Лекция 1 — Психология как наука

Лекционное занятие

Курс «Психология и Педагогика»

Тема 1. Психология как наука. Предметы и методы психологии.

  1. Предмет психологии. Область изучаемых психологией явлений.
  2. Задачи и функции психологии.
  3. Основные разделы психологии.
  4. Взаимосвязь психологии и других наук.
  5. Методы психологического исследования.

Психология как наука

Объектпсихологии — личность

Личность- совокупность определенных свойств внутренней жизни данного индивида, которая приводит к тому, что в одних и тех же условиях материальная и духовная деятельность одних индивидов отличается от деятельности других.

Характеризуя структуру личности, мы можем выделить три типа свойств или элементов этой структуры:

  • Биогенныесвойства — это анатомические и физиологические особенности индивида. К ним относятся: особенности нервной и гормональной системы, обмена веществ, фазы или этапы развития, пол и т. д. Биогенные свойства индивида тесно связаны с психикой и оказывают определенное влияние на психические и социальные свойства личности.
  • Психические или психогенныесвойства — это, прежде всего, психические процессы, психические состояния и свойства личности. Такие как память, воображение, восприятие, воля, внимание, мышление, чувства или эмоции, темперамент, характер и др.
  • Социогенныесвойства — определяют характер и способ объединения индивидов в различные общности, и социальные группы. К ним можно отнести: культурный идеал личности, система ценностей, социальные роли, самосознание и т. д. Они образуют социальный элемент структуры личности или социальную личность.

Предметом психологии является психика личностиили еёпсихогенная структура.

Отсюда следует, что психология- наука, изучающая закономерности возникновения, становления, развития и функционирования психогенной структуры личности.

5 стр., 2141 слов

Психические процессы, свойства личности в современном обществе

Министерство образования и науки РК Авторская творческая работа На тему: «Психические процессы, свойства личности в современном обществе.» «Память» Выполнила: Ст-ка 1 курса Ф ... .) Лиидсей П., Норман Д. Переработка информации у человека: Введение в психологию. — М., 1974. (Виды памяти: 313—354. Память: 355—384. Механизмы ...

Задача:накопление и классификация сведений о психике личности и её психогенной структуре.

Функции:

  • Изучение психических процессов и психогенной структуры личности
  • Нахождение оптимального пути достижения поставленных целей
  • Вооружение практиков профессиональными сведениями и методиками

Психогенная структура личности:

  • Психические процессы — это смена состояний во времени. Различают: познавательные, эмоциональные, волевые психические процессы.
  • Психические состояния — это фиксируемая конфигурация черт, свойств, признаков, характерная для данного момента времени, которая изменяется определенным образом в следующий момент времени.
  • Психические свойства — это наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный уровень деятельности и поведения человека.

Психика человека проявляется в деятельности, и мы должны определить, что же мы будем понимать под человеческой деятельностью.

Человеческая деятельность- это форма проявления жизни человека, сложное образование, которое, является не только психическим процессом, но и предполагает активное взаимодействие человека со средой, направленное на достижение определенной цели, связанное с удовлетворением тех или иных потребностей и мотивов.

Цель человеческой деятельности

  • Формируется на основе ценностных ориентаций личности
  • Направлена на удовлетворение потребностей

Потребности — это объективно и субъективно необходимое требование личности к условиям её существования и развития.

По теории потребностей А. Маслоувсе потребности делятся на:

  • Первичные (врожденные)
    • Физиологические
      • Пища, дыхание, одежда, жилище, отдых, воспроизводство себе подобных и т. д.
    • Экзистенциальные
      • Безопасность, уверенность в завтрашнем дне, стабильность жизнедеятельности, потребность в социуме и т. д.
  • Вторичные (приобретенные)
    • Социальные потребности
      • Принадлежность к коллективу, общении, забота, внимание и т. д.
    • Потребности в самоуважении
      • Признание, достижения, высокие оценки, статус, уважение и т. д.
    • Личностные, духовные
      • Самовыражение через творчество, религиозные потребности.

Основные разделы психологии:

3 стр., 1342 слов

Задания по психологии развития человека

Курс «Психология развития человека в образовании» Темы практических занятий 1. Пренатальное ... в школе Познавательное развитие младших школьников Обучение как ведущая деятельность младшего школьника Общение младшего школьника со взрослыми (родителями ... ВУЗе Психологические проблемы студентов 6. Психическое развитие во взрослости Основные тенденции психического развития во взрослости Жизненные кризисы во ...

  • Общая психология
    • Фундаментальные понятия и положения
  • Психология познавательных процессов
    • Изучение восприятия, внимания, воображения
  • Психология личности
    • Состояния и св-ва личности. Эмоции, потребности, мотивы, воля, характер и т. д.

Специальные отрасли психологии:

  • Генетическая психология
  • Педагогическая психология
  • Инженерная психология
  • Парапсихология и другие

Взаимосвязь психологии и других наук:

  • Биология
  • Физиология
  • Социология
  • История
  • Науки о
  • культуре
  • Антропология
  • Политология
  • Философия

Методы психологического исследования:

  • Организационные методы
    • Сравнительный
    • Лонгитюдный
    • Комплексный
  • Эмпирические методы
    • Наблюдение
    • Самонаблюдение
    • Эксперимент
  • Психодиагностические методы
    • Тест
    • Анкетирование
    • Интервью

Словарь терминов:

Объектпсихологии — личность

Личность- совокупность определенных свойств внутренней жизни данного индивида, которая приводит к тому, что в одних и тех же условиях материальная и духовная деятельность одних индивидов отличается от деятельности других.

Предметомпсихологии являетсяпсихикаличности или еёпсихогенная структура.

11 стр., 5396 слов

Психология личности соотношение понятий человек индивид личность индивидуальность. Соотношен

... .п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности [4]. В широком плане личность человека является интегральной ... . Наиболее общим, родовым понятием является человек. Человек — это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, или — точнее — ... что он - человек - в природе есть настоящий факт, к которому приложены требования и методы науки, причем ...

Психология- наука, изучающая закономерности возникновения, становления, развития и функционирования психогенной структуры личности.

Психические процессы — это смена состояний во времени. Различают: познавательные, эмоциональные, волевые психические процессы.

Психические состояния — это фиксируемая конфигурация черт, свойств, признаков, характерная для данного момента времени, которая изменяется определенным образом в следующий момент времени.

Психическиесвойства — это наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный уровень деятельности и поведения человека.

Человеческая деятельность- это форма проявления жизни человека, сложное образование, которое, является не только психическим процессом, но и предполагает активное взаимодействие человека со средой, направленное на достижение определенной цели, связанное с удовлетворением тех или иных потребностей и мотивов.

Потребности — это объективно и субъективно необходимое требование личности к условиям её существования и развития.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector