Лекция 1 — Психология как наука

Лекционное занятие

Курс «Психология и Педагогика»

Тема 1. Психология как наука. Предметы и методы психологии.

  1. Предмет психологии. Область изучаемых психологией явлений.
  2. Задачи и функции психологии.
  3. Основные разделы психологии.
  4. Взаимосвязь психологии и других наук.
  5. Методы психологического исследования.

Психология как наука

Объектпсихологии – личность

Личность– совокупность определенных свойств внутренней жизни данного индивида, которая приводит к тому, что в одних и тех же условиях материальная и духовная деятельность одних индивидов отличается от деятельности других.

Характеризуя структуру личности, мы можем выделить три типа свойств или элементов этой структуры:

  • Биогенныесвойства – это анатомические и физиологические особенности индивида. К ним относятся: особенности нервной и гормональной системы, обмена веществ, фазы или этапы развития, пол и т.д. Биогенные свойства индивида тесно связаны с психикой и оказывают определенное влияние на психические и социальные свойства личности.
  • Психические или психогенныесвойства – это, прежде всего, психические процессы, психические состояния и свойства личности. Такие как память, воображение, восприятие, воля, внимание, мышление, чувства или эмоции, темперамент, характер и др.
  • Социогенныесвойства – определяют характер и способ объединения индивидов в различные общности, и социальные группы. К ним можно отнести: культурный идеал личности, система ценностей, социальные роли, самосознание и т.д. Они образуют социальный элемент структуры личности или социальную личность.

Предметом психологии является психика личностиили еёпсихогенная структура.

Отсюда следует, что психология– наука, изучающая закономерности возникновения, становления, развития и функционирования психогенной структуры личности.

5 стр., 2141 слов

Психические процессы, свойства личности в современном обществе

Министерство образования и науки РК Авторская творческая работа На тему: «Психические процессы, свойства личности в современном обществе.» «Память» Выполнила: Ст-ка 1 курса Ф-та «Э и У» Спец-ж-129 гр. Манамова Ширин Проверила: Истомина-Нуркеева А.В Алматы 2009 План: Введение Память. Как улучшить память? Тренировка и развитие памяти. Ключ к улучшению памяти. Задания. Заключение. Список используемой ...

Задача:накопление и классификация сведений о психике личности и её психогенной структуре.

Функции:

  • Изучение психических процессов и психогенной структуры личности
  • Нахождение оптимального пути достижения поставленных целей
  • Вооружение практиков профессиональными сведениями и методиками

Психогенная структура личности:

  • Психические процессы – это смена состояний во времени. Различают: познавательные, эмоциональные, волевые психические процессы.
  • Психические состояния – это фиксируемая конфигурация черт, свойств, признаков, характерная для данного момента времени, которая изменяется определенным образом в следующий момент времени.
  • Психические свойства – это наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный уровень деятельности и поведения человека.

Психика человека проявляется в деятельности, и мы должны определить, что же мы будем понимать под человеческой деятельностью.

Человеческая деятельность- это форма проявления жизни человека, сложное образование, которое, является не только психическим процессом, но и предполагает активное взаимодействие человека со средой, направленное на достижение определенной цели, связанное с удовлетворением тех или иных потребностей и мотивов.

Цель человеческой деятельности

  • Формируется на основе ценностных ориентаций личности
  • Направлена на удовлетворение потребностей

Потребности — это объективно и субъективно необходимое требование личности к условиям её существования и развития.

По теории потребностей А.Маслоувсе потребности делятся на:

  • Первичные (врожденные)
    • Физиологические
      • Пища, дыхание, одежда, жилище, отдых, воспроизводство себе подобных и т.д.
    • Экзистенциальные
      • Безопасность, уверенность в завтрашнем дне, стабильность жизнедеятельности, потребность в социуме и т.д.
  • Вторичные (приобретенные)
    • Социальные потребности
      • Принадлежность к коллективу, общении, забота, внимание и т.д.
    • Потребности в самоуважении
      • Признание, достижения, высокие оценки, статус, уважение и т.д.
    • Личностные, духовные
      • Самовыражение через творчество, религиозные потребности.

Основные разделы психологии:

3 стр., 1342 слов

Задания по психологии развития человека

Курс «Психология развития человека в образовании» Темы практических занятий 1. Пренатальное развитие; младенчество Психологические предпосылки благополучной беременности и родов Как подготовиться к рождению ребенка? Появление ребенка: что меняется в жизни родителей? Психологическое развитие в первый год жизни Детско-родительские отношения в младенчестве 2. Дошкольный возраст Развитие ...

  • Общая психология
    • Фундаментальные понятия и положения
  • Психология познавательных процессов
    • Изучение восприятия, внимания, воображения
  • Психология личности
    • Состояния и св-ва личности. Эмоции, потребности, мотивы, воля, характер и т.д.

Специальные отрасли психологии:

  • Генетическая психология
  • Педагогическая психология
  • Инженерная психология
  • Парапсихология и другие

Взаимосвязь психологии и других наук:

  • Биология
  • Физиология
  • Социология
  • История
  • Науки о
  • культуре
  • Антропология
  • Политология
  • Философия

Методы психологического исследования:

  • Организационные методы
    • Сравнительный
    • Лонгитюдный
    • Комплексный
  • Эмпирические методы
    • Наблюдение
    • Самонаблюдение
    • Эксперимент
  • Психодиагностические методы
    • Тест
    • Анкетирование
    • Интервью

Словарь терминов:

Объектпсихологии – личность

Личность– совокупность определенных свойств внутренней жизни данного индивида, которая приводит к тому, что в одних и тех же условиях материальная и духовная деятельность одних индивидов отличается от деятельности других.

Предметомпсихологии являетсяпсихикаличности или еёпсихогенная структура.

Психология– наука, изучающая закономерности возникновения, становления, развития и функционирования психогенной структуры личности.

Психические процессы – это смена состояний во времени. Различают: познавательные, эмоциональные, волевые психические процессы.

Психические состояния – это фиксируемая конфигурация черт, свойств, признаков, характерная для данного момента времени, которая изменяется определенным образом в следующий момент времени.

Психическиесвойства – это наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный уровень деятельности и поведения человека.

11 стр., 5396 слов

Психология личности соотношение понятий человек индивид личность индивидуальность .Соотношен

... .п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности [4]. В широком плане личность человека является интегральной ... . Наиболее общим, родовым понятием является человек. Человек — это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, или — точнее — ... что он - человек - в природе есть настоящий факт, к которому приложены требования и методы науки, причем ...

Человеческая деятельность- это форма проявления жизни человека, сложное образование, которое, является не только психическим процессом, но и предполагает активное взаимодействие человека со средой, направленное на достижение определенной цели, связанное с удовлетворением тех или иных потребностей и мотивов.

Потребности — это объективно и субъективно необходимое требование личности к условиям её существования и развития.