Лекции — Общие вопросы детской психологии

ЛЕКЦИЯ 2 -3

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

План

  1. Показатели психического развития;
  2. Факторы развития;
  3. Основные закономерности психического развития;
  4. Психическое развитие как усвоение общественно исторического опыта;
  5. Принципы изучения психики ребенка.

Показатели психического развития

Психология рассматривает сознание человека в его неразрывной связи с деятельностью. Побуждаемая определенны­ми мотивами, направленная на достижение заранее поставленных целей, деятельность человека разумна. В ней раскрываются все стороны человеческой личности. Важными показателями психи­ческого развития ребенка являются содержание, характер, спо­соб и направленность его деятельности.

Чтобы судить о том, насколько развит ребенок, следует вы­делить те показатели, которые являются основными для формирования всесторонне развитой личности. Такими показа­телями являются:

  1. Развитие познания и познавательной деятельности ребенка.
  2. Формирование системы личностных отношений к действи­тельности и к самому себе.
  3. Овладение системой разнообразных практических и умственных действий, обеспечивающих возможность продуктивной деятельности.

Эти три стороны неотделимы друг от друга, но выступают они различно в разных проявлениях человеческой личности и на раз­ных ступенях ее развития.

Поскольку психика есть отражение действительности, ее раз­витие обнаруживается в том, что отражает ребенок в разные пе­риоды своей жизни и как протекает самый процесс познания.

Развитие познавательной деятельности сказывается не толь­ко в том, что у ребенка увеличивается объем знаний об окружа­ющих его вещах, но и в изменении глубины познания. Знания приобретают все большую осмысленность, системность, подвиж­ность и обоснованность. Даже хорошо знакомые ребенку с пер­вых лет его жизни предметы отражаются им по-разному в раз­ные моменты его жизни.

Процесс развития есть переход ребенка от поверхностного от­ражения отдельных, разрозненно воспринимаемых им явлений к познанию их сущности, к раскрытию законов, ими управляю­щих, переход к системным и осмысленным знаниям.

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... семье, чтобы по крайней мере один родитель имел возможность заботиться о воспитании детей. Объясняя развитие, Аристотель, в противоположность Платону, ориентиро­вался на биологию. Вся жизнь, по ... формулируются гипотезы о развитии и есть попытки их экспериментальной проверки. Так, К. Гален (200—130 гг. до н.э.), выде­ляя разные виды деятельности мозга, впервые выдвинул ...

«Умственный мир ребенка населен скорее единицами, чем группами, а у взрослого весь внешний и внутренний мир распре­делен в ряды систем»,— писал И. М. Сеченов.

Развитие познавательной деятельности выражается и в том, что ребенок постепенно овладевает все более совершенными спо­собами отражения действительности. Он научается наблюдать, запоминать выборочно то, что является наиболее существенным, а затем намеренно воспроизводить только тот материал, который ему нужен. В процессе развития ребенок научается сравнивать и группировать однородные вещи, рас­суждать, делать выводы из наблюдаемых явлений, а за­тем критически проверять их.

Значит, развитие познания обнаруживается не только в из­менении объема и глубины познаваемого ребенком содержания, но и в овладении детьми способами познавательной деятельности.

Формирование системы отношений

Отражая мир, человек так или иначе относится к позна­ваемым явлениям, событиям общественной жизни, к людям и к самому себе. Чем более зрелым становится человек, тем больше определяются его собственные взгляды, отношения, оценки. От­ношения младенца к окружающему миру выражены в первич­ных чувствах удовольствия и неудовольствия. Они вызываются удовлетворением и неудовлетворением его простейших жизнен­ных потребностей. Голод, боль, усталость вызывают отрицатель­ные переживания. Они проявляются в чувстве неудовольствия. Ласка, тепло, насыщение вызывают положительное отношение.

Развитие сферы эмоциональных отношений ребенка выражается в следующем:

  1. Постепенно безразличные, т. е. «эмоционально-нейтраль­ные» вещи, например новое нарядное платье, цветные картинки, поступки людей и т. п., не имеющие жизненного значения для ре­бенка, начинают вызывать в нем какие-то чувства.
  2. Пятилетний ребенок испытывает не только чувства удовольствия — неудовольствия. Его отношения к бабушке и маме, к игрушке и к знакомой колыбель­ ной песне, к собственным успехам и к похвале любимого отца различны. Они приобретают множество оттенков и становятся порой сложными противоречивыми переживаниями.
  3. Отношение, выраженное в чувствах подрастающего челове­ка, становится общественно обоснованным, а тем самым и более стойким. Чувства старшего ребенка — школьника — усилены приобретенной им системой знаний и практическим опытом, в то время как чувства маленьких детей еще в значительной мере имеют подражательный характер. Система стойких мировоззрен­ческих чувств опирается на осмысленные и обоснованные знания. Они становятся подлинными убеждениями развитого человека.

Овладение системой практических и умственных действий

Сознание человека выражено в его деятельности. К- Маркс говорил, что «человек не только отражает мир, но и творит его».

Развитие ребенка выступает в изменении его действий, всего его поведения, всех видов его деятельности. Изменя­ется и самый процесс деятельности, ее содержание, уровень, стру­ктура, направленность. Так, игра трехлетнего ребенка более при­митивна, проста, однообразна, чем игра шести-, семилетних детей. Учебная деятельность студента отличается от учебной работы первоклассника не только по содержанию усваиваемого материа­ла. Все большую роль начинает играть собственно умственная деятельность. Изменяется и отношение ребенка к своим успехам и неудачам, к товарищам и окружающим взрослым.

3 стр., 1229 слов

МЫШЛЕНИЕ КАК ФОРМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ

... проблема творческого мышления. 2. Мышление как форма познавательной деятельности. Развитие мышления в онтогенезе Мышление – одно из высших проявлений ... деятельность получает только из чувственного познания. И через чувственное познание мышление непосредственно связывается с внешним миром. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление – последовательные стадии развития ...

Развитие личности не совершается ритмично и равномерно: в одни периоды жизни наиболее заметные сдвиги совершаются в познавательной деятельности ребенка; другие периоды характе­ризуются интенсивной перестройкой взглядов и формированием убеждений (у подростка, юноши).

Но несомненно, что ребенок в каждый момент своей жизни есть единая и целостная личность во всех сложных и часто противоречивых ее проявлениях.

Целостность и своеобразие каждой личности с наибольшей полнотой выступает в повседневной жизни человека, в его пове­дении, в его поступках, т. е. в таких действиях человека, в кото­рых выражено его отношение к окружающему.

По изменению поступков ребенка можно судить о его разви­тии. Изменяется сам поступок, приобретая все более отчетливо выраженное общественное значение. У младших детей цели и мотивы выражают их субъективные, случайные и эгоистические желания; у старших они определяются общественными понятия­ми и мотивами. Отдельные, случайные поступки превращаются в систему поступков, т. е. в образ действия подрастающего чело­века.

Более постоянной, органичной становится связь между целью, мотивом и способом ее достижения. У маленьких детей нет свя­зи между целью и способом действия или между целью и моти­вом. Эта связь формируется в процессе развития. Непроизволь­ное, импульсивное, непоследовательное поведение, проявляющее­ся в необдуманных действиях с неожиданными для самого ребенка последствиями, становится осознанным дей­ствием, т. е. продумывается во всех звеньях. Трехлетний ре­бенок обычно знает только то, что он хочет (и то не всегда).

По мере развития ребенка его поступки становятся все более сознательными. Подросток не только знает, чего он хотел и чего достиг, но и оценивает свои действия с точки зрения общест­венных требований, общественных норм морали.

Про нравственно развитого, сознательного человека говорят, что он действует «по совести» или руководствуется «голосом сове­сти». Идеалисты видели в понятии «совесть» проявление божест­венного духа. Но с материалистической точки зрения совесть — отражение человеком всей совокупности моральных требований и оценок, принятых в обществе, которые стали и для него мери­лом и критерием оценки его собственного и чужого поведения. Такое «чувство совести» проявляется в принципиальности, в том высшем уровне поведения человека, который определяет образ его действий, стиль его отношений к труду, к людям, к себе.

Таким образом, в сложившемся образе действий зрелый, воспитанный человек выступает в единстве всех его сторон: как мыслитель, гражданин и деятель. Эти основные гра­ни личности обычно не оформляются у ребенка фронтально и равномерно. Однако степень их взаимосвязи и достигнутый успех в формировании каждой стороны личности свидетельст­вуют о том уровне развития, которого достиг ребенок в конкрет­ный момент его жизни.

2 стр., 699 слов

Показатели нервно-психического развития детей второго-третьего ...

... ботинки). Показатели нервно-психического развития детей третьего года жизни В течение 3-го года жизни моторные навыки детей претерпевают дальнейшее совершенствование. Расширяется ориентировка в окружающем, усложняются речь, игровая деятельность.   Возраст Активная ...

Несмотря на то что среди советских психологов еще сущест­вуют разные точки зрения на некоторые вопросы психического развития ребенка, а вопрос о показателях развития является предметом острых споров, все передовые психологи и педагоги видят в процессе развития ребенка сложнейшее явление общест­венной жизни. Оно обусловлено действием определенных факто­ров и условий.

Факторы развития

Факторами называются те постоянно действующие обстоя­тельства, которые имеют существенное и даже определяющее значение в развитии изучаемого явления. Понимание природы каждого фактора и его роли в психическом развитии ребенка непосредственно связано со взглядами того или другого ученого на генезис психики.

Наиболее остро обычно обсуждается влияние биологическо­го и социального факторов на развитие. При этом в метафизичес­ких концепциях эти факторы ошибочно противопоставляются друг другу.

Чтобы понять причины развития и определить значение каж­дого фактора в едином жизненном процессе, необходимо рас­сматривать процесс развития диалектически. Для этого следует раскрыть прежде всего понятие наследственности и среды.

Наследственность

Одним из наиболее спорных вопросов является понимание наследственности и ее значения в психическом развитии ребен­ка. Многие психологи прошлого (Ст. Холл, Э. Клапаред, Дж. Селли, Г. Кершенштейнер) и настоящего времени (Ш. Бю-лер, Дж. Мейли, Л. Блэтц) понимают наследственность как передачу предками потомкам способностей, черт характера и интересов в готовом виде. Ребенок наследует их так же, как строение тела, черты лица или форму руки.

Используя биографии некоторых великих людей (художни­ков, музыкантов, ученых), защитники решающей роли биологи­ческого фактора в психическом развитии ребенка утверждают, что талантливость некоторых семей, например, семьи Баха, Моцарта, Паганини, подтверждает передачу способностей стар­шими поколениями младшим, т. е. подтверждает влияние наследственности на развитие ребенка.

Подобные утверждения нередко подкрепляются и некоторы­ми статистическими данными. Совершенно очевидно, что такие доводы не имеют какой бы то ни было научной достоверности и ценности: нетрудно подобрать сотни примеров, чтобы убедиться в том, что множество высокоодаренных и даже гениальных лю­дей не передали своему потомству даже ничтожной доли своего таланта.

Доказывая наследственную обусловленность психического развития ребенка, представители крайних реакционных направ­лений в педагогической и психологической науке утверждают,

Основные закономерности психического развития

Развитие каждой психической функции, каждой формы по­ведения подчиняется своим особенностям, но психическое раз­витие в целом имеет общие закономерности, которые проявляют­ся во всех сферах психики и сохраняются на протяжении всего он­тогенеза. Говоря о закономерностях психического развития, име­ют в виду описание и объяснение не случайных фактов, а главных, существенных тенденций, определяющих ход этого процесса.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Во-первых, для психического развития характерны нерав­номерность и гетерохронностъ. Каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления. Отдельные из них как бы «идут» впереди остальных, подготавливая другим почву. Затем те функции, которые «отставали», приобретают приоритет в развитии и создают основу для дальнейшего ус­ложнения психической деятельности. Например, в первые ме­сяцы младенчества наиболее интенсивно развиваются органы чувств, а позднее на их основе формируются предметные дей­ствия. В раннем детстве действия с предметами превращаются в особый вид деятельности — предметно-манипулятивную, в ходе которой развиваются активная речь, наглядно-действен­ное мышление и гордость за собственные достижения.

Периоды, наиболее благоприятные для становления той или иной стороны психики, когда обостряется ее чувствительность к определенного рода воздействиям, называются сензитивными. Функции развиваются наиболее успешно и интенсивно. Таковым для овладения родным языком является возраст с 2 до 5 лет, когда малыш активно расширяет свой словарный запас, усваивает за­коны грамматики родного языка, переходя в итоге к связной речи.

Во-вторых, психическое развитие протекает стадиально, имея сложную организацию во времени. Каждая возрастная стадия обладает своим темпом и ритмом, не совпадающим с темпом и ритмом времени и изменяющимся в разные годы жиз­ни. Так, год жизни в младенчестве по своему объективному зна­чению и происходящим преобразованиям не равен году жизни в отрочестве. Наиболее быстро психическое развитие происхо­дит в раннем детстве — с рождения до 3 лет.

Стадии психического развития определенным образом сле­дуют одна за другой, подчиняясь своей внутренней логике. Их последовательность нельзя перестроить или изменить по желанию взрослого. Любая возрастная стадия вносит свой неповтори­мый вклад, а поэтому имеет свое непреходящее значение для психического развития ребенка, имеет собственную ценность. Поэтому важно не ускорять, а обогащать психическое разви­тие, расширять, как подчеркивал А.В.Запорожец, возможности ребенка в присущих данному возрасту видах жизнедеятельнос­ти. Ведь только реализация всех возможностей данного возрас­та обеспечивает переход к новой стадии развития.

Ребенок определенного возраста занимает особое место в системе общественных отношений. И переход от одного этапа развития к другому есть прежде всего переход к новой, качест­венно более высокой и глубокой связи ребенка и общества, час­тью которого он является и без связи с которым не может жить (А.В.Запорожец).

Характеристиками стадий психического развития выступа­ют социальная ситуация развития, основные новообразования и ведущая деятельность.

Под социальной ситуацией развития понимается соотноше­ние внешних и внутренних условий развития психики (Л.С.Вы­готский).

Она определяет отношение ребенка к другим людям, предметам, вещам, созданным человечеством, и к самому себе.

В качестве возрастных новообразований выступают новый тип строения личности и ее деятельности, психические измене­ния, возникающие в данном возрасте и определяющие преоб­разования в сознании ребенка, его внутреннюю и внешнюю жизнь. Это те позитивные приобретения, которые позволяют перейти к новой стадии развития.

5 стр., 2018 слов

Деятельность и психические процессы

... и оно бы без­возвратно утрачивалось. Внешние (двигательные) и внутренние (психические) компоненты деятельности Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как важнейшие ... значительную роль в развитии познавательных процессов), но в большей мере от характера воспитания ребенка в семье, в школе, от собственной его деятельности по саморазвитию своих ...

Каждому возрасту присуща ведущая деятельность, которая обеспечивает кардинальные линии психического развития имен­но в этот период (А.Н.Леонтьев).

В ней наиболее полно пред­ставлены типичные для данного возраста отношения ребенка со взрослым, а через это и его отношение к действительности. Ведущая деятельность связывает детей с элементами окружаю­щей действительности, которые в данный период являются источ­никами психического развития. В этой деятельности формиру­ются основные личностные новообразования, происходит пере­стройка психических процессов и возникновение новых видов деятельности. Так, например, в предметной деятельности в ран­нем возрасте формируются «гордость за собственные достиже­ния», активная речь, складываются предпосылки для возник­новения игровой и продуктивных видов деятельности, возникают элементы наглядных форм мышления и знаково-символической функции.

Подлинным содержанием психического развития является борьба внутренних противоречий, борьба между отживающи­ми формами психики и новыми нарождающимися (Л.С.Выгот­ский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.).

Внутренние про­тиворечия выступают движущими силами психического разви­тия. Они отличаются в каждом возрасте и в то же время проте­кают в рамках одного, главного противоречия, между потреб­ностью ребенка быть взрослым, жить вместе с ним общей жиз­нью, занимать определенное место в жизни общества, прояв­лять самостоятельность и отсутствием реальных возможностей для ее удовлетворения. На уровне сознания ребенка оно высту­пает как несоответствие между «хочу» и «могу». Данное проти­воречие ведет к усвоению новых знаний, формированию уме­ний и навыков, к освоению новых способов деятельности, что позволяет расшириться границам самостоятельности и возрас­ти уровню возможностей. В свою очередь расширение границ возможностей приводит ребенка к «открытию» все новых и новых областей жизни взрослых, которые пока ему недоступ­ны, но куда он стремится «войти».

Таким образом, разрешение одних противоречий приводит к появлению других. В результате ребенок устанавливает все более разнообразные и широкие связи с миром, преобразуются формы действенного и познавательного отражения им действи­тельности. Основной закон психического развития Л.С.Выготский формулировал следующим образом: «Силы, движущие развитие ребенка в том или ином возрасте, с неизбежностью приводят к отрицанию и разрушению самой основы развития всего возрас­та, с внутренней необходимостью определяя аннулирование со­циальной ситуации развития, окончание данной эпохи разви­тия и переход к следующей, или высшей, возрастной ступени».

В-третьих, в ходе психического развития происходит диффе­ренциация и интеграция процессов, свойств и качеств. Диффе­ренциация состоит в том, что они отделяются друг от друга, превращаясь в самостоятельные формы или деятельности. Так, память выделяется из восприятия и становится самостоятель­ной мнемической деятельностью.

Интеграция обеспечивает установление взаимосвязей меж­ду отдельными сторонами психики.

В-четвертых, на протяжении психического развития происходит смена детерминант-причин, которые его определяют одной стороны, меняется взаимосвязь биологических и социальных детерминант. С другой, становится иным и соотношение разных социальных детерминант. На каждом в этапе подготавливаются условия для освоения peбeнком определенных видов деятельности, складываются особые отношения со взрослыми и сверстниками. В частное взросления контакты с товарищами все больше начинают влиять на психическое развитие дошкольника.

4 стр., 1660 слов

Влияние различных видов деятельности на психическое развитие ...

... периодизация психического развития, возрастные кризисы, социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, зона ближайшего развития). Общая характеристика деятельности. Влияние различных видов деятельности на познавательное, эмоционально-волевое развитие детей дошкольного возраста. Роль воспитателя в развитии различных видов деятельности детей ...

В-пятых, психика отличается пластичностью. Так, родившийся ребенок может овладеть любым языком, независимо от своей национальности, а в соответствии с той речевой средой, в которой будет воспитываться. Одно из проявлений пластичности – компенсации психических или физических функций отсутствия или недоразвития, например при недоразвитии, слуха, двигательных функций. Другое проявление пластичности — подражание. В последнее время оно рассматривается как своеобразная форма ориентировки ребенка в специфически человеческих видах деятельности.

Психическое развитие как усвоение общественно исторического опыта

В отечественной психологии психическое развитие рассматривается как усвоение общественно-исторического опыта (А.Н.Леонтьев), в процессе чего происходит усложнение психики ребенка. У животных существуют механизмы развития двух типов. Во-первых, врожденные, наследственные меха­низмы, в которых зафиксировано само поведение, сам врожден­ный, видовой опыт. Во-вторых, механизмы приобретенного поведения, в которых зафиксированы способности к приобрете­нию индивидуального опыта.

У человека есть особый опыт, которого нет у животных, — это опыт общественно-исторический, который определяет в значи­тельной мере развитие ребенка. Дети рождаются разными по ин­дивидуальным особенностям в строении и функционировании организма и отдельных его систем. Для полноценного психичес­кого развития необходима нормальная работа коры головного мозга и высшей нервной деятельности. В случае недоразвития или мозговой травмы нарушается нормальный ход психического раз­вития. Но биологический фактор, включающий наследственные и врожденные особенности, составляет лишь предпосылку для пси­хического развития. Врожденные особенности ребенок приобре­тает в процессе своей внутриутробной жизни. Изменения в функ­циональном и даже анатомическом строении зародыша могут быть вызваны характером питания матери, режимом ее труда и отдыха, заболеваниями, нервными потрясениями и пр.

Наследственные особенности передаются в виде определенной физико-биологической организации. Так, к ним относятся тип нервной системы, задатки будущих способностей, особенности стро­ения анализаторов и отдельных участков коры головного мозга.

Как наследственные, так и врожденные особенности пред­ставляют собой лишь возможности будущего развития личнос­ти. Психическое развитие зависит во многом от того, в какую систему взаимоотношений будет включена та или иная унасле­дованная особенность, как будут к ней относиться воспиты­вающие его взрослые и сам ребенок.

Главную, определяющую роль в психическом развитии ре­бенка играет социальный опыт, зафиксированный в форме пред­метов, знаковых систем. Его он не наследует, а присваивает. Психическое развитие ребенка протекает по образцу, сущест­вующему в обществе, определяясь той формой деятельности, которая характерна для данного уровня развития общества. Поэтому дети в разные исторические эпохи развиваются по-разному. Таким образом, формы и уровни психического разви­тия заданы не биологически, а социально. А биологический фактор влияет на процесс развития не прямо, а опосредованно, преломляясь через особенности социальных условий жизни.

6 стр., 2669 слов

Тема 9. Психическое развитие взрослого человека

... основе развивающего обучения, опсихологической структуре учебной деятельности. 2. Формирование умения осуществлять психолого-педагогическую диагностику ... взрослых. Экспериментальная акмеология. / Е.И. Степанова. – СПб., 2000. . http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-teor-exp.html Лабораторию теоретических и экспериментальных проблем психологии развития ПИ РАО http://www.ipd.ru/ Институт развития ...

При таком понимании развития складывается и иное понима­ние социальной среды. Она выступает не как обстановка, не как условие развития, а как его источник, поскольку в ней заранее есть все, чем должен овладеть ребенок, как положительное, так и отрицательное, например некоторые асоциальные формы поведения. Причем социальная среда не складывается только из непосредственного окружения ребенка. Она представляет собой взаимосвязь трех компонентов. Макросреду составляет общество, как определенную социально-экономическую, соци­ально-политическую и идеологическую систему. В ее рамках протекает вся жизнедеятельность личности. Мезосреда вклю­чает национально-культурные и социально-демографические особенности региона, в котором проживает ребенок. Микро­среда — это непосредственная среда его жизнедеятельности (се­мья, соседи, группы сверстников, культурные, воспитательно-образовательные учреждения, которые он посещает).

Причем в разные периоды детства каждый из компонентов социальной среды неодинаково влияет на психическое развитие.

Условиями усвоения социального опыта выступают актив­ная деятельность ребенка и его общение со взрослым.

Благодаря деятельности ребенка процесс воздействия на него социальной среды превращается в сложное двустороннее взаимодействие. Не только окружающее воздействует на ребен­ка, но и он преобразует мир, проявляя творчество. Предметы, находящиеся вокруг ребенка, способствуют формированию его представлений (ручкой можно писать, иголкой шить, на пиа­нино играть).

Результатом освоения опыта выступает овладе­ние этими предметами, а значит, формирование человеческих способностей и функций (письмо, шитье, музицирование).

В самих предметах зафиксирован способ их употребления, который ребенок самостоятельно открыть не может. Ведь функ­ции вещей не даны непосредственно, как некоторые физичес­кие свойства: цвет, форма и пр. Назначением предмета владеет взрослый, и только он может научить малыша его использова­нию. Ребенок и взрослый не противостоят друг другу. Ребенок является изначально социальным существом, поскольку с пер­вых дней рождения попадает в социальную среду. Взрослый, обеспечивая его жизнь и деятельность, использует при этом об­щественно выработанные предметы. Он выступает как посред­ник между ребенком и миром предметов, как носитель спосо­бов их употребления, направляя процесс освоения предметной деятельности. При этом деятельность ребенка становится адекватной назначению предмета. Взрослый организует и на­правляет деятельность ребенка в соответствующие формы, с помощью которых он усваивает общественно-исторический опыт. С помощью предметной, бытовой, игровой, трудовой, продуктивной деятельности ребенок посредством общения со взрослым осваивает разные сферы деятельности. Происходит становление двух ее важнейших компонентов — мотивацион-но-целевого («Ради чего, зачем осуществлять действия?») и опе-рационно-технического («Как делать, с помощью каких средств, способов?»).

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... лечь, сесть, поднять руку и прочее. Бытовые процессы выступают как совместная деятельность ребенка со взрослым, которому и принадлежит ведущая роль в их организации. Подрастая, малыш ... навы­ки, которые впоследствии будут характеризовать его поведение. Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в младенческом возрасте: у новорожденного сон отделяется от бодрствования и ...

Носителем обоих компонентов выступает взрослый. В процессе психического развития происходит овладение ребенком той или иной стороной деятельности (Д.Б.Эльконин).

Так, в младенчестве ребенок осваивает мотивационную сторону деятельности взрослого, в раннем возрасте способы действия с предметами, а в дошкольном вновь начинает получать ориентацию в более широкой сфере жизни и деятельности взрослых.

Главным механизмом психического развития человека яв­ляется механизм усвоения социальных, исторически сложивших­ся видов и форм деятельности. Освоенные во внешней форме протекания, процессы преобразуются во внутренние, умствен­ные (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, П.В.Гальперин и др.).

Общество специально организует процесс передачи ребен­ку общественно-исторического опыта, контролирует его ход, создавая специальные воспитательно-образовательные учреж­дения: детские сады, школы, вузы и пр.

Обучение — это процесс усвоения знаний, формирования умений и навыков. Подчеркнем, что обучаться ребенок начи­нает с момента рождения, когда попадает в социальную среду и взрослый организует его жизнь и воздействует на малыша с помощью созданных человечеством предметов. Детская деятель­ность бывает различной в зависимости от обстоятельств, при­меняемых педагогических воздействий и возраста, но во всех случаях имеет место обучение в широком смысле слова (А.В.За­порожец).

Если же взрослый ставит перед собой сознательную цель научить ребенка чему-либо, отбирает для этого методы и приемы, то обучение приобретает организованный, системати­ческий и целенаправленный характер. При соответствующем обучении меняется характер отдельных психических процессов или функций, разрешаются одни противоречия и создаются новые.

Воспитание предполагает формирование определенных ус­тановок, нравственных суждений и оценок, ценностных ориен­тации, то есть формирование всех сторон личности. Так же как и обучение, воспитание начинается сразу после рождения малы­ша, когда взрослый своим отношением к нему закладывает основы его личностного развития. Воспитывают ребенка образ жизни родителей, их внешний вид, привычки, а не только специ­ально составленные беседы и упражнения. Поэтому огромное значение имеет каждый момент общения со старшими, каждый, пусть даже самый незначительный, с точки зрения взрослого, элемент их взаимодействия.

1 — Стр 2

В то же время, хотя психическое развитие определяется ус­ловиями жизни и воспитания, оно, как уже отмечалось, имеет свою собственную внутреннюю логику. Ребенок не подвергает­ся механически любым внешним воздействиям, они усваивают­ся избирательно, преломляясь через уже сложившиеся формы мышления, в связи с преобладающими в данном возрасте инте­ресами и потребностями. То есть всякое внешнее воздействие всегда действует через внутренние психические условия (С.Л.Ру­бинштейн).

Особенностями психического развития определяют­ся условия для оптимальных сроков обучения, усвоения опре­деленных знаний, формирования тех или иных личностных ка­честв. Поэтому содержание, формы и методы обучения и вос­питания должны выбираться в соответствии с возрастными, индивидуальными и личностными особенностями ребенка.

Развитие, воспитание и обучение тесно взаимосвязаны и выступают как звенья единого процесса. С.Л.Рубинштейн пи­сал: «Ребенок не созревает сначала и затем воспитывается и обучается, т. е. под руководством взрослых осваивая то содер­жание культуры, которое создало человечество; ребенок не раз­вивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обу­чаясь, т. е. самое созревание и развитие ребенка в ходе обуче­ния и воспитания не только проявляется, но и совершается».

Принципы изучения психики ребенка

Любая наука начинается со сбора фактов. Поэтому она должна прежде всего ответить па вопрос: как собирать необходимые факты. С помощью каких методов фиксируют, регистрируют, выявляют психологические факты, накапливают их, чтобы затем подвергнуть теоретическому анализу.

Рассматривая природу психологического факта, С.Л.Рубинштейн, А.А. Люблинская, А.В.Петровский подчеркивали, что он имеет существенную спе­цифическую особенность: составляя внутреннюю сущность человеческих про­явлений, такой факт доступен изучению лишь опосредованно. Например, ре­бенок испытывает радость от того, что нарисовал рисунок. Внешне это выра­жается в мимике, пантомимике, речевых высказываниях. Но само психическое явление, в данном случае переживание радости, остается скрытым. Чтобы изу­чить это переживание, и используют специальные методы. Основными факто­рами, которые использует исследователь, являются действия ребенка и его речь, так как в них прежде всего объективируются психические процессы и состоя­ния. В качестве дополнительных психологических фактов рассматриваются вы­разительные движения: мимика, жесты, интонации речи, в которых выражает­ся общее эмоциональное состояние и отношение к тому, что делает малыш или о чем он говорит. От объективно собранных психологических фактов зависит ход дальнейшего исследования. А сбор фактов в свою очередь зависит от того, насколько исследователь владеет методами изучения детской психики.

Специфика методов детской психологии определяется спе­цификой ее объекта. Таковым выступает развитие психики ре­бенка от рождения до семи лет, которая в этот период наиболее ранима и подвержена внешним неблагоприятным воздействи­ям. Грубое вмешательство со стороны взрослых может затор­мозить или исказить ход психического развития ребенка. Поэтому главным принципом изучения детской психологии высту­пает принцип гуманизма и педагогического оптимизма, который заключается в требовании не навредить. Психолог должен чув­ствовать особую ответственность и не торопиться, главное — разобраться в истинных причинах поведения ребенка, выделить психологические особенности и закономерности, проявив при этом тактичное, чуткое, бережное отношение к малышу.

Принцип эффективности и научности подразумевает изу­чение психологического развития, его механизмов и закономер­ностей в понятиях именно детской психологии, а не с точки зре­ния других наук. При этом следует иметь в виду, что ребенок -не маленький взрослый, а полноценный человек, обладающий собственным видением мира, образом мыслей, содержанием и выражением переживаний. Внутренний мир дошкольника раз­вивается по своим законам, которые и должен постичь исследо­ватель. Поэтому, прежде чем приступать к изучению этого мира, необходимо овладеть специальными психологическими знания­ми, понятиями, усвоить основные идеи психологической науки.

Принцип детерминизма исходит из того, что становление психических функций и свойств, а также особенности их прояв­ления связаны как с внешними, так и внутренними причинами. Эти причины обусловлены условиями жизни, воспитания ребен­ка, особенностями его социального окружения, характером об­щения малыша со взрослыми и сверстниками, спецификой его деятельности и активности. Изначально не бывает «хороших» или «трудных» детей, существует лишь многообразие причин, влияющих на появление впоследствии той или иной черты, при­сущей именно этому ребенку. Задача исследователя состоит в том, чтобы понять причину психологического факта, а значит, объяснить его.

Принцип развития психики, сознания в деятельности пока­зывает, что деятельность выступает как условие проявления и развития психики ребенка. Поэтому для изучения его психичес­ких особенностей нужно организовать соответствующую дея­тельность, например творческое воображение можно зафикси­ровать в рисовании или при сочинении сказки.

Принцип единства сознания и деятельности (разработанный С.Л. Рубинштейном) означает взаимовлияние сознания и дея­тельности. С одной стороны, сознание формируется в деятель­ности и как бы «руководит» ею. С другой, усложнение деятель­ности, освоение новых ее видов обогащает и изменяет сознание. Поэтому изучать сознание можно опосредованно, через изучение деятельности ребенка. Таким образом, мотивы пове­дения становятся понятными из анализа поступков.

Принцип возрастного индивидуального и личностного под­хода подразумевает, что общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка индивидуально, включая зако­номерные и особенные черты. Каждый ребенок осваивает речь, учится ходить, действовать с предметами, но путь его развития индивидуален.

Принцип комплексности, системности и систематичности предполагает, что однократное исследование не дает полной картины психического развития ребенка. Необходимо анали­зировать не разрозненные факты, а сопоставлять их, прослежи­вать все стороны развития психики ребенка в совокупности.