходимы знания по конфликтологии? Какие именно знания и навыки?

_________________________________________________________________

9. Моделирование педагогических ситуаций.

Задание: 1. Выберите для себя роль учителя или ученика.

2. Прочитайте текст ситуации (карта ролей).

3. Постарайтесь представить ситуацию, и то, как бы вы повели себя на месте героя ситуации.

4. Разыграйте в ролях проблемную ситуацию.

5. Постарайтесь добиться того, чтобы ваши интересы были удовлетворены.