Раздел 1. Организационно-методический

1.1. Выписка из Государственного образовательного стандарта

ДПП.Ф.12 Технологии

Технология формирования интонационной стороны речи

Методическая интерпретация результатов обследования интонационной стороны речи у детей с речевой патологией. Формирование диагностических, методических и прогностических выводов. Технология разработки индивидуальных и фронтальных программ коррекционного воздействия при нарушении интонационной стороны речи. Планирование содержания и методика проведения коррекционной работы по оформлению интонационной стороны речи детей с речевой патологией.

1.2. Ссылка на типовую программу учебной дисциплины

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины

Дисциплина “Технология формирования интонационной стороны ” предусмотрена для реализации в рамках обучения на факультете педагогики и психологии детства при подготовке учителей-логопедов, для работы с детьми, имеющими разные речевые патологии.

Программа предназначена для 4-го курса (8-й семестр) по специальности 031800 Логопедия.

Изучение данной дисциплины предполагает подготовку студентов по ряду дисциплин, либо их параллельное изучение. Базой для усвоения дисциплины являются знания, полученные в процессе изучения таких дисциплин, как (разделы:

«нарушения голоса», «дизартрия», «дислалия», «заикание», «ринолалия», медицинского цикла. Помимо самостоятельного значения данной дисциплины, она является основой для изучения некоторых разделов «логопедических технологий »и практикумов.

Цели дисциплины:

формирование у студентов умения соотносить теорию по лингвистике, психолингвистике, психологии в рамках проблемы с вопросами коррекционной педагогики, а также умений структурно-содержательного моделирования схем и фрагментов обследования произносительной стороны речи, системного анализа его результатов.

Задачи дисциплины:

  • актуализировать теорию, привлекаемую в процессе характеристики онтогенеза и механизмов восприятия и воспроизведения интонационных структур, в процессе обследования интонационной сферы и анализа его результатов у детей с нормальной и нарушенной речевой деятельностью
  • учить отбору и оценке методических средств и приемов исследования, коррекции и компенсации дефектов произношения;
  • формировать у студентов рефлексивную деятельность предполагающую овладение действиями самоанализа факторов и условий организации и проведения обследования (фрагментов обследования), разработки занятий по развитию интонационной стороны речи детей с различной патологией;
  • организовать целенаправленную практическую деятельность студентов по изучению произносительной стороны речи детей, созданию содержательных и структурных деталей (схем) обследования, анализу его результатов;
  • —обеспечить условия для овладения студентами методами коррекционной работы по развитию интонационных умений у детей с речевой патологией;
  • предусмотреть виды заданий, связанные с индивидуальной исследовательской работой, предоставление студентам возможности проведения микроисследований по конкретным темам;
  • дисциплина ориентирует на коррекционно-развивающий, диагностико-аналитический, учебно-воспитательный, научно-методический и консультативный виды профессиональной деятельности. Ее изучение способствует решению следующих типовых задач

в области коррекционно-развивающей деятельности:

19 стр., 9046 слов

Особенности развития речи детей дошкольного возраста 2

... статистическая обработка результатов. Объект - особенности развития речи детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет). Предмет - изучение лексической стороны речи детей дошкольного возраста (3 до 7 лет) Задачи: ... развитие речи и словаря; развитие речевого общения (воспитание звуковой культуры ...

  • коррекционное обучение детей и подростков с нарушениями речи;
  • реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и воспитанию детей с нарушениями речи;
  • осуществление профилактики речевых нарушений;

в области диагностико-аналитической деятельности:

  • проведение обследования голоса и ритмоинтонационной стороны речи у детей с различными речевыми нарушениями;
  • проведение психолого-педагогического обследования;

в области учебно-воспитательной деятельности:

  • планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;
  • использование современных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения;
  • использование технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;

в области научно-методической деятельности:

  • выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;

в области консультативной деятельности:

  • консультирование детей с отклонениями в речевом развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения и развития;

перечень примерных умений

— создавать модели и разрабатывать протоколы обследования анализировать материалы и обобщать результаты обследования интонационной стороны речи;

— формулировать выводы по результатам обследования;

— осуществлять и обосновывать выбор методик формирования интонационной стороны речи у детей с различными формами речевой патологии;

— разрабатывать модели фрагментов фронтальных и индивидуальных занятий по развитию интонационной стороны речи;

владеть навыками:

— составления протокола обследования особенностей восприятия и воспроизведения интонации, анализа материалов следования;

1.4. Требования к уровню освоения дисциплины

В процессе изучения данного курса студенты должны знать:

  • характеристики интонации в норме, особенно определение темпа и ритма речи как основных компонентов интонации, которые способствуют объединению ряда слогов в синтагму;
  • характер специфических проявлений нарушений интонации при разных речевых патологиях;
  • способы использования разных интонационных стилей как основы логопедических технологий при формировании навыков интонации, где основная роль принадлежит полному стилю произношения.

Студенты должны уметь:

  • Обследовать темпо-ритмоинтонационную сторону речи детей с разной речевой патологией;
  • Формулировать выводы по результатам обследования;
  • Составлять протокол обследования особенностей восприятия и воспроизведения интонации;
  • Использовать приемы поэтапного обучения компонентам просодических характеристик речи;
  • Разрабатывать модели фрагментов фронтальных и индивидуальных занятий по развитию интонационной стороны речи

Использовать игровое моделирование ситуации общения и проведение функциональных речевых тренировок в реальных жизненных ситуациях для устойчивого введения навыков полного стиля произношения в речевую коммуникацию детей с разной речевой патологией

1.5. Виды и формы контроля

Курс рассчитан на 18 часов лабораторных занятий; отдельные вопросы.

выносятся для самостоятельной работы;. Внутрисеместровая аттестация проводится в виде отчётов по самостоятельной работе. Итоговый контроль предполагает рейтинговый учёт выполненных заданий и устный зачет.

1.6. Формы обучения:

Лабораторно-практические занятия, текущая самостоятельная работа, подготовка к тестированию.

Методы обучения: конспектирование, анализ теоретической литературы, практические пробы в овладении необходимыми навыками, дискуссии, решение ситуационных задач.

Самостоятельная работа студентов предполагает ознакомление с теоретической литературой по проблемам учебной дисциплины, реферирование литературы, подготовку докладов и сообщений по отдельным вопросам, углубленное изучение отдельных тем, самостоятельное изучение отдельных вопросов.

Раздел 2 содержание дисциплины

2.1. Тематический план учебной дисциплины

№п/п

Наименование тем

Количество часов

лекции

лаб.-пр. занятия

Самост. работа

всего часов по теме

1

Тема 1.Методическая интерпретация результатов обследования интонационной стороны речи у детей с речевой патологией.

4

4

8

2

Тема 2. Формирование диагностических, методических и прогностических выводов

4

4

8

3

Тема З. Технология разработки индивидуальных и фронтальных программ коррекционного воздействия при нарушении интонационной стороны речи.

6

6

12

4

Тема 4.Планирование содержания и методика проведения коррекционной работы по оформлению интонационной стороны речи детей с речевой патологией.

4

4

8

Итого

18

18

36

Содержание разделов дисциплины

Тема 1.Методическая интерпретация результатов обследования интонационной стороны речи у детей с речевой патологией.

Определение интонации, ее функции, акустические параметры, единицы и элементы интонации. Значение темпоральных элементов и речевого ритма. Определения темпа и ритма речи. Слог как структурный элемент синтагм. Синтагма (законченная мысль) как последовательное объединение ряда слогов в определенном ритме. Понятие о различных интонационных стилях и их функциональном значении. Характер специфических проявлений нарушений интонации при разных речевых патологиях;

Тема 2. Формирование диагностических, методических и прогностических выводов

Создание модели и разработка протоколов обследования, анализ материалов и обобщение результатов обследования интонационной стороны речи.

Формулирование выводов по результатам обследования. Составления протокола обследования особенностей восприятия и воспроизведения интонации, анализ материалов исследования. Формулирование выводов по результатам обследования

.

Тема З. Технология разработки индивидуальных и фронтальных программ коррекционного воздействия при нарушении интонационной стороны речи. Осуществление и обосновывание выбора методик формирования интонационной стороны речи у детей с различными формами речевой патологии. Разработка индивидуальных и фронтальных программ коррекционного воздействия при нарушении интонационной стороны речи.

Разработка моделей фрагментов фронтальных и индивидуальных занятий по развитию интонационной стороны речи;

Тема 4. Планирование содержания и методика проведения коррекционной работы по оформлению интонационной стороны речи детей с речевой патологией. Метод К.С. Станиславского об искусстве овладения темпоритмом движения и речи при подготовке актеров. Использование разных интонационных стилей как основы логопедических технологий при формировании плавной речи заикающихся. Роль полного стиля произношения, описанного в трудах лингвиста Л.В. Щербы; его особенности, отличие от разговорного стиля, коммуникативные свойства, модели использования в ситуациях общения.

Методические приемы: замедленное проговаривание, ритмизированная речь, послоговое проговаривание, синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки, речь-дирижирование, полный стиль произношения.

Лингвистические и психологические параметры, возможности использования в процессе коммуникации каждого из них, специфика обучения. Методические рекомендации.

Первый этап – формирование базовых компонентов мелодико-интонационной стороны речи: речевое дыхание, голосообразование, темпоритмическая организация, паузация. Развитие координации и ритмизации движений, обучение самоконтролю и саморегуляции деятельности.

Второй этап – развитие темпоритмической и мелодико-интонационной стороны речи через разные типы интонационных конструкций.

Третий этап – автоматизация полученных умений и навыков фразовой мелодики, фразового ударения, темпа, паузации, ритма непосредственно в коммуникативной деятельности (Проведение функциональных тренировок).

2.2.Содержание и организация самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов предполагает ознакомление с теоретической литературой по проблемам учебной дисциплины, реферирование литературы, подготовку докладов и сообщений по отдельным вопросам, углубленное изучение отдельных тем, самостоятельное изучение отдельных вопросов.

В процессе изучения дисциплины студенты выполняют следующие виды самостоятельной работы

Тема и содержание задания

Часы

Тема 1 Методическая интерпретация результатов обследования интонационной стороны речи у детей с речевой патологией.

  • Конспектирование: «Интонационное выделение предикатов» Н.И. Жинкин Язык. Речь. Творчество. – М, -1998. Стр.253 – 274.

4

Тема 2. Формирование диагностических, методических и прогностических выводов.

  • Подготовка к тестированию. Лингвистический аспект изучения темпо-ритма. Характеристики интонации в норме и при дизартрии (при ринолалии) Е.Н. Винарская Дизартрия. – М., — 2005 , Е.М. Мастюкова, М. В. Ипполитова Нарушение речи у детей с церебральным параличом. – М., — 1985.
  • . Составить заключения по результатам наблюдения за ребенком. Исследование восприятия и воспроизведения ритма. Измерение темпа речи. Определение пауз, длительности воздушной струи, регистра голоса, умения пользоваться мелодическими модуляциями голоса.

4

Тема З. Технология разработки индивидуальных и фронтальных программ коррекционного воздействия при нарушении интонационной стороны речи.

  • Изучение способов и приёмов для восстановления темпоритмоинтонационной стороны речи.
  • Анализ комплексных реабилитационных методик ( по разным возрастным категориям) в применении логопедических технологий по развитию просодической стороны речи. (Работа по тройкам)

6

Тема 4. Планирование содержания и методика проведения коррекционной работы по оформлению интонационной стороны речи детей с речевой патологией.

  • Самостоятельная работа над эталонными текстами (Их разметка, увеличение и уменьшение темпа речи за счёт редукции согласных и длительного произнесения гласных, соблюдение словесных и синтагматических ударений, разметка пауз, выделение слов на понижение громкости голоса и на его увеличение)

4

Итого

18

2.3. Содержание и организация лабораторно-практических занятий

№п/п

Наименование тем

ЛПЗ

1

Тема 1 Методическая интерпретация результатов обследования интонационной стороны речи у детей с речевой патологией.

Теоретическое знакомство с определениями интонации и просодии, составляющими компонентами. Знакомство с общей характеристикой нарушения интонационной стороны речи у детей с речевой патологией.

4

2

Тема 2. Формирование диагностических, методических и прогностических выводов.

  • Разработка протоколов обследования интонационной стороны речи.
  • Составления протокола обследования особенностей восприятия и воспроизведения интонации, анализ материалов исследования. Формулирование выводов по результатам обследования. (работа по карточкам с примерами нарушения интонационной стороны речи у детей с речевой патологией)

4

3

Тема З. Технология разработки индивидуальных и фронтальных программ коррекционного воздействия при нарушении интонационной стороны речи.

  • Изучение способов и приёмов для восстановления темпоритмоинтонационной стороны речи.
  • Составление индивидуальных и фронтальных программ коррекционного воздействия при нарушении интонационной стороны речи.

6

4

Тема 4. Планирование содержания и методика проведения коррекционной работы по оформлению интонационной стороны речи детей с речевой патологией.

  • Демонстрация на аудиторию отработанных навыков интонационного оформления эталонных текстов.
  • Составление планов коррекционной работы по отработке навыков оформления интонационной стороны речи с детьми, имеющими речевую патологию.
  • Презентация планов и их анализ.

4

5

Итого

18

Раздел 3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

3.1. Перечень учебно-методических материалов

Для обеспечения учебной дисциплины на кафедре имеется электронная библиотека, тестовые задания для промежуточного и итогового контроля.