Предпосылки выделения психологии

Предпосылки выделения психологии, как самостоятельной науки (Вундт, Сеченов, Брентано, Мах и Авенариус, Спенсер, Джеймс, Раш).Первые области психологии как самостоятельной науки : психофизиология органов чувств (Г. Гельмгольц), психофизика (Э.Вебер и Г.Фехнер), психометрия (Дондерс).

Создание первой лаборатории экспериментальной психологии в России В.М Бехтеревым в 1885 году и других экспериментальных лабораторий.Создание первой экспериментальной лаборатории В.Вундта и начало экспериментального этапа развития психологии .Вильгельм Вундт (1832-1920) написал 420 книг и статей. Основал первую психологическую лабораторию и собственную школу, развившуюся до мирового масштаба(1879).

Отец экспериментальной психологии. Создал концепции где предмет психологии – сознание, его содержание. Пытался строить психологию по тому же принципу, по которому строятся естественные науки, в частности: физика, химия (элементы сознания).

→ Экспериментальный метод – интроспекция. В 1863 году в курсе лекций по психологии высказывает соображения о том, что эксперимент не может являться единственным источником знания. Следует использовать так же этнологические способы наблюдения (язык, мифы, обычаи).

В этом в частности, выражался дуализм его концепции: экспериментальная и историческая направленность, а так же будучи элементаристом, он указывал на целостность. В 1874 году выходит книга «Основы физиологической психологии», в которой Вундт излагает результаты экспериментального изучения ощущений чувств. Методы исследования заимствованы из физиологии. В этом труде психология предстает как точная наука. В 1896 году выходят «очерки психологии», в которой Вундт излагает «трехмерную» теорию чувств. 1900 год — 10 томов «Психологии народов». 1912 год «Введение в психологию» идею эксперимента Вундт заимствовал у Фехнера. Сам создал лишь метод выражения для исследования чувств. Использовал внешние проявления чувств, физиологических реакций. Думал, что можно найти соответствие между ними и самими чувствами. В последствии отказался от этой идеи. Экспериментом Вундт считал такое исследование, когда путем планомерного изменения раздражителя мы можем изменять проявления. Эксперимент по Вундту лишь там, где есть приборы, вычисления. Вундт ограничивает экспериментальные исследования изучением лишь простейших ощущений, восприятий. Вундт также признавал важность метода интроспекции (прямой метод).

5 стр., 2118 слов

Возникновение научной психологии — экспериментальная психология ...

... исследования. Тем самым Вундт выступил с концепцией единства человека, отка-завшись от еще распространенного в то время представления о дуализме души и тела. Крупным теоретиком новой психологии ... символический и неадекватный способ компенсации чувства неполноценности, которе возникает в детстве и ... изменяет первона-чального ощущения и необходимо лишь определенной достаточ-ной величины увеличение ...

Психологии нет без самонаблюдения. Эксперимент, по Вундту, лишь уточняет данные самонаблюдения. Вундт пытался преодолеть ограниченность ассоцианизма, внося новое представление о перцептивных процессах. Он создает учения о  сознании, которое имеет разные степени ясности и разный объем. Изучает психологическое содержание сознания. Вундт являлся сторонником теоретической психологии. Практика – это не дело психологии, она не должна вмешиваться в решение теоретических проблем. Если практике угодно — пускай использует достижения психологии. Вундт назвал свою психологию волюнтаристской.

Австрийский философ Ф.Брентано (1838-1917). Основными чертами психологи интенциональных актов, которую он разрабатывал, являлись предметность, активность и единство. Считал что нужно изучать не содержание сознания, ощущения — а сам акт восприятия. Акт интенционально содержит в себе объект на который он направлен. Сознание всегда предметно, предметы обладают интенциональным бытием. Душу считал субстанциональным носителем душевных процессов. Выделял три вида духовных актов:

  1. Акты представления: в представлении предметы презентируются сознанию, модификациями этого акта являются восприятие, воображение, понятие.
  2. Акты суждения: в суждении объект мнится, как истинный или ложный.
  3. Акты чувства: в таких актах субъект относится к своему объекту, как к добру или злу.

Отрицал возможность проведения экспериментов. Психические феномены, как акты являются предметом психологии.

Под влиянием психологии Джемс (1842- 1910) создал функционализм. Написал “Основы психологии” (1890).

Он отрицал существование сознания как субстанции, настаивал на его существовании, как функции познания. Он отвергал атомизм в психологии: в самонаблюдении нам открываются не элементы, а цельные конкретные состояния познания, изменчивые в каждый момент времени. Изучать надо функции, операции. В сознании нет связок, оно – это поток. В нем можно выделить качественность и переходные состояния . Характерной чертой потока сознания — является наличие психических обертонов, образов, смутных и неотчетливых явлений сознания. Сознание всегда отличается селективностью. Вопрос о связи состояний с мозгом он решал с помощью теории психического автоматизма — разновидности концепции психофизического параллелизма. После 1916 года это направление перешло в бихевиоризм.

Представители: Дьюи, Энджелл, Мур, Мид. Они выступали против структуралистов в вопросе необходимости исключения из сферы рассмотрения значений, ценностей, отношений, как не наблюдаемых. Кроме того они призывали не ограничиваться сознанием, а рассматривать целостный организм в единстве разума и тела. Недостатки: понятие функции страдало неопределенностью, недооценивали содержательную сторону сознания.

10 стр., 4965 слов

2.2.1. Экспериментальная психология сознания

... акте аналитической интроспекции, он теряет свои свойства, превращается в мертвый «срез» реальности психической жизни. Цель психологии Джеймс полагает не в выявлении элементов опыта, а в изучении приспособительной функции сознания. Сознание ... Титченер разработал метод аналитической интроспекции, усилив тем самым ориентацию его версии психологии сознания на разложение сложных состояний сознания на ...

 

И.М Сеченов (1829 – 1905) считается основоположником отечественной научной психологии. Он пытался объяснить внешнюю деятельность человека с помощью уже известной рефлекторной схемы. В «Рефлексах головного мозга» (1863) он сформулировал рефлекторную теорию в связи с проблемой произвольных и непроизвольных движений. По Сеченову все психические акты развиваются путем рефлекса. Схема психического процесса та же что и рефлекса: начало (внешнее воздействие) , продолжение (центральная деятельность), и конец (реакция: движение, поступок, речь).

Рефлекторный принцип не означает сведения психического к физиологическому, они просто сходны по структуре и происхождению. Работе «кому и как разрабатывать психологию» (1873) излагается общая программа построения психологии. Эта работа была написана в связи с книгой историка — публициста К.Кавелина (Задачи психологии).

По его мнению научная психология должна быть рядом с учением о происхождении психологической деятельности. Он стремился показать начало, центральную фазу и конец психического акта. Он призывал выйти за пределы сознания в систему объективных отношений человека с миром. Он отмечал бесплодность интроспективного метода и развивал идеи генетического подхода в психологии. В дальнейшем Сеченов развивал представления об активном деятельностном характере чувственного познания . Например, смотрение он называет действием: глаз выпускает «щупала», концы которых протягиваются к просматриваемому предмету. Сеченов признавал социальную обусловленность сознания, но не смог включить изучение этого аспекта психики в свою программу. В «элементах мысли»(1878) он дал естественнонаучную разработку мышления.

Эдвард Брэдфорд Титченер родился в Англии, в Чичестере. Он принадлежал к древнему, но обедневшему роду и привык с детства рассчитывать только на свои незаурядные умственные способности, благодаря которым смог добиться получения стипендий для продолжения образования. Сначала он учился в Малвернском колледже, а затем в Оксфордском университете, где изучал философию и классическую литературу, а позднее получил должность ассистента-исследователя на кафедре физиологии.

Находясь в Оксфорде, Титченер увлекся теориями Вундта. В дальнейшем в Лейпциге стал заниматься под руководством Вундта и в 1892 г. получил степень доктора. В 25 лет он отправился в США, чтобы преподавать психологию и руководить научной лабораторией в Корнельском университете.

В период с 1893 по 1900 гг. Титченер занимался оборудованием своей лаборатории, проведением исследований и написанием статей, число которых перевалило за шестьдесят. За 35 лет работы под его руководством были написаны свыше 50 докторских диссертаций по психологии, большая часть которых носила непосредственный отпечаток его идей.

Титченер стал живой легендой Корнелла, хотя многие преподаватели не только не были с ним знакомы, но даже никогда его не видели.

Около 1910 г. Титченер начал писать книгу, в которой собирался наиболее полно отразить свою систему взглядов. К сожалению, умер в возрасте 60 лет от опухоли мозга, прежде чем смог закончить работу.

Основные положения теории Титченера

7 стр., 3327 слов

Вопрос № 7 Сознание как высшая форма психического отражения. ...

... отражения. Генезис и структура сознания. Сознание и его ... Титченер: свойства ощущения – сенсорная ясность (интенсивность) и отчетливость. Чувствования – эмоциональные переживания: Представления – связь ощущений Удовольствие – неудовольствие Напряженность – разрядка Возбуждение - успокоение Вопрос № 7. Сознание как высшая форма психического ...

Титченер называл свою теорию структурализмом, поскольку считал, что предметом психологии должно стать содержание сознания, упорядоченное в определенную структуру, безотносительно к вопросу о том, как эта структура работает. Главные задачи структурализма он видел в предельно точном определении содержания психики, выделении исходных ингредиентов этого содержания и законов, по которым они объединяются в структуры. При этом психика и сознание отождествлялись Титченером, а все, что находится за пределами сознания, относилось им к физиологии.

В своем четырехтомном труде «Экспериментальная психология» (1901-1905) Титченер изложил основные достижения этой науки с позиций структурализма. Сознание Титченер понимал как человеческий опыт в его зависимости от переживающего субъекта. Сам этот опыт, по его мнению, состоит из простейших элементов — ощущений, образов и чувствований, обнаруживаемых благодаря особым образом организованной интроспекции.

Каждый из элементов при специальной установке сознания открывается субъектом с целью диагностики его четырех характеристик: качества, интенсивности, длительности и отчетливости (ясности. Титченер составил список элементарных ощущений, включавший более 44 тысяч сенсорных качеств, большинство из которых были зрительными (32820) и слуховыми (11 600).

Титченер стремился усовершенствовать метод интроспекции с тем, чтобы он открывал экспериментатору истинную картину сознания. Термин структурная психология часто заменял определением экзистенциальная психология, подчеркивая отличие научных данных о сознании от житейских или данных, полученных в других дисциплинах (например, в физиологии).

Сознание имеет собственную структуру и содержание, скрытое за протекающими в нем явлениями. Для того чтобы понять истинную картину сознания, необходима специальная тренировка испытуемых, поскольку они склонны сообщать о внешнем объекте (стимуле), вызвавшем ощущение, а не о собственных ощущениях. Интроспекция эффективна только тогда, когда избегает «ошибки стимула», т. е. не смешивает ощущение объекта с объектом ощущения.

Титченер противопоставил свою школу всем другим школам и направлениям. Чтобы организационно обособиться от них, он не вошел в Американскую психологическую ассоциацию и создал свою группу «Эксперименталисты», проводившую ежегодные конференции. В дальнейшем он издавал «Журнал экспериментальной психологии».