Возникновение научной психологии — экспериментальная психология (Вундт), психотехники или метод тестов (Бине, Симон)

1.Возникновение психологии как самостоятельной науки — выделение из философии (Стюарт Милль).

Предпосылки появле-ния научной психологии: философия позитивизма и психофизика (Вебер, Фехнер).

Возникновение научной психологии — экспериментальная психология (Вундт), психотехники или метод тестов (Бине, Симон).

Бихевиоризм (И.П.Павлов, Дж. Уотсон).

Психоанализ (З.Фрейд), теории Юнга, Адлера.

5.Направление гештальтпсихологии — ее философская основа (феноменология Гуссерля), гештальтпсихология Коффки, Ле-вина — форма, фон и интенция субъекта, поняние гештальта, закон прегнантности («хорошей формы»).

Психология, психика — определение. Критерии психичес-кого здоровья. Разделы психологии.

Предмет и задачи медицинской психологии.

Методы исследования в психологии — классификация, определения.

Психодиагностический метод (метод тестов) — 3 основных подхода. Понятия надежности и валидности, критерии вали-дизации методик.

Лекция N 1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Психология как самостоятельная наука возникла только в конце прошлого столетия. До этого ее считали частью филосо-фии. Английский философ __Стюарт Милль__ одним из первых (в 1845 г.) предложил рассматривать психологию как науку, независи-мую от философии. Философия также стремится быть наукой, но в строгом смысле таковой не является, т.к. оперирует идеями, истинность которых обосновывается их согласованностью между собой. Наука же стремится кроме того находить подтверждение истинности в фактах — выдвигаются гипотезы, которые потом подвергаются экспериментальной проверке. Чувства, восприя-тие, интеллект и т. п. могут быть предметом как философского так и психологического изучения. Т.о. различия между филосо-фией и психологией не в предмете изучения, а в его методе.

Возникновение психологии как науки в конце ХIХ ст. свя-зано с тем, что психологи взяли за образец естественные нау-ки, в частности физику, и перенесли в свою область ее мето-ды. Они встали на позитивистскую точку зрения, господство-вавшую в то время. __Позитивизм__ можно определить как особое отношение к познанию, с соблюдением таких правил: отказ от метафизики и стремление принимать во внимание только факты; отказ от суждений, противоречащих друг другу; научная досто-верность как результат всесторонней верификации фактов.

6 стр., 2936 слов

Какие существуют трудности в использовании различных методов при изучении педагогики?

Лекция 3 МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Методы педагогического исследования – это способы сбора информации о педагогических фактах, а также анализа теоретических понятий, способы решения научно-исследовательских задач. Методы педагогического исследования – это способы, пути изучения эффективности учебно-воспитательного процесса. С их помощью педагог получает новые возможности для повышения ...

Предвестником экспериментальной психологии, возникшим на основе позитивизма, является __психофизика_, __ставившая зада-чу изучить отношение между раздражителем (физическим), рас-сматриваемым как причина и ощущением (психическим), рассмат-риваемым как результат, и стремившаяся формулировать свои положения в виде количественных законов по аналогии с ес-тественными науками. Немецкий физиолог __Э.Г.Вебер_ __(1795_ -__1878) сыграл решающую роль в установлении связи между открытиями в области физиологии и психологии. В ходе лабораторного экспе-римента он например заметил, что прирост интенсивности раз-дражителя (скажем, тяжести) вначале не изменяет первона-чального ощущения и необходимо лишь определенной достаточ-ной величины увеличение раздражения. Немецкий философ __Г.Фех__-__нер__ (1801−1887) попытался выразить наблюдения Вебера в мате-матической форме закона: интенсивность ощущения пропорцио-нальна логарифму интенсивноти раздражителя (_S =C_I/I).

В дальнейшем теория Вебера-Фехтнера была подвергнута критике, но ее заслуга заключалась в самой постановке проблем измере-ния в психологии.

Основоположником __экспериментальной психологии_ __считает-

ся немецкий исследователь, врач и физиолог_ __В.Вундт__ (1832-

1920).

Он унаследовал от философии определение психологии, как науки, изучающей «факты сознания» методом прежде всего интроспекции — самопознания личности путем анализа своих чувств и ощущений, отдавая этому методу преимущество перед экспериментом. Но подлинное новаторство Вундта состояло в его стремлении дополнить внутренний опыт внешним эксперимен-том, аналогично физиологии; ни одно явление сознания не мо-жет возникнуть, минуя физиологическую реальность, следова-тельно, нужно искать органический субстрат психической дея-тельности, придерживаясь правил научного исследования. Тем самым Вундт выступил с концепцией единства человека, отка-завшись от еще распространенного в то время представления о дуализме души и тела.

2 стр., 515 слов

Взгляды Р. Декарта на мышление и их значение для психологии сознания.

Декарт прибегал к методу сомнения. Единственное, в чем он не сомневался – это в том, что он сомневается. «Мыслю, следовательно, существую». Он нашел при источника знания: ощущение (восприятие не гарантирует истинности); мышление (также не свободно от ошибок); чужое авторитетное мнение. По Декарту существует две субстанции: мыслящая и протяженная. Собственное сознание всегда непосредственно дано. ...

Крупным теоретиком новой психологии стал французский ученый __Теодюль Рибо_ __(1839−1916) — за образец им бралась точка зрения немецких ученых и утверждалась специфика психологичес-кой науки, удобным объектом для исследований законов нор-мальной психической деятельности считались душевные болезни.

Понятие __психотехники или метода тестов__ связано с име-нем французского ученого __А.Бине__ (1857−1911), который сместе с д-ром __Т.Симоном__ составил первые тесты интеллекта для отли-чения умственно отсталых детей; он экспериментально отыски-вал эталлонные средние ответы на множество заданных детям вопросов, чтобы затем сравнивать и определять уровень ум-ственого развития ребенка. Особенно большое распространение метод получил в США.

Существенную роль в становлени научной психологии сыг-рала зоопсихология_. __К.Лоренц (1903-…) изучал инстинктив-ные действия животных. Э. Торндайк (1874−1949), В. Келер (1887−1967) — мышление животных с помощью т.н. «проблемных ящиков.

В основе такого направления как __бихевиоризм_ __(от behavi-or — поведение) лежит открытие условного рефлекса __И.П.Павло-__вым__ (1849−1936).

Американский психолог __Дж.Уотсон__ (1878−1958) на оснюве исследований Павлова сделал вывод о том, что соз-наниек не играет роли в научении и последнее есть формирова-ние условных рефлексов, при этом участвуют и несколько врожденных т. е. безусловных рефлексов. В этой теории науче-ния и состоит суть бихевиоризма — самой радикальной попытки свести психологию к естественой науке. Но уже ближайшие нео-бихевористы были вынуждены включить понятия «намерение», «план» для объяснений более сложного поведения, что предпо-лагает определенную субъективность.

__Глубинная психология или психоанализ__. Австрийский пси-холог __З.Фрейд__ (1856−1939) имеет исключительные заслуги за развитие им представлений о «глубинном» слое личности. Он убедился, что некторые действия, особенно невротического характера, управляются побуждениями, ускользающими от ясного сознания — так возникло понятие бессознательногно. Одна па-циентка, притворяясь загипнотизированной, начала беспорядоч-но высказывать все приходящее в голову — так возник метод свободных ассоциаций, благодаря которому удается как-то вы-разить сознательно чувства, воспоминания, обычно исключен-ные из сознания; другим способом для этой цели может быть анализ сновидений. Впоследствии Фрейд разработал такие ос-новные понятия как например _ вытеснение __- изгнание в бессоз-нательное неприемлемых мыслей, _ влечение __- стремление орга-низма к достижению определенной цели, _ Эдипов комплекс — __фор-мирование личности через эмоциональные отношения соперничес-ктва между отцом, матерью и ребенком. Еще при жизни Фрейда два его наиболее известных ученика разошлись с учителем, поставив под сомнение признаваемую им исключительную роль сексуальности.

21 стр., 10094 слов

1. Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (общая психология, психологии развития, педагогической психологии, социальн

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (общая психология, психологии развития, педагогической психологии, социальной психологии). Психология- это наука о закономерностях возникновения, формирования, развития, функционирования и проявлений психики людей в различных условиях и на разных этапах их жизни и деятельности.В науку она была введена в18 в. немецким ...

__А.Адлер__ (1870−1937) рассматривал невротическое поведение как символический и неадекватный способ компенсации чувства неполноценности, которе возникает в детстве и часто связано с недостатками и дефектами физического или умственного раз-вития.

__К.Г.Юнг__ (1875−1961), как и все аналитики уделяя большое внимание сновидением, обратил внимание на обилие образов, распространенных также в легендах и сказках всех времен и народов, назвав эти образы «архетипами». Он пришел к заклю-чению о существовании «коллективного бессознательного», т. е. наша психика формируется, наследуя также образы предков, пришедшие из глубины веков. Известны выделявшиеся Юнгом два типа личности — екстраверт, ориентированный вовне, притяги-ваемый интересом к внешнему миру и стремящийся к нему прис-пособиться, и интроверт — созерцательный и поглощенный боль-ше внутренним миром.

9 стр., 4303 слов

Методы психологии 2

Методы психологии – это способы, приемы и средства изучения тех или иных проявлений  и далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. I. СУБЪЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ 1) Интроспекция (самонаблюдение) - непосредственное - отсроченное - самоэксперимент (Эббингауз – зауч. им же придуманных бессмыссл. слов) Достоинства метода: можно исследовать внутренние процессы, ...

На развитие психологии повлияло также новое филисоф-ское направление, известное под именем __феноменологии__. Мате-матик __Э.Гуссерль__ (1859−1938), отвергнув «ассоцианистскую» концепцию Вундта с ее пониманием восприятий и ощущений как результата ряда отдельных впечатлений, утверждал, что мир постигается как целое, выходящее за пределы составляющих его частей. В основе восприятия лежит _ интенция__ субъкекта, кото-рая может вести к различному всоприятию тех же вещей, непос-редственному и целостному. Гуссерль говорит о постижении действительности как о восприятии «феноменов».

Феноменология лежит в основе и оказала прямое влияние на возникновение __гештальттеории__. Последняя перенимает поня-тие целостности как чего-то, превосходящего сумму частей.

(Мелодия является целостностью, т.к. она больше суммы сос-

тавляющих ее нот.) Восприятие — это не ответ на изолирован-

ный внешний стимул, а структурное целое — гештальт, откуда и

название теории. Восприятие строится на отношении между дву-

мя элементами: воспринимаемым предметом (формой) и фоном

(полем восприятия).

Форма доминирует, привлекает внимание,

но воспринимается в зависимости от фона. Интенция субъекта

спонтанно связывает фон и форму, так сад по-разному пред-

станет перед хозяином, его садовником и скажем голодным че-

ловеком. Экспериментальным путем разрабатывался т.н. закон

хорошей формы или _ закон прегнантности__ - если существует нес-

колько возможных восприятий формы, то выбирается то из них,

которое является наиболее простым, упорядоченным и осмыслен-

ным. Например, в восприятии точек

.. .наиболее прегнантная форма — три пары по две точки, а не — точка, затем пара точек на большом расстоянии, затем опять пара точек на большом расстоянии, затем отдельная точка. Наиболее упорядоченное и простое представляется верным, точ-нее имеет предпочтение в восприятии.(Отсюда, возможно, попу-лярность явно псевдонаучных, но прегнантных «теорий».) Среди наиболее известных представителей гештальтпсихологии — не-мецкие ученые __К.Коффка__ (1886−1941), __К.Левин__ (1890−1947).

6 стр., 2624 слов

Место нейронаук в изучении проблематики психологии личности: обзор исследований

Правительство Российской Федерации Национальный Исследовательский Университет Высшая Школа Экономики Факультет психологии Кафедра Психологии Личности Реферат по дисциплине «Консультативная психология» По теме: Место нейронаук в изучении проблематики психологии личности: обзор исследований Студент группы №381 Малахова София Москва 2015 Введение Непринятие психотерапевтами области нейропсихологии. ...

_ Генетическая психология__ - другое новое направление изу-чает весь широкий круг психологических вопросов, разделяясь на общую психологию и сравнительную, сопоставляющую нес-колько стадий развития личности. Самым известным в этом нап-равлении является швейцарский ученый Ж. Пиаже (1896−1980).

Он является автором стадийной теории развития умственных актов — от инстинктивных реакций до «гипотетико-дедуктивного» рас-суждения. Пиаже был решительным сторонником эксперимента, избегая умозрительных рассуждений. Он считал, что интеллект организуется с помощью схем — процессов, возникающих в оп-ределенном возрасте, особым образом организующих идеи и в це-лом интеллект.

Последующее развитие психологии (если говорить и далее о тех направлениях, которые привели к отдельным современным теориям психического) связано с расширением поля психологии — развитием социальной психологии. (Будет отдельная лекция.) [И с т о ч н и к. М.А.Робер, Ф.Тильман. Психология индивида и группы, с.с. 15−32]

__Психология__ - наука о психике, закономерностях ее прояв-лений и развития.

__Психика__ - свойство высокоорганизованной материи, являю-щееся особой формой отражения субъектом объективной реально-сти.

[И с т о ч н и к. Психологический словарь, М., 1983.- с. 286, Крутецкий В.А., с.11−14]

__Критерии психического здоровья ВОЗ__ (вернее, здоровья вообще) — отсутствие болезней, физическое, душевное и со-циальное благополучие. Главне признаки — структурная и функ-циональная сохранность органов и систем, высокая приспособ-ляемость к типичной для индивиды физической и социальной среде, сохранность привычного самочувствия. [И с т о ч н и к. Н.Д.Лакосина, Г. К.Ушаков, с. 47.]

__Разделы психологии__: общая, возрастная (в частности дет-ская), социальная, психология труда, космическая, педагоги-ческая, военная, патопсихология, зоопсихология. [И с т о ч н и к. Крутецкий В.А., с.8]

8 стр., 3513 слов

Методы психолого-педагогических исследований

Вопрос 1. Понятие о методах исследования. Классификация методов психолого-педагогического исследования: теоретические методы, эмпирические методы, методы статистической обработки данных. Взаимосвязь предмета и метода. Исследование и диагностика. Вопрос 2. Теоретические методы исследования Вопрос 3. Эмпирические методы исследования Вопрос 4. Математические и статистические методы ВОПРОС 1. ПОНЯТИЕ ...

__Предмет__ медицинской психологии — особенности психической деятельности больного в их значении для диагностики, лечения и предупреждения болезней.

__Задачи__ медицинской психологии:

1. Изучение психических факторов, влияющих на развитие болезней, их профилактику и лечение.

2. Изучение влияния тех или иных болезней на психику.

3. Изучение психических проявлений различных болезней в их динамике.

4. Изучение нарушений развития психики.

5. Изучение характера отношений больного человека с ме-дицинским персоналом и окружающей его микросредой.

6. Разработка принципов и методов психологического ис-следования в клинике.

7. Создание психологических методов воздействия на пси-хику человека в лечебных и профилактических целях. [И с т о ч н и к. Б.Д.Карвасарский. Мед. психология, с. 7, 6]

__Методы__ исследования в психологии: Основные — наблюде-ние и эксперимент, частные методы — метод беседы, анкетный метод, метод тестов, анализ процесса и продуктов деятельнос-ти.

__Метод наблюдения__ заключается в познании индивидуальных особенностей психики человека через изучение его поведения. По объективным, внешне выраженным показателям (действия, поступки, внешний облик) судят об особенностях протекания психических процессов.

[И с т о ч н и к. Крутецкий В.А., с.17−26 ]

__Экспериментальный метод__ - организация целенаправленно-го наблюдения, когда по плану исследователя изменяется час-тично ситуация, в которой находятся испытуемые. При __естес-__твенном эксперименте__ испытуемые не знают, что они являются испытуемыми. При __лабораторном эксперименте__ испытуемый может не знать о всем замысле исследования, но знает, в качестве кого он участвует в эксперименте.

__Метод беседы__ - сбор и анализ высказываний испытуемого. Вопросы заранее подготовлены и тщательно продуманны, они из-меняются или дополняются в ходе беседы в зависимости от от-ветов испытуемого. Ответы записываются, одновременно ведет-ся наблюдение за поведением испытуемых. (Иллюстрация объек-тивности метода на примере сравнения с объективностью органо-лептического метода пальпации вследствие знания исследовате-лем объективных параметров, скажем, опухоли и исследования в беседе механической памяти на основе знания объективных, объем и длительность удержания, параметров).

__Анкетирование__ - перечень вопросов, которые дают изуча-мым лицам для письменного ответа.

Психологический __анализ процесса и продуктов творческой __деятельности__ (рисунки, рассказы, коллекции и др.) [И с т о ч н и к. Психологический словарь, М., 1983.- с. 187]

__Метод тестов.__ Тестирование — метод психологической диагностики, использующий стандартизованные вопросы и зада-ния, имеющие определенную шкалу значений. [И с т о ч н и к. Краткий психологический словарь, с.354]

Психодиагностический метод имеет измерительно-испыта-тельную направленность, за счет которой достигается количес-твенная и качественная квалификация изучаемых психических явлений.

В рамках психодиагностического метода существуют __3 ос-__новных диагностических подхода__, которые охватывают все имею-щиеся психодиагностические тесты:

1. «Объективный» — диагностика осуществляется на осно-ве успешности и способа выполнения деятельности. Например, методики для исследования памяти. Память оценивается по то-му, сколько слов из названных запомнил испытуемый. Методики для исследования способности к обобщению: удается ли испы-туемому подобрать обобщающее понятие для группы однородных предметов.

2. «Субъективный» — диагностика осуществляется на осно-ве сведений, сообщаемых о себе, самоописания особенностей личности. Пример — шкалы и опросники.

3. «Проективный» — диагностика осуществляется на осно-ве анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным материалом, который становится объектом проекции. В соответ-ствии с проективной гипотезой каждое эмоциональное проявле-ние индивидуума, его восприятия, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности. Пример — тематичес-кий апперцепционный тест (нужно составить рассказ по сюжет-ной картине, которая допускает разные толкования; человек отождествляет себя с персонажем, таким образом раскрывает содержание собственных мыслей и чувств).

[И с т о ч н и к. Л.Ф.Бурлачук, С.М.Морозов, с. 112, 106]

Каждый тест должен быть надежным и валидным. __Надеж__-__ность__ методики отражает устойчивость результатов теста к дейcтвию посторонних случайных факторов. Надежность отра-жает степень согласованности результатов теста, получаемых при первичном и повторном исследовании, или при использова-нии разных, но сопоставимых, наборов заданий. [И с т о ч н и к. Л.Ф.Бурлачук, С.М.Морозов, с.82]

__Валидность__ - понятие, указывающее, что тест измеряет и насколько хорошо он это деляает. (Англ. Valid — действи-тельный, пригодный, имеющий силу).

__Критерий валидизации__ - непосредственная и независимая от валидизируемого теста мера психического свойства, на ис-следование которого направлена психодиагностическая методи-ка. В качестве критериев могут быть использованы объектив-ные биографические данные, показатели успеваемости, врачеб-ный диагноз или другие заключения специалиста. [И с т о ч н и к. Л.Ф.Бурлачук, С.М.Морозов, с. 21, 18] _

Лекция N 1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Психология как самостоятельная наука возникла только в конце прошлого… Возникновение психологии как науки в конце ХIХ ст. свя-зано с тем, что психологи взяли за образец естественные нау-ки,…