Назвать предмет и сформулировать задачи общей психологии. Сделать выводы о значении психологии в спортивной деятельности и профессиональной подготовке тренера по виду спорта.
Психология – это наука о психике и внутреннем мире человека, которая изучает психические явления.
Предмет психологии изучает психику в целом, а точнее психические процессы, состояния, психические особенности личности как отражение в мозгу предметов и явлений действительности.
Задачи психологии:
1. Научится понимать сущность психических явлений;
2. Научится управлять психическими явлениями;
3. Использовать полученные знания для повышения эффективности различных отраслей практики;
4. Быть теоретической основой практики психологической службы
Особенное место в психологическом обеспечении спортивной деятельности занимает мотивация, которая побуждает людей заниматься спортом. Сама спортивная жизнь, как среда окружения, является мощным фактором воздействия на психику человека, особенно в период его становления. Спорт психологичен по своей сути, как модель жизненной борьбы представляет собой прекрасный полигон для научных исследований. Особое значение в спортивной психологии отводится изучению деятельности спортсменов в экстремальных, стрессогенных условиях тренировки и соревнований, поскольку именно в спортивной деятельности, как ни в какой другой, создаются условия для изучения личности.
Выделить отрасли психологии и определить их содержание. Раскрыть основные принципы психологии.
Отрасли – это отдельные направления общей психологии, которые стали самостоятельными.
1. Возрастная психология – изучает особенности людей в разном возрасте и этапе развития.
2. Педагогическая психология — изучает закономерности развития личности в процессе обучения и воспитания
3. Социальная психология – изучает человека среди других людей в больших и малых группах.
4. Психология труда – изучает состояния человека в производственных процессах.
5. Военная психология – изучает поведение людей в условиях боевых действий.
6. Сравнительная психология – сравнение человека и животного, поиски чего-то общего.
8 стр., 3557 слов
Психология человека в Исламе
... вопросы кровной мести, не говоря уже об основных положениях веры. Итак, рассмотрим психологию человека в Исламе. 1. Бытие с Аллахом. А когда спрашивают тебя рабы Мои ... лам или идею духовности, чтобы убежать от самого себя; каждому человеку необходимо вновь и вновь изучать и оценивать факторы, движущие его помыслами и поступками, стараясь ...
7. Психология управления – изучает человека в процессе руководства и подчинения.
8. Парапсихология – психология паранормальных явлений (видения, предсказания).
9. Психология спорта — изучает закономерности развития психики человека в условиях тренировочной и соревновательной деятельности.
Принципы психологии.
1. Принцип детерминизма. Объясняет причины развития психики, её истока. Психика человека обусловлена и выступает результатом взаимодействия факторов биологического, природного, социального характеров. Вместе с тем психика не просто продукт, а результат взаимодействия и воздействия на человека социальных, биологических и природных факторов. Таким образом, психика способна изменяться и развиваться.
2. Принцип развитияРаскрывает истоки человеческой психики, как динамического феномена. Психика может быть правильно понята, если рассматривается как результат социального взаимодействия, взаимодействия человека с социальной и природной средой как результат его деятельности и общения с другими людьми, результат его обучения и воспитания.
3. Принцип единства сознания личности и деятельности
Сознание, личность и деятельность – три тесно взаимосвязанные общепсихологические категории, отражающие 3 взаимодействующие феномена, которые определяют специфические свойства человека, отличающие его от животного
Описать психологию спорта как область психологии. Дать характеристику личности спортсмена как субъекта спортивной деятельности.
Психология спорта — это область психологической науки, изучающая закономерности психических проявлений человека в процессе тренировочной и соревновательной деятельности.
В первую очередь она помогает повысить эффективность тренировки, а все благодаря формированию двигательных навыков и различных умений. Можно развить выносливость, ловкость движений, а также создать условия, чтобы достичь высоких показателей
Личность – динамичная, относительно устойчивая, целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, которые выражены в индивидуальных особенностях его сознания, поведения и деятельности.
Структуру личности составляют: способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.
Лишь зная индивидуальные особенности личности спортсмена, можно наиболее полно развить и эффективно использовать его возможности.Платонов К.К. анализируя общую систему личности, разделил все особенности и черты на четыре группы, образующие основные стороны личности:
- социально-обусловленные особенности (направленность, моральные качества);
- биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности);
- опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек);
- индивидуальные особенности различных психических процессов.
Эмоции и мотивы побуждают спортсмена к проявлению определенных черт характера, а воля (через волевые усилия) осуществляет реализацию деятельности с помощью этих черт характера.
Этнопсихологические особенности личности
... т.п., то есть формируют мировоззрение человека. Этнопсихологические особенности личности находят выражение в специфике восприятия, мышления, мотивации поведения и деятельности, своеобразии эмоциональной и волевой ... в нескольких сферах человеческой психики. Удовольствие человека результатами своего труда, положением в обществе, взаимоотношениями с другими людьми в значительной мере связано с ...
В стрессовых ситуациях проявляется установка спортсмена на достижение успеха или избежание неудачи. Спортсмены, у которых преобладает установка на достижение успеха, часто рискуют в острых ситуациях спортивного поединка. Спортсмены, у которых преобладает установка на избежание неудачи, более осмотрительны, ставят перед собой посильные цели, реже рискуют.
Спорт хорошее средство для воспитания личностных качеств. Роль спортивной деятельности в формировании характера заключается в том, что она образует те своеобразные потенциальные основы действий, в которых выражается характер человека, его индивидуальные особенности, воля. Но для того, чтобы выполняемые спортсменом действия в процессе тренировки стали устойчивыми, надежными, они должны сформироваться в систему навыков, благодаря которым в экстремальных условиях соревнований спортсмен проявляет бойцовский характер и способен совершать поступки без длительного размышления и колебаний.