Семинарское занятие № 16 Психологические особенности развития ребенка до поступления в школу

1. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность, основные новообразования в младенчестве. Кризис одного года.

2. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность, основные новообразования в раннем возрасте. Кризис трёх лет: симптомы и причины.

3. Социальная ситуация развития и новообразования дошкольного возраста.

4. Характеристика игры как ведущей деятельности дошкольника: структура сюжетно-ролевой игры, этапы развития игры, влияние на психическое развитие.

5. Познавательное развитие ребенка в дошкольном возрасте:

— особенности и основные линии развития восприятия (становление структурности и опосредствованности);

— особенности и основные линии развития мышления (развитие обобщений, становление наглядно-схематического мышления);

— особенности и основные линии развития памяти, внимания и воображения (становление опосредствованности и элементов произвольности).

6. Личностное развитие в дошкольном возрасте:

— потребностно-мотивационная сфера (становление соподчинения мотивов);

— развитие структуры самосознания, специфика самооценки и ее развитие;

— механизмы нравственного развития;

  • развитие произвольности и волевых действий.
  1. Кризис семи лет: причины, симптомы, пути разрешения.

Практические задания

1. Составить в виде таблицы краткую психологическую характеристику младенческого, раннего и дошкольного возраста, выделив следующие пункты:

— характеристика социальной ситуации развития;

— ведущая деятельность;

— психологические новообразования в сознании;

— психологические новообразования в личности.

  1. Представить в виде таблицы (или в другой удобной для восприятия форме) психологические особенности дошкольного возраста и в каких фактах поведения они могут быть обнаружены.

Возрастной этап

Психологические особенности

Факты, в которых они проявляются

Методики исследования.

Литература

  1. Мухина В.С. Детская психология. — М., Просвещение, 1985.
  1. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. — М.: Просвещение, 1988.
  2. Люблинская А.А. Детская психология. — М: Просвещение, 1971.
  3. Детская психология / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько.- Мн., 1988.
  4. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. — М., 2001.
  5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: М., 1996 — Гл. 8.

7 Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис.- М., Изд-во Моск. Ун-та, 1981. — с. 129−138. (выписать новообразования младенческого, раннего и дошкольного возраста)

8. Д.Б. Эльконин. Основная единица развёрнутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры. // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946−1980 гг./ Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. — М., Изд-во Моск. Ун-та, 1981. — С.61−65. (законспектировать)

9. Л.С. Выготский. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1999. — Главы «Младенческий возраст», «Кризис первого года жизни», «Раннее детство», «Кризис трёх лет» «Кризис семи лет» (составить тезисный конспект) .

Семинарское занятие № 17 Психологическая характеристика младшего школьника

  1. Социальная ситуация развития:

— специфика взаимоотношений с учителем и с родителями;

— психологические новообразования дошкольного возраста как внутренний компонент социальной ситуации развития младшего школьника.

2. Проблема психологической готовности к школьному обучению.

3. Освоение учебной деятельности в младшем школьном возрасте:

— развитие мотивов учебной деятельности в младшем школьном возрасте;

— освоение учебной задачи как формирование умения преобразовывать конкретно-практические задачи в учебно-теоретические;

— формирование учебных действий как выделение их ориентировочной основы;

— развитие действий контроля и оценки.

4. Развитие познавательной сферы. Формирование рефлексии.

5. Развитие личности младшего школьника. Формирование образа «Я».

Литература

  1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. — М., 1979.
  2. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. — М., 2003. — Гл. 7.
  3. Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2001. — С. 467−487, 495−498, 505−509, 527−546.
  4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология — М., 1996. — Гл. 8.
  5. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946−1980 гг. / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. — М., 1981. — С.84−85. (законспектировать)
  6. Давыдов В.В. Психологические проблемы обучения младших школьников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946−1980 гг. / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. — М., 1981. — С. 86−88. (законспектировать)

7. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе.//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946−1980 гг. / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис.-М., Изд-во Моск. Ун-та, 1981.-с.129−138. (выписать личностные новообразования младшего школьного возраста).

Семинарское занятие № 18 Психологическая характеристика подросткового и юношеского возраста

  1. Особенности социальной ситуации развития в подростковом возрасте.
  2. Феноменология и причины кризиса развития в подростковом возрасте.
  3. Интимно-личностное общение со сверстниками как ведущая деятельность в подростковом возрасте. Дружба и подростковая влюблённость.
  4. Отношения подростка с родителями и с учителями.
  5. Чувство взрослости и развитие самосознания в подростковом возрасте. Становление морального сознания.
  6. Интеллектуальное развитие в подростковом возрасте.
  7. Социальная ситуация развития в юности. Основные задачи развития.
  8. Становление профессиональных ориентаций и выбор профессии в юности.
  9. Становление дружбы и любви в юности.
  10. Становление мировоззрения и его особенности в юношеском возрасте (смысл жизни как особое психическое образование личности).

Задания

Составить в виде таблицы краткую психологическую характеристику подросткового и юношеского возраста, выделив следующие пункты:

— характеристика социальной ситуации развития;

— ведущая деятельность;

— психологические новообразования в сознании;

— психологические новообразования в личности.

Литература

  1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. — М., 1979.
  2. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. — М., 2003.
  3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология — М., 1996.
  4. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учеб. Пособие. — М, 2001.
  5. Крайг Г. Психология развития.
  6. Карпинский К.В. (конспект) (ксерокопия статьи в папке)

Семинарское занятие № 19 Психологические особенности взрослого человека и людей пожилого и старческого возраста

  1. Социальная ситуация развития в период взрослости.
  2. Основные периоды взрослости; нормативные кризисы и их характеристика.
  3. Профессиональное становление и значение достижений в профессиональной деятельности для развития личности человека.
  4. Роль семьи в становлении человека.
  5. Социальная ситуация развития в пожилом и старческом возрасте.
  6. Зависимость содержания старости от культуры общества.
  7. Особенности мировоззрения в старческом возрасте; мудрость как новообразование старости.
  8. Отношение к жизни и смерти; проблема смысла жизни.
  9. Основные проблемы старости.

Литература

1. Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2001. — С. 648−653, 666−689, 692−724, 733−737, 744−748, 779−780, 784−802, 811−812; 826−833, 844−855, 864−886.

2. Логинова Н.А. Биографический метод в свете идей Б.Г. Ананьева  Вопросы психологии. — 1986. — № 5. — С. 104−112.

3. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учеб. Пособие. — М, 2001.

4. Краснова О.В. Руководство по оказанию социально-психологической помощи старым людям. — М.: МПГУ; Обнинск: «Принтер», 2002. — 208 с.

Семинарское занятие № 20 «Психология обучения и воспитания»

  1. Сущность обучения и современные теории обучения.
  2. Развивающее, проблемное и программированное обучение.
  3. Обучающийся как субъект учебной деятельности.
  4. Обучаемость, показатели обучаемости.
  5. Воспитание как организация процесса развития личности.
  6. Институты воспитания и роль воспитания в моральном развитии личности.
  7. Психологические основы воспитания в младенческом, раннем, дошкольном, в младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте.
  8. Самовоспитание подростков и юношей.

Вопросы для размышления

  1. Может ли умный, способный человек быть плохим? Почему?
  2. Почему важно формировать у детей ответственное отношение к выполняемой ими деятельности?
  3. Почему некоторые дети ведут себя нравственно в школе, но безнравственно в семье, с товарищами?
  4. Каково значение общения со взрослыми для воспитания ребёнка?

Задание

1. Заполните таблицу «Психологические особенности обучающегося как субъекта учебной деятельности».

Субъект учебной деятельности

Специфика учебной

мотивации

Система отношений

Особенности учебной деятельности

Младший школьник

Подросток

Старшеклассник

Студент

(см. ксерокопию из книги Зимняя И.А. Педагогическая психология в 333 ауд.)

2. Сравните воспитательные возможности семьи и школы.

3. Заполните таблицу «Психологические основы воспитания»

Ребенок до поступления в школу

Младший школьник

Подросток

Старшеклассник

Студент

Литература

  1. Педагогическая психология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. / Под ред. Н.В. Клюевой. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 400 с.
  2. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 228 с.
  3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. изд. второе, доп. испр. и перераб. — М.: Логос, 2005. — 384 с.
  4. Общая психология / под ред. А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 1986.
  5. Словарь практического психолога / сост. С.Ю. Головин. — Мн., 1997.
  6. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка. М., 1985.
  7. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
  8. Актуальные проблемы дифференцированного обучения / под ред. Л.В. Рожиной. Мн., 1992.

9. Иващенко Ф.И. Психология воспитания школьников. Мн., 1996.

10. Коломинский Я.Л., Реан А.А. Социальная педагогическая психология. СПб., 1993.

11. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. М., 1997 (ведущая деятельности и ее роль в младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте — конспект).

12. Петровский В.А. Психология воспитания. М., 1995.

13. Сенько Т.В. Психология воспитания. Минск, 1996.

Семинарское занятие № 21 «Психологическая характеристика учебной деятельности»

  1. Общая характеристика учебной деятельности.
  2. Структура учебной деятельности.
  3. Классификация мотивов учения.
  4. Самостоятельная работа — высшая форма учебной деятельности.
  5. Формирование учебной деятельности младшего школьника.
  6. Психологические основы учебной деятельности подростка, старшеклассника и студента.
  7. Оценка и отметка. Смысл оценки для младшего школьника, подростка, старшеклассника и студента. Функции отметки.

Задания

1. Заполнить таблицу «Уровни развития учебной мотивации учащихся»

Уровень

Отношение к учению

Содержание мотивов учебной деятельности

1

2

3

4

5

6

(см. ксерокопию 8 гл. из книги Талызина Н.Ф. Педагогическая психология в 333 ауд.)

2. Заполните таблицу «Психологические основы учебной деятельности»

Младший школьник

Подросток

Старшеклассник

Студент

3. Заполните таблицу «Смысл оценки для младшего школьника, подростка, старшеклассника и студента».

Младший школьник

Подросток

Старшеклассник

Студент

Литература

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д., 1997.
  2. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986.
  3. Коломинский Я.Л., Реан А.А. Социальная педагогическая психология. СПб., 1993.
  4. Корнева, Л.В. Психологические основы педагогической практики: учеб. пособие / Л.В. Корнева. — М.: ВЛАДОС, 2006. — 157 с.
  5. Педагогическая психология / под ред. Н.В. Клюевой. М., 2003.
  6. Эльконин Д.Б. О структуре учебной деятельности // Избр. психолог. тр. М., 1989.
  7. Возрастная и педагогическая психология / под ред. М.В. Гамезо. М., 1998.
  8. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 228 с.

Семинарское занятие № 22 «Психологическая характеристика педагогической деятельности»

  1. Педагогическая деятельность, её психологические характеристики и функции.
  2. Мотивация педагогической деятельности.
  3. Педагогические умения.
  4. Характеристика стилей педагогической деятельности.
  5. Педагог как субъект педагогической деятельности.

Задание

С помощью методики «Коммуникативно-организаторские способности» изучите собственные способности. Проанализируйте полученные результаты. С этой целью соотнесите уровень развития собственных коммуникативно-организаторских способностей с оптимальным уровнем их развития для эффективной педагогической деятельности.

Инструкция:"Вам нужно ответить на все предложенные вопросы. Свободно выражайте своё мнение по каждому вопросу и отвечайте так: если Ваш ответ на вопрос положителен (Вы согласны), то в соответствующей клетке бланка ответов поставьте плюс, если же Ваш ответ отрицателен (Вы не согласны) — поставьте минус. Имейте в виду, что вопросы носят общий характер и не могут содержать всех необходимых подробностей. Поэтому представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не следует тратить много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Возможно, на некоторые вопросы Вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь дать тот ответ, который Вы считаете предпочтительным. При ответе на любой из этих вопросов обращайте внимание на его первые слова. Ваш ответ должен быть точно согласован с ними. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление. Нам важен не конкретный ответ, а суммарный балл по серии вопросов"

Вопросы

  1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?
  2. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего мнения?
  3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненное вам кем-то из ваших товарищей?
  4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
  5. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?
  6. Нравится ли вам заниматься общественной работой?
  7. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какими-либо другими занятиями, чем с людьми?
  8. Если возникают какие-либо помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вы отступаете от них?
  9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?
  10. Любите те ли вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
  11. Трудно ли вы включаетесь в новую для вас компанию?
  12. Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?
  13. Легко ли вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
  14. Стремитесь ли вы добиваться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
  15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?
  16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей, обязательств?
  17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
  18. Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?
  19. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?
  20. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?
  21. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?
  22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?
  23. Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
  24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
  25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
  26. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?
  27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых вам людей?
  28. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
  29. Полагаете ли вы, что вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую для вас компанию?
  30. Принимаете ли вы участие в общественной работе?
  31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
  32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами?
  33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую вам компанию?
  34. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
  35. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
  36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
  37. Верно ли, что у вас много друзей?
  38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
  39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
  40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Бланк ответов

Дата ______________________

Фамилия, имя____________________

1 столбец

2 столбец

3 столбец

4 столбец

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

Дешифратор

  • Коммуникативныеспособности: положительные ответы первого и отрицательные ответы третьего столбцов.
  • Организаторскиеспособности: положительные ответы второго и отрицательные ответы четвертого столбцов.

Анализ полученных результатов

  1. Подсчитайте количество совпадений ваших ответов с дешифратором.
  • Подсчитайте положительные ответы в первом столбце, запишите полученное число.
  • Подсчитайте положительные ответы во втором столбце, запишите полученное число.
  • Подсчитайте отрицательные ответы в третьем столбце, запишите полученное число.
  • Подсчитайте отрицательные ответы в четвертом столбце, запишите полученное число.
  1. Вычислите коэффициент коммуникативных способностей: суммируйте положительные ответы первого столбца и отрицательные ответы третьего столбца, потом полученную сумму разделите на 20.
  2. Вычислите коэффициент организаторских способностей: суммируйте положительные ответы второго столбца и отрицательные ответы четвертого столбца, потом полученную сумму разделите на 20.
  3. Сопоставьте полученные коэффициенты способностей со шкальными оценками.

Шкала оценок коммуникативных и организаторских способностей

Коэффициент коммуникативных способностей

Коэффициент организаторских способностей

Шкала оценок

(уровень)

0,10−0,45

0,20−0,55

1 (низкий)

0,45−0,55

0,56−0,65

2 (ниже среднего)

0,56−0,65

0,66−0,70

3 (средний)

0,66−0,75

0,71−0,80

4 (выше среднего)

0,75−1,00

0,81−1,00

5 (высокий)

5) Проанализируйте полученные результаты. При анализе необходимо учитывать следующие параметры шкал.

Характеристика шкалы оценок и уровня развития коммуникативных и организаторских способностей. Испытуемые, получившие оценку 1, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных или организаторских способностей. Необходимо активно и целенаправленно развивать коммуникативные или организаторские способности.

Испытуемые, получившие оценку 2, характеризуются проявлением коммуникативных или организаторских способностей на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают круг своих знакомств, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией; плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды, не инициативны в общественной деятельности, часто избегают самостоятельного принятия решения. Необходимо активно и целенаправленно развивать коммуникативные или организаторские способности.

Испытуемые, получившие оценку 3, характеризуются средним уровнем проявления коммуникативных или организаторских способностей. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их способностей не отличается высокой устойчивостью. Необходимо целенаправленно развивать коммуникативные или организаторские способности.

Испытуемые, получившие оценку 4, характеризуются достаточно высоким уровнем проявления коммуникативных или организаторских способностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомств, занимаются общественной деятельностью, помогают близким и друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям. Можно и дальше целенаправленно совершенствовать коммуникативные или организаторские способности.

Испытуемые, получившие оценку 5, характеризуются высоким уровнем проявления коммуникативных или организаторских способностей. Они испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности, активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны; предпочитают в важном деле или сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать всякие игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые удовлетворяли бы их потребности в коммуникации и организаторской деятельности. Нет предела совершенству, поэтому можно даже им совершенствовать коммуникативные или организаторские способности.

Литература

  1. См. предыдущее занятие.
  2. Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб., 1993.

Семинарское занятие № 23 «Педагогическое общение»

  1. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса.
  2. Структура профессионально-педагогического общения.
  3. Барьеры в общении с учащимися, пути их преодоления.
  4. Стили общения.

Задание

Определите стиль педагогического общения любимого и нелюбимого школьного учителя по методике, предложенной А.А. Леонтьевым. Сравните полученные результаты.

Ход выполнения

Оцените степень проявления каждой характеристики в соответствии с предложенной схемой по 7-балльной системе:

  1. Доброжелательность

7

6

5

4

3

2

1

Недоброжелательность

  1. Заинтересованность

7

6

5

4

3

2

1

Безразличие

  1. Поощрение инициативы

7

6

5

4

3

2

1

Подавление инициативы

  1. Открытость (свободное выражение чувств, отсутствие «маски»)

7

6

5

4

3

2

1

Закрытость (стремление держаться за социальную роль, тревога за свой престиж, боязнь недостатков)

  1. Активность (всё время в общении, держит учащихся в «тонусе»)

7

6

5

4

3

2

1

Пассивность (не управляет процессом общения, пускает его на самотёк)

  1. Гибкость (легко схватывает и разрешает возникающие проблемы, конфликты)

7

6

5

4

3

2

1

Жестокость (не замечает изменений в настроении аудитории, настроен на себя)

  1. Дифференцированность в общении (индивидуальный подход)

7

6

5

4

3

2

1

Отсутствие дифференцированности в общении (нет индивидуального подхода к обучаемым)

Литература

  1. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? М., 1995.
  3. Коломинский Я.Л., Реан А.А. Социальная педагогическая психология. СПб., 1993.
  4. Корнева Л.В. Психологические основы педагогической практики: [учеб. пособие] / Л.В. Корнева. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — С. 72−139.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 24

«Психология педагогического коллектива»

  1. Педагогический коллектив: психологическая структура и функции.
  2. Психологический климат в педагогическом коллективе.
  3. Конфликты в педагогических коллективах, способы их разрешения.

Задание

1. Ознакомьтесь с рекомендациями по предупреждению конфликтных ситуаций (см. источник № 6, С. 134−139).

2. Проведите тест на определение собственной предпочитаемой стратегии разрешения конфликтных ситуаций (см. источник № 6, С. 146−153).

Литература

  1. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
  2. Вишнякова Н.Ф. Конфликт — это творчество? Мн., 1996.
  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? М., 1995.
  4. Коломинский Я.Л., Реан А.А. Социальная педагогическая психология. СПб., 1993.
  5. Рыданова И.И. Педагогические конфликты: пути преодоления. Минск, 1998.
  6. Корнева Л.В. Психологические основы педагогической практики: [учеб. пособие] / Л.В. Корнева. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — С. 72−139.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 25

«Психологический анализ урока»

1. Психологические основы анализа урока.

  1. Развивающие методики и приёмы повышения интереса к уроку.

Задание

1. Провести наблюдение за уроком в школе и сделать его психологический анализ. Сдать протокол и письменный отчёт.

2. Ознакомившись с развивающими методиками и приёмами повышения интереса к уроку (см. источник № 1, С. 29−32), разработать конкретные ситуации использования предложенных приёмов при проведении урока истории по любой теме.

Схема психологического анализа урока

1. Психологическая оценка урока

— уровень организации урока;

— соотношение мнемически-репродуктивной и самостоятельной, творческой деятельности учащихся, развитие мышления учащихся;

— соотношение монологического и диалогического общения между учителем и детьми на уроке;

— темп и уровень сложности урока, их адекватность возрасту и контингенту класса;

— соответствие форм и методов работы возрастным психологическим особенностям учащихся;

— оснащённость урока средствами, ориентированными на разный тип восприятия информации (аудиальный, визуальный, кинестетический).

2. Психологический анализ учебной деятельности учащихся

— позиция учащихся: активная (субъекты учебной деятельности, действующие по внутреннему побуждению) или пассивная (объекты, исполнители целей и задач учителя);

— преобладающая мотивация учения, проявившаяся на данном уроке; (познавательная, получения оценки, одобрения учителя, избегания порицания);

— владение основными компонентами учебной деятельности (принятие учебных целей, их осмысление, выбор средств решения учебных задач, самоанализ, самооценка процесса и результатов учебной деятельности);

— наличие инициативы у учащихся в процессе учебной работы (наличие вопросов, добавлений, комментариев со стороны детей);

— наличие творческой или исполнительской позиции у детей, тяготение к действиям по алгоритму или эвристическому решению учебных задач, вариативности в решениях;

— проявление у детей ответственности за свои действия, умение оценивать себя и других;

— отношение к ошибкам (своим и товарищей): есть ли страх, напряжённость в ситуации ошибки или она вызывает живой интерес и потребность её анализа;

— используемые средства коммуникации учащимися в течение урока (вербальная сторона речи: коммуникативная открытость, проявление в речи индивидуальности, нестандартность речи; невербальная сторона речи: экспрессия, контакт глаз, поза, мимика);

— склонность к кооперации или конкуренции (групповая парная работа, дискуссии, коллективное решение учебных задач, взаимопомощь, сострадание в ситуациях неудач, радость успехам одноклассников);

— раскрепощённость учеников (свободны, искренни, естественны) или скованность (закрыты, прячутся за ролевые маски);

— отношение учащихся к учителю (уважительное, равнодушное, подчинённое, недоброжелательное, сострадательное, покровительственное);

— преобладающее на уроке самочувствие и настроение класса (напряжённость, страх, воодушевлённость, энтузиазм, бодрость, жизнерадостность, подавленность, равнодушие, раздражительность, агрессия).

3. Психологический анализ деятельности учителя на уроке

— внешний облик учителя (поза, мимика пантомимика, одежда, причёска);

— наличие физической или психологической дистанции между учителем и детьми («над», «под», «рядом», «вместе»);

— преобладающее отношение к классу;

— коммуникабельность, умение устанавливать контакт с классом и каждым учеником;

— способы активизации работы учащихся (их разнообразие и педагогическая целесообразность);

— соотношение индивидуального и группового общения на уроке;

— способность к делегированию полномочий учащимся;

— умение слушать;

— эмпатийность (умение понимать и разделять чувства другого человека);

— соотношение поощрения и порицания учащихся (позиция «красного карандаша» или психологической поддержки);

— способность к индивидуализации и дифференциации учебной работы с учащимися;

— стимулирование запоминания или понимания, самостоятельности мышления, работа по формированию умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация);

— соотношение принуждения и фасилитации (положительный личный пример) в способах организации учебной работы;

— эмоциональная устойчивость, владение собой, преобладающие эмоции;

— индивидуальные особенности манеры поведения учителя на уроке.

Литература

  1. Корнева Л.В. Психологические основы педагогической практики: [учеб. пособие] / Л.В. Корнева. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — С. 72−139.
  2. Педагогическая психология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. /Под ред. Н.В. Клюевой. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 400 с.
  3. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 228 с.
  4. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. изд. второе, доп. испр. и перераб. — М.: Логос, 2005. — 384 с.

Вопросы к экзамену

по курсу «Психология» для студентов 2 курса

Факультета иностранных языков

2011−2012 уч. г.

Преподаватель: Богдан Е.Г.

  1. Специфика научного психологического знания. Психологический факт и психическое явление.
  2. Предмет, задачи и методологические принципы психологии. Классификация методов психологии.
  3. Современные представления о природе и функциях психики. Основные характеристики психики.
  4. Уровни развития поведения и психики в филогенезе. Отличие психики человека от психики животных.
  5. Сознание как высший уровень развития психики, его основные психологические характеристики, свойства и структура (А.Н. Леонтьев).
  6. Деятельность как специфическая форма активности человека, её психологические характеристики. Структура деятельности.
  7. Действие как основная единица деятельности, его характеристика и микроструктура. Проблема формирования навыка.
  8. Понятие о способностях, виды способностей, формирование способностей. Задатки и способности.
  9. Понятие об общении. Многоплановый характер общения: стороны, мотивы, средства, результат.
  10. Основные феномены межличностного общения и общения в группе, их природа.
  11. Понятие о конфликтной ситуации. Причины возникновения и пути преодоления межличностного конфликта.
  12. Понятие о группе. Групповая динамика и виды групп.
  13. Индивид и личность. Сущность личности и её функции.
  14. Структура личности (А.Н. Леонтьев).
  15. Механизмы формирования мотивов и смыслов. Основные психологические характеристики самосознания.
  16. Личность и характер. Проблема формирования характера.
  17. Психологическая характеристика темперамента и его свойств.
  18. Понятие об эмоциональных процессах, их функциях и свойствах. Виды эмоциональных состояний.
  19. Понятие о воле. Непроизвольное, произвольное и волевое действия.
  20. Общая характеристика, свойства, закономерности и виды ощущений.
  21. Общее понятие о восприятии. Основные свойства восприятия.
  22. Общая характеристика мышления. Виды и формы мышления, мыслительные операции.
  23. Понятие о речевых процессах. Психологическая характеристика видов речи.
  24. Понятие о внимании и его функциях. Виды и свойства внимания.
  25. Понятие о памяти и её функциях. Виды памяти и закономерности процессов памяти.
  26. Понятие о воображении и его функциях. Механизмы, виды и способы воображения.
  27. Категория развития в психологии. Предмет и проблемы возрастной психологии.
  28. Теория культурно-исторического развития высших психических функций (Л.С. Выготский).
  29. Проблема движущих сил и закономерностей психического развития.
  30. Проблема соотношения психического развития, деятельности, общения и обучения.
  31. Понятие о возрасте. Проблема возрастной периодизации в психологии.
  32. Кризис новорождённости. Общая характеристика психического развития в период младенчества.
  33. Кризис одного года. Общая характеристика психического развития ребёнка в раннем возрасте.
  34. Кризис трёх лет. Общая характеристика психического развития ребёнка в дошкольном возрасте.
  35. Кризис семи лет. Проблема психологической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе.
  36. Общая характеристика психического развития ребёнка в младшем школьном возрасте.
  37. Кризис подросткового возраста. Общая характеристика психического развития ребёнка в подростковом возрасте.
  38. Психологическая характеристика юношеского возраста.
  39. Основные периоды и задачи развития взрослости. Нормативные кризисы взрослости и их характеристика.
  40. Роль семьи в становлении личности человека.
  41. Социальная ситуация развития в пожилом и старческом возрасте. Этапы и основные типы старения.
  42. Предмет, задачи и методы педагогической психологии.
  43. Психологическая характеристика образовательного процесса. Соотношение обучения, научения и развития личности.
  44. Сущность развивающего обучения. Принципы развивающего обучения в системах Л.В. Занкова и В.В.Давыдова.
  45. Понятие о воспитании. Психологические механизмы формирования свойств личности.
  46. Психологическая характеристика учебной деятельности. Особенности учебной деятельности в различные возрастные периоды.
  47. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Психологические условия формирования знаний, учебных умений и навыков.
  48. Педагог как субъект педагогической деятельности: профессионально-личностные качества, индивидуальный стиль педагогической деятельности.
  49. Специфика педагогического общения: функции, структура, стили. Барьеры в общении с учащимися, пути их преодоления.
  50. Педагогическое взаимодействие как интегральная категория воспитательно-образовательного процесса. Учебная ситуация как единица педагогического взаимодействия.
  51. Психологические особенности сотрудничества в педагогическом коллективе.
  52. Психологическое содержание и функции педагогической оценки в структуре обучения.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector