Тема 2.. Методы психологии. Биографический метод

Тема 2. Методы возрастной и педагогической психологии. Биографический метод

Ориентировка в теме

Глоссарий

  • Стратегии возрастных срезов. »Поперечные срезы» (сравнительно-возрастной метод).

    »Продольные срезы» (лонгитюдный метод).

  • Метод наблюдения. Дневниковые записи.
  • Экспериментальный метод. Естественный эксперимент в возрастной психологии.
  • Формирующий эксперимент в педагогической психологии.
  • Кросс-культурный эксперимент в возрастной и педагогической психологии.
  • Праксиметрические методы. Рисунок в возрастной психологии.
  • Психодиагностические методы. Интервью. Опросники. Тесты.
  • Биографический метод.

План изучения темы

  1. Методы возрастной и педагогической психологии в решении задач профессиональной деятельности социального работника.
  2. Кросс-культурный метод исследования в возрастной и педагогической психологии, его возможности и ограничения.
  3. Биографический метод, его диагностические возможности, варианты и процедура проведения.

Задания для самостоятельной работы

  1. При изучении рекомендованной литературы выделите основные понятия темы (см. Глоссарий).

  2. В рамках практикума профессиональной подготовки изучите возрастные особенности человека (зрелый возраст), используя формализованную биографическую анкету (см. Приложение к теме).

Литература

  1. Аснин В.И. Об условиях надежности психологического эксперимента //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. М., 1980, с. 220 – 228.
  2. Лазурский А.Ф. О естественном эксперименте //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. М., 1980, с. 6 – 8.
  3. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. М., 1991, с. 11 – 67.
  4. Логинова Н.А. Жизненный путь человека как проблема психологии //Вопросы психологии, 1985, №1, с.103 – 109.
  5. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент: Учебное пособие для вузов. М., 1998. Гл. 5 (кросс-культурный эксперимент).

    Гл. 8 (лонгитюдный метод).

    Гл. 9 (формирующий эксперимент в детской и педагогической психологии).

  6. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 2008, с. 28 – 32.
  7. Смирнов А.А. Детские рисунки //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. М., 1980, с. 53 – 62.
  8. Эльконин Д. Б. Введение в детскую психологию //Избранные психологические труды. М., 1995, с. 29 – 31.

Работа с понятиями

Стратегия возрастных срезов

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...

... осн-х вида эксперимента – лабораторный(спец условия) и естественный.   Формирующий эксперимент – применяемый в возрастной и пед-й психологии метод прослеживания изменений психики ... управления развитием. 2. Методы психологического исследования и специфика их применения в общей психологии, психологии развития, педагогической и социальной психологии Методы иссл-ия в ...

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

»Поперечные срезы» (сравнительно-возрастной метод)

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

»Продольные срезы» (лонгитюдный метод)

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Метод наблюдения

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Дневниковые записи

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Экспериментальный метод

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Естественный эксперимент в возрастной психологии

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Формирующий эксперимент в педагогической психологии

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Кросс-культурный эксперимент

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Праксиметрический метод

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Рисунок в возрастной психологии

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Психодиагностический метод

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Биографический метод

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

СТРАНИЦА «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ»

АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ И ПОДХОДОВ

Проведите анализ работ В.А. Аснина, А.Ф. Лазурского, Д. Лешли, Л.Ф. Обуховой, А.А. Смирнова (см. список к теме), используя следующую схему:

  • отличительные признаки метода;
  • диагностические возможности и ограничения;
  • прикладной аспект (в социальной работе).

Метод

Отличительная характеристика

Диагностические возможности

Ограничения

Прикладной аспект

Моделирование

Постройте биографические ряды событий человека зрелого возраста (например, нашего современника 50 лет).

При этом отразите ступени его социализации, среду развития (место жительства, учебные учреждения и др.), интересы и профессиональную деятельность в разные периоды жизни.

1950 1967

1967 1985

  1. 1999

Примечание: В графическом изображении покажите план конкретно-исторических событий, происходящих на протяжении этого периода развития в стране, внешние и внутренние события жизни конкретного человека

Выделите основные биографические события, определяющие психическое развитие человека на разных этапах его жизни.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Качественный анализ результатов исследования на основе контент-анализа

При обработке данных формализованной анкеты проведите контент-анализ событийных рядов жизни Вашего испытуемого: этапы его социализации, освоение профессиональной деятельности, развитие интересов (при необходимости дополните единицы анализа содержания).

На основе анализа сделайте выводы о

  • социальной ситуации развития личности;
  • об основном фоне эмоциональных переживаний в разные периоды развития;
  • ценностных ориентациях, направленности интересов, тенденций, среды общения, социальной активности личности;
  • основных конфликтах и движущих силах личности.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Интерпретация результатов исследования

Выскажите предположение об особенностях реализации человеком своих личностных и профессиональных ресурсов на разных возрастных этапах.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Страница рефлексии «психологический комментарий к моему обучению»

Культурный контекст рефлексии (имена, события, факты, книги, пословицы, поговорки…)

Направление и содержание

рефлексии

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

»Я чувствую»

Мои доминирующие переживания…

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

»Я теперь знаю»

Новое знание для меня ….

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

»Я теперь могу»

Успехи и трудности в освоении темы…

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

»Я хочу»

Новые интересы в освоении темы…

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

»Я-концепция»

Я как будущий специалист…

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Страница самоконтроля «ай, да я!»

Задание 1

В ходе изучения группы эмпирических методов вы знакомились с рядом научных работ. Соотнесите автора работы (список слева, цифровое обозначение) и название метода, которому она посвящена (список справа, буквенное обозначение):

1. Аснин В.И.

а) виды наблюдения и требования к его организации

2. Логинова Н.А.

б) условия надежности эксперимента

3. Лазурский А.Ф.

в) биографический метод

4. Лешли Д.

г) праксиметрический метод

5. Смирнов А.А.

д) естественный эксперимент

СТРОКИ ОТВЕТОВ

1

а

б

в

г

д

2

а

б

в

г

д

3

а

б

в

г

д

4

а

б

в

г

д

5

а

б

в

г

д

Задание 2

Сравнительно-возрастной метод исследования характеризуется рядом преимуществ. Выделите из перечисленных ниже утверждений преимущества этого метода:

а) дает возможность проводить систематические наблюдения;

б) имеет широкую распространенность, типичен;

в) дает возможность выявить соотношение возрастных и индивидуальных вариантов развития;

г) получение результатов в короткий срок;

д) дает возможность увидеть результаты развития;

е) простота в организации;

ж) дает возможность создать обобщенный возрастной портрет группы детей;

з) дает возможность увидеть процесс развития, моменты перехода между фазами развития.

СТРОКА ОТВЕТОВ

2

а

б

в

г

д

е

ж

з

Задание 3

Лонгитюдный метод исследования характеризуется рядом преимуществ. Выделите из перечисленных ниже утверждений преимущества этого метода:

а) дает возможность проводить систематические наблюдения;

б) имеет широкую распространенность, типичен;

в) дает возможность выявить соотношение возрастных и индивидуальных вариантов развития;

г) получение результатов в короткий срок;

д) дает возможность увидеть результаты развития;

е) простота в организации;

ж) дает возможность создать обобщенный возрастной портрет группы детей;

з) дает возможность увидеть процесс развития, моменты перехода между фазами развития.

СТРОКА ОТВЕТОВ

3

а

б

в

г

д

е

ж

з

Задание 4

С.Л. Рубинштейн связывает понятие »событие жизни» с собственной активностью человека, с принятием им решения и его реализацией. Он пишет: »События жизни –это узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется дальнейший жизненный путь человека».

Приведите примеры биографических событий в жизни человека в понимании С.Л. Рубинштейна.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5

Б.Г. Ананьев, Н.А. Логинова предлагают следующую типологию биографических событий: события среды; события поведения человека в среде; события внутренней жизни.

Назовите 2 – 3 события каждого типа.

События среды:_____________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________События поведения человека в среде: __________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

События внутренней жизни: __________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРИДУМАЙ СВОЮ ЗАДАЧУ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ!

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение «методика исследования» биографический метод. Анкетирование

Источник:Практикум по экспериментальной и прикладной психологии /Под ред. А.А Крылова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990, с. 61 – 65.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Направленность вопросов анкеты выявляет понимание человеком места, роли, содержания определенного возрастного этапа в его жизни, особенности возрастной идентификации. Метод позволяет увидеть историю и перспективы развития человека, отношение к ним.

МАТЕРИАЛ И ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ

Предлагается письменно ответить на вопросы анкеты (см. в конце Приложения), дается следующая инструкция: “Прошу Вас как можно подробнее рассказать историю Вашей жизни: в какой семье Вы родились, как прошло Ваше детство, как жила Ваша семья, как ее члены относились друг к другу. Каковы Ваши самые ранние воспоминания? Желательно, чтобы рассказали о том времени, когда Вы учились в школе: что Вам там нравилось и что не нравилось. Как в это время складывались Ваши отношения с родителями? Кто были Ваши друзья? Чем Вы интересовались и что думали о будущей жизни? Мы хотели бы также, чтобы Вы рассказали о том, как Вы жили, став взрослым человеком, как выбирали профессию, каким образом Вы проводили свободное время. Расскажите о том, что представляется Вам наиболее интересным и важным. Каковы Ваши жизненные планы?”

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

По итогам анкетирования составляется хронологическая таблица жизненного пути испытуемого, куда в хронологическом порядке из всех вопросов задания вносятся даты, события, связанные с ним переживания.

Основные даты

События

Переживания

Формализованная биографическая анкета

___________________________________________________________________________

Дата рождения……………………………..………………..…Место рождения…………………………

___________________________________________________________________________

Отец: Фамилия, имя, отчество……………………………………….. (возможно указать инициалы)

Год рождения…………………Образование …………………………….Профессия………………………

Мать: Фамилия, имя, отчество…………………………………….. (возможно указать инициалы)

Год рождения…………………Образование……………………………..Профессия……………………..

1. Переезжали ли Вы на новое место жительства?

Куда?

Когда?

С кем?

2. Какие общественные, организационные поручения Вы выполняли?

Поручения

Организация

Когда?

3. Приходилось ли Вам выступать

по радио___________________________________________________________________

по телевидению_____________________________________________________________

в прессе ___________________________________________________________________

на собраниях _______________________________________________________________

(Если да, то укажите, в какой период жизни, в каком году и сколько раз).

4. Участвовали ли Вы в выставках научного, технического, художественного творчества, смотрах, конкурсах, спортивных соревнованиях, КВН? (Если да, то перечислите, и укажите, в каком году.)_______________________________________________________

___________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Назовите Ваши любимые и нелюбимые школьные предметы в разных классах. (Если их несколько, перечислите в порядке привлекательности).

Класс

Любимый предмет

Нелюбимый предмет

1-4

5-8

9

10

11

6. Участвовали Вы в каком-либо кружке, клубе, общественном, политическом движении, и в каком году?

___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Перечислите Ваши любимые занятия и увлечения и укажите, в какие годы это было.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

8 а. Назовите Ваши любимые литературные произведения.

Название произведения,

автор

Когда прочитали впервые?

Сколько раз читали?

1

2

3

Подчеркните названия тех произведений, над которыми Вы размышляете до сих пор и содержание которых заново переживаете.

8 б. Назовите Ваши любимые фильмы (документальные, художественные, научно-популярные) и театральные спектакли.

Название фильма, спектакля

Когда смотрели впервые?

Сколько раз смотрели?

1

2

3

4

5

Подчеркните названия тех фильмов и спектаклей, которые произвели на Вас наибольшее впечатление, о которых Вы долго думали.

8 в. Какие художественные выставки Вы посещали, в каком году это было (Если Вы многократно посещали какой-либо художественный музей, то укажите, в какие годы?)

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Какие поездки Вы совершали (походы, экскурсии, командировки, путешествия)? (Укажите куда, с кем и в каком году.)

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Когда, чем и как долго Вы болели? Находились ли Вы дома или в больнице?

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

11. Назовите тех людей, с которыми Вы поддерживали дружеские отношения, проводили досуг, к которым обращались за советом, помощью, поддержкой и укажите позицию старшинства: старше (>); младше (<); ровесник (=).

Инициалы

Пол

Возраст

Род занятий

Когда?

Позиция

старшинства

12. Укажите периоды или моменты собственной жизни, которые Вы считаете счастливыми и те, которые считаете несчастливыми. Датируйте их и кратко опишите, почему Вы так расцениваете эти периоды.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Кратко опишите или хотя бы перечислите те факты собственной жизни, которые Вы считаете событиями. Укажите даты событий для Вашей судьбы — сразу же, спустя время или теперь? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Каковы Ваши представления и прогнозы относительно собственного будущего?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

29