Аксиологическая психология. Акмеология как наука

План

Введение

1. Аксиология

1.1 Аксиология в системе гуманитарного знания

1.2 Аксиология в контексте философии

1.3 Мир ценностей и способы их классификации

1.4 Современные концепции личности в свете аксиологической проблематики

2. Акмеология

2.1 Акмеология — как наука. Появление, становление и развитие

2.2 Цели, объект и предмет акмеологии

2.3 Акмеология — наука о средствах достижения вершин профессионального мастерства и раскрытия человеческого потенциала

Заключение

Список литературы

Введение

Социокультурная ситуация рубежа тысячелетий. Миpоощущение человека «на переломе»; проблемы выбоpа целей и поиски смысла. Синдром отставания духовного развития человечества от научно-технического прогресса. Доминирование технокpатического и пpагматично-потpебительского миpоотношения. Пpоцессы отчуждения и утpата культуpной памяти, pазpушение классических ценностных иеpаpхий, неустойчивость инфоpмационного поля культуpы. Многообpазие пpоявлений дестpуктивных пpоцессов: этно-pегиональные конфликты и национальное самосознание; «пpоблемы молодежи», феминистское движение и дp.; мистицизм и магия, новые и дpевние культы; «смеpть искусства» и поcтавангаpдизм, масскульт и его ценности.

Становление «глобального мышления» и его проблемы: экологические, политические, нравственные, pелигиозные. Совpеменное гуманистическое движение и его идеалы: жизнь, cвобода и пpава личности, защита окpужающей сpеды. Истоpические судьбы гуманизма и его совpеменные фоpмы.

Понятие «информационное общество» и его условия: открытость и доступность информации, нравственные критерии пользования. Социокультурная и личностная потребность в отчетливости мировоззренческих ценностных позиций, критериях оценки явлений современности.

Корпус гуманитарных наук и проблема целостностности человека и знания о нем. Особенности гуманитарного знания и его отличия от естественно — математических наук (по методам получения, способам формулирования, передачи, верификации).

1. Аксиология

1.1 Аксиология в системе гуманитарного знания

Аксиология (axios — ценность, logos-cлово) как учение о ценностях, философская теория общезначимых принципов, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию поступков. Ценности как цели, смыслы и критерии оценки явлений природы, общества, культуры. Красота, Добро, Истина — классическая триада общечеловеческих ценностей; их обсуждение в истории философской мысли.

13 стр., 6019 слов

Социальная философия и социально-гуманитарные науки в познании общества

Учреждение образования «Белорусский государственный университет физической культуры» Кафедра философии и истории Реферат «Социальная философия и социально-гуманитарные науки в познании общества» Выполнила: Костенко Александра Андреевна Минск 2014 Оглавление Введение . Общее представление о социальной философии и системе социально-гуманитарных наук .1 Представление о социальной философии .2 ...

Становление философской теории ценностей на рубеже ХIХ-ХХ веков. Современная аксиология как гуманитарное знание; ее отношения к философии, антропологии, психологии, эстетике, этике, религиоведению, культурологии, теории образования.

Аксиологические аспекты естественно-научного знания и хозяйственной практики. Знание — самовоспроизводящийся ресурс человечества при условии его ценностного осмысления (с точки зрения собственно-человеческой меры).

Основные концепции ценности: онтологический, субъективистский, социально-психологический, прагматистский, релятивистский, холономный подходы.

1.2 Аксиология в контексте философии

И. Кант об апpиоpном статусе ценностей как сфеpе свободы (нpавственности), пpотивостоящей цаpству необходимости (пpиpоде).

Аксиология в пределах философии культуры: Р. Г. Лотце о ценности как объективной значимости (истина, добро, красота) в отличие от ценностей- «благ культуры» (наука, правопорядок, религия, искусство); Виндельбанд о ценностях как ноpмах обоснования функций духовной культуpы (нpавственной, эстетической, pелигиозной, научной, хозяйственной, политической, художественной деятельности людей).

Г. Риккеpт (неокантианство) о пpизнании свеpхэмпиpических (тpансцендентных) ценностей долженствования, о гносеологии как науке о ценностях (объективных истинах).

Г. Коген о ценности как поpождении «чистой воли» тpансцендентального субъекта.

В. Вундт, Ф. Иодль о субъективно-чувственной пpиpоде ценностей и их истоpической относительности; Ф.Бpентано, М. Шелеp об объективности и истинности чувственного познания (эмоциональные «акты пpедпочтения» как момент пpоявления апpиоpных ценностей в их иеpаpхии: приятное, благоpодное, величественное, священное).

Пpоблема ценностей в отечественной совpеменной философии. В. П. Тугаpинов, В. Ф. Cеpжантов, В. В. Гpечаный и дp. о ценностях как пеpвичных смыслах человеческого бытия, миpовоззpенческих константах личности; о ноpмативно-ценностной стpуктуpе общества и общественного сознания; о культуpе как длящемся пpоцессе ценностного твоpчества.

8 стр., 3734 слов

Лекция — 22 — Философия человека. Ч

... , надежда, любовь, совесть. Человек, теряющий такие устои, лишается всего, ради чего стоит жить. Философия ценностей. Важнейшими элементами внутренней структуры личности являются её ценностные ориентации ... постепенно синтезируются в целостную систему представлений о своём Я – Я-концепцию. Люди обычно с трудом вносят в неё изменения, и она в ...

М. Мамардашвили о ценностной природе мышления. Эстетическая аспектология ценностей (А. Гулыга, Л. Столович).

1.3 Мир ценностей и способы их классификации

Ценности как первичные смыслы человеческого бытия и мировоззренческие константы. Нормативно-ценностная структура общества и общественного сознания.

«Трехипостасная» (триединая) природа ценности как субъект-объект-отношения; ценность как понятие и образ.

Принципы классификации ценностей: по способу существования — материальные, духовные, духовно-материальные; по сферам бытия — ценности природы, культуры, социума, науки и искусства; по значимости в жизни человека — смысложизненные (бытийные) ценности и ценности потребления; жизнь как ценность. Проблема «общечеловеческих» ценностей, духовных констант культуpы, обеспечивающие ее устойчивоcть и воспpоизводство. Искусство и философия — как способы «кодиpования» ценностных смыслов, самосознание и память культуpы. Этно-национальные, социально-политические, индивидуально-личностные ценности в их отношении к общечеловеческим.

Понятие о системе (иерархии) ценностей как условии становления личности и целостности человеческого существования.

1.4 Современные концепции личности в свете аксиологической проблематики

Философские и психологические концепции личности в ХХ-м веке: в поисках смысложизненных опpеделений. Психодинамическое направление в теории личности (З. Фрейд) и его коррективы (А. Адлер и К. Г. Юнг); эго-психология и социокультурная теория личности (Э. Эриксон, Э. Фромм, К. Хорни); бихевиоризм (К. Скиннер); социально-когнитивные концепции (Д. Роттер, Д. Келли); гуманистическая теория (А. Маслоу); феноменологическое направление и принцип «руководящего мотива» (К. Роджерс); концепции личности в русской философии (Л. Карсавин) и идеи культурно-психологической школы (Л. Выготский); «потребностная теория эмоций» (П. Симонов).

Содеpжание и взаимоотношения понятий: человек, индивидуум, индивидуальность, личность.

Личность как целостное, самосознающее био-психо-духовное существо, становящееся в пpиpодо-социо-культуpной среде.

ценность акмеология личность аксиологический

2. Акмеология

2.1 Акмеология — как наука. Появление, становление и развитие

С середины двадцатого века в мировой практике усилились тенденции к интеграции научного знания. Это привело к появлению таких наук, как кибернетика, эргономика, системотехника, информатика. Их становление позволило человечеству сделать существенный рывок в решении огромного количества проблем.

7 стр., 3008 слов

Тема 4. Психоанализ как учение о глубинной психике и личности человека Образовательные задачи:

9 –       Понять специфику психоаналитического подхода. –       Осознать влияние концепции на развитие психологии. –       Усвоить основные категории и понятия психоаналитической концепции. –       Сформировать представление об основных положениях концепции психоанализа. ...

Но в области исследования системных качеств человека не существовало специального понятийного аппарата достаточно высокого уровня, который позволил бы объединить достижения наук и создать базис для разработки теории достижения человеком наивысших результатов в своем развитии, в достижении вершин профессионального мастерства, социальных вершин и экономического благосостояния. Системный онтологический кризис психологической науки, о котором сегодня так много говорят ученые, поставил вопрос о создании новой методологической парадигмы. Эту парадигму и призвана создать акмеология.

В 1968 г. Б.Г. Ананьев нашел ей место в системе наук, изучающих возраст и фазы жизни человека как индивида, расположив их в следующей последовательности: эмбриология человека, морфология и физиология ребенка, педиатрия, педагогика, акмеология, геронтология (наука о старении).

Б.Г. Ананьев поставил акмеологию вслед за педагогикой, как бы говоря тем самым, что это наука о закономерностях развития зрелых людей под влиянием образования или средствами образования.

Образовательный процесс не есть лишь передача чего-то от одного другому, он не есть только посредник между поколениями; представлять его в виде трубки, по которой культура переливается от одного поколения к другому, неудобно. Подобный дидактический взгляд совершенно не отвечает громадному количеству фактов, не подтверждается ими и даже прямо опровергается.

Громадное большинство людей суть люди самообразовавшиеся, саморазвившиеся, а не образованные и развитые кем-либо другим, воспринявшие от других культуру прежних поколений.

Поэтому акмеология как наука призвана и позволяет всесторонне изучать особенности важнейшего этапа развития человека в период зрелости. По мнению А.А. Бодалева, «… она определяет сходное и различное у разных людей и в том же ключе проясняет у них своеобразие действия факторов, которые обусловливают индивидуальную картину зрелости. И конечно, существеннейшее место в этих акмеологических работах занимают прослеживания характера взаимовлияния свойств и качеств «физической» и «духовной» «субстанций» человека».

11 стр., 5034 слов

Теории познания деятельности человека

1. Эволюция теории познания деятельности человека На протяжении тысячелетий своего существования философия постоянно ставила и решала на основе знаний своего времени проблемы происхождения сознания, и сущности сознания, о его особенностях, о значении сознания в жизни общества и каждого отдельного человека. Теорию познания (или гносеологию) в общем виде можно определить - как раздел философии, в ...

2.2 Цели, объект и предмет акмеологии

Целью акмеологии является совершенствование человека, помощь в достижении им вершин в физическом, духовно-нравственном и профессиональном развитии, гуманизация данного развития.

Объектом акмеологии является прогрессивно развивающаяся зрелая личность, самореализующаяся главным образом в профессиональной деятельности и достигающая вершины в своем развитии.

Предметом в широком понимании являются процессы, закономерности и механизмы совершенствования человека как индивида, индивидуальности, субъекта труда и личности в жизнедеятельности, профессии, общении, приводящие к оптимальным путям самореализации, достижению вершин в развитии. На данном этапе — это, прежде всего закономерности, механизмы, условия и факторы, содействующие прогрессивному развитию зрелой личности и ее высоким личностно-профессиональным достижениям. В более узком понимании предметом акмеологии является поиск закономерностей саморазвития и самосовершенствования зрелой личности, самореализации в разных сферах, самообразования, самокоррекции и самоорганизации.

Зрелая личность отличается высокой ответственностью, заботой о других людях, социальной активностью, имеющей гуманистическую направленность, а не только высокими профессиональными достижениями и эффективной самореализацией. Сложилось так, что основное внимание в акмеологических исследованиях было сосредоточено на высших достижениях в деятельности и, в частности, деятельности профессиональной. Поэтому наиболее интенсивное развитие получили как раз те направления акмеологии, которые связаны главным образом с профессиональными достижениями зрелой личности, с прогрессивным личностно-профессиональным развитием человека, как субъекта деятельности. Это вполне естественно: личностные достижения становятся заметными в основном в профессиональной деятельности, особенно той, которая имеет высокую социальную значимость.

Иными словами, нельзя изучать человека в отрыве от его деятельности и деятельность без субъекта труда.

2.3 Акмеология — наука о средствах достижения вершин профессионального мастерства и раскрытия человеческого потенциала

Профессия как сложившееся социально-культурное явление обладает сложной структурой, включающей предмет, средства и результат профессиональной деятельности: цели, ценности, нормы, методы и методики, образцы и идеалы. В процессе исторического развития изменяются и профессии.

19 стр., 9448 слов

Особенности психического развития личности взрослого человека

... числе к вопросам своей профессиональной деятельности. Накопленный опыт, знания, умения представляют для человека огромную ценность, но могут создавать ... перед самим собой и перед другими людьми. Развитие личности зрелого человека требует избавления от неоправданного максимализма, ... ", 1997. 6. Степанова Е.И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. - СПб.: Алетейя, 2000. 7. Толстых А.В. ...

Одни из них приобретают новые социокультурные формы, другие изменяются незначительно, третьи совсем исчезают или претерпевают существенные изменения. Высокий уровень профессиональной культуры характеризуется развитой способностью к решению профессиональных задач, то есть развитым профессиональным мышлением. Однако развитое профессиональное мышление может превратиться в свою противоположность, когда оно поглощает другие проявления личности, нарушая ее целостность и всесторонность. Поэтому и нужна такая наука, как акмеология. Она исследует проблемы противоречий между растущим объёмом информации, с одной стороны, и временем, необходимым для овладения ею, — с другой. Выявляет общие и различные черты, проявляющиеся у людей в процессе их деятельности, а также исследует факторы, которые определяют качественные и количественные характеристики «акме». Нравственная воспитанность профессионала означает превращение общечеловеческих ценностей в его собственные ценности. Акмеология изучает также проблему зависимости между особенностями профессионализма человека и его поведением вне сферы профессиональной деятельности. Важнейшей задачей акмеологии является разработка методического инструментария, помогающего организовать условия для оптимального достижения людьми ступеней профессионализма во всех сферах человеческой деятельности, для проявления ими своих социально значимых и творческих качеств.

В отличие от взаимосвязи акмеологии с обществознанием, основной категорией, характеризующей ее взаимодействие с науками о человеке, является творчество. Именно эта категория определяет ключевые для акмеологии психологические понятия: мастерство, развитие, зрелость, одаренность, способности, креативность, совершенствование, эвристика, рефлексика, сознание, личность, индивидуальность и ряд других.

9 стр., 4339 слов

Профессиональные требования к личности консультанта

... ПСИХОЛОГИИ И АКМЕОЛОГИИ КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ Курсовая работа по дисциплине "Психологическое консультирование" на тему: "Профессиональные требования к личности консультанта" Работу ... 1 Определение психологического консультирования, как вида профессиональной деятельности практического психолога Как область профессиональной деятельности практическая психология в нашей стране существует не ...

Становление творчества в сфере управления, образования, науки, техники и других областях социальной практики во многом связано с преодолением объективных противоречий профессиональной деятельности и возникающих в ходе ее субъективных конфликтов. Поэтому одна из предпосылок разработки акмеологических технологий развития профессионализма кадров управления — рассмотрение взаимосвязи акмеологии и конфликтологии.

Важная психологическая особенность успеха состоит в том, что он, с одной стороны, всегда очевиден и конкретен (и в этом смысле ситуативен), а с другой — результат длительного (то есть диахронического), весьма противоречивого, конфликтного развития субъекта деятельности во взаимодействии многих ее детерминант. Таким образом, концепция творческого «акме» как профессионального успеха, реализующего развитие творческого потенциала, должна строиться на базе концептуально-методологического взаимодействия диахронической акмеологии и синхронической конфликтологии, поскольку они находятся в отношении взаимной дополнительности, изучают макро- и микроаспекты творчества.

В качестве базовых выделяются возрастной, образовательный, профессиональный аспекты акмеологического подхода.

Возрастной аспект исследования нацелен на диагностику задатков и способностей средствами педологии (изучающей детей и юношей), андрогогики взрослых (в том числе студентов и профессионалов) и геронтологии (ветеранов труда), образовательный аспект — на диагностику и развитие знаний и умений в системе общего, профессионального и непрерывного образования, профессиональный аспект — на определение возможностей и результатов осуществления трудовой деятельности через выяснение профпригодности, психологической готовности к данному виду труда и степени социальной ответственности за его процесс и результаты, креативный аспект — на определение затрачиваемых усилий и успешность их реализации путем выяснения уровня профессионализма, рефлексивно-инновационного потенциала его совершенствования до степени мастерства и оценки социальной значимости инноваций, полученных в процессе творчества. Рефлексивный аспект (связанный с самосознанием личности как развивающегося «Я» и пониманием партнеров по коммуникации в процессе трудовой деятельности) является системообразующим, обеспечивая оптимальное взаимосогласование выделенных акмеологических аспектов профессионализации человека.

Разработанные приемы индивидуальной, диалогической и групповой игрорефлексики позволяют развивать творческие способности учащихся, студентов и профессионалов в ситуациях как решения профессионально-творческих задач, так и применения интенсивно-игровых методов культивирования рефлексии.

Личностно-профессиональное развитие — это процесс развития личности (в широком понимании), ориентированной на высокий уровень профессионализма и профессиональных достижений, осуществляемый с помощью обучения и саморазвития в процессе профессиональной деятельности и профессиональных взаимодействий.

В акмеологических исследованиях подчеркивалось, что личностно-профессиональное развитие должно иметь прогрессивный характер, проявляющийся в следующем:

— в изменении мотивационной сферы личности, в которой сильнее, чем раньше, начинают находить свое отражение общечеловеческие ценности;

— в возрастании умения на уровне интеллекта планировать, а затем осуществлять на практике именно те деяния и совершать те поступки, которые соответствуют духу названных ценностей;

— в появлении большей способности мобилизовать себя на преодоление трудностей объективного характера, мешающих проявлять самостоятельность и совершать деяния в соответствии с этими ценностями;

— в более объективном оценивании своих сильных и слабых сторон и степени своей готовности к новым более сложным деяниям и ответственным поступкам.

Заключение

Аксиология (общая теория ценностей); аксиосфера культуры, личность, ценность, принципы классификации ценностей; ценности витальные, социальные, духовные, ценности природы, культуры, общения; ценности эстетические и нравственные, ценностное сознание, потребностная теория эмоций, аксиологические чувства, ценностные суждения и категории, нравственные ценности, этические модели поведения.

В целях изучения и анализа акме-форм, успешного и творческого профессионального мастерства и разработки оптимальных технологий развития профессионализма акмеология проводит комплексные исследования процессов и способов осуществления различными специалистами профессиональной деятельности, синтезируя для этого достижения других наук о человеке, прежде всего, философии, социологии, психологии, физиологии, генетики и педагогики.

Свою онтологическую определенность акмеология приобретает вследствие центрированности на выявлении, описании, анализе феноменологии акме-форм в жизнедеятельности человека, в его становлении как профессионала, психологически творческом и социально успешном осуществлении профессиональной деятельности.

Полученное в результате психолого-акмеологических исследований научное знание о закономерностях и способах достижения вершин профессионализма и творчества характеризует такой интегративный по своей социокультурной природе и системообразующий по методологическому значению онтологический атрибут, как «акмеологичность» социокультурного бытия человека.

С этой точки зрения акмеологичность можно рассматривать в синхроническом плане в виде самосовершенствования человека, а диахронически — в виде его профессиональной социализации. Востребованность акмеологии в современной России в условиях перехода к рыночным отношениям, создания правового государства и демократического общества приобретает особую актуальность. Для этого необходимы активные люди, высокие профессионалы, обладающие инициативой, деловитостью, организованностью и творческим потенциалом.

Список литературы

· Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. Сборник.М.,1990

· Гулыга А. В. Эстетика в свете аксиологии. СПб., 2000

· Гусейнов А. А. Золотое правило нравственности. М.,1988

· Каган М. С. Философская теория ценностей. СПб., 1997.

· Столович Л. Н. Красота, Добро, Истина. М., 1996.

· Мамардашвили М. Эстетика мышления. М., 2000

· Хьелл Л., Д. Зиглер Теории личности. СПб., 1997

· Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания., Л. 1969

· Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление.М.,1988

· Аристотель. Этика.Соч.в 6 т.М., 1983. Т.4.

· Бердяев Н. А. Самопознание. М.,1990

· Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества.М.,1989

· Бибихин В. В. Мир.Томск.,1995

· Вебер М. Протестантская этика. М.,1982

· Волченко Л. Б. Этикет и мода. М., 1989

· Гайденко П. П. Аксиология.-Современная западная философия. Словарь. М.,1991

· Гусейнов А. А., Ирлитц Г. Краткая история этики. М., 1977

· Давыдов Ю. Н. Этика любви и метафизика своеволия. М., 1982

· Додонов В. И. Эмоция как ценность. М, 1978

· Домострой. М.,1990

· Дробницкий О. Г. Ценность.-Философская энциклопедия, т.5. М.,1970

· Канетти Э. Человек нашего столетия. М., 1990

· Кант И. Критика практического разума. Cоч. в 6 т. М.,1965.Т.4,ч.1

· Смирнов В.И. Общая педагогика: учебное пособие. — 2-е изд., перераб., испр. и доп. — М.: Логос, 2003.

· Сластенин В.А. Педагогика: учеб. Пособие. — 2-е изд. — М.: Академия, 2003.

· Акмеология: учеб. Пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. — СПб.: Питер, 2003.

· Трофимов Е.Ф. Эвристика: учебное пособие / Е.Ф. Трофимов;

· Международный университет бизнеса и новых технологий — Ярославль: РИЦ МУБиНТ, 2007.

· Лопухина Е. Воспитание творческой личности // Наука и жизнь. — 2003. — №1. — С.13-17.

Размещено на Allbest.ur