Основные категории психологии (психика, сознание, личность, деятельность.

Предмет и объект психологии как науки. Место психологии в системе наук. Психофизиологическая проблема.

 

Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности, а также психику животных.

НС- чувствительность – сигнальные стимулы – ощущения – восприятие – мышление. Абстракция

Структура сознания (Рубенштейн)=переживание/знание.

Психология должна отвечать на вопрос о том, почему носитель психики ведёт себя так или иначе

Психическими процессами называются отдельные формы или виды психической деятельности. В психологии различают познавательные психические процессы (направленные на познание человеком окружающего мира).

Это ощущение отдельных свойств предметов (различный цвет, различные звуки, вкусовые, обонятельные ощущений и т. д.), восприятие (предметов, вещей в совокупности их свойств), память, мышление, воображение. Различаются еще эмоциональные процессы (чувства), волевые процессы и действия.

Место психологии в системе наук: помимо гуманитарных и естественных наук, выделяются также общественные (социология, политология); заметную часть современной психологии можно отнести к этой группе. Советский психолог Б. Г. Ананьев указывал на место психологии как ядра системы наук о человеке. Взаимодействуетс: антропология (псих. личности), психиатрия (клин. псих, психосоматика), биология (нейропсихология, психогенетика), лингвистика (психолингв), судебная п. и т.д.

Деятельностная теория: Базовый тезис теории формулируется следующим образом: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание.

На основе этого положения в 30-х годах Рубинштейн формирует основной принцип: «единство сознания и деятельности». Психика и сознание, формируясь в деятельности, в деятельности и проявляются. Деятельность и сознание — это не две разные стороны обращенных аспектов, они образуют органическое единство (но не тождество).

Деятельность не является совокупностью рефлекторных реакций на внешний стимул, так как регулируется сознанием. Сознание рассматривается как реальность, которая не дана субъекту непосредственно для его самонаблюдения. Сознание может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность субъекта, в процессе которой субъект развивается. Леонтьев уточняет положение Рубинштейна: «Сознание не просто проявляется как отдельная реальность, сознание встроено и неразрывно связано с ним.

2 стр., 791 слов

Тема 3. Возникновение психологии как самостоятельной науки

Тема 3. Возникновение психологии как самостоятельной науки. План: 1. Изменение представлений о предмете психологии в первой половине XIX в. 1 2. Первые программы возникновения психологии как самостоятельной науки. 2 2.1. Вильгельм Вундт (1832-1920). 2 2.2. Иван Михайлович Сеченов (1829-1905). 2 2.3. Франк Брентано (1838-1917). 2 Изменение представлений о предмете психологии в первой половинеXIXв. ...

 

Основные категории психологии (психика, сознание, личность, деятельность.

Психика – совокупность психических процессов, кот. поддерживаются НС и обеспечивают выживание. Единство реального и субъектного (Рубинштейн)

вся психика есть отражение или результат такого отражения

Психика находится во взаимодействии с соматическими (телесными) процессами. Психика оценивается по ряду параметров: целостность, активность, развитие, саморегуляция, коммуникативность, адаптация и т. д. Психика проявляется на определённой ступени биологической эволюции. Человеку присуща высшая форма психики — сознание.

Сознание — это одна из форм, в которой объективная действительность отражается в психике человека. Согласно культурно-историческому подходу, характерной особенностью сознания является то, что промежуточным звеном между объективной реальностью и сознанием являются элементы общественно-исторической практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира

Личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности. Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия. Компоненты: Темперамент, Характер, Способности, Мотивация

Индивид — отдельно взятый человек, представитель человеческого рода .

Индивидуальность выражает специфику отдельного человека, причем специфика эта может носить наследственный или случайный характер.

Де́ятельность — процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека (в отличие от поведения).

5 стр., 2123 слов

А.Н.Леонтьев "деятельность. Сознание. Личность" марксизм и психологическая наука

... свою означенность. Значения преломляют мир в сознании человека. Деятельность человека и составляет субстанцию его сознания, специальных психических процессов - процессов восприятия ... человека сознания общества, под влиянием которого его психика социализируется и интеллектуализируется. И эта социализированная и интеллектуализированная психика человека - есть его сознание. Подобные суждения о сознании ...

 

Общая характеристика сознания как высшей формы психического отражения. Условия возникновения сознания.

 

Сознание- это сфера психики, где отражение объективной реальности (в виде динамической последовательности ее образов) приобретает особые, высшие формы, свойственные только человеку. Сознание в своей непосредственности есть, по словам А. Н. Леонтьева, открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, и его действия, и его состояния.

В сознании человека психические образы отображаемых предметов или явлений природы актуализируются, выстраиваясь в ряды по степени их важности для субъекта. И в этом смысле говорят о свойстве направленности сознания. Во-вторых, сознание человека дает ему возможность формировать собственный образ (самосознание, оценка себя и окружающего).

Внутрь себя. развивается с 6-7 лет

Плод развития, воспитания, знания

Самосознания (Я-концепция): физическое, реальное, динамическое, идеальное, социальное, экзистенциальное. фактическое. Самооценка

Функции сознания состоят в:
— отражении объективной реальности (внешнего мира);
— самопознании внутренних психических процессов и состояний (рефлексии).

Роль сознания сводится в основном к:
— регуляции психической деятельности через формирование целей, мотивов и волевых усилий (регулятивный аспект);
— обеспечению процессов познания через обучение (когнитивный аспект);
— социальному взаимодействию через речь и язык, эмоции, чувства, невербальное поведение (коммуникативный аспект).

Главное условие возникновения сознания заключается в труде. Труд всегда имеет общественную значимость, повлиял на: приспособления через орудия труда, повысило уровень взаимоотношений, общечеловеческие правила, нравственные.

7 стр., 3350 слов

Понятие сознания. Психика и особенности строения мозга. Психология конституционных различий

... мышления? Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности ... особенности психологических процессов человека, т.е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, мышления, ощущений, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, ...

 

Сущность деятельностного подхода в психологии. Общее строение деятельности, характеристика ее компонентов. Общая характеристика деятельности.

 

теория, рассматривающая психологию как науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессах деятельности индивидов (А. Н. Леонтьев).

При этом исходным методом изучения психики выступает анализ преобразований психического отражения в процессе деятельности, исследуемой в ее филогенетическом, историческом, онтогенетическом и функциональном развитии. Основные принципы Д. п.: принципы развития и историзма; предметности; активности, включающей активность надситуативную как специфическую особенность психики человека; интериоризации — экстериоризации как механизмов усвоения общественно-исторического опыта; единства строения внешней и внутренней деятельности; системного анализа психики; зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности. В контексте Д. п. выделены критерии возникновения психики и стадии развития психики в филогенезе, разработаны представления о ведущей деятельности как основе и движущей силе развития психики в онтогенезе, об уподоблении как механизме формирования образа, о структуре деятельности (деятельность, действие, операция, психофизиологические функциональные системы), о значении, личностном смысле и чувственной ткани как образующих сознания, об иерархии мотивов и личностных смыслов как единицах строения личности. Д. п. выступает как конкретно-научная методология для специальных отраслей психологии (возрастной, педагогической, инженерной, медицинской и т. п.)

Деятельность: сознат. х-р, связь с изготовлением орудий труда, общ. х-р

Структура:

1. Цели (ради чего) и мотивы (почему) Д. Уровень мотивации (обществ – личный х-р).

система ценностей. воля

2. Действия (отл. акт).

Осознанность-импульсивность.

3. практические действия и умственные. навык

4. речевая д.

Компоненты:

1. Этап постановки цели

1 стр., 345 слов

4.Понятие психики и отражение

... психикой; активное избирательное отражение; все психические процессы есть отражение. Психика есть способность отражать Высшая форма психического отражения- сознание Спор тясячалетий, что есть критерий психической деятельности ... др.высшие позвоночные-собаки, дельфины]. Восприятие внеш.мира носит I образный хар ... маллюски)- появление первых элементарных; ощущений и челюстей как органа манипулирования. ...

2. Планирования работы

3. Выполнения, осуществления

4. Проверка результатом, оценка

 

 

Ощущение и восприятие как психические процессы.

 

Ощущение и восприятие теснейшим образом связаны между собой. И одно и другое является так называемым чувственным отображением объективной реальности, существующей независимо от сознания и вследствие воздействия ее на органы чувств: в этом их единство. Но восприятие — осознание чувственного данного предмета или явления. Ощущение же — отражение отдельного чувственного качества или недифференцированные и неопредмеченные впечатления от окружающего. В этом последнем случае ощущения и восприятия различаются как две разные формы или два различных отношения сознания к предметной действительности. Ощущения и восприятия, таким образом, едины и различны. Они составляю: сенсорно-перцептивный уровень психического отражения. Эквиваленты термину «ощущения» — сенсорные процессы и чувствительность.

Ощущение – первоначальный опыт работы анализаторов, связ. с органами чувств и стимулами.

Виды: зрение, слух, обоняние, мышечное, тактильные, болевые и т.д.

Пороги: Абсолютный порог – величина стимула, при кот-ом нач. ощущение (верхний и нижний)

Дифференциальный – при кот-ом нач. различение

Психометрическая функция – зав-сть вероятности обнаружения стимулов от их интенсивности.

Влияют: тренированность анализатора, утомление, установка, характер стимула, «цена ошибки», адаптация (очки на лбу)

Свойства: качество, интенсивность. длительность

 

Восприятие – комплексно, отражение целостного объекта. Позн. процесс, формирующий картину мира. Восприятие времени (оч. сложно. относительность, субъективность, псих. норм)

Свойства: Предметность — объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а как образы, составляющие конкретные предметы.

-Структурность — предмет воспринимается сознанием уже в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.

-Апперцептивность — на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.

-Константность — постоянство восприятия одного и того же дистального объекта при изменении проксимального стимула.

9 стр., 4424 слов

Ощущения как психический познавательный процесс

РЕФЕРАТ "Ощущения как психический познавательный процесс" 1. Ощущения как психический познавательный процесс В качестве психических процессов выступают ощущения, восприятие, мышление, память, воображение. В зависимости от задачи, на которую направляется деятельность, она принимает форму того или иного процесса. Все психические процессы имеют личностномотивационный компонент. В современной ...

-Избирательность — преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.

-Осмысленность — предмет сознательно воспринимается, мысленно называется (связывается с определённой категорией), относится к определённому классу

Осмысление состоит из этапов:

1. Селекция — выделение из потока информации объекта восприятия

2. Организация — объект идентифицируется по комплексу признаков

3. Категоризация и приписывание объекту свойств объектов этого класса

 

Факторы восприятия: Внешние (размер, интенсивность, контрастность, движение. узнаваемость/новизна, повторяемость), внутренние (опыт, установка)

Формы (фигура-фон, константность, группировка) и принципы группировки: близость, подобие, замкнутость, целостность, смежность. общая зона.

Результат – образ

Соц. восприятие (ошибки-эффекты, впечатление о себе и др.)

 

7. Мышление: виды и процессы. Интеллект.

 

М – самая высокая форма опосредованного отражения. Раскрывает сущность. Понимание процессов.

Мышление — высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений.

Виды: Теоретическое (понятийное, образное), практическое (наглядно-обр, наглядно-действенное)

Формы: 1. Понятие — отображенное в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам;

2. Суждение — форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами. Уровни: оценочный и сущностный;

3 стр., 1490 слов

изучить условия работы с детьми нестандартного мышления в начальных классах.

Содержание Введение 3 ГЛАВА 1 Теоретическое исследование условий работы с детьми нестандартного мышления в начальных классах 5 1.1 Понятие нестандартного мышления в современной психолого-педагогической литературе 5 1.2 Особенности развития нестандартного мышления у учащихся начальных классов 11 1.3 Условия развития нестандартного мышления у учащихся начальных классов 15 Выводы по Главе 1 21 ГЛАВА ...

3. Умозаключение — вывод.

Фазы:

1. Осознание проблемы («удивление»)

2. Решение проблемы

3. Внедрение в практику

Операции:

1. Сравнение;

2. Анализ;

3. Синтез;

4. Абстракция;

5. Конкретизация;

6. Индукция;

7. Дедукция;

8. Классификация;

9. Обобщение.

Творческое мышление.

Интеллект – способность переносить опыт в новые условия. Адаптации к среде: инстинкт, навык, интеллект. И у животных.