1.Психология как наука, ее основные задачи и методы. Место психологии в системе наук

Психология – наука, изучающая психику, т.е. способность живых организмов к отражению окружающей действительности (применимо и к чел-ку и к животному).

Психология – наука изучающая сущность и закономерность развития психики (наука о душевной или психической жизни).

Психическая жизнь – сложный, внутренний мир индивида, особая психическая реальность. В данном значении применяется только к чел-ку. Объект психологии – это субъект, обладающий психикой (человек, группа людей, животное, группа животных).

Предмет – это психика и закономерность ее развития. Основные задачи и методы: 1) раскрыть сущность и закономерность различных психических явлений и процессов. Решение данной задачи осуществляется с опорой на методологические принципы 1)системностей (явления в системе) 2)детерминизма (причинной обусловленности) 3)развития 4) единства психологического сознания и принцип деятельности; 2) Выявить пути и средствава оптимизации деятельности чел-ка, ее более рациональное планирование и организации. Метод – способ познания. 2 группы методов психологии: основные и вспомогательные. Основные: наблюдение (изучение по средствам регистрации поведения человека) и эксперимент (вмешательство в организацию экспериментатора с целью вызвать изучаемое явление и выявить условие от которого явление зависит).

Вспомогательные: опрос, тест(выявляет уровень развития отдельных психологических качеств человека по средствам выполнения определенных задач или ответов на вопросы) и вербально-коммуникативные (на основе общения, исследуется совокупность разных методов) и проэктивный метод (заключается в создании испытуемым какого-либо объекта уже существующего результата работы.) Психология берет свои истоки в философии, являющейся методологической основой психологии. В свою очередь психология обогащает Философию и т.д. Психология связана с общественными науками: историческая психология, математика, математическая статистика, технические науки, педагогика, биология, физика, химия.

2. Объект и предмет психологии. История развития представлений о предмете психологии.

Объект психологии – это субъект, обладающий психикой (чеовек/группа людей или животное/группа животных), а также определенный фрагмент реальности, существующий независимо от исследователя, в котором ведется научный поиск. Предмет психологии – это психика и закономерности ее развития, при этом подвергается лишь определенная сторона объекта. Объект у разных наук может быть одним и тем же, предмет – отличает специфику каждой отдельной научной отрасли. Основные этапы 1) 6в до н.э. – 16в н.э. в кач-ве предмета психологии была душа, которая отождествлялась с жизненным началом любого предмета природы. Душа была присуща всему. Идея отражалась в трудах Софокла, Аристотеля, Платона и т.д. Основные достижения: формулировка 2х основных подходов к пониманию психических явлений – идеалистический и материалистический. Дыхание, пищеварение и т.д. приравнивались к душевным процессам. «-» данного этапа – слишком широкое понятие души. 2) с 16в н.э. предметом психологии являлось сознание, как способность думать и чувствовать. Представители: Декарт,Вундт, В.Джеймс. «+» — разработка понятия сознания. «-» явление сознания описывалось, но не объяснялось. Исполнение метода интроспекции (взгляд внутрь).

23 стр., 11301 слов

Тема 7 Отечественная психология развития (основные представители и их теории)

... и этапы когнитивного развития [Текст] / // Мир психологии : научно-методический журнал. - 2014. -№ 2. - С. 134-147. См. в интернетеhttp://irbis.kamgpu.ru) - Введение в психологию развития Бориса Данииловича Эльконина ... все типы на две большие группы: 1) в первую группу входят деятельности, внутри которых происходят интенсивная ориентация в основных смыслах человеческой деятельности и освоение ...

благодаря этому методу было приобретено много данных, но часто они носили несопоставимый характер. В конце 19 в. Психологию начали официально считать наукой. 3) начало 20в.- предметом психологии являлось поведение. Большая популярность бихевиоризма, основоположник Дж.Уотсон. «+» Империческая база. 4)Современный этап развития психологии связан с изучением психики и ее особенностей.

3. Научная и житейская психология как области психологического знания

Любая наука имеет в качестве своей основы некоторый житейский, эмпирический опыт людей. Отличия научной и житейской психологии. 1) житейские психологические знания, конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям., фиксирован. В знаниях научных понятий и закономерностей. 2) житейские знания носят интуитивный характер, т.к. они приобретаются путем практических проб и ошибок. В отличие от этого научные психологические знания рациональны и осознанны. научные знания получаются путем выдвижения гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий. 3)отличие в способах передачи знаний и возможности их передачи. Передача житейских знаний затруднена, т.к. осуществляется путем передачи от чел-ка к чел-ку. Особенно от старшего поколения к младшему. Научные знания передаются проще, т.к. например: фиксируются в научной литературе. 4)по методам получения. В житейской ограничивается наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент. 5) отлич научной психологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным материалом (он структурирован), недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Но, научная психология опирается на житейский психологический опыт; извлекает из него свои задачи; наконец на последнем этапе им проверяется. Житейская психология — дает запросы, научная — их изучает и отправляет в житейскую для проверки.

4. Теоретические положения и представители бихевиоризма.

Бихевиоризм возник – в начале 20в, в Америке. Наука о поведении. Предметом психологии является не сознание, а человек, реакция орг-ма на окр среду. Основатель Джон Уотсон. Бихевиоризм признавал 2 метода исследования поведения (изучение сознания отрицал): наблюдения в искусстве и в естественной среде обитания. Большинство экспериментов проводилось над животными, после переносилось на чел-ка. Отрицал роль и наличие ненаблюдаемых внутренних свойств чел-ка (цель мотив и т.д.).

24 стр., 11596 слов

Вопрос 3. Отрасли соц.психологии. Связь соц.психологии с другими ...

... на друга. Психоанализ дал толчок новому психологическому течению – гуманистической психологии (представители А. Маслоу, К. Роджерс).   КОГНИТИВИЗМ. ИНТЕРАКЦИОНИЗМ   ... с другими отраслями научного знания. ОТРАСЛИ: ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: отрасль соц.психологии,которая представляет пс.особенности людей, как представителей различных этнических общностей. ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ: отрасль соц.пс., ...

Схема S – R (эс – стимул, эр – реакция).

Основная задача – предсказывать по ситуации реакцию или наоборот. «+» психология стала на естественный путь развития, появился метод эксперимента, расширился спектр изучаемых объектов, развитие получили отдельные разделы. «-» не учтены сложности психической деятельности чел-ка. Перенос результата с животного на чел-ка, игнорирования процессов сознания.

5.Теоретически положения и представители психоанализа.

Направление созданное Зигмондом Фрейдом в конце 19 — начале 20вв.. Психоанализ – психотерапевтический метод созданный для выявления у чел-ка особенностей переживаний и действ, обусловленных неосознанными мотивами. Возник как концепция объяснения и лечения нервозов. Фрейд превратил исследование бессознательного в центральный момент изучения человеческой личности. Психоанализ объясняет развитие и структуру личности, действие бессознательных сил, влечений, которые имеют врожденный характер. Ведущие инстинкты: жизни (эрос)(самосохранение ), танатос(смерти)(разрушение), сексуальный инстинкт (либидо) — глав. По Фрейду в психической жизни существуют: сознание, бессознательность, предсознательность. В бессознательном различают предсознательное (не осознанное в данный момент) и бессознательное. Выделили инстанции в структуру личности: Оно (бессознат влечение), я (совесть) и сверх я. Постулаты: онтогонизм сознательного и бессознательного; индивида и социальной среды; в структуре личности 3 инстанции: сознание, предсознание, бессознательность. Критиковался и развивался бывшими коллегами Фрейда – Карлом Юнгом, Эрихом Фроммом и д.р.

6. Теоретические положения и представители когнитивной психологии

В 50-60гг 20 века противовес бихевиоризму и психоанализу составила когнитивная психология. Главная задача – изучение познавательных процессов, человеческого сознания. Представители: Ульрикнайсер, Джеромбрунер. Исследования были связаны с памятью и вниманием, чувствами воображением и т.д. Человек рассматривается как машина, получающая, перерабатывающая и использующая информацию. Цели: проследить изменение информации, поступающей на органы чувств чел-ка. «+» проведено множество экспериментов для изучения познавательных процессов, важна роль познавательных процесс в процессе обучения. «-» искусственность лабораторных экспериментов, человек – думатель, а не деятель, множество теорий и концепций, которые не согласованны между собой.

7.Теоретические положения и представители гуманистической психологии.

Представители: Роджерс, Маслоу, олтпорт.60е г как протест против доминирования психоанализа и бихевиоризма. Главный предмет – личность как уникальная целостная система, наделенная потенциалом к непрерывному саморазвитию и самореализации. Главная задача не познание, а помощь. Рассмотреть личность, а не индивида. Основные предметы анализа – самоактуализация, высшая ценность, творчество, свобода, межличностные отношения, любовь, и т.д. Гуманистическая психология доказывает, что человек будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект. Основные принципы: 1) люди по своей природе свободны и добры 2) пациенты, учащиеся — это прежде всего люди 3) конструктивное взаимодействие возможно если будут человеческие отношения. Постулаты: 1) отрицание экспериментов 2) Пси. д. б. связана с идеями модификации поведения 3) Психология делает акцент на человека, на его возможности. Личность все делает сама, но ей надо помочь. «+» учитывается личность каждого чел-ка, возможность построения взаимоотношений с окружающими. «-» ориентирована только на будущее не берет в расчет настоящее.

7 стр., 3486 слов

Новообразования — достижения в развитии, характеризующиеся ...

... достижения в развитии, характеризующиеся особым типом строения личности и деятельности, а также отношением ребенка к самому себе и другим людям. Понятие кризиса –условное наименование переходных этапов ... развития, целостное изменение личности, регулярно возникающее при ...

8. Понятие психики. Объективный критерий существования психики. Формы проявления психики.

Психика – системное свойство высокоорганизованных материй. Заключающееся в активном взаимоотношении субъекта с объектом мира, создание субъектом внутренней картины мира и регулированием на этой основе своего поведения. Проблема объективного критерия психики (леонтьев) — это такой внешне наблюдаемый и регистрируемый признак, кот позволяет утверждать, что у данного организма есть психика. Критерий – способность живых организмов реагировать на биологически-нейтральные раздражители. Раздражительность – свойство живого организма проявляемое в ответ на биологически значимые раздражители, связанные с жизнедеятельностью данного организма. Допсихические сигналы – раздражимость, психич – чувствительность, отражение, сознание. Проявляются в форме избегания или приближения. психика проявляется в 3х формах – 1)психические процессы (познавательные, эмоционально-волевые)динамическое явление в психической деятельности, 2)состояния(апатия, интерес, и т.д.)статистич уровень активности психической деятельности, 3)свойства – типичные характерные особенности психической деятельности (хар-тер, темперамент, и т.д.).

9. Эволюционное развитие психики. Качественная специфика психики человека по сравнению с психикой животного

Филогенез — историческое развитие, эволюция.

1.Элементарная сенсорная чувствительность (инстинкты, научение – привыкание).

Ощущения, простейшие, кишечнополостные, черви. Проявление врожденной программы поведения.

2.Перацептивная психика – способность объединять отдельные св-ва в целостный образ при воздействии на органы чувств (восприятие) (инстинкты, навыки) членистоногие, позвоночные

3.Интеллект – отражение связей между предметами в конкретной ситуации (мышление) (навыки, интеллектуальное поведение).

Решение одинаковых задач разными методами (инсайт — внезапное решение) на стадии позвоночных, с развитой корой большого полушария.

Животное\человек разница в: ВПФ +сознание (высших психических функций) – произвольные и опосредованные психические процессы которые возникли и развились в онтогенезе человека в условиях жизни в обществе (мышление, словологическое мышление)

10. Понятие сознания как высшей формы психического отражения, его соотношение с бессознательным.

Сознание – высшая форма психического отражения, свойственная только человеку, формируется в деятельности и общении. Сознание — общественный продукт. Особая роль — труд коллективный, коммуникация; психика — отражает картины мира, сознание – отражает ее понимание.

Функции сознания:

18 стр., 8899 слов

Особенности самоактуализации в зависимости от включенности личности ...

... особенности самоактуализации в зависимости от включенности личности в профессиональную деятельность психолога. Гипотеза : степень включенности личности в профессиональную деятельность (что определяется стажем работы и продолжительностью ... на более глубокий уровень. То есть работоспособность не просто как способность выдерживать интенсивные нагрузки, а как умение восстанавливать свой энергетический ...

1. Отражательная 2. Творческая 3. Регулятивная 4. Рефлексивная (понимать себя и др.)

Характеристика:

1.совокупность знаний об окружающем мире 2.отчетливое различие субъекта и объекта (я и остальные) 3.обеспечение целеполагающей деятельности чел-ка 4.наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях

Бессознательное:

1. Врожденные инстинкты и влечения

2. Вытесненный травматический опыт

3. Автоматизированность действия.

4. Оговорки, описки

Уровни бессознательного: 1) вытесненное (информация переведена в бессознательную) 2) предсознание: надсознание (мор устан), подсознание (прошлый опыт) Перевод из бессознательного – свободные ассоциации, гипноз.

11. Понятие самосознания личности, этапы его развития. «я — концепция».

Самосознание — субъективное переживание собственного Я, сознание себя в прошлом, настоящем и будущем. Этапы развития: 1) от 1 до 3 лет (ребенок и тело) 2) от 3 до 7 лет (действия) 4) от 7 до 13 лет (психические кач-ва) 5) от 13 до 17 лет (система социальных нравов самооценка).

Самосознание – это процесс и результат. Формирование Я — концепции. Я – концепция -устойчивая, неповторимая система мнений о самом себе, на основе которой строится его взаимодействие с окружающим миром. (4 этапа) Компоненты: Когнитивный(знания о себе), Эмоциональный(самооценка); Конативный(поведенческий — действия, поступки).

Виды самооценки: адекватная (критич оценка) и неадекватная(завышенная ,заниженная).

Уровень притязаний — то каким человек хотел быть. Он выше уровня самооценки. если разрыв большой, то человек может не достичь цели.

12. Понятие личности в психологии. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

Личность — системное социальное качество, приобретенное человеком в предметном деянии и общении, характеризует место чел-ка в системе общих отношений и выполняемую им роль. Личность — продукт взаимодействия чел-ка и общества. Это качество чел-ка. Человек — носитель качества, оно проявляется в его сознательной деятельности и определяет основные хар-ки его жизни. Индивид — отдельное живое существо, представитель биологического вида. Человек — это вид. Индивид-это отдельный чел-к. Свойства могут различаться (телосложение, цвет глаз).

Индивид-это потенциальная личность. Индивидуальность — неповторимое, уникальное сочетание черт конкретного индивида (психологических и физических черт).

13. Структура личности (по к.К. Платонову).

Понятие направленности личности

К.К. Платонов понимал личность как биосоциальную, иерархическую структуру.

I. уровень, сознание (как таблица сделано)

1.Направленность (система доминирования мотивов — мировоззрение, убеждения, мотивы, установки)

2.Формы отражения (познавательные процессы: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение)

3.Опыт личности (умения, навыки, привычки)

4.Биологический (полов различия, тип высшая нервная деятельность, физические характеристики)

II уровень – эмоционально волевые процессы.

III уровень – свойства личности

4 стр., 1782 слов

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ.Экспериментальное исследование ...

... человека. Человек сознательно регулирует процессы своей памяти и управляет ими, исходя из тех целей и задач, которые ставит в своей деятельности. Таким образом, память связана с особенностями личности. Память ... приобретения умений и знаний. Без памяти нормальное функционирование ни общества, ни личности просто невозможно. Именно благодаря памяти выделился человек из животного царства и достиг ...

IV уровень — деятельность.

Направленность личности – совокупность устойчивых доминирующих мотивов, влияющих на поведение и деятельность, независимо от конкретных условий.

Формы направленности:

Влечение – неосознанная потребность (либо угасает, либо порождает желание)

Желание – осознанная потребность

Интерес – познавательная потребность

Мотив – матер или идеал предмет, побуждающий на деятельность ради предмета. В основе мотива — потребность, нужда.

Виды: 1. Осознаваемые 2. Неосознаваемые 3. Истинные, ложные

Фрустрация – состояние длительного неудовлетворения.

Виды потребности (пирамида потребностей по Маслоу) (гуманистическая психология):

Потребность – состояние нужды в чем-либо.

Ступени (снизу вверх):1. Физиологические 2. Безопасность 3. Любовь/Принадлежность к чему-либо 4. Уважение 5. Познание 6. Эстетические 7. Самоактуализация

Бытийные (развитие личности), дефицитные (неудовлетворение потребностей) — Маслоу

Группы потребностей (отечественная психология): 1. материальное (бытовые); 2.социальная (труд, общение); 3.духовная (познание).

Потребность – мотив – направленность личности

Убеждение – система мотивов, поступать в соответствии с мировоззрениями (регулируемое поведение чел-ка)

Установка – готовность действ определенным образом

Мировоззрение – система сложив взглядов на окружающий мир

14. Характеристика темперамента как индивидуальной особенности личности. Типы темперамента.

Темперамент – индивидуально своеобразная, природно-обусловленная совокупность динамических проявлений психики. Определяет интенсивность и скорость протекания психических процессов. Гиппократ, Гален: кровь, лимфа, желчь.

Павлов: темперамент связан со свойствами нервной системы

Свойства:

1.Сила – выдерживать сильные раздражители

2.Подвиджность – быстрота смены возбуждения и торможения

3.Уравновешенность отражает их соотношение

Холерик (безудержный) – вспыльчивый, требуется новизна событий(желтая желчь)

Сангвиник (живой) – оптимист, обязателен(кровь)

Флегматик (инертный) – выносливый, медленно входит в работу(лимфа)

Меланхолик (слабый) – живет внутр. переживаниями, мрачный настрой, тревожность. Раним (черная желчь).

15. Характер личности, черты личности.

Характер – социальное обретение, формирующееся при жизни в зависимости от социума. Его можно менять. Характер тесно связан с темпераментом. Темперамент задает динамическую сторону, а характер отражает содержательную. Черты характера (свойства, создающие систему) – 1)те черты которые определяют поступки при выборе цели деятельности (расчетливость — темперамент) 2) черты, отвечающие процессам достижения (настойчивость, темперамент +воля) 3)черты, связанные с темпераментом (базовые) (сдерж-импульс).

Характер формируется рано и остается устойчив на протяжении жизни. Большую часть людей можно отнести к тому или иному типу характера. (Кречмер)- типы характера по строению человека: атлетический (волевой, целеустремленный), пикнический (добрый, мягкий), астенический (ранимый, нерешительный).

Акцентуация (усиление черт характера, есть не у всех), ( Андрей Евгеньевич Личко).

10 стр., 4975 слов

Организация различных видов деятельности и общения дошкольников

... Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста МДК.02.04. Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству МДК.02.05. Теория ... посильном груде, умение преодолевать небольшие трудности. продолжать воспитывать уважение к людям знакомых профессий. побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение ...

Типы акцентуации: гипертИмный (подвижность), циклоИдный (раздражительность), лабильный (изменение настроения), астЕноневротический (капризность), сенситивный (чувствительный), психастенИческий (размышляет, рассуждает), шизОидный (замкнутость), эпилептОидный (плаксивость,издев наж жив), истерОидный (эгоцентризм, позерство), неустойчивый (праздность), конформный (подчинен большинству).

16. Способности как структурный компонент личности. Виды способностей. Соотношение задатков и способностей

Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение. Успех зависит от сочетания разных способностей.

Способности можно классифицировать на: 1. природные или естественные; 2. специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде., в свою очередь подразделяются на: а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и специальные, определяющие успехи в отдельных видах деятельности и общения; б) теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиями; в) учебные и творческие; г) способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности (межличн хар-р).

Различные высокоразвитые способности – одаренность.

Задатки – это предпосылки, для развит способностей.

У человека есть два вида задатков: врожденные и приобретенные или природные и социальные.

17. Понятие ощущений. Свойства и виды ощущений. Роль ощущений в жизни человека.

Ощущения — это базовый психический процесс, отражающий отдельные свойства предметов и явлений окружающего мира, а также отражение конкретных, отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Физиологическая основа – 1)анализатор – физиологический аппарат для приема воздействующих раздражителей и их перед в ощущ. Анализатор состоит из рецептора, проводящих нервных путей, центра в коре больших полушарий. Свойства ощущений: 1) интенсивность (сила); 2)длительность (время), 3) компенсация (усиление некоторых утраченных ощущений) и 4) адаптация (повышение и понижение ощущений), пространств локализация (место раздраж в пространстве), специфика инф и качество ощущения. Виды ощущений I) По месту расположения рецепторов — Проприорецептивные (кинестетические): в мышцах (реакция на удлинение, напряжение), сухожилиях, суставных сумках, в вестибулярном аппарате (отолитовый аппарат, круговые каналы) — Интероцептивные: возникают во внутренних органах, регулируют процессы обмена и гомеостаза. Чувство голода, болевые ощущения: “бок болит”. Экстероцептивные (по верх.), По контакту с раздражителем: А)Дистантные – зрение, слух. Б) Контактные – вкусовые, осязательные, обонятельные.

Классификация ощущений по органам чувств: обонятельные, осязательные, вкус, зрит, слух

4 стр., 1726 слов

Виды памяти их психологическая характеристика

... память у некоторых людей остается ведущей на всю жизнь, у других, ведущую роль играют другие виды памяти. Эмоциональная память - это память на чувства. Эмоциональная память ... деятельности. Различные виды памяти: моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая - иногда рассматривались как этапы такого развития. Мы остановимся на характеристике отдельных видов памяти. 1. Виды памяти ...

18. Понятие чувствительности. Пороги ощущений: абсолютный верхний, абсолютный нижний, дифференциальный. Компенсаторный и адаптационный механизмы.

Чувствительность — способность организма запоминать и реагировать на воздействия среды, не имеющие непосредственного биологического значения, но вызывающие психологическую реакцию в форме ощущений.

Пороги чувствительности:

нижний абсолютный порог чувствительности — это минимальная величина раздражителя впервые начинающего вызывать ощущения.

верхний абсолютный порог чувствительности- это величина раздражителя, при которой ощущение либо исчезает, либо качественно меняется (превращается в болевое ощущение);

разностный порог чувствительности – это минимальный прирост величины раздражителя, сопровождаемый едва заметным изменением ощущения.

Адаптация – это изменение чувствительности анализаторов под влиянием их приспособления к действующим раздражителям.

Выделяют 3 разновидности адаптации:

  1. адаптация как полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя
  2. адаптация выражается в притуплении ощущения под влиянием действия сильного раздражителя (при погружении руки в холодную воду интенсивность ощущения снижается);
  3. повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя (переход из светлой комнаты в тёмную).

Сенсибилизация (лат. sensibilis – чувствительный) – повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов. Сенсибилизация, состояние обострения чувствительности. При отсутствии какого-либо вида чувствительности, этот недостаток компенсируется за счет повышения чувствительности других анализаторов. Это явление называется компенсацией ощущений, или компенсаторной сенсибилизацией.

19. Понятие восприятия. Сходства и отличия восприятия и ощущений. Свойства восприятия

Восприятие — целостное отражение в сознании человека предметов и явлений окружающего мира, в совокупности их свойств при непосредственном воздействии этих предметов на органы чувств.

Сходство с ощущениями:

1. оба они – познавательные психические процессы, которые отражают окружающий мир

2. это познавательные процессы, которые возникают при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств.

Различия:

1. Ощущения отражают отдельные свойства предметов, а восприятие производит целостное, предметное отражение действительности.

2. Ощущения — простой процесс, Восприятие — сложный

3. Ощущения – привязаны к отдельным анализаторам, Восприятие — работа нескольких анализаторов. Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Так, под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и, в конечном итоге, в кору головного мозга. Здесь оно поступает в проекционные (сенсорные) зоны коры, которые представляют собой как бы центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. В зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сенсорная информация.

5 стр., 2305 слов

Психические познавательные процессы. Память 2

... деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную исловесно-логическую. Двигательная память связана с запоминанием ивоспроизведением движений, с формированием двигательных умений и навыков вигровой, трудовой, спортивной и других видах деятельности человека. ...

20. Понятие восприятия. Классификация видов восприятия. Иллюзии восприятия, причины их возникновения. Примеры.

Восприятие — целостное отражение предметов и явлений окружающего мира, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств. Классификация: 1) по органам чувств: зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное;2) по форме существования материи: восприятие пространства, времени, движения.

Иллюзия восприятия – искажённое восприятие реальности предметов. Зрительная причина: 1)прошлый опыт человека 2) функциональная составляющая анализатора 3)психоэмоциональная составляющая человека 4)изменение условий восприятия. Примеры: 1)иллюзия стрелы 2)ваза и два профиля .

21. Понятие памяти. Процессы памяти.

Память — форма психологического отражения, заключающаяся в сохранении и закреплении восприятия и воспроизведения индивидом своего опыта. Существуют 4 процесса памяти – запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Запоминание – накопление материала в памяти. Может быть механическим и осмысленным. Для механического характерно отсутствие понимания, логических связей между частями материала. Опирается на внешние связи. Осмысл запом связ осмыслением, связанностью материала. Включает ряд логических операций. Сохранение – процесс памяти направленный на удержание полученной информации. Сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение наблюдается в оперативной памяти, при этом информация мало изменяется. Статическое сохранение проявляется в долговременной памяти – воспроизведение и воссоздание материала, воспринятого ранее. Характеристики: быстрота, точность. Виды: узнавание (повторяют — воспроизводят), припоминания (частично воспроизводят + волевые усилия), воспроизведение (извлечение информации из памяти без труда), воспоминание (события из жизни в прошлом), реминисценция (восприятие того, что казалось забытым), забывание — утрата информации, невозможность ее воспроизведения 1)невозможность вспомнить 2) вспомнил, но не верно. Забыванию способствует отсутствие интереса ,нет потребностей, объем, утомление.

Фактор края — лучше запоминается конец и начало, середина забывается.

22. Классификация видов памяти. Особенности развития памяти

Двигательная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Эмоциональная память — это память на чувства. Образная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей.

Классификация в зависимости от целей деятельности: непроизвольную и произвольную. Классификация памяти по продолжительности в сохранения материала: кратковременная, долговременная и оперативная. По преобладающей модальности: слуховая, зрительная, обонятельная, осязательная и вкусовая.

Первому уровню соответствует сенсорный тип памяти. Длительность сохранения данных 0,1— 0,5 сек. Если полученная информация привлечет внимание высших отделов мозга, она будет храниться еще около 20 сек. — кратковременная память все же поддается сознательной регуляции, может контролироваться человеком. далее – долговременная. по преобладающей модальности – слуховая, зрительная и т.д. в зависимости от наличия или отсутствия средств запоминания -непосредственная, опосредствованная.

23. Субъективные и объективные причины, влияющие на продуктивность памяти.

Субъективные причины — те, которые связаны с психологическими и физиологическими особенностями человека (интерес, состояние организма, готовность действ определенным образом, механическое или логическое запоминание, прошлый опыт человека. Механической памяти является запоминание учебного материала в той его форме, в которой он воспринимается. Механическая память основана на нервных связях преимущественно первой сигнальной системы. При изучении материала, выраженного в словах, это будут сами слова, запоминаемые в точности так, как мы их видели, слышали или произносили. Если это будут физические упражнения, запоминаются сами движения и именно в той их последовательности и форме, в которой мы их зрительно или мышечно-двигательно воспринимали. При этом смысловое содержание материала в процессе заучивания хотя полностью и не теряет своего значения, но как бы отходит на второй план. Логическая память в отличие от механической направлена на запоминание не внешней формы, а самого смысла изучаемого материала. Логическая память предполагает предварительную работу мышления: учебный материал, который подлежит логическому запоминанию, подвергается анализу, расчленяется на составляющие его части, среди которых выделяются наиболее важные и существенные; выясняется, в какой связи эти части находятся друг с другом, и таким образом познается сама суть подлежащего запоминанию материала).

Объективные причины — те, которые не зависят от человека (характер запоминания материала — понятность, связность; объем материала, обстановка) рекомендации: осмысленное запоминание, запоминание связанного текста, метод «привязки» запоминаемой информации, метод «цепочка», использование эмоций при запоминании, использование ассоциаций при запоминании, рекомендации по оптимальному повторению материала для запоминания на несколько дней.

24. Понятие мышления. Мышление как процесс решения задач. Основные характеристики мышления: обобщенность, опосредованность, самостоятельность, гибкость, быстрота и др. Мышление – высшая форма психического отражения, познания окружающей действительности, представляющее собой обобщенное и опосредствованное обобщение существующих свойств, связей и отношений. Теоретическое образное мышление — в ходе решения мыслительных задач соответствующие образы преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно усмотреть решение интересующей задачи.

Характеристики мышления – обобщенность (отр объединение в виде связей), опосредованность (с пом средств — язык, символ), самостоятельность (человек ставит сам цель и достигает), гибкость (разные способы решения задач), регидность (однотипное решение задач), лабильность(скорость перехода от одной стратегии к др.)

25. Понятие мышления, его виды. Основные мыслительные операции формы (продукты) мыслительной деятельности

Мышление – высшая форма психического отражения, познания окружающей действительности, представляющее собой обобщенное и опосредствованное обобщение существующих свойств, связей и отношений. Виды мышления: 1) наглядно-действенный (через практическое действие с объектом)2) наглядно-образный (с помощью образных представлений)3) словесно-логический (с помощью логических понятий и знаков) Операции: 1) анализ (разложение целого на части) 2) синтез (части в целое) 3) сравнение (сопоставление общего и разложение) 4) обобщение(объединение по общим свойствам) 5)классификация (раздел на классы по признакам) 6)абстракция (выделение объе от остальн).

Продукты мышления = формы мышления: 1) понятие (мысль,выражается в слове) 2) суждение (мысль,обратная связь между предметами)(общее, частное, единичное, истинное и ложное) 3) умозаключение(вывод из суждения) (индуктивное — от общего к части, дедуктивное — от частн к общему).

26.Взаимосвязь мышления и речи. Виды речи. Функции и роль речевой деятельности.

Язык – система знаков, с помощью которых передает сочетание звуков и движений, имеющих для человека смысл и значение.

Речь – психический процесс, заключающийся в оперировании языком, индивидуальное средство общения человека. Инструмент мышления. В речи формулируется мысль. Единство процесса.

Функции речи:

1.Средство мышления

2.Средство общения

3.Носитель сознания и памяти

4.Средство управления поведением людей и регуляции собственного

5.Средство выражения чувств и эмоций

Виды речи:

1.Внешняя (звук, слова, мимика)

2.Внутренняя (мысленная, выражается в словах, сокращения, фрагментарная)

Эгоцентрическая речь – внешняя по форме, но внутренняя по содержанию, направлена на себя, промежуточное между внешней и внутренней.

Речь — отдельно, мышление — отдельно.

27. Внимание как особый психический процесс, его функции и свойства. Внимание — особый познавательный процесс. Избирательная направленность сознания на объект деятельности при относительном отвлечении от других предметов. Внимание не имеет собственного продукта по сравнению с другими познавательными процессами, внимание сопутствует другим познавательным процессам, улучшает качество их продукта. Функции:

1) внимание активирует нужные и тормозит ненужные психические процессы.

2) способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей информации.

3)Наряду с функцией отбора выделяется функция удержания (сохранения) данной деятельности (сохранение в сознании образов, определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель.

4) обеспечивает длительную сосредоточенность на объекте деятельности

5) внимание обеспечивает направленность и избирательность других познавательных процессов.

6)Одной из важнейших функций внимания является регуляция контроль протекания деятельности. Свойства внимания: объем (количество информации в сознании), сосредоточенность (концентрация на объекте), распределяемость (удержание в поле внимания нескольких объектов), устойчивость (удерживание внимания на 1 предмете), переключение (полное и частичное отвлечение от объекта).

28. Виды внимания. Факторы, способствующие привлечению внимания. Рекомендации по организации и развитию внимания

Виды внимания:

1. По степени произвольности: непроизвольное (на объекте без приложения волевых усилий), произвольное (на объекте с приложением волевыми усилиями и специальными средствами — слова, жесты) и послепроизвольное (непроизвольное внимание, которое рождается из произвольного, нет волевых усилий, но есть сознательное сосредоточение, внутренний и личностный интерес человека к объекту);

2. Природное и социальное (развивается в процессе жизни);

3. Внешнее (направленное на окружающие объекты) и внутреннее (направлено на внутренние, физические и физиологические процессы): а) чувства; б) интеллект.

4. По количеству участников вовлеченных в процесс: коллективное, групповое, индивидуальное.

Есть целый ряд условий, облегчающих произвольное сосредоточение внимания.

Сосредоточение внимания на умственной деятельности облегчается, если в познание включено практическое действие. Например, легче удержать внимание на содержании научной книги, когда чтение сопровождается конспектированием.

Важным условием поддержания внимания является психическое состояние человека. Утомленному человеку очень трудно сосредоточиться. Многочисленные наблюдения и опыты показывают, что к концу рабочего дня увеличивается количество ошибок при выполнении работы, а также субъективно переживается состояние усталости: трудно сосредоточить внимание. Эмоциональное возбуждение, вызванное причинами, посторонними для выполняемой работы (озабоченность какими-то другими мыслями, болезненное состояние и другие подобного рода факторы), значительно ослабляет произвольное внимание человека.

29. Понятие воображения. Общее и различное в воображении и мышлении. Аналитико-синтетический характер воображения.

Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи, путем переработки материала и информации, полученной в прошлом опыте.(создание нового на основе старого)

Воображение и мышление сходства: оба процесса познавательны, возникают в проблемной ситуации, когда необходимо новое решение. Различия – воображение – образы. Мышление – понятия, суждения, воображение имеет место в ситуациях, характеризующееся неопределенностью. Мышление — где даны компоненты задачи, рез-т мышление – более точный, воображение — неточный. Новые представления, благодаря операциям анализа и синтеза, возникают на основе того, что уже запечатлено в сознании. Таким образом, процессы воображения состоят в мыслительном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т.е. носят аналитико-синтетический характер. Синтез проявляется: агглютизация (избушка на курьих ножках), гиперболизация (дюймовочка), заострение (карикатуры), типизация (врач-белый халат).

30. Виды и функции воображения. Развитие воображения.

Виды воображения: пассивные, активные: творческие, воссоздающие. пассивные: намеренные (мечты, грезы, фантазии), непреднамеренные (сновидения, галлюцинации).

Функции воображения: позволяет регулировать деятельность, т.к позволяет представить результат труда. Позволяет выходить за рамки обыденного опыта. Планирование жизни и деятельности. психотерапевтическая – регулирует состояние человека. Синтез проявл.: агглютизация (изб на кур ножках), гиперболизация (дюймовочка), заострение(карикатуры), типизация(врач-бел халат).

31.Связь познавательных процессов. Их место в структуре личности

Познавательные процессы связаны с познанием окружающей действительности.

Ощущение и восприятие – базовые процессы, которые собирают информацию об окружающем мире

Память – хранение и переработка информации

Мышление – создание новых идей, анализ

Воображение – созднов, но действ в усл неопределенности

Внимание – не имеет собственного продукта, его роль – обеспечение эф-тидр познавательных процессов.

Вся познавательная сфера имеет ярко выраженный индивидуальный характер и в силу этого во многом определяет личностные особенности человека.

32. Понятие эмоций и чувств. Специфика чувств по сравнению с эмоциями. Функции эмоций и чувств.

Эмоции – это реакция человека и животных, на воздействие внешних и внутренних раздражителей, связаны с удовлетворением или неудовлетворением биологически значимых потребностей. Чувства — отражение в сознании человека его отношения к действительности, возникающее при удовлетворении его высших потребностей. Отличия: 1)Эмоции имеют биологическую основу, чувства в большей степени социальны. Эмоции у человека и животных, а чувства – только у человека (А.Н.Леонтьев).

Эмоция имеет ситуативный характер (кратковременный характер), т.е. выражает оценочное отношение существующей или возможной в будущем ситуации, а также к своей деятельности в ситуации. Чувство же носит отчетливо выраженный предметный характер, это устойчивое эмоциональное отношение (длительный охват больше).

Чувство — отражение в мозгу человека его реальных отношений к значимым для него объектам. Чувство — это НЕ сумма эмоций. Эмоция – конкретная форма протекания психического процесса чувства. Функции: регулирующая (регулирует поведение), отражательная, сигнальная(удовлетворил или нет), стимулирующая (побудительная- стремление к чему-либо), подкрепляющая (какое-либо событие остается в памяти), приспособительная (оценка окружающего мира), коммуникативная (понимание другого человека).

Функции: 1.Отражательная: эмоции и чувства отражают то, что происходит вокруг нас 2.Сигнальная: эмоции и чувства сигнализируют о потребностях 3. Побудительная (стимулирующая) 4. Подкрепляющая 5.Коммуникативная

33. Виды эмоций и чувств. Формы эмоциональных состояний.

Виды эмоций: положительные, отрицательные; сильные и слабые; стенические (повышенная активность) и астенические (уменьшенная активность).

Виды чувств: этические (товарищеские, дружба), эстетические (гармония, красота), познавательные (интерес).

Формы эмоциональных переживаний: Эмоции — аффект (изменение сознания, феномен сужения сознания), настроение (эмоции окрашенные поведением), стресс (состояние длительного психического напряжения), чувство.

34. Понятие воли: ее общая характеристика и функции. Волевые качества личности.

Воля – психических процесс, заключающийся в сознательном регулировании человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Функции: побудительная (активирование на поступок без желания), тормозная (удержание от поступков), выбор действия при конфликте, регуляция состояния. Мгновенное прекращение аффекта есть волевое действие. Волевые качества: первично-базовые (определяют поведение человека) (энергичность, сила воли, настойчивость, связь с темпераментом); вторичные (решительность, смелость, самоуверенность, связь с характером); 3(третичные) — связаны с морально-ценностными ориентирами (ответственность, инициатива).

35.Волевые действия человека. Этапы волевого действия. Развитие воли у человека; основные приемы и требования

Волевое действие – сознательное целенаправленное действие, посредством которого человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю. Оно проявляется, когда на пути осуществления деятельности появляется препятствие. Признаки: 1) приложение усилий, принятие решений и их реализации, т.е. борьба мотивов. 2) наличие продуманного плана 3) повышенное внимание к волевому действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе 4) выполняя действия, человек преодолевает самого себя. Этапы волевого действия: осознание потребности и постановка цели деятельности 2) выработка альтернатив 3) оценка альтернатив и выбор одной из них ;4) осуществление деятельности 5) контроль за итогами Развитие воли: 1) преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные (игры 10 отличий) 2) обретение контроля над своим поведением (выбор игрушки) 3) развитие волевых качеств личности.

36. Понятие деятельности человека, ее основные характеристики. Развитие деятельности.

Деятельность – это регулируемая сознанием активность, порожденная потребностями и направленная на познание окружающего мира. Цели деятельности личностные и общественные. Характеристики: 1) целенаправленность (промежуточная и конечная, личностная и общественная) 2) мотивирование (мотив дает смысл деятельности) 3) продуктивный характер (создание предметов материальной и духовной культуры) 4)предметность (предмет, к которому у человека свое отношение) 5)творческий характер (выходит за пределы возможностей) 6)опосредованный характер (материальное и не материальное) 7)общественно исторический (развивается в обществе).

Аспекты развития деятельности:1) онтогенетическое развитие 2)филогенетическое 3)изменение происходящее внутри отдельных видов деятельности.4) дифференциация деятельности, в процессе которой из одной деятельности рождается другая, за счет обусловления и превращения отдельных действий в самостоятельный вид деятельности.

Процессы развития деятельности: 1)обогащается предметное содержание. 2)появляются новые средства реализации, которые ускоряют выполнение деятельности и совершенствуют результаты. 3) в процессе деятельности происходит автоматизация отдельной операции и они превращаются в умения и навыки. 4) в результате из деятельности могут выделяться, обособляться и самостоятельно развиваться новые виды деятельности.

37. Анализ подходов к выделению структуры деятельности. Основные виды человеческой деятельности.

I.Уровневая структура:

1.Деятельность как целое (рассматр ее виды)

2.Уровень действий. Действие – часть деятельности, имеющее цель. Может быть предметная (внешняя) или устная (внутренняя)

3.Уровень операций. Операции – способы выполнять деятельности (техническая сторона).

Отражена в автоматизированности приемов и навыков. Мало осознаваемое или не осознаваемое.

4.Уровень психофизических функций (базовый).

Определен природными возможностями человека. Способность к ощущениям, движениям, речи. Это одновременно и предпосылки, и средства деятельности.

II.Выделение в деятельности внешних и внутренних компонентов:

Внутренних – производный от внешнего (умственный, психический)

Интериодизация – процесс приобретения внешних действий во внетрпсих план. Действие в уме производится с образами предметов, вместо реального продукта получается мысленный результат. При энете-ризации внешняя деятельность трансформируется: отдельные действия и операции сокращаются, некоторые выпадают. Поэтому процесс во внутреннем плане быстрый. Экстериоризация — обратный процесс.

III. Выделение структурных элементов: навыки –автоматизированные компоненты деятельности, сформировавшиеся в процессе упражнений. Для сохранения требуется возвращение к нему.

Умение – способы успешного выполнения действия, соответствие целям и условиям деятельности. Опираются на знания. Сознательно контролируемые части деятельности, включают в себя навыки.

Навыки и умения включены в характерные виды деятельности, сокращая кол-во ошибок, убирая лишние действия, сокращая физическое и умственное усилия.

Привычки – негибкая часть деятельности, выполняемая механически, не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения. Навыки — специально организованные условия, привычка — случайно.

Виды:

Игровая деятельность – направлена на процесс игры

Учебная деятельность: цель – обретение знаний, умений, характер самообразования

Трудовая деятельность – создание материальных и духовных ценностей

38. Общение как один из видов человеческой деятельности, его структура (коммуникативный, интерактивный, перцептивный компоненты)

Общение – это многократный процесс установления контактов между людьми, пораждаемый потребностью совместной деятельности, включающий в себя: 1. Обмен информацией 2. Взаимовлияние 3. Познание людьми друг друга

Функции:1.Способствует познанию окружающего мира 2.Регулирует совместной деятельности 3.Стимулирует психическое развитие 4.Становление и развитие самосознания личности

Содержание общения:1. Житейские и научные знания, навыки, 2. Деятельность 3. Сам человек 4. Взаимоотношения

Общаться — значит, относится как-то к другим, закрепляя сложившееся или формирующееся новое отношение.

Виды:

1.Общественные (отражают положение индивида, как представителя социальной группы) 2.Межличностные (симпатии или антипатии)

Структура(состоит из следующих компонентов):

1.Коммуникативный – обмен информацией между индивидами, имеющих систему знаний и способствующих установлению и изменению между ними взаимоотношений. Виды: осевая (от чел. к чел.), сетевая (от чел. к группе людей).

2. Интеракивный – организация совместных действий по достижении общей для партнеров цели. 3. Перцептивный – процесс восприятия и познания собеседниками друг друга, благодаря процессу идентификации.

При передаче информации используют средства, в их качестве выступают системы знаков:

1.Речевая (слова, правила построения предложений) – вербальная коммуникация

2. Неречевая система (мимика) – невербальная, пространственно временная организация общения

3. Около речевая система (темп, тональность, паузы)

2.Интерактивный – взаимодействие, организация и осуществление совместных действий, позволяющее реализовать общую для них цель (кооперативное взаимодействие и конкурентное)

Взаимодействие осуществляется на основе отношения к предмету и взаимоотношений между партнерами

3.Перцептивный – процесс восприятия и познания людьми друг друга. Образ, созданный в результате, основан на интерпретации его поведения.

В случае отсутствия полной информации о человеке мы прогнозируем его поведение и достраиваем образ.

Компоненты находятся в тесной взаимосвязи.

39. Понятие группы. Ее основные характеристики и виды.

Группа – это 2 и более количество людей, которые вступают в такое взаимоотношение, когда каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием других лиц. В качестве группы выделяется отдел в банке, семья, студенческая группа. Наряду с понятием группа используется термин коллектив.

Коллектив – особое качество группы, продукт развития группы. Коллектив – это устойчивое объединение людей стремящихся к общим целям и обладающих групповой сплочённостью.

Чтобы считаться коллективом группа должна обладать признаками: наличие общих целей, наличие определённой культуры, которая выражается в общих ценностях, нормах, психологической признание членами группы друг друга.

Команда – это группа людей имеющих общую цель, личностные характеристики которых соответствуют ролям и должны выполняться при реализации процесса управления. Команда как особая группа обладает такой особенностью как синергетичность.

Синергетичность – способность группы, как целого добиваться в работе больших результатов, чем это может сделать такое же количество людей, но работая независимо друг от друга. Любая организация может рассматриваться как объединение нескольких групп. Создавая отделы руководство создаёт группы. Большая организация состоит из множества групп.

Формальные группы:

    1)чёткий определённый состав,

    2)общие задачи,

    3)жесткое определение ролей.

    В любой организации имеет место 3 основных типа групп:

    1.группа руководителя (образуется в соответствии с вертикальным и горизонтальным разделение труда);

    2.целевая группа (сотрудники совместно участвующие в работе над одним и тем же заданием, образуются в соответствии с горизонтальным разделение труда);

    3.комитеты (группы внутри организации, которым переданы полномочия для выполнения какого-либо задания).

    Все формальные группы взаимодействуют друг с другом и образуют организацию как систему. Одновременно возникают и неформальные группы – это спонтанно образованные группы людей которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения целей. Создание неформальных групп – это реакция работников на неудовлетворённость определёнными потребностями. Формальные организации не всегда способствуют удовлетворению людей, поэтому создаются неформальные группы. У них много общего – иерархия, правила и др., но неформальные группы не имеют чёткой структуры, они не являются жесткими.

 В организации создаются разнообразные виды неформальных групп. Наиболее часто представлены в виде диад, триад, квартетов. Они подразделяются на:

    1)заинтересованные – формируются для реализации общего интереса,

    2)дружеские – на основе симпатий, состав изменяется в зависимости от установления или разрыва других связей.

    По составу:

    *создаваемы на производственной основе – работники отдела, службы,

    *на непроизводственной основе.    

    По структуре внутригрупповых связей:

    а)звезда,

    б)клубок,

    в)цепь,

    г)круг.

    Также делятся на конструктивные и деструктивные.

    Все группы проходят одни и те же стадии:

    1)формирование группы – работники знакомятся, ведут себя осторожно, в поведении преобладает индивидуализм;

    2)становление – сближение членов группы, формирование ядра группы, устанавливаются контакты, группа работает неравномерно;

    3)нормализация – группа стабилизируется, формируются единые цели группы, налаживается сотрудничество, применяются групповые нормы поведения, члены группы отождествляют себя с группой;

    4)зрелость группы – работники начинают работать добросовестно, инициативно, внешний контроль превращается в самоконтроль. Группа становится самоуправляемой. Это не означает что все группы способны пройти через все этапы. Группа может остановиться в своем развитии, возможно возвращение группы к более раннему этапу.

40. Возникновение и развитие групп в концепции л.И. Уманского

Уровень развития группы – это такой качественный этап, который характеризует ее социально-психологическую зрелость. Группа развивается в пределах континуума – начиная с низшего уровня, проходя несколько этапов и достигая высшего уровня.

Л.И.Уманский более дифференированно подходит к классификации уровней развития групп:

Конгломерат

Номинальная группа

Ассоциация

Кооператив

Автономия

Коллектив

Нетрудно заметить, что в подходах названных авторов много общего. Развитие группы начинается с низшего уровня – аморфное образование, и заканчивается высшим уровнем – коллектив.

Взяв за основу классификацию Л.И. Уманского как наиболее разработанную и проверенную на практике, опишем уровни развита» группы, опираясь на три главных критерия:

общность целей совместной деятельности;

четкость структуры группы;

динамика групповых процессов.

Схема развития группы по Л.И. Уманского – это движение от конгломерата к коллективу или антиколлективу. Групповая изоляция, на которой может развиться высокий уровень корпоративности, может привести к антиколлективу. Антиколлективы — группы отличающиеся внутригрупповой антипатией, межличностным эгоцентризмом и эгоизмом, активной дезинтеграцией, конфликтностью иагрессивностью. Схема образно-символического соответствия группового развития по А.Н. Лутошкину сделала эту модель известной в педагогической среде и применяемой в ситуации самодиагностики молодежного коллектива. Двухмерной (двухфакторной) модели развития группы источником движения группы выступает противоречие между деловой и эмоциональной активностью группы. В результате анализа 50 публикаций Б. Такмен выделил наиболее часто называемые четыре стадии в сфере эмоциональной активности группы, рассматриваемые в русле этой модели: • «проверка зависимости» — ориентировка в характерах и поиск взаимоприемлемого поведения; • «внутренний конфликт» — нарушение взаимодействия и отсутствие единства; • «развитие групповой сплоченности»; • «функционально-ролевая соотнесенность».

Отдельно выделяются стадии в сфере деловой активности группы: 1) ориентировка в задаче; 2) противодействие, если задача не совпадает личным целям участников группы; 3) открытый информационный обмен; 4) принятие решений — конструктивные попытки решения задачи.

41. Понятие группы. Виды межгрупповых отношений и их значение для жизнедеятельности группы.

Группа – это 2 и более количество людей, которые вступают в такое взаимоотношение, когда каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием других лиц. В качестве группы выделяется отдел в банке, семья, студенческая группа. Наряду с понятием группа используется термин коллектив.

42. Понятие и особенности межличностных отношений.

Межли́чностные (челове́ческие) отноше́ния — совокупность взаимодействий между индивидами. Человеческие отношения преимущественно основаны на связях, существующих между членами общества благодаря разным видам общения: в первую очередь визуальному (или невербальным связям, которые включают в себя как внешний вид, так и телодвижения, жесты), лингвистическому (устная речь), аффективному, а также языкам, построенным в результате развития сложных обществ(экономических, политических и т. д.).

Человеческие отношения фундаментальны для индивидуального интеллектуального развития, так как благодаря им образуются как малые и простые общества (такие как село), так и крупные и сложные (как мегалополис).

Человеческие отношения подразумевают связь как минимум между двумя индивидами.

Классификация:

по цели:

Первичные отношения: те, что устанавливаются между людьми как сами по себе необходимые.

Вторичные отношения: те, что зарождаются в необходимости помощи или какой-либо функции, которую одно лицо выполняет в отношении другого.

по характеру:

официальные (формальные).

Характеризуются наличием обязательных норм, отсутствием права выбора партнёра по общению, низкой эмоциональностью.

неофициальные(неформальные).

Неофициальным отношениям свойственны право выбора партнёра, широкая эмоциональная основа, отсутствие чётких норм поведения.

Межличностные отношения делятся на следующие виды:

1) официальные и неофициальные;

2) деловые и личные;

3) рациональные и эмоциональные;

4) субординационные и паритетные.