История развития медицинской психологии

Предмет и задачи медицинской психологии.

Медицинская психология — область психологической науки, изучающая частные и общие закономерности нарушений и восстановления психической деятельности при различных патологических состояниях и аномалиях развития.
Нейропсихологический анализ позволяет на основе клинических и экспериментальных данных показать изменения психологических процессов при локальных поражениях мозга. Патопсихологический анализ вскрывает закономерности распада психической деятельности и свойств личности при болезни, осуществляя сопоставление патологических изменений с характером формирования и протекания психических процессов, состояний и свойств личности в норме. Основы психосоматики позволяют понять механизмы изменения в результате психосоматических и соматических заболеваний. Выявляя и систематизируя патологическую симптоматику и психологическую классификацию нарушений, медицинская психология позволяет разрабатывать программу коррекционных мероприятий в зависимости от характера повреждения и вести работу по их предупреждению, что позволяет решить важнейшую задачу современной практической психологии: психологическую коррекцию нарушений функций и вневрачебную помощь.
Цель: формирование представлений об общих закономерностях нарушений и восстановления психической деятельности при различных патологических состояниях и аномалиях развития.

Задачи:
1.

объяснить основные понятия медицинской психологии и нейропсихологии;
2. сформировать представления о феноменологии и динамике психических и поведенческих расстройств;
3. ознакомить с базовыми патопсихологическими и нейропсихологическими методиками. Предметом является психологические факторы связанные с возникновением диагностикой, лечением и профилактикой лечения. Основные задачи медицинской психологии таковы:
1. Изучение закономерностей психологии больного. Выявление критериев нормальной, измененной и болезненной психики. А так же изучение психологии врача и других медицинских работников. Изучение психологии общения больного и доктора, и психологической атмосферы в медицинском учреждении. 2. Влияние психики на физическое состояние пациента, и обратное влияние соматики на его психологическое состояние. 3. Медицинская психология изучает и личность человека, его индивидуальность, темперамент и характер. А также эволюцию ее становления и развития. 4. Изучает она так же такие аспекты как врачебный долг, врачебную этику и врачебную тайну.
5. Наравне с изучением личности, медицинская психология занимается изучением семейных отношений и половой жизни. 6. И психотерапию.

12 стр., 5782 слов

Психология индивидуальности личности

... полнее. Она является постоянным объектом исследования, как при изучении психологии личности, так и других направлений психологии, что обусловливает актуальность выбранной темы курсовой работы.Понять индивидуальность ... и представляющие собой хрестоматию по психологии. А также учебники последних лет издания: Психология / под ред. А.А. Крылова (1998), Психология личности В.А. Аверина (2001) и другие ...

Разделы и отрасли медицинской психологии. Междисциплинарные связи медицинской психологии.

структура медицинской психологии включает ряд разделов, ориентированных на исследования в конкретных областях медицинской науки и практического здравоохранения.а) Клиническая психология( патопсихология, нейропсихология, психосоматика) (теория и практика психологической помощи); Б) Психология мед.среды; В)психология больного. А- изучает особенности психологической деятельности человека при катологических состояниях мозга связанных психическим или саматическим заболеваниям. Б- изучает закономерности нарушения и восстановления психических функций при различных поражениях головного мозга. В- изучает роль психических факторов в развитии соматических заболеваниях. Мед.психология имеет множество междисциплинарных связей, так как влияет все стороны жизнедеятельности человека. Психиатрия, психология здоровья, поведенческая медицина, клиническая нейропсихология.

История развития медицинской психологии.

История психологической науки с особой рельефностью отражает эволюцию взглядов на природу сознания и всей духовной жизни человека. На заре науки (VI — IV вв. до н.э.) в философии уже отчетливо звучало натуралистическое направление мысли. Об этом можно судить по трудам Демокрита, Эмпедокла, Лукреция, Эпикура и др. Платон и Аристотель считали, что душа может существовать вне всякой связи с телом, ибо имеет божественное происхождение, следовательно, познать ее нельзя, это лежит за пределами человеческих возможностей.

В дальнейшем все более пристальное внимание стали уделять изучению отдельных свойств и качеств психической деятельности. Исследования человеческого рассудка, памяти, ощущений, ассоциаций и т.д. опирались в основном на метод самонаблюдения. Развитие науки, техники и искусств в эпоху Возрождения, естественно, привело к появлению новых веяний и в учении о душе и теле. Все чаще и чаще высказывались мысли о том, что «мышление есть свойство материи». Эволюционное учение, развитое Чарлзом Дарвином (1809—1882), оказало положительное влияние в отношении становления и развития науки о психике — психологии (этот термин стал общеупотребительным со второй половины XVIII века после работ Христиана Вольфа).

Францем Галлем (1738—1828) проводилась параллель между строением черепа и особенностями психики человека, его способностями и личностными свойствами. Внимание психологов, как и психиатров, привлекли в дальнейшем работы венского психиатра Зигмунда Фрейда (1856—1939), создателя одного из основных современных направлений психологии психоанализа, который всю психическую деятельность человека объясняет направляющим влиянием бессознательного, в особенности полового влечения. Много дал психологии экспериментальный метод, начало внедрения которого в психологию было положено Вильгельмом Вундгом (1832—1920).

В 1874 году он выпустил книгу «Основы физиологической психологии, а в 1879 году основал в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии. Экспериментальные исследования позволяли достаточно подробно изучить память, внимание, восприятие, эмоционально-волевую сферу.
И.М. Сеченов, воспитанный на трудах мыслителей-гуманистов, создал свою теорию рефлекторной деятельности мозга и опубликовал в 1863 году труд «Рефлексы головного мозга». Первая экспериментально — психологическая лаборатория в России была открыта В.М. Бехтеревым в 1885 году при медицинском факультете Казанского университета. В 1896 году такая же лаборатория была организована в Москве в психиатрической клинике С.С. Корсаковым. В 1908 году А.Н. Бернштейн опубликовал первое в России руководство Клинические приемы психологического исследования душевнобольных», а в 1911 году вышел в свет «Атлас психологического исследования личности» Ф.Г. Рыбакова.

8 стр., 3824 слов

Личность в исследованиях отечественных и зарубежных психологов

... психофизиологических функций.) Объект исследования: личность как психологический феномен. Предмет исследования: теории личности. Цель исследования: выявить особенности теорий личности. Задачи исследования: .Исторический анализ представления о личности в зарубежной и отечественной психологии. .Изучение современных психологических ...

Уже в 1918 году был организован специальный институт по исследованию детей с недоразвитием психической сферы, названный впоследствии Медико-педологическим институтом. Появилась новая профессия — клинический психолог. Советская медицинская психология развивалась главным образом в плане клинико-описательных и экспериментально-психологических исследований. Развитию медицинской психологии в значительной мере способствовали успехи общей психологии, в частности работы Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.Н. Мясищева и др

4.Клинический и психологический подходы к изучению личности (взгляд врача-психиатра и медицинского психолога).
Существует множество определений личности. В зависимости от того, какого определения личности придерживается психолог, будет строиться патопсихологический эксперимент, подбираться определенные тесты.
Для исследования нарушений личности психологу необходимо четко представлять, что нужно исследовать в конкретном случае: мотивы, установки, интересы, ценности, конфликты, интерперсональные связи и т.д.
Б. В. Зейгарник
, описывая нарушения личности, акцентирует внимание на наиболее разработанных в отечественной психологии теоретических понятиях, основанных на деятельностном системном анализе. При этом деятельность исследуется через анализ изменения мотивов. Специально проведенные исследования деятельности больных с патологией психики выявили нарушение структуры иерархии мотивов. При различных психических заболеваниях отмечаются отклонения в формировании адекватного уровня притязаний в сравнении с нормой, формируются различные патологические потребности и мотивы, нарушается смыслообразование, возможность саморегуляции и опосредования поведения, критичность и спонтанность поведения.
М.

С. Лебединский, В. Н. Мясищев рассматривают связь многих болезней, их возникновение и течение с личностью больного. Они выделяют распад, деградацию личности в результате органического поражения головного мозга; патологическое развитие личности (психопатии); патологические реакции и развитие в форме неврозов. Эндогенные заболевания (МДП и шизофрения) генетически детерминированы, однако особенности личности нередко являются одним из условий развития психоза. В динамике шизофрении, эпилепсии и органических заболеваний наступают изменения личности, характерные для данного заболевания.
Б. Д. Карвасарский
выделяет следующие основные задачи исследования личности:
Изучение роли личности в происхождении нервно-психических и соматических болезней.
Определение значения личностного фактора в патогенезе болезней и формировании клинических картин.
Выявление особенностей изменения личности при разных заболеваниях.
Разработка эффективных личностно ориентированных методов психопрофилактики, психотерапии и реабилитации.
Выделяют два основных метода исследования личностиклинический и лабораторный. 1)Первый основан на наблюдении за больным и беседах с ним, 2)второй предполагает использование разнообразных тестов.
Изучение истории жизни человека происходит с помощью «анамнестического”, или биографического, метода. Необходимо собрать сведения о больном не только с его слов, но и со слов его близких. Многое узнать о личности больного можно из реальных взаимодействий во время групповой психотерапии.

6 стр., 2991 слов

Расстройство личности. Классификация. Основные проявления

... асоциальными личностями, имеющими неверные педагогические установки). Классификация расстройств личности (психопатий). Существует множество классификаций личностных расстройств. Классификация по ... наследственность (прежде всего алкоголизм, психические заболевания, расстройства личности у родителей), разного рода экзогенно ... месте следует отметить, что наиболее удачная комбинация наблюдается тогда, ...

Критерии оценки психологической помощи

В клинической сфере существует множество систем классификации как для психических расстройств в целом, так и для частных групп расстройств. Так, Бернер и др. приводят 15 разных систем классификации шизофренических расстройств. Отсюда возникает необходимость полидиагностического подхода, при котором одновременно учитывались бы наиболее важные системы. В последнее время, правда, многие системы классификации утратили свое значение благодаря доминированию двух международных систем классификации психических расстройств. В «Специальной части» настоящего учебника приводятся классификации, относящиеся к различным частным областям — к функциям, паттернам функционирования (синдромам/психическим расстройствам), межличностным системам. В данной главе обе главные системы классификации индивидов — МКБ и DSM — будут рассмотрены в общих чертах; в главах «Специальной части» мы будем ссылаться на эти системы более детально. Указание на источники к МКБ-10 и DSM-IV в соответствующих главах дается только при наличии цитат.

В дискуссии вокруг новейших систем классификации индивидов встречается несколько основных понятий, которые релевантны для МКБ и DSM,поэтому здесь мы остановимся на них подробнее.

Коморбидность. Появление разных психических расстройств у одного человека. Как правило, имеется в виду одновременное появление нескольких разных расстройств; но можно понимать под «одновременным» и какой-то определенный промежуток времени. В том случае, когда помимо психических расстройств имеют место еще и соматические заболевания, говорят о мультиморбидности. Выявление коморбидности имеет значение, во-первых, для терапии, а во-вторых — для гипотез по поводу этиологии / анализа условий возникновения.

7 стр., 3045 слов

Критерии целостного системного подхода в психологической типологизации личности

... Ключевые слова: дифференциальная психология, характерология, личность, типология, психологический тип, системный подход. В настоящее время различные классификации и типологии личности и характера используются в ... напр.: 9]. При таком разнообразии типологий и классификаций необходимость создания достаточно универсальной модели личности (МЛ) и соответствующей типологии личности(ТЛ), применимых в ...

Многоосевая диагностика. Под многоосевой диагностикой понимают описание индивида по нескольким осям, при этом каждая ось характеризуется своим специфическим содержанием. Если в многомерных, полученных путем факторного анализа личностных моделях (например, Айзенка) отдельные измерения представляют собой содержательно закрытую систему, то многоосевые системы чаще всего содержат в себе разные аспекты, которые были собраны воедино в какой-то мере суммарно и теоретически не обоснованно (см. следующие разделы).

Одно из достоинств многоосевого способа рассмотрения состоит в том, что он допускает более дифференцированное описание индивида, чем одномерное рассмотрение; например, когда индивид X описывается только одним диагнозом в классическом смысле.

Операциональная диагностика. Диагноз определяется по каталогу критериев (включающие и исключающие критерии), с правилами объединения критериев. Отдельные критерии имеют обычно следующую структуру (примеры правил: см. отдельные главы по классификации и диагностике расстройств при паттернах функционирования):

— симптом/симптомы должен/должны быть в наличии;

— симптом/симптомы может/могут не быть в наличии;

— из симптомов должны быть в наличии по меньшей мере х.

Проблема определения психического здоровья и психической болезни.

Психическое здоровье- это состояние, способствующее наиболее полному физическому, умственному и эмоциональному развитию человека. психическая болезнь — расстройство системы, отвечающей за психику, совокупность функций высшей нервной деятельности, свойственных наиболее высокоорганизованным существам, часть из которых, такие, как мышление и самосознание, возможно, присущи в полной мере только человеку. Таким образом, психическая болезнь является расстройством функционирования, в первую очередь, головного мозга. Распознаванием и лечением психических болезней и занимается психиатрия.

Подходы к классификации психических расстройств. Основные категории психических расстройств по МКБ-10

Классификация психических расстройстводна из наиболее важных и сложных проблем психиатрии. Существуют 3 основных принципа классификации психических расстройств.

1.Синдромологический принцип. Теоретической базой синдромологического подхода является концепция «единого психоза». В основе концепции лежит представление о единой природе различных психических расстройств. Различие в клинической картине объясняется наблюдением пациентов на различных этапах болезни.

2.Нозологический принцип. Классификация психических расстройств на основе нозологического принципа стала возможна в результате открытий связи между причиной, клиническими проявлениями, течением и исходом болезни.

3. Прагматический (статистический, эклектичный) принципприобретает особое значение в связи с созданием национальных и международных организаций, регулирующих экономические, социальные и правовые вопросы психиатрической помощи.

2 стр., 957 слов

Психические расстройства во время и после чрезвычайных ситуаций

... жизнь вэкстремальных условиях . В это время в формировании состояний дезадаптациии психических расстройств значительно большее значение имеют особенностиличности пострадавших, а также осознание ими не ... таких какутрата родных, разобщение семей, потеря дома, имущества. Важным элементомпролонгированного стресса в этот период является ожидание повторныхвоздействий, несовпадение ожиданий с результатами ...

международная классификация психических и поведенческих расстройств (МКБ-10), разработанная ВОЗ. МКБ разрабатывалась с целью унификации диагностического подхода при проведении статистических, научных и социальных исследований.

В настоящее время действует десятый пересмотр классификации, где психические расстройства и нарушения поведения включены в пятый раздел. Каждый включенный в классификацию диагноз может быть представлен в виде шифра, состоящего из буквы («F» для психических расстройств) и нескольких цифр.

В МКБ-10 понятие «болезнь» заменено более широким термином «расстройство», не используются понятия «невроз» и «психоз», «эндогенный» и «психогенный».

Этиологический принцип используется при условии отсутствия существенных разногласий при оценке природы расстройства.Однако чаще диагноз в МКБ-10 основывается на выделении ведущего психопатологического синдрома.

14. Выделение различных подходов к определению дихотомии «норма-патология».

В современной науке выделяют несколько подходов к пониманию «нормы».

Статистический подход. Самым распространенным для многих психологов и психиатров является понимание нормы как чего-то среднего, установившегося, не выделяющегося из массы, как наиболее приспособленного, адаптированного к окружающей среде. Как правило, чем реже встречается та или иная форма поведения, тем больше вероятность, что ее будут воспринимать как аномальную.

Адаптационный подход. Быть нормальным значит быть приспособленным, адаптированным. Этот подход наиболее близок к целостному взгляду на человека, живущего в изменяющихся условиях. При этом социальная адаптация является сужением приспособленности.

Культурно-релятивистский подход. Не решает проблемы и подход с позиции культурного релятивизма. Согласно ему, о норме и патологии можно судить лишь на основании соотношения особенностей культуры определенных социальных групп, к которым принадлежат исследуемые. То, что вполне нормально для одной социальной группы, для другой будет выглядеть как патология.

Психопатологический подход. Довольно распространенным среди исследователей стало принятие негативных критериев нормы. Согласно этому подходу норма понимается, прежде всего, как отсутствие каких-либо выраженных патологических симптомов.Если у человека этих симптомов не обнаруживается, значит, он нормален, значит, он здоров. Здоровье определяется через нездоровье, норма – через аномалию.

Гуманитарный (гуманистический) подход. Оценка нормы самой по себе, не в отношении патологии, при отсутствии дихотомии «норма-патология». Этот прямо противоположный подход описывает критерии психического здоровья и пытается выделить то позитивное, что несет в себе нормальная личность.

15.Статистически-адаптационный подход к пониманию нормы. Статистически-адаптационный подход к определению психического здоровья наиболее распространен. Однако при этом не определяется специфика нормы. В ряде научных направлений не делается принципиальных различий между нормой и патологией. Норма – это образец типичного, широко распространённого и задаётся совокупностью средних показателей по ключевому критерию. Здесь в качестве эталона выступает популяция людей.

2 стр., 690 слов

Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека

... сатиры, комизма и служит институтом, позволяющим исправлять недостатки людей посредством их публичного осмеяния. Праздничный комизм с общественной ... трансляции общественных обычаев из поколения в поколение, помогает людям реализовывать свою идентификацию с принятой в социуме ... что праздник оказывает влияние на социализацию личности, а дарение и получение подарков – на психическое состояние. ...

16. Принятие негативных критериев нормы как решение дихотомии «норма-патология».

Довольно распространенным среди исследователей стало принятие негативных критериев нормы. Согласно этому подходу норма понимается прежде всего как отсутствие каких-либо выраженных патологических симптомов. Если у человека этих симптомов не обнаруживается, значит, он нормален, значит, он здоров. Такой подход никоим образом не указывает на специфику нормы.

Экзистенциальный подход к пониманию нормы

Наиболее ярким здесь стало направление гуманистической психологии (Бюллер, Гольдштейн, Олпорт, Маслоу, Роджерс и др.).

Представители этого направления строили свои концепции в острой полемике с бихевиоризмом и фрейдизмом, особо подчеркивая роль самосознания в нормальном развитии, стремление здоровой личности к совершенствованию, ее уникальность и т. п.

Следует отметить, однако, что гуманистический пафос этого направления нередко приводил его последователей к явному смещению внимания лишь на тех, кто заведомо импонировали как совершенные личности. Анализируя, например, концепцию Г. Олпорта, Л. И. Анцыферова констатирует, что основной метод, которым тот ≪руководствуется при построении своей теории,—это метод обобщения личностных качеств выдающихся, творческих, прогрессивных представителей человечества≫.

В самом обращении к выдающимся, творческим представителям человечества нет, разумеется, ничего предосудительного: их личности вполне заслуживают пристального внимания и исследования. Однако в этих

совершенных образцах, как во всяком готовом продукте, умирает процесс, приведший к его появлению, здесь нам указывают на вершину (esse Homo), оставляя неизвестным путь к ней,— путь, который и есть не что иное, как

нормальное развитие личности. Путь этот — общий для людей, а не прерогатива выдающихся. Последние более продвинуты, нежели остальные, но составляют с этими остальными единую цепь движения. Концепции типа олпортовской, фактически разрывая эту цепь, часто не в состоянии исходя из своих категорий объяснить поведение обычных, ≪грешных≫ людей, природу

отклонений личности от нормального развития,— отклонений как серьезных, так и достаточно преходящих, временных. Совершенно не случайно поэтому, когда надо описать аномалию, Олпорт приводит список патогенных, или, как он их называет, ≪катаболических механизмов≫, который выглядит во многом попросту заимствованным из теоретических представлений фрей-

дизма. Таким образом, концепция Олпорта лишний раз утверждает дилемму, которая весьма характерна для представлений психологов о норме: с одной стороны, ≪растворение≫ здоровой личности в невротической, психопатической, акцентуированной и т. п., а с другой — абсолютизация выдающейся, творческой, самоактуализирующейся личности и неспособность объяснить аномальное развитие. В результате понятие нормы

15 стр., 7008 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I

... Педагогические способности Способности в отечественной психологии определяются как индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения ... понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; 2) способностями называют не ... строго проверяет усвоенный материал. Держится отчужденно, подход к ученикам сугубо профессиональный. Первым шагом ...

как бы повисает в воздухе, оно не связано со всем многообразием реальной психической жизни. Задача же подлинной теории личности состоит в объяснении как случаев нормального развития, ведущих в своей перспективе к гармоническому и полному раскрытию личности, так и случаев аномалий этого развития. Для этого необходимо прежде всего выяснить и обосновать,

что является критерием нормального человеческого развития, его исходным мерилом.

22. Уровневый подход к решению проблемы «норма-патология» (подход Б.С.Братуся).

собственно личностным или личностно-смысловым, «ответственным» за производство смысловых ориентации, определение общего смысла и назначения своей жизни, отношений к другим людям и к себе.индивидуально-исполнительским или индивидуально-психологическим: для реализ, овеществления,опредмечивания 1 уровня необх организов актив чел, его де-ть, несущая при этом на себе печать всех его индивидуальных особенностей, характерологических черт и свойств.психофизиологический уровень.В соотв с этим под-м будет строиться представл о псих здор. :Высший уровень психического здоровья — личностно-смысловой, или уровень личностного здоровья, который опред качеством смысловых отнош чел.уровень индивидуально-психологического здоровья, способн чел постр адекватные способы реализации смысловых устремлений.У-нь психофизиол здор, опред особен внутренней, мозговой, нейрофизиологической организации актов психической деятельности

23. Нормальное и аномальное развитие личности. Критерии нормального развития:

Б. С. Братусь счит, что норм является раз-е, вед чел к обретению им родовой человеческой сущности, что подраз отнош к друг как к самоценности. В пон нормы вкл(это и есть крит норм раз-я по братусю): способн к децентрации, самоотдаче и любви; творческий, целетворящий х-р жиз-ти; потреб в позитивной свободе; споб-ть к своб. волепроявлению; возм-сть самопроектирования будущего; вера в его осуществимость; внутренняя ответственность перед собой, другим, настоящим, прошлым и будущим; стремление к обретению смысла собственной жизни., пон нормы, практически соотв обретению духовности. Норм. явл дух. разв. человек. Несотв. кр-в, ведет к аном р-ю. Аном. р-е, вед субъекта к разъединению с родсущностью.

Аном р-е опред след крит: отнош к чел как к ср-ву; эгоцентризмом и нес-тью к самоотдаче и любви;, подчин внешним обст-вам ,отсутст потр-и в позитив свободе; неспос к свобод волепроявлению, неверием в свои возможности; отсутств отв-ти перед настоящим, прошлым и будущим; отсутствием стремления к обретению общего смысла жизни.

 

Основные теоритические направления и концепции в медицинской психологии

Мед псих развив в направл клинико-описателъных и экспериментально-психологических исследований. В разв мед псих можно выд концепции Лазурского и Мясищева, рассматривающая отношения, формирующиеся в процессе деятельности человека. Все направл оказ сущест влиянна разв мед психолог.Широко используется теория устан Д.Н. Узнадзе- характерные особенности и динамика установки при неврозах, психических заболеваниях, локальных органических поражениях головного мозга, что имеет важное значение в диагностике и коррекции на уровне бессознательного. бихевиоралъное направление, согл кот болезн сост, изменение личности, не обусловленные органич пораж головного мозга, рассматрив как результат недостаточ полезных навыков. основная задача поведен терапии — перевоспитание пациента, размыкание болезненных условных связей и воспитание полезных навыков. психоанализ: рассм псих дея-ть чел в плане пост борьбы между созн и бессознат при доминир знач последнего Психоанализ лежит в основе широко распространенных методов психотерапии и психокоррекции — гештальттерапия (убеждение к саморегуляции), психодрама, трансактного анализа и др.Близкое к психоанализу является такое направл мед психол, как логотерапия (смысловая), построенная на понятии, что человеческое существование выст как нерасчлененная целостность субъекта и объекта и проявл в виде заботы, страха, решимости, совести. Франклином создан метод парадоксальной интенции, используемый для преодоления различных неврозов.

3 стр., 1342 слов

Задания по психологии развития человека

... самостоятельно снятые видеоролики. Следует прокомментировать материалы с опорой на знание возрастной психологии. Критерии оценивания: Показательность сюжетов с точки зрения раскрытия выбранной темы. ... угасания или «золотая осень»? Психологическая адаптация к возрастным изменениям Эффективная жизнь в старости Взаимоотношения представителей старших и младших поколений Применительно к любому ...

25. Биологический подход в медицинской психологии. Теория стресса.

Медицина является биологически ориентированной наукой, прежде всего изучающей биологические факторы возникновения и лечения болезней. В медицине доминирует биологическая модель болезни, которая объясняет любые нарушения нарушениями в работе человеческого тела или головного мозга. Эта же модель болезни перешла из соматической медицины в психиатрию и в смежные с ней дисциплины, в частности, в медицинскую психологию. Как ни странно, биологический подход в медицинской психологии довольно популярен, хотя не всегда декларируется открыто. Теории стресса являются современным вариантом биологического подхода.

В самом общем виде стресс можно определить как целостную реакцию живого существа в ответ на какое-либо воздействие, превышающее адаптационные способности индивида. С момента первых публикаций Г. Селье, посвященных стрессу, прошло более полувека, и за это время концепция стресса претерпела значительные изменения. Так, Лазарус и Фолкман вводят понятия психологического стресса и понятия копинга, они утверждают, что реакция человека на экстремальную ситуацию зависит от того, как он оценивает ее и свои возможности. Согласно данной модели, стресс представляет собой процесс взаимодействия между индивидом и окружающей средой, который начинается с оценки и сопоставления собственных возможностей индивида и требований внешней ситуации. При несовпадении первых и вторых разворачивается синдром стресса. Вслед за ними физиологи показали различия в телесных изменениях при стресса в результате таких оценок (Франкенхаузер).

Теория стресса пользуется большой популярностью не только в медицинской психологии, но и среди значительной части населения, фактически, ее прекрасно отражает народная формула «все болезни – от нервов». Показано, что у психически больных часто встречаются различные кризисы и затруднения, что в детстве они подвергались насилию, жестокому обращению, имели низкий социоэкономический статус. Влияние стресса на здоровье человека объясняется массивными физиологическими, психологическими и поведенческими перестройками.

Концепция защитных механизмов. Первичные (примитивные) защитные механизмы. Вторичные (высшего порядка) защитные механизмы. Приведите примеры

Защитные механизмы-понятие психоанализа, означающие способы психической защиты сознательного я от опасных влечений и импульсов, вступающих в конфликт с социальными нормами и установками.

Впервые З. Фрейд использовал понятие «защита» в 1894 и впоследствии неоднократно обращался к нему, уточняя содержание и разновидности З. м., модифицируя и изменяя представления о них.

Первичные защитные механизмы:

Всемогущий контроль — восприятие себя как причины всего, что происходит в мире.

Диссоциация — отделение себя от своих неприятных переживаний.

Интроекция, в частности Идентификация с агрессором — бессознательное включение в свой внутренний мир воспринимаемых извне взглядов, мотивов, установок и пр. других людей.

Отрицание — полный отказ от осознания неприятной информации.

Примитивная идеализация — восприятие другого человека как идеального и всемогущего.

Примитивная изоляция, в частности защитное фантазирование — уход от реальности в другое психическое состояние.

Проективная идентификация — когда человек навязывает кому-либо роль, основанную на своей проекции.

Проекция — ошибочное восприятие своих внутренних процессов как происходящих извне.

Расщепление Эго — представление о ком-либо как о только хорошем или только плохом, с восприятием присущих ему качеств, не вписывающихся в такую оценку, как чего-то совершенно отдельного.

Соматизация или Конверсия — тенденция переживать соматический дистресс

в ответ на психологический стресс и искать в связи с такими соматическими проблемами медицинской помощи.

Вторичные защитные механизмы

Аннулирование или Возмещение — бессознательная попытка «отменить» эффект негативного события путём создания некоего позитивного события.

Вытеснение, Подавление или Репрессия — в бытовом смысле «забывание» неприятной информации.

вымещение, Замещение или Смещение — в бытовом смысле «поиск козла отпущения».

Игнорирование или Избегание — контроль и ограничение информации об источнике пугающего психологического воздействия либо в искажённое восприятие подобного воздействия, его наличия или характера.

Идентификация — отождествление себя с другим человеком или группой людей.

Изоляция аффекта — удаление эмоциональной составляющей происходящего из сознания.

Интеллектуализация — неосознанное стремление контролировать эмоции и импульсы на основе рациональной интерпретации ситуации.

Компенсация или Гиперкомпенсация — прикрытие собственных слабостей за счёт подчеркивания сильных сторон или преодоление фрустрации в одной сфере сверхудовлетворением в других сферах.

Морализация — поиск способа убедить себя в моральной необходимости происходящего.

Отыгрывание, Отреагирование вовне

или Разрядка — cнятие эмоционального напряжения за счет проигрывания ситуаций, приведших к негативному эмоциональному переживанию.

Поворот против себя или Аутоагрессия — перенаправление негативного аффекта по отношению к внешнему объекту на самого себя.

Раздельное мышление — совмещение взаимоисключающих установок за счёт того, что противоречие между ними не осознаётся.

Рационализация — объяснение самому себе своего поведения таким образом, чтобы оно казалось обоснованным и хорошо контролируемым.

Реактивное образование — защита от запретных импульсов, с помощью выражения в поведении и мыслях противоположных побуждений.

Реверсия — проигрывание жизненного сценария, с переменой в нём мест объекта и субъекта.

Регрессия — возврат к ребячливым, детским моделям поведения.

Сексуализация или Инстинктуализация — превращение чего-то негативного в позитивное, за счёт приписывания ему сексуальной составляющей.

Сублимация — перенаправление импульсов в социально приемлемую деятельность.

Характеристики неадаптивных суждений (по А.Беку)

Неадаптивная когниция — это любая мысль, вызывающая неадекватные или болезненные эмоции и затрудняющих решение какой-либо проблемы. Неадаптивные когниции носят характер «автоматических мыслей»: возникают без какого-либо предварительного рассуждения, рефлекторно. Для клиента они имеют характер правдоподобных, вполне обоснованных, не подвергаемых сомнению. «Автоматические мысли» непроизвольны, не привлекают внимания клиента, хотя и направляют его поступки.

 

39. Основные методы когнитивной терапии.
Когнитивную психотерапию нельзя прямо отождествлять с когнитивным подходом в психологии. К 80 годам ХХ в. когнитивный подход укрепился в англоязычной психологии. Однако концепции когнитивной психологии зачастую касались достаточно элементарных фактов психической жизни. Так же, как и поведенческая, когнитивная психология представляет собой попытку построения психологии по методу естественных наук (А.Б.Холмогорова).

Некоторые представители когнитивной психотерапии считают, что она зарождалась в русле бихевиоризма. Когнитивную психотерапию отличают технологичность, краткосрочность, тесная связь с экспериментальной психологией, прицельная направленность на борьбу с конкретными нарушениями при конкретных расстройствах.
В то же время, ее часто критикуют за панкогнитивизм. Основные идеи когнитивного подхода были сформулированы в 60 г. ХХ в. Аароном Беком и Альбертом Эллисом.
Хотя в когнитивную психотерапию включены и другие подходы, в целом ее конечной задачей является модификация дисфункциональных убеждений и ошибочных способов переработки информации. Изначально когнитивная психотерапия разрабатывалась как система краткосрочной помощи депрессивным больным. Психопатологические состояния рассматриваются в когнитивной психотерапии как результат неадаптивных когнитивных процессов. Следует четко различать термины «иррациональный» и «неадаптивный». Иррациональные мысли есть у всех людей, неадаптивные же несовместимы со способностью преодолевать трудности. Когнитивная психотерапия постулирует обусловленность эмоциональных состояний человека его когнициями, поэтому уже на первых сеансах человеку демонстрируется соответствующая схема (схема АВС): А – активирующее когнитивные процессы событие, В – когниции, С – эмоциональные и поведенческие изменения.
Когнитивная модель любого расстройства включает в себя 3 параметра:

1. Когнитивные элементы. 2. Когнитивные процессы. 3. Когнитивное содержание. К когнитивным элементам относятся автоматические мысли, связанные с переработкой текущей информации, и базисные посылки, включенные в систему глубинных представлений индивида о себе и об окружающем мире. На субъективном уровне автоматические мысли переживаются как правдоподобные. Степень патологичности эмоциональных и поведенческих реакций человека зависит от степени когнитивных искажений. Базисные посылки обладают свойством самоподкрепления, поскольку заставляют человека вести себя неадаптивным образом. Когнитивные процессы – обеспечивают соответствие вновь поступившей информации старым стабильным представляниям.
Поэтому в них много искажений. Когнитивные психотерапевты выделяют такие разновидности когнитивных процессов, как: — произвольные умозаключения, — селективное абстрагирование,- черно-белое мышление, — персонификация, — максимизация/минимизация.
Когнитивное содержание специфично для каждого расстройства (например, для депрессии Бек считает характерной так называемую когнитивную триаду: негативную оценку себя, окружающего мира и будущего).

Кроме того, он считает, типичной для депрессии «тиранию долженствования», подчеркивая сходство этого понятия с понятием «супер-эго». Депрессивному пациенту свойственно думать: «Я должен всегда быть высоко продуктивным»).

Базовые посылки определяются онтогенетическими факторами. Для депрессии, в частности, они следующие: — утрата одного из родителей в детстве, — наличие родителя, чья система убеждений тесно связана с сознанием собственной неполноценности, или состоит из жестких, ригидных правил, — дефицит социального опыта и социальных навыков, — физический дефект.
Согласно когнитивной модели, другие проявления депрессии являются следствием когнитивных искажений.

40. Гуманистический подход в медицинской психологии. Основные принципы анализа психических расстройств.

Эта модель, связанная с именами Ш. Бюлер, К. Хорни, К. Гольдштейном, А. Маслоу, К. Роджерсом и др. гуманистическая модель исходит из того, что суть психических процессов можно понять только с позиции отдельного индивида, поскольку только сам индивид (человек) может адекватно описать и оценить события и опыт своей жизни. Второе допущение подчеркивает значение человеческих способностей и потенциалов: индивиды в состоянии естественным путем, т. е. на основании врожденных способностей, конструктивно разобраться в их социальном и материальном окружении и эффективно преодолеть трудности и препятствия. это рассмотрение человека как целостности. Имеется предположение, что все способы поведения человека ориентированы на одну сверхцель, а именно – себя сохранить, стимулировать к развитию и интегрировать различные устремления.

Оценка нормы самой по себе, не в отношении патологии, при отсутствии дихотомии «норма-патология».

Гештальт-терапия Ф.Перлза

Перлс перенес закономерности образования фигуры, установленные гештальт-психологией в сфере восприятия, в область мотивации человеческого поведения. Возникновение и удовлетворение потребностей он рассматривал как ритм формирования и завершения гештальтов. Функционирование мотивационной сферы осуществляется по принципу саморегуляции организма. Человек находится в равновесии с самим собой и окружающим его миром. Для сохранения гармонии нужно лишь довериться «мудрости тела», прислушиваться к потребностям организма и не мешать их реализации. Быть самим собою, осуществлять свое «Я», реализовывать свои потребности, наклонности, способности — это путь гармоничной, здоровой личности. Больным неврозом, согласно экзистенциально-гуманистической психологии, является человек, хронически препятствующий удовлетворению собственных потребностей, отказывающийся от реализации своего «Я», направляющий все свои усилия на реализацию «Я»-концепции, создаваемой для него другими людьми — прежде всего близкими — и которую он со временем начинает принимать за свое истинное «Я».

Отказ от собственных потребностей и следование ценностям, навязанным извне, приводит к нарушению процесса саморегуляции организма. В Гештальт-терапии различают 5 механизмов нарушения процесса саморегуляции: интроекция, проекция, ретрофлексия, дефлексия, конфлуенция.

При интроекции человек усваивает чувства, взгляды, убеждения, оценки, нормы, образцы поведения других людей, которые, однако, вступая в противоречие с собственным опытом, не ассимилируются его личностью. Этот неассимилированный опыт — интроект — является чуждой для человека частью его личности. Наиболее ранними интроектами являются родительские поучения, которые усваиваются ребенком без критического осмысления. Со временем становится трудно различить интроекты и свои собственные убеждения

Проекция — прямая противоположность интроекции, причем, как правило, эти два механизма дополняют друг друга. При проекции человек отчуждает присущие ему качества, поскольку они не соответствуют его «Я»-концепции. Образующиеся в результате проекции «дыры» заполняются интроектами.

Ретрофлексия«поворот на себя» — наблюдается в тех случаях, когда какие-либо потребности не могут быть удовлетворены из-за их блокирования социальной средой, и тогда энергия, предназначенная для манипулирования во внешней среде, направляется на самого себя. Такими неудовлетворенными потребностями, или незавершенными гештальтами, часто являются агрессивные чувства, проявляется в мышечных зажимах. использование в речи возвратных местоимений и частиц, например: «Я должен заставить себя сделать это».

Дефлексия — это уклонение от реального контакта. избегает непосредственного контакта с другими людьми, проблемами и ситуациями. Дефлексия выражается в форме салонных разговоров, болтливости, шутовства, ритуальности и условности поведения, тенденции «сглаживания» конфликтных ситуаций и т. п.

Конфлуенция, или слияние, выражается в стирании границ между «Я» и окружением. Такие люди с трудом отличают свои мысли, чувства или желания от чужих. Слияние хорошо выявляется на занятиях групповой психотерапиейу пациентов, полностью идентифицирующих себя с группой; для них характерно при описании собственного поведения употребление местоимения «мы» вместо «я».

43.Экзистенциальный подход в медицинской психологии. Основные принципы анализа психических расстройств.
Опирается на идеи экзистенциальной философии 12-20 века. Гуманистический подход (К.Роджерс) указывает на то, что у людей существуют некие базовые (специфические человеческие) потребности. Например, потребность в позитивном отношении со стороны значимых других, в самоуважении, в самоактуализации (т.е. в реализации личностного потенциала).

Позитивное самоотношение, по мнению теоретиков этого подхода, должно быть безусловным – каждый человек уникален и заслуживает любви и уважения. Этот опыт безусловного позитивного самоотношения приобретается человеком в детстве (на основе безусловной любви родителей к ребенку).

Однако в детстве человек может убедиться в том, что он может заслужить позитивное отношение только на определенных условиях, например, если он будет вести себя «по правилам». Такой человек отрицает существенную часть себя, которая не соответствует навязанным извне стандартам. Клиент-центрированная терапия, разработанная К.Роджерсом, направлена на выработку у пациентов навыков самопринятия, доверия к себе (в терминологии Роджерса – доверия к организму), искреннего общения.
Экзистенциальный подход в медицинской психологии указывает на связь психопатологических синдромов с основными экзистенциальными вопросами – конечности человеческого существования, свободы и ответственности, одиночества и вины.Экзистенциальная терапия побуждает людей взять на себя ответственность за свою жизнь, делать свободный выбор, быть откровенным с собой и другими. Видными представителями экзистенциального направления являются Ролло Мэй, Ирвин Ялом.

Логотерапия В.Франкла.

Логотерапия сосредотачивается на будущем, иначе гово-

ря, на предназначении и задачах, которые будут реализованы пациентом в будущем. В то же время Логотерапия разрушает все образования порочного круга и механизма обратной связи,которые играют такую большую роль в развитии неврозов. Так, типичная для невротика концентрация на себе разрушается, вместо того, чтобы подкреплять и поддерживать свое существование. Логотерапией пациент ставится перед необходимостью осознания собственного смысла жизни и переориентируется по отношении к этому смыслу. Мое шутливое определение Логотерапии верно, следовательно, в том смысле, или в связи с тем, что невротик старается избежать полного осознания своей жизненной задачи. Столкновение его с этой задачей, подведение его кполному ее осознанию, дает ему очень много для преодоления невроза. Логотерапия, или как ее называют некоторые авторы- третья Венская школа психотерапии, занимается самим смыслом человеческого существования, так же, как и поисками этого смысла. Согласно Логотерапии, борьба за поиск смысла жизни является основной движущей силой для человека. Поэтому я говорю о «стремлении к смыслу» в противовес принципу, на которомсконцентрирован Фрейдовский психоанализ, а также в противовес «стремлению к власти», выделяемой Адлеровской психологией.

ВОЛЯ К СМЫСЛУ

Поиск смысла представляет собой первичный побудительный мотив жизни каждого человека, а не «вторичную рационализацию» его инстинктивных влечений. Это особый и неповторимый смысл, потому что он должен и может быть осуществлен только этим человеком и никем другим; лишь такой смысл обретает значимость, способную удовлетворить человеческую потребность в смысле. Человек, может жить даже умереть ради своих идеалов и ценностей.

 

 

Критический подход в медицинской психологии и течение антипсихиатров

Этот подход основан на анализе моральных и политических взглядов, которые легли в основу современных течений психиатрии и клинической психологии. Как заметил Инглби, те, кто возражают против привнесения политики в психиатрию, должны помнить, что она всегда там была. Представители этого подхода – Шаш, Инглби, Лэнг, Фуко и другие ут-верждают, что учение о психических болезнях нуждается не столько в новых фактах, сколько в переоценке своих старых убеждений. Прежде всего, критике подвергается позитивистский подход в психиат-рии. Как отмечает Инглби, психиатр наблюдает за своими пациентами в той же манере, что и астроном за звездами, и это делает бесполезным любую психиатрическую теорию. Законы, управляющие людьми, не аналогичны тем, что управляют неодушевленными объектами. Вводится термин «реификация» — т.е. овеществление.Указывается на то, что психиатрические диагнозы не являются достоверными. Согласно Фуко, в 17 веке создаются дома-изоляторы для умалишенных. Согласно архивным данным, в таком доме провел по несколько месяцев каждый сотый житель Парижа. Изоляция – привычная мера защиты населения от безумия.

В 1756 г. в Париже по указу короля создается Общий госпиталь, объединивший под своей крышей несколько психиатрических больниц. Следует заметить, что на первых порах происходящее в Общем гос-питале не имеет никакого отношения к медицине. Это, скорее, юридическое (пенитенциарное) учреждение. Изоляция являлась и откликом на экономический кризис конца 17 – начала 18 века.

При этом физические методы лечения еще являются доминирующими.

Неразумием, оказывается, можно заразиться (хотя оно более не признается безумием).

Соответственно, укрепляется убеждение: необходимо так обустроить больницы, чтобы болезнь влачила жалкое существование, но не могла просочиться наружу. Начинаются проверки больниц, где содержатся психически больные.

Однако изоляция никуда не исчезла, а лишь приобрела более тонкие и якобы научно обоснованные формы. На самом же деле, как замечает Инглби, безумие можно рассматривать как конфликт индивида и отдельных социальных институтов, «скрывающихся за идеей социального прогресса». Психиатрия способствует эффективному функционированию этих институтов, превращая страдание в исключительно индивидуальную проблему.

Одним из социокультурных подходов к психическим расстройствам является подход социального конструктивизма. Например, многие формы психической патологии возникают на самом деле тогда, когда общество фиксирует определенное поведение и состояние индивида как «патологическое», когда это поведение начинает обсуждаться в терминах болезни. Конструктивизм не отрицает реальность, но подчеркивает, что мы воспринимаем эту реальность, накладывая на нее решетку социально сконструированных понятий.

 

47. Интегративный подход в медицинской психологии: биопсихосоциальная модель.

Биопсихосоциальной модели (сокращенно «БПС») является общей модели или подхода, который утверждает, что биологические , психологические (что влечет за собой мысли, эмоции и поведение), и социальные факторы, все это играет важную роль в функционировании человека в контексте болезни. Действительно, здоровье лучше всего можно понять с точки зрения сочетания биологических, психологических и социальных факторов, а не чисто биологической точки зрения. Это в отличие от традиционных, редукционистской биомедицинская модель медицины, которая предлагает каждый патологический процесс может быть объяснено с точки зрения основных отклонений от нормальной функции, такие как возбудитель , генетические или аномалии развития или травмы. Эта концепция используется в таких областях, как медицина, психология здоровья и социология , и особенно в более специализированной таких областях, как психиатрии , медицинской психологии , семейной терапии , хиропрактики , клинической социальной работы и клинической психологии . Биопсихосоциальной парадигмы является техническим термином для популярной концепции «связь разума и тела», в котором рассматриваются более философские споры между биопсихосоциальной и медико-биологических моделей, а не их эмпирические исследования и клиническое применение.

Биопсихосоциальной модели здоровья частично основано на социальной когнитивной теории . Биопсихосоциальной модель предполагает, что лечение патологических процессов, например, второго типа сахарного диабета и рака , требует, чтобы команда здравоохранение адрес биологических , психологических и социальных влияний на функционирование пациента. В философском смысле, биопсихосоциальной государств модели, работой тело может влиять на ум, и работы ума могут повлиять на организм. Это означает, как прямое взаимодействие между разумом и телом, а также косвенное воздействие через промежуточных факторов.

В настоящее все более широкое распространение получает биопсихосоциальная концепция (Engel, 1977).

Представлены предпосылки которые привели ученых к приложению биопсихосоциальной парадигмы к проблеме боли.

Люди значительно отличаются друг от друга по тому, как они фиксируют физическую симптоматику, по склонности обращаться к врачам по поводу одних и тех же симптомов и по реакции на одно и то же лечение. Часто характер реакции пациентов на лечение имеет очень отдаленное отношение к их объективному физическому состоянию. Отмечено, что к врачу обращается менее одной трети людей с клинически значимыми симптомами. С другой стороны, от 30% до 50% пациентов, обращающихся к врачу за первичной медицинской помощью, не имеют конкретной диагностируемой патологии. До 80% пациентов обращающихся к врачу с болью в спине, а также по поводу головной боли, вообще не имеют физической патологии, которая могла бы обусловить (объяснить) их боль.