I. Организационно-методический раздел 7

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Казанский юридический институт

Министерства внутренних дел Российской Федерации»

Кафедра философии, политологии, социологии и психологии

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

ФИЛОСОФИЯ

По специальности

Правоохранительная деятельность

Квалификация (степень) выпускника — «специалист»

Заочная форма обучения

(срок обучения –3 года)

КАЗАНЬ 2012

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Казанский юридический институт

Министерства внутренних дел Российской Федерации»

Кафедра философии, политологии, социологии и психологии

 

УТВЕРЖДАЮ
Начальник
ФГКОУ ВПО КЮИ МВД России
генерал-майор полиции
___________Ф.К. Зиннуров
«____» ___________ 20__ г.

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

ФИЛОСОФИЯ

По специальности

Правоохранительная деятельность

Квалификация (степень) выпускника — «специалист»

КАЗАНЬ 2012

Философия: Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» для слушателей заочной формы обучения (срок обучения – 3 года) по специальности 031001.65 — Правоохранительная деятельность/ Сост. М.М. Зарипов. — Казань: КЮИ МВД России, 2012. — 42

 

 

Рабочая учебная программа подготовлена кандидатом философских наук, доцентом кафедры философии, политологии, социологии и психологии КЮИ МВД России Зариповым М.М.

 

Рецензенты:

1. Юзеев А.Н., профессор кафедры философии Казанского филиала Академии правосудия, доктор философских наук, профессор;

2. Курлович П.Н. старший преподаватель КЮИ МВД РФ, кандидат философских наук

 

Обсуждена на заседании кафедры философии, политологии, социологии и психологии 17.01.2012 г., протокол №11

Одобрена методическим советом института 21.02.2012 г., протокол №6

Одобрена Ученым советом института 27.03.2012., протокол №6

 

 

©Казанский юридический институт МВД РФ, 2012

 

I. Организационно-методический раздел

1.1. Цель и задачи дисциплины:

Целью изучения дисциплины «Философия» является формирование у обучающихся теоретического мировоззрения, методологической культуры, духовного мира личности высококвалифицированного специалиста на основе достижений мировой и русской философской мысли, отечественных интеллектуально-духовных ценностей и традиций.

Задачами дисциплины являются:

формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и способах их исследования, их роли в формировании ценностных ориентаций в социальной и профессиональной деятельности;

овладение базовыми принципами, методами и приемами философского познания;

ознакомление с основными принципами, закономерностями и тенденциями развития природы, общества, человека, его познавательной деятельности, и формирование на этой теоретической основе целостной философской картины мира;

выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами;

формирование представления о философии права как мировоззренческой, методологической и логической основе юридического мышления;

введение в круг общетеоретических и прикладных философских проблем, связанных с правоохранительной деятельностью.

Изучение дисциплины направлено на развитие у обучающихся навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога; способности использовать все вышеперечисленное в практической правоохранительной деятельности.

1.2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина относится к циклу ГСЭ ФГОС ВПО (С.1), является необходимым (обязательным) элементом его базовой части (С.1.1).

Изучение дисциплины предполагается на базе знаний, умений и компетенций, приобретенных в результате получения общего среднего образования (специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающихся не предусматриваются).

Дисциплина «Философия» формирует основы общенаучной методологической грамотности, изучается с первого курса и является предшествующей для последующих дисциплин как гуманитарного, социального и экономического, так и профессионального циклов. Методы, освоенные в дисциплинарных рамках философии, имеют всеобщую (междисциплинарную) значимость.

1.3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных компетенций:

способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации; значение гуманистических ценностей, свободы и демократии (ОК-2);

способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия (ОК-3);

способность ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах, использовать знания и методы гуманитарных, экономических и социальных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);

способность понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-5);

способность проявлять непримиримость к коррупционному поведению, высокий уровень правосознания и правовой культуры (ОК-6);

способность к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, к работе в коллективе, кооперации с коллегами, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности (ОК-7);

способность проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния, (ОК-8);

способность к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения (ОК-9);

способность креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать оптимальные организационно-управленческие решения в повседневной деятельности и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность (ОК-10);

способность анализировать свои возможности, самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности (ОК-11);

способность к осуществлению педагогической деятельности в сферах публичной и частной жизни (ОК-12);

способность осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке, логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, публично представлять результаты исследований, вести полемику и дискуссии (ОК-14);

способность работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации (ОК-16).

Также изучение дисциплины «Философия» способствует формированию и развитию отдельных профессиональных компетенций:

способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, не допускать и пресекать любые проявления произвола, принимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав (ПК-11);

способность анализировать правоприменительную и правоохранительную практику, научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-33);

способность применять методы проведения прикладных научных исследований, анализа и обработки их результатов (ПК-34);

способность обобщать и формулировать выводы по теме исследования, готовитьотчеты, публикации по результатам выполненных исследований (ПК-35);

способность осуществлять правовое информирование и воспитание (ПК-37).

 

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

Знать (ОК-2 – ОК-12, ОК-14, ОК-16, ПК-2, ПК-11, ПК-33 – ПК-35, ПК-37):

предметную область, систему, содержание и взаимосвязь основных принципов, законов, понятий и категорий философского знания, их роль в формировании ценностных ориентаций в социальной и профессиональной деятельности;

принципы, закономерности, тенденции развития природы, общества, человека, его познавательной деятельности;

философские (мировоззренческие, методологические и логические) основы юридического мышления;

 

Уметь (ОК-2 – ОК-12, ОК-14, ОК-16, ПК-2, ПК-11, ПК-33 – ПК-35, ПК-37):

использовать принципы, законы и методы философии для решения социальных и профессиональных задач;

применять философские категории и понятия с четко определенным содержанием; устанавливать философский и логический смысл суждения; пользоваться общефилософскими и логическими правилами ведения диалога и дискуссии;

оценивать факты и явления профессиональной деятельности с философско-аксиологической точки зрения; осуществлять мировоззренческо-ценностный выбор норм поведения в конкретных служебных ситуациях; давать нравственную и социально-философскую оценку коррупционным проявлениям и другим нарушениям норм профессиональной этики;

 

Владеть (ОК-2 – ОК-12, ОК-14, ОК-16, ПК-2, ПК-11, ПК-33 – ПК-35, ПК-37):

основами анализа социально и профессионально значимых проблем, процессов и явлений с использованием философских знаний, в том числе философско-правового анализа;

общефилософскими, общенаучными и философско-прикладными методами;

навыками научного и философски развитого мышления, распознавания логических, гносеологических и методологических ошибок в профессиональной деятельности;

навыками публичного выступления, аргументации, ведения дискуссии и полемики;

навыками грамотного применения способности и готовности к диалогу и восприятию альтернатив, участию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера;

навыками выстраивания социальных и профессиональных взаимодействий с учетом философско-мировоззренческих (этнокультурных и конфессиональных) различий;

навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с философской (аксиологической и методологической) точки (точек) зрения, в том числе в практической деятельности, связанной с профессией.

Разделы (темы) дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

Все разделы дисциплины «Философия» как основы общенаучной методологической грамотности и теоретической подготовленности обучающихся являются необходимыми (базовыми) для успешного освоения последующих дисциплин как гуманитарного, социального и экономического, так и профессионального циклов. Методы, освоенные в дисциплинарных рамках философии в ходе изучения всех тем дисциплины (независимо от их внутридисциплинарной тематической специфики) имеют всеобщую (междисциплинарную) значимость для других дисциплин (вне их предметных особенностей).

Примерный тематический план изучения дисциплины

№ темы Наименование раздела, темы дисциплины, видов самостоятельной работы Л С ПЗ ЛР КР Всего ауд. СРС Всего
  Раздел I. Природа и сущность философского знания      
1. Специфика философского знания, предмет и функции философии в социокультурном опыте человечества и личности      
  Раздел II. Основные этапы развития западноевропейской философской мысли            
Античная философская мысль            
Развитие философской мысли в средние века            
Философия эпохи Возрождения            
Философия Нового времени            
Классическая немецкая философия            
Философия марксизма            
Российская философская мысль            
Философские школы современности            
  Раздел III. Философская картина мира      
Философское учение о бытие      
Диалектика как учение о развитии        
Системность и структурность материи. Детерминизм            
  Раздел IV. Познание и его сущность. Философские проблемы социально-гуманитарного знания            
Познание, его возможности и границы. Сущность и специфика научного познания            
Учение об обществе. Методология социально-гуманитарного познания Наука и методология            
  Раздел IV. Познание и его сущность. Философские проблемы социально-гуманитарного знания (продолжение)            
Общество как система. Общество и природа            
Глобальные проблемы современности и пути их решения. Общественный прогресс и его критерий            
Философия человека. Личность и правоохранительная деятельность. Ценности в структуре человеческой деятельности            
Философия права как мировоззренческая и методологическая основа юридического мышления            
Природа и сущность права            
Основные категории философии права            
21. Основные этапы развития философско-правовой мысли            
  Раздел V. Прикладные аспекты философского знания            
22. Философия российской государственности и права            
Философия гражданского общества. Философская культура юриста            
  Внеаудиторная контрольная работа            
  Подготовка к экзамену            
  Экзамен            
  Итого:        

Планы семинарских занятий

Тема №1. Специфика философского знания, предмет и функции философии в социокультурном опыте человечества и личности (1 ч.)

 

1. Мировоззрение, его структура и содержание. Уровни мировоззрения. Особенности мировоззрения современного российского общества.

2. Мифология и религия как предпосылки философии. Их сходство и различие.

3. Объект и предмет философии. Специфика философии. Философия и религия. Философия и естественные науки. Философия и юридические науки. Философия и религия.

4. Основной вопрос философии: онтологический аспект.

5. Основной вопрос философии: гносеологический аспект.

6. Основные функции философии.

7. Роль и место философии в структуре мировоззрения сотрудников ОВД.

Тема №10. Философское учение о бытие (1 ч.).

1. Философский анализ категории «бытие». Соотношение бытия и небытия.

2. «Материя» как философская категория.

3. Движение как способ существования материи.

4. Пространство как атрибуты материи.

5. Время как атрибут материи.

6. Категория материя и её атрибуты в контексте современных достижений естествознания.

Лабораторный практикум

В рамках дисциплины «Философия» лабораторный практикум не предусмотрен.

Примерная тематика контрольных работ.

  1. Философия, её объект и предмет.
  2. Мировоззрение и его исторические типы.
  3. Философия античности.
  4. Философия средневековья.
  5. Философия Возрождения.
  6. Философия Нового времени.
  7. Философия И. Канта.
  8. Философия И. Фихте.
  9. Философия Ф. Шеллинга.
  10. Философия Г. Гегеля.
  11. Философия Л. Фейербаха.
  12. Российская философская мысль.
  13. Философское учение о материи.
  14. Диалектика, её суть и методологическое значение.
  15. Философское познание и его особенности.
  16. Научное познание. Методология научного познания.
  17. Социальное познание и его специфика.
  18. Общество как система.
  19. Гражданское общество и пути его формирования в России.
  20. Глобальные проблемы современности и пути их решения.
  21. Особенности взаимодействия общества и природы.
  22. Человек как объект философского анализа.
  23. Философия права как мировоззренческая основа юридического мышления.
  24. Природа и сущность права.
  25. Основные этапы развития философско-правовой мысли.
  26. Особенности русской философско-правовой мысли.
  27. Особенности истории татарской общественно-философской мысли.
  28. Философская культура юриста.
  29. Общественный прогресс и его критерии.
  30. Перспективы развития человека и общества.

 

2.8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Изучение дисциплины «Философия» предполагает последовательное освоение трех модульных разделов дисциплины. Цель первого – формирование философского мировоззрения (раздел I «Природа и сущность философского знания»); второго – формирование методологической культуры высококвалифицированного специалиста (раздел II «Философские проблемы социально-гуманитарного знания»); третьего – приложение мировоззренческих и методологических основ к конкретно-практической деятельности (раздел III «Прикладные аспекты философского знания»).

По организационным формам и образовательным технологиям изучение дисциплины включает в себя проведение лекционных и семинарских занятий в сочетании с самостоятельной работой обучающихся, выполнение реферата, сдачу зачета в конце первого семестра изучения дисциплины и экзамена в конце следующего семестра.

Текущий контроль качества усвоения знаний проводится как в устной, так и в письменной формах. В первом случае имеются в виду выступления и доклады на семинарах; во втором – выполнение контрольной работы и тестирование.

Промежуточная аттестация по дисциплине в конце ее изучения осуществляется в ходе экзамена, на котором экзаменатор оценивает наличие и качество предусмотренных программой и образовательным стандартом компетенций уобучающихся, в ходе их ответа на конкретные вопросы экзаменационного билета.

Работа на семинарах (устно) предполагает научную заинтересованность, общую и специальную подготовленность и профессиональную пригодность обучающихся в сфере квалифицированного познания вопросов, составляющих основное содержание дисциплины. Цель – оценить степень и компетентность участия в дискуссионном обсуждении конкретных проблем, предлагаемых (заблаговременно) в качестве специальных вопросов семинарских занятий.

Самостоятельная работа(устно и письменно) направлена на решение следующих задач:

1) выработку навыков восприятия и анализа оригинальных философских текстов (классических и современных);

2) формирование навыков критического, исследовательского отношения к предъявляемой аргументации, развитие способности схватывания и понимания философских аспектов различных социально и личностно значимых проблем;

3) развитие и совершенствование способностей к диалогу, к дискуссии, к формированию и логически аргументированному обоснованию собственной позиции по тому или иному вопросу;

4) развитие и совершенствование творческих способностей при самостоятельном изучении философских проблем;

5) непрерывное совершенствование уровня мировоззренческо-теоретической подготовленности к будущей практической деятельности, связанной с профессией.

Зачет (устно) – форма промежуточного (межсеместрового) контроля. Проводится по перечню вопросов и проблем дисциплины, изученных в течение всего семестра. Предполагает подготовленность для квалифицированной демонстрации (защиты) знаний, умений и навыков, свидетельствующих о достаточном усвоении учебного материала первой части дисциплины. Цель – оценить способность обучающихся поддержать осмысленный и грамотный диалог по основным проблемам, изученным в течение семестра.

Контрольная работа (письменно) – форма промежуточного контроля. Представляет собой написание соответствующей работы по одной из проблем, предложенных в списке примерных тем контрольных работ. Цель – оценить применение обучающимися профессиональных знаний, умений и навыков, результатом которого должна стать конкретная работа, позволяющая сделать вывод о достаточном знакомстве с требованиями и стандартами академической науки в области написания контрольных работ.

Тестирование(письменно) – форма промежуточного контроля. Тестовые задания могут формулироваться как в форме, используемой в федеральном электронном интернет-тестировании, так и оригинальной авторской форме, с открытыми вариантами ответов. Цель – быстро и относительно объективно оценить текущий уровень знаний по дисциплине в целом и (или) по ее конкретным разделам (темам).

Экзамен (устно) — форма промежуточного контроля в конце изучения дисциплины. Проводится по перечню ключевых вопросов (проблем) дисциплины, предлагаемых заранее. Предполагает подготовленность для квалифицированной демонстрации усвоения учебного материала (приобретенных компетенций) по всей дисциплине (за оба семестра ее изучения).

Цель — определение уровня реализации основной цели учебной дисциплины, степени соответствия знаний, умений и навыков ее задачам.

Перечень вопросов для подготовки к промежуточной аттестации (зачету или экзамену) по всему курсу

Перечень вопросов для подготовки к промежуточной аттестации (экзамену)

1. Философия, ее предмет и функции.

2. Мировоззрение и философия. Типы мировоззрений.

3. Структура и основные характеристики философского знания.

4. Основные философские школы и направления, критерии их классификации.

5. Материализм и идеализм в истории философии.

6. Философская методология и основные методы философии.

7. Основные исторические формы, принципы и законы диалектики.

8. Основные философские категории и их специфика.

9. Периодизация и типология истории философии.

10. Характерные черты, основные этапы и школы античной философии.

11. Общая характеристика средневековой философии.

12. Характерные черты и направления философии Нового времени.

13. Общая характеристика немецкой классической философии.

14. Классическая и неклассическая философия: сравнительная характеристика.

15. Рационализм и иррационализм в истории философии.

16. Основные черты и направления современной западной философии.

17. Основные этапы в развитии русской философии.

18. Основные формы бытия.

19. Монистические и плюралистические концепции бытия.

20. Картины мира и их специфика.

21. Диалектика природного и социального бытия.

22. Понятие и структурные уровни организации материи.

23. Движение, пространство и время как характеристики бытия.

24. Проблема познаваемости мира.

25. Чувственное и рациональное познание, их формы.

26. Философия и наука.

27. Проблема обоснования научного знания.

28. Основные формы научного знания.

29. Научные революции и смена типов рациональности.

30. Методология научного познания.

31. Специфика социогуманитарного знания и познания.

32. Особенности современного социального познания и его основные методы.

33. Понятие и основные концепции истины.

34. Проблема сознания в философии.

35. Общественное сознание и его структура.

36. Социальная философия, ее предмет и метод.

37. Сущность и специфика бытия человека.

38. Соотношение биологического и социального в человеке.

39. Понятие личности. Индивид, индивидуальность, человек, личность.

40. Проблема цели и смысла жизни.

41. Социальные ценности и социализация личности.

42. Роль личности в общественном развитии.

43. Свобода воли и социальная ответственность личности.

44. Иерархия, место и роль ценностей в профессиональной деятельности.

45. Общество как саморазвивающаяся система.

46. Общественные отношения и их структура.

47. Проблемы типологии исторического процесса.

48. Формационное и цивилизационное представления об обществе.

49. Основные концепции философии истории.

50. Сущность и критерии исторического прогресса.

51. Гражданское общество, нация и государство.

52. Насилие и ненасилие в истории человечества.

53. Культура и цивилизация.

54. Проблемы и перспективы современной цивилизации.

55. Сущность философского подхода к правовым явлениям.

56. Философия права в системе философских и юридических наук.

57. Функции философии права.

58. Юридический позитивизм в контексте философско-правового анализа.

59. Основные черты философско-правового мировоззрения.

60. Методологические принципы понимания права.

61. Право как мера свободы.

62. Проблема соотношения права и исторической реальности.

63. Сущность правового сознания.

64. Основные философско-правовые идеи и теории.

65. Общая характеристика категорий права.

66. Мораль и право, их соотношение.

67. Роль права в решении проблем современности.

68. Общая характеристика корней современного российского права.

69. Общая характеристика корней современного западноевропейского права.

70. Природа и происхождение права.

71. Социально-экономические отношения как условия формирования права и его предмет.

72. Понятие государственности и права и их роль в развитии общества.

73. Интеллектуально-духовные основания российского права и российской государственности.

74. Философское осмысление правового государства.

75. Роль правосознания в российском государстве.

76. Сущность, структура, особенности и противоречия современного гражданского общества.

77. Социализация и индивидуализация как взаимосвязанные процессы развития общества.

78. Философская культура в деятельности общества и личности.

79. Философская культура юриста

80. Роль философии в повышении правовой культуры.

III. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература:

1. Грядовой Д.И.Основы философских знаний: учебник. – М.: ЮНИТИ, 2010.

2. Золкин А.Л. Философия: Учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям. – М.: ЮНИТИ, 2011.

3. Прикладные аспекты философского знания: Учебное пособие / Под ред. Д.И. Грядового, П.П. Марченя. – М.: Моск. ун-т МВД России, 2009.

4. Философия: Учебник для студентов вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ, 2011.

5. Философия: Учебное пособие / Отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.

 

б) дополнительная литература:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М.: Проспект, 2012.

2. Грядовой Д.И.История философии: учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: ЮНИТИ, 2010.

3. Грядовой Д.И.Философия: Структурированный учебник для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

4. История философии: Учебно-практическое пособие / [Е.С. Ганс (отв. за вып.)]; Н.В. Балябин; Н.П. Гончаров, П.П. Марченя и др. – М.: Моск. ун-т МВД России, 2009.

5. Социальная философия: Учебное пособие/ Под ред. Н.Ф. Медушевской, А.М. Чугунова [С.Г. Барсегян, Н.П. Гончаров, П.П. Марченя и др.]. – М.: Моск. ун-т МВД России, 2010.

6. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Гардарики, 2011.

7. Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. – М.: Гардарики, 2010.

8. Хрестоматияпофилософии: Учебное пособие / Cост. П.В. Алексеев. – М.: Проспект, 2010.

 

в) программное обеспечение:

Программное обеспечение общего назначения; Интернет, специальное программное обеспечение интерактивной (мультимедийной) доски; обучающие и обучающе-контролирующие (тестовые) компьютерные программы для закрепления, углубления и контроля знаний по дисциплине, комплекс программного обеспечения системы «STELLUS».

 

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

1. Библиотека философского факультета МГУ / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Режим доступа: http://www.philos.msu.ru/library.php.

2. Библиотека философской антропологии. – Режим доступа: http://www.musa.narod.ru/bib.htm.

3. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. – Философия. – Режим доступа: http://window.edu.ru/.

4. Наука и техника – электронная библиотека. – Режим доступа: http://n-t.ru/.

5. Национальная философская энциклопедия. – Режим доступа: http://terme.ru/.

6. Портал Гуманитарное образование. – Философия. – Режим доступа: .

7. Российское образование. Федеральный образовательный портал. – Режим доступа: http://www.edu.ru/.

8. Философия в WWW – Философские ресурсы в Интернете. – Режим доступа: http://rri.chat.ru/phil.html.

9. Философия в России: философский портал / Рос. Акад. наук. Ин-т философии – Библиотека ИФ РАН: Каталог. – Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/catalog.html.

10. Философия: электронные тексты. – Режим доступа: http://travelliers.narod.ru/.

11. Философия: электронный путеводитель. – Режим доступа: http://www.nlr.ru/res/inv/guideseria/filosofia/about.php.

12. Цифровая библиотека по философии. – Режим доступа: http://filosof.historic.ru/.

13. Цифровая библиотека философии – Виртуальная библиотека. – Режим доступа: http://piglos.ru/dir/5.

14. Infolio – Университетская электронная библиотека. – Режим доступа: .

д) материально-техническое обеспечение дисциплины:

Компьютер (для лекционных занятий – ноутбук, для проведения тестирования – компьютерный класс), мультимедийный проектор, микрофон, интерактивная доска, система «STELLUS», доступ к электронно-библиотечной системе.