Лекция 1 Предмет психологии. Стр-ра психики. Личность

ТЕМА: ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ. СТРУКТУРА ПСИХИКИ. ЛИЧНОСТЬ.

Цель: Важнейшая задача психологической науки — раскрытие психологических закономерностей формирования человека как личности. Необходимо определить место и роль психологии в подготовке врача-специалиста. Сформировать представление о структуре психики, структуре самосознания и содержании бессознательного, а также уметь выявлять проявления бессознательного в поведении и психических процессах человека. Дать представление о понятиях индивид, индивидуальность, личность.

План:

  1. Предмет психологии: краткая характеристика исторических изменений. Задачи и методы психологии.
  2. Сознание как высший уровень психического отражения. Структура сознания.
  1. Самосознание и его структура. Понятие бессознательного.
  2. Индивид – индивидуальность – личность.
  3. Структура личности в теории З.Фрейда. Понятие о защитных механизмах личности. Структура личности в отечественных теориях (К.К.Платонов, С.Л.Рубинштейн).

Текст:

1. Предмет психологии: краткая характеристика исторических изменений. Задачи и методы психологии

Еще в древности были попытки выяснить: из чего же состоит душа?

Демокрит — душа состоит из атомов огня, из влаги, со временем становится все суше и суше, но человек может увлажнять ее — алкоголем (потеря человеческих качеств).

Эрих Фромм: «Все история психологии есть не что иное, как борьба идеализма и материализма.

Переломный момент — 17 век — психология — наука о сознании. Р.Декарт:

«Сознание — специфическая способность души познавать самое себя».

Другого способа познания по Декарту нет.

Душа делится Декартом на 2 субстанции:

1)Телесная душу

2)Мыслящая душу

Специфический круг явлений, которые изучает психология, выделяется достаточно отчетливо – это ощущения, восприятия, мысли, чувства — все то, что составляет внутренний мир человека. Сам термин «психология» происходит от двух греческих слов: «psyсhe» — душа, и «logia» – знание, понимание и означает учение о душе. Зародилась психология в рамках философии (IV-V вв. до н.э.).

В соответствии с принципом анимизма (одухотворения всего сущего) душа рассматривалась как идеальная нематериальная сущность, свойственная всему живому. Представление о душе, как о двойнике тела, особой инстанции были свойственны исследователям с IV-V в. до н.э. – XVII в. н.э. Категория души использовалась как основной объяснительный принцип. Душой объяснялись чувства, мысли, желания, все состояния, в которых пребывал человек. Тело рассматривалось как противопоставление понятию души. Оно рассматривалось как темница для души, средство очищения души.

15 стр., 7008 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I

... в обучении. 2. Педагогические способности Способности в отечественной психологии определяются как индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения одного или нескольких видов ... мобильность (адекватность реакций), педагогическую интуицию и технику. Структура педагогических способностей (Н.В.Кузьмина) В структуре педагогических способностей Н. В. Кузьмина выделила два уровня ...

В научном употреблении термин “психология” появился впервые в XVII веке.

Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII–XIX вв., сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.

До начала XX в. психология просуществовала как наука о сознании. В 1879 г. она выделилась как особая наука.

В 20-м столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название “психология” отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания.

Дальнейшее развитие психологических знаний в современном мире характеризуется несколькими тенденциями. Одна из них заключается в постепенном стирании границ между разными школами и направлениями. Это, в частности, отражается в том, что в мире все больше появляется психологических теорий, авторы которых сознательно стремятся интегрировать знания, накопленные в разных психологических концепциях.

Вторая тенденция состоит в том, что психология постепенно выходит за рамки академической науки и становится практически весьма полезной областью знаний. Кроме традиционных для нее сфер приложения (медицина, педагогика), она широко используется в промышленности, экономике, политике, юридической практике – всюду, где возникают проблемы, связанные с человеком.

Третья тенденция состоит в расширении и обогащении как понятийного, так и методического аппарата психологических исследований за счет тех наук, с которыми психология входит в контакт при решении разнообразных научных и прикладных проблем. Особенно много полезного ей сулит усиливающийся альянс с кибернетикой и вычислительной техникой.

По определению С.Л. Рубинштейна, «психология изучает все то, что составляет внутреннее содержание нашей жизни в качестве переживания» (восприятия, чувства и т.п.).

Важнейшая задача психологической науки — раскрытие психологических закономерностей формирования человека как личности.

Метод — способ познания предмета науки!

Метод психологии — интроспекция (не совершенен — тормозит развитие науки).

19 век — переломный, В.Вундт в 1879 году открыл в Лейпциге первую экспериментальную лабораторию (на стыке психологии и физиологии).

Появление лаборатории привело к возникновению следующих следствий:

4 стр., 1793 слов

Педагогика как наука, объект, предмет, функции

... предметом той либо другой науки обычно принято понимать некоторая часть идеальной, духовной реальности, которая представляет собой ... Кравцовой, А.М. Столяренко и др. 1. Педагогика как наука. Объект педагогики На современном этапе педагогика - это ... педагогики с психологией, только посредством "психологизации" педагогической науки и практики. Другими словами, педагогика, опираясь на психологию, должна ...

> Психология — самостоятельная наука,

> Возникновение метода объективного научного познания — эксперимента.

Эксперимент является научным методом, т.к.:

> Базируется на модели изучаемой реальности.

Модель — явление, находящееся в отношении подобия с другим явлением.

> Обеспечивает проверку моделей — точность моделей.

Наука (Хедчер) — способ познания реального мира, включающая в себя как ощущаемую органами чувств человеческую реальность, так и не ощущаемую.

Кун в развитии науки выделяет 4 этапа:

1) препарадигмальный

2) господство парадигмы

3) кризис парадигмы

4) смена парадигмы

Критерий зрелости науки — наличие парадигмы.

Парадигма — (греч.-образец) — общепризнанный эталон научного исследования, включающий в себя законы, теорию, метод, правила и стандарты научной деятельности.

Объект — фрагмент объективной реальности, которая может изучаться с различных позиций, различными методами и средствами.

Предмет — специфический для данной науки угол зрения на объект. Они взаимосвязаны и соответствуют методу науки.

Объект (психологии) — психическая реальность – специфическая реальность, форма которой воспроизводится экстрапсихической реальностью.

Предмет (психологии) — субъект, наделенный способностью к познанию.

Психология стала самостоятельной объективной наукой в 1879 году, когда В. Вундт открыл в Лейпциге первую экспериментальную психологическую лабораторию, хотя психологические знания накапливались в виде теорий и объяснительных моделей еще со времен античности. Наука – это способ познания реального мира, включающего в себя как ощущаемую органами чувств человека реальность, так и реальность невидимую, способ познания, основанный на проверенной модели этой реальности. Психология превратилась в самостоятельную науку, выделившись из философии только тогда, когда появилась возможность экспериментальным путем проверять создаваемые модели изучаемой реальности. Каждая наука имеет свой объект и предмет. Объект науки — это реальность, изучаемая данной наукой, объектом современной психологии является психическая реальность, или психика. Предмет — это угол зрения на объект, специфичный для данной науки, непосредственно связанный с методами науки. Предметом современной психологии является субъект, наделенный способностью психического отражения (А.В. Брушлинский).

Метод – это способ познания предмета науки. В современной психологии используются следующие методы: эксперимент, наблюдение, опросные методы, тесты.

Каждая наука имеет свой категориальный аппарат. Категория (фил.) – наиболее общее предельное, невыводимое из других и несводимое к другим понятие; (психол.) – наиболее широкое для психологии понятие, отражающее наиболее существенный феномен (К.К. Платонов).

Основные психологические категории: психическое отражение, психический образ, деятельность, общение, личность.

27 стр., 13251 слов

Психология как наука. Основные исторические этапы развития психологической науки

... педагогики, физиологии и других наук. Что же характерно для подхода к ним психологии? Одна из точек зрения на этот счет такова. Психология изучает преимущественно ориентировочную функцию ... и «биологическое». Выявление связей социальных и природных свойств человека — еще одна задача психологии. С областью явлений, изучаемых этой наукой, сталкиваются все: она представлена в виде наших собственных ...

Общая психология исследует наиболее общие закономерности психической деятельности, обнаруживает и описывает общие принципы, категории, понятия и методы психологической науки. Эта область психологии дает знания, одинаково необходимые всем специалистам, которых интересует поведение людей.

Наиболее многочисленные фундаментальные исследования в общей психологии касаются главным образом таких явлений, как научение и его законы, действие мотивационных факторов, развитие таких когнитивных процессов, как память, мышление.

Для некоторых исследований в психологии необходимо применение особых методов или методологии. Так, психофизиология изучает физиологические и биохимические изменения, которые происходят в нервной системе при различных психологических состояниях (эмоциональных переживаниях, функционировании памяти, сновидениях и т. п.).

В психофизиологии речь идет о самых различных физиологических сдвигах: активности потовых желез, электроактивности мышц (электромиограмма), мозга (электроэнцефалограмма) итак далее.

В отличие от физиологической психологии, предметом исследования в психофизиологии являются психологические проблемы внутреннего мира человека. Поведение для психофизиолога является независимой переменной, тогда как зависимыми оказываются физиологические процессы. Главной задачей современной психофизиологии является причинное объяснение психических явлений путем раскрытия лежащих в их основе нейрофизиологических механизмов.

Другие специальные отрасли психологии также диктуются потребностями практики. Каждая из отраслей разрабатывает свои теоретические проблемы, но все они прежде всего прикладные отрасли психологии.

  • Психогенетика изучает наследственные механизмы психики и поведения.
  • Дифференциальная психология выявляет и описывает индивидуальные различия людей, процесс формирования этих различий и причины.
  • Возрастная психология (психология развития) изучает особенности психики человека на различных этапах его жизненного пути. Она подразделяется на детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека и геронтопсихологию (геронтология—наука о старости).
  • Этнопсихология (от греч. ethnos — племя, народ) — изучает этнические особенности психики людей, национальный характер, этнические стереотипы, национальное самосознание и т.д.
  • Социальная психология изучает психические явления, которые возникают в различных группах и коллективах в процессе общения людей, выявляет психологические закономерности взаимоотношений личности и коллектива.
  • Педагогическая психология изучает психику учащихся в процессе учебно-воспитательной работы, устанавливает закономерности овладения знаниями, умениями, навыками.
  • Инженерная психология изучает деятельность человека-оператора в автоматизированных системах управления. Она решает проблему распределения и согласования функций между машиной и человеком. Существует и много других прикладных отраслей психологии, но мы более подробно рассмотрим проблемы медицинской (клинической) психологии.

В современной отечественной медицине и психологии термины «клиническая» и «медицинская» психология чаще всего используются и понимаются как синонимы, хотя в некоторых странах мира, да и в нашей стране, существует между специалистами разграничение этих понятий.

4 стр., 1870 слов

Музыкальная терапия как метод работы с сознанием субъектов образовательного ...

... себя, абстрагируясь от нашего социального окружения, не вступая с ним в контакты. Сознание человека связано с переживаниями, образами и мыслями, которые ...

  • Клиническая (медицинская) психология — отрасль психологии, которая сформировалась на стыке с медициной, она использует знания психологических закономерностей в медицинской практике: в диагностике, лечении и профилактике заболеваний. Из этого следует, что клиническая психология изучает все психологические проблемы больных людей на разных этапах их жизни и болезни, а в более широком понимании — она изучает весь динамизм благотворных или пагубных влияний многообразно меняющейся личности человека и межличностных отношений на его здоровье и болезнь.

Следует отметить, что и сама клиническая психология может рассматриваться как самостоятельный раздел медицины, своеобразная «пропедевтика ко всем клиническим дисциплинам», так как у всех больных вне зависимости от характера заболевания обнаруживаются общие тенденции реакций психики и личности на свое заболевание. Однако следует помнить, что клиническая психология разрабатывается не только в связи с конкретными задачами, которые ставятся различными клиническими (греч. klinike — уход за лежачим больным, лечение на больничной койке), но и другими медицинскими дисциплинами (социальная медицина, гигиена и организация здравоохранения, медицинская экология, эпидемиология и другие).

Таким путем в клинической (медицинской) психологии идет становление новых ее аспектов — медико-психологические проблемы семьи, учебного или производственного коллектива, этнических и других социальных групп.

Кроме изучения психики больного человека, к основным разделам предмета клинической психологии относится изучение закономерностей общения и взаимодействия больных и медицинских работников, а также изучение психологических средств воздействия на больных в целях профилактики и лечения заболеваний.

При изучении психики больного главное место в клинической психологии занимает исследование психологическими методами психических проявлений различных заболеваний и механизмов их возникновения. Важное значение при этом уделяется изучению роли в возникновении и течении болезней психогенно-травмирующих и иных психологических факторов, а также исследование особенностей личностной реакции человека на свое заболевание. При изучении процессов взаимодействия и общения медицинских работников с больными особо подчеркивается, что пациент для врача не только объект диагностики и терапии, но и субъект со своим сложным внутренним психологическим миром, индивидуально реагирующий на болезнь и условия микросоциальной среды. Положительные терапевтические эффекты могут возникать и вне сферы применения специальных психотерапевтических методов, поэтому особенности формирования отношений больного в своей микросоциальной среде и с врачом являются существенными элементами лечения практически любого заболевания.

Отдельного рассмотрения и изучения в клинической психологии требует применение в медицине различных методов психологического воздействия на больного с конкретными лечебными или оздоровительно-профилактическими целями. Здесь особо выделяются специальным образом регулируемые врачом его взаимоотношения с больным. Эти отношения могут становиться специфическим лечебным фактором и уже выступают как особые психотерапевтические средства для повышения эффективности лечебных мероприятий.

6 стр., 2732 слов

Тема 1. Возраст в сознании человека

... 4, № 5. С. 57 – 64. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 2008. Психологический словарь. Под ред. В.П. ... этапе. Моделирование На конкретных примерах покажите проявление неравномерности развития человека при расхождении возраста: а) хронологического и биологического ____________________________________________________________________________________________________________ б) ...

Общая клиническая (медицинская) психология разрабатывает проблемы основных закономерностей психологии больного человека (критерии нормальной и измененной болезнью психики), проблемы психологии врача (медицинского работника) и психологии лечебного процесса. Кроме того, в общей клинической психологии разрабатывается учение о взаимоотношениях психического и соматического в человеке (психосоматические и соматопсихические взаимоотношения), медицинские аспекты учения об индивидуальности и этапах постнатального онтогенеза ее, а также рассматриваются психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии.

Частная клиническая (медицинская) психология раскрывает ведущие аспекты психологии больных при определенных заболеваниях, а также особенности врачебной этики при общении с ними. Например, отдельному рассмотрению могут быть подвергнуты психологические особенности больных, страдающих различными соматическими или нервно-психическими заболеваниями, психологические особенности больных на этапах подготовки, проведения хирургических операций и в послеоперационный период.

  1. Сознание как высший уровень психического отражения. Структура сознания.

Сознание — высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

Сознание, как оно открывается субъекту, представляет собой картину мира, в которую включен и окружающий человека мир, и он сам, и его переживания.

Атрибуты сознания:

  • различение субъекта и объекта;
  • ориентация во времени и пространстве;
  • активность: сам субъект обусловливает содержание сознания;
  • произвольность: сознание вплетено в целенаправленную деятельность субъекта;
  • интенциональность – направленность на предмет: сознание – это всегда сознание чего-либо;
  • способность к рефлексии: сознание включает в себя и осознание самого субъекта. Рефлексия — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

«Сознание есть отражение объекта, знания о нем и форма жизни субъекта.. Сознание обусловливает поведение, деятельность людей; деятельность же людей изменяет природу и перестраивает общество. И сознание, и деятельность — это связь человека с миром. То, что в процессе осознания переходит из мира в человека, приобретая в нем идеальную форму существования, преломляясь через субъекта, в качестве его помыслов и замыслов, через действие переходит в мир, преобразуя его, и воплощаясь в нем, приобретает материальную форму существования» (С.Л. Рубинштейн).

4 стр., 1863 слов

Психологические индикаторы проблем визуальной коммуникации субъекта ...

... структурой личности представителей элит, вероятнее всего, нарушают оптимальную субъект-субъектную и субъект-объектную деятельность, искажая относительно гармоничные межличностные взаимоотношения, дестабилизируя психолого- ... включающей еще гибкость в общении и эффективность взаимодействия с людьми (рис. 1.). Рис.1 Структура коммуникативной компетентности. Визуальная коммуникация демонстрирует ...

Сознание характеризуется активным отношением человека к действительности, к самому себе, к своим поступкам и действиям, деятельности, направленной на достижение поставленных целей. Сознание является способностью человека понимать окружающий мир, процессы, происходящие в нем, свои мысли и действия, и свое отношение к миру и себе самому.

Сознание не есть ёмкость для психических процессов, не есть плоскость, на которой развёртываются психические содержания, не есть сумма психических процессов, т.е. оно не аддитивно. Сознание есть внутренняя деятельность субъекта. «Деятельность человека и составляет субстанцию его сознания» (А.Н. Леонтьев).

Факторы возникновения сознания в филогенетическом аспекте:

1) деятельность — сделала сознание необходимым, т.к. деятельность должна направляться целью. Цель представляет образ будущего результата, и образ цели постоянно должен быть представлен в сознании;

2) речь — сделала сознание возможным. Именно в речи в виде понятий накапливается информация об общих и существенных признаках предметов. В понятиях закреплен опыт человеческого развития. Сознание имеет социокультурную природу и формируется под влиянием совместной производственной практической деятельности с непременным ее атрибутом — общением (по А.Н. Леонтьеву).

Эти же факторы определяют возникновение и развитие сознания в онтогенезе.

А.Н. Леонтьев выделил уровни развития сознания: развитое и примитивное сознание. Примитивное сознание, в отличие от развитого, характеризуется:

  • суженным полем;
  • невозможностью абстракции, зависимостью от конкретной ситуации и от конкретного действия субъекта;
  • зависимостью от коллективного мнения.

Структура сознания по А.Н.Леонтьеву:

  • чувственная ткань сознания — чувственные переживания различной модальности, интенсивности, степени ясности. Обычно чувственная ткань сознания не открывается субъекту как таковая, а переживается как чувство реальности. Чувственная ткань сознания связана с объектом, который мы отражаем. В обычном состоянии у субъекта слито воедино отражение объекта и сам объект, именно поэтому возникает ощущение реальности происходящего вокруг нас. Отделение чувственной ткани сознания от предметного содержания отражаемых объектов происходит только в случае нарушений условий восприятия. Психический образ представлен двояко: чувственная ткань и предметное содержание. Благодаря сознанию человек освобождается от зависимости от чувственных впечатлений. Функция чувственной ткани: обеспечение слитности образа и предмета, который вызвал этот образ;
  • система значений. Носителями значений являются: предметы материальной культуры, нормы и образцы поведения (ритуалы, традиции), знаковые системы (прежде всего язык).

    3 стр., 1163 слов

    Тест достижений Сознание человека

    ... Да 2. Нет 3. Редко 15. Путь и средство самопознания и развития сознания человека через восприятие им своих собственных творений. 1. Труд 2. Деятельность 3. Творчество ... мира. 1. Познающий объект 2. Познающий субъект 3. Индивид 4. Спонтанное течение мыслей, образов и ассоциаций человека. 1. Воображение 2. Сознание 3. Предсознание 5. С чем связано ...

    В значении зафиксированы общевыработанные способы взаимодействия субъекта с предметной средой. Посредством системы значений сознанию субъекта открывается образ мира, других людей и самого субъекта. Выпадение анализаторных систем не разрушает сознание, выпадение же системы значений деформирует сознание человека;

  • личностный смысл – индивидуализированное отражение отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность, осознаваемое «значение для меня» усваиваемых субъектом безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные нормы, роли, ценности и идеалы. Личностный смысл – это индивидуальное значение общепринятого значения.

Структура сознания по С.Л. Рубинштейну:

  • знание. Момент знания в сознании заключается в каждом психическом явлении, т.к. каждый психический процесс является отражением объективной реальности, познанием в подлинном смысле слова, все более глубоким активным познавательным проникновением в действительность оно становится лишь у человека по мере того, как он в своей общественной практике начинает изменять и, изменяя, все глубже познавать действительность;
  • переживание. Первично, дано субъекту прежде всего как психический факт, как кусок собственной жизни индивида, специфическое проявление его индивидуальной жизни. Переживанием является психическое образование, т.к. оно определяется контекстом жизни индивида. В сознании переживающего индивида этот контекст выступает как связь его активности и мотивов. Они определяют смысл пережитого как чего-то со мной происшедшего. «В переживании на передний план выступает не предметное содержание того, что в нём отражается, а его значение в ходе моей жизни — то, что я это знал, что мне уяснилось, что этим разрешились задачи, которые были передо мной…» (С.Л. Рубинштейн).

    Переживание – это психическое образование, выступающее как событие внутренней жизни данного субъекта.

Знание и переживание взаимосвязаны: переживание является переживанием чего-то, а значит, знанием о чём-то; всякое переживание включает в себя как нечто подчиненное и аспект знания; вместе с тем, знание может стать глубочайшим личностным переживанием.

  1. Самосознание и его структура. Понятие бессознательного.

Самосознание – сознание человеком самого себя, своих собственных качеств. Самосознание – это не осознание собственного сознания, а осознание себя как субъекта, отличного от других субъектов, как субъекта собственной активности (С.Л. Рубинштейн).

Самосознание — сложный психический процесс, включающий в себя:

  • Познание человеком самого себя. Самопознание как процесс развернуто во времени, начинается с единичных ситуативных образов, которые в дальнейшем интегрируются, формируется понятие собственного «я» как субъекта, отличного от других субъектов. Основной механизм самопознания – сравнение себя с другими людьми. С.Л. Рубинштейн писал: «Человеческое «я» не может быть раскрыто только как объект непосредственного сознания, через отношение только к самому себе обособленно от отношения к другим людям. Каждое конкретное «я» выступает как объект других конкретных «я». Человек постоянно изменяется, поэтому самопознание относительно. Разворачиваясь как процесс, самопознание представляет собой непрерывное уточнение знаний о себе.

И.И. Чеснокова выделяет в самопознании 2 уровня:

11 стр., 5337 слов

Личность ребенка как субъекта образовательного процесса

... Субъект - это личность или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности. При этом активность понимается как инициативное воздействие на окружающую среду, на других людей и ... прежней: задача педагога - нахождение и передача алгоритма, позволяющего «завести» эталонное содержание в сознание и поведение ученика и обеспечить как можно более полное и точное его ...

  • самовосприятие, самонаблюдение — накопление знаний человека о себе самом. Эти знания конкретны, связаны с конкретной ситуацией общения, деятельности;
  • соотнесение знаний о себе уже не со знаниями других людей, а с самим собой, соотнесение «я» прошлого и «я» настоящего, «я» настоящего и «я» будущего. Человек соотносит свое поведение не с конкретными результатами, которых он достиг, а с мотивацией, при этом возникает обобщённый образ собственного «я», который постоянно уточняется и совершенствуется; на этом уровне возникают возможности самоанализа;
  • Эмоционально-ценностное отношение к себе. Эмоционально-ценностное отношение к себе – специфическое эмоциональное переживание, в котором отражается отношение личности к себе (простые эмоции, оценочные суждения).

    Знание и переживание проявляют себя в самопознании. Отношение личности к себе отражается в категории самооценки, которая может быть завышенной, заниженной, адекватной (критерий — знание о себе).

    Истинность самооценки устанавливается на основе реальных проявлений личности, ее деятельности и поведения;

  • Саморегулирование — такая форма регуляции поведения, которая включает в себя результаты самопознания и самооценку. Для социально зрелой личности характерна развитая способность адаптироваться к самым различным ситуациям и способам общения. Такое саморегулирование возможно на уровне устойчивых знаний о себе и адекватной самооценки. В этом случае человек способен соотносить свое поведение с ожиданиями других людей, а также социальными ожиданиями в целом. И.И. Чеснокова выделяет два уровня саморегулирования:
  • управление течением поведенческих актов от формирования мотива до достижения целей, отчет в том, почему человек так действует;
  • самоконтроль – постоянный отчет человека о проявлениях своей индивидуальности, способах поведения и деятельности. Предоставляет человеку возможность владеть собой, т.е. возможность действовать достойно в любых ситуациях.

Бессознательное – характеристика психических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание.

Используя понятие бессознательного, З. Фрейд предложил следующую структуру психики:

Сознание. Включает в себя все процессы, происходящие с человеком в данный момент, которые могут быть осознаны им: различного рода ощущения, воспринимаемые образы, акты внимания, мысли и т.д.

Лекция 1 Предмет психологии. Стр-ра психики. Личность — Стр 2

Предсознание. Заключает в своем содержании ранее осознанные факты и явления, знания и умения человека. В связи с неактуальностью их на текущий момент они вытеснены из сознания, однако легко могут быть возвращены назад.

Бессознательное. Основным содержанием являются инстинкты и влечения субъекта, а также информация, вытесненная из сознания как травмирующая или социально неприемлемая. Между бессознательным и предсознанием существует жесткая цензура, поэтому человек не может обращаться к данной информации. Бессознательное может прорываться в сновидениях, оговорках, описках и т.д.

Точки зрения на понятие бессознательного (по Ф.В. Бассину):

  • психические процессы непосредственно «даны», непосредственно «известны» их субъекту, т.е. они осознаваемы. Работа же мозга, лежащая в их основе, «непосредственно субъекту не «дана», ему не представлена, непосредственно субъект ничего о ней не знает, т.е. она «неосознаваема»». Таким образом, психическое – это то, что осознается, физиологические же процессы, на основе которых совершается психическая деятельность, неосознаваемы и, следовательно, бессознательное как «психическое» — это абсурд;
  • игнорировать неосознаваемую психическую деятельность недопустимо. Ее следует рассматривать лишь как своеобразный психологический автоматизм, вовсе не требующий для своего протекания включения сознания. Бессознательное – это только вспомогательное средство для полноценной работы памяти, восприятия, воли, всех других высших психических функций;
  • любая наша поведенческая реакция на любой воздействующий на нас стимул определяется той «психологической установкой», которая нами в данный момент владеет и имеет свойство не осознаваться человеком;
  • бессознательное — это такая активность нашего мозга, которая поддается лишь особой форме постижения, и в этом смысле не походит ни на один другой объект научного познания.

Все неосознаваемые процессы можно разделить на три класса:

(по Ю.Б. Гиппенрейтер):

  • неосознаваемые механизмы сознательных действий:
  • неосознаваемые автоматизмы – действия или акты, которые совершаются «сами собой», без участия сознания:

а) первичные автоматизмы — никогда не осознаются. Другое название — автоматические действия. В их группу входят либо врожденные акты, либо те, которые формируются очень рано (в течение первого года жизни).

Например, сосательные движения, мигание, ходьба;

б) вторичные автоматизмы – прошли через осознание и перестали осознаваться – навыки. Пример: путём продвижения от простых действий к сложным, благодаря передаче на неосознаваемые уровни действий уже освоенных, человек приобретает мастерство. И, в конце концов выдающиеся пианисты достигают такого уровня, когда «рояль исчезает, и нам открывается одна музыка»;

  • явление неосознаваемой установки. Узнадзе Дмитрий Николаевич (1886-1950) – грузинский психолог, создавший теорию установки. Установка – готовность организма или субъекта к совершению определённого действия или к реагированию определенным образом. Различают:

а) моторную установку – это преднастройка позы руки по отношению к исследуемому предмету (например, человек, пытаясь взять предмет, подстраивает кисть руки под его форму);

б) перцептивную установку (например, если вы сидите в тёмной комнате со страхом ждете чего-то угрожающего, то иногда и в самом деле начинают слышаться шаги и шорохи);

в) интеллектуальную (умственную) установку (например, когда вам даётся какой-нибудь математический пример, выраженный в тригонометрических формулах и символах, то создаётся установка решать его с помощью именно тригонометрических формул, хотя иногда это решение сводится к простым алгебраическим преобразованиям).

Бессознательное понимается как совокупность досознательных образований (установок), которые подготавливают наше сознание к поведению и определенным действиям. Установка рассматривается как состояние, которое «не будучи сознательным, представляет собой своеобразную тенденцию к определенным содержаниям сознания» (Д.Н. Узнадзе).

Асмолов А.Г. предложил классификацию установок, выделив следующие:

  • смысловые установки, связаны с мотивами и смыслами деятельности;
  • целевые установки, готовность субъекта совершать определенные действия в соответствии с выбранной целью;
  • операциональные (фиксированные) установки, актуализируются под влиянием предшествующего опыта субъекта;
  • неосознаваемые сопровождения сознательных действий – непроизвольные движения, топические напряжения, мимика и пантомимика, а также большой класс вегетативных реакций, сопровождающий действия и состояния человека;
  • неосознаваемые побудители сознательных действий. Бессознательное, описываемое в терминах теории психоанализа З. Фрейда. Фрейд открыл сферу динамического бессознательного и описал формы его проявления. По мнению Фрейда, в психике человека существуют три сферы:

— сознание, содержание которого полностью определяется нашим вниманием;

— предсознательное (бессознательное в данный момент) – совокупность впечатлений, которые могут быть осознанными, но в данный момент не осознаются, скрытые знания;

— бессознательное (о содержании его человек не догадывается вообще, иногда люди даже отрицают возможность его существования) — такие впечатления, побуждения, которые не совместимы с моральными принципами личности, – это влечения, соответствующие инстинктам (инстинкт жизни включает сексуальное влечение, инстинкт смерти – влечения деструкции агрессии).

Бессознательное детерминирует все сознательные явления;

  • «надсознательные» процессы – процессы творчества, потеря и приобретение веры, которые происходят для человека неосознанно, но им предшествует длительная и напряженная работа сознания.

Схема соотношений сознания и неосознаваемых процессов различных классов (по Ю.Б. Гиппенрейтер).

Сознание в виде острова, погружённого в море неосознаваемых процессов.

I – неосознаваемые механизмы сознательных действий. Это технические исполнители или «чернорабочие» сознания. Многие из них образуются путём передачи функций сознания на неосознаваемые уровни.

II – неосознаваемые побудители сознательных действий (наравне с процессами сознания на схеме).

Они вытеснены из сознания, эмоционально заряжены и время от времени прорываются в сознание в особой символической форме.

III – «надсознательные» процессы.

  1. Индивид – индивидуальность – личность.

Индивид – это особь, которая указывает на принадлежность к определённому биологическому виду.

Личность – это уникальный набор индивидуальных свойств в человеке (Гилфорд).

Личность – это комбинация относительно устойчивых индивидуальных различий, поддающихся измерению (Бирн).

Личность – это субъект и объект общественных отношений (отечественная психология).

Личность – это человек, способный выступать автономным носителем общечеловеческого опыта и выработанных человеком форм поведения и деятельности (Д.Леонтьев).

Личность – это инструмент достижения сущности человека (Братусь).

Процесс формирования и функционирования личности включает в себя ряд этапов согласно отечественной психологии (С.Л.Рубинштейн, Д.А.Леонтьев, А.В.Петровский):

  1. Слияние социума
  2. Попытка обрести автономию – протест против социального общества: а) кризис 3-х летнего возраста; б) подростковый возраст.
  3. Самодетерминация
  4. Самореализация (личностный рост, достижение более высокого уровня развития).
  5. Этап преодоления своего ограниченного «Я» и слияние с общими ценностями (человек оставляет свой личностный след другим людям).

Комплексный подход к анализу человека (Б.Ананьев).

Блоки:

  • Характеристики человека как индивида
  • Характеристики человека как личности
  • Характеристики человека как субъекта деятельности

Анализ блоков включает в себя:

  • Первичные свойства
  • Взаимодействие первичных свойств – вторичные свойства
  • Высшая интеграция первичных и вторичных свойств
  • Основная форма развития

А) Индивидное свойство человека.

  • Первичные свойства: половозрастное, индивидуально-типическое свойство (телосложение, биохимическая реакция), нейродинамические свойства мозга, функциональная асимметрия больших полушарий.
  • Взаимодействие первичных свойств – вторичные свойства: динамика психофизиологических функций, вербальных, логических, мнемических и сенсорных (структура органических потребностей).
  • Высшая интеграция первичных и вторичных свойств: темперамент, задатки, служащие для развития способностей.
  • Основная форма развития: онтогенетическое развитие.

Б) Личностные свойства человека.

  • Первичные свойства: статус личности (положение в обществе), общественные функции или роли, цели, ценностные ориентации.
  • Взаимодействие первичных свойств – вторичные свойства: мотивация, структура общественного поведения.
  • Высшая интеграция первичных и вторичных свойств: характер, склонности.
  • Основная форма развития: жизненный путь, его социальная биография.

В) Человек как субъект деятельности.

  • Первичные свойства: сознание, деятельность.
  • Взаимодействие первичных свойств – вторичные свойства: ЗУНы.
  • Высшая интеграция первичных и вторичных свойств: творчество, способности, талант.
  • Основная форма развития: история производственной деятельности в обществе.
  1. Структура личности в теории З.Фрейда. Понятие о защитных механизмах личности. Структура личности в отечественных теориях (К.К.Платонов, С.Л.Рубинштейн).

Модели структуры личности в психоанализе.

1) Топическая модель:

-Суперэго

-Эго

-Ид

Сознание включает в себя ощущения и переживания, а также те содержания, которые отсортированы в соответствие с внешними воздействиями. Эти содержания в сознании задерживаются очень короткое время, после чего переходят в предсознание. Сознание – это факт индивидуального опыта субъекта, основанный на интуиции.

Предсознание – вторая цензура, которая выполняет функцию отбора и почти не искажает информацию. 2-я цензура проницаема, поэтому всё содержание предсознательной психики представлено в сознании субъекта. Предсознательная психика – это неосознанное знание, нечто познанное субъектом, представленное в его психике в неявной форме.

Бессознательная психика – хранилище примитивных инстинктов, подавленных, вытесненных эмоций. Содержание бессознательного представлено представителями влечений. Эти содержания обрабатываются специфическими механизмами, сгущениями в одном механизме. Содержание бессознательного – нагруженные энергией влечения, проявляющиеся в поведенческих актах субъекта.

2) Психодинамическая модель:

Динамика соотношений структурных компонентов обусловлена динамикой противоречий структуры «ИД» и подавляющей функцией «СУПЕРЭГО». Система «ЭГО» подвергается опасности с 3-х сторон:

-СУПЕРЭГО

-ИД

-ВНЕШНИЙ МИР

ИД – первичный резервуар психической энергии. Ид представлено энергией ЛИБИДО. Энергия Ид – это хаос вечных процессов. Ид включает в себя совокупность первичных процессов, в качестве которых выступают психические образования, которые могут быть связаны с реальностью, могут искажать её, но являются источником влечений. В структуру Ид входят также рефлекторные действия.

СУПЕРЭГО. Ответственно за нравственное сознание, самоконтроль. Связано с затуханием эдипово комплекса – ребёнок преобразует энергию запрета, исходящую от родителей в процесс самоотождествления с родителями. От 3 до 6 лет формируются нормы поведения. Подсистемы Суперэго формируются, когда родительский контроль не требуется (формируется самоконтроль):

-совесть – интериоризация родительских наказаний. Результат – критическая самооценка, чувство вины.

-эгоидеал – интериоризация поощрений родителей.

ЭГО. Ответственно за принятие решений о судьбе желаний, исходящих из Ид в соответствии с законами Суперэго. Эго функционирует по принципу реальности, который стоит на страже между психическими явлениями и реальными событиями. Обеспечивается целостность организма личности. Эго не может подавить организмические побуждения. Основная функция Эго – обеспечить такую реальность, чтобы она стала на сторону Ид.

Эго включает в себя вторичные процессы, которые основаны на мышлении. Уровни «Я»:

  1. сознательный компонент (контакт с внешним миром)
  2. предсознательный (то, что переходит в сферу сознания)
  3. бессознательный (защитные механизмы)
  4. цензура

Защитные механизмы личности.

Психологическая защита – это совокупность действий, нацеленных на уменьшение или устранение травмирующих ситуаций, угрожающих субъекту. Механизмы защиты направлены на устранение травмирующего опыта.

З.Фрейд выделил:

1) нормальную защиту, которая базируется на опыте страдания и стремлении не повторять этот опыт.

2) патологическую защиту, которая порождена не силой аффекта, а стремлением повторить этот аффект; и имеет место в области только сексуальных влечений.

Механизмы защиты:

-вытеснение

-замещение

-рационализация

-проекция

-соматизация

-реактивные образования

-сублимация

-регрессия

-отрицание

Согласно теории С.Л.Рубинштейна, понятие «личности» является основополагающим для психологии. Личность рассматривается как субъект, как основание, интегрирующее активность субъекта, как деятельное начало. Личность объясняется через деятельность, а деятельность через личность.

Личность – это совокупность внешних условий, которые преломляются через внутренние воздействия.

Личность составляют психические свойства, которые в совокупности представляют собой психический облик личности. Психические свойства формируются в деятельности личности и рассматриваются как определённые личностные черты.

Психический облик личности представлен в 3-х блоках:

  1. Что хочет человек?
  2. Что может человек?
  3. Как он добивается этого?

К 1-му блоку относятся потребности, цели, устремления. Ко 2-му – способности. К 3-му – характер человека. Совокупность устремлений представляет направленность личности. Психические свойства образуют единство. Психический облик индивидуален, но единство психического облика противоречиво, т.к. изменяются цели, потребности и пр., т.е. личность изменяется. Деятельность создаёт единство личности.

Согласно теории К.К.Платонова, личность представляет собой особое психическое явление и особенное психологическое понятие. Личность рассматривается в связи с теорией отражения, т.е. личность – это отражающая система, осуществляющая отражение.

Отражаемое__________личность_________________отражённое

Личность – это носитель сознания. Когда нарушается сознание, нарушается личность. В личности считается необходимым различать сущность и явление. Сущность личности – это её деятельность. Явление – это структура личности.

Личность как явление – это динамическая, функциональная система, зависящая от сущностных характеристик личности, т.е. её деятельности. Основной методологический принцип – принцип единства личности, сознания, деятельности.

Техническое оснащение: мультимедийное сопровождение.

Литература: