Лекции — Общие вопросы детской психологии

ЛЕКЦИЯ 2 -3

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

План

  1. Показатели психического развития;
  2. Факторы развития;
  3. Основные закономерности психического развития;
  4. Психическое развитие как усвоение общественно исторического опыта;
  5. Принципы изучения психики ребенка.

Показатели психического развития

Психология рассматривает сознание человека в его неразрывной связи с деятельностью. Побуждаемая определенны­ми мотивами, направленная на достижение заранее поставленных целей, деятельность человека разумна. В ней раскрываются все стороны человеческой личности. Важными показателями психи­ческого развития ребенка являются содержание, характер, спо­соб и направленность его деятельности.

Чтобы судить о том, насколько развит ребенок, следует вы­делить те показатели, которые являются основными для формирования всесторонне развитой личности. Такими показа­телями являются:

  1. Развитие познания и познавательной деятельности ребенка.
  2. Формирование системы личностных отношений к действи­тельности и к самому себе.
  3. Овладение системой разнообразных практических и умственных действий, обеспечивающих возможность продуктивной деятельности.

Эти три стороны неотделимы друг от друга, но выступают они различно в разных проявлениях человеческой личности и на раз­ных ступенях ее развития.

Поскольку психика есть отражение действительности, ее раз­витие обнаруживается в том, что отражает ребенок в разные пе­риоды своей жизни и как протекает самый процесс познания.

Развитие познавательной деятельности сказывается не толь­ко в том, что у ребенка увеличивается объем знаний об окружа­ющих его вещах, но и в изменении глубины познания. Знания приобретают все большую осмысленность, системность, подвиж­ность и обоснованность. Даже хорошо знакомые ребенку с пер­вых лет его жизни предметы отражаются им по-разному в раз­ные моменты его жизни.

Процесс развития есть переход ребенка от поверхностного от­ражения отдельных, разрозненно воспринимаемых им явлений к познанию их сущности, к раскрытию законов, ими управляю­щих, переход к системным и осмысленным знаниям.

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... семье, чтобы по крайней мере один родитель имел возможность заботиться о воспитании детей. Объясняя развитие, Аристотель, в противоположность Платону, ориентиро­вался на биологию. Вся жизнь, по ... формулируются гипотезы о развитии и есть попытки их экспериментальной проверки. Так, К. Гален (200—130 гг. до н.э.), выде­ляя разные виды деятельности мозга, впервые выдвинул ...

«Умственный мир ребенка населен скорее единицами, чем группами, а у взрослого весь внешний и внутренний мир распре­делен в ряды систем»,— писал И. М. Сеченов.

Развитие познавательной деятельности выражается и в том, что ребенок постепенно овладевает все более совершенными спо­собами отражения действительности. Он научается наблюдать, запоминать выборочно то, что является наиболее существенным, а затем намеренно воспроизводить только тот материал, который ему нужен. В процессе развития ребенок научается сравнивать и группировать однородные вещи, рас­суждать, делать выводы из наблюдаемых явлений, а за­тем критически проверять их.

Значит, развитие познания обнаруживается не только в из­менении объема и глубины познаваемого ребенком содержания, но и в овладении детьми способами познавательной деятельности.

Формирование системы отношений

Отражая мир, человек так или иначе относится к позна­ваемым явлениям, событиям общественной жизни, к людям и к самому себе. Чем более зрелым становится человек, тем больше определяются его собственные взгляды, отношения, оценки. От­ношения младенца к окружающему миру выражены в первич­ных чувствах удовольствия и неудовольствия. Они вызываются удовлетворением и неудовлетворением его простейших жизнен­ных потребностей. Голод, боль, усталость вызывают отрицатель­ные переживания. Они проявляются в чувстве неудовольствия. Ласка, тепло, насыщение вызывают положительное отношение.

Развитие сферы эмоциональных отношений ребенка выражается в следующем:

  1. Постепенно безразличные, т. е. «эмоционально-нейтраль­ные» вещи, например новое нарядное платье, цветные картинки, поступки людей и т. п., не имеющие жизненного значения для ре­бенка, начинают вызывать в нем какие-то чувства.
  2. Пятилетний ребенок испытывает не только чувства удовольствия — неудовольствия. Его отношения к бабушке и маме, к игрушке и к знакомой колыбель­ ной песне, к собственным успехам и к похвале любимого отца различны. Они приобретают множество оттенков и становятся порой сложными противоречивыми переживаниями.
  3. Отношение, выраженное в чувствах подрастающего челове­ка, становится общественно обоснованным, а тем самым и более стойким. Чувства старшего ребенка — школьника — усилены приобретенной им системой знаний и практическим опытом, в то время как чувства маленьких детей еще в значительной мере имеют подражательный характер. Система стойких мировоззрен­ческих чувств опирается на осмысленные и обоснованные знания. Они становятся подлинными убеждениями развитого человека.

Овладение системой практических и умственных действий

Сознание человека выражено в его деятельности. К- Маркс говорил, что «человек не только отражает мир, но и творит его».

Развитие ребенка выступает в изменении его действий, всего его поведения, всех видов его деятельности. Изменя­ется и самый процесс деятельности, ее содержание, уровень, стру­ктура, направленность. Так, игра трехлетнего ребенка более при­митивна, проста, однообразна, чем игра шести-, семилетних детей. Учебная деятельность студента отличается от учебной работы первоклассника не только по содержанию усваиваемого материа­ла. Все большую роль начинает играть собственно умственная деятельность. Изменяется и отношение ребенка к своим успехам и неудачам, к товарищам и окружающим взрослым.

5 стр., 2193 слов

РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ...

... занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно преследовать различные цели, например, акцентировать внимание на развитии чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, артистичности, в ... многокомпонентная звуковая структура, организующее начало развитого чувства музыкального ритма, которое, по мнению многих исследователей, присуще большинству людей и является одной из основных музыкальных ...

Развитие личности не совершается ритмично и равномерно: в одни периоды жизни наиболее заметные сдвиги совершаются в познавательной деятельности ребенка; другие периоды характе­ризуются интенсивной перестройкой взглядов и формированием убеждений (у подростка, юноши).

Но несомненно, что ребенок в каждый момент своей жизни есть единая и целостная личность во всех сложных и часто противоречивых ее проявлениях.

Целостность и своеобразие каждой личности с наибольшей полнотой выступает в повседневной жизни человека, в его пове­дении, в его поступках, т. е. в таких действиях человека, в кото­рых выражено его отношение к окружающему.

По изменению поступков ребенка можно судить о его разви­тии. Изменяется сам поступок, приобретая все более отчетливо выраженное общественное значение. У младших детей цели и мотивы выражают их субъективные, случайные и эгоистические желания; у старших они определяются общественными понятия­ми и мотивами. Отдельные, случайные поступки превращаются в систему поступков, т. е. в образ действия подрастающего чело­века.

Более постоянной, органичной становится связь между целью, мотивом и способом ее достижения. У маленьких детей нет свя­зи между целью и способом действия или между целью и моти­вом. Эта связь формируется в процессе развития. Непроизволь­ное, импульсивное, непоследовательное поведение, проявляющее­ся в необдуманных действиях с неожиданными для самого ребенка последствиями, становится осознанным дей­ствием, т. е. продумывается во всех звеньях. Трехлетний ре­бенок обычно знает только то, что он хочет (и то не всегда).

По мере развития ребенка его поступки становятся все более сознательными. Подросток не только знает, чего он хотел и чего достиг, но и оценивает свои действия с точки зрения общест­венных требований, общественных норм морали.

Про нравственно развитого, сознательного человека говорят, что он действует «по совести» или руководствуется «голосом сове­сти». Идеалисты видели в понятии «совесть» проявление божест­венного духа. Но с материалистической точки зрения совесть — отражение человеком всей совокупности моральных требований и оценок, принятых в обществе, которые стали и для него мери­лом и критерием оценки его собственного и чужого поведения. Такое «чувство совести» проявляется в принципиальности, в том высшем уровне поведения человека, который определяет образ его действий, стиль его отношений к труду, к людям, к себе.

Таким образом, в сложившемся образе действий зрелый, воспитанный человек выступает в единстве всех его сторон: как мыслитель, гражданин и деятель. Эти основные гра­ни личности обычно не оформляются у ребенка фронтально и равномерно. Однако степень их взаимосвязи и достигнутый успех в формировании каждой стороны личности свидетельст­вуют о том уровне развития, которого достиг ребенок в конкрет­ный момент его жизни.

2 стр., 699 слов

Показатели нервно-психического развития детей второго-третьего ...

... -психического развития детей третьего года жизни В течение 3-го года жизни моторные навыки детей претерпевают дальнейшее совершенствование. Расширяется ориентировка в окружающем, усложняются речь, игровая деятельность.   Возраст Активная речь Сенсорное развитие ...

Несмотря на то что среди советских психологов еще сущест­вуют разные точки зрения на некоторые вопросы психического развития ребенка, а вопрос о показателях развития является предметом острых споров, все передовые психологи и педагоги видят в процессе развития ребенка сложнейшее явление общест­венной жизни. Оно обусловлено действием определенных факто­ров и условий.

Факторы развития

Факторами называются те постоянно действующие обстоя­тельства, которые имеют существенное и даже определяющее значение в развитии изучаемого явления. Понимание природы каждого фактора и его роли в психическом развитии ребенка непосредственно связано со взглядами того или другого ученого на генезис психики.

Наиболее остро обычно обсуждается влияние биологическо­го и социального факторов на развитие. При этом в метафизичес­ких концепциях эти факторы ошибочно противопоставляются друг другу.

Чтобы понять причины развития и определить значение каж­дого фактора в едином жизненном процессе, необходимо рас­сматривать процесс развития диалектически. Для этого следует раскрыть прежде всего понятие наследственности и среды.

Наследственность

Одним из наиболее спорных вопросов является понимание наследственности и ее значения в психическом развитии ребен­ка. Многие психологи прошлого (Ст. Холл, Э. Клапаред, Дж. Селли, Г. Кершенштейнер) и настоящего времени (Ш. Бю-лер, Дж. Мейли, Л. Блэтц) понимают наследственность как передачу предками потомкам способностей, черт характера и интересов в готовом виде. Ребенок наследует их так же, как строение тела, черты лица или форму руки.

Используя биографии некоторых великих людей (художни­ков, музыкантов, ученых), защитники решающей роли биологи­ческого фактора в психическом развитии ребенка утверждают, что талантливость некоторых семей, например, семьи Баха, Моцарта, Паганини, подтверждает передачу способностей стар­шими поколениями младшим, т. е. подтверждает влияние наследственности на развитие ребенка.

Подобные утверждения нередко подкрепляются и некоторы­ми статистическими данными. Совершенно очевидно, что такие доводы не имеют какой бы то ни было научной достоверности и ценности: нетрудно подобрать сотни примеров, чтобы убедиться в том, что множество высокоодаренных и даже гениальных лю­дей не передали своему потомству даже ничтожной доли своего таланта.

Доказывая наследственную обусловленность психического развития ребенка, представители крайних реакционных направ­лений в педагогической и психологической науке утверждают,

Основные закономерности психического развития

Развитие каждой психической функции, каждой формы по­ведения подчиняется своим особенностям, но психическое раз­витие в целом имеет общие закономерности, которые проявляют­ся во всех сферах психики и сохраняются на протяжении всего он­тогенеза. Говоря о закономерностях психического развития, име­ют в виду описание и объяснение не случайных фактов, а главных, существенных тенденций, определяющих ход этого процесса.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Во-первых, для психического развития характерны нерав­номерность и гетерохронностъ. Каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления. Отдельные из них как бы «идут» впереди остальных, подготавливая другим почву. Затем те функции, которые «отставали», приобретают приоритет в развитии и создают основу для дальнейшего ус­ложнения психической деятельности. Например, в первые ме­сяцы младенчества наиболее интенсивно развиваются органы чувств, а позднее на их основе формируются предметные дей­ствия. В раннем детстве действия с предметами превращаются в особый вид деятельности — предметно-манипулятивную, в ходе которой развиваются активная речь, наглядно-действен­ное мышление и гордость за собственные достижения.

Периоды, наиболее благоприятные для становления той или иной стороны психики, когда обостряется ее чувствительность к определенного рода воздействиям, называются сензитивными. Функции развиваются наиболее успешно и интенсивно. Таковым для овладения родным языком является возраст с 2 до 5 лет, когда малыш активно расширяет свой словарный запас, усваивает за­коны грамматики родного языка, переходя в итоге к связной речи.

Во-вторых, психическое развитие протекает стадиально, имея сложную организацию во времени. Каждая возрастная стадия обладает своим темпом и ритмом, не совпадающим с темпом и ритмом времени и изменяющимся в разные годы жиз­ни. Так, год жизни в младенчестве по своему объективному зна­чению и происходящим преобразованиям не равен году жизни в отрочестве. Наиболее быстро психическое развитие происхо­дит в раннем детстве — с рождения до 3 лет.

Стадии психического развития определенным образом сле­дуют одна за другой, подчиняясь своей внутренней логике. Их последовательность нельзя перестроить или изменить по желанию взрослого. Любая возрастная стадия вносит свой неповтори­мый вклад, а поэтому имеет свое непреходящее значение для психического развития ребенка, имеет собственную ценность. Поэтому важно не ускорять, а обогащать психическое разви­тие, расширять, как подчеркивал А.В.Запорожец, возможности ребенка в присущих данному возрасту видах жизнедеятельнос­ти. Ведь только реализация всех возможностей данного возрас­та обеспечивает переход к новой стадии развития.

Ребенок определенного возраста занимает особое место в системе общественных отношений. И переход от одного этапа развития к другому есть прежде всего переход к новой, качест­венно более высокой и глубокой связи ребенка и общества, час­тью которого он является и без связи с которым не может жить (А.В.Запорожец).

Характеристиками стадий психического развития выступа­ют социальная ситуация развития, основные новообразования и ведущая деятельность.

Под социальной ситуацией развития понимается соотноше­ние внешних и внутренних условий развития психики (Л.С.Вы­готский).

Она определяет отношение ребенка к другим людям, предметам, вещам, созданным человечеством, и к самому себе.

В качестве возрастных новообразований выступают новый тип строения личности и ее деятельности, психические измене­ния, возникающие в данном возрасте и определяющие преоб­разования в сознании ребенка, его внутреннюю и внешнюю жизнь. Это те позитивные приобретения, которые позволяют перейти к новой стадии развития.

1 стр., 373 слов

Мотивация профессиональной деятельности

... процесса и результата труда 7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности Обработка: Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной ... Инструкция: «Прочитайте нижеперечисленные побуждения в профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для вас по пятибалльной шкале». В очень ...

Каждому возрасту присуща ведущая деятельность, которая обеспечивает кардинальные линии психического развития имен­но в этот период (А.Н.Леонтьев).

В ней наиболее полно пред­ставлены типичные для данного возраста отношения ребенка со взрослым, а через это и его отношение к действительности. Ведущая деятельность связывает детей с элементами окружаю­щей действительности, которые в данный период являются источ­никами психического развития. В этой деятельности формиру­ются основные личностные новообразования, происходит пере­стройка психических процессов и возникновение новых видов деятельности. Так, например, в предметной деятельности в ран­нем возрасте формируются «гордость за собственные достиже­ния», активная речь, складываются предпосылки для возник­новения игровой и продуктивных видов деятельности, возникают элементы наглядных форм мышления и знаково-символической функции.

Подлинным содержанием психического развития является борьба внутренних противоречий, борьба между отживающи­ми формами психики и новыми нарождающимися (Л.С.Выгот­ский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.).

Внутренние про­тиворечия выступают движущими силами психического разви­тия. Они отличаются в каждом возрасте и в то же время проте­кают в рамках одного, главного противоречия, между потреб­ностью ребенка быть взрослым, жить вместе с ним общей жиз­нью, занимать определенное место в жизни общества, прояв­лять самостоятельность и отсутствием реальных возможностей для ее удовлетворения. На уровне сознания ребенка оно высту­пает как несоответствие между «хочу» и «могу». Данное проти­воречие ведет к усвоению новых знаний, формированию уме­ний и навыков, к освоению новых способов деятельности, что позволяет расшириться границам самостоятельности и возрас­ти уровню возможностей. В свою очередь расширение границ возможностей приводит ребенка к «открытию» все новых и новых областей жизни взрослых, которые пока ему недоступ­ны, но куда он стремится «войти».

Таким образом, разрешение одних противоречий приводит к появлению других. В результате ребенок устанавливает все более разнообразные и широкие связи с миром, преобразуются формы действенного и познавательного отражения им действи­тельности. Основной закон психического развития Л.С.Выготский формулировал следующим образом: «Силы, движущие развитие ребенка в том или ином возрасте, с неизбежностью приводят к отрицанию и разрушению самой основы развития всего возрас­та, с внутренней необходимостью определяя аннулирование со­циальной ситуации развития, окончание данной эпохи разви­тия и переход к следующей, или высшей, возрастной ступени».

В-третьих, в ходе психического развития происходит диффе­ренциация и интеграция процессов, свойств и качеств. Диффе­ренциация состоит в том, что они отделяются друг от друга, превращаясь в самостоятельные формы или деятельности. Так, память выделяется из восприятия и становится самостоятель­ной мнемической деятельностью.

Интеграция обеспечивает установление взаимосвязей меж­ду отдельными сторонами психики.

В-четвертых, на протяжении психического развития происходит смена детерминант-причин, которые его определяют одной стороны, меняется взаимосвязь биологических и социальных детерминант. С другой, становится иным и соотношение разных социальных детерминант. На каждом в этапе подготавливаются условия для освоения peбeнком определенных видов деятельности, складываются особые отношения со взрослыми и сверстниками. В частное взросления контакты с товарищами все больше начинают влиять на психическое развитие дошкольника.

5 стр., 2018 слов

Деятельность и психические процессы

... и оно бы без­возвратно утрачивалось. Внешние (двигательные) и внутренние (психические) компоненты деятельности Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как важнейшие ... значительную роль в развитии познавательных процессов), но в большей мере от характера воспитания ребенка в семье, в школе, от собственной его деятельности по саморазвитию своих ...

В-пятых, психика отличается пластичностью. Так, родившийся ребенок может овладеть любым языком, независимо от своей национальности, а в соответствии с той речевой средой, в которой будет воспитываться. Одно из проявлений пластичности – компенсации психических или физических функций отсутствия или недоразвития, например при недоразвитии, слуха, двигательных функций. Другое проявление пластичности — подражание. В последнее время оно рассматривается как своеобразная форма ориентировки ребенка в специфически человеческих видах деятельности.

Психическое развитие как усвоение общественно исторического опыта

В отечественной психологии психическое развитие рассматривается как усвоение общественно-исторического опыта (А.Н.Леонтьев), в процессе чего происходит усложнение психики ребенка. У животных существуют механизмы развития двух типов. Во-первых, врожденные, наследственные меха­низмы, в которых зафиксировано само поведение, сам врожден­ный, видовой опыт. Во-вторых, механизмы приобретенного поведения, в которых зафиксированы способности к приобрете­нию индивидуального опыта.

У человека есть особый опыт, которого нет у животных, — это опыт общественно-исторический, который определяет в значи­тельной мере развитие ребенка. Дети рождаются разными по ин­дивидуальным особенностям в строении и функционировании организма и отдельных его систем. Для полноценного психичес­кого развития необходима нормальная работа коры головного мозга и высшей нервной деятельности. В случае недоразвития или мозговой травмы нарушается нормальный ход психического раз­вития. Но биологический фактор, включающий наследственные и врожденные особенности, составляет лишь предпосылку для пси­хического развития. Врожденные особенности ребенок приобре­тает в процессе своей внутриутробной жизни. Изменения в функ­циональном и даже анатомическом строении зародыша могут быть вызваны характером питания матери, режимом ее труда и отдыха, заболеваниями, нервными потрясениями и пр.

Наследственные особенности передаются в виде определенной физико-биологической организации. Так, к ним относятся тип нервной системы, задатки будущих способностей, особенности стро­ения анализаторов и отдельных участков коры головного мозга.

Как наследственные, так и врожденные особенности пред­ставляют собой лишь возможности будущего развития личнос­ти. Психическое развитие зависит во многом от того, в какую систему взаимоотношений будет включена та или иная унасле­дованная особенность, как будут к ней относиться воспиты­вающие его взрослые и сам ребенок.

Главную, определяющую роль в психическом развитии ре­бенка играет социальный опыт, зафиксированный в форме пред­метов, знаковых систем. Его он не наследует, а присваивает. Психическое развитие ребенка протекает по образцу, сущест­вующему в обществе, определяясь той формой деятельности, которая характерна для данного уровня развития общества. Поэтому дети в разные исторические эпохи развиваются по-разному. Таким образом, формы и уровни психического разви­тия заданы не биологически, а социально. А биологический фактор влияет на процесс развития не прямо, а опосредованно, преломляясь через особенности социальных условий жизни.

6 стр., 2669 слов

Тема 9. Психическое развитие взрослого человека

... развития личности РАО http://www.psy.msu.ru/about/kaf/razvit.html Кафедра возрастной психологии факультета психологии МГУ http://www.psy.msu.ru/about/kaf/personal.html Кафедра психологии личности факультета психологии МГУ http://elite.far.ru/index.phtml?page=book5314000822 Сайт кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности ... взрослых с последующим обсуждением). Материалы для текущ

При таком понимании развития складывается и иное понима­ние социальной среды. Она выступает не как обстановка, не как условие развития, а как его источник, поскольку в ней заранее есть все, чем должен овладеть ребенок, как положительное, так и отрицательное, например некоторые асоциальные формы поведения. Причем социальная среда не складывается только из непосредственного окружения ребенка. Она представляет собой взаимосвязь трех компонентов. Макросреду составляет общество, как определенную социально-экономическую, соци­ально-политическую и идеологическую систему. В ее рамках протекает вся жизнедеятельность личности. Мезосреда вклю­чает национально-культурные и социально-демографические особенности региона, в котором проживает ребенок. Микро­среда — это непосредственная среда его жизнедеятельности (се­мья, соседи, группы сверстников, культурные, воспитательно-образовательные учреждения, которые он посещает).

Причем в разные периоды детства каждый из компонентов социальной среды неодинаково влияет на психическое развитие.

Условиями усвоения социального опыта выступают актив­ная деятельность ребенка и его общение со взрослым.

Благодаря деятельности ребенка процесс воздействия на него социальной среды превращается в сложное двустороннее взаимодействие. Не только окружающее воздействует на ребен­ка, но и он преобразует мир, проявляя творчество. Предметы, находящиеся вокруг ребенка, способствуют формированию его представлений (ручкой можно писать, иголкой шить, на пиа­нино играть).

Результатом освоения опыта выступает овладе­ние этими предметами, а значит, формирование человеческих способностей и функций (письмо, шитье, музицирование).

В самих предметах зафиксирован способ их употребления, который ребенок самостоятельно открыть не может. Ведь функ­ции вещей не даны непосредственно, как некоторые физичес­кие свойства: цвет, форма и пр. Назначением предмета владеет взрослый, и только он может научить малыша его использова­нию. Ребенок и взрослый не противостоят друг другу. Ребенок является изначально социальным существом, поскольку с пер­вых дней рождения попадает в социальную среду. Взрослый, обеспечивая его жизнь и деятельность, использует при этом об­щественно выработанные предметы. Он выступает как посред­ник между ребенком и миром предметов, как носитель спосо­бов их употребления, направляя процесс освоения предметной деятельности. При этом деятельность ребенка становится адекватной назначению предмета. Взрослый организует и на­правляет деятельность ребенка в соответствующие формы, с помощью которых он усваивает общественно-исторический опыт. С помощью предметной, бытовой, игровой, трудовой, продуктивной деятельности ребенок посредством общения со взрослым осваивает разные сферы деятельности. Происходит становление двух ее важнейших компонентов — мотивацион-но-целевого («Ради чего, зачем осуществлять действия?») и опе-рационно-технического («Как делать, с помощью каких средств, способов?»).

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... лечь, сесть, поднять руку и прочее. Бытовые процессы выступают как совместная деятельность ребенка со взрослым, которому и принадлежит ведущая роль в их организации. Подрастая, малыш ... гигиенические навы­ки, которые впоследствии будут характеризовать его поведение. Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в младенческом возрасте: у новорожденного сон отделяется от бодрствования и ...

Носителем обоих компонентов выступает взрослый. В процессе психического развития происходит овладение ребенком той или иной стороной деятельности (Д.Б.Эльконин).

Так, в младенчестве ребенок осваивает мотивационную сторону деятельности взрослого, в раннем возрасте способы действия с предметами, а в дошкольном вновь начинает получать ориентацию в более широкой сфере жизни и деятельности взрослых.

Главным механизмом психического развития человека яв­ляется механизм усвоения социальных, исторически сложивших­ся видов и форм деятельности. Освоенные во внешней форме протекания, процессы преобразуются во внутренние, умствен­ные (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, П.В.Гальперин и др.).

Общество специально организует процесс передачи ребен­ку общественно-исторического опыта, контролирует его ход, создавая специальные воспитательно-образовательные учреж­дения: детские сады, школы, вузы и пр.

Обучение — это процесс усвоения знаний, формирования умений и навыков. Подчеркнем, что обучаться ребенок начи­нает с момента рождения, когда попадает в социальную среду и взрослый организует его жизнь и воздействует на малыша с помощью созданных человечеством предметов. Детская деятель­ность бывает различной в зависимости от обстоятельств, при­меняемых педагогических воздействий и возраста, но во всех случаях имеет место обучение в широком смысле слова (А.В.За­порожец).

Если же взрослый ставит перед собой сознательную цель научить ребенка чему-либо, отбирает для этого методы и приемы, то обучение приобретает организованный, системати­ческий и целенаправленный характер. При соответствующем обучении меняется характер отдельных психических процессов или функций, разрешаются одни противоречия и создаются новые.

Воспитание предполагает формирование определенных ус­тановок, нравственных суждений и оценок, ценностных ориен­тации, то есть формирование всех сторон личности. Так же как и обучение, воспитание начинается сразу после рождения малы­ша, когда взрослый своим отношением к нему закладывает основы его личностного развития. Воспитывают ребенка образ жизни родителей, их внешний вид, привычки, а не только специ­ально составленные беседы и упражнения. Поэтому огромное значение имеет каждый момент общения со старшими, каждый, пусть даже самый незначительный, с точки зрения взрослого, элемент их взаимодействия.

1 — Стр 2

В то же время, хотя психическое развитие определяется ус­ловиями жизни и воспитания, оно, как уже отмечалось, имеет свою собственную внутреннюю логику. Ребенок не подвергает­ся механически любым внешним воздействиям, они усваивают­ся избирательно, преломляясь через уже сложившиеся формы мышления, в связи с преобладающими в данном возрасте инте­ресами и потребностями. То есть всякое внешнее воздействие всегда действует через внутренние психические условия (С.Л.Ру­бинштейн).

Особенностями психического развития определяют­ся условия для оптимальных сроков обучения, усвоения опре­деленных знаний, формирования тех или иных личностных ка­честв. Поэтому содержание, формы и методы обучения и вос­питания должны выбираться в соответствии с возрастными, индивидуальными и личностными особенностями ребенка.

Развитие, воспитание и обучение тесно взаимосвязаны и выступают как звенья единого процесса. С.Л.Рубинштейн пи­сал: «Ребенок не созревает сначала и затем воспитывается и обучается, т. е. под руководством взрослых осваивая то содер­жание культуры, которое создало человечество; ребенок не раз­вивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обу­чаясь, т. е. самое созревание и развитие ребенка в ходе обуче­ния и воспитания не только проявляется, но и совершается».

Принципы изучения психики ребенка

Любая наука начинается со сбора фактов. Поэтому она должна прежде всего ответить па вопрос: как собирать необходимые факты. С помощью каких методов фиксируют, регистрируют, выявляют психологические факты, накапливают их, чтобы затем подвергнуть теоретическому анализу.

Рассматривая природу психологического факта, С.Л.Рубинштейн, А.А. Люблинская, А.В.Петровский подчеркивали, что он имеет существенную спе­цифическую особенность: составляя внутреннюю сущность человеческих про­явлений, такой факт доступен изучению лишь опосредованно. Например, ре­бенок испытывает радость от того, что нарисовал рисунок. Внешне это выра­жается в мимике, пантомимике, речевых высказываниях. Но само психическое явление, в данном случае переживание радости, остается скрытым. Чтобы изу­чить это переживание, и используют специальные методы. Основными факто­рами, которые использует исследователь, являются действия ребенка и его речь, так как в них прежде всего объективируются психические процессы и состоя­ния. В качестве дополнительных психологических фактов рассматриваются вы­разительные движения: мимика, жесты, интонации речи, в которых выражает­ся общее эмоциональное состояние и отношение к тому, что делает малыш или о чем он говорит. От объективно собранных психологических фактов зависит ход дальнейшего исследования. А сбор фактов в свою очередь зависит от того, насколько исследователь владеет методами изучения детской психики.

Специфика методов детской психологии определяется спе­цификой ее объекта. Таковым выступает развитие психики ре­бенка от рождения до семи лет, которая в этот период наиболее ранима и подвержена внешним неблагоприятным воздействи­ям. Грубое вмешательство со стороны взрослых может затор­мозить или исказить ход психического развития ребенка. Поэтому главным принципом изучения детской психологии высту­пает принцип гуманизма и педагогического оптимизма, который заключается в требовании не навредить. Психолог должен чув­ствовать особую ответственность и не торопиться, главное — разобраться в истинных причинах поведения ребенка, выделить психологические особенности и закономерности, проявив при этом тактичное, чуткое, бережное отношение к малышу.

Принцип эффективности и научности подразумевает изу­чение психологического развития, его механизмов и закономер­ностей в понятиях именно детской психологии, а не с точки зре­ния других наук. При этом следует иметь в виду, что ребенок -не маленький взрослый, а полноценный человек, обладающий собственным видением мира, образом мыслей, содержанием и выражением переживаний. Внутренний мир дошкольника раз­вивается по своим законам, которые и должен постичь исследо­ватель. Поэтому, прежде чем приступать к изучению этого мира, необходимо овладеть специальными психологическими знания­ми, понятиями, усвоить основные идеи психологической науки.

Принцип детерминизма исходит из того, что становление психических функций и свойств, а также особенности их прояв­ления связаны как с внешними, так и внутренними причинами. Эти причины обусловлены условиями жизни, воспитания ребен­ка, особенностями его социального окружения, характером об­щения малыша со взрослыми и сверстниками, спецификой его деятельности и активности. Изначально не бывает «хороших» или «трудных» детей, существует лишь многообразие причин, влияющих на появление впоследствии той или иной черты, при­сущей именно этому ребенку. Задача исследователя состоит в том, чтобы понять причину психологического факта, а значит, объяснить его.

Принцип развития психики, сознания в деятельности пока­зывает, что деятельность выступает как условие проявления и развития психики ребенка. Поэтому для изучения его психичес­ких особенностей нужно организовать соответствующую дея­тельность, например творческое воображение можно зафикси­ровать в рисовании или при сочинении сказки.

Принцип единства сознания и деятельности (разработанный С.Л. Рубинштейном) означает взаимовлияние сознания и дея­тельности. С одной стороны, сознание формируется в деятель­ности и как бы «руководит» ею. С другой, усложнение деятель­ности, освоение новых ее видов обогащает и изменяет сознание. Поэтому изучать сознание можно опосредованно, через изучение деятельности ребенка. Таким образом, мотивы пове­дения становятся понятными из анализа поступков.

Принцип возрастного индивидуального и личностного под­хода подразумевает, что общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка индивидуально, включая зако­номерные и особенные черты. Каждый ребенок осваивает речь, учится ходить, действовать с предметами, но путь его развития индивидуален.

Принцип комплексности, системности и систематичности предполагает, что однократное исследование не дает полной картины психического развития ребенка. Необходимо анали­зировать не разрозненные факты, а сопоставлять их, прослежи­вать все стороны развития психики ребенка в совокупности.