Криминальная психология. Психологическая характеристика личности

МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ

СХІДНОУКРАЇНСЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ УНІВЕРСИТЕТ

імені Володимира Даля

КРИМСЬКИЙ ФАКУЛЬТЕТ, ФЕОДОСІЙСЬКЕ ВІДДІЛЕННЯ

Кафедра

КОНТРОЛЬНА РОБОТА

Тема: «Криминальная психология.

Психологическая характеристика личности»

З дисципліни

Юридическая психология

Студент

Кадыров А.Р.

Група Юизф-161

Керівник роботи

Денисенко Г.А.

План

Введение

1. Личность и типология преступников

2. Судебно-психологическая классификация личности

3. Мотивационная сфера личности преступника

4. Классификация, преступников по содержанию преступной деятельности

Вывод

Контрольное тестирование

Литература

Введение

Проблема личности преступника все более привлекает к себе внимание отечественных юристов.

Поэтому актуальность и цель данной работы это проведение психологического анализа личности преступника.

Деятельность, в том числе преступная, во многом обусловлена психологическими особенностями самого человека. Уголовно-процессуальный закон, определяя предмет доказывания, требует выяснения обстоятельств, влияющих на степень и характер ответственности обвиняемого, а также иных обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого. Однако до настоящего времени на практике обстоятельства, которые характеризуют личность обвиняемого с достаточной полнотой, не устанавливаются. Лишь в отношении несовершеннолетних закон указывает несколько более подробный круг обстоятельств, которые необходимо выяснить. Поэтому разработка признаков личности преступника, подлежащих установлению, является важной задачей юридической психологии.

При криминологическом изучении на практике важен анализ личности во взаимодействии с социальной средой, поскольку преступное поведение рождает не сама по себе личность или среда, а именно их взаимодействие. Влияние социальной среды на преступное поведение носит сложный характер. Другими словами, социально-экономические, политические и культурные аспекты жизни общества оказывают внешнее воздействие на формирование моделируемого механизма преступления, тогда как психологические и психические особенности моделируемого преступника формируют его изнутри, составляя как бы внутреннее содержание. Такая градация факторов, конечно, весьма условна, и, тем не менее, это говорит о необходимости их комплексного использования.

11 стр., 5388 слов

Отчет по практике в отделе дознания

... В «Протокол допроса потерпевшего» Приложение Г «Объяснение» Введение Ознакомительная практика формирует у студента профессиональные навыки умения работать с нормативными и ... законодательными документами, организации делопроизводства, углубляет и систематизирует знания. Целью прохождения практики является конкретизация представления о специальности, закрепление и углубление теоретических знаний, ...

Личность преступника представляет для криминологии и самостоятельный интерес, ибо она не просто отражает определенные внешние условия, но является активной стороной взаимодействия. Для нее характерна сознательная, целенаправленная деятельность. Связь социальных условий с преступным поведением является сложной, причем всегда социальные условия проявляются в преступлении, преломляясь через личность. В ряде «случаев они в процессе длительного социального взаимодействия накладывают относительно стойкий отпечаток на личность и порождают не отдельные преступные акты, а устойчивую противоправную ориентацию, которая проявляется в комплексе конкретных правонарушений.

Отличие преступного поведения от правомерного коренится в системе ценностных ориентации, взглядов и социальных установок, то есть в содержательной стороне сознания. Общепризнанно, что именно в координатах ценностно-нормативной системы личности и социальной среды, их взаимодействии надо искать непосредственные причины преступного поведения.

Анализ криминалистической литературы показывает, что вопросу изучения психологии преступника уделялось и уделяется большое внимание (Ратинов А.Р., Игошев К.Е., Глазырин В.В., Дулов А.В., Васильев В.Л. и др.).

Практически каждая работа по криминалистической тактике и методике включает в себя те или иные психологические аспекты. Тем не менее, как свидетельствует практика, теоретические исследования психологических особенностей правонарушителей не совсем полно освещают картину преступной деятельности. Многие вопросы остаются за кадром в силу узких рамок предметов общей и юридической психологии. Так, например, выбор способа совершения преступления нередко осуществляется не только с учетом психологических особенностей преступника, но и его психической специфики. Последнее, как известно, не является предметом психологии[1] .

1. Личность и типология преступников

Анализ личностных особенностей лица, совершившего преступление, необходим для ответа на вопросы: каким образом и почему совершено деяние данной личностью? какую ответственность должен нести конкретный преступник? какой должна быть система мер по его ресоциализации? каковы меры предупреждения формирования личности преступника?

Характеризовать личность преступника — значит, исследовать и определить типологические криминогенно значимые качества индивида[2] .

Личность преступника — совокупность типологических качеств индивида, обусловивших совершенное им преступное деяние.

В типологии личностей преступников следует различать три градации:

1) общий тип преступника;

2) личность преступника определенной категории;

3) личность преступника определенного вида. Эти градации соотносятся между собой как общее, особенное и единичное.

Поскольку социальным ядром личности являются ее направленность, система жизненных отношений, мотивационно-ценностная ориентация, то это ядро и должно определять тип преступника.

4 стр., 1988 слов

Контрольная работа — Психология несовершеннолетних преступников

... преступности несовершеннолетних образуют три группы преступлений: а) преступления против личности (убийство, умышленное причинение тяжкого ... преступности несовершеннолетних. Сформулировать особенности психологии несовершеннолетних преступников. Необходимость в теоретическом и практическом ... молодежи пополняется количественно нарастающей группой лиц с выраженным криминальным опытом. Преступность ...

В основе криминально-психологической классификации личности преступников лежат доминирующие позиции личности, ее побуждения, мотивы, устойчивые цели и способы совершения преступления, мера десоциализированности личности, характер ее антисоциальной направленности.

Личность преступника характеризуется совокупностью следующих признаков:

1) видом совершенного преступления — объектом преступного посягательства, тяжестью и характером преступных последствий: совершением преступления впервые, «случайно», повторно, систематически или рецидивистом;

2) формой вины, мотивом и целью преступления;

3) способом совершения преступления как показателем интенсивности антисоциальной направленности преступника;

4) ситуацией и поводом совершения преступления;

5) наличием отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств;

6) отношением преступника к совершенному деянию — поведением преступника после совершения преступления (явка с повинной, уклонение от следствия и суда, оговор невиновных, помощь или противодействие следствию, поведение во время отбывания наказания).

Совокупность указанных признаков характеризует меру десоциализированности личности преступника. Основа типологии преступников — степень их десоциализированности, мера социально-ценностной поведенческой дезадаптации.

По степени социальной дезадаптации мы различаем два типа личности преступника:

1. Антисоциальный тип — лица, неоднократно совершавшие преступления на базе устойчивой антисоциальной направленности, — тип «злостного» преступника.

2. Асоциальный тип — лица, впервые совершившие преступление на основе общей асоциальной направленности, — несоциализированный, «менее злостный» тип преступника.

По психорегуляционному основанию мы выделяем тип личности преступника, характеризующийся дефектами психической саморегуляции, — лица, совершившие преступление впервые и в результате случайного стечения обстоятельств; совершенное преступление противоречит общему типу поведения данной личности, случайно для нее, связано с отдельными дефектами психической саморегуляции. Это лица, не сумевшие противостоять криминогенной ситуации; их личностной особенностью являются низкий уровень самоконтроля, ситуативная обусловленность поведения.

Этот тип преступников с дефектами саморегуляции подразделяется нами на четыре разновидности:

а) лица, допускающие преступную халатность, бездействие;

б) лица, совершающие преступления в результате чрезвычайной самонадеянности;

в) лица, совершающие преступления в результате сильного душевного волнения и в ответ на неправомерные действия других лиц;

г) лица, совершающие преступления в силу повышенной ситуативной дезадаптации.

По содержанию ценностно-ориентационной направленности личности мы выделяем следующие группы преступников:

1. Преступники с антисоциальной корыстной направленностью.

Эта группа преступников посягает на основное достояние общества — распределение материальных благ в соответствии с мерой и качеством затраченного труда. Здесь выделяются четыре подгруппы:

4 стр., 1678 слов

Личность учителя и ее направленность

... стратегию педагогических воздействий); высокоразвитая способностью "владеть собой". [2]. Направленность личности учителя В профессиограмме учителя ведущее место занимает направленность его личности. Направленность личности педагога проявляется во всей его профессиональной жизнедеятельности и ...

а) корыстно-хозяйственная подгруппа преступников (фальсификация товаров, игнорирование налогообложения, лицензирования и др.);

б) корыстно-служебная подгруппа преступников (хищения путем злоупотребления служебным положением, обмана клиентов, вымогания взяток);

в) воры — лица с корыстными посягательствами, связанными с тайным похищением имущества (кражи);

г) мошенники (подделка документов, обманное вымогательство и т.п.).

2. Преступники с антисоциальной Корыстно-насильственной направленностью — лица с корыстными посягательствами, соединенными с насилием над личностью (насильственное вымогательство, грабежи, разбойные нападения).

3. Преступники с антигуманной, агрессивной направленностью — лица с крайне пренебрежительным отношением к жизни, здоровью и личному достоинству других людей. В этой группе выделяются следующие четыре подгруппы:

а) хулиганы;

б) злостные хулиганы;

в) лица, причиняющие ущерб чести и достоинству личности путем оскорблений и клеветы;

г) лица, совершающие агрессивно-насильственные действия против личности, — убийства, изнасилования, причинение телесных повреждений.

Наряду со степенью десоциализации, дефектами ценностной направленности следует различать личность преступника-индивидуалиста и личность преступника — члена преступной группы. В последнем случае существенным криминально значимым признаком преступника являются его групповой статус, ролевая функция в преступной группе.

Каждый из приведенных типов преступников имеет своеобразную «схему личности» — специфику потребностно-мотивационной направленности, интеллектуальных, волевых, эмоциональных и инструментально-поведенческих свойств.

Анализируя личность преступника через его тип, юрист выявляет степень социальной дезадаптации и ориентационно-поведенческую схему личности преступника.

Итак, личность преступника — совокупность негативных социально значимых качеств преступника, проявляющаяся в конкретном преступном деянии. Качества личности виновного должны быть рассмотрены с точки зрения их иерархической структурированности. И здесь на передний план выдвигаются как общая ценностно-ориентировочная схема личности, так и психологические особенности отдельных категорий преступников[3] .

2. Судебно-психологическая классификация личности

С психологической стороны деятельность по осуществлению правосудия имеет много общих черт, сходных психологических компонентов с деятельностью следователя. Однако сочетание этих компонентов имеет специфику. Если на предварительном следствии основной задачей является познавательная (поисковая) деятельность, то в суде ведущей становится конструктивная деятельность. Именно суд призван решить дело по существу — это его основная и исключительная функция.

Но данная конструктивная деятельность может реализоваться только после осуществления познания, на базе собранной, всесторонне оцененной и проверенной информации.

Основная цель познавательной деятельности в суде — получение доказательственного материала для осуществления конструктивной деятельности — вынесения приговора.

Психология поведения подсудимого во многом определяется отрицательными психическими состояниями — стрессом и фрустрацией, которые он постоянно испытывает. Сочетание указанных состояний, переживаемых подсудимым, удачно выразил А.Ф. Кони: «Нельзя забывать, что подсудимый почти никогда не находится в спокойном состоянии. Естественное волнение после долгих, тяжелых недель и месяцев ожидания, иногда в полном одиночестве тюремного заключения, страх перед приговором, стыд за себя или за близких и раздражающее чувство выставленности «напоказ» пред холодно любопытными взорами публики — подавляющим или болезненно возбуждающим образом действует на сидящего, на скамье подсудимых»[4] .

7 стр., 3224 слов

Личность преступника 17

... действие на человека всех проявлений социальной действительности,определяя в конкретном случае выбор им той или иной социальной позиции инаправленности поведения. Вопределении личности преступника ... конкретных лиц. 2. Соотношение социального и биологического в личности преступника Существуют различные определения понятия«личность преступника». Криминология исходит из того, что личность какцелостное ...

Поведение подсудимого в суде характеризуется более основательной продуманностью своей позиции. Всем ходом предварительного расследования он подготовлен к восприятию особенностей процессуальной формы судопроизводства. Тем не менее, сильными факторами воздействия на подсудимого всегда является присутствие в зале судебного заседания большого числа лиц, сам процесс суда.

Поведение обвиняемого один на один со следователем иное, чем в суде, где присутствует публика, которая или сковывает его действия и поведение, или заставляет держаться более развязно, чтобы скрыть робость, подчеркнуть свою независимость и т.д. Большая аудитория иногда подавляет подсудимого, а в ряде случаев и поддерживает, если он ощущает, что она относится к нему сочувственно. В присутствии единомышленников он будет держать себя более уверенно.

Определенную уверенность подсудимому придает участие в деле адвоката, который оказывает своему подзащитному существенную помощь в определении избираемой защитительной позиции, учете возможных негативных обстоятельств, возникающих в процессе судебного разбирательства. Все это вносит определенную успокоенность в психическое состояние подсудимого накануне его допроса в суде.

Допрос потерпевших и свидетелей в суде имеет свои психологические особенности. Они заключаются, прежде всего, в том, что здесь в условиях гласного судебного разбирательства свидетели и потерпевшие должны давать показания по истечении довольно продолжительного времени после показаний на предварительном следствии. Возникает целый ряд психологических обстоятельств, которые должны учитываться как судом, так и участвующими в рассмотрении дела обвинителем и защитником. Во-первых, такое свойство человеческой памяти, как забывание. Человек почти всегда припоминает что-либо не полностью, неточно, в других случаях и вовсе может не вспомнить того, что было когда-то воспринято, пережито. Забывание зависит от многих причин, в частности от таких явлений, как: а) проактивное торможение, когда забывание события активизируется предшествующей деятельностью, действиями данного лица; б) ретроактивное торможение, когда на предыдущее событие наслаиваются последующие.

Отсюда вытекает необходимость для суда и участников процесса оказывать психологическое воздействие на указанных свидетелей и потерпевших (в меньшей мере), чтобы побудить их вспомнить забытые ими факты, обстоятельства, имеющие значение для рассматриваемого дела. Задаваемые вопросы должны быть построены таким образом, чтобы каждый предыдущий вопрос подготавливал последующий, а каждый последующий являлся бы логическим продолжением предыдущего; чтобы ответы допрашиваемого воссоздавали полную картину того события, которое он воспринимал.

Особую сложность представляет допрос малолетних и несовершеннолетних свидетелей и потерпевших. Малейшие нарушения в тактике допроса этих лиц, допущенные судом и участниками судебного разбирательства, могут привести к ложным показаниям.

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... поведение — поведение человека, в основе которого лежат просоциалъные мотивы, т.е. мотивы оказания людям добра, помощи и поддержки. Поведение ... несовершеннолетнем возрасте, увеличение удельного веса тяжких насильственных преступлений в их составе представляют собой угрозу обществу. ... одну из форм психологического стресса. У сильных личностей с хорошо выраженными волевыми качествами, способностью к ...

Суду необходимо учитывать, что малолетние и несовершеннолетние свидетели и потерпевшие легко поддаются внушению, они могут неправильно воспринять и истолковать отдельные факты. Поэтому при допросе им нужно ставить уточняющие, детализирующие, контрольные вопросы об отдельных обстоятельствах дела.

Допрос названных лиц осложняется воздействием на них обстановки судебного заседания. В связи с этим УПК предусматривает ряд дополнительных условий, гарантирующих возможность успешного проведения судебного допроса. Так, допрос несовершеннолетнего свидетеля до четырнадцати лет, а по усмотрению суда — до шестнадцати лет, проводится с участием педагога. Если суд признает необходимым, он вызовет вместе со свидетелем и его родителей или иных законных представителей. Суд вправе использовать присутствие этих лиц для установления психологического контакта с несовершеннолетними свидетелями.

3. Мотивационная сфера личности преступника

В основе преступного поведения лежат те или иные мотивы. Юристы считают, что преступления совершаются главным образом из корысти, мести, ревности, хулиганских, сексуальных побуждений[5] .

В мотивах конкретизируются потребности, которые и определяют направленность мотивов. У одного человека не может быть бесчисленного количества потребностей, но богатство мотивационной сферы проявляется в их разнообразии и взаимодополняемости. Взаимодействуя между собой, они усиливают или ослабляют друг друга, вступают во взаимные противоречия, результатом чего может явиться аморальное и даже преступное поведение.

Отдельные поступки, а тем более поведение человека в целом, в том числе и преступное, в основном направляется не одним, а несколькими мотивами, находящимися друг с другом в сложных иерархических отношениях. Среди них имеются ведущие, которые и стимулируют поведение, придают ему личностный смысл. Так, в большинстве случаев в основе хищений лежат не только корыстные мотивы, но и мотивы самоутверждения личности в глазах престижной (референтной) группы.

Кроме того, как установлено исследованиями, именно ведущие мотивы носят неосознаваемый характер. По этой причине преступники во многих случаях не могут вразумительно объяснить, почему они совершили данное преступление.

Обобщая результаты исследований последних лет, можно выделить следующие мотивы антисоциальной деятельности: мотивы самоутверждения (статусные), защитные, замещающие, игровые мотивы, мотивы самооправдания.

Мотивы самоутверждения. Потребность в самоутверждении — важнейшая потребность, стимулирующая широчайший спектр человеческого поведения. Она проявляется в стремлении человека утвердить себя на социальном, социально-психологическом и индивидуальном уровнях. Утверждение личности на социальном уровне означает стремление к завоеванию социального статуса, т.е. к достижению определенного социально-ролевого положения, связанного с признанием личности в сфере профессиональной или общественной деятельности. Утверждение на социальном уровне обычно связано с завоеванием престижа и авторитета, успешной карьерой, обеспечением материальных благ.

Среди взяточников и расхитителей встречаются лица, стремящиеся к утверждению и на социальном, и на социально-психологическом, и на индивидуальном уровнях. Среди воров, грабителей, разбойников, мошенников чаще обнаруживаются те, которые утверждаются на втором и третьем уровнях.

26 стр., 12707 слов

11. Мотивация как проявление потребностей личности. Виды мотивов. ...

... необходимость изучать роль и действие неусведомленных факторов, определяющих потребности и поезда личности, ее поведение. Образовалось психоаналитическое направление в психологии (З. Фрейд). Бихевиоризм отрицает сознание ... обратился к исследованию ранних воспоминаний, которые считал ключом к пониманию поведения, мотивации и личности. Личностные проблемы, с его точки зрения, возникают из ощущения ...

Нередко совершение корыстного преступления обеспечивает лицу решение каких-либо внутренних проблем, помимо статусных. Обладание материальными благами придает человеку уверенность, снижает беспокойство по поводу своей социальной определенности, устраняет, чаще временно, чувство зависти, собственной неполноценности.

Самоутверждение — распространенный ведущий мотив при совершении изнасилований. Изнасилование — не только удовлетворение сексуальной потребности, не только проявление частнособственнической психологии и примитивного отношения к женщине, не только неуважение к ней, к ее чести и достоинству, но прежде всего утверждение своей личности таким уродливым и общественно опасным способом.

Защитная мотивация. Исследования показывают, что значительное число убийств имеет субъективный, как правило, неосознаваемый, смысл защиты от внешней угрозы, которой в действительности может и не быть. В данном случае страх перед вероятной агрессией обычно стимулирует совершение упреждающих агрессивных действий. Нередко защитной мотивацией вызывается изнасилование и последующее убийство жертвы, это имеет место в тех случаях, когда поведение женщины, реальное или мнимое, воспринимается преступником как унижающее его мужское достоинство или угрожающее его самовосприятию и оценке себя в мужской роли.

Мотивы замещения. Нередки случаи совершения насильственных преступлений по механизму замещающих действий. Суть этих действий состоит в том, что если первоначальная цель становится по каким-либо причинам недостижимой, то лицо стремится заменить ее другой — доступной. Благодаря «замещающим» действиям происходит разрядка (снятие) нервно-психического напряжения в состоянии фрустрации.

Игровые мотивы. К числу основных мотивов преступного поведения относится игровой. Этот тип мотивации достаточно распространен среди воров, расхитителей, особенно мошенников, реже — среди других категорий преступников. К представителям преступников — «игроков» принадлежат те, кто совершает преступления не только, а во многих случаях и не столько ради материальной выгоды, сколько ради игры, доставляющей острые ощущения.

Мотивы самооправдания. Одним из универсальных мотивов преступного поведения в подавляющем большинстве случаев является мотив самооправдания: отрицание вины и, как следствие, отсутствие раскаяния за содеянное. Искреннее осуждение своих действий встречается довольно редко, но и при этом вслед за признанием обычно следуют рассуждения, направленные на то, чтобы свести вину к минимуму. Обобщенно мотивы самооправдания преступного поведения проявляются в: искаженном представлении о криминальной ситуации, в которой избирательно преувеличивается значение одних элементов и преуменьшается роль других, в результате чего возникает иллюзия необязательности применения уголовного наказания; исключении ответственности за возникновение криминальной ситуации, которая понимается как роковое стечение обстоятельств; изображении себя жертвой принуждения, вероломства, коварства и обмана других лиц либо собственных ошибок и заблуждений, которые и привели к противоправным действиям; убеждении в формальности нарушаемых норм, обыденности подобных действий, в силу чего они расцениваются как допустимые; отрицании жертвы преступления и предмета преступного посягательства и тем самым игнорировании вредных последствий и общественной опасности деяния; умалении и приукрашивании своей роли в совершенном преступлении; облагораживании истинных мотивов своих действий, в результате чего они представляются извинительными и даже правомерными (защита справедливости и т.д.); рассмотрении себя в качестве жертвы ненормальных условий жизни, среды, которые как бы неизбежно толкнули на совершение преступления; гипертрофии собственных личностных качеств в утверждении своей исключительности, ставящей лицо, по его мнению, выше закона.

15 стр., 7008 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I

... в обучении. 2. Педагогические способности Способности в отечественной психологии определяются как индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения одного или нескольких видов ... эмпатией, проявляющейся в: быстром, сравнительно легком и глубоком проникновении в психологию учащегося; эмоциональной идентификации педагога с учащимся; активной целенаправленной совместной ...

Преступление можно рассматривать как отклонение от нормы во взаимодействии личности с окружающей социальной средой. При совершении насильственных преступлений нарушение нормального взаимодействия с социальной средой связано с острой конфликтной ситуацией. Часто происходит «заражение» конфликтной ситуацией и участие в групповых хулиганских действиях и массовых беспорядках больших групп лиц. Подобный вид конфликтов характерен для лиц с неустойчивой психикой, низким правосознанием, слабым уровнем общей культуры, легко возбудимых, склонных к конформизму с лицами, находящимися в толпе. Хулиганские проявления одного человека могут служить эмоциональным сигналом и примером для подражания другим лицам[6] .

Психология лиц, совершивших убийства, выявляет у них сильную зависимость от другого лица. Убийцы в целом относятся к такой категории людей, для которых свободная и самостоятельная адаптация к жизни — всегда трудная проблема. Факт преступления показывает, что выход из контакта с жертвой для иных — практически невозможный способ поведения. Следует иметь в виду, что эта зависимость может реализовываться не только в контакте с жертвой, но и с кем-либо иным, тогда преступление оказывается опосредованным зависимостью от третьего лица.

4. Классификация преступников по содержанию преступной деятельности

Личностные особенности виновного устанавливаются посредством анализа психологических особенностей совершения им преступного деяния.

Насильственный тип преступника. Основная характерная черта лиц, совершающих насильственные преступления, — дефектность социальной идентификации, эмоциональная тупость, импульсивная агрессивность. Лица, виновные в убийствах, телесных повреждениях, истязаниях, изнасилованиях, хулиганских действиях, отличаются крайней десоциализированностью, стереотипизированностью асоциальных поведенческих навыков, во многих случаях страдают алкоголизмом. Для их поведения характерны крайний эгоцентризм, стремление к немедленному удовлетворению спонтанно возникших желаний, примитивизм и цинизм. В насилии они усматривают единственное средство разрешения конфликтов. Для этих лиц характерно широкое использование средств психологической самозащиты — самооправдание ими своего антисоциального поведения, переложение вины на потерпевшего и внешние обстоятельства.

Негативные качества данной категории преступников формируются в крайне отрицательных условиях микросреды, в условиях пониженного социального контроля. Существенные факторы формирования этого поведения — эмоциональная депривация в детстве, отчуждение от семьи и социально-положительных групп. В их жизнедеятельности агрессивное поведение постоянно оказывалось предпочтительным — формировалась устойчивая готовность к нанесению ущерба другим людям.

9 стр., 4059 слов

Психология личности преступника. Психологические особенности ...

... структура личности преступника. 2. Типология личности преступника. 3. Психология насильственного типа преступников. Психология корыстного типа преступников. Психология корыстно-насильственного типа личности преступника. Психологические особенности преступников – ... в общей структуре поведения личности. 2 С позиций криминологии личность преступника отличается от личности вообще не отсутствием ...

В насильственных преступлениях часто проявляется жестокая агрессивность — причиняются тяжелые физические и психические травмы. Этот тип агрессивного поведения свидетельствует о глубокой личностной деформации, о сформированности у личности устойчивой установки на агрессивное поведение, на постоянную готовность индивида наносить ущерб людям, о крайне пониженном социальном самоконтроле личности. Указанные личностные дефекты в ряде случаев усугубляются алкоголизацией, перенесенными черепно-мозговыми травмами, психическими заболеваниями.

Большинство насильственных преступлений, совершаемых несовершеннолетними, связано с импульсивной агрессивностью. Их возникновение ситуативно обусловлено, связано с субъективными оценками ситуации, с соотнесенностью данной ситуации с нравственными дефектами личности виновного.

В корыстно-насильственных преступлениях агрессивность часто используется лишь как средство достижения корыстной цели. В этих случаях имеет место так называемая инструментальная агрессия. В насильственных же преступлениях на передний план выступает так называемая враждебная агрессивность — агрессия, нанесение ущерба выступает как самоцель.

Злостный убийца — особый психологический тип преступника. Этот тип преступника отличается устойчивой антисоциальной установкой, глубокой антисоциальной деформированностью личности. Его крайне примитивная жизненная ориентация, аморальность, преобладание квазипотребностей обусловливают и крайне примитивные способы действий. Это обычно лица, ранее судимые, не ресоциализированные в местах лишения свободы и не имеющие значительного социального статуса. Повседневное их поведение предпреступно, асоциально, осуществляется в условиях криминальной субкультуры. Любое воздействие извне они встречают как личные нападки, с ненавистью относятся к «правильным», благополучным людям. Испытывая хроническую эмоционально-психическую напряженность, тревожность, они готовы к импульсивной разрядке по самым незначительным поводам.

Многие убийства совершаются на так называемой бытовой почве, импульсивно, иногда по поразительно ничтожным поводам. Убийцы этой категории часто отягощены комплексом неполноценности, их агрессивные деяния связаны с гиперкомпенсацией, являются результатом длительного накопления неотомщенных обид.

В ситуации личностного поражения (оскорбления, грубые издевательства, побои) личность попадает в полную зависимость от травмирующей ситуации, оказывается предельно полезависимой, неспособной к надситуативному поведению.

Длительно подготавливаемые, умышленные убийства связаны, как правило, с устранением повышенной опасности для наиболее значимых сторон жизнедеятельности индивида, решением кардинальных проблем ее жизнеобеспечения, устранением опасной зависимости. В конечном итоге и здесь имеет место ситуативная зависимость поведения.

В основе хулиганских деяний лежат малоосознанные, импульсивные действия со смещением мотива и цели действий, низкая адаптированность в конфликтных ситуациях, крайне повышенная агрессивность и малокультурность.

По хулиганским побуждениям происходит значительная часть убийств и телесных повреждений. Такого рода преступления характеризуются внезапно возникшим побуждением на основе злобы, личной неприязни, гнева и характеризуются мотивационной ригидностью личности преступника.

Уровень рецидива хулиганских преступлений выше среднего уровня рецидива. Это свидетельствует об установочном стереотипном, малоосознанном характере этих преступных деяний.

В контингенте насильников и хулиганов преобладают лица молодого возраста с устойчивыми отрицательными привычками поведения, систематически нарушающие общественный порядок.

К насильственным относятся сексуальные преступления. Во всей популяции сексуальных преступников доминирующим психическим качеством является сексуальная агрессивность — устойчивая склонность причинения жертве полового насилия еще и физического ущерба, нередко — лишение жизни. ‘Это свидетельствует о психопатическом отклонении личности. Для данной популяции характерны также эмоциональная черствость и гиперчувствительность к эротогенным раздражителям.

Половые преступления — изнасилование, понуждение женщины к вступлению в половую связь, половое сношение с лицом, не достигшим половой зрелости, развратные действия в отношении несовершеннолетних. Преступники этой категории отличаются инверсированностью системы «мотив — цель». Значимые для их примитивных потребностей объекты порождают криминальное целеобразование, а сформированная криминальная цель получает защитную мотивацию. Они достигают цели примитивными, грубыми, агрессивными способами. Критическая. оценка достигнутого криминального результата у насильственных преступников крайне ограниченна, выведена за пределы морально-оценочной сферы.

Корыстный тип личности преступника. Лица, совершающие кражи — личность преступника — вора, как правило, деформирована его устойчивым включением в криминальную среду, дефектами семейного воспитания уже в раннем возрасте, хроническим не удовлетворением его насущных потребностей, постоянной ситуативной зависимостью. Квартирные воры по своим психологическим особенностям сближаются с насильственными преступниками имея опыт преодоления препятствий в материальной среде, они легко переходят на совершение грабежей и разбоя. К особой группе следует отнести хозяйственно-корыстный и служебно-корыстный типы преступников. Для этого типа преступников характерны узкогрупповые эгоистические интересы, реализуемые через приписки, обман, получение незаслуженных вознаграждений и т. При этом вырабатывается определенный тип психологической защиты — прикрытие противозаконных махинаций «интересами дела», «служебным долгом» и т.п.

Побудительные механизмы всех корыстных преступников имеют общую основу — устойчивость корыстных побуждений. Этим объясняется высокий уровень повторности и специального рецидива в данном виде преступлений.

Психологические особенности преступников — профессионалов и рецидивистов. Преступник-профессионал — это, как правило, рецидивист. Рецидивистом, как известно, считается лицо, совершившее новое преступление до снятия или погашения судимости за ранее совершенное преступление. В психологическом же отношении рецидивист — устойчивый преступник, лицо, привычное к наиболее общественно опасной форме поведения. Рецидивист — антисоциальный тип личности с криминально ориентированным сверхсознанием: его преступные деяния совершаются вопреки даже собственному рассудку, он становится рабом устойчивых криминально направленных побуждений, его правосознание приобретает черты аномии, его поведение получает санкцию полного самооправдания.

Стойкая антисоциальная ориентация личности преступника-рецидивиста проявляется в его устойчивой готовности к разрешению трудностей и конфликтов насильственными способами. Особая активность проявляется у рецидивистов в групповых эксцессах криминализированной среды.

Одним из распространенных психических дефектов многих рецидивистов является их равнодушие к угрозе наказания, общественному осуждению. Преступники-рецидивисты — ядро преступного мира, блюстители криминальной субкультуры, разработчики ухищренных способов совершения преступлений и их маскировки.

Психологические особенности лиц, совершающих неосторожные преступления. В неосторожных преступлениях нет прямых побуждений к совершению преступления — преступный результат здесь не совпадает с мотивами и целями действия. К случайным неосторожным преступникам можно отнести лиц, впервые совершивших неосторожное преступление в условиях провоцирующей ситуации или в состоянии временного неблагоприятного психофизиологического состояния, К «неустойчивым» неосторожным преступникам относятся лица, впервые совершившие преступление, но сознательно нарушившие правила безопасности. К «злостным» неосторожным преступникам относятся лица, ранее осуждавшиеся за совершение неосторожных преступлений и нарушающие правила безопасности по антиобщественным мотивам.

Вывод

Исходя из вышеизложенного мы можем сделать вывод. Личность правонарушителя представляет собой совокупность взаимосвязанных личностных черт и образований, ядром которых являются негативные свойства, образовавшиеся в результате смены образа жизни, социальных ролей и характера контактов с другими людьми.

Кардинальным вопросом для юридической психологии является нахождение психологических различий между личностью правонарушителя (преступника) и законопослушного человека. Преступник — это личность со значительно более высоким уровнем тревожности и как следствие неуверенности в себе, импульсивности и агрессивности, значительной отчужденности от общественных ценностей и социально полезного общения. Высокая чувствительность ведет к тому, что эти лица в межличностных отношениях склонны решать все конфликты силовым путем. Для преступников характерным является низкий уровень социальной адаптированности, и, наоборот, высокая степень отчуждения от важных малых социальных групп: семья, профессиональный коллектив, друзья и т.п.

Деформации в ценностно-мотивационной сфере отражают, с одной стороны, отсутствие интереса к обучению или производительному труду, с другой стороны, демонстрирует гипервлечение к отдыху, проведению досуга, обладанию модной одеждой и т.п. Совершение преступлений как раз имеет своей целью удовлетворение гипертрофированных досуговых потребностей и интересов. Проведение досуга правонарушителями связано с употреблением алкогольных напитков, наркотиков, вступлением в сексуальные связи и т.п.

Анализ мотивационной сферы правонарушителей позволяет обнаружить различные формы регуляции ими поведения. Односторонность, незрелость их мотивационной сферы часто заключается в узкой временной ориентации мотивации, выражающейся в стремлении «жить сегодняшним днем», «плыть по течению», пользоваться тем, что «попадает в руки» и т.д. Подобная ориентация демобилизует личность, не создает установок на преодоление жизненных трудностей, долговременных жизненных планов, а ведет к ситуативности, импульсивности в действиях и поступках.

Имеющиеся факты показывают, что насильственным преступникам присущи такие качества, как пренебрежение интересами личности, неуважение к чести, достоинству и здоровью другого человека. Корыстные преступники проявляют лживость, лицемерие, корысть и стяжательство, стремление уклониться от производительного труда. Хулиганы проявляют черты моральной распущенности, пренебрежения правилами поведения в обществе и несдержанности. Среди характерологических качеств правонарушителей часто называют недисциплинированность, неорганизованность, недоверчивость, замкнутость, лень и др.

У многих правонарушителей значительно деформирована эмоциональная сфера, наблюдается эмоциональная «тупость», нечувствительность к страданиям других, агрессивность. Одновременно отмечается эмоциональная неуравновешенность, аффективность, склонность к неадекватным ситуации реакциям. Часто отмечаются отрицательные изменения воли и волевых качеств.

Контрольное тестирование

1. Предмет юридической психологии:

А — закономерности возникновения, особенности протекания психических процессов у человека;

Б — закономерности и механизмы психики людей, включенных в сферу отношений, регулируемых правом;

В — пограничные психические расстройства личности;

2. К задачам юридической психологии относятся:

А — синтез психологических и юридических знаний; обеспечение морально психологической закалки юристов; раскрытие психических особенностей различных субъектов правоотношений;

Б — раскрытие особенностей протекание нейрофизиологических процессов в мозге; установление психологических контактов с больными людьми;

В — синтез психологических и юридических знаний; научная организация труда педагогов; морально-политическая закалка личности.

3. Раздел юридической психологии, изучающий проблемы психического отражения правозначимых явлений, психологические аспекты правотворчества, правосознания — это:

А — криминальная психология;

Б — возрастная психология;

В — правовая психология.

4. Раздел юридической психологии, изучающий психологические аспекты имущественных, экономических и личных отношений, регулируемых гражданским правом — это:

А — судебная психология;

Б — психология гражданско-правового регулирования;

В — криминальная психология.

5. Раздел, изучающий психологию десоциализации личности, психологические механизмы делинквентного и преступного поведения,, психологию личности преступника и преступных групп — это:

А судебная психология;

Б — криминальная психология;

В — психология исправительной деятельности;

6. Психология исправительной деятельности решает проблемы:

А — установления вменяемости — невменяемости; установление формы вины; изучения социального окружения;

Б — ресоциализации и реадаптации осужденных после отбывания наказания; проблемы исполнения уголовного наказания;

В — проблемы исполнения уголовного наказания; проблемы эстетического воспитания.

7. Методологическую основу исследований по юридической психологии составляю:

А — системный подход, детерминизм, научная обоснованность;

Б — анкетирование, тестирование, системный подход;

В — детерминизм, эксперимент, включенное наблюдение.

8. Наиболее древним по происхождению является раздел юридической психологии, изучающий:

А — психологию преступного умысла;

Б — правовое мировоззрение;

В — психологию судебной деятельности.

9. Самый первый фундаментальный труд «Криминальная психология» принадлежит:

А — Г. Гроссу,

Б — Ч. Ломброзо;

В — Пиаже.

10. Основатель антропологической школы, автор теории преступных типов:

А Фрейд;

Б — Юнг,

В — Ломброзо;

11. Русские судебные ораторы, впервые интегрировавшие в своей деятельности знания по праву, психологии и социологии:

А Бехтерев, Плевако;

Б — Фрезе, Кони;

В — Кони, Плевако.

12. Автор научных концепций, пограничных между психологией и психиатрией, а также трудов по патопсихологии:

А — Сербский;

Б) Кони;

В) — Петражицкий.

13. Биологическую основу для формирования личности составляют:

А — характер, темперамент, тип нервной деятельности;

Б — темперамент, экстраверсия, нейротизм;

В — знания, умения, навыки.

14. Психологическое состояние, связанное с накоплением отрицательных эмоций в результате невозможности удовлетворения желаний » конфликт желания » — это:

А — Фрустрация;

Б — апатия;

В — аффект.

15. Человек как носитель совокупности психических свойств и качеств, определяющих социально значимые формы его деятельности и поведения — это:

А — индивид;

Б — личность;

В — индивидуальность.

16. Индивидуально-психологические особенности личности, в которых отражается сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов:

А — поведение;

Б — темперамент;

В — талант.

17. Крайний вариант нормы, который при определенных условиях может стать патологией:

А — адаптация;

Б — интеграция;

В — акцентуация.

18. Поведенческий подход к изучению личности, теория, на базе которой выделены аверсивные стимулы:

А — бихевиоризм;

Б — фрейдизм.

19. Выработка социального опыта, усвоение социальных норм личностью:

А. — ресоциализация;

Б — десоциализация;

В — социализация.

20. Система доминирующих личностных ценностных ориентации, ее интересы, установки, идеалы, желания составляют:

А — направленность личности;

Б — характер личности;

В — способности личности.

21. Отклоняющееся от нормы поведение подростков, выражающееся в систематическом совершении незначительных проступков:

А — ситуативное поведение;

Б — дезадаптивное поведение;

В — делинквентное поведение.

22. Стремление подростка высвободиться от опеки, самоутвердиться:

А — реакция группирования;

Б — реакция компенсации;

В — реакция эмансипации.

23. Качество психики, обеспечивающее человеку возможность сознательно регулировать свои действия и поступки в соответствии с поставленной целью:

А — эмоции;

Б — воля.

24. Эмоциональное переживание, протекающее с большой и резко выраженной интенсивностью, бурное проявление и кратковременное:

А — стресс;

Б — прострация;

В — аффект.

Литература

1. Еникеев М.И. Юридическая психология: Учебник для вузов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2001. — 517 с.

2. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Учебное пособие. — М. Право и Закон, 1997. — 320 с.

3. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. Учебник для вузов. Ответственный редактор доктор юридических наук, профессор В.А. Томсинов — М.: Издательство «Зерцало»‘ 1998. — 352 с.

4. Розин В.М. Психология для юристов. Учебное пособие для высшей школы. — М.: Издательский Дом «ФОРУМ», 1997. — 128 с.

5. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. — М.: Юристъ, 1998 — 488 с.

[1] Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Учебное пособие. — М. Право и Закон, 1997. — 320 с. — С.156-157

[2] Еникеев М. И. Юридическая психология:Учебник для вузов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2001. — 517 с. – С.46-47

[3] Еникеев М.И. Юридическая психология: Учебник для вузов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2001. — 517 с. – С.52-55

[4] Кони А. Ф. Нравственные начала в уголовном процессе // Избр. произв. в двух томах. Т. 1. С. 45.

[5] Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. Учебник для вузов. Ответственный редактор доктор юридических наук, профессор В.А. Томсинов— М.: Издательство «Зерцало»‘ 1998. — 352 с. — С.80-89

[6] Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Учебное пособие. — М. Право и Закон, 1997. — 320 с. — С.158-162